Покровская А.А. ©
Студент юридического факультета РЭУ им. Г.В. Плеханова
Конджакулян К. М. - научный руководитель, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права РЭУ им. Г.В. Плеханова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ
Аннотация
В данной статье исследуются роль и место антикоррупционной политики в системе государственной гражданской службы, разъясняется определение такого понятия как «коррупция» с опорой на нормативно-правовые акты и юридическую литературу.
Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, гражданская служба.
Keywords: corruption, anti-corruption policy, the civil service.
Данная тема является весьма актуальной на сегодняшний день в связи с тем, что в России происходит сложный процесс становления института государственной службы и вместе с ним в разработке находится законодательство, которое имеет антикоррпупционную направленность. Многие юристы современности дискутируют на данную тему и в своих научных работах выражают собственную точку зрения по поводу самого определения коррупции, а также способов борьбы с ней. В Федеральном Законе № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», дано следующее определение данного понятия: «коррупция -это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.» [1] Невозможно не отметить в данной работе Указ Президента Российской Федерации 1992 г., а именно «Коррупция в органах власти и управления ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ.» [3]
На сегодняшний день вопрос противодействия коррупции является одним из основных в направлении деятельности органов государственной власти и органов исполнительной власти. В администрации президента начали подготовку плана противодействия коррупции на 2016-2017 гг. По данным газеты «Коммерсант», помимо традиционного ужесточения наказаний за совершение преступлений коррупционной направленности как для физических лиц, так и юридических лиц план послужит основанием для активизации работы антикоррупционных комиссий при главах субъектов федераций с тем, чтобы борьба с взятками велась повсеместно. Начальник управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Юрий Семин отметил, что за последнее время снизилось количество преступлений коррупционной направленности, а текущий год и вовсе не несёт за собой подобные случаи. По крайней мере, их было зарегистрировано как в прошлом году, так и в настоящем - 27 тысяч. При этом увеличилось количество выявленных фактов дачи взяток на 12%. Однако международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России очень высок.
© Покровская А. А., 2015 г.
Она растет в государственных структурах и тем самым препятствует развитию государственного управления и несет за собой огромные затраты.
Согласно федеральному закону Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", основными направлениями противодействия коррупции являются:
- проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
- создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
- принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
- совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
- введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
- устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
- совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
- повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
- усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
- передача части функций государственных органов саморегулируемым
организациям, а также иным негосударственным организациям;
- повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
- оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.[1]
Так как коррупция является следствием всеобщих проблем государства и общества, борьба с ней не ограничивается узкой антикоррупционной программой, она должна пронизывать все программы обновления. Победить коррупцию можно только с привлечением институтов гражданского общества, поскольку именно оно больше всего заинтересовано в такой победе. Это очень необходимо в условиях серьезного отделения общества от власти. Привлекая общественные организации к полноценному сотрудничеству при решении проблемы подобного масштаба, государство получает шанс повысить доверие граждан, а значит, шанс на достижение поставленных целей [5,6]. Особое внимание должно быть уделено воспитанию правового и гражданского сознания у населения страны, а также получению навыков антикоррупционного поведения. Я считаю, что весьма перспективным направлением в реализации антикоррупционной политики явилось создание так называемых многофункциональных центров (МФЦ). Это сводит к минимуму взаимодействие государственных и муниципальных служащих и граждан, нацеленных на получение той или
иной услуги, и, непосредственно, возможность совершения коррупционных правонарушений.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что борьба в Российской Федерации с коррупцией должна вестись во многих сферах общественной жизни. Для достижения более удачных результатов необходимо использовать и современные информационные технологии, которые с каждым годом все больше и больше развиваются.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации № 273 -ФЗ от 28 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» // Российская газета. - 2008. - 30 декабря. - № 4823.
2. Федеральный закон Российской Федерации № 172 - ФЗ от 17 июля 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Российская газета. - 2009. - 22 июля. - № 4957.
3. Указ Президента Российской Федерации № 361 от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» // Российская газета. - 1992. - 9 апреля. - № 557.
4. Скобликов, П.А. - Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной
преступностью в современной России. - 2008.
5. Конджакулян К.М. Некоторые проблемы в системе государственного управления: сравнительноправовой анализ // Закон и право. - 2014. - № 11.
6. Конджакулян К.М. Некоторые институциональные аспекты государственного управления: проблемы и пути совершенствования (сравнительное исследование) // Государственная власть и местное самоуправление. - 2014. - № 12.