Научная статья на тему 'Государственная поддержка развития аграрного сектора Украины'

Государственная поддержка развития аграрного сектора Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка развития аграрного сектора Украины»

мики, сельского хозяйства и диверсифицированных видов деятельности на селе.

Следует подчеркнуть, что проблема улучшения качества жизни на селе в Украине должна носить системный характер, и нуждается в изменении парадигмы стратегического планирования развития сельских территорий требует значительных финансовых и временных затрат.

Источники

1. Сощально-економ1чне становище Украши за 2013 рш [Електронний ресурс ]. - Режим доступу: https://ukrstat.org/uk/druk/soc ек/2014/риЬ1 12 2014 u.html.

2. Демограф1чш чинники бщносл (колективна монографш) / за ред. Е.М. Л1баново1'. - К.: 1н-т демографп та соц. дослщжень НАНУ, 2009. - С. 52.

3. Першочергов1 заходи державно! полггики щодо виршення сощалъно-економ1чних проблем сшьського населення: анал1тична записка [Електронний ресурс ]. - Режим доступу: http://www.niss.gov.ua/articles/1279/.

4. Молдаван Л. В. Роль кооператив1в у подоланш сшьсько! бщносл / Л. В. Молдаван, Д. Ф. Крисанов, Л. О. Удова // Економ1ка АПК. С 2010. - № 11. - С. 121 - 129.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА УКРАИНЫ Луценко Е.А., к.э.н., доц. Харьковского национального технического университета им. Петра Василенка

Аграрный сектор Украины - базовая отрасль национальной экономики, которой необходима поддержка и внимание со стороны государства. Он формирует 10% ВВП и значительную часть экспорта - 18,7%. В нем функционирует 56 тыс. аграрных предприятий, занято 60% работников системы АПК, доля аграрного сектора в объеме конечной продукции - 65%. Каждый украинский аграрий дает работу 6-8 своим соотечественникам, занятым в почти сотне разных смежных отраслей. Каждая гривна, в которую конвертируется выращенное и собранное зерно, - это 2-2,5 гривны, направленные на производство сельхозтехники, или 3 гривны в других смежных отраслях: химической, пищепроме, транспорте. В условиях ограниченности финансовых ресурсов особое значение приобретает оптимизация государственной поддержки и, повышение эффективности бюджетных расходов. Исследование современного состояния финансовой поддержки аграрного сектора есть чрезвычайно актуальным для обеспечения продовольственной безопасности страны и преобразования агарного сектора в высокоэффективный и конкурентоспособный сектор экономики.

Разработке теоретических и практических аспектов проблемы государственной поддержки аграрного сектора экономики посвящены работы известных зарубежных и отечественных ученых: В.Я. Узун [3], И.Г. Ушачева, Т.В.Калашниковой, О.В.Олейника[5] и др. Особое внимание экономистами-аграрниками уделяется вопросам повышения

эффективности и согласования правил предоставления государственной поддержки с

учетом интеграционных процессов, но содержательное наполнение процеса регулирования государственной поддержки и ее развитие для обеспечения

продовольственной безопасности страны требует более серьезного изучения.

Цель статьи - проанализировать и определить результативность финансовой поддержки аграрного сектора и оценить состояние внедрения государственных целевых программ в обеспечении устойчивого развития отрасли.

Опыт развития сельского хозяйства ведущих европейских стран и обеспечение конкурентоспособности их аграрных предприятий на мировом рынке указывают на ведущую роль государства и государственной поддержки в этом процессе.

Государственная поддержка аграрного сектора Украины охватывает бюджетное финансирование программ и мероприятий, направленных на развитие отрасли: беспроцентные кредиты фермерским хозяйствам, удешевления банковских кредитов и страховых премий, предоставление помощи в приобретении сложной сельхозтехники отечественного производства продукции растениеводства и животноводства, льготный режим налогообложения, частичная компенсация процентных ставок за пользование кредитами коммерческих банков, списание безнадежной задолженности.

В табл.1. приведены расходы общего и специального фондов Государственного бюджета Украины, Министерства аграрной политики и продовольствия Украины и полученные средства государственной поддержки на развитие сельского хозяйства.

Таблица 1.

Годы 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Объем утвердженнях расходов гос. бюджета Украини, млрд грн* 140,2 174,6 253,2 274,2 307,4 342,7 358,0 363,3 441,5 566,8

Объем утвердженнях расходов по Министерству аграрной политики и продовольствия Украини, 7,3 8,0 11,0 6,4 5,8 10,2 8,2 8,4 6,3 2,2

Пгручрк* средств господдержки всего, млрд 1,2 3,5 5, 2,7 4,3 4,0 6,9 7,4 16,1 Н.Д,

Орнставлено автором по данным: Законов Украины о Государственном бюджете на соответствующий период [1]. **ф.№ 50 с.-х. «Основные экономические показатели производства продукции с.-х. в с.-х. предприятиях»[2].

Анализ данных говорит о том, что расходы бюджетов звеличились в 4р., а реальное финансирование аграрного сектора с каждым годом уменьшается и становится критическим. Доля затрат МАПиП снизилась с 5,2% в 2006г. до 0,4% в 2015г. Хотя общая сума господдержки звеличилась в 13 раз, но это увеличение происходит за счет взимания механизмов НДС. В святи с этим, можно сделать вывод, что поддержка носит формальный характер, а бюджеты с каждым годом становятся все более жесткими для

выживания аграриев, которые вынуждены рассчитывать только на свои силы. Таким образом, главная роль аграрного сектора, признанная всеми развитыми странами, в Украине до сих пор недооценивается.

В табл.2 приведены объемы расходов на программы и мероприятия, выделенные Министерством аграрной политики и продовольствия Украины (МАПиП). За 2006-2015гг. количество программ МАПиП, сократилось с 27 в 2006г. до 7 - в 2015г.

Основные программы МАПиП, млн.грн / годы 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Финансовая поддержка мероприятий в АПК - - - - - - 827,3 96,7 5,0 5,0

Улучшение земель предприятий АПК - - 100,0 - - 5,0 - - - -

Государственная тддержка кооперативов - - - - - 5,0 - - - -

Агрохимическая паспортизащя земель 5,0 5,0 7,9 0,8 - - - - - -

Селекция в птицеводстве и животноводстве 110,0 125,0 125,0 30,0 80,0 75,2 - - - -

Мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями с.-х. растений 5,0 5,0 5,0 0,5 1,0 0,9 34,0 25,5 - -

Бюджетная животноводческая дотация и гос.поддержка производства продукции растениеводства 1992,5 2332,5 3071,7 500,0 - 100,0 - - - -

Селекция в растениеводстве 90,0 90,0 90,0 30,0 40,0 30,0 - - - -

Финансовая поддержка фермерских хазяйств 28,0 38,0 60,0 20,0 - - - - - -

Фин.поддержка предприятий АПК через механизм удешевления кредитов 260,0 667,0 1650,0 300,0 - 531,4 - - - 300,0

Мероприятия по защите и использовании лесов, переданных в пользование АПК 17,0 17,0 87,0 17,0 20,0 17,7 - - - -

Поддержка консультационных услуг - 10,0 10,5 1,0 2,0 2,0 - - - -

Фин.поддержка предприятий АПК, находящихся в сложных погодных условиях 20,0 35,0 35,0 - - - - - - -

Проведение выставок в АПК 8,0 8,0 8,0 0,8 2,0 2,0 5,0 3,7 - -

Организация и регулирование деятельности в АПК 227,4 293,3 372,1 412,7 471,4 11,8 - - - -

Исследования и экспериментальные разработки в АПК 64,3 90,4 116,2 37,7 89,3 111,6 - - - 16,4

Создание и обеспечение резервного запаса сортовых и гибридных семечек 10,0 70,0 20,0 5,0 5,0 5,0 - - - -

Профшактика и предупреждение возбудителей инфекционных болезней 25,0 39,5 35,0 1,5 20,0 20,0 - - 3,0 -

Молодые сады и виноградники, ягодники / с2012 г. (хмельники) 204,9 247,5 370,8 453,6 476,0 556,7 - 100,0 100,0 -

Компенсация стоимости электроэнергии на полив орошаемых земель - - - - - - 50,0 - - -

Государственные научно-целевые программы в АПК 0,06 - - - - - - - - -

Компенсация стоимости сложной отечественной с.-х. техники 32,0 131,8 100,0 - - 10,0 - - - -

Погашение обязательств Украинской гос.инспекцией - 0,5 0,5 0,4 - - - - - -

Фин.поддержка развития предприятий молочной промышленности 4,0 - - - - - - - - -

Фин.поддержка развития Мельников 22,7 27,5 41,2 50,4 84,0 98,2 - - - -

Фин.поддержка создания оптових рынков с.х. продукции - - - - - 10,0 200,0 - - -

Фин.поддержка отрасли животноводства - - - - - 2030,0 732,0 - 888,0 250,0

Обеспечение деятельности аграрного фонда 20,0 18,4 18,9 12,2 14,3 14,6 25,6 - 16,4 -

Частичная компенсация строительства новых тепличних комплексов - - - - - 50,0 - - - -

Удешевление стоимости страхових премий 10,0 50,0 200,0 - - - - -

Противоэпизодические мероприятия и участие в эпизодическом бюро 114,9 125,7 173,6 111,7 112,6 102,6 103,7 103,2 64,6 68,7

Инспекция в отрасли сельского хазяйства - - - - - 386,4 - - 203,1 57,4

Увеличение уставного фонда НАК «Украгролизинг» 413,0 - - - - - - - - 54,0

Гос.служба по охране прав на сорта растений 94,0 93,4 111,7 123,1 140,8 - - - - -

Селекция в отрасли сороиспытаний 5,0 5,0 - - - - - - - -

Участие в международном Созе по охране прав на сорта растений 0,05 0,06 0,06 0,06 97,1 0,1 0,1 0,07 -

Проведение земельной реформы - - - - - 12,0 96,4 476,6 8,5 -

Функционирование укр.лаборатории качества продукции АПК 6,0 19,5 28,6 6,3 7,7 8,8 12,9 - - -

*Составлено на основе Законов Украины о Государственном бюджете Украины за соответствующий период [1]

Анализ выполнения планов расходов бюджетов показывает, что недовыполнение наблюдается по всем направлениям и в среднем составляет 30%. Кроме этого, в условиях недофинансирования государственных целевых программ поддержки сельхозтоваропроизводителей возникает риск не только сдвигов в структуре и масштабах производства, но и становится под угрозу существование определенных отраслей, например животноводства. Отсутствует корреляционная связь между бюджетным финансированием АПК и показателями его деятельности

На некоторые программы средств совсем не предусмотрено. С 2012г. большее количество программ оптимизированы в одну. Так, в программе «Финансовая поддержка мероприятий в АПК» объеденены средства на: стабилизацию и развитие отраслей растениеводства и животноводства; гос.поддержку кооперативов, частичную компенсацию новых тепличних комплексов; строительство и реконстукцию

животноводческих ферм; частичную компенсация стоимости с.-х. техники; удешевление кредитов на приобретение сложной отечественной техники. Также оптимизированы программы на развитие мельников, виноградников, молодых садов и ягодников. Такой подход к распределению бюджетних средств на наш взгляд, и по мне

нию Т.В. Калашниковой [5] значительно усложняет контроль за выполнением принципа целевого использования; не обеспечивает эффективность использования государственных ресурсов. Поэтому мы считаем, что целесообразно возвратиться к предыдущей классификации по программам бюджетов, особенно тех, которые имеют инвестиционную направленость.

Мы полностью поддерживаем мнение В.Я.Узун, который считает, что для обеспечения устойчивости реализации мероприятий Госпрограмм целесообразно перечень программ и суммы финансирования утверждать на 5 лет. При принятии бюджета на очередной год обязательства по финансированию мероприятий должны рассматриваться как приоритетные. Такой подход позволит избежать остаточного принципа выделения средств общего бюджета на поддержку сельского хозяйства [3].

Для эффективного развития аграрного сектора и повышения его конкурентоспособности необходимо упорядочить процесс государственного финансирования, обеспечить его увеличение и эффективность использования с учетом принятия обязательств Украиной в рамках ВТО. В табл. 3. приведены объемы бюджетних расходов, предусмотренные Государственной целевой программой развития украинского села до 2015г.[4].

Мероприятия Объем фин.ресурсов из бюджета, млн грн

2008 2009 2010 2011-2015 в среднем

«Желтая корзина» (продуктовая),млн. грн 3193,8 3376,8 3072,9 16149,1 3229,8

«Желтая корзина»(непродуктовая),млн. грн 2643,2 2288,6 1828,9 9173,3 1834,7

Итого по программам «желтой корзины», млн. грн. 5837,0 5665,4 4901,8 25322,4 5064,5

«Зеленая корзина», млн. грн. 8209,9 8504,8 8621,2 52353,2 10470,6

Итого 14046,9 14170,2 13523,0 77675,6 15535,1

Таблица 3 - Структура бюджетной поддержки в 2008 - 2015гг.

* Составлено автором по данным источника [4].

Анализ показывает, что структур а бюджетной поддержки соответствует требованиям ВТО, но определяющим направлением должен стать принцип -расширение программ «зеленой корзины» с увеличением количества бесплатних программ для отечественных товаропроизводителей.

Результаты проведенных исследований говорят о важности и целесообразности государственной поддержки. Недостаточные объемы финансирования, неравномерное выделение средств, не дают возможности реализовать все преимущества определенных программ. Стратегическим направлением для Украины

должен стать пересмотр механизма проведения поддержки за счет расширения программ «зеленой корзины».

Источники

1.Официальный Сайт ВР Украины. Законы Украины о Государственных бюджетах Украины за соответствующий год. [Електронний ресурс] - Режим доступа: http://zakon4rada.gov.ua/laws/show.

2.Официальный Сайт Государственной службы статистики Украины «Основные экономические показатели производства продукции с.-х.» ф.№ 50 с.-х. [Електронний ресурс] - Режим доступа: http://uprstat. gov.ua. 3.В.Я.Узун. Финансирование Госпрограммы развития сельского хозяйства Российской Федерации: механизмы, проблемы, пути совершенствования / Узун В.Я. // Економика АПК.

- 2011. - №8. - С.164-171. 4.Сайт Министерства аграрной политики и продовольствия Украины. Государственная целевая программа развития украинского села на период до 2015г. [Електронний ресурс] - Режим доступа: minagro.gov.ua.

5.Т.В .Калашникова / Государственная поддержка материально-технического обеспечения АПК. / Калашникова Т.В., Олейник О.В.// Економика АПК. -2012. - №7. - С.95 - 100.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ АГРАРНОГО

СЕКТОРА УКРАИНЫ

Стародуб О.И., асп. ННЦ «Институт аграрной экономики»

Мировой опыт показывает, что практически во всех развитых странах государство принимает активное участие в развитии сельскохозяйственных предприятий, в поддержке самых эффективных его отраслей. В одних странах система бюджетного финансирования имеет достаточно расширенный инструментарий, в других он более узкий, но не менее эффективный. В Украине система бюджетного финансирования проходит стадию реформирования, в связи со вступлением Украины во Всемирную организацию торговли и намерением вступить в Европейский Союз.

Необходимость государственной финансовой поддержки путем бюджетного финансирования сельского хозяйства определяется специфическими условиями функционирования и рядом объективных причин. Основное значение в системе бюджетного финансирования аграрного сектора во всех странах мира, и Украина не является исключением, имеет инструментарий государственной финансовой поддержки.

Проблемы бюджетного финансирования аграрного сектора исследуют отечественные ученные Н.Я.Демьяненко, Ю.А.Лупенко [3]. Т.М.Мельник [4], Т.А.Осташко, Л.Д.Тулуш [6] и другие. Но на данный момент, не смотря на большое внимание к данной проблеме, для более эффективного функционирования системы бюджетного финансирования, остается недостаточно исследованным инструментарий государственного финансирования аграрного сектора в Украине из бюджета страны.

Большинство экономически развитых государств проводит стимулирующую аграрную политику, содержанием которой является предоставление различного рода дотаций, субсидий и льгот сельхозтоваропроизводителям, так как в этих государствах, аграрный сектор рассматривается как система, не способная к саморегулированию.

Практика применения государственной поддержки сельскохозяйственной отрасли в Украине очень похожа на ту, что используется в России и включает в себя меры прямого и косвенного регулирования. [1]

Среди мер прямой государственной финансовой поддержки, которые применяются в развитых странах можно выделить: прямые государственные компенсационные платежи: платежи при ущербе от стихийных бедствий; платежи за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т.д.); субсидии в расчёте на единицу площади или поголовье скота; платежи в виде финансирования закупок ресурсов для производства (например, субсидии на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов); финансирование целевых программ и расходов на НИОКР.

К мерам косвенной государственной поддержки сельского хозяйства относятся: ценовое регулирование на рынке продукции сельского хозяйства и продовольствия посредством поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию; льготное финансово-кредитное обеспечение; система льготного налогообложения, квот и налогов на экспорт и импорт продовольствия; сельскохозяйственное страхование.

Оценка норм Закона Украины «Про государственную поддержку сельского хозяйства Украины» позволяет утверждать, что в Украине государственная поддержка также делится на прямую и непрямую, и включает в себя такой инструментарий:

- ценовое регулирование, инструментами которого являются государственные аграрные интервенции и временное административное регулирование цен;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- дерегуляция украинского аграрного рынка сельскохозяйственной продукции и запрет дискриминации прав ее владельцев, которая заключается в предотвращении создания искусственного дефицита аграрной продукции;

- поддержка производителей продукции животноводства с помощью бюджетной животноводческой дотации;

- другие виды поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, которые финансируются с бюджета Украины с помощью таких инструментов как: залоговые и форвардные закупки зерна; удешевление кредитов мето-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.