Научная статья на тему 'Государственная финансовая поддержка института материнства и детства'

Государственная финансовая поддержка института материнства и детства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1147
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОДЕТНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ / ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ / LARGE AND ONE-PARENT FAMILIES / RF GOVERNMENT AUTHORITIES / GOVERNMENTAL FINANCING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пшеничников Сергей Викторович, Слободенюк Анастасия Степановна

Происходящие в последнее время в России социально-экономические процессы заставляют уделить особое внимание проблеме защиты материнства и детства. Рыночные отношения в гораздо меньшей степени предполагают государственное финансовое обеспечение социально-уязвимых категорий граждан, к которым относятся и молодые семьи, имеющие детей, а также институт материнства и детства в целом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT FUNDING FOR MATERNITY AND CHILD HEALTH CARE

The article is devoted to maternity and child health care protection, which is caused by the recent social and economical trends in Russia. Socially exposed groups like young having children families and institutions of maternity and child health care as well can hardly expect to be financed by the government in the market economy

Текст научной работы на тему «Государственная финансовая поддержка института материнства и детства»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 2. С. 88-89.

УДК 336.027:334.027

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ИНСТИТУТА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА GOVERNMENT FUNDING FOR MATERNITY AND CHILD HEALTH CARE

С.В. Пшеничников S.V. Pshenichnikov

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

А.С. Слободенюк A.S. Slobodenyuk

Академия бюджета и казначейства Министерства финансов РФ, Омский филиал

Происходящие в последнее время в России социально-экономические процессы заставляют уделить особое внимание проблеме защиты материнства и детства. Рыночные отношения в гораздо меньшей степени предполагают государственное финансовое обеспечение социально-уязвимых категорий граждан, к которым относятся и молодые семьи, имеющие детей, а также институт материнства и детства в целом.

The article is devoted to maternity and child health care protection, which is caused by the recent social and economical trends in Russia. Socially exposed groups like young having children families and institutions of maternity and child health care as well can hardly expect to be financed by the government in the market economy.

Ключевые слова: многодетные и неполные семьи, органы государственной власти РФ, государственной финансовой поддержки.

Key words: large and one-parent families, RF government authorities, governmental financing.

На сегодняшний день характерно увеличение числа граждан, находящихся в особо неблагоприятных условиях - это многодетные и неполные семьи, семьи-группы риска, семьи с детьми инвалидами. Резко увеличились масштабы социального сиротства, раннего алкоголизма, наркомании, растет число женщин и детей, ставших жертвами насилия в семье.

Обеспечить успешную реализацию и гарантии прав матери и ребенка в Российской Федерации призваны различные органы: органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также общественные объединения и иные негосударственные институты.

Основные виды государственной финансовой поддержки семей, имеющих детей, зафиксированы в таких нормативно-правовых актах, как Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (с изм. от 22 декабря 2005 г.) (принят ГД ФС РФ 26 апреля 1995 г.) и Постановление Правительства РФ 4 сентяб-

© С.В. Пшеничников, А.С. Слободенюк, 2010

ря 1995 г. № 883 (ред. от 10 июня 2005 г.) «Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

В данных нормативно-правовых актах регламентированы виды пособий, выплачиваемых гражданам, имеющим детей:

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств Фонда социального страхования РФ (в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до

достижения им возраста полутора лет), средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, выделяемых образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования; бюджетов субъектов РФ в виде ежемесячного пособия на ребёнка.

Одним из инструментов социальной политики государства в области финансовой поддержки института материнства и детства является выплата так называемого «материнского капитала» (данные выплаты не облагаются налогами). Этими средствами могут воспользоваться семьи, родившие второго ребенка, уже с 1 января 2007 г. Впервые в российской практике вводится принципиально новая мера стимулирования рождаемости.

Материнский капитал будет расти - его размер предполагается индексировать в зависимости от роста потребительских цен в стране. В отдельных случаях предусмотрено, что право на материнский (семейный) капитал может приобрести усыновитель, отец или же оно переходит к самим детям.

Необходимо обеспечить полную прозрачность и доступность средств материнского капитала. Начиная с 1 января 2010 г., они могут использоваться, по желанию женщин, по одному из трех направлений: на приобретение жилья, образование ребенка или формирование накопительной части трудовой пенсии матери.

Женщина может расходовать деньги сразу по нескольким направлениям, какую-то часть на образование ребенка, другую - на погашение ипотечного кредита.

Несмотря на то, что этот инструмент введен в действие, многие вопросы и сама процедура предоставления материнского капитала остаются неразрешенными и непрозрачными.

Тем не менее, несмотря на усиление внимания к проблемам материнства и детства на сегодняшний день существует множество про-

блем, требующих незамедлительного вмешательства органов государственной власти.

К важнейшим из них относятся:

- отсутствие приоритета семьи, семейных традиций, низкий статус семьи;

- недостаточная ответственность родителей и увеличение социального сиротства;

- мало условий для воспитания ребенка в семье и самореализации его как полноправного члена общества;

- нет поддержки семьи как естественной среды развития детей;

- не полностью разработана система социальной защиты семьи, материнства и детства;

- необходимость проведения социально ориентированной демографической политики государства;

- необходимость приведение норм внутригосударственного законодательства в соответствие с международными нормами о защите материнства и детства.

Существует ряд государственных задач в сфере материнства и детства, которые необходимо решить:

- обеспечение женщинам возможности сочетания профессиональной деятельности с воспитанием детей;

- повышение благосостояния семей с детьми;

- обеспечение равных прав мужчины и женщины,

- охрана здоровья женщины:

- обеспечение прав женщин на охрану труда, защиту жизни с учетом материнской функции;

- уменьшение детской безнадзорности и количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

- защита прав детей-инвалидов и создание условий для их успешной интеграции в общество;

- защита прав ребенка в семье;

- укрепление правовой защиты детства; охрана здоровья детей.

- защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Решение этих и многих других задач в области государственной финансовой поддержки института материнства и детства позволит нивелировать существующие на сегодня кризисные явления в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.