Научная статья на тему 'Государственная поддержка инновационного предпринимательства: Европейский и американский опыт'

Государственная поддержка инновационного предпринимательства: Европейский и американский опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
458
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ СТИМУЛИРОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ / SMALL ENTREPRENEURSHIP / INNOVATIVE ACTIVITY / STIMULATING MODEL / STATE SUPPORT PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комиссаров А. Г.

Система государственной поддержки малого инновационного бизнеса в экономически развитых странах реализуется через содействие малому бизнесу в целом и через содействие организациям, занятым непосредственно инновационной деятельностью. Процесс коммерциализации технологий также осуществляется с приоритетным участием государства. Показаны используемые в разных странах модели стимулирования малого предпринимательства, их сильные и слабые стороны. России следовало бы опираться на ключевые элементы высокоэффективной американской системы, которая базируется на институте государственной поддержки инновационного предпринимательства и на четкой системе правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP: EUROPEAN AND AMERICAN EXPERIENCE

The small innovative business state support in economically developed countries is realized through assistance both to the small business on the whole and to organizations immediately dealing with innovative activities. Technology commercialization process runs also with priority participation of the state. Models used in different countries to stimulate the small entrepreneurship development are discussed along with their merits and drawbacks. It would be most appropriate for Russia to use key elements of the highly effective American system based on activities of innovative entrepreneurship supporting institutions and on a set of distinct legislative documents.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка инновационного предпринимательства: Европейский и американский опыт»



МИР

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ЕВРОПЕЙСКИЙ И АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ

STATE SUPPORT OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP: EUROPEAN AND AMERICAN EXPERIENCE

А. Г. Комиссаров,

аспирант

Система государственной поддержки малого инновационного бизнеса в экономически развитых странах реализуется через содействие малому бизнесу в целом и через содействие организациям, занятым непосредственно инновационной деятельностью. Процесс коммерциализации технологий также осуществляется с приоритетным участием государства. Показаны используемые в разных странах модели стимулирования малого предпринимательства, их сильные и слабые стороны. России следовало бы опираться на ключевые элементы высокоэффективной американской системы, которая базируется на институте государственной поддержки инновационного предпринимательства и на четкой системе правовых актов.

The small innovative business state support in economically developed countries is realized through assistance both to the small business on the whole and to organizations immediately dealing with innovative activities. Technology commercialization process runs also with priority participation of the state. Models used in different countries to stimulate the small entrepreneurship development are discussed along with their merits and drawbacks. It would be most appropriate for Russia to use key elements of the highly effective American system based on activities of innovative entrepreneurship supporting institutions and on a set of distinct legislative documents.

Le soutien étatique des entreprises innovatives exigues en pays d'économie developpée est réalisé au moyen d'assistance aussi aux entreprises exigues toutes entiers q'aux organisations immédiatement occupée avec des activitées innovatives. Le processus de la commercialisation des technologies vient aussi avec la participation prioritaire d'Etat. Modèles usé en differents pays pour la stimulation du soutien du développement de l'entreprises exigues sont decri avec leurs mérites et défauts. Pour la Roussie c'est peut être le mieux d'utiliser des eléments clefs du système hautement effectif Américain basé sur l'activité des institutions qui soutienes les entreprises innivatives et sur l'assortement de documents juridiques distincts.

Staatsunterstützung der kleinen Innovationsbetriebe in Länder mit entwickelter Wirtschaft wird durch den Beistand der kleinen Betriebe insgesamt und der direkte Innovationsaktivität führende Organisationen verwirklicht. Technologiekommerzialisierungsprozess geht auch mit vorzüglicher Beteiligung der Staat. Beschrieben in der Artikel sind in verschiedenen Länder benutzte Modelle mit Hilfe von deren man stimuliert die Gesamtunterstützung kleiner Betriebe; Vorzüge und Nachteile dieser Modelle sind auch gezeigt. Es ist am besten für Russland die entscheidende Elemente amerikanischen Systems das auf Aktivität der die innovative Betriebe unterstützende Institutionen und auf feste Gesetzdokumente begründet ist ausnutzen. Ключевые слова: малое предпринимательство, инновационная деятельность, модель стимулирования, государственная программа поддержки.

Key words: small entrepreneurship, innovative activity, stimulating model, state support program.

Mots clefs: entreprises exigues, activité innovative, modèle de la stimulation, programme du soutien étatique.

Schlüsselwörter: kleine Betriebe, Innovationsaktivität, Stimulierungsmodele, Staatsunterstützungsprogramm.

Проблема эффективной поддержки малого предпринимательства для современной России в силу целого ряда причин более чем актуальна. Отсюда - научный и практический интерес к изучению иностранного опыта в сфере государственной поддержки этого сектора экономики. Что и как можно извлечь из такого опыта для российских условий?

Любой вид инновационной деятельности нуждается в стимулировании и государственной поддержке. В развитых странах Запада определены пути, средства и способы поддержки инновационного предпринимательства, не говоря уже о разнообразии их форм. Особое значение имеет опыт таких стран, как США, Япония, Великобритания, Канада, Франция и Израиль, так как, несмотря на все национальные нюансы, практика решения научно-технических проблем в данных государствах имеет общую основу

- она предполагает активное участие госсектора в осуществлении инновационной политики 1.

В развитии малого инновационного предпринимательства на Западе его поддержка играет ключевую роль. В США институциональной поддержкой занимаются администрация по делам малого бизнеса, Национальный научный фонд, НАСА, университеты, отраслевые министерства. В Германии ту же работу проводят Министерство экономики, Министерство научных исследований и технологий, Федерация промышленных исследовательских ассоциаций, Патентный центр. Во Франции этим занимаются Министерство экономики, Национальное агентство по внедрению результатов исследований, Научно-технический фонд. В Японии такую работу выполняют Корпорация финансирования малого бизнеса, Народная финансовая

1 Именно поэтому Израиль и Япония включены в данную группу государств несмотря на их неевропейское местонахождение.

ИННОВАЦИИ

корпорация, Центр рискового (венчурного) предпринимательства. В Италии этой деятельностью занимается Фонд технологических нововведений.

В сотрудничестве с центральными и коммерческими банками и страховыми фондами эти организации формируют необходимую базу для эффективной реализации национальных программ поддержки малого инновационного предпринимательства 1.

В общих чертах система государственной поддержки малого инновационного бизнеса в развитых странах реализуется через два ключевых канала: 1) содействие малому бизнесу в целом и 2) содействие организациям, занятым непосредственно инновационной деятельностью. Второй канал государственной поддержки инновационного предпринимательства имеет отношение к инновационной деятельности в целом. Главное место в этой системе занимает сфера научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и сфера внедрения новейших технологий за счет льготного кредитования и налогообложения, страхования и прямого финансирования венчурного предпринимательства.

Как поставить инновационный процесс на рыночные рельсы? Эффективный процесс коммерциализации технологий возможен при существовании в стране комплексной инновационной системы, причем государственное участие в активизации инновационной деятельности должно быть приоритетным. Принципиальные особенности государственного стимулирования коммерциализации в высокотехнологичной сфере на Западе сводятся к следующему 2.

1. Поддержка инновационной деятельности осуществляется на всех ее стадиях, от выполнения научно-исследовательской работы до реализации технологической продукции (услуг). Как правило, государствами Запада предлагается целый спектр программ, в зависимости от стадии развития технологии.

2. Многокомпонентная поддержка инновационной деятельности осуществляется с учетом региональных особенностей и государственных приоритетов. Каждая из стадий развития и преобразования знаний получает финансовую, консультационную, информационную и другие виды поддержки.

3. Большое внимание уделяется программам, переводящим результаты исследований и разра-

боток в стадию коммерческого предложения, а также комплексным программам поддержки начинающих технологических компаний. Государство, участвуя в гарантировании рисков и финансируя высокорисковые проекты, тем самым не подменяет собой бизнес, а лишь компенсирует «провалы рынка».

4. Государство активно поддерживает развитие связей науки с промышленностью через финансирование кооперативных НИОКР на доконкурент-ных стадиях. При этом подобное сотрудничество экономически выгодно как научным организациям, так и бизнес-сектору. Существенным стимулом в таких программах является передача прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет бюджетных средств, в промышленность для ее последующей коммерциализации.

5. При создании инновационной инфраструктуры учитываются не только те элементы, которые непосредственно относятся к сфере науки и технологического производства. «Внешняя» инфраструктура - состояние дорог, аэропортов, коммуникаций - все это привлекает потенциальных инвесторов, а не препятствует инновационному развитию 3.

В настоящее время в Европейском Союзе и за его пределами реализуется множество программ поддержки малого и среднего предпринимательства, дополняющих мероприятия на национальном уровне. Однако до сих пор сохраняются различия в определении понятия «сектор малого предпринимательства», принятого в различных международных организациях, оказывающих поддержку этому сектору. Тем самым создаются неравные конкурентные условия для предприятий, попадающих в зону влияния программ поддержки или остающихся вне ее 4.

В США все федеральные ведомства и 12 агентств по развитию малого бизнеса с бюджетом в более чем 100 млн. долл. обязаны передавать 1,25% своих финансовых ресурсов на обеспечение деятельности малых научно-исследовательских компаний. В 1982 г. в США был принят Закон об инновационных исследованиях малого бизнеса. В рамках этого Закона были приняты и действуют две программы - Программа инновационных исследований малого бизнеса и Программа передач (трансфера) технологий малого бизнеса 5. Этот закон дополнялся в 1992 и 1996 гг.

1 Бегиджанов П.М. Особенности инновационного предпринимательства и управление его развитием. М., 2004. - С. 131.

2 Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Зарубежный опыт государственного участия в поддержке коммерциализации результатов исследовательской деятельности. М., 2004.- С. 46.

3 Гузеева Е.М. Институциональные меры государственной поддержки развития и инновационной активности малого предпринимательства. М., 2008. - С. 15.

4 Состояние инновационной политики в зарубежных странах и Российской Федерации. Ашихин А.Н.[ и др.]. М., 2004. - С.78.

5 Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002. - С. 82.

МИР

А. Г. Комиссаров

Государственная поддержка инновационного предпринимательства: европейский и американский опыт

Первая призвана обеспечивать малый бизнес стартовым капиталом и помочь его участию в НИ-ОКР, осуществляемых федеральными агентствами. Основными положениями программы в рамках разработки методических основ и формализации проблем современного развития национальной инновационной системы являются:

• необходимость поддержки только малых предприятий;

• обязательность участия в программе всех федеральных агентств, чей бюджет на научные исследования и разработки превышает 100 млн. долл.;

• необходимость направления на поддержку этой программы определенного процента средств внешнего бюджета;

• обязательность для каждого федерального ведомства предварительного оповещения о направлениях деятельности, в которых нуждается данное федеральное ведомство;

• конкурсность всех этапов программы.

Финансирование по программе разделяется на три этапа. На первом этапе заявители должны показать возможности технологического решения и превосходства предлагаемой инновации для решения заранее объявленных потребностей федерального ведомства. Длительность этапа не превышает 6 месяцев, а финансирование не превышает 100 тыс. долл. На втором этапе малое предприятие создает образец изделия. Длительность этапа не превышает 2-3 лет, но финансирование - уже 750 тыс. долл. На третьем этапе происходит коммерциализация продукта. При этом, как правило, не применяется финансирование по программе, кроме случаев, когда инновация разрабатывается для собственных потребностей агентства.

США частично финансируют малые инновационные компании и через инвестиционные компании малого бизнеса, закон о создании которых был принят еще в 1958 г. Инвестиционные компании малого бизнеса создаются с участием государства, имеют налоговые и финансовые льготы и государственные гарантии по кредитам (до 75%), предоставляемым малым

фирмам. Эти компании обеспечивают малые инновационные компании венчурным капиталом, субсидируемым государством 1.

Коснемся ситуации в Восточной Европе и в Скандинавии. В Чехии реализуется программа «Прогрессивные технологии для малых и средних предприятий», в Венгрии создаются технологические парки, объединяющие ученых с предпринимателями, в Болгарии появились негосударственные фонды по обеспечению малого инновационного бизнеса. В экономике Финляндии доля малых и средних предприятий достигает 90%, они производят 60% ВВП и 20% экспортной продукции. В 2008 г. с учетом кризисной ситуации была разработана масштабная инвестиционная антикризисная программа для стимулирования бизнеса. В соответствии с ней, выросла доля госзаказа в строительстве, что привело к росту объемов производства на 40%. В Швеции основу экономики также составляют малые и средние предприятия, 20% которых работают в производстве. Правительство страны помогает продвижению своих предпринимателей на новые рынки, оказывает безвозмездную материальную поддержку в размере до 50% уставного фонда предприятия. Программа поддержки, стартовавшая в 2005 г., позволила 90% малых предприятий улучшить качество выпускаемой продукции и увеличить товарооборот. По данным представительства Стокгольма в Петербурге, с началом мирового финансового кризиса правительство Швеции приняло решение безвозмездно поддерживать малые предприятия на сумму до 250 тыс. шведских крон каждому до 100% уставного капитала 2.

Какая модель поддержки предпочтительнее для России? В чистом виде ни одна из рассмотренных заимствована быть не может. Однако с учетом дефицита времени и ресурсов, России в ее инновационных устремлениях следовало бы опираться на ключевые элементы высокоэффективной американской инновационной системы, которая базируется на институте государственной поддержки инновационного предпринимательства и четкой системе правовых актов, жестко регулирующих комплекс вопросов поддержки малого инновационного бизнеса.

1 Баннов Е.А., Мамченко О.П. Развитие сектора неформального инвестирования в инновационные проекты за рубежом. URL: http://www.hr-portal.ru/article/razvitie-sektora-neformalnogo-investirovaniya-v-innovatsionnye-proekty-za-rubezhom (дата обращения: 02.12.2010).

2 Гретченко А.А. Совершенствование системы государственной поддержки малых и средних инновационных предприятий. URL: http://viperson.ru/wind.php?ID=592500&soch=1 (дата обращения: 02.12.2010).

Комиссаров А. Г. - аэискатель ученой степени кандидата наук, аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Komissarov A.G. - Competitor for Scientific Degree; Postgraduate, Russian National Economy and State Service Academy under RF President

e-mail: agk@ars.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.