АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
PRESSING ISSUES OF ECONOMICS AND MANAGEMENT
УДК 338.46 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-2-7-11
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС: СТРАТЕГИЯ ВЫЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ (НА ПРИМЕРЕ ОТЕЛЕЙ ДАМАСКА)
АССАФ БАСЕМ
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
КОЛЕСНИЧЕНКО ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье рассматривается трагическая ситуация для гостиничного сектора в Сирийской Арабской Республике, особенно после начала войны в марте 2011 г. Однако в современных условиях, когда военные конфликты, природные катаклизмы и социальные потрясения постоянно бросают вызов всем общечеловеческим ценностям, проблема сохранения материальной и нематериальной культуры выходит на передний план общественного развития. Совершенно очевидно, что общественные кризисы, военные конфликты, которыми был богат ХХ в., привели к гибели многих памятников культуры, туристских объектов и достопримечательностей самых разных народов. В то время как развитие производства увеличило нагрузку на природную среду, эрозия духовных ценностей и погоня за ростом прибыли приводит к разрушению национальных и религиозных традиций, так же как и основ всего человеческого бытия. Историко-культурное и природное наследие народов - это основа формирования культурного кода нации, на основе которого формируется ее идентичность, самоощущение человека. Его социально-культурная идентичность формирует основы гражданского общества, что исключительно важно для развития государственности и ее институтов. Все перечисленные обстоятельства только углубляют и подчеркивают предлагаемую проблему исследования. Следует подчеркнуть, что в настоящее время, когда многие государства Ближнего Востока погружены в хаос гражданских войн и междоусобных конфликтов, мировое сообщество испытывает огромную тревогу за судьбу культурного наследия туристической Сирии. Так как тысячи музеев, гостиниц, библиотек и других ценнейших культурно-исторических объектов подверглись разрушительным атакам. Все это, несомненно, приводит к осознанию необходимости выработки действенных мер по сохранению культурного и природного наследия, а также туристических достопримечательностей. В этой связи авторами предпринята попытка изучения и анализа современного состояния гостиничного бизнеса в Сирии, исследованы основные стратегии, применяемые для выживания.
Ключевые слова: гостиничный бизнес, стратегия ведения гостиничного бизнеса, сфера гостеприимства
Введение
Сирия - это государство на Ближнем Востоке, граничащее с Ливаном, Палестиной, Иорданией, Ираком и Турцией. Сирийская государственность насчитывает около 70 лет, но сирийская цивилизация уходит корнями в IV тысячелетие до н. э. Сирия до войны, которая разразилась в марте 2011 г., была одним из ведущих мировых туристических направлений на Ближнем Востоке, благодаря культурному наследию и историческим памятникам
(Дамаск и Алеппо - старейшие города в мире), а также красоте и разнообразию природы (море, горы, пустыни), Сирия привлекала миллионы туристов со всего земного шара [1]. В Сирии более 14 тысяч археологических раскопок и 65 замков, а также музеи, мечети, церкви и исторические храмы, они разбросаны по всей стране. Шесть из них включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: старый город в Дамаске, старый город в Бос-ре, археологические памятники Пальмиры, старый
B. ASSAF, E. A. KOLESNICHENKO
город в Халебе, замки Крак-де-Шевалье и Салах-ад-Дин, старые деревни Северной Сирии [2].
К сожалению, в настоящее время большая часть из них находится на территории военного конфликта и нуждается в защите.
Постановка проблемы
Акты вандализма и разрушения туристических и археологических памятников во время войны причинили большой ущерб сфере гостеприимства Сирии. Снижение туристического потока достигло к 2016 г. 98 % по сравнению с 2010 г., что спровоцировало снижение доходов в индустрии туризма до 387 млрд сирийских фунтов в год, или около одного миллиарда долларов (в пересчете) [3].
Согласно источникам министерства туризма, количество интуристов сократилось с пяти миллионов в 2010 г. до менее чем 400 тыс. в 2015 г., вследствии чего доходы снизились на 98 % (с начала войны). Ведется уничтожение памятников архитектуры в тех областях, которые посещали сотни тысяч арабских и иностранных туристов [4]. Продолжающийся конфликт на сирийской земле привел к разрушению инфраструктуры большинства отраслей народного хозяйства, но безусловным лидером по ущербу стал кластер туризма. 1000 туристических офисов перестали работать, более 305 гостиничных объектов, а это 42,3 % рынка, закрылись более чем 870 ресторанов и объектов общепита, 38,6 % от общего числа предприятий общественного питания прекратили свое существование. Таким образом, война нанесла 11 млрд сирийских фунтов ущерба коммерческим предприятиям. Размер потерь сектора в Сирии в течение первых пяти лет войны был огромным, поскольку было закрыто 1294 туристических фирм, остановлено 544 проектов на стадии реализации. Потери туристического сектора составил 262 тыс. рабочих мест в туристических объектов и связанных с ними услуг. Масштабность проблемы усилилась тем, что туристический сектор составляя 14 % от ВВП и, обеспечивая занятость 13 % рабочей силы, сокращается, война привела к закрытию многих малых предприятий туризма и временных увольнений в нем [5].
Многие учреждения и объекты в Сирии потеряли реальную экономическую выгоду от своей работы. Особенно после прохождения первых двух лет войны и появления четких признаков того, что не существует никакого решения вернуть ситуацию под контроль. Сирийские институты ищут альтернативные пути развития. Владельцы туристических офисов долго ждали в надежде, что все станет лучше и они смогут вернуться к приему туристов снова, но условия безопасности стали еще
хуже, что побудило некоторых закрыться или работать в области бронирования авиабилетов, а также заниматься внешним туризмом путешественников из Сирии [6].
Решение проблемы
В конце первой половины прошлого века, в сирийской столице было принято строить гостиницы в европейском архитектурном стиле. Они строились на свободных и больших участках за городом. Но перед войной тенденция изменилась, большинство левантинских домов в старой части Дамаска перестроили в отели, чтобы привлечь туристов, особенно иностранных. С началом сирийской войны много старых отелей Дамаска были вынуждены изменить деятельность из-за отсутствия гостей, упали продажи через офисы недвижимости и даже на страницах социальных сетей, где аренда предлагалась по ценам ниже, чем она заслуживает.
Согласно опубликованным данным, из 120 старых отелей в Дамаске 20 перестали работать из-за войны. Многие гостиницы в старом городе пытались преодолеть проблему отсутствия гостей и привлечь местное население путем создания художественных и культурных мероприятий, а также принять на своей базе общественные мероприятия, чтобы оставаться открытым. Большинство отелей и салонов изменило профиль на кафетерии и кафе [7]. Но существуют и другие отели, которые следуют другой стратегии, пытаются преодолеть отсутствие гостей за счет приема семей вынужденных переселенцев из мест войны в сирийских провинциях. Они стараются предоставлять им выгодные предложения и скидки на проживание, чтобы привлечь посетителей в Дамаск из других провинций. Многие владельцы отелей решили переделать их в общежития, потому что видели в этом решение важной жилищной проблемы. Поскольку заработная плата в провинции относительно мала, люди ищут дешевое место жительства в центре города и его близость к различным рынкам Дамаска, государственным и частным учреждениям, больницам и врачебным кабинетам. Вследствие постепенного обнищания населения, далеко не каждый сириец может позволить себе собственную квартиру и с каждым годом таких становится все больше. Конечно, в стране строится социальное жилье, но спрос на него заметно превышает предложение. Другими словами, отели стали частью рынка недвижимости, а современные гостиницы предлагают свои номера в месяц по цене сдаваемых квартир. При отсутствии туристов в Дамаске отельеры начали сдавать комнаты сирийцам посуточно или на месяц. Пятизвездочные отели, вполне естест-
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Б. АССАФ, Е. А. КОЛЕСНИЧЕНКО
9
венно, стоят дорого, цены высоки и близки к ценам меблированных квартир в пределах 65000-85000 сирийских фунтов в месяц, что эквивалентно 312400 долл. Но за эти деньги предлагается полный спектр услуг в номерах, обеспечивается бензин или дизельное топливо, необходимое для запуска генераторов круглосуточно [8].
Другие отели преодолели трудности войны посредством приема студентов частных университетов, которым пришлось покинуть свои штаб-квартиры из-за боевых действий. Эти университеты часто арендуют конференц-залы отелей для проведения лекций и обучения студентов. Номера для размещения студентов способны обеспечить их комфорт, особенно для тех, кто приехал из дальних провинций. Многие готовы поступиться ценой, главное обеспечить наполняемость отеля и компенсировать отсутствие туристов [9].
Есть несколько гостиничных проектов. Наиболее важный из них - Серена в Старом Дамаске. Цель данного проекта - приобщение самых важных и больших трех исторических гостиниц Дамаска к глобальному туристическому бизнесу. Они должны стать одними из пяти лучших отелей в мире в сети экологически чистых отелей Серена. Жители Дамаска терпят кризис в поставках питьевой воды. Главной заботой отелей является обеспечение воды для повседневных нужд. Около 40 % гостей отеля - жители столицы, но они не имели доступа к воде и снимали жилье, чтобы помыться. Они уверены, что отель является идеальным местом в этом случае, поскольку он имеет особый статус и всегда обеспечен водой. Стоимость номера в отеле от 15 до 20 тыс. сирийских фунтов, или около 40 долл [10].
Несмотря на отсутствие фактического туризма, министерство делает подсчеты туристов, приезжающих в Сирию наземным и воздушным транспортом, особенно из Ирака и Ирана в целях религиозного туризма, который возродился в некоторых областях Старого Дамаска и Саеда Зейнаб, а также в других городах. Министерство стремится сосредоточиться на этом типе туризма с целью достижения большей финансовой отдачи из-за отсутствия традиционного туризма. Около 10 отелей работают в настоящее время в этом направлении. Пять отелей восстановлено в районе Саеда Зейнаб благодаря делегациям, приезжающим в Сирию в основном из Ирака, Ирана и стран Персидского залива, а также Индии, Пакистана, Афганистана и Великобритании. Параллельно с усилиями по активизации религиозного туризма официальные силы были сосредоточены на внутреннем туризме, а также популяризации этих направлений среди
арабов и иностранцев, проведены рекламные семинары, где были представлены новые цены на услуги, а также все для того, чтобы активировать перелеты из Дамаска в Тартусе и Латакию [11].
Министерство туризма пытается найти новые рынки для привлечения туристов в безопасные районы, контролируемые сирийской армией. Основными потребителями рассматриваются граждане Ирака, Ливана, Ирана и России. Министерство работает по продвижению религиозных мест в дополнение к туристическим программам для Ирана и индийского рынков, а также места для христианского религиозного туризма, которые смогут привлечь большое количество туристов из России.
Тем не менее, основные проблемы, с которыми сталкивается туризм, это работы, связанные с большим объемом финансирования для реконструкции объектов и зданий, а также слабость реакции банковского сектора в отношении кредитной политики. Кроме того, есть препятствия, негативные последствия для стабильности цен на финансирование проектов в области туризма и снижение государственного интереса в сфере туризма в интересах других, более приоритетных секторов. Дальнейшее снижение потока туристов отрицательно сказывается на доходе людей, работающих в туристическом бизнесе. Все усугубляет гибель целых археологических туристических объектов и невозможность восстановить многое из предметов старины, которые были утрачены во время войны. В свете отсутствия безопасности и продолжения эскалации боевых действий мы видим, что приглашение министерства инвестировать туристические объекты или спонсировать проекты для инвестиций является бесполезным.
Рекомендации по продвижению индустрии гостеприимства в Сирии
Сирия является одним из самых красивых туристических стран, в которых сочетаются исторические и культурные памятники прошлого и настоящего. Они свидетельствуют о древней истории сирийского народа. Огромная часть этих памятников является долей мирового культурного наследия всего человечества. Богатая большим количеством красивых мест и достопримечательностей, Сирия останется жемчужиной человечества еще много столетий. Однако Сирия находится в центре глобальной террористической войны около шести лет. Война уничтожила инфраструктуру в Сирии, поражает все сферы жизни и оказывает негативное влияние на жизнь сирийского народа, на его средства к существованию. Мир стоял и смотрел все эти годы на разрушение туристических достопримечательностей культурно-цивилизационного на-
В. ASSAF, Е. А. KOLESNICHENKO
следия этой страны. Терроризм ставит своей целью уничтожить идентичность этой страны, все туристические, культурные и исторические компоненты древней нации.
Необходимо сосредоточить внимание на некоторых важных аспектах, которые будут основой развития туристического сектора, в частности, места археологических раскопок.
Стратегия развития могла бы быть такой [12]:
- выбор элементов управления, которые смягчают последствия войны в секторе туризма. Такие, как определение туристических зон и локальных археологических мест вдали от зон боевых действий;
- поддержка инвестиционных проектов в сфере туризма за счет формирования послевоенного соответствующего инвестиционного климата, чтобы обеспечить и предложить привлекательные стимулы для инвесторов;
- ослабить влияние инфляции на выплаты рабочим на предприятиях туристического сектора в целях повышения ее производительности и ее вклад в валовой внутренний продукт;
- снизить зависимость от вертикальных инвестиций в туристических районах и объектов, которые все еще находятся на некотором отдалении от боевых действий;
- обеспечить необходимые стимулы для людей с опытом, которые все еще находятся в Сирии, чтобы предотвратить их иммиграцию и извлечь пользу из их опыта ради развития этой жизненно важной отрасли;
- повышение производительности труда персонала в секторе туризма благодаря индивидуальной производительности и подготовке кадров в рамках государственной системы образования;
- обеспечение развития туристических зон в соответствии с имеющимися ресурсами;
- формирование высшего комитета в сотрудничестве с ЮНЕСКО и другими международными организациями, занимающимися вопросами сохранения миссии человеческого наследия, разработать способы сохранения памятников, а также восстановить все украденные артефакты;
- организация международной конференции под эгидой ЮНЕСКО в одном из важных археологических памятников, а также предложить правительствам государств-членов Гаагской конвенции и археологов, экспертов и специалистов из большинства стран мира координации усилий и проведения исследований по пути защиты и сохранения
культурного наследия и исторических памятников от последствий вооруженного конфликта;
- сделать запрос в Международную организацию «ЮНЕСКО» с целью предоставления необходимой финансовой поддержки для восстановления и реабилитации всех археологических памятников, которые уже давно были уничтожены как часть мирового культурного наследия и культуры.
Литература
1. URL: http://aawsat.com
2. URL: https://arabic.rt.com.
3. Басем Ассаф Сирия: туризм до и после войны // Научный электронный журнал «Российские регионы: взгляд в будущее». № 4. 2015.
4. 90 % гостиниц в Дамаске выведено из эксплуатации. URL: https://www.alsouria.net/content/
5. Туризм в Сирии цифрах и данных. URL: www.aljaml.com
6. Туризм - жертва войны. URL: www.al-moni-tor.com
7. URL: https://sy.aliqtisadi.com/related/80015
8. URL: http://www.dgam.gov.sy
9. URL: http://ru.unesco.org/
10. Гостиничный сектор: кризис стратегии. URL: http://www.arabianindustry.com
11. Возродить туризм. URL: www.palmyra-moni-tor.net
12. Гостиницы Дамаска: изо всех сил, чтобы выжить. URL: www.syriatourism.org
References
1. URL: http://aawsat.com
2. URL: https://arabic.rt.com.
3. Basem Assaf Siriya: turizm do i posle vojny [Syria: tourism before war] // Nauchnyj elektronnyj zhurnal «Ros-sijskiye regiony: vzglyad v budushchee». № 4. 2015.
4. 90 % gostinits v Damaske vyvedeno iz ekspluatatsii [90% of hotels in Damascus are taken out of service]. URL: https://www.alsouria.net/content/
5. Turizm v Sirii tsifrakh i dannykh [Tourism in Syria in figures and data]. URL: www.aljaml.com
6. Turizm - zhertva vojny [Tourism - the victim of war]. URL: www.al-monitor.com
7. URL: https://sy.aliqtisadi.com/related/80015
8. URL: http://www.dgam.gov.sy
9. URL: http://ru.unesco.org/
10. Gostinichnyj sektor: krizis strategii [Hotel sector: strategy crisis]. URL: http://www.arabianindustry.com
11. Vozrodit' turizm [To revive tourism]. URL: www.palmyra-monitor.net
12. Gostinitsy Damaska: izo vsekh sil, chtoby vyzhit' [Hotels of Damascus: very much, to survive]. URL: www.syriatourism.org
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
Б. ЛССЛФ, Е. Л. КОЛЕСНИЧЕНКО
11
* * *
HOTEL BUSINESS: THE STRATEGY OF SURVIVAL IN THE CONDITIONS OF WAR (ON THE EXAMPLE OF HOTELS OF DAMASCUS)
ASSAF BASEM Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
KOLESNICHENKO ELENA ALEKSANDROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article authors considered a tragic situation for hotel sector in the Syrian Arab Republic, especially after the beginning of war in March, 2011. However in modern conditions when the military conflicts, natural cataclysms and social shocks constantly throw down a challenge to all universal values, the problem of preservation of material and non-material culture moves to the forefront of social development. It is obvious that public crises, the military conflicts with which XX century was rich, led to death of many monuments of culture, tourist objects and sights of the most different people. While development of production increased load of the environment an erosion of cultural wealth and the pursuit of profit markup leads to destruction of national and religious traditions as well as bases of all human life. Historical and cultural both tourism and natural heritage of the people is a basis of formation of a cultural code of the nation on the basis of which its identity, feeling of the person formed. Its welfare identity forms bases of civil society that is extremely important for development of statehood and its institutes. All listed circumstances only deepen and emphasize the offered research problem. It is necessary to emphasize that now when many states of the Middle East are in chaos of civil wars and the interstine conflicts the world community feels huge alarm for destiny of cultural heritage, tourist Syria. As thousands of the museums, hotels of libraries and other, most valuable cultural and historical objects and in their territories underwent the destructive attacks. All this, undoubtedly, leads to awareness of need of development of effective measures on preservation of cultural and natural heritage, and also tourist sights. In this regard authors made an attempt of studying and the analysis of the current state of hotel business in Syria and investigated the main strategy applied to survival.
Key words: hotel business, strategy of conducting hotel business, sphere of hospitality
Об авторах:
Ассаф Басем, аспирант Института экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
Колесниченко Елена Александровна, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация
About the authors:
Assaf Basem, Post-graduate Student of Institute of Economy, Management and Service, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation
Kolesnichenko Elena Aleksandrovna, Doctor of Economics, Professor, Deputy Director for Scientific Work of Institute of Economy, Management and Service, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation
B. ASSAF, E. A. KOLESNICHENKO