УДК 336.717:346.26
Д.В. Воронкина, канд. экон. наук, доцент (Россия, Тула, ТулГУ)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Осуществляется обзор деятельности государства по поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Приводятся доводы о необходимости развития малого бизнеса в целях роста национальной экономики.
Ключевые слова: бизнес, государство, экономика, предпринимательство, экономический рост
Сегодня в России 4 млн малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Из них 1 млн — юридические лица. По различным прогнозам в России в случае принятия радикальных мер по реформированию малого бизнеса в течение нескольких лет количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей может вырасти до 12-15 млн.
В условиях кризисных явлений в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, развития экономики, повышения занятости населения может стать развитие малого бизнеса.
Малый бизнес способен обеспечивать экономике страны необходимую мобильность, создавать глубокую специализацию и кооперацию и не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду предпринимательства, без которых хорошо функционирующая рыночная экономика невозможна.
Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Наличие в национальной экономике развернутой сети малых предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм, оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перераспределение ресурсов в сферу малого бизнеса влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре национальной экономики.
Как было отмечено выше, предприятия малого бизнеса способны быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют остро и своевременно отвечать на изменяющуюся структуру рынка путем
быстрого восприятия технических новшеств, перестройки ассортимента товарной продукции.
Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие сложных управленческих структур, относительно невысокий стартовый капитал — все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на рынке.
Однако малый бизнес имеет определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.
Таким образом, качественное развитие национальной экономики невозможно без малого бизнеса и требует разработки комплекса мер по поддержке малого предпринимательства и в масштабе всей страны, и на региональном уровне.
В соответствии со ст. 7 федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется через реализацию мероприятий федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства.
Основной целью федеральной программы поддержки малого предпринимательства является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.
Реализация мероприятий федеральной программы осуществляется по следующим разделам, отражающим приоритетные направления государственной поддержки малого предпринимательства:
- нормативное правовое обеспечение малого предпринимательства;
- развитие прогрессивных финансовых технологий;
- реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства;
- повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем;
- научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;
- международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.
В соответствии со ст. 7 п. 3 федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» финансовое обеспечение федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств фе-
дерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов.
Для обеспечения устойчивого развития малого предпринимательства требуются шаги по преобразованию нормативной, правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства. Это включает существенное продвижение в создании законодательной базы и механизмов правоприменения, обеспечивающих эффективное взаимодействие предприятий как между собой, так и с органами власти.
Основным инструментом реализации государственной политики усиления поддержки малого предпринимательства является Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации. Данная программа включает комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предпринимательства, опирается на созданную инфраструктуру поддержки предпринимательства, исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на федеральном уровне на средне- и долгосрочную перспективу.
Основная цель государственной поддержки малого предпринимательства в соответствии с разрабатываемыми федеральными программами
— обеспечение условий интенсивного роста малого предпринимательства и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах России на основе создания современной рыночной среды.
Достижение цели предполагает реализацию соответствующих задач по шести направлениям усиления государственной поддержки предпринимательской деятельности:
- совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства;
- развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства;
- развитие бизнеса и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- статистическое и научно-аналитическое обеспечение малого предпринимательства и его государственной поддержки;
- реализация региональных и специальных программ в сфере малого предпринимательства и международное сотрудничество в области малого предпринимательства.
Федеральные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя разделы, отражающие приоритетные направления государственной поддержки малого предпринимательства:
- нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства (содержит мероприятия по совершенствованию правовой базы, обеспечивающей развитие малого предпринимательства, и анализу регионального законодательства);
- развитие прогрессивных финансовых технологий (рассматривает создание специализированных кредитных организаций для работы с малым бизнесом, развитие рынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий для удешевления кредитных ресурсов, использование гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малых предприятий, развитие лизинга и франчайзинга, системы самофинансирования малого бизнеса и микрокредитования);
- реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства определяет приоритетные отрасли и сферы деятельности, в которых за счет средств Программы должно стимулироваться развитие малого предпринимательства, включая агропромышленный комплекс и переработку сельскохозяйственной продукции, малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления, малую строительную индустрию, транспорт и транспортноэкспедиционную деятельность, дорожное хозяйство и придорожный сервис, почтово-информационный сервис, инновационную сферу, общественное питание и сферу услуг;
- повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем (предусматривает финансирование созданной с участием государства инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в частности, распространение передового регионального опыта по развитию системы поддержки малого предпринимательства, интеграцию и взаимодействие информационных систем обеспечения малого предпринимательства);
- научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;
- международное сотрудничество в сфере малого предпринимательства.
Что касается региональных программ, в настоящее время государственная поддержка малого предпринимательства активно осуществляется в большинстве субъектов Российской Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации в установленном порядке утверждены программы поддержки малого предпринимательства, реализуемые с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
На сегодняшний день одним из основных государственных органов, отвечающим за развития малого бизнеса в России является Минэкономразвития РФ и Минфин РФ.
В соответствии с имеющимися тенденциями последующими шагами со стороны государства в направлении развития малого предпринимательства будут:
- Запуск механизмов введения уведомительных процедур по регистрации «семейных» микропредприятий и индивидуального предпринимательства. Особое внимание при этом будет уделено развитию предприятия на основании патентов. Предполагается расширить налоговую составляющую патентов, т. е. предоставлять право их владельцам нанимать на работу сотрудников. До сих пор Минфин РФ возр акал против того, чтобы предприниматели, работающие по патентам, использовали наемный труд из-за невозможности администрирования налоговых отчислений за работников в Пенсионный фовд. В итоге по такой достаточно простой схеме в России предпочли работать всего несколько сотен предпринимателей. Снятие кадровых и других ограничений поможет вовлечь в такой бизнес тысячи россиян и создать десятки тысяч рабочих мест.
- Введение закона об особенностях участия малых предприятий в приватизации арендованного государственного муниципального имущества. Предполагается, что предпринимателям дадут право внеконкурсного выкупа таких помещений, в том числе в рассрочку.
По прогнозам специалистов, если государство создаст мягкие условия для развития микро- и малого бизнеса, то к 2020г. число малых предприятий в стране вырастет в 4-5 раз, а доля их в экономике будет составлять не нынешние 15-20 %, а 50-60 %.
D. Voronkina
State support of the small-scale business in Russia
The article contains the review of stat activity to fall in with small-scale business and enterprise in Russian Federation. There are some arguments about necessity of development the small-scale business for growth the national economic.