ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС КАК ОБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С. Е. МАЧАЛКИН
В статье на платформе анализа содержания предпринимательской и гостиничной деятельности, современных общемировых тенденций бизнес-процессов в сфере гостиничной индустрии и национальных особенностей развития предпринимательства в гостиничном деле предложена дефиниция гостиничного бизнеса как системного рыночного образования, подверженного перманентным модификациям предпринимательского кластера экономики, ориентированного на планомерное извлечение прибыли посредством эксплуатации технически оснащенных жилых имущественных комплексов в сочетании с оптимальным уровнем неосязаемого сервисного обслуживания. Установлены его специфические характеристики как объекта предпринимательской деятельности, ключевыми из которых выделены: образование на стыке материального и нематериального «поля»; химерность комплексного учета результатов; высокая роль человеческого фактора, конъюгированная с предельным удельным весом основных средств и автоматизации.
Ключевые слова: гостиничное хозяйство, предпринимательская деятельность, гостиничный бизнес.
Предпринимательской деятельностью в соответствии с гражданским законодательством признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [1].
Родственные синонимичные дефиниции приведены в законодательных нормативно-правовых актах многих стран мира.
Конституция РФ в понимании сущности и существенности предпринимательства исходит из определения, что предпринимательская деятельность - разновидность деятельности экономической [4]. Конституционное определение, очевидно, не получает отражения в легальной дефиниции, закрепленной в ГК РФ. Данное несоответствие, на наш взгляд, в отрыве от конституционных норм частично позволяет наполнять понятие предпринимательской деятельности произвольным неоднородным субъективным смысловым содержанием в контексте определенной отрасли предпринимательства.
Однако в рамках настоящей статьи не следует кардинально отклоняться от законодательно закрепленных понятий, поскольку вышеприведенные трактации свидетельствуют, что любая дея-
тельность отдельного гражданина или конкретной организации может быть отнесена к предпринимательской при условии ее удовлетворения ряду непременных требований, признаков, особенностей, допускающих ее отграничение от иных видов деятельности.
Итак, под предпринимательской деятельностью в легальном концепте может рассматриваться деятельность, отвечающая совокупности указанных ниже характеристик:
1) обособленность и самостоятельность ведения хозяйствования, что предполагает участие физических и юридических лиц в гражданском обороте исключительно от своего имени и в личных интересах;
2) предпринимательская деятельность неизменно сопряжена с неопределенностью, флуктуа-тивностью и биффуркационностью рыночной «предпринимательской среды», что влечет опасность реализации хозяйственных рисков и потери собственного капитала. Ст. 929 ГК РФ понимает предпринимательский риск как риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, например, риск неполучения ожидаемых доходов, а также другие страховые риски, т. е. предполагаемые события, обладающие при-
знаками вероятности и случайности [1];
3) основная цель предпринимательской деятельности - систематическое получение прибыли посредством эксплуатации имущественных комплексов, торговли товарами и услугами. Обозначенный признак требует системности в осуществлении самой предпринимательской деятельности. Систематический характер предпринимательства определяет наличие характерных свойств, объединяющих совершаемые действия, нацеленные на получение коммерческой выгоды, в единое целое. То есть заключение единичного договора или совершение одиночной сделки не квалифицируется как предпринимательская деятельность, даже если предполагает получение дохода, поскольку данные операции не отягощены признаком системности;
4) последним легальным основополагающим признаком является субъективная сторона предпринимательства, наделяющая физические и юридические рыночные образования определенным гражданско-правовым статусом, предусматривающим необходимость получения специального разрешения (лицензии) на осуществление предпринимательской деятельности.
Гостиничная деятельность - деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обладающих или наделенных в установленном порядке хозяйственной самостоятельностью и имущественными правами на какое-либо коллективное средство размещения по непосредственному распоряжению и управлению им, для предоставления услуг размещения и обслуживания граждан, а также иная деятельность по организации и оказанию гостиничных услуг, включая их реализацию [3].
С позиции доходной и рисковой составляющей гостиничное предприятие нацелено на производство и предоставление ассортимента услуг (гостиничных продуктов) в секторе индустрии гостеприимства, предложение удобств и сервиса потребителю на коммерческой основе в современной обстановке динамично прогрессирующей рыночной конкуренции, ужесточение которой непосредственно прямо пропорционально влияет на вероятность финансовых потерь.
С нашей точки зрения, бесспорно, также, что гостиничное хозяйство в целом наделено признаками системности, поскольку связано с иными срезами коммерческой практики, в первую очередь, с условиями предпринимательской потребительской внешней среды, порождаемой обществом, его потребностями и развивающейся вместе с ним. Следовательно, если гостиничное
предприятие формируется как результат общественных отношений под воздействием системы факторов предпринимательской среды, то это позволяет рассматривать гостиничное дело как эндогенную переменную положительной или отрицательной динамики современной экономики и выдвинуть предположение о его системном характере.
Таким образом, анализ понятий предпринимательской деятельности и гостиничной деятельности приводит к заключению о наличии точек соприкосновения и сходстве признаков данных категорий, что допускает целесообразность использования термина «гостиничный бизнес» в функционировании индустрии гостеприимства и исследования данного экономического явления как объекта предпринимательства.
Гостиничный бизнес в актуальных условиях развития предпринимательской активности - в наибольшей степени перспективная и быстро эволюционирующая в колорите предоставляемых продуктов отрасль, сосредотачивающая в себе значительный функционал, характерные черты обширного конкурентного потенциала в среде коммерческих отношений сферы средств размещения и перспективы в условиях рыночной экономики как национального, так и международного уровня, способная приносить устойчивый доход в федеральный, региональные и муниципальные бюджеты страны, являясь частью индустрии гостеприимства, естественно органически связывающая набор средств размещения, предприятия общественного питания, транспортную инфраструктуру в монолитную цепь международного и межрегионального коммуникационного взаимодействия.
Гостиничные комплексы являются необходимым элементом социальной сферы, снабжающим постояльцев определенным спектром услуг, важнейшими среди которых представляются обеспечение помещением временного проживания и питанием. Гостиничное обслуживание особо значимо в плане повышения качества жизни населения, интенсификации международных и межрегиональных коммерческих коммуникаций, что косвенно влияет на возможность роста эффективности общественного производства.
Развитие и активизация предпринимательских структур в национальном гостиничном хозяйстве и на отдельно взятых территориях многозначительно в контексте обеспечения высокого уровня занятости, позитивного влияния на функционирование иных секторов государственной экономики, может способствовать более свободному доступу между-
народного инвестиционного капитала, углубленной интеграции в мировую экономическую систему. Некоторые зарубежные государства оперируют гостиничным предпринимательством как доминирующим (если не единственным) источником валютных бюджетных поступлений (Греция, Египет, Эстония, Черногория и др.).
Развитие предпринимательства в российской гостиничной индустрии в силах содействовать выводу страны из экономического финансового кризиса, структурной перестройке экономики, более «здоровому» использованию территориально-природных ресурсов, конвергенции международных и российских стандартов организации гостиничного обслуживания.
В свете вступления России в ВТО вопрос формирования благоприятных условий для совершенствования национального гостиничного бизнеса приобретает особую актуальность, что диктует необходимость и своевременность признания одним из приоритетных направлений в
модернизации российской экономики улучшение инфраструктуры и мер поддержки современной индустрии гостеприимства (особенно на региональном уровне), ориентируясь при этом на формат международного гостиничного бизнеса в области освоения опыта и технологий.
Центральное место в реестре гостиниц и иных средств размещения на территории России на сегодняшний день занимает частный коммерческий сектор, государственная собственность в данной сфере деятельности практически сведена к нулю и ограничивается гостиницами сугубо эконом-класса в рамках реализации системообразующих социальных функций.
С 2000 по 2010 г. число российских гостиничных предприятий коммерческого спектра увеличилось на 32 % и составило 11 698 объектов [6].
Количественный разброс указанной числовой характеристики по категориям объектов, дифференцирующий структуру национального рынка средств размещения, представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Разграничение форматов объектов в структуре общего набора средств размещения России
по состоянию на конец 2010 г.1
1 составлен автором на основе данных Сообщества профессионалов гостиничного бизнеса; первичные данные предоставлены Росстатом
Доминирование гостиниц в общем коммерческом обороте средств размещения детерминирует значимость гостиничного бизнеса в контексте комплексного развития предпринимательства в России.
Современная ситуация на отечественном рынке гостиничного обслуживания складывается отчасти под воздействием тенденций развития предпринимательства в гостиничном хозяйстве мирового масштаба, определяющих базис вектора развития национального гостиничного бизнеса и предпринимательской активности в секторе средств размещения в целом.
Существенная роль в эволюционировании международного гостиничного хозяйства с позиции наращивания предпринимательской инициативности в данной сфере экономики принадлежит столкновению двух противоположных тенденций: процесса интернационализации производства, с одной стороны, примером которому служат сети гостиничных комплексов, включающие обозначенные формы гостиничных объектов в совокупности, сопряженные едиными межгосударственными стандартами гостиничных услуг, обменом знаниями и опытом, миграцией рабочей силы разноплановой квалификации, единой системой бронирования, и, с другой стороны, стремления к аутентично-обособленному ведению экономикохозяйственной деятельности отдельными гостиницами, примером которому служит повсеместно динамично развивающееся направление независимого малого частного коммерческого хозяйства гостиничного типа, прогрессирующее в российских условиях.
Одной из основополагающих смежных российских и общемировых тенденций в гостиничной индустрии является увеличение стоимости проживания. Средний тариф номера за сутки, составивший к началу 2012 г. около 117,5 долл. (по курсу ЦБ на 21.02.2012 г. - 3500 руб.), предположительно будет расти и в будущем.
Модифицированы требования постояльцев к комфорту. Вдобавок к стандартным условиям, таким как душ и спальное место, посетители на текущий момент считают необходимой потребностью наличие плазменных панелей в номерах и iPod-станций.
Следует отметить инициативу администраций сектора размещения России в направлении пересмотра приоритетов гостиничной сферы в пользу малого предпринимательства. Текущая самостоятельная эволюция рынка гостиничных услуг, происходящая без существенной поддержки и рекомендательных директив со стороны государства,
привела к процветанию гостиничного сектора преимущественно в крупных городах и мегаполисах. В данных обстоятельствах прогрессируют негативные социальные факторы и снижается общая доходность гостиничной отрасли на региональном уровне. Покупательная способность населения обусловливает дистанцию между ростом совокупных денежных активов нации и увеличением стоимости тарифов местных гостиниц, значительно минимизируя при этом потребительскую активность.
Операторы и эксперты гостиничного бизнеса считают, что гостиничные комплексы Российской Федерации должны иметь предположительно завышенные показатели спроса и финансовых ассигнований, нежели западные гостиничные предприятия, поскольку капитальные вложения в России характеризуются высокой и оперативной возвратностью инвестиций, ввиду несколько преувеличенной процентной надбавки за риск в условиях нестабильной флуктуирующей экономики.
Однако, по оценкам экспертов, на практике предпринимательская деятельность компаний Российской Федерации, специализирующихся в зоне предоставления гостиничных услуг, неизбежно затруднена ввиду недостаточной проработанности вопроса центральных параметров функционирования гостиничных предприятий, неясности представлений об основах организационного стратегического планирования, разграничении целей, функций, классификации и полномочий действующих лиц гостиничного бизнеса согласно российским стандартам, отсутствия четкой фиксированной общепринятой терминологии, характеризующей базовые стороны и формат отрасли гостеприимства.
Безусловной генеральной конечной миссией совершенствования гостиничного бизнеса на мировом уровне является движение к генерированию единого планетарного рынка гостиничных услуг и глобализации. На сегодняшний день оперирование гостиничных комплексов отдельных стран на «международной арене» - явление не инновационное и приемлемое ввиду тотального развития транспортных средств и транснациональных корпораций: китайский турист вполне может путешествовать по Великобритании, прибегая к услугам индийских авиалиний и периодически останавливаясь в гостиницах канадских компаний.
О. Ю. Тарасова подчеркивает необходимость переориентации роли России в глобализирующемся мировом экономическом пространстве и ликвидации статуса «сырьевого придатка» экономики по-
средством активизации индустрии гостеприимства в целом и гостиничного предпринимательства в частности: «Необходимость выхода за рамки инерционного сценария вхождения России в глобализирующийся мир как энергосырьевого хозяйственного комплекса требует развития альтернативных направлений предпринимательства, катализирующих диверсификацию национального хозяйства как совокупности экономик регионов, среди которых сектор туризма, по сравнению со многими другими сферами деятельности, обладает специфическим преимуществом. Оно выражено характеристиками экономической деятельности как экспортно ориентированной, не приводящей к истощению исчерпаемых природных ресурсов и проявляющей большую устойчивость в условиях экономического спада на мировых рынках» [7].
Обозначенная характеристика смежных международных и национальных тенденций в рамках эволюции гостиничной сферы определяет все более возрастающую значимость для подъема экономики России прогрессирования предпринимательства в области гостиничной индустрии, нацеленного не только на обслуживание сезонного потока потребителей, но и на предоставление возможности кратковременного проживания лицам, въезжающим на территорию с разнообразными целями (служебные командировки, частные обстоятельства, ПМЖ, транзит, обслуга и т. д.).
Указанные обстоятельства обусловливают необходимость детального исследования собственно понятия «гостиничный бизнес» как теоретико-научной категории на предмет выявления ключевых отличительных параметров в осуществлении коммерческой деятельности в секторе гостиничной индустрии, способных предстать ориентиром в формировании эффективных стратегических установок в долгосрочной перспективе развития гостиничного предпринимательства.
Острота вопроса определения понятия «гостиничный бизнес» как самостоятельной экономической дефиниции не окрашена дискуссионной полемикой в научной литературе, общепринятая и доступная формулировка звучит как «Гостиничный бизнес как вид экономической деятельности представляет собой производство и реализацию услуг коллективного размещения и проживания, а также дополнительных услуг организациями, располагающими для этого необходимыми ресурсами (имущественным комплексом)» [2].
На наш взгляд, представленное диагностирование специфики гостиничного бизнеса не в полной мере отражает подтекст дуалистичности данного рода предпринимательства: с одной стороны,
как сектора непроизводственной сферы, специализирующегося в обеспечении базой временного проживания лиц, въезжающих на определенную территорию с различными целями; с другой - как спектра предприятий, оснащенных комплексом основных фондов, доминирующих в совокупных активах и являющихся системообразующим ресурсом в осуществлении целевой первоочередной хозяйственной деятельности.
Как сектор непроизводственной сферы гостиничный бизнес, с нашей точки зрения, включает характерные спецификации:
1) образование на стыке материального и нематериального «поля» производства, основываясь на особой субъективно-потребительской стоимости труда, прилагающейся не в качестве вещи, а в качестве деятельности;
2) неосязаемость. Цитируя экономиста Питера Друкера, «люди почти никогда не покупают осязаемые товары. Они покупают то, что ожидают от применения этих товаров» [5]. Этот феномен характерен для непроизводственной сферы, в центре которой, по определению, стоит не товар (в его осязаемом смысле), а определенного рода деятельность, что уже представляется как нечто неосязаемое. С не осязательностью гостиничного обслуживания связана невозможность хранения и транспортировки приобретенного предмета труда гостиничного предприятия, рассредоточенность и, одновременно, локальность собственно гостиничного рынка;
3) неотделимость объекта от источника. Если осязаемые товары по стадиям жизненного цикла обобщенно проходят этапы создания, транспортировки, реализации, утилизации предположительно на деконцентрированных территориях, то потребители гостиничного предприятия вынуждены приобретать товар на местах, при этом не сразу, а постепенно, т. е. процессы производства и потребления гостиничных услуг неотделимы друг от друга и совпадают во временной точке. Указанная особенность порождает ряд трудностей в функционировании гостиничных комплексов: требует дополнительных усилий, превращает потребителя в часть производственного процесса, детерминируя ориентированность на личные запросы покупателя; затрудненность контроля качества, поскольку невозможно проверить уровень обслуживания до того, как оно осуществлено в действительности. Обозначенная спецификация и ее следствие идентифицирует значение степени организации управленческого труда, рационального использования рабочего времени, профессиональных знаний и квалификации работников,
менеджмента в гостиничной индустрии и социально-психологических основ деятельности;
4) невосполнимость убытка. В отличие от осязаемого изделия, продукт гостиничного предприятия не может быть складирован, соответственно не существует (находится в прострации) до момента восприятия его потребителем. Следовательно, отсутствие рентабельности дохода от единовременной продажи номера гостиницы невозобновимо и откладывает отпечаток на годовой показатель рентабельности предприятия;
5) химерность инвентаризации. Затруднительно проводить комплексный учет имущественных параметров и продаж гостиничного комплекса, предоставление средств размещения должно оперативно оказываться по первому требованию клиента и на платформе гибкой системы цен. Чем дольше ожидание, тем больше вероятность потери прибыли;
6) трудоемкость во взаимоконтактах, сложных физико-психологических отношениях, высокая роль человеческого фактора, конъюгированная в современном гостиничном бизнесе с предельным удельным весом основных средств и автоматизации.
В рамках освещения сферы ЖКХ как системообразующего принципиально значимого фактора в функционировании гостиничной индустрии, с нашей точки зрения, целесообразно обозначить высокую долю зданий, сооружений и передаточных устройств в осуществлении объема гостиничных услуг, обусловливающую необходимость адекватного соответствующего ухода за основными фондами гостиничного предприятия, содержания их в надлежащем состоянии, что предполагает определенные финансовые издержки на данный процесс, требующие тождественной перспективы денежной и популяризационной (при эффективной компании позиционирования технологических новинок и комфортабельных условий гостиницы) отдачи и роста совокупного экономического потенциала. Следовательно, формирование и осуществление работ жилищнокоммунального характера неразрывно связаны с достижением головной цели гостиничного бизнеса - максимизацией прибыли и стопроцентным всесезонным заполнением номерного фонда.
Специфической чертой гостиничного бизнеса, на наш взгляд, также является непостоянство и изменчивость как состояния самого предпринимательского кластера, так и качества гостиничного обслуживания ввиду активных взаимообуслов-ливающих преобразований в гостиничном секторе. Причинами вариативности могут быть уже-
сточение законодательных параметров (внедрение визового режима, контроль пропускной способности, увеличение налогового бремени и т. д.), временная неустойчивость спроса, вариабельность которого «расслабляет» административный состав гостиничного предприятия и делает проблематичным сохранение занятых позиций в момент его скачкообразного роста. Все это снижает качество обслуживания как одного из значимых конкурентных преимуществ, провоцирует минимизацию потребительской активности и общей доходности на фоне неизбежного падения уровня цен.
Следовательно, «гостиничный бизнес» предстает как системное рыночное образование, подверженное перманентным модификациям предпринимательского кластера экономики, ориентированное на планомерное извлечение прибыли посредством эксплуатации технически оснащенных жилых имущественных комплексов в сочетании с оптимальным уровнем неосязаемого сервисного обслуживания.
Таким образом, обзор существующей актуальной терминологии выявил точки конвергенции в определении и признаках предпринимательской и гостиничной деятельности, что дает почву для исследования понятия «гостиничный бизнес» в контексте предпринимательства. Лоцированная значимость гостиничного бизнеса для подъема национальной экономики, анализ смежных тенденций развития гостиничного предпринимательства в российской и зарубежной практике, с одной стороны, свидетельствуют о сопряженности, одинаковом уровне полезности и равнонаправ-ленности эволюционирования гостиничной индустрии на «мировой арене», с другой - о значительном уровне отставания российских предприятий гостиничного сектора от современных моделей организации гостиничного дела и параметров функционирования предпринимательских структур в рамках международного гостиничного хозяйства развитых государств, синтезирующихся в интегрированные гостиничные цепи, формирующие многонациональные компании индустрии гостеприимства.
Выдвинутое предположение о приоритетном значении сущностных теоретических аспектов формирования механизма конкретизации и детализации касательно изучения элементов коммерческой составляющей сферы гостиничного обслуживания влечет за собой обязательность авторских изысканий на предмет детекции специфики постигаемого объекта, предмета, ход которых в рамках настоящей статьи позволяет рас-
сматривать гостиничный бизнес как системное, периодически трансформирующееся под воздействием комплекса условий и отдельных факторов динамично развивающейся окружающей конкурентной рыночной среды экономическое явление, отражающее вид предпринимательской деятельности, способствующее прогрессированию меж-территориальных коммуникаций, сочетающее особенности непроизводственного сектора экономики и параметры ЖКХ, ввиду весомости основных фондов в структуре активов функционирующего гостиничного предприятия.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в редакции от 8 декабря 2011 г.). URL: www.base.garant.ru
2. Каменева В. В. Стратегические аспекты управления предприятием в сфере гостиничного бизнеса: автореф. дис. ... экон. наук. Хабаровск, 2009. С. 7.
3. Каталог заведений и операторов рынка HoReCa URL: http: //www.catalog.horeca.ru/ library / encyclopedia/item/509/
4. Конституция Российской Федерации: раздел I от 12 декабря 1993 г., ч. 2. ст. 34 (с изменениями в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ). URL: www.constitution.ru/ 10003000/10003000-4. htm
5. Питер Друкер Ф. Классические работы по менеджменту. М., 2008. С. 220.
6. Сообщество профессионалов гостиничного
бизнеса. URL: www.frontdesk.ru
7. Тарасова О. Ю. Современные тенденции и проблемы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур российского туристского бизнеса // Вестник Челябинского государственного университета. Серия Экономика. Вып. 26 (№6 (187). Челябинск, 2010. С. 147.
* * *
HOTEL BUSINESS AS OBJECT OF ENTERPRISE ACTIVITY
S. Ye. Machalkin
In article, on a platform of the analysis of the maintenance of enterprise and hotel activity, modern universal tendencies of business processes in sphere of the hotel industry and national features of development of business in hotel business, the definition of hotel business as the system market formation subject to permanent updating enterprise cluster of economy is offered, focused on systematic extraction have arrived by means of operation of technically equipped inhabited property complexes in a combination to an optimum level of intangible service. Its specific characteristics as object of enterprise activity are established, key from which are allocated: formation on a joint of material and non-material "field"; chimerical of the complex account of results; a high role of the human factor, conjugated with limiting relative density of the basic means and automation.
Key words: hotel economy, enterprise activity, hotel business.