Научная статья на тему 'Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства'

Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3290
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / INNOVATIVE BUSINESS / MECHANISM OF THE STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грибов В. Д., Горохова А. Е.

В статье раскрыто содержание современных аспектов государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, изучены формы государственной поддержки инновационного предпринимательства в зарубежных странах, рассмотрен механизм государственной поддержки инновационной деятельности на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State support of small innovative business

The article reveals the contents of modern aspects of the state support of small businesses. The forms of state support of innovative business in foreign countries are studied. The mechanism of state support for innovative activity at the regional level is considered.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства»

Серия 5. Социально-экономические науки. ситетов, коммерческих бизнес-школ, учебных центров федеральной и муниципальной служб занятости (рисунок 3).

Барьеры, препятствующие учебным заведениям перемещаться из одной стратегической группы в другую: для университетов - недостаточный опыт в практическом обучении; для бизнес-школ - недостаточный опыт в проведении научных исследований по причине высокой затратности последних и неопределённости перспектив окупаемости; для региональной системы подготовки и переподготовки кадров - недостаточное финансирование и относительная непривлекательность регионального рынка образовательных услуг для крупных коммерческих бизнес-школ и классических университетов.

Анализ системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства показал, что в данной сфере образовались «стратегические пустоты», создающиеся в результате перемен в макроокружении - глобализация, развитие информационных технологий, внедрение инновационных технологий в производство современных благ, в том числе, в сфере социально значимых образовательных услуг.

Использование появляющихся возможностей («стратегических пустот») на рынке образовательных услуг обеспечит интернационализацию системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса, что связано с инновационным развитием национальной экономики.

Литература

1. Восколович Н.А. Формирование перспективной модели саморегулируемых организаций. / Саморегулирование в сфере услуг. Под ред. Восколович Н.А. - М: МГУ - 2011.

2. Леонова Ж.К. Государственно-частное партнёрство в подготовке кадров для малого и среднего предпринимательства. / Автореферат дис. док-ра э.н.: 08.00.05/ Ж.К. Леонова [Место защиты; МГУ имени М.В. Ломоносова]. - 2013.

3. Леонова Ж.К. Применение государственно-частного партнёрства в образовании: монография. / Ж.К. Леонова. - Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. - 2012.

Государственная поддержка малого инновационного предпринимательства

д.э.н. Грибов В.Д., к.э.н. Горохова А.Е.

Университет машиностроения 8 (499) 267-19-92, agor_80@mail.ru

Аннотация. В статье раскрыто содержание современных аспектов государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, изучены формы государственной поддержки инновационного предпринимательства в зарубежных странах, рассмотрен механизм государственной поддержки инновационной деятельности на региональном уровне.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, механизм государственной поддержки

В развитых странах локомотивом экономического роста являются субъекты малого и среднего предпринимательства. Уровень их развития детерминирует возможности для обеспечения устойчивости позитивных изменений в экономике. Именно им принадлежит ведущая роль в процессе коммерциализации инноваций и внедрении достижений НТП в производство. Мировой опыт подтверждает, что формирование и развитие малого бизнеса является реальным и эффективным способом решения имеющихся на всех уровнях управления комплексов сложнейших проблем обеспечения позитивной социально-экономической динамики, вовлечения в трудовую деятельность большой части незанятого населения, перехода к инновационному типу экономического развития.

Начиная с 80-х годов ХХ века в развитых странах произошли радикальные изменения

теоретических и практических основ регионального развития. Базовой причиной этого явились масштабные количественные и качественные изменения, происшедшие в индустриально развитых странах в результате воздействия экономического кризиса середины 70-х годов ХХ века, а также научно-технического прогресса. В конце XX - начале XXI века малый бизнес превращается в важнейший фактор развития рыночной экономики и формирования конкурентной среды. В настоящее время в развитых и развивающихся странах малые и средние предприятия представляют преобладающую форму организации производства.

К числу основных причин интенсивного развития малого бизнеса в развитых странах в постиндустриальную эпоху могут быть отнесены:

• быстрая смена потребительских предпочтений, ускорение процесса дифференциации спроса, который мог быть удовлетворен только на основе мелкосерийного или даже индивидуального производства, обеспечиваемого лишь малыми предприятиями или отдельными предпринимателями;

• быстрое распространение высокопроизводительной мини-техники (станки, оснастка, инвентарь, транспортные средства), позволяющей организовать производство на ограниченных площадях, в том числе дома;

• стремительный рост уровня профессионального образования значительной части населения, позволяющий обеспечить организацию малого производства;

• возможность привлечения работников на принципах неполной занятости из числа слабо-защищенных категорий населения;

• развития средств связи и институтов рыночной инфраструктуры;

• возможность эффективной переработки малообъемных местных ресурсов в отдаленных районах и малочисленных населенных пунктах;

• низкий уровень накладных расходов в связи с минимальным управленческим аппаратом.

В экономическом развитии России особая роль принадлежит научно-технической и инновационной деятельности, в том числе формированию малого предпринимательства в сфере производства и реализации инноваций. Малое инновационное предпринимательство в настоящее время постепенно расширяет сферу своей деятельности при поддержке органов исполнительной власти. Анализ научных экономических источников и оценка правовой базы деятельности малых предприятий в сфере инновационной деятельности свидетельствует о том, что в России еще не сформировалась государственная система поддержки производства и реализации инноваций. В законодательных актах, а также в деятельности органов исполнительной власти в настоящее время не определены стратегические направления инновационного развития малого предпринимательства, его взаимодействия в этой сфере с властными структурами. Слабо изучены принципы управления малыми инновационными предприятиями в условиях жесткой конкуренции с учетом состояния рынка инновационных товаров и услуг [1].

Предпринимательские структуры заинтересованы в научно-техническом и информационно-методическом обеспечении, в предоставлении новых видов услуг, способствующих повышению уровня хозяйственной деятельности и выходу на рынки инноваций. В этой связи необходимо совершенствовать формы и способы стимулирования инновационной деятельности в малых предприятиях, обеспечивать финансирование освоения инноваций и нововведений.

Современное производство в большинстве экономически развитых стран характеризуется инновационной моделью развития, получившей название «модель тройной спирали». Эта модель отражает механизм инновационного развития трех институциональных сфер -государства, университетов и бизнеса, что приводит к созданию новых институтов, нацеленных на решение таких практических задач, как трансфер инноваций, появление венчурного капитала, инкубаторов интеллектуальной собственности и научных технопарков. При этом освоение и широкое внедрение инноваций стало ключевым фактором экономического роста

Серия 5. Социально-экономические науки. и повышения конкурентоспособной производимой продукции, в том числе за счет улучшения ее качества, снижения себестоимости, роста производительности и совершенствования организации труда. С этой целью в государственной политике США, Канады, государств Европейского союза и некоторых стран Азии осуществляется реализация комплекса законодательных и организационных мер, в том числе различных инновационных Программ и проектов, направленных на создание и поддержание благоприятных экономических условий для использования различных достижений научно-технического прогресса, в том числе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В США в настоящее время сложилась и эффективно функционирует государственно-частная система внедрения достижений научно-технического прогресса в экономику, стимулирования развития инновационной деятельности и распространения научных знаний.

Основы современной концепции научно-технического развития Японии были заложены японским правительством в первые послевоенные годы. Именно в этот период составлялись долгосрочные прогнозы развития национальной экономики, определялись приоритетные отрасли и сферы НИОКР. На вершине иерархической системы государственного управления научно-техническим прогрессом в Японии находится Совет по делам науки, возглавляемый премьер-министром. В его состав входят руководители ряда министерств, а также представители крупнейших частных промышленных корпораций. Совет по делам науки формулирует стратегическую линию научно-технического развития страны и определяет размеры расходов на НИОКР из государственного бюджета.

Японская модель государственного развития регулирования НТП в настоящее время базируется на следующих основных принципах:

• наличие долговременной программы научно-технического развития страны;

• опора на крупные корпорации в реализации научно-технической политики;

• стимулирование по преимуществу прикладных исследований и разработок;

• поощрение активных закупок лицензий за рубежом.

В Японии среди мер правительства по обеспечению научно-технического прогресса, стимулированию наукоемких «высоких» технологий видное место занимают программы регионального развития. Одной из таких программ является программа «Технополис». Являясь планом ускорения экономического развития периферийных районов Японии, она одновременно способствует не только наращиванию их научно-технического потенциала, но и форсированию НТП в масштабах всей страны. Считая научно-технический потенциал одним из наиболее существенных факторов в структурной перестройке и интенсификации экономики, японское правительство и компании сделали его ключевым как в общеэкономической, так и в региональной стратегии. Суть этих идей состоит в том, что в целях содействия региональному развитию, дальнейшему ускорению научно-технического прогресса и преимущественному развитию наукоемких отраслей создаются специализированные научно-производственные городки-технополисы, в которых обеспечены благоприятные условия для органичного слияния научно-исследовательской деятельности с наукоемким производством.

В Японии широко практикуется инвестиционная налоговая скидка в размере 5,3% от стоимости внедряемой электронной техники. Право на получение такой скидки наступает для компании или фирмы автоматически без дополнительного обоснования и доказательства, так как оно закреплено законодательством. Действует также система ускоренной амортизации для компаний, применяющих энергосберегающее и экологически безопасное оборудование. Нормативы ускоренной амортизации составляют от 10 до 50%, однако средняя наиболее распространенная ставка -15- 18%.

В Германии широко практикуется создание технопарков, которых в стране насчитывается около 150, инкубаторов технологий и аналогов им, например, ассоциация Cyberforum, которая объединяет около 600 университетов и различных компаний, занимающихся трансфером технологий. Успешно функционируют крупный технопарк в Карлсруе и научно-

технологический центр в Штутгарте, которые в своей деятельности широко привлекают иностранный капитал. В мировом рынке наукоемкой продукции доля Германии составляет 16%, в том числе за счет существенной государственной поддержки и налоговых льгот, обеспечивающих благоприятный инновационный климат, и хорошо организованной государственной консультационной службы. Наряду с государственной службой функционирует частная консультационная служба, услуги которой до 50% субсидируются государством. В Германии законодательно закреплены условия осуществления дотаций на научные исследования и подготовку научно-исследовательского персонала. Принята Программа стимулирования кооперационных инновационных проектов, поддерживающая сотрудничество мелких фирм с государственными и частными научно-исследовательскими учреждениями. Особенно следует отметить, что важнейшим механизмом стимулирования инновационного развития является система страхования кредитов, которая на период от 15 до 23 лет гарантирует частным банкам возврат 80% стоимости заказа. Кроме того, компаниям в Германии разрешено в первый год списание 40% расходов на приобретение оборудования и приборов, используемых для проведения НИОКР.

Разработка научной политики и инновационных стратегий в Канаде возложены на Министерство промышленности, Совет по науке, технологиям и инновациям, а также на отраслевые Министерства, в ведении которых находятся научно-исследовательские центры.

Исследуя механизмы взаимодействия государства и малого бизнеса в России достаточно сказать, что в последние годы уровень развития предпринимательства явно не соответствует ни сегодняшним потребностям экономики страны, ни тем более завтрашним требованиям глобализирующегося мирового рынка.

Каковы же существующие механизмы взаимодействия государства и малого предпринимательства в условиях глобализирующейся экономики? С нашей точки зрения взаимодействие происходит не самостоятельно, оно реализуется через институты.

Во-первых, это разнообразные формы финансовых институтов (кредитование малых предприятий, разнообразные формы лизинга и факторинговых расчетов, микрофинансирование и венчурное финансирование инновационных малых предприятий), во-вторых, это различные формы государственно-частных институтов (государственно-частное партнерство, социальное партнерство, разнообразные формы концессионных контрактов для участия малых предприятий в инфраструктурных проектах), в-третьих, это различные формы региональных институтов, участвующих в развитии экономики регионов в соответствии со стратегией его отраслевого развития (рекреационный бизнес, фермерство, туризм, транспортная инфраструктура, социальные проекты и пр.) [2].

При этом как показывают эмпирические работы зарубежных и отечественных специалистов и ученых, осуществлявших исследования по влиянию институтов на рост и глобализацию экономики, в конечном итоге именно их развитие способно существенно оптимизировать инвестиционный климат в стране и развивать малое предпринимательство.

С учетом механизмов взаимодействия государства и малого предпринимательства на основе институциональных преобразований, на первый план должно быть выведено решение следующих неотложных государственных задач [3].

Во-первых, меры по улучшению инвестиционного климата (защита прав частной собственности, упрощение механизмов и процедур регулирования малого и среднего бизнеса, создание для новых малых предприятий равных условий для конкуренции с традиционным сектором и др.), обеспечивающие привлекательность входа на рынок для новых предпринимателей.

Во-вторых, это законодательные и регуляционные изменения, направленные на создание эффективной системы корпоративного управления на крупных предприятиях, прежде всего, в традиционном секторе. Такая система должна включать в себя современные системы учета, аудита и раскрытия информации, защиту прав миноритарных акционеров, законода-

тельство о банкротстве и т.п.

В-третьих, оптимизация качества институтов и законодательства по защите прав инвесторов и контроля за крупными менеджерами оказывается важнейшим фактором развития национальной финансовой системы для расширения доступа малых предприятий к кредитованию и инвестициям и, соответственно, к ускорению их экономического роста.

Помимо деятельности федеральных органов государственной власти Российской Федерации на развитие малого предпринимательства существенное значение оказывает функционирование региональной системы регулирования и поддержки. Реализация политики субъекта Российской Федерации в отношении малого бизнеса осуществляется посредством различных форм и методов, но следует учитывать, с одной стороны, воздействие мер, принятых на государственном уровне, а с другой, - задачи развития и специфику конкретного региона.

На структурно-логическом уровне алгоритм стратегии координации развития малого бизнеса на региональном уровне может быть представлен в виде следующей схемы (рисунок 1). С учетом предложенного алгоритма рассмотрим основные этапы стратегии координации развития малого бизнеса на региональном уровне.

Координационный совет по развитию малого бизнеса в регионе

1 этап - разработка проекта стратегии координации для развития малого бизнеса в регионе

2 этап - обсуждение проекта стратегии с бизнес-сообществом, представителями общественности, науки и органами власти

3 этап - утверждение стратегии в

рамках основных направлений развития малого бизнеса в регионе

4 этап - практическая реализация стратегии и последующий мониторинг выполнения участниками координационного совета своих функций

л

Определение основных приоритетов для развития малого

бизнеса; Повышение эффективности уже созданных программ для малого бизнеса

Оценка состояния предпринимательства и сложившейся социально-экономической ситуации в регионе

Информационное освещение проекта стратегии; Согласование ее основных элементов со всеми заинтересованными сторонами

Регулярная оценка достаточности мер поддержки субъектов малого бизнеса в регионе; Обновление и совершенствование системы координации с учетом изменений

Рисунок1 - Алгоритм стратегии координации развития малого бизнеса на

региональном уровне

I. Этап разработки проекта стратегии.

В рамках определенных на федеральном уровне полномочий координационного совета по развитию малого предпринимательства в регионе осуществляется реализация следующих мероприятий:

• определяется миссия (глобальная цель) стратегии и основные приоритеты стратегического развития малого бизнеса в регионе;

• осуществляется координация деятельности органов местного самоуправления, общественных и научных организаций, бизнес-сообществ по вопросам разработки и реализации стратегии;

• определяются приоритетные направления развития малого предпринимательства в регионе, а также осуществляется корректировка уже созданных программ для малого и сред-

Серия 5. Социально-экономические науки. него бизнеса;

• формируются примерные сроки для реализации стратегии координации (с учетом сроков, определенных в программах развития малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях).

II. Этап обсуждения проекта стратегии.

• консолидируются и рассматриваются предложения структурных подразделений федеральных и региональных властей, осуществляющих администрирование субъектов малого предпринимательства, а также органов местного самоуправления, общественных и научных организаций, бизнес-сообществ по содержанию и механизму реализации стратегии;

• проводится предварительная оценка состояния предпринимательства и сложившейся социально-экономической ситуации в регионе, дополнительно осуществляется балльно-экспертный анализ изучения потребностей предпринимателей и представителей малого бизнеса в регионе на основе анкет-опросов;

• дифференцируются и утверждаются наиболее приоритетные отрасли для развития малого бизнеса в регионе с учетом сформулированных социально-экономических задач и стратегических планов субъекта федерации.

III. Этап утверждения стратегии.

• проводится предварительное информационное освещение проекта стратегии (в источниках СМИ, Интернет-ресурсах, официальных порталах органов государственной власти и пр.);

• проводится окончательное обсуждение проекта стратегии в рамках основных направлений развития малого бизнеса в регионе со всеми заинтересованными сторонами (федеральными и региональными органами власти, органами местного самоуправления, общественными и научными организациями, бизнес-сообществом);

• одновременно с утверждением стратегии осуществляется информирование основных изменений, внесенных в программы поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровне;

• осуществляется окончательное утверждение стратегии координации.

IV. Этап практической реализации стратегии и последующий мониторинг выполнения участниками координационного совета своих функций

• проводится регулярная оценка достаточности мер поддержки субъектов малого бизнеса в субъекте федерации, в т.ч. с освещением основных проблемных вопросов и задач в СМИ;

• проводится мониторинг и последующий анализ выполнения участниками координационного совета своих функций и основных функциональных обязанностей в рамках данной стратегии;

• на регулярной основе проводится обсуждение основных предложений, поступающих от бизнес-сообщества, а также общественных и научных организаций;

• при необходимости координационным советом вносятся предложения по совершенствованию институциональной инфраструктуры малого предпринимательства в регионе и доводятся до сведения федеральных, региональных и местных органов власти.

Методы воздействия государства на развитие научно-технической и инновационной деятельности на разных этапах экономического развития имеют свои особенности, могут иметь выраженную властную, административную направленность воздействия на инновационный процесс. Как показали исследования, такие методы были эффективны в условиях плановой экономики, полного подчинения научных организаций государству, выполнения этими организациями заданий и государственных потребностей.

В условиях рыночных отношений роль государства заключается в создании механизмов стимулирования научно-технической и инновационной деятельности, а также условий

для диффузии инноваций в промышленной и иных сферах экономики.

Одной из основных задач становится обеспечение поддержки инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, формирование и обеспечение деятельности в экономике функционально полной, организационно и экономически эффективной институциональной инфраструктуры рыночного инновационного процесса (включая разработку и принятие необходимых нормативных правовых актов). Можно предложить следующий механизм государственной поддержки малого инновационного предпринимательства на региональном уровне (таблица 1).

Таблица 1

Механизм государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности на региональном уровне

Формы поддержки

Виды поддержки

1. Пред оставление льгот или установление понижающих ставок

1.Налог на имущество 2.Земельный налог

3.Налог на прибыль организаций в части налогов, подлежащих зачислению в бюджет региона

2. У становление льготных ставок арендной платы за пользование земельными участками_

Участки, находящиеся в собственности региона, а также земельные участки, на которые не разграничена государственная собственность._

3.Представление субсидий.

4.Предоставление государственных гарантий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При реализации приоритетных инновационных проектов.

5.Предоставление грантов, стипендий и премий

Участникам научно-технической и инновационной деятельности.

б.Стимулирование спроса на научно-техническую и инновационную продукцию._

Формирование государственного заказа на научно-техническую и инновационную продукцию для обеспечения потребностей региона._

7.Содействие продвижению научно-технической и инновационной пр одукции

Механизмы внутреннего и внешнего рынков.

3. Предоставление консультационных и информационных услуг.

Механизмы создания информационных центров и предоставления информации и оказания консультаций._

9. Предоставление услуг

консалтинговых

Разработка Стратегии развития малого инновационного предпринимательства, проведение аналитических исследований, прогнозирование производства и реализации инноваций.

10. Подготовка кадров

переподготовка

Предоставление образовательных услуг.

11.Обеспечение социальных условий

Субсидирование социальных услуг.

ипотеки и предоставление

В настоящее время повышается роль инноваций в экономическом развитии страны, регионов Российской Федерации, а следовательно, изменяются механизмы государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности. Государство заинтересовано в получении научно-технической и инновационной продукции, так как именно такая продукция востребована рынком, производителями товаров и услуг, обеспечит экономическое развитие.

Формирование механизма государственной поддержки малого инновационного предпринимательства проводится на основе федеральных и региональных законодательных и нормативных актов, регламентирующих, с одной стороны, деятельность малого предпринимательства, с другой стороны, способствующих и создающих условия для развития научно-технической и инновационной деятельности.

Выводы

В настоящее время сложились следующие формы государственной поддержки малого предпринимательства: имущественная, финансовая, информационная, консультационная,

Серия 5. Социально-экономические науки.

правовая, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Такая система государственной поддержки успешно функционирует в странах Западной Европы, Японии и США, где основное внимание уделяется поддержке малого и среднего предпринимательства в таких социально-экономических сферах, как инновации и промышленное производство, агропромышленное производство, жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, транспорт и связь.

Литература

1. Горохова А.Е., Нижегородцев Р.М., Секерин В.Д. Предпринимательство как фактор инновационного развития российской экономики. // Вестник экономической интеграции. -2011. № 8. - с. 44 - 48.

2. Горохова А.Е., Секерин В.Д., Нижегородцев Р.М. Экономический потенциал и конкурентоспособность региона как источник экономического роста. // Ресурсы Информация Снабжение Конкуренция (РИСК). - 2012. № 2. - с. 206 - 208.

3. Секерин В.Д., Горохова А.Е. Оценка инвестиций: Монография. - М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2013. - 152 с.

К вопросу оценки устойчивого развития в условиях транснационализации

к.э.н. доц. Говорина Е.А., Близнюк О.В.

Университет машиностроения, Финансовый университет 8 (495) 223-05-23, mami-stat@yandex.ru, 8(499)943-98-55, 1bliznyuk@gmail.com

Аннотация. В статье рассмотрена проблема использования экономической мощи транснациональных бизнес-структур для реализации концепции устойчивого развития. Произведен обзор практик оценки устойчивого развития, которые актуальны для применения в России.

Ключевые слова: устойчивое развитие, декаплинг, транснационализация, корпоративная социальная ответственность, интегрированная отчетность, система эколого-экономического учета

Последние десятилетия в мире наблюдался значительный рост материального благосостояния, который, в свою очередь, очень неравномерен в разных странах, между регионами и различными социальными группами населения. Вместе с тем при современных тенденциях развития экономики, потребления и увеличения численности населения естественный потенциал Земли будет исчерпан в ближайшей перспективе, что может способствовать неконтролируемому кризису и краху глобальной экономики. Поэтому достижения в области экономики и экологии будут сведены к нулю из-за истощения природных ресурсов. Этим объясняется насущная необходимость перехода к новой стратегии мирового развития с учетом эколо-го-экономической ситуации в различных регионах мира. Общепризнанным вектором развития современной глобальной экономики является устойчивое развитие, что предполагает поддержание и создание «богатства» в широком смысле, которое включает природные ресурсы, произведенные активы, здоровые экосистемы и человеческие ресурсы.

Впервые проблема необходимости разработки концепции устойчивого развития была поднята на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, которая состоялась в июне 1972 года в Стокгольме. Проведение этой Конференции ООН и создание Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) свидетельствует о включении международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем, которые стали сдерживать социально-экономическое развитие. Однако переход к устойчивому развитию требует наличия определенных условий для социально-экономического развития на основе использования более высоких социально-экологических нормативов и стандартов жизни, что в современных условиях достаточно сложно и реализуется только развитыми странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.