Научная статья на тему 'Государственная культурная политика: стратегия и социально-культурное развитие регионов'

Государственная культурная политика: стратегия и социально-культурное развитие регионов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1449
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ПРОГНОЗНОЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ / STATE CULTURAL POLICY / STRATEGY / SOCIAL AND CULTURAL PROCESSES / SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT OF THE REGION / PREDICTED SOCIO-CULTURAL DESIGN AND PROGRAMMING

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы —

В статье анализируются теоретические и практические аспекты государственной культурной политики, рассматривается стратегия и современные социально-культурные процессы, предложены направления инновационного планирования и прогнозирования социально-культурного развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE CULTURAL POLICY: STRATEGY AND SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT OF REGIONAL

The article analyzes the theoretical and practical aspects of the state cultural policy, strategy, and is considered the modern socio-cultural processes have been proposed directions of innovative planning and forecasting of socio-cultural development of regions.

Текст научной работы на тему «Государственная культурная политика: стратегия и социально-культурное развитие регионов»

УДК 374.2

Brizhatova S.B. STATE CULTURAL POLICY: STRATEGY AND SOCIAL AND CULTURAL DEVELOPMENT OF REGIONAL. The article analyzes the theoretical and practical aspects of the state cultural policy, strategy, and is considered the modern socio-cultural processes have been proposed directions of innovative planning and forecasting of socio-cultural development of regions.

Key words: state cultural policy, strategy, social and cultural processes, social and cultural development of the region, predicted socio-cultural design and programming.

С.Б. Брижатова, д-р пед. наук, проф. АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: murzina310@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА: СТРАТЕГИЯ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ

В статье анализируются теоретические и практические аспекты государственной культурной политики, рассматривается стратегия и современные социально-культурные процессы, предложены направления инновационного планирования и прогнозирования социально-культурного развития регионов.

Ключевые слова: государственная культурная политика, стратегия, социально-культурные процессы, социально-культурное развитие региона, прогнозное социально-культурное проектирование и программирование.

По определению культурная политика представляет собой отрефлексированный и ответственный выбор целей и приоритетов, создание механизмов их осуществления и целенаправленное выделение ресурсов. Основной целью культурной политики является сохранение и передача будущим поколениям культурного наследия, поддержка художественного творчества и распространение всех форм культуры среди максимально широкой аудитории. Для понимания необходимости развития культуры в сложный для страны переходный период следует четко осознавать, что может дать обществу энергичная и предприимчивая культурная политика.

Во-первых, необходимо помнить о связи культуры и развития, или о культурном измерении как качественном развитии в самом широком смысле. Обществу необходима программа развития, которая помимо новых жизненных стандартов включает и другие ценности, способные мобилизовать сегодня энергию населения. Культурное измерение присутствует во всех сферах и входит составной частью во все современные проблемы (городское и сельское) развитие, сохранение окружающей среды, защита прав национальных меньшинств; развитие телекоммуникаций и т.п. Это значит, что правительство в целом обусловлено понимать и соответственно важность культурной составляющей своей деятельности.

Вторым важным аспектом является поиск новых ценностей, новых моральных и психологических точек отсчета в обществе, которое было полностью дестабилизировано произошедшими изменениями. В ситуации ценностных противоречий и поиска национальной идентичности сильная культурная политика может сыграть важную роль, развивая диалог идей и мнений, организуя обмены и контакты, способствуя распространению различных произведений. Кроме того, культурная политика нацелена содействовать сотрудничеству, синергетике больших и малых культур, организаций, учреждений, государственного и частного секторов, города и села.

Наконец, важной целью культурной политики является построение гражданского общества, где государство создает и гарантирует условия и структуры для расцвета прав личности, для действий многочисленных организаций и ассоциаций по реализации своих идей и проектов в условиях свободной конкуренции. Судя по происходящим процессам диверсификаии культурной жизни, этот процесс уже начался в России.

Поэтому важной задачей сегодня является построение нового современного органа власти вместо архаичного и отжившего, но существующего до сих пор. Перестройка управления требует разработки специальных методологических подходов, и этот процесс должен получить институциональные основания, определенные федеральными властями. Представители Министерства культуры России сегодня видят возможность объединения управлением сферы, скорее, в форме некоего федерального комитета, межминистерской структуры, которая, как показывает опыт, может иметь весьма ограниченные результаты.

Сегодня необходимо сильное и предприимчивое Министерство культуры. Перераспределение полномочий должно быть основано на выработанной новаторской политике в области куль-

туры и на принципиальном определении роли государства в культурной жизни страны.

Государство должно стать стратегом культурного развития, в противном случае эту роль возьмут на себя другие. Министерство культуры как государственный орган может определять стратегию развития сферы. Задача стратега - организовывать, предвидеть, координировать, при этом не заменяя собой деятелей культуры. Соответственно государство должно взять на себя три функции, из которых Министерство культуры сегодня выполняет только одну. Во-первых, государство осуществляет охрану культурного наследия, управление государственными учреждениями культуры, содействие художественному творчеству через заказы и покупки произведений. В настоящее время эту функцию выполняет Министерство культуры. Во-вторых, государство может быть координатором независимых инициатив в области творчества, образования и распространения культуры, стимулировать культурную активность на местном уровне и демократизировать право на культуру в сообществе. Наконец, государство может регулировать рынок культуры, поддерживая художественное качество культурной продукции.

Оценивая культурную политику в целом, мы в ходе исследования задавались вопросом: насколько четко и определенно сформулирована сегодня государственная политика? Для управленцев основными документами по этим вопросам являются «Основы законодательства о культуре» и «Федеральная программа «Культура». Однако Закон - это, прежде всего, декларация о намерениях, с положениями которой трудно не согласиться, в то время как культурная политика - это определение приоритетных целей и обеспечение ресурсов и механизмов для их достижения (что не является целью закона). Однако следует подчеркнуть также важные для политики положения закона, как включение в концепцию культуры всех видов деятельности, находящихся под управлением министерств и государственных комитетов. Закон признает права человека в сфере культуры и провозглашает право на сохранение и развитие культурной самобытности всех народов и этнических групп. Наконец, государство должно финансировать сферу культуры, обеспечивать налоговые льготы и стимулировать развитие коммерческой деятельности самих учреждений культуры.

Федеральная программа также провозглашает несколько задач, включая охрану наследия, доступа к культурным ценностям, развитие культуры на региональном и местном уровнях, также не выделяя четко приоритеты и не делая ответственного выбора, что совершенно необходимо в условиях ограниченного финансирования. Активный законодательный процесс в сфере культуры свидетельствует о необходимости выработки нормативов в этой области.

Распределение государственного финансирования между федеральным и региональным уровнями показывает, что именно на последнем сосредотачиваются основные финансовые ресурсы. Таким образом, государство перекладывает основную ответственность за культуру на субъекты Федерации, которые вследствие больших налоговых изъятий в федеральный бюджет получают недостающие средства как субсидию из центра

и таким образом оказываются несамостоятельными в распределении своих средств.

В качестве стратега культурного развития Министерства культуры должно изменить свое отношение с внешним миром и методы работы, для чего необходима административная реформа. Во-первых, должна быть обеспечена прозрачность принятия решений, критериев финансирования организационных структур. Анализ современного социокультурного состояния в России показал, что основными задачами по осуществлению государственной поддержки в формировании региональных программ социокультурного развития являются следующие: когда в центре государственной поддержки культурной политики находится проблема выбора приоритетов, т.е. ранжирование по возможности, с точки зрения актуальных потребностей общества. В государственном выборе приоритетов культурной политики участвует многоступенчатый механизм; в России существует иерархия отношений, включающая четыре ступени: президент и правительство, затем министерства и ведомства, далее - управление и отделы, и, наконец, программы с их администрацией. Важным элементом этого механизма является бюджетный процесс. Ежегодная подготовка бюджета, его принятие неизбежно превращаются в выбор приоритетов.

Однако на вершине общества и власти вопросы культуры решаются «по остаточному принципу» в сравнении с другими национальными приоритетами государственной политики (экономикой, сельским хозяйством, обороной, соцобеспечением и др.). Здесь приоритет культуры ставится под сомнение, и напрямую финансируются только государственные и национальные программы (мегапроекты), поддерживаемые и выдвинутые президентом. Мегапроекты имеют политическую, экономическую и социальную значимость. При этом принимаются меры для того, чтобы «большая» культура не поглотила культуру малую. В России существуют следующие критерии отбора региональных программ: «научные достоинства» (значение объекта исследований, широта постановки вопроса, потенциальная возможность появления новых исследований, программ, уникальность, актуальность; «социальные выгоды» (улучшение условий жизни человека, региона, перспективность, вклад в престиж нации); «прагматические соображения» (конкретные практические стороны проекта, программы, техническая реализуемость и подготовленность, осуществимость, институционная обеспеченность, стоимость проекта, программы и т.п.). Механизм отбора должен обеспечить баланс между двумя потенциально конфликтными направлениями - развитие культурного потенциала в целом и одновременно достаточная поддержка новых инициатив.

Оптимальное сочетание этих двух направлений составляет главный приоритет государственной культурной политики. Сложности выявления приоритетов в сфере исследовательских работ в отрасли культуры, разработке социокультурных программ нейтрализуются участием в обсуждении всеми участниками, авторами, исполнителями работ и др., количество приоритетных направлений ограничено, так как российский научно-культурный потенциал не универсален, не обеспечен кадрами и средствами.

В 90-е годы усложнились организационные структуры научно-культурной деятельности; термин «культурная политика» заменен другим - «культурная политика и государственная поддержка». Это означает распространение ответственности государства не только на область науки (исследовательских работ), но и повышение его ответственности на быструю реализацию приоритетных социокультурных программ через внедрение более совершенного обеспечения и технологии. Во-первых, стремясь повысить эффективность научно-культурного потенциала, государство включает этот вопрос в сферу своего внимания. Во-вторых, оно использует кооперацию в сфере культуры, исследовательских работ академического, государственного и частного секторов, осуществляет передачу научных достижений в отрасль культуры и искусства. В-третьих, при разработке бюджета в сфере культуры страны проблеме приоритетов придается центральное значение. В-четвертых, происходит глобализация культурной политики как отражение более крупного мирового процесса интернационализации культуры в целом. Устанавливаются международные связи российской культуры на всех уровнях. Любая нация, которая дистанцируется от интернациональной культуры и системы, ослабляет свою культурную базу.

На наш взгляд, необходимо понимание, особенно в высших эшелонах власти, да и на местах, что реализация программы возможна только при условии ее стабильного финансирования в объемах, позволяющих обеспечить достижение долговременных целей культурной политики, определенных Российским государством.

Вместе с тем, в государственной концепции социально-экономического развития России, в программе осуществления курса экономических преобразований, направленных на достижение финансовой стабилизации, подъема экономики и жизненного уровня населения, укрепление законности и правопорядка, вообще отсутствует такая составляющая социальной политики, как культура. Однако исторический опыт показывает, что экономические и политические права не могут быть реализованы в отрыве от социальных и культурных.

Культура и экономическое развитие - понятия равнозначные и взаимозависимые, единые составляющие процесса демократического реформирования страны. Культурные факторы формируют восприятие обществом своего собственного будущего и определяют выбор средств для его строительства. Сегодня, вкладывая силы и средства в культуру, мы определяем общественное развитие. Процесс вхождения населения в новое общество во многом зависит от адекватной государственной культурной политики.

Целостность и относительная самостоятельность социокультурной сферы региона обусловлены как спецификой ее внешних функций, так и особенностями развития социально-бытовой инфраструктуры, условий, образа жизни и осознания, их культурно-духовных потребностей и интересов, качественным уровнем социокультурной сферы - насыщение ее объектами и кадрами, и эффективностью деятельности последних, социокультурной обусловленности города и села.

Трансформационные процессы, протекающие в социокультурном развитии регионов, характеризуются значительной глубиной, сложностью и противоречивостью. В результате развития этих процессов социально-территориальная структура региона в последнее десятилетие претерпела заметные изменения. Однако по сравнению с социально-экономической структурой, подвергшейся радикальным сдвигам, социокультурная структура являет собой пример дифференцированного и весьма неустойчивого к внешним изменениям образования.

Выявленная в нашем исследовании социально-культурная структура регионов имеет «переходный» характер. По-видимому, свой окончательный вид, который сохранится на протяжении достаточно длительного времени, она обретет лишь после завершения реформируемых процессов в экономической и социокультурной сфере.

Единство теоретических, методологических и технологических системообразующих оснований разработки региональных программ социально-культурного развития и профессионального образования специалистов социокультурной сферы обеспечивает концепция жизненных сил регионального развития, позволяющая исследовать их особенности, выявлять специфику конкретного социума в социокультурных потребностях в условиях конкретного региона.

Социокультурные процессы, обладающие динамичностью к изменению социокультурного неблагополучия, аккумулируя противоречия и отражая общие и региональные (специфические) тенденции социокультурной жизни, выступают, таким образом, системообразующим фактором программирования социокультурной деятельности в регионе и подготовки профессиональных специалистов социокультурной сферы.

Социокультурные процессы в регионе имеют свою специфику, которая заключается в многообразии, противоречивости, парадоксальности их характеристик, отражающих нарушения жизненного пространства населения.

Особенности социокультурных процессов в разработке программы проявляются на различных уровнях организации социокультурной жизни (социумном, социально-групповом, индивидуально-личностном), формируя своеобразный социум, новые взаимоотношения в системе «человек - общество - культура».

Характеристика социокультурных процессов в региональных программах прямо и опосредованно детерминирует потребности региона, отдельных групп и индивидов в специфическом социокультурном обслуживании.

Своеобразие профессиональных функций работников социокультурной сферы при разработке региональных программ также детерминируется особенностями социокультурных процессов, потребностями региона и состоит, прежде всего, в осуществлении социологической диагностики; разработке и реализации конкретных локальных и региональных программ преимущественно социокоррекционного и социоразвивающего характера, направленных на построение новых отношений человека и общества.

Удовлетворение социокультурных потребностей требует дополнительной с учетом особенностей социокультурных процессов в конкретном регионе, в применяемых формах и техно-

логиях обучения подготовки профессиональных работников социокультурной сферы, выражающейся в инновационном содержании и отражающейся в нетрадиционных специализациях: педагог-организатор социокультурной деятельности, социальный педагог, менеджер социально-культурной среды, культуролог.

Проектирование разработки региональных программ социокультурного развития имеет специфические концептуальносодержательные и структурно-функциональные особенности, которые можно использовать, модифицируя (модернизируя) при проектировании профессиональной деятельности специалистов социокультурной сферы и управления.

Создание многоуровневой основы внедрения единой сквозной программы социокультурного развития региона, основанной на региональных культурных традициях, наложенной на специфику социокультурной среды конкретной территории, позволит гармонизировать действия всех компонентов последней и создаст базу для возрождения уникальных городских и сельских форм, народных ремесел, позитивного творчества.

На этой основе возможно осуществление своеобразного социокультурного единства, создание узнаваемых разновариантных форм творческой деятельности, относить друг друга к одной поселенческой общности, активизировать контакты, целенаправленно и системно улучшать окружающую социокультурную среду.

Полученные результаты исследования позволили сделать обоснованный выбор стратегии перспективного социокультурного развития регионов. В частности, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что происходящие в настоящее время процессы дезинтеграции обусловливают на данном этапе реальность включения большинства сельских районов и городов в разработку локальных и региональных программ социально-культурного развития.

Таким образом, разрешение существующих проблем в социокультурном развитии возможно только посредством единой региональной культурной политики, кардинальной замены многих ее ориентиров и приоритетов, а следовательно, целевого комплексного социально-культурного инновационного планирования и прогнозирования, позволяющего свести к минимуму негативные последствия начавшихся преобразований и усилить ее позитивные, конструктивные элементы, повысить эффективность управленческой практики в сфере культуры на всех уровнях, поиска и внедрения современных форм и способов актуализации культурного потенциала личности, когда личность выступает не только объектом воспитательных воздействий социокультурной среды, но и сама будет стремиться к освоению и производству культурных ценностей, вовлеченности в социокультурные процессы региона.

Выход на комплексные межотраслевые показатели культурного развития означает акцент на фиксацию «социального измерения» культурной политики: реальной включенности населения в культурные процессы, влияние социокультурной деятельности на улучшение качества и образа жизни жителей региона, взаимосвязи социокультурных и социально-экономических процессов.

Социально-культурная сфера как объект модернизационно-инновационной политики означает замену традиционного административного управления культурно-досуговой сетью комплексными целевыми программами развития досуговой активности населения, где социально-культурные учреждения, клубные общности способствуют интеграции учреждений культуры других типов (различных досуговых объединений, коллективов, решающих проблемы свободного времени в регионе), позволяют решить задачи дальнейшего развития отрасли на основе соответствующих научно обоснованных прогнозов, опережающих моделей, инноваций, ориентиров.

Такой подход в государственной социально-культурной политике и ее программно-целевое обеспечение предполагают, в первую очередь, создание на федеральном, региональном и локальном уровне института независимых экспертов и консультантов, разрабатывающих стратегические направления управления в сфере культуры и осуществляющих комплексные экспертизы предполагаемых решений, проектов, программ, научно-исследовательских разработок в соответствии с ближайшими перспективами развития социально- культурной отрасли.

Прогнозное социокультурное проектирование и программирование, на наш взгляд, - перспективная форма интеграции науки с практикой выработки управленческих решений как инструмента социально-культурного развития региона.

Прогнозное (проблемно-ориентированное), или проблемноцелевое социально-культурное проектирование и программирование - это звено социально-управленческого цикла, пред-

ставляющее собой социально-культурную технологию (комплекс взаимосвязанных операций), нацеленную на диагностику актуальных и перспективных социально значимых проблем, выработку вариантных образцов решения таких проблем совместно с механизмом обеспечения согласованных действий по их реализации.

Программа, стратегия социально-культурного развития любого уровня должна начинаться с тщательного анализа наиболее актуальных социокультурных проблем данного региона, территории, общества в целом. Каждый социокультурный проект должен исходить из конкретной конфигурации проблем в каждом конкретном случае, месте, времени и т.д.

Социально-культурная сфера исключает жесткие алгоритмы в принятии решений и их реализации, мы всегда имеем дело так или иначе с вероятностными моделями, т.к. сами люди и условия жизнедеятельности могут внести значительные коррективы в предполагаемую программу социокультурных преобразований. Эти коррективы могут существенно изменить первоначальный замысел. Поэтому вариативность проектных решений позволяет учесть эти коррективы в начале проекта. Следует учитывать тот факт, что логика проектирования объектов несущих определенные социокультурные функции, не совпадает с логикой социального предвидения, т.к. последнее движется в иной плоскости и соответственно ориентируется на принципиально иные задачи и нормативы. Важно исходить из тех антро-по-экологических и социокультурных последствий, к которым те или иные управленческие решения приведут. Такие результаты не всегда могут быть измерены количественно, но, как правило, они имеют четко выраженные качественные характеристики. А также акцентировать внимание при инновационном социокультурном проектировании и программировании не на валовых, количественных показателей, а на качественной оценке и прогнозе социально-культурной ситуации. К сожалению, в настоящее время количественные критерии в сфере культуры превалируют. Уровень социокультурного развития регионов, отдельных подотраслей культуры оценивается по количеству объектов культуры, мероприятий, посещаемости и т.д. При этом, как правило, не оценивается реальное содержание культурных процессов и их социальная значимость для населения.

Социокультурный проект, прогноз и программа не являются самоцелью. Инновационные проектно-программное мышление предполагает на начальном этапе разработки проекта (программы) выработку знаний об истоках и взаимосвязях разнохарактерных проблем с учетом имеющихся о них представлений у всех заинтересованных сторон, а также организации диалога и поиска компромиссов в современных условиях развития общества.

Возможные, на наш взгляд, направления инновационного планирования и прогнозирования регионального социокультурного развития (в рамках государственной культурной политики), которые значимы для учреждений социокультурной сферы исходя из рассмотренных выше приоритетов:

1) разработка информационно-просветительских программ, ориентирующих широкие группы населения на рынке труда, в возможностях профессионального роста, повышении квалификации и образовательного уровня с учетом специфики современной социально-экономической ситуации;

2) подготовка и переподготовка кадров, непосредственно работающих с населением и помогающих ему решать социально-культурные проблемы (традиционные категории специалистов в сфере культуры, социальные разработки, организаторы досуга, социальные педагоги по месту жительства, специалисты по оказанию социально-культурной помощи инвалидам, пожилым, подросткам, центров досуга и т.д. - как следствие тесной взаимосвязи учреждений, социально-культурной деятельности с учреждениями образования;

3) разработка пакетов-программ культурно-досуговых услуг различным группам населения (необходима широкая межведомственная программа развития досуговой активности различных групп населения);

4) поддержка и развитие культурной элиты; это направление культурной политики ориентировано на накопление и рост национального культурного потенциала, на привлечение, культурной элиты к решению социально- значимых проблем, связанных с модернизацией, на стимулирование инновационной культурной деятельности;

5) организация подготовки и переподготовки специалистов отрасли; создание новых поколений учебных пособий и программ по социальным наукам, по прикладному использованию социально-научного знания (социокультурное проектирование и программирование, менеджмент и т.п.); структурные изменения в отрасли культуры: создание новых (или модернизация уже

существующих) рабочих мест в рамках отрасли культуры, функции которой связаны с полным обеспечением разработки и реализации проектов (программ) регионального и локального социокультурного развития.

Культурная стратегия XXI в. конечной своей целью предполагает формирование культурной среды, новой, современной социокультурной ситуации, гармонично соединяющей самовыражение художника, исследователя, творца, потребности человека и социальную направленность развития региона. К двум приоритетам предыдущих программ - объект и создатель художественных ценностей - следует добавить третий - потребителя, его интересы и реальные социальные нужды.

Районный, городской уровень сегодня все чаще начинает выступать в качестве не столько объекта, сколько субъекта региональной культурной политики, а районные и городские учреждения культуры проявляют тенденцию к самоорганизации в единый культурный комплекс.

Анализ существующих программ развития сферы культуры позволяет сделать вывод, что механизмы разработки и реализации обновленной культурной политики включают в себя необходимость изучения потребителя и организацию культурной жизни региона.

Способ такой организации - программное регулирование, координирующее современное социокультурное состояние региона; традиционные и экспериментальные формы; этническое и общекультурное развитие; элитарное и массовое в культуре; профессиональное и любительское творчество; использование культурного наследия и создание новых ценностей. Структурно эти сочетания отразят особенности региона.

Сегодня важно владеть информацией о запросах и культурных потребностях населения. Получение такой информации на основе мониторинга, т.е. организации постоянно действующей социологической службы - компетенция органов культуры и искусства.

Из анализа региональных программ социокультурного развития России можно заключить, что понимание социальной направленности - начальный этап разработки программ. Часто в программах не проработаны не столько организационно-технические или финансовые блоки, сколько методологические. В основном региональные программы ориентированы на федеральную программу (это положительная общая стратегическая направленность, но следует учитывать, что любая региональная программа - это совершенно оригинальная, отличительная от всех других). Часто региональные программы представляют собой не выбор стратегии социокультурного развития региона, описание его культурной жизни, а набор мероприятий. Имеет место в ряде региональных программ заимствование целей, задач, приоритетных направлений федеральной программы, включая международные форумы.

Программное регулирование предполагает особые принципы бюджетного финансирования, когда финансируются не объекты, не мероприятия, а государственная социально-ориентированная культурная политика и та программа, которая служит достижению целей культурной политики.

Сегодня необходимы законы, стимулирующие вложение средств в культуру, реальное обеспечение свободы творчества и активности потребления культуры, адресный характер бюджетного финансирования, дифференцированный подход к налоговым льготам (под социально одобренные проекты), кардинальные перемены в области образования и управления, освоение новой - активной - финансовой политики, построение системы финансирования, отвечающей особенностям разрабатываемых региональных социокультурных программ.

В заключении мы попытаемся сформулировать основные, принципиальные условия, необходимые, по нашему мнению, для дальнейшего развития и совершенствования государственной культурной политики, а именно: 1) понимание уникальной роли культуры и науки в жизнедеятельности общества; сохранение и развитие имеющегося неоценимого национального достояния

- научного и культурного потенциала; 2) развитие и совершенствование научно-информационной оснащенности государственных органов, формирующих культурную политику; опора власти на независимую информационную базу, в решении вопросов культурной политики и государственной поддержки; 3) конструктивное взаимодействие исполнительской и законодательной властей в процессе разработки и реализации культурной политики и государственной поддержки; 4) участие научной общественности в работе властных структур, занятых выработкой культурной политики; 5) конкурентный, конкурсный характер распределения средств на выполнение программ и исследовательской

работы; 6) свобода организаций культуры и науки, университетов, институтов, исследовательских центров от опеки бюрократического аппарата (в том числе, государственной бюрократии всех уровней); 7) связь экономической науки с высшей школой; 8) развитие сотрудничества с мировым и культурным сообществом.

Реализовать вышеперечисленные направления наша культура и наука смогут лишь при создании условий успешного проведения глубоких реформ как в их собственных структурах, так и в российском обществе в целом.

Движущее начало в системе экономических отношений перемещается к новому центру, которым объективно становится наука и культура и основанная на технологии. Это оказывает определенное влияние на изменения в системе развития общества. Механизм развития становится более утонченным, более сложным процессом, сочетающим в себе, с одной стороны, действия природных и социальных сил и объективное воздействие познания науки и культуры на ход их изменений в обществе, а с другой - возрастающее влияние на интеллектуальные силы рационалистических методов организации и управления наукой и культурой властными структурами.

Из вышеизложенного следует, что перестройка концептуальных основ культурной политики должна соответствовать вы-строенности общих целей преобразований российского общества, таких как развитие демократии и создание гражданского общества, повышение самодеятельности населения и рост уровня и качества жизни. Политика в ситуации преобразования общества необходимо должна строится на системе приоритетов, ответственность за которые принимает на себя правительство, что всегда есть политика выбора и ответственности.

Важнейшей целью культурной политики должно стать установление связи между культурой и развитием вообще и распространение подхода к культуре как одному из важнейших измерений развития общества. Задача культурной политики - организовать конструктивный диалог в процессе перехода к новой системе ценностных установок м и идей. Целью культурной политики является создание гражданского общества, основанного на существовании разнообразны х общественных и частных, институциализированных и неинституализированных инициатив и проектов.

Развитие социокультурной жизни страны требует:

- укрепить статус творческих работников и превратить творческие союзы в добровольные профессиональные организации;

- создать механизм эффективной реализации закона об охране авторского и смежных прав, защитив творческую активность художников и исполнителей;

- расширить профиль профессионального образования, внедрить в учебные заведения новые методы и программы обучения;

- реорганизовать систему управления учреждениями культуры, определить их взаимоотношения с вышестоящими организациями;

- создать административные советы (комитеты), которым будет подотчетен менеджер (директор) учреждения культуры, что будет способствовать более полной реализации их возможностей;

- строить отношение между центром и регионами в управлении культурой на развитии федерализма и выработке общей философии децен трализма;

- выравнивать неравномерности культурного развития отдельных территорий, связанные с их географическим положением;

- обеспечить обмен культурной продукцией между регионами и между регионами и центром;

- организовать консультативную и техническую помощь в управлении на местах;

- поддерживать культурную самобытность регионов;

- обеспечить широкий доступ к культуре всех слоев населения, вовлекать в культуру социальные группы с ограниченными возможностями, приспосабливая, таким образом, государственные методы и средства воздействия к новым социальным реалиям общества;

- ввести многоканальное финансирование (использовав мировой опыт);

- разработать законодательные нормы (по финансированию) с проработкой комплекса их механизма внедрения и реализации;

- привлекать доходы организаций культуры и искусства; предпринимательской деятельности; фондов культуры; бюджетных и внебюджетных источников; спонсоров и меценатов;

- разработать налоговые льготы. ции российской культуры, формированию региональных про-

Вот, на наш взгляд, далеко не полный перечень первооче- грамм социокультурного развития в современных условиях на-редных задач и мер государственной поддержки по стабилиза- шего общества [1].

Библиографический список

1. Брижатова, С.Б. Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России. -Барнаул, 2008.

Bibliography

1. Brizhatova, S.B. Sistemoobrazuyuthie osnovaniya razrabotki regionaljnihkh programm socialjno-kuljturnogo raz-vitiya v Rossii. - Barnaul, 2008.

Статья поступила в редакцию 04.03.12

УДК 378

Seregin N.V. THE STRUCTURE OF COMPETENTLY IMPORTANT QUALITIES OF MUSICIAN-EXECUTOR. The

analyses of structure of competently important qualities of musician-executor, the substantiation of multicomponent by contents phenomenon, the definition of ways for revelation and development of some quality during organization of musical-pedagogical activity are presented in the article.

Key words: musical-executive and musical-pedagogical activity, personal-active and functional-genetic ways, inclinations, advances, functions, competently important qualities.

Н.В. Серегин, д-р пед. наук, проф., зав. каф. народных инструментов и оркестрового дирижирования АГАКИ, г. Барнаул, E-mail: SereginNV@yandex.ru

СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье проанализирована структура профессионально важных качеств музыканта-исполнителя, обосновано многокомпонентное по составу явление, определены пути выявления и развития того или иного качества при организации музыкально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: музыкально-исполнительская и музыкально-педагогическая деятельность, личностно-деятельностный и функционально-генетический подходы, склонности, способности, задатки, функции, профессионально-важные качества.

До настоящего времени сохраняется целый ряд противоречий между достижениями в узких областях знаний, применением их в профессиональной методике и смежных видах деятельности. Такая ситуация складывается при организации педагогического процесса подготовки профессионалов в области музыкально-исполнительской деятельности. Так, основоположник музыкальной психологии, Б.М. Теплов, перенёс из отечественной дифференциальной психофизиологии целый ряд понятий этого раздела психологии, изучающего различия между человеческими индивидуумами. Однако процесс перенесения понятий в специфические условия музыкально-исполнительской и музыкально-педагогической деятельности требует сегодня особого внимания по причине углубления собственного научного процесса. Исследовательская проблематика выходит за рамки собственно терминологической адаптации на уровень освоения специфичного для музыкально-исполнительской и музыкальнопедагогической деятельности категориального аппарата. Как и в других профессиональных направлениях, связанных с исполнительским процессом, главной проблемой здесь является выявление и наполнение профессионально важных качеств, и, прежде всего, определение уровня приспособленности к этому виду деятельности. Основой в этом направлении является вопрос показателя соответствующих способностей.

Вслед за Б.М. Тепловым и К.К. Платоновым [1; 2] мы не относим к способностям знания, умения, свойства характера. Не следует также относить к способностям то, где речь идет о свойстве, в отношении которого все люди равны. Таким образом, к способностям относим яркую выраженность какой-либо функции - памяти, мышления, воображения, темперамента, высокие показатели силы, быстроты, темпа, координированности движений. Иными словами, в сферу наших интересов по проблеме формирования педагогического процесса профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей входят функциональные и психомоторные сферы человека.

На основе исследований Е.П. Ильина, яркое проявление какой-либо психической функции может характеризоваться как способность только в том случае, если оно обусловлено врождёнными особенностями человека. То есть, способность харак-

теризует потенции функции [3]. Проявление же на основе опыта, обучения, тренировки характеризуется понятием качество. Это наличный, практический уровень проявления способности.

Характеристика музыкальных способностей обычно сочетает в себе анализ врождённой части и степени развития. Исходя из этого мы априори соглашаемся с основным постулатом советской педагогики относительно того, что любая врождённая музыкальная способность в благоприятных условиях развивается. И действительно, в учебном процессе, а ещё более ярко в деятельности профессионального музыканта-исполнителя, музыкальные способности воспринимаются и проявляются как сплав врождённого и приобретённого.

Разумеется, изначально должны проявиться потребность и стремление человека к определенной деятельности, то есть склонности. Они напрямую связаны со способностями и с их помощью можно с определенной вероятностью судить о музыкальных способностях. Как выяснили В.Н. Мясищев и Е.П. Ильин, довольно часто у человека имеется склонность к тому виду деятельности, к которому у него имеются и способности. Такое совпадение обусловлено тем, что и склонности, и способности имеют общую основу - типологические особенности проявления свойств нервной системы. С одной стороны, определенное сочетание этих типологических особенностей выступает в качестве задатков способности, а с другой - формирует потребность в определенном виде деятельности, причем именно в том, к какому располагают способности [3]. Однако только в процессе конкретной музыкальной деятельности мы можем наблюдать связь способностей со склонностями. При этом можно наблюдать, как в процессе музыкально-исполнительской деятельности способности и склонности как бы поддерживают и усиливают друг друга.

В процессе организации музыкально-педагогического процесса случается, что способности, обеспечивая эффективность выбранной по склонностям деятельности, подкрепляют мотив выбора, содействуют перерастанию склонностей (как не вполне осознанных стремлений выполнять определенный вид деятельности) в стойкий интерес, увлеченность. Последняя повышает активность человека в деятельности, что способствует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.