Научная статья на тему 'Государственная антинаркотическая политика в Санкт-Петербурге'

Государственная антинаркотическая политика в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
725
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ANTI-DRUG POLICY / САНКТ-ПЕТЕРБУРГ / ST. PETERSBURG / НАРКОМАНИЯ / DRUG ABUSE / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / ILLICIT TRAFFICKING IN NARCOTIC DRUGS / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сибирев Владимир Анатольевич, Кириллов Александр Леонардович, Парфенов Юрий Александрович, Белов Василий Георгиевич, Прахт Татьяна Сергеевна

В статье представлены концептуальные основы антинаркотической региональной программы в Санкт-Петербурге на период с 2013 по 2016 г., разработка и реализация которой планируются в соответствии с общей «Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года». Программа основана на результатах токсикологического мониторинга и мониторинга преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков в Санкт-Петербурге, прогнозирования ее изменений, данных социологических исследований, на актуальных данных о результатах исполнения Закона Санкт-Петербурга от 21 сентября 2011 г. № 541-106 «О профилактике наркомании в Санкт-Петербурге», а также на исследованиях эффективности ранее проведенных мероприятий, изложенных в программе «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Санкт-Петербурге на 2009-2012 годы», естественным продолжением которой и является предлагаемая к рассмотрению новая целевая программа, направленная на противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их немедицинскому потреблению. Авторами подробно изложены принципы построения новой региональной программы, основные цели, задачи и условия ее осуществления, проведен тщательный сравнительный анализ старой и новой версий программ, выделены важнейшие отличительные особенности и преимущества новой региональной программы по реализации «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации в Санкт-Петербурге на 2013-2016 годы», в полной мере раскрыта структура программы, состоящая из четырех основных направлений работы, представляющих собой сбалансированный комплекс мероприятий, среди которых особое самостоятельное значение приобретают мероприятия, направленные на создание и развитие региональной системы социальной реабилитации и ресоциализации лиц, прошедших лечение от наркотической зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сибирев Владимир Анатольевич, Кириллов Александр Леонардович, Парфенов Юрий Александрович, Белов Василий Георгиевич, Прахт Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Anti-drug Policy in Saint-Petersburg

The article presents the conceptual foundations of a regional anti-drug program in St. Petersburg for the period from 2013 to 2016 years, the development and implementation of which is planned in accordance with the general «State of drug policy strategy of the Russian Federation until 2020». The program is based on the results of toxicological monitoring and monitoring of crime associated with illicit drug trafficking in St. Petersburg, predicting its changes sociological research on actual data about the results of execution of Law of St. Petersburg dated 21.09.2011 № 541106 «On prevention of drug addiction in St. Petersburg», as well as on the effectiveness research activities outlined in the program «Complex measures of counteraction to abusing drugs and their illegal circulation in Saint-Petersburg» for 2009-2012 years, a natural extension of which is the proposed new targeted program on combating illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances and their non-medical consumption.The authors detail the principles of construction of a new regional program, main goals, objectives and conditions for its implementation, a thorough comparative analysis of the old and new versions of software, highlight important features and advantages of the new regional program for the implementation of the strategy of state anti-drug policy of the Russian Federation in St. Petersburg 2013-2016 years, fully disclosed to the program structure, which consists of four main areas of work, representing a balanced package of measures, including special importance attaches to the independent activities aimed at the creation and development of a regional system of social rehabilitation and re-socialization of persons treated for drug depending.

Текст научной работы на тему «Государственная антинаркотическая политика в Санкт-Петербурге»

о ©

Сибирев В. А., Кириллов А. Л., Парфенов Ю. А.

Государственная антинаркотическая политика в Санкт-Петербурге

о Сибирев Владимир Анатольевич

^ Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) ш Доцент кафедры макроэкономического регулирования О Кандидат экономических наук, доцент sziu@sziu.ru

Кириллов Александр Леонардович

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры общего менеджмента и логистики Доктор технических наук, профессор sziu@sziu.ru

Парфенов Юрий Александрович

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры управления персоналом и психологии Доктор медицинских наук, профессор sziu@sziu.ru

РЕФЕРАТ

В статье представлены концептуальные основы антинаркотической региональной программы в Санкт-Петербурге на период с 2013 по 2016 г., разработка и реализация которой планируются в соответствии с общей «Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года».

Программа основана на результатах токсикологического мониторинга и мониторинга преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков в Санкт-Петербурге, прогнозирования ее изменений, данных социологических исследований, на актуальных данных о результатах исполнения Закона Санкт-Петербурга от 21 сентября 2011 г. № 541-106 «О профилактике наркомании в Санкт-Петербурге», а также на исследованиях эффективности ранее проведенных мероприятий, изложенных в программе «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Санкт-Петербурге на 2009-2012 годы», естественным продолжением которой и является предлагаемая к рассмотрению новая целевая программа, направленная на противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и их немедицинскому потреблению.

Авторами подробно изложены принципы построения новой региональной программы, основные цели, задачи и условия ее осуществления, проведен тщательный сравнительный анализ старой и новой версий программ, выделены важнейшие отличительные особенности и преимущества новой региональной программы по реализации «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации в Санкт-Петербурге на 2013-2016 годы», в полной мере раскрыта структура программы, состоящая из четырех основных направлений работы, представляющих собой сбалансированный комплекс мероприятий, среди которых особое самостоятельное значение приобретают мероприятия, направленные на создание и развитие региональной системы социальной реабилитации и ресоциализации лиц, прошедших лечение от наркотической зависимости.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

антинаркотическая политика, Санкт-Петербург, наркомания, незаконный оборот наркотических средств, психотропные вещества

Sibirev V. A., Kirillov A. L., Parfenov Y. A

State Anti-drug Policy in Saint-Petersburg Sibirev Vladimir Anatolevich

North-West institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Associate Professor of the Chair of Macroeconomic Regulation

PhD in Economy, Associate Professor

sziu@sziu.ru

Kirillov Aleksander Leonardovich

North-West institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Professor of the Chair of General Management and Logistics

Doctor of Technical Sciences, Professor

sziu@sziu.ru

Parfenov Yuri Aleksandrovich

North-West institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation)

Professor of the Chair of Personnel Management and Psychology

Doctor of Science (Medicine), Professor

sziu@sziu.ru

ABSTRACT

The article presents the conceptual foundations of a regional anti-drug program in St. Petersburg for the period from 2013 to 2016 years, the development and implementation of which is planned in accordance with the general «State of drug policy strategy of the Russian Federation until 2020».

The program is based on the results of toxicological monitoring and monitoring of crime associated with illicit drug trafficking in St. Petersburg, predicting its changes sociological research on actual data about the results of execution of Law of St. Petersburg dated 21.09.2011 № 541-106 «On prevention of drug addiction in St. Petersburg», as well as on the effectiveness research activities outlined in the program «Complex measures of counteraction to abusing drugs and their illegal circulation in Saint-Petersburg» for 2009-2012 years, a natural extension of which is the proposed new targeted program on combating illicit trafficking of narcotic drugs and psychotropic substances and their non-medical consumption.

The authors detail the principles of construction of a new regional program, main goals, objectives and conditions for its implementation, a thorough comparative analysis of the old and new versions of software, highlight important features and advantages of the new regional program for the implementation of the strategy of state anti-drug policy of the Russian Federation in St. Petersburg 2013-2016 years, fully disclosed to the program structure, which consists of four main areas of work , representing a balanced package of measures , including special importance attaches to the independent activities aimed at the creation and development of a regional system of social rehabilitation and re-socialization of persons treated for drug depending.

KEYWORDS

The anti-drug policy, St. Petersburg, drug abuse, illicit trafficking in narcotic drugs, psycho-tropic substances

Современная наркотическая ситуация в Санкт-Петербурге, как и в Российской Федерации, характеризуется расширением масштабов незаконного распространения немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее — наркотики), что представляет серьезную угрозу правопорядку и безопасности, экономике Санкт-Петербурга, здоровью его жителей. Характерной особенностью потребления наркотиков является быстрое формирование болезненной зависимости от них. Поэтому злоупотребление ими относится к числу самых опасных социальных отклонений, представляющих угрозу национальной безопасности [1].

о ©

о

ш LO

О

з Геополитическое положение Санкт-Петербурга играет важную роль в мировой системе международных социально-экономических, политических и научных от-0 ношений. Проходящие через территорию Санкт-Петербурга трансконтинентальные £ пути сообщения связывают Среднюю Азию со странами Западной Европы, Скан-^ динавией и Прибалтикой. Организованная транснациональная преступность стре-° мится использовать их в качестве основных контрабандных каналов поступления о наркотиков в Санкт-Петербург и их транзита в другие регионы и страны.

Санкт-Петербург с его крупными промышленными предприятиями, научными и ш образовательными учреждениями, местами массового досуга молодежи, а также достигнутым высоким жизненным уровнем населения, рассматривается преступными сообществами как один из наиболее экономически выгодных регионов для незаконного оборота наркотиков. Сбыту наркотиков, в основном синтетических, способствуют развитая сеть ночных клубов и дискотек, большое количество студенческих общежитий и мест компактного проживания этнических диаспор.

В результате осуществления в 2002-2012 гг. Программ «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Санкт-Петербурге» в городе создана структура и разработаны основы организационно-методического обеспечения системы комплексной профилактики наркомании — укреплены организационная и материально-техническая базы учреждений образования и молодежной политики, участвующие в мероприятиях по противодействию распространению немедицинского потребления наркотиков и их незаконному обороту, а также медицинских учреждений, обеспечивающих лечение и реабилитацию лиц с наркотической зависимостью.

В рамках реализации программных мероприятий в Санкт-Петербурге осуществлялось совершенствование комплексной профилактической работы по противодействию незаконному обороту наркотиков и их немедицинскому потреблению. Анализ и оценка результатов проведенного мониторинга эффективности достижения целевых индикаторов, указанных в Программе, показали, что проводимая в 2009-2011 гг. работа по 7 из 14 индикаторов позитивно повлияла на мировоззрение граждан и наркоситуацию в городе.

Несмотря на предпринимаемые меры, динамика распространения незаконного оборота и немедицинского потребления наркотиков среди молодежи в Санкт-Петербурге остается крайне напряженной. В 2011 г. на территории Санкт-Петербурга отмечен рост на 14,6% числа выявленных преступлений в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров (в 2010 г. выявлено 11 153 преступления). Наркотический рынок постоянно меняется и формирует перед обществом новые вызовы. В настоящее время на смену опийным наркотикам растительного происхождения приходят синтетические, в первую очередь — так называемые «клубные» наркотики — психостимуляторы. Скрытая и прямая пропаганда взглядов о «безвредности психостимуляторов», проводимая, в том числе через рекламу «энергетических добавок», приводит к новой волне потребления наркотических средств и психотропных веществ среди молодежи Санкт-Петербурга.

В условиях общероссийского демографического кризиса дальнейший рост количества наркозависимых, большинство из которых являются молодыми людьми репродуктивного возраста, ведет к деградации нации. Потери общества от наркомании, включая отрицательное воздействие на демографию и здоровье населения, объемные негативные социально-экономические последствия распространения наркомании, в том числе влияющие на состояние трудовых ресурсов региона, распространение преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, ставят перед обществом задачу формирования целевых программ противодействия этим негативным тенденциям. Президентом Российской Федерации 9 июня 2010 г. подписан Указ № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской

Федерации до 2020 года» (далее — Стратегия). В соответствии с п. 7 Стратегии, з государственная антинаркотическая политика — это система стратегических приори- ^ тетов и мер, а также деятельность федеральных органов государственной власти, § Государственного антинаркотического комитета, органов государственной власти £ субъектов РФ, антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, ^ органов местного самоуправления, направленная на предупреждение, выявление и ° пресечение незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров, профилактику не- о медицинского потребления наркотиков, лечение и реабилитацию больных наркома- ^ нией1. 29 октября 2010 г. председатель Государственного антинаркотического коми- ш тета утвердил План мероприятий по реализации Стратегии.

Для того чтобы достичь реальных успехов в оздоровлении обстановки, положения Стратегии должны быть воплощены в конкретные, четко продуманные, обеспеченные ресурсами региональные программы. Соответственно, в Санкт-Петербурге будет осуществляться региональная программа по реализации Стратегии государственной антинаркотической политики РФ на 2013-2016 гг. (далее — Программа). Основным координатором ее реализации является Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности2. Основным разработчиком выступил Северо-Западный институт управления РАНХиГС.

В рамках Программы планируется обеспечить:

• активизацию межведомственного взаимодействия всех исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга — участников антинаркотической деятельности;

• развитие межведомственного мониторинга наркоситуации в Санкт-Петербурге;

• усиление и совершенствование профилактической работы среди населения, работы по лечению наркозависимых лиц и обеспечению их дальнейшей социальной реинтеграции в общество.

Мероприятия Программы направлены также на профилактику вовлечения населения Санкт-Петербурга в правонарушения и преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ на территории Санкт-Петербурга, что должно улучшить состояние безопасности граждан и способствовать созданию и развитию имиджа Санкт-Петербурга. Целями реализации мероприятий Программы являются:

• сокращение к 2016 г. масштабов немедицинского потребления наркотиков в Санкт-Петербурге;

• снижение уровня преступлений и правонарушений, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров, по сравнению с 2012 г.

Достижение целей Программы осуществляется на основе сбалансированного и обоснованного сочетания мер, направленных на сокращение спроса на наркотики, путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы, формирования негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков.

Разрабатываемая Программа является естественным продолжением программы «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Санкт-Петербурге на 2009-2012 годы». При этом она учитывает изменения наркологической ситуации в СПб3. Однако между

1 Собрание законодательства РФ. 2010. № 24. Ст. 3015.

2 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности URL http://zakon.gov.spb.ru/

3 [Электронный ресурс] // Антинаркотическая программа в Санкт-Петербурге URL: http:// anpolitic.spb.ru/

з старой и новой программами существуют и отличия. В старой программе наряду с городскими структурами принимали участие федеральные. В новой — только 0 городские комитеты, занимающиеся профилактикой, лечением и реабилитацией £ наркозависимых. Это привело к тому, что раздел, посвященный борьбе с неза-^ конным оборотом наркотиков, отсутствует, так как это прерогатива федеральных ° структур. Кроме того, появился целый ряд новых направлений. о Рассмотрим структуру Программы более подробно.

1. Совершенствование системы мониторинга и оценки развития наркоситуации ш в Санкт-Петербурге.

Данный раздел Программы, посвященный осуществлению исследований различных аспектов развития и влияния наркоситуации на жизнедеятельность населения в Санкт-Петербурге, отсутствовал в предыдущем варианте. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 января 2011 г. № 971 был образован Государственный антинаркотический комитет для координации деятельности органов власти всех уровней по противодействию незаконному обороту наркотиков. Одной из его главных функций является мониторинг и оценка развития наркоситуации в России. Аналогичная обязанность возложена на антинаркотические комиссии регионов в отношении соответствующих территорий.

Для реализации мониторинга разработана методика и порядок его осуществления. Кроме того, установлены критерии оценки развития наркоситуации в нашей стране2.

Обеспечение функционирования и совершенствования системы мониторинга и оценки развития наркоситуации в Санкт-Петербурге предполагает развитие двух направлений мониторинга3:

• информационно-аналитическая поддержка процесса формирования решений, обеспечивающих выполнение государственной антинаркотической политики в Санкт-Петербурге;

• межведомственное информационное обеспечение исполнительных органов государственной власти, участвующих в решении проблем снижения напряженности наркоситуации в Санкт-Петербурге.

Мониторинг наркоситуации в Санкт-Петербурге предполагает применение автоматизированной информационной системы АИС «Антинар СПб», ориентированной на комплексный анализ наркоситуации во всех сферах жизнедеятельности города, выявление важнейших тенденций и закономерностей ее развития, информационно-аналитическую поддержку процесса принятия управленческих решений руководством Санкт-Петербурга по определению приоритетных направлений антинаркотической деятельности в регионе на основе мониторинга показателей наркоситуации, аналитической обработки информации, моделирования и прогнозирования процессов распространения наркозависимости в Санкт-Петербурге4.

2. Осуществление профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также профилактики правонарушений и преступлений в сфере их оборота.

1 Указ Президента Российской Федерации от 27 января 2011 г. № 97 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»».

2 Методика и порядок осуществления мониторинга, а также критерии оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах. Утверждены п. 2.1 протокола заседания Государственного антинаркотического комитета от 21 декабря 2011 г. № 14.

3 Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 20 сентября 2012 г. № 60-пг «О мониторинге наркоситуации в Санкт-Петербурге».

4 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра (СПб ИАЦ). Ш_: http://www.iac.spb.ru/

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О нарко- з тических средствах и психотропных веществах» одним из принципов государствен- ^ ной антинаркотической политики является приоритетность мер по профилактике § наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, £ стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. ^ Профилактика наркомании законодательно определена как совокупность меропри- ° ятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, пе- о дагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направ- ^ ленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании, а анти- ш наркотическая пропаганда как пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании. Для этого необходимо постоянно совершенствовать формы и методы информирования населения Санкт-Петербурга о вреде наркомании, пропаганда трезвого образа жизни.

В рамках реализации данного направления предполагается расширение обмена российским и международным опытом работы по профилактике наркомании и наркопреступности, выявлению, лечению и реабилитации наркозависимых лиц.

Кроме того, планируется организация и проведение мероприятий, направленных на первичную и вторичную профилактику немедицинского потребления наркотиков и злоупотребления алкоголем в различных социальных группах.

Первичная профилактика — организация и реализация мероприятий антинаркотической пропаганды, информирование населения о губительных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в их незаконном обороте, формирование у молодежи знаний и навыков отказа от потребления наркотиков, а вторичная — комплекс профилактических мероприятий в группах повышенного риска.

Необходимое условие повышения эффективности профилактики — соответствующее ресурсное обеспечение. Для этого предполагается совершенствование материально-технического обеспечения учреждений Санкт-Петербурга, деятельность которых направлена на первичную и вторичную профилактику немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также подготовка и повышение квалификации специалистов по вопросам проведения профилактики наркомании и наркопреступности, выявления, лечения и реабилитации наркозависимых лиц.

3. Совершенствование медицинской помощи больным наркологического профиля (выявление, лечение, медицинская реабилитация).

Ресурсы наркологической службы СПб по количеству учреждений достаточны для организации непрерывности профилактики и лечения больных наркологического профиля.

Программа предполагает совершенствование материально-технического обеспечения учреждений Санкт-Петербурга, деятельность которых направлена на выявление фактов немедицинского потребления наркотических средств, лечение и медицинскую реабилитацию наркозависимых лиц.

Стратегической целью развития государственной системы медицинской реабилитации лиц, прошедших лечение от наркотической зависимости, является повышение качества медицинских услуг для больных наркоманией, обеспечение доступности наркологической помощи, следствием чего должно стать снижение социальных потерь, связанных с этим социальным злом.

4. Создание и развитие региональной системы социальной реабилитации и ресоциализации лиц, прошедших лечение от наркотической зависимости.

С терапевтическими программами в области наркологии неразрывно связаны программы по реабилитации, реадаптации, ресоциализации наркологических больных. В рамках этих программ по возможности эффективно преодолеваются раз-

з рывы и противоречия между личностью и обществом. Бывший больной вновь интегрируется в макро- и микросоциум максимально адекватно его индивидуальным 0 особенностям, склонностям, возможностям, а также с учетом реалий его семейно-£ го и трудового модуса, данной общины, социально-экономической ситуации в ней. ^ Поэтому характерной особенностью нового варианта антинаркотической програм-° мы является выделение социальной реабилитации в самостоятельный раздел. Важную о роль в этом сыграли решения выездного совещания председателя Государственного д антинаркотического комитета по теме «Создание системы социальной реабилитации ш и ресоциализации наркозависимых как фактор развития регионов Северо-Западного федерального округа», которое проходило в Санкт-Петербурге 30 ноября 2011 г.

Основными направлениями социальной (медико-социальной) работы в сфере наркологии являются: комплексная социальная помощь лицам, входящим в группы повышенного риска развития наркологических заболеваний, и лицам, страдающим зависимостью от психоактивных веществ, членам их семей и ближайшего окружения, включающая медицинские, медико-психологические, социально-психологические, педагогические и юридические (правовые) ее аспекты. Для регулирования этой деятельности предполагается разработка государственного стандарта по оказанию социальной услуги «Социальная реабилитация и ресоци-ализация лиц, состоящих на наркологическом учете в государственных наркологических учреждениях, отказавшихся от немедицинского потребления наркотиков и находящихся в состоянии клинической ремиссии» в целях конкретизации состава и объема услуг социальной реабилитации и ресоциализации, предоставляемых лицам, отказавшимся от немедицинского потребления наркотиков, и иным группам граждан, зависимым от психоактивных веществ.

Социальная работа в наркологии может осуществляться социальными работниками, прошедшими соответствующую профессиональную подготовку, а также консультантами — лицами, имеющими собственный опыт выздоровления и получившими дополнительную подготовку в области социальной работы в наркологии. Для повышения эффективности их работы планируется создание и обеспечение деятельности научно-методического центра по вопросам социальной реабилитации и ре-социализации лиц, состоящих на наркологическом учете в государственных наркологических учреждениях, отказавшихся от немедицинского потребления наркотиков и находящихся в состоянии клинической ремиссии.

В полномочия научно-методического центра предполагается включить участие в разработке:

• комплексной модели социальной реабилитации и ресоциализации указанных лиц;

• региональных стандартов услуг по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, отказавшихся от немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, и системы сертификации этих услуг;

• системы координации взаимодействия государственных и негосударственных учреждений при оказании услуг по лечению (детоксикация и медицинская реабилитация) и социальной реабилитации лиц, отказавшихся от немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ;

• научно-методического и нормативно-правового сопровождения разработки и внедрения сертификата на реабилитацию для лиц, отказавшихся от немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ;

• заданий конкурсов и грантов, с целью поддержки проектов по социальной реабилитации и ресоциализации лиц, отказавшихся от немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Кроме того, на базе государственных учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, создаются специализированные службы, обеспечивающие социальную

реабилитацию и ресоциализацию лиц, состоящих на наркологическом учете в госу- з дарственных наркологических учреждениях Санкт-Петербурга, отказавшихся от не- ^ медицинского потребления наркотиков и находящихся в состоянии клинической § ремиссии. Их главная функция должна заключаться в отработке механизмов моти- £ вирования различных групп зависимых людей к участию в программах социальной ^ реабилитации и ресоциализации. °

Необходимым условием достижения целей программы является совершенствова- о ние законодательства по вопросам организации и проведения мероприятий, на- ^ правленных на противодействие незаконному обороту наркотиков и на профилакти- ш ку немедицинского потребления наркотиков и реабилитации больных наркоманией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это предполагает проведение ежегодного анализа законодательства Санкт-Петербурга, регламентирующего деятельность по профилактике незаконного потребления наркотиков, а также их незаконного оборота, разработку предложений по повышению эффективности деятельности субъектов профилактики.

Наряду с нормативно-правовым регулированием важную роль играют организационные мероприятия по совершенствованию взаимодействия участников антинаркотической деятельности.

Необходимо постоянно совершенствовать механизм взаимодействия государственных органов и учреждений системы социальной защиты населения с субъектами профилактики наркомании и предупреждения наркопреступности, государственными органами и учреждениями здравоохранения по вопросам социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых граждан в Санкт-Петербурге.

Одним из важных направлений его развития является максимальное использование потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций, занимающихся профилактикой наркомании, социальной реабилитацией и ресоциа-лизацией наркозависимых граждан в Санкт-Петербурге. Для этого чрезвычайно важно выявление и распространение положительного опыта работы государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги наркозависимым гражданам.

Однако формирование межведомственной программы действий с обозначенными временными границами, предусматривающей финансирование целевых антинаркотических мероприятий, имеющих адресные социальные группы населения, которым направлены данные государственные услуги, и закрепление в общем плане мероприятий индивидуальной ответственности исполнительных органов государственной власти за качественное предоставление этих услуг — основные концептуальные основы программы выполнения «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» в Санкт-Петербурге на период 2013-2016 годы. Цели создаваемой Программы и способы их достижения:

• сокращение к 2016 г. масштабов немедицинского потребления наркотиков в Санкт-Петербурге;

• снижение уровня преступлений и правонарушений, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров, по сравнению с 2012 г.

Достижение поставленных целей требует решения следующих приоритетных задач, определивших логику построения системы мероприятий Программы:

• совершенствование законодательства по вопросам организации и проведения мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотиков, с учетом системно-правового анализа и оценки нормативных правовых актов международного и федерального уровня, а также Санкт-Петербурга;

• обеспечение функционирования и совершенствования системы ранней диагностики химической зависимости от наркотиков; мониторинга и оценки развития наркоситуации в Санкт-Петербурге;

з • профилактика немедицинского потребления наркотиков, злоупотребления алко-□L голем, а также правонарушений и преступлений в сфере их оборота; 0 • выработка и реализация мер организационного и материально-технического £ характера, направленных на повышение качества медицинской помощи больным ^ наркологического профиля (выявление, лечение, медицинская реабилитация); ° • подготовка теоретическо-методологической и материальной технической базы о для создания и развития региональной системы социальной реабилитации и

ресоциализации лиц, прошедших лечение от наркотической зависимости; ш • повышение уровня взаимодействия правоохранительных и надзорных органов, исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, общественных организаций и религиозных объединений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков.

Таким образом, планомерное формирование и совершенствование базы нормативно-правового и организационного обеспечения реализации государственной антинаркотической политики в Санкт-Петербурге должно способствовать созданию условий для эффективного взаимодействия и более полной реализации полномочий всеми субъектами противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики наркомании, проведению мероприятий, направленных на организацию деятельности антинаркотической комиссии Санкт-Петербурга.

Литература

1. Демчук С. Д. Российская государственная антинаркотическая политика и ее совершенствование // Государство и право. 2012. № 8. С. 46-56.

References

1. Demchuk S. D. Russian State counter-drug policy and its improvement [Rossiiskaya gosudarst-vennaya antinarkoticheskaya politika i ee sovershenstvovanie] // State and law [Gosudarstvo i pravo]. 2012. N 8. P. 46-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.