Научная статья на тему 'Государственная поддержка банковской системы'

Государственная поддержка банковской системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
477
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
банковский сектор / банковский капитал / капитализация / государственная поддержка / Агентство по страхованию вкладов / banking sector / bank capital / capitalization / state support / Deposit Insurance Agency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михаил Хромов

Объем господдержки банковского сектора в 2015 г. достиг 1,7 трлн. руб. В частности, докапитализация крупнейших банков превысила 1,1 трлн. руб., в том числе крупнейших госбанков – 800 млрд. руб. Эти меры поддержали достаточность банковского капитала на приемлемом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government Support of the Banking System

The volume of state support to the banking sector totaled Rb 1.7 trillion in 2015. In particular, recapitalization of major banks has exceeded Rb 1.1 trillion of which major state banks received Rb 800bn. These measures maintained capital adequacy at the required level.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка банковской системы»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ*

Михаил ХРОМОВ

Заведующий лабораторией финансовых исследований Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. Е-таП: khromov@iep.ru

Объем господдержки банковского сектора в 2015 г. достиг 1,7 трлн. руб. В частности, докапитализация крупнейших банков превысила 1,1 трлн. руб., в том числе крупнейших госбанков — 800 млрд. руб. Эти меры поддержали достаточность банковского капитала на приемлемом уровне.

Ключевые слова: банковский сектор, банковский капитал, капитализация, государственная поддержка, Агентство по страхованию вкладов.

Финансовая помощь банковскому сектору в 2014—2015 гг. со стороны госорганов складывалась из увеличения капитала банковского сектора и проведения процедур финансового оздоровления проблемных банков. Кроме того, дополнительных финансовых вложений также требовало сохранение бесперебойного функционирования системы страхования вкладов, так как средства в Фонде обязательного страхования должны были закончиться еще в середине лета 2015 г.1. Соответственно, недостающие средства для выплат вкладчикам закрытых банков должны были быть предоставлены в виде кредита Банка России Агентству по страхованию вкладов (АСВ). Каким же оказался суммарный объем средств, направленных государством в банковский сектор?

Рассмотрим подробнее перечисленные категории поддержки банковской системы.

1. Изменение условий капитализации госбанков, произошедшей в 2008-2009 гг.

В кризис 2008—2010 гг. банковский сектор также получал значительные средства от государства. В частности, в соответствии с Федеральным законом № 173-Ф3 «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» субординированные кредиты в размере 500 млрд. руб. от Банка России получил Сбербанк, а ряд крупнейших банков привлекали субординированные кредиты от Внешэкономбанка за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), размещаемых на депозите в ВЭБе.

Первоначальные сроки этих кредитов заканчивались в декабре 2019 г. Это означало, что уже с 2015 г. начинался процесс амортизации кредитов, учтенных в капитале банков-получателей2.

* — Статья из Оперативного мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 3 (21) (февраль 2016 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в ОМЭС — «Банковская система: государство спешит на помощь»).

1 См.: Хромов М. Система страхования не справляется с расчисткой банков // Оперативный мониторинг экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития». 2015. № 15 (Ноябрь).

2 Объем субординированного кредита, учитываемый при расчете собственных средств банка, ежеквартально равномерно уменьшается в течение последних пяти лет срока предоставления кредита. Таким образом, начиная с 2015 г. капитал банков — получателей субординированных кредитов в рамках Федерального закона № 173-Ф3 стал бы постепенно снижаться на 5% от суммы кредита за квартал.

В целях предотвращения этого процесса в 2014 г. в Федеральный закон № 173-Ф3 были внесены поправки, разрешающие по решению Правительства РФ направлять средства ФНБ на покупку привилегированных акций банков, погасивших свою задолженность по субординированным кредитам. Для банков этот процесс означал не только стабилизацию объема собственных средств, но и улучшение качества капитала: вместо капитала второго уровня, в составе которого обычно учитываются субординированные кредиты, банки получали акционерный капитал первого уровня. При этом специальной оговоркой эти акции освобождались от обязательной уплаты дивидендов, т.е. для банков снижалась стоимость привлеченного капитала. Кроме того, увеличение капитала первого уровня расширяло возможности банков по привлечению новых субординированных кредитов, учет которых в капитале ограничен именно размером капитала первого уровня.

В результате с конца 2014 г. такие решения были приняты относительно трех крупнейших банков: ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка (ГПБ). Общая сумма переоформленных в привилегированные акции кредитов составила 279 млрд. руб. Кроме того, ВТБ и ГПБ с декабря 2014 г. получили новые субординированные кредиты за счет средств ФНБ в размере 164 млрд. руб. (126 млрд. руб. - ВТБ и 38 млрд. руб. -ГПБ).

Особая ситуация была со Сбербанком. Прежде всего, субординированный кредит в объеме 500 млрд. руб. он получил напрямую от своего основного акционера - Банка России. В 2010 г., в условиях восстановления роста как российской экономики, так и кредитного рынка, руководство Сбербанка сочло этот кредит излишне дорогим (первоначальная ставка по нему составляла 8% годовых), и часть его в размере 200 млрд. руб. была досрочно возвращена ЦБ РФ.

Летом 2010 г. в Закон № 173-Ф3 была внесена поправка3, снижающая стоимость субординированного кредита Сбербанку до 6,5% годовых. В июне 2014 г. Сбербанк получил 200 млрд. долл. в соответствии с тем же законом.

В июле 2014 г. в Закон № 173-ФЗ были внесены поправки,предусматривавшие увеличение срока предоставляемых Сбербанку субординированных кредитов до 50 лет. А осенью 2014 г. были внесены поправки в Положение № 395-П «О методике определения величины собственных средств кредитных организаций», позволявшие учесть в капитале субординированные кредиты, выданные в соответствии с новой редакцией Закона.

Начиная с отчетной даты 01.04.2015 субординированные кредиты, предоставленные Сбербанку в соответствии с Законом № 173-ФЗ, стали учитываться в объеме 500 млрд. руб., а значит, они полностью были переоформлены на срок 50 лет.

В результате поправки, внесенные в законодательство в 2014-2015 гг., позволили Сбербанку увеличить свой капитал с 1 апреля 2015 г. как минимум на 215 млрд. руб. (200 млрд. руб. - повторный транш кредита, осуществленный в июне 2014 г., 15 млрд. руб. - прекращение амортизации 300 млрд. руб. в связи с увеличением срока предоставления субординированного кредита).

Таким образом, с середины 2014 г. крупнейшие госбанки получили возможность улучшить качество своего капитала в объеме 779 млрд. руб., избежав амортизации субординированных кредитов, и дополнительно привлекли 164 млрд. руб. из средств ФНБ.

2. Господдержка банковского сектора при участии государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»

В декабре 2014 г. АСВ получило дополнительный взнос от Правительства РФ - специаль-

3 Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 206-ФЗ.

ный выпуск облигаций федерального займа (ОФЗ) в размере 1 трлн. руб. для дальнейшего размещения в капитал коммерческих банков. После этого был утвержден перечень банков, имеющих право при выполнении определенных условий претендовать на докапитализа-цию за счет средств АСВ. Одним из условий такой докапитализации стало ограничение взноса размером 25% от собственных средств банка-получателя по состоянию на 01.01.2015. Поскольку суммарный капитал допущенных к этому процессу банков на указанную дату составлял 3454 млрд. руб. (43,6% от совокупного капитала банковского сектора), то потенциальный объем докапитализации изначально был ограничен величиной 864 млрд. руб.

В течение 2015 г. правом на докапитализа-цию воспользовались 25 банков, в итоге получивших от АСВ взносов в капитал в суммарном объеме 803 млрд. руб. При этом докапи-тализация банков ВТБ и «Открытие» осуществлялась с учетом лимита на их дочерние банки, также входившие в перечень.

3. Финансовое оздоровление проблемных банков

В 2015 г. был поставлен «рекорд» по отзыву банковских лицензий - права осуществлять свою деятельность лишились 93 кредитные организации. Кроме этого в отношении некоторых банков начался процесс финансового оздоровления (санации) под управлением АСВ. В 2015 г. процесс санации был запущен в отношении 14 банков с суммарными активами около 900 млрд. руб.4. Общее число банков, в отношении которых в начале 2016 г. проводились процедуры финансового оздоровления, составило 28, а суммарный объем предоставленной им финансовой помощи по состоянию на начало 2016 г. достиг 1,2 трлн. руб., из которых 491 млрд. руб. был предоставлен в 2015 г. Основным источником этой финансовой помощи являлся Банк России, выделивший 1159 млрд. руб. (488 млрд. руб. в 2015 г.), остальные средства предоставлялись АСВ за счет имущественного взноса Российской Федерации.

Таблица 1

Меры господдержки банковского сектора в 2015 г. по отдельным группам банков, млрд. руб.

Переоформление помощи, предоставленной в 2008 г. Инвестиции ФНБ Докапитализации АСВ Дефицит системы страхования вкладов

Общий объем Влияние на объем капитала в 2015 г. Санация

1 2 3 4 5 6

Сбербанк 500 100

Группа ВТБ 214 43 38 307

Газпромбанк 40 8 126 126

Россельхозбанк 25 5 69

Другие банки, докапитализированные АСВ 301

Банки, проходящие финансовое оздоровление 491

Банки с отозванными лицензиями 200

Итого 779 156 164 803 491 200

4 На последнюю отчетную дату перед началом финансового оздоровления.

4. Финансирование выплат вкладчикам банков с отозванными лицензиями

Из 93 кредитных организаций, лишившихся лицензии в 2015 г., 77 были участниками системы страхования вкладов. Суммарный объем выплат АСВ вкладчикам банков, в отношении которых наступил страховой случай, в 2015 г. составил 369 млрд. руб., еще 64 млрд. руб. АСВ выплатило в январе 2016 г. При этом на начало 2015 г., по данным АСВ, размер Фонда обязательного страхования составлял 69 млрд. руб., а поступления в него за первые девять месяцев 2015 г. составили 82 млрд. руб. Итоговых данных за год на момент подготовки настоящего материала опубликовано не было, но, по нашим оценкам, поступления в Фонд за год не превысили 100 млрд. руб.

Соответственно, как минимум 200 млрд. руб. для выплат вкладчикам в 2015 г. АСВ должно было получить из альтернативных источников. Известно, что в августе 2015 г. была одобрена возможность обращения АСВ в Банк России за предоставлением кредита в размере до 110 млрд. руб. без обеспечения на срок до 5 лет при снижении размера ликвидных активов Фонда до 40 млрд. руб.

Таким образом, суммарный объем прямой поддержки банковского сектора в 2015 г. оценивается нами как минимум в 1,7 трлн. руб.

(См. табл. 1, столбцы 3-6.) Кроме того, дополнительный эффект для капитала крупнейших банков за счет изменения условий капитализации в рамках Закона № 173-ФЗ (2008 г.) составил в 2015 г. 156 млрд. руб. Суммарный прирост капитала банковского сектора в 2015 г. достиг 1080 млрд. руб. При этом увеличение капитала банков за счет новых взносов и переоформления кредитов 2008-2009 гг. составило 1123 млрд. руб. (см. табл. 1, столбцы 2-4), 822 млрд. руб. из которых пришлись на крупнейшие госбанки. Иначе говоря, весь положительный прирост капитала банковского сектора в 2015 г. был обеспечен исключительно мерами господдержки.

Эти меры в значительной степени удержали нормативы достаточности капитала банков в допустимых пределах. Так, значение норматива достаточности капитала банковского сектора в целом без реализации вышеизложенных мер по докапитализации банков по состоянию на 01.01.2016 могло оказаться на уровне 11,1% вместо 12,7% в действительности. Для госбанков выигрыш в достаточности капитала оказался еще выше -2 п.п. (См. табл. 2.) Кроме того, без привлечения дополнительных средств ряд банков не удовлетворил бы требованиям по достаточности капитала. Это относится к Группе ВТБ и к ряду негосударственных банков, таких как МДМ, «Российский капитал», «Бинбанк», и некоторым другим. ■

Таблица 2

Влияние мер по докапитализации банковского сектора на достаточность капитала банков, в %

Значение норматива Н1 на 01.01.2016 Значение норматива Н1 без учета мер по докапитализации

Банковская система 12,7 11,1

Госбанки 12,5 10,5

Сбербанк 11,9 11,4

Группа ВТБ 12,4 8,7

Газпромбанк 13,6 10,2

Россельхозбанк 16,6 13,7

Прочие банки 13,0 11,9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.