Научная статья на тему 'Государственная политика регулирования развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств'

Государственная политика регулирования развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
701
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кухарская Н.А.

Розкрито поняття експортоорієнтованих та імпортозаміщуючих виробництв. Запропоновано приоритетні напрями розвитку таких виробництв, які включають розробку державної підтримки регіональних експортерів, систему заходів підтримки імпортозаміщення, а також заходи щодо просування товарів на внутрішньому та зовнішньому ринках.Раскрыто понятие экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Предложены приоритетные направления развития таких производств, которые включают разработку государственной поддержки региональных экспортеров, систему мер поддержки импортозамещения, а также меры по продвижению товаров на внутреннем и внешнем рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная политика регулирования развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств»

Н.А. Кухарская

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННЫХ И ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ

Постановка проблемы. Рыночная трансформация экономики Украины принципиально изменила роль государства как хозяйствующего субъекта и как макрорегулятора. Оно перестало быть практически

единственным собственником ресурсов производства и его результатов, общественно-экономическим центром, определяющим основные параметры развития экономики на макро-, мезо- и микроуровнях.

Система государственной

поддержки хозяйствующих субъектов в Украине пока недостаточно эффективна и не обеспечивает в полной мере экономических, правовых,

организационных и информационных условий для функционирования развитого промышленного сектора экономики, гарантирующего стабильные темпы экономического роста. Поэтому в сложившейся в Украине экономической ситуации необходимо

совершенствование государственной политики регулирования внутренних и внешних рынков отечественных товаров на основе поддержки развития экспортоориентированных и

импортозамещающих производств.

Проблемные вопросы

государственной политики

регулирования развития

экспортоориентированных и

импортозамещающих производств

широко рассматриваются в научных работах украинских ученых-экономистов, таких как А.И. Амоша, Б.В. Буркинский, А.С. Гальчинский, В.М. Геец,

Я.И. Жалило, В.И. Захарченко,

И.Ф. Коломиец, И.В. Крючкова,

О.Е. Кузьмин, Н.Г. Чумаченко и др.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что вопросы, касающиеся проблематики государственной политики регулирования развития

экспортоориентированных и

импортозамещающих производств,

остаются нерешенными. При этом без системы научно обоснованных подходов к государственной политике

регулирования этих видов производств, адаптированных к рыночным условиям ведения хозяйства, невозможно продолжение экономических реформ в Украине.

Важнейшим направлением

государственного воздействия на развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств

является промышленная политика. Её роль и вклад в стимулирование темпов экономического роста во многом объясняется тем, что Украина унаследовала от СССР чрезвычайно высокую долю промышленности в ВВП. В 1991-1992 гг. она составляла более 60%. В дальнейшем в условиях перехода к постиндустриальной стадии развития она стала постепенно снижаться за счет расширения сферы торговли и услуг.

Доля же промышленности в структуре ВВП в переходных условиях является одним из важнейших факторов экономического роста. Украина пока ещё остается одним из крупных производителей промышленной

продукции в мире, а поскольку доля этой

© Кухарская Наталья Александровна - кандидат экономических наук.

Институт проблем рынка и экономико-экологических исследований НАН Украины, Одесса.

ISSN 1562-109X

отрасли в ВВП достаточно велика, то спад в ней практичес-

ки исключает экономический рост. Промышленное производство оказывает определяющее влияние на положение дел в транспорте, строительстве и опосредованно воздействует на остальные отрасли экономики, т.е. динамика промышленного производства прямо или косвенно в весьма значительной степени формирует

динамику экономики в целом. Поэтому в поиске путей обеспечения

экономического роста в стране необходимо, в первую очередь, обратиться к промышленному сектору экономики.

Интерес представляет динамика изменения индекса промышленной продукции (см. таблицу).

Годы

1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999

100,0 95,2 93,6 92,0 72,7 88,0 94,9 99,7 99,0 104,0

Таблица. Индекс производства промышленной продукции * в % к предыдущему году

Годы 2000 2005

2000 2001 2002 2003 2004 2005 1990 1994 1990 1994

112,4 114,2 107,0 115,8 112,5 103,1 57,4 70,0 94,2 115,0

*Составлено автором на основании www.ukrstat.gov.ua.

Наиболее значительный спад промышленного производства

наблюдался в 1994 г. и в предшествующие ему годы. Выход же из стагнации пришелся, как известно, на 2000 г. При этом производство промышленной продукции в этом переломном для независимой Украины году по отношению к 1990 г. составило всего 57,4%, а к 1994 г. - 70%.

Несмотря на позитивную динамику развития промышленного производства в стране все последующие годы, в 2005 г. наблюдался резкий спад этого процесса, что нашло отражение в резком падении уровня ВВП (до 2,6%).

С одной стороны, во все анализируемые годы выделяются деятельностью доминирующие

экспортеры, представляющие высокую значимость для экономики страны, поскольку экспорт составляет 58% украинского ВВП. Однако большей частью производимой и продаваемой за

рубежом является продукция первичной стадии переработки, т.е. продукция с низкой добавленной стоимостью: изделия черной металлургии и продукты переработки нефти и химической промышленности.

С другой стороны, прочие отрасли промышленности (машиностроение, легкая, пищевая), ориентированные, как правило, на выпуск продукции с большой добавленной стоимостью, работали с очень низкой эффективностью. Данный феномен получил название «виртуальной экономики», в которой предприятия, созданные при планово-

административной системе, продолжали функционировать и выпускать продукцию, но в целом не создавали добавленную стоимость. Причиной подобного положения выступала нерентабельность предприятий. Более того, предприятия, работая себе в убыток, накапливали долги перед поставщиками, работниками и

бюджетами различных уровней. Денежные расчеты при возможности заменялись бартером, который не решал проблем выплат зарплаты и налогов. С годами эти отрасли все больше стали ориентироваться на поставки из-за рубежа не только комплектующих, но и готовой продукции. Например, импорт электротехнических машин за 10 лет увеличился в 3,6 раза, а легковых автомобилей - в 33,3 раза.

Для эффективной интеграции Украины в систему мирохозяйственных связей на основе улучшения структуры и пропорций внешнеэкономического

обмена актуальным является

наращивание экспортоориентированного производства продукции высокой степени переработки и организация в регионе импортозамещающих

производств, основанных на структурных преобразованиях отечественного

производства, повышении

конкурентоспособности продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Экспортоориентированное производство - производство продукции отечественных товаропроизводителей, которое способно вытеснить с мировых рынков импортные аналоги в силу своих превосходящих конкурентных

преимуществ.

Развитие

экспортоориентированного производства должна обеспечивать

экспортоориентированная политика, которая является одним из направлений политики внешней открытости региона. Ориентация на экспорт оправдана прежде всего в отношении продукции обрабатывающей промышленности с высокой степенью переработки. Среди мероприятий экспортной политики можно назвать гарантии правительства под внешнеэкономические проекты, предоставление налоговых льгот предприятиям - экспортерам,

направляющим валютные средства на реконструкцию и техническое

перевооружение производства.

Однако, учитывая активное включение Украины в международное разделение труда, необходимо выделить следующие проблемы:

возможности экспортировать

простейшие товары и услуги в Украине ограничены. Мировой рынок такими товарами и услугами насыщен или близок к насыщению;

возможный резерв связан с разработкой новых оригинальных технологий и производством

оригинальных видов товаров и услуг для дополнительных ниш на мировом рынке;

возможно включение в торговлю «промежуточных» промышленных

товаров и услуг, что в настоящее время недооценивается украинскими

производителями. Проблема для последних заключается в жесткости договорных обязательств и качества продукции.

Экспортоориентированными производствами в Украине являются черная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, отрасли машиностроения.

Импортозамещающее производство - производство продукции отечественных товаропроизводителей, которое способно вытеснить с национального рынка импортный аналог в силу своих более привлекательных потребительских качеств.

Развитие такого производства должна обеспечивать политика импортозамещения, нацеленная на развитие в регионе производства товаров, потребление которых в настоящее время в значительной мере обеспечивается за счет импорта.

В экономической литературе можно встретить несколько определений понятия «импортозамещение»:

прекращение ввоза в страну данного товара в связи с организацией его производства на месте [1, 755];

уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичного товара. Подобные товары называются импортозамещающими [2, 727];

уменьшение или прекращение импорта товара вследствие организации его производства внутри страны [3, 629].

Перспективным представляется сценарий импортозамещения,

означающий ускоренное развитие машиностроения, агропромышленного комплекса, отраслей, производящих товары народного потребления, что послужит основой экономической интеграции регионов страны.

Государство располагает различными инструментами по стимулированию импортозамещения. Импортный тариф используется для защиты новых отраслей, стимулирования местного производства, пополнения доходов государственного бюджета. Нетарифные барьеры (квоты, добровольные ограничения экспорта, скрытые и финансовые методы торговой политики) должны постепенно заменяться тарифным эквивалентом в целях реализации принципа свободы торговли. Квотирование импорта, не

конкурирующего с местным

производством, обычно вводится в связи с ухудшением торгово-

го баланса и должно быть устранено при появлении признаков оздоровления внешней торговли.

Можно выделить два варианта импортозамещающей стратегии:

1) внутриориентированный -освоение внутреннего рынка

производственных и продовольственных товаров, в первую очередь, порождающий структурные сдвиги в

экономике регионов Украины в направлении её дальнейшей

индустриализации;

2) внешнеориентированный -нацеленный на продвижение украинских изделий на мировой рынок, способный порождать сдвиги в структуре экономики в направлении её постиндустриального развития.

Импортоориентированными производствами можно назвать машиностроение, легкую и пищевую промышленность.

Создание импортозамещающих производств одновременно могло бы решить комплекс социально-экономических задач - возрождение промышленности, сокращение

безработицы, повышение уровня жизни населения, что в дальнейшем позволило бы снизить кредитную зависимость регионов от международных финансовых организаций и укрепить их экономическую безопасность.

Для экономического

стимулирования процессов

импортозамещения необходимо

регулирование уровня цен на импортную и отечественную продукцию. В условиях рынка это возможно при условии поддержки регионального производства импортозамещающей продукции. В качестве одной из таких мер было бы полезно введение региональной торговой наценки на импортную продукцию в пределах, например 5-10%, что при сохранении цен на продукцию отечественного производства на прежнем уровне и организации хорошей рекламы позволило бы ориентировать

покупательский спрос на собственные качественные товары. В условиях промышленного спада и низкой покупательской способности основных категорий потребителей администрации областей могли бы выполнять посреднические функции между

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

товаропроизводителями и

потребителями.

Однако заметим, что

капиталовложения в

импортозамещающую промышленность создают лишь четвертую часть рабочих мест, которые при тех же объемах инвестиций может дать ориентированная на экспорт промышленность.

Следовательно, ориентация экономики на экспорт дает больший вклад в экономический рост, чем стратегия импортозамещения.

При этом и

экспортоориентированное, и

импортозамещающее производство

является прежде всего результатом повышения конкурентоспособности национальных товаров.

В период перехода к рыночным отношениям большое значение имеют преобразование и модернизация производства, позволяющие сократить выпуск нерентабельной и не отвечающей требованиям рынка продукции и создать благоприятные условия для развития в регионе производств, которые могут при сокращении издержек производства обеспечить высокое качество товаров, способных конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Особенно выгодно развивать

производство продукции, которая требует относительно низких

капиталовложений.

Модификация существующих

производственных мощностей требует меньших затрат, чем второе основное направление преобразования

экономической структуры производства - создание нового производственного потенциала, которое связано с международным обменом, с закупками машин и оборудования. Однако и модернизация, призванная уменьшить расход материалов, улучшить качество и технический дизайн производимой

продукции, также требует замены устаревшего оборудования на гибкие производственные системы, которые легко приспосабливать к изменению профиля производства.

Поэтому политика стимулирования импорта и экспорта

высокотехнологической продукции,

машин и оборудования должна включать: освобождение от уплаты таможенных платежей или установление низких ставок импортных пошлин на ввозимое оборудование, если аналогичное оборудование в стране не производится либо выпускается в ограниченных объемах; предоставление льготных кредитов экспортерам

машинотехнических изделий;

государственную поддержку

выставочной деятельности

машиностроительных компаний. Целью данной политики является повышение эффективности и международной конкурентоспособности экономики, изменение структуры экспорта в сторону снижения сырьевой компоненты и повышения удельного веса продуктов обрабатывающей промышленности и услуг, развитие интеллектуального потенциала, улучшение финансового положения предприятий

машиностроения и связанных с ним отраслей и в конечном итоге создание основ постиндустриальной экономики.

Составной частью структурной перестройки экономики является конверсия производства на оборонных предприятиях. Для электротехнической, машиностроительной, химической

промышленностей и военных отраслей характерна относительно высокая многофункциональность. Наипростейший маневр состоит в изменении назначения готового продукта: он должен быть направлен в отрасль, развитие которой позволит увеличить выпуск товаров широкого

потребления. Если удастся реализовать такой путь, то существующего прироста продукции, ориентированной на внутренний и внешний рынки, можно добиться с меньшими

капиталовложениями.

В качестве меры по развитию производства импортозамещающей

продукции необходима разработка и проведение такой промышленной политики, которая побудила бы товаропроизводителей максимально удовлетворять потребности внутреннего рынка товарами собственного производства при сравнительном снижении цен. В этом случае будут создаваться стимулы к увеличению товарной массы и, следовательно, к оживлению производства.

Выработка региональной

маркетинговой политики обеспечивает эффективность развития товарного производства, формирование ресурсов для решения социальных задач. Основным результатом маркетинговой стратегии является выработка товарной специализации региона, которая достигается на основе изучения сравнительной эффективности

товаропотоков и предложений по:

максимизации эффективного

вывоза продукции товаропроизводителей в другие регионы, стимулирование участия в конкурсах на выполнение государственного заказа;

максимизации экспорта товаров; развитию импортозамещающих производств конкурентоспособной продукции, максимизации внутреннего потребления продукции региональных товаропроизводителей, в т.ч. созданию замкнутых технологических цепочек;

воздействию на сокращение ввоза промышленной продукции из других регионов, разработке экономически целесообразных путей удовлетворения потребностей в ней.

Основные экономические

результаты региональной маркетинговой политики состоят в выработке такой структуры производства, которая оптимально учитывала бы

удовлетворение внутренних

потребностей, вывоз (экспорт) и сокращение ввоза (импорта),

ориентировалась бы на будущий спрос.

Выводы. В целях

совершенствования государственной политики регулирования развития экспортоориентированных и

импортозамещающих производств нами выделены следующие приоритетные направления.

1. Разработка механизма государственной финансовой поддержки региональных экспортеров.

Такой механизм мог бы включать следующие меры:

а) предоставление гарантий экспортерам под привлекаемые уполномоченными банками кредитные ресурсы для обеспечения оборотными средствами экспортные контракты предприятий и организаций;

б) льготное кредитование экспорта продукции высокой степени обработки (предоставление государственных кредитов предприятиям и организациям для финансирования высокоэффективных ориентированных на экспорт инвестиционных проектов и экспортных контрактов);

в) хеджирование экспортных кредитов для обеспечения экспортеров от коммерческих (банковских) рисков;

г) финансирование организационных и специальных мер стимулирования экспорта (создание и обслуживание системы внешнеторговой информации, экспертное сопровождение экспортеров);

д) предоставление государственной финансовой поддержки на срочной и возвратной основе по

высокоэффективным

экспортоориентированным и

импортозамещающим проектам.

2. Разработка механизма повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, которая включает:

а) содействие развитию стандартизации и сертификации промышленной продукции и повышение качества систем управления производством;

б) содействие активизации инновационной деятельности:

повышение инновационного

потенциала территории путем

активизации имеющихся у них научно-технических и образовательных ресурсов;

создание благоприятных условий для частных капиталовложений в сферу НИОКР и освоение новых технологий;

в) государственная поддержка лизинговой деятельности с целью освоения высокотехнологических производств.

3. Разработка механизма содействия продвижению товаров на внутреннем и внешнем рынках, которая включает следующие основные направления:

а) совершенствование системы финансирования и информационного обеспечения выставочно-ярмарочной деятельности предприятий и организаций региона;

б) содействие расширению экспортных возможностей предприятий через организацию поставок по субконтрактам с зарубежными фирмами;

в) содействие транспортному обеспечению экспортных перевозок;

г) развитие взаимодействия с торговыми представительствами региона.

4. Разработка системы мер поддержки импортозамещающих производств, которые включают:

а) разработку предложений предприятиям по выпуску определенных товаров, оказание мер поддержки (при условии их эффективного вхождения в соответствующие рынки). Предложения вырабатываются на основе маркетинговых исследований с учетом финансового состояния товаропроизводителя и возможностей региона;

б) разработку предложений по замене импортных комплектующих на конкурентоспособные отечественные с формированием замкнутых технологических цепочек;

в) налоговое стимулирование импортозамещения;

г) в рамках страны - решение вопроса о защите внутреннего рынка от импорта, установление экономически оправданных таможенных барьеров;

д) создание системы контроля качества ввозимой продукции, запрет ввоза, организация антирекламы некачественной и вредной продукции;

е) разработку системы мер по экономической поддержке производства собственной конкурентоспособной продукции вместо импортной. Следует учитывать, что у региональных товаропроизводителей есть экономическое преимущество, заключающееся в минимальных транспортных издержках.

В настоящий момент

государственная политика регулирования внутренних и внешних товарных рынков должна строиться также и на максимальном вовлечении в

хозяйственный оборот относительно конкурентной части имеющихся производственных мощностей,

оборудования в сочетании со стимулированием внутреннего спроса, с четкой программой государственного регулирования степени открытости регионального рынка.

Литература

1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Правовая культура, 1994. - 528 с.

2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный

экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.

3. Економiчна енциклопедiя: У 3-х томах. Т.1 / Редкол.: С.В. Мочерний (вщп. ред.) та ш. - К.: Вид. центр «Академiя», 2000. - 864 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.