Научная статья на тему 'Государственная политика предупреждения и ликвидации социальных последствий финансового кризиса: зарубежный опыт'

Государственная политика предупреждения и ликвидации социальных последствий финансового кризиса: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / СОЦИАЛЬНЫЙ / ПРОГРАММА / ПОДДЕРЖКА / CRISIS / SOCIAL SUPPOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бушуева И. В., Михалев И. В.

В статье на основе данных официальных правительственных сайтов, сайтов исследовательских и международных финансовых организаций, а также различных банков и компаний рассматриваются основные мероприятия и программы, реализуемые в странах Европы и США в целях предупреждения и ликвидации социальных последствий мирового финансового кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public Policy to Prevent and Reduce the Social Impact from the Financial Crisis: International Practice

The authors analyze websites of governments, research and financial organizations in Europe and the United States to show policies and programs targeting the social aftermath of the global financial crisis.

Текст научной работы на тему «Государственная политика предупреждения и ликвидации социальных последствий финансового кризиса: зарубежный опыт»

Литература

1. Васин А.А. Исследование операций: Учебное пособие для студентов вузов/А.А. Васин, П.С. Краснощеков, В.В. Морозов. М.: Изд. центр «Академия», 2008.

2. Сдвижков О.А. Excel-VBA. Словарь-справочник пользователя/

О.А.Сдвижков. М.: Эксмо, 2008.

3. Сдвижков О.А. MathCAD-2000: Введение в компьютерную математику. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2002.

УДК 330.12

Государственная политика предупреждения и ликвидации социальных последствий финансового кризиса: зарубежный опыт

Бушуева И.В., д-р экон. наук, профессор, naceka@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет сервиса»,

Михалев И.В., канд. социолог. наук, Комитет Совета Федерации по социальной

политике и здравоохранению

В статье на основе данных официальных правительственных сайтов, сайтов исследовательских и международных финансовых организаций, а также различных банков и компаний рассматриваются основные мероприятия и программы, реализуемые в странах Европы и США в целях предупреждения и ликвидации социальных последствий мирового финансового кризиса.

Ключевые слова: кризис, социальный, программа, поддержка.

The authors analyze websites of governments, research and financial organizations in Europe and the United States to show policies and programs targeting the social aftermath of the global financial crisis.

Key Words: crisis, social suppor .

Разработка концептуальных основ социальной политики в современном мире невозможна без осмысления социальных последствий финансового кризиса и оценки действий правительств развитых стран всего мира, нацеленных на ликвидацию существующих проблем и предотвращения потенциальных негативных явлений в будущем. Краткий экскурс в историю возникновения и развития кризиса поможет охарактеризовать порожденные им социальные проблемы. Как известно, предшественником мирового финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис

в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов, которые в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов (subprime). Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и затронул не только США, но и другие страны. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы. Центральные банки многих стран Европы, а также Англии, Японии, США и Австралии попытались снизить ставки денежного рынка и занялись интервенцией. Несмотря на их усилия, уже в августе 2007 года дефицит ликвидности стала испытывать вся мировая система. Тогда ипотечный кризис США ощутила на себе и Европа. Подобно США, в Европе банкротились банки, и сокращалось производство. В январе 2008 года трейдер Французского банка Сосьете Женераль (Societe General) открыл позиции на европейских фондовых биржах на сумму 50 млрд евро, в результате банк понес убытки в размере 5 млрд евро. После закрытия этих позиций последовала волна распродаж и падение биржевых индексов. Указанное событие стало предвестником начинающегося кризиса в Европе. Из всех европейских стран в самой тяжелой ситуации оказалась Исландия. Осенью 2008 года власти Исландии заявили, что страна может стать банкротом, потому что не сможет расплатиться с внешними долгами. Финансовый кризис в Европе распространился на все страны Еврозоны и Европы в целом, отразился на промышленном производстве, что повлекло за собой резкий рост безработицы.

В целом, все последствия настоящего финансового кризиса можно разделить на две группы. Первая группа - это текущие последствия, они являются оперативной реакцией на кризис. Их анализ позволяет оценить состояние экономики и общества в краткосрочной перспективе. Наиболее ощутимыми из таких последствий являются сокращение персонала фирм и учреждений и, как следствие, резкий рост безработицы, инфляция, рост темпов падения экономических показателей, «замораживание» строительства коммерческой и некоммерческой недвижимости. Влияние финансового кризиса ощутили практически все предприятия. Даже самые крупные компании сворачивают многие инвестиционные программы, всеми возможными путями сокращают расходную часть своего бюджета, что, в свою очередь, влечет за собой массовое увольнение и сокращение рабочих мест, прежде всего, в финансовых компаниях, банках и строительных компаниях, а также на производстве. Массовые увольнения сопровождаются противоречивой реакцией сокращенных работников. Многие из них, даже находясь в трудной финансовой

43

ситуации, предпочитают занять выжидательную позицию, чем активно трудоустраиваться на менее оплачиваемые должности (таких должностей оказалось достаточное количество, поэтому параллельно с сокращениями многие предприятия начали новые рекрутинговые компании). Показательна реакция банковской системы, пытающейся защитить себя в новых условиях: ужесточение требований к

потенциальным заемщикам, повышение ставок по вновь выдаваемым (а также частично и по уже выданным) кредитам. Здесь возникает второе противоречие в реакции на ситуацию со стороны социума: население волнуется за сохранность своих сбережений и, соответственно, стабильность банков, однако при этом население не хочет обеспечивать эту стабильность за счет выплаты повышенных процентов по потребительским и ипотечным кредитам.

Вторая группа последствий кризиса - те изменения, которые ожидают нас в долгосрочной перспективе. Оценка указанных последствий мирового финансового кризиса относится к области более или менее точных прогнозов, требующих всестороннего исследования взаимовлияния всех проявлений кризиса как на национальные и мировую экономику в целом, так и на социум.

Глобальный характер кризиса не означает, однако, что его последствия будут одинаковы для всех стран и всех секторов экономики. Как и в случае с причинами возникновения кризиса, его последствия сильно различаются в зависимости от уровня промышленного развития государств и антикризисных мер, которые предпринимаются властями. Это хорошо видно на примерах текущих экономических последствий - темпы падения ВВП в разных странах за сравнимые периоды отличаются весьма существенно. Естественно предположить, что долгосрочные последствия у них также вряд ли будут одинаковыми. В качестве первого и безотлагательного действия в борьбе с экономическим кризисом, все страны пытаются восстановить нормальную работу банковской системы. Именно от этого зависит бесперебойность функционирования экономики: своевременность прохождения платежей, обеспечивающая взаимодействие экономических субъектов, собираемость налогов, получение заработной платы, расходы и сбережения населения и т.д. - все то, что обеспечивает нормальную деятельность хозяйственного механизма. Однако не менее важной является работа реального сектора экономики, который является основой деятельности государства, обеспечения социально-экономических условий жизнедеятельности для его населения. Поэтому, особенно после непосредственного отступления угрозы обрушения банков, власти лидирующих европейских стран, таких, как

44

Великобритания, Германия, Франция, взялись «перекраивать» пакеты

антикризисных мер исходя из приоритета поддержки реального сектора экономики и разработки социальных программ помощи населению. Рассмотрим конкретные примеры реализации государственных социальных антикризисных программ европейских стран и США.

Правительство Великобритании реализует антикризисные социальные меры на государственном, региональном и муниципальном уровнях [1]. Их основная цель - защита населения от самых тяжелых последствий экономической рецессии. В правительственной программе социальной поддержки Великобритании можно выделить четыре основных этапа по достижению реальных результатов в помощи гражданам в преодолении негативных последствий экономического спада (рис. 1).

Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 4

Защита \ Своевременная \ Налаживание Инвестиции в

сбережений \ реальная \ системы \ восстановление

Населения и \ помощь \ кредитования \ экономики

стабилиза- / нуждающимся / /

ция банков / категориям / /

/ граждан и / /

/ предприятий /

Рис. 1. Этапы антикризисной программ правительства Великобритании

Шаг 1. Защита вкладчиков и стабилизация банков

Правительство Великобритании предпринимает определенные действия, чтобы защитить сбережения населения и не допустить краха банковской системы. Государство сделало инвестиции в коммерческие банки в обмен на акции, которые они будут продавать в будущем, чтобы обеспечить лучшую прибыль и выгоду для налогоплательщиков. Банки, получающие государственную помощь должны увеличивать долю ипотечного кредитования и займов на развитие бизнеса.

Шаг 2. Оказание своевременной реальной помощи

Правительство способствует поднятию экономики Великобритании, оказывая своевременную реальную помощь населению и предприятиям. В первую очередь это меры, реализуемые в сфере налогообложения.

1. Снижение налога на добавленную стоимость (НДС). В декабре 2008 года было объявлено о снижении ставки налога на добавленную стоимость с 17,5% до 15%. Новая ставка действовала в период с 1 декабря 2008 года по 31 декабря 2009

года. Тем самым британское правительство рассчитывало стимулировать потребление в период мирового финансового кризиса.

2. Снижение подоходного налога. Порог налогообложения увеличился на 600 фунтов стерлингов от 5435 до 6035 фунтов стерлингов, а порог, при котором начинает применяться прогрессивная система налогообложения, сокращены на 600 фунтов стерлингов за счет снижения базовой ставки с 36000 до 34800 фунтов стерлингов. Это означает, что 22 млн великобританцев с низкими и средними доходами в 2008--2009 годах платили на 120 фунтов стерлингов меньше подоходного налога, и около 600 тыс. с низкими доходами выведены из подоходного налога в целом. В то же время ставка подоходного налога для британцев, зарабатывающих от 150 тыс. фунтов стерлингов в год (225 тыс. долл. США), повысилось до 45%. Как ожидалось, эта мера должна была коснуться примерно 350 тыс. жителей Великобритании и принести в госбюджет около 1,5 млрд фунтов стерлингов. Ранее ставка подоходного налога для состоятельных людей в Великобритании составляла 40% и распространялась на британцев, зарабатывающих от 39 тыс. фунтов стерлингов в год. Этот налог платили около четырех млн чел.

3. Введение налоговых каникул. Налоговая инспекция регламентировала отсрочку выплаты налогов с целью защитить рабочие места. Более 2 млрд. фунтов стерлингов налогов было отложено в 116 фирмах с ноября 2008 года [2].

Меры в сфере социальной защиты и социального обеспечения, реализуемые дополнительно к традиционным, включали в себя следующие мероприятия.

1. Увеличение детского пособия (Child Tax Credit) до 150 фунтов стерлингов. Детское пособие выплачивается с 5 января 2009 вместо запланированного 6 апреля 2009 года [2].

2. Шесть ключевых мер, чтобы помочь людям остаться в своих домах и избежать вступления кредитора во владение имуществом должника, включая 200 млн. фунтов стерлингов по «Программе помощи ипотечным заемщикам» (Mortgage Rescue Scheme) [3].

3. Оказание помощи людям, ищущим работу. Государство выделяет работодателю субсидию в размере до 2500 фунтов стерлингов на обучение, если они нанимают сотрудника, который был безработным более 6 месяцев.

Шаг 3. Налаживание функционирования системы ипотечного кредитования и кредитования бизнеса

Реализуется в форме принятия антикризисных обязательств финансовокредитными институтами. Правительство подписало обязывающие соглашения с

46

банковской группой Lloyds Banking Group, британской инвестиционной компанией NatWest и Королевским банком Шотландии (Royal Bank of Scotland), на то, чтобы увеличить предложение кредитов на сотни миллионов фунтов в неделю для новых ипотечных и бизнес-кредитов. Правительство также уполномочило Банк Англии (Bank of England) использовать этот подход к обеспечению достаточного количества денег в обороте. Ввод дополнительных денег в систему (его называют количественным послаблением) нацелен на предотвращение возникновения опасной спирали снижения цен, поддержку экономики и сохранение рабочих мест.

Шаг 4. Строительство будущего Великобритании путем инвестирования с целью скорейшего восстановления экономики. Указанный шаг подразумевает вложение средств для восстановления и построения сильной экономики в будущем, с новыми рабочими местами и повышением уровня жизни. Привлечено 3 млрд. фунтов стерлингов инвестиций для построения нового жилья, школ, больниц, организации транспорта и мер по энергосбережению. Все это должно создавать новые и защищать уже существующие рабочие места.

Необходимо отметить также меры информационной поддержке населению. При правительственном содействии организован специальный сайт, информирующий население о видах помощи, которую они могут получить от государства, -- http://www.realhelpnow.gov.uk/ [4].

Правительство Франции прибегает к прямой помощи системообразующим компаниям на условиях сохранения масштабов производства, рабочих мест и снижения вознаграждений топ-менеджменту. Так, в феврале 2009 года оно оказало финансовую поддержку крупнейшим автопроизводителям страны - альянсу PSA Peugeot Citroen и Renault. Корпорации получают средства в размере 6 млрд евро под 6--7%, тогда как ставки банков составляют 11 — 12%. В обмен производители гарантируют не закрывать заводы, отказаться от сокращения сотрудников на время выплат по кредиту, обязуются уменьшить дивиденды и сократить премии высшему

24

руководству .

Аналогичные меры принимаются и в Германии: была оказана прямая поддержка мюнхенскому ипотечному банку Hypo Real Estate Holding AG, работающему на рынке недвижимости. Правительство Германии приобрело 8,7% его акций на сумму 60 млн евро. До этого в 2008 г. на его поддержку уже выделялось 62

24 Однако в то же время следует отметить, что Франция будет вынуждена была в 2009 году занять 154 млрд евро для обеспечения обещанных гарантий национальным предприятиям, т.к. запасы государственных инвестиционных фондов практически истощены [6].

млрд евро. Кроме того, в марте текущего года Правительство Германии утвердило новые правила, касающиеся ограничения зарплат топ-менеджеров. Однако не все крупные производители Германии могут рассчитывать на такую помощь. Так, в марте этого года было отказано в оказании прямой финансовой помощи известному немецкому автопроизводителю - концерну Opel, входящему в американскую компанию General Motors, с целью недопущения перетекания капитала за границу

[7].

Правительство Нидерландов подготовило пакет мер, стимулирующих экономику и оказывающих социальную поддержку населению в условиях кризиса с выделением на эти цели шести млрд. евро в период 2009--2010 годов [8]. Указанный пакет антикризисных мер нацелен на стабилизацию в следующих сферах: трудовая деятельность, инновации и развитие, инфраструктура и строительство, ликвидность компаний, восстановление государственных финансов.

В целях недопущения роста безработицы в рамках антикризисных мероприятий Институт выплат и пособий для рабочих и служащих Нидерландов (UWV) рекомендует работодателям сокращение продолжительности рабочего времени вместо сокращения сотрудников [9]. Также начал применяться централизованный подход в повышении квалификации или переквалификации кадров - в некоторых случаях правительство берет на себя обязательства по выплате части заработной платы сотрудникам при условии, что компании вместо увольнения сотрудников обеспечивают им возможность учиться и осваивать новые навыки в период отсутствия работы по профилю. Таким образом, сотрудники, подлежащие сокращению, повышают свою квалификацию либо приобретают новые навыки и, следовательно, становятся более востребованными на рынке труда. В то же время в целях снятия чрезмерной нагрузки с пенсионной системы и обеспечения достойной пенсии граждан Нидерландов в правительстве этой страны обсуждается вопрос об увеличении пенсионного возраста с 65 до 67 лет [10].

Нидерландское правительство считает необходимым в условиях кризиса инвестировать средства в развитие инновационных технологий, промышленности, энергетики и охрану окружающей среды, потому что успешное развитие этих сфер оказывает положительное влияние на экономику и общество в целом. При поддержке Министерства по экономическим вопросам организованна программа SenterNovem [11], призванная стимулировать устойчивый экономический рост и поддержку инновационных идей, посредством организации коммуникации и обмена знаниями между рынком и правительством на национальном и международном

48

уровнях. Частные компании, исследовательские институты, предприниматели и ученые могут обратиться в SenterNovem за советом, информацией или финансовой поддержкой.

Программа антикризисных мер США, утвержденная в феврале 2009 года президентом, носит название «План американского восстановления и реинвестирования 2009» (табл. 1) [12]. Законопроект направлен на стимулирование экономической активности в стране и сохранение рабочих мест. Объем выделяемых в рамках Программы на реализацию антикризисных мероприятий средств составляет 787 млрд долл. США

Таблица 1

Программа антикризисных мер США 2009 (American Recovery and Reinvestment

Act 2009)

Направление Млрд. долларов США Доля

Налоговые льготы для частных лиц и предприятий 288 37%

Налоговые освобождения штатов и местных органов власти 144 18%

Инфраструктура и наука 111 14%

Социальная защита 81 10%

Здравоохранение 59 7%

Образование 53 7%

Энергетика 43 5%

Прочее 8 1%

Итого: 787 100%

Программа мероприятий, предусмотренных планов, должна позволить:

• сохранить или создать 3 млн. рабочих мест;

• реконструировать 75% зданий, находящихся в федеральной собственности, включая школы, и 1 млн частных домов;

• увеличить финансирование системы грантов для 7 млн студентов, снизить налоги на суммы, потраченные на оплату обучения;

• провести широкомасштабные инвестиции в инфраструктуру, включая строительство и реконструкцию дорог, мостов, дамб, системы общественного транспорта, реновацию железных дорог, обновление аэропортов;

• модернизировать систему здравоохранения, включая повсеместное введение компьютерного учета для снижения риска медицинских ошибок;

• получить 800 долл. США на каждую из 129 млн работающих семейных пар в качестве налогового освобождения (кредита) и снизить налоговое бремя для семей за счет увеличения налогового вычета на детей;

• наладить производство энергии из альтернативных источников до увеличения ее объема в два раза за три года;

• обеспечить беспрецедентный уровень ответственности, прозрачности и мониторинга расходования средств федерального бюджета и реализации государственных программ.

Пенсионеры, инвалиды войны, бенефициары дополнительного социального дохода (SSI)25 и другие лица, которые не платят налоги в фонд заработной платы, согласно Программе, должны получить чеками по 250 долл. США. В дополнение к традиционно реализуемым мерам социального обеспечения правительство США обязуется создать условия, позволяющие работающему населению подготовиться к достойному выходу на пенсию и к возможным непредвиденным расходам. В настоящее время 75 млн. работающих американцев не имеют свободного доступа к пенсионным планам своих работодателей. Новый бюджет закладывает основу, позволяющую им принимать участие в пенсионных отчислениях на работе, применяя понятные простые правила и автоматические зачисления, что, по оценкам экспертов, поможет сотрудникам с низким и средним уровнем дохода увеличивать пенсионные сбережения.

Основными принципами реализации Антикризисной программы правительства США, обнародованными на официальном сайте Программы [12]:

• обучение (т.е. разъяснение населению содержания программы),

• прозрачность (т.е. наглядная презентация того как, сколько и когда тратятся программные деньги),

• ответственность (т.е. обеспечение предоставления полной информации о процессе осуществления мер программы и реализация обратной связи).

Интересна сама структура официального сайта Программы. Она дает представление о понимании правительства провозглашенных принципов ее реализации. На первую страницу сайта выводятся легко читаемые диаграммы с основными показателями, понятными любому обывателю, а не только специально подготовленному экономисту или социологу. На сайте можно перейти на порталы программ для частного бизнеса, программу грантов, дистанционного обучения, трудоустройства и построения карьеры. На сайте присутствуют интерактивные разделы:

25 Дополнительный социальный доход -- это федеральная программа ежемесячных денежных выплат малоимущим лицам с низким уровнем дохода. Программа предназначена для лиц пожилого возраста, а также для незрячих или инвалидов независимо от возраста, включая детей.

50

• поделись своей историей восстановления;

• куда идут ваши деньги (структура расходов по основным направлениям);

• возможности плана восстановления, включая бизнес и финансовое благополучие граждан.

Указанные разделы позволяют до определенной степени осуществить принцип обратной связи с населением и хозяйственными субъектами, получить «горячую» первичную информацию, а также, возможно, и новые антикризисные идеи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, одной из наиболее интересных ссылок сайта является ссылка по информации о кредитах, предоставляемых правительством - www.govloans.gov [13]. На указанном сайте представлены:

• Департамент сельского хозяйства США, предоставляющий кредиты для фермеров и владельцев ранчо, которые не могут получить обычные кредиты, поскольку не располагают достаточными финансовыми ресурсами или понесли финансовые потери от стихийных бедствий;

• Министерство торговли США, которое руководит несколькими программами, оказывающими финансовую поддержку коммерческому рыболовству и другим категориям граждан, отвечающим определенным требованиям;

• Министерство образования США, кредитующее и оказывающее другие виды финансовой помощи студентам и их родителям;

• Министерство жилищного строительства и городского развития (HUD),

которое страхует ипотечные кредиты, чтобы помочь людям купить или

рефинансировать своё имеющееся жильё с низким первоначальным платежом;

• Министерство по делам ветеранов США (VA), обеспечивающее федеральные льготы ветеранам и их иждивенцам;

• Администрация малого бизнеса США (SBA), которое консультирует,

помогает, защищает интересы малых коммерческих предприятий и выступает от их

имени в правительстве.

Вопросу поиска работы правительственная программа также уделяет особое внимание. Ведь, согласно общественному мнению, это одна из самых трудно решаемых проблем. На рис. 2 приведены данные социологического опроса населения в США, проводимого исследовательским центром GALLUP (последний опрос - октябрь 2009 г.) [14 Респондентам задается один и тот же вопрос: «Рассматривая сегодняшний рынок трудоустройства в США в национальном

масштабе, вы считаете, что сейчас благоприятное или неблагоприятное время для поиска хорошей работы?». Только 10% американцев считают, что сейчас «хорошее время», чтобы найти достойную работу. В начале рецессии в январе 2008 года 33% опрошенных полагали, что то время являлось благоприятным для поиска работы.

33

Jiin'oH Маг'пН Miiy'nH JuL'nH Sep'oN Nov 'o8 Jan '09 Mar'09 May 09 Jul'ng Sep '09

Рис. 2. Результаты опросов граждан США о возможности трудоустройства (янв. 2008--

сент. 2009 годов)

С официального сайта «Плана восстановления» можно перейти на ресурс www.USAJobs.gov [15], где предлагаются вакансии в федеральном секторе, или на сайт www.Careeronestop.org [16], на котором можно почерпнуть информацию о правилах составления успешного резюме или способах самопрезентации во время собеседования при приеме на работу.

Заслуживают внимание действия американского правительства в поддержку ипотечного кредитования. Программа «Сделай жильё доступным» (Making home affordable [17]) дает возможность гражданам рефинансировать ипотечный кредит и сделать ежемесячные платежи более доступными. В Программе предусмотрена выплата 75 млрд долл. США, чтобы сохранить дома почти четырем млн американцев, помогая им избежать выкупа недвижимости банком. В рамках программы практически любой человек может рассчитывать на временное двадцати процентное снижение своих ежемесячных выплат. Официальный сайт Программы обеспечивает население подробной информацией об этих программах наряду с инструментами для самостоятельной оценки попадания под критерии программы. Информация изложена очень доступно, приводятся примеры из реальной жизни. Через сайт заемщики могут получить консультацию специалиста, найти перечень основных документов, необходимых для подачи заявления, а также список часто задаваемых вопросов заемщиками в аналогичных обстоятельствах.

Таким образом, изучив зарубежный опыт антикризисного регулирования социальных проблем, а, также сравнив его с российской практикой поддержки населения в период кризиса, можно констатировать следующее.

1. Основными направлениями предупреждения и ликвидации последствий финансового кризиса в социальной сфере для всех стран являются рынок труда и трудовые отношения, пенсионное обеспечение, жилищная сфера и, в первую очередь, ипотечное кредитование, стимулирование потребительского спроса и поддержка отечественных производителей товаров для населения.

2. Меры, посредством которых достигается решение поставленных задач несколько различаются по странам в зависимости от институциональных критериев государственной экономической политики и целевых установок социальной политики.

3. Важнейшим направлением антикризисных социальных мероприятий является создание доступной, оперативно-действующей и максимально понятной системы информирования населения обо всех возможных мерах поддержки и помощи.

Литература

1. http://www.direct.gov.uk/en/campaigns/RealHelpNow/

2. http://www.hmrc.gov.uk/

3. http://www.communities.gov.uk/housing/buyingselling/mortgagerescuemeasures/

4. http://www.realhelpnow.gov.uk/

5. http://www.sgcib.com/

6. http://www.leap2020.eu/

7. http://www.spiegel.de/international/business/

8. www.regering.nl/

9. http://www.uwv.nl/

10. www.prinsjesdag2009.nl/

11. http://www. senternovem.nl/

12. www.recovery.gov/

13. www.govloans.gov/

14. http://www.gallup.com/search/

15. www.USAJobs.gov/

16. www.Careeronestop.org/

17. www.makinghomeaffordable.gov/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.