Научная статья на тему 'Городское хозяйство Тамбова в годы Великой Отечественной войны'

Городское хозяйство Тамбова в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ПЕРИОД ВОЙНЫ / КОММУНАЛЬНАЯ СФЕРА / КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ / URBAN ECONOMY / EXTREME CONDITIONS / WAR PERIOD / MUNICIPAL SPHERE / STATE OF CRISIS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ильин Алексей Юрьевич

Исследованы проблемы организации управления городским хозяйством Тамбова в экстремальных условиях жизни тылового города периода Великой Отечественной войны. Подробно охарактеризованы первоочередные задачи обеспечения функционирования коммунальной сферы и способы их решения в рамках существовавшей системы управления. Источниками подготовки статьи послужили документы местных властей самого военного времени, а также статистические материалы предвоенных и послевоенных лет. С решением проблем городского хозяйства не справлялись даже опытные руководители. Признавая общее состояние областного центра крайне неудовлетворительным, они не только констатировали тяжелое положение во всех сферах городского хозяйства к концу войны, но и предложили ряд конкретных мер по выходу из кризисного состояния. Документы партийных и советских органов Тамбова даже не рассматривали возможности решения коммунальных вопросов хозрасчетными мерами с привлечением «частника». Главный упор делался на просьбы о помощи к руководству страны, патриотический настрой населения. Военное время не породило, а лишь усилило деурбанизационные процессы в городском хозяйстве, проявившиеся еще в революционные период и последующие два десятилетия. Командно-административные методы управления городским хозяйством при полном отрицании частной инициативы показали свою хозяйственную неэффективность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ильин Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAMBOV CITY ECONOMY DURING GREAT PATRIOTIC WAR

The problems of organizing of Tambov urban management in extreme life conditions of the rear city during the Great Patriotic War are considered. The priorities of public utilities’ operation and the ways of their solutions within the existing management system are characterized in details. The documents of local wartime, as well as statistical materials of prewar and postwar years served as the sources for the preparation for this article. The resolution of the urban management problems was difficult even for experienced managers. Admitting the general state of the regional center as unsatisfactory one, they are not only noted the plight in all areas of municipal services before the end of the war, but also suggested a number of concrete measures to resolve the crisis. The papers of Soviet party and Soviet government of Tambov didn’t even consider the decision of communal problems with self-supporting measures involving “private traders”. The main emphasis was on the request for assistance to the country’s leadership and patriotic mood of the population. Wartime didn’t produce, but only strengthened de-urbanization processes in the urban economy, manifested even in the revolutionary period and the subsequent two decades. The command-administrative methods of urban management in complete denial of private initiative showed its economic inefficiency.

Текст научной работы на тему «Городское хозяйство Тамбова в годы Великой Отечественной войны»

МВД 1 апреля 1897 г. // РГИА. Ф. 1287. 28. Фрейберг Н.Г. Врачебно-санитарное законо-Оп. 38. Д. 3380. Л. 50-55. дательство в России. Спб., 1913.

27. ГАТО (Государственный архив Тамбовской области). Ф. 30. Оп. 17. Д. 28.

Поступила в редакцию 2.10.2013 г.

UDC 930.2(075.8)+625.1

RAILWAY BUILDING AND SOCIO-DEMOGRAPHIC DEVELOPMENT OF NEAR STATION SETTLEMENTS OF TAMBOV PROVINCE IN THE END OF 19th - BEGINNING 20th CENTURIES BY EXAMPLE OF PHARMACY INSTITUTIONS NETWORK

Roman Borisovich KONCHAKOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of History, Associate Professor of Russian History Department, e-mail: valcan@mail.ru

Elena Vyacheslavovna BARANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of History, Assistant of Russian History Department, e-mail: valcan@mail.ru

The development of rail transport was influenced not only economic but also social processes in the areas of economic gravity tracks. One of the consequences of such a complication was socio- cultural infrastructure of settlements at railway stations, but the formal criteria of this process remain unclear. Often the impact of the railway could be indirect. The problem of identifying a set of indicators of aspects of modernization development of traditional settlements, which can be attributed to the influence of the railway infrastructure, is considered. The general conclusion is that a number of these indicators include the development of a network of pharmacies that arose in the settlements at railway stations soon after the intensification of economic life, and there could, in turn, influence the results of social and demographic development of the settlement.

Key words: rail transport; modernization of agrarian society; socio-demographic processes; social and cultural infrastructure.

УДК 947.085

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ТАМБОВА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

© Алексей Юрьевич ИЛЬИН

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Россиискои Федерации, Тамбовский филиал, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат исторических наук, профессор, директор, e-mail: auilyin@yandex.ru

Исследованы проблемы организации управления городским хозяйством Тамбова в экстремальных условиях жизни тылового города периода Великой Отечественной войны. Подробно охарактеризованы первоочередные задачи обеспечения функционирования коммунальной сферы и способы их решения в рамках существовавшей системы управления.

Источниками подготовки статьи послужили документы местных властей самого военного времени, а также статистические материалы предвоенных и послевоенных лет.

С решением проблем городского хозяйства не справлялись даже опытные руководители. Признавая общее состояние областного центра крайне неудовлетворительным, они не только констатировали тяжелое положение во всех сферах городского хозяйства к концу войны, но и предложили ряд конкретных мер по выходу из кризисного состояния.

Документы партийных и советских органов Тамбова даже не рассматривали возможности решения коммунальных вопросов хозрасчетными мерами с привлечением «частника». Главный упор делался на просьбы о помощи к руководству страны, патриотический настрой населения.

Военное время не породило, а лишь усилило деурбанизационные процессы в городском хозяйстве, проявившиеся еще в революционные период и последующие два десятилетия. Командно-административные методы управления городским хозяйством при полном отрицании частной инициативы показали свою хозяйственную неэффективность.

Ключевые слова: городское хозяйство, экстремальные условия, период войны, коммунальная сфера, кризисное состояние

Изложение, казалось бы, банального сюжета о состоянии городского хозяйства любого советского тылового города в чрезвычайных условиях военного времени могло ограничиться простой констатацией факта: на эту отрасль хозяйства в России и в мирное время не хватало средств, а в военное время ситуация непременно должна была ухудшаться.

Но, во-первых, историческая наука требует конкретной характеристики любого явления прошлого. Во-вторых, непреложным правилом считается определение места конкретного исторического явления в более широком временном историческом контексте.

Другими словами, в данной статье мы намерены показать, как городское хозяйство одного из областных центров России предвоенного времени прошло «испытание на прочность» в экстремальных условиях войны. С другой стороны, хотелось бы определить, насколько планы областного и городского руководства по выводу коммунальной сферы из кризиса соответствовали реальным возможностям Тамбова конца военного и послевоенного времени.

Источниками подготовки статьи послужили несколько документов местных властей самого военного времени, а также статистические материалы предвоенных и послевоенных лет.

Проблемы городского хозяйства уже в первый год войны проявились в связи с резким обострением в Тамбове санитарно-эпи-демической обстановки. В городе была создана чрезвычайная противоэпидемическая комиссия, которая работала совместно с городским отделом здравоохранения и представителями общественности (сануполномо-ченные). В части работы комиссии, относящейся к сфере городского хозяйства, речь шла о преодолении крайне негативного положения с санитарной обстановкой города.

В докладе комиссии, подготовленном в начале апреля 1942 г., прежде всего говорилось об уборке нечистот из «пищевых» объектов, очистке их дворов от грязи и нечистот. Хотя в первые три месяца этого года трестом очистки и артелью «Новый быт» из города были вывезены сотни подвод, возов, автоцистерн снега и нечистот, хотя гарнизонная

КЭЧ своими средствами проводила саночи-стку воинских учреждений, хотя ряд домоуправлений организовал вывоз населением на салазках, по официальному признанию властей, санитарное состояние города оставалось неудовлетворительным. Особенно острая ситуация складывалась с ремонтом уборных города: из 207 намеченных к ремонту весной 1942 г. было отремонтировано только 105 [1, с. 529].

В докладе чрезвычайной комиссии назывались и причины такого состояния: отсутствие горючего для автотранспорта горкомхо-за, фуража для городского и артельного гужевого транспорта. В качестве особенной причины указывалась недостаточная обеспеченность города кадрами ассенизаторов, которых было всего 7 человек. Городские власти ставили перед обкомом ВКП(б) (т. е. чуть ли не на политическом уровне!) вопрос о привлечении «принудчиков» - психических больных, проходивших принудительное лечение по решению суда [1, с. 531, 612].

Особый разговор шел о работе бань в городе, которых имелось 4 (две заводских и две горкомхоза). По мнению комиссии, только баня завода «Ревтруд» работала «исправно», баня ТВРЗ функционировала с небольшими перебоями, а собственно городские бани действовали только 3-4 раза в неделю ввиду отсутствия топлива [1, с. 530].

Во всем этом не было ничего удивительного. В 1937 г. первый секретарь оргбюро ЦК ВКП(б) по Тамбовской области И.А. Чу-канов докладывал председателю совнаркома СССР В.М. Молотову о том, что единственная баня работала раз в пятидневку, заболеваемость от малярии в городе оставалась высокой, снабжение топливом поставлено плохо [2, с. 184].

В 1939 г. в Тамбове было уже две заводских бани [3, с. 13], которые, как мы отмечали, продолжали действовать в годы Великой Отечественной войны. Получается, что две горкомхозовские бани появились в последние год-полтора перед войной, но уже в начале 1942 г. не могли справляться со своими задачами.

Чрезвычайная комиссия видела некоторое успокоение в том, что водоснабжение бани и других важных объектов находилось на терпимом уровне [1, с. 530-531]. Но совершенно понятно, что баням нужна была не

просто вода, а вода горячая. Так что комплексное решение банного вопроса в начальные месяцы войны явно не получалось.

В очередной раз отметим, что якобы удовлетворительное обеспечение водой касалось государственных учреждений и объектов (помимо бань дезинфекционной станции, вокзала, медицинских и санитарных учреждений, военных и пищевых объектов). На поддержку водоснабжения населения сил и средств у горкомхоза явно не хватало. В итоге весной 1942 г. из 125 городских колонок работало только 70 [1, с. 530-531].

Выводы из сложившейся в первые месяцы войны ситуации в городском хозяйстве, как было принято в советском обществе, в первую очередь, были организационными. Так, в декабре 1941 г. был освобожден от должности председателя Тамбовского горисполкома П.И. Григорьев, явно малоопытный для такого уровня руководитель. Характерна формулировка: «...не справился с работой, прежде всего по материально-бытовому обеспечению населения города» [4].

Но с решением проблем городского хозяйства не справлялись и более опытные кадры. Так, в июне 1943 - январе 1945 г. в должности председателя горисполкома работал А.П. Иванов, питерский рабочий, старый большевик, находившийся на партийной и советской работе с 1918 г. и занимавший крупные посты в Тамбовской губернии и Центрально-Черноземной области. Он был освобожден от руководства городом Тамбовом на основании решения облисполкома «снять как не обеспечившего руководство работой Горисполкома и допустившего неподготовленность коммунального хозяйства к зиме» [5].

Вскоре после его освобождения руководители Тамбовской области обратились в ЦК ВКП(б) и СНК СССР с докладной запиской о неотложных мероприятиях по улучшению состояния коммунального хозяйства г. Тамбова.

Признавая общее стояние областного центра крайне неудовлетворительным, они не только констатировали тяжелое положение во всех сферах городского хозяйства к концу войны, но и предложили ряд конкретных мер по выходу из кризисного состояния.

В первую очередь, в записке шла речь о том, что город почти не получал электро-

энергию. Обеспеченность городских нужд в этой сфере хозяйства оценивалась как четверть от потребности. В документе прямо говорилось: «В силу этого население совершенно не получает электроэнергии». Особо отмечалась изношенность электросетевого хозяйства, вследствие чего потери энергии доходили до 30 % [1, с. 1012].

Понятно, что большая часть электроэнергии уходила на обеспечение работы промышленных предприятий союзного подчинения, работавших на нужды фронта. Но проблема с электроэнергетикой Тамбова была не только проблемой военного времени. По официальным данным, в 1939 г. электроэнергии в городе производилось почти в 4 раза больше, чем в 1913 г. Но власти сами признавали, что и в конце 1930-х гг. «наличие электроэнергии пока еще не удовлетворяет потребности населения». Городские электростанции к 1940 г. вырабатывали немногим более 1 тыс. кВт. Почти 16 тыс. кВт город получал от электростанций заводов [2; 3]. Понятно, что при такой «слабой» предвоенной ситуации в годы войны неоткуда было взяться энергетическим мощностям для обеспечения населения.

В докладной записке отмечалось, что в последние месяцы войны население города потребляло 30 л воды в сутки, что было в 2 с лишним раза ниже нормы. В качестве причин назывались недостаточность источников снабжения водой и малая пропускная способность водопроводной сети.

С канализацией проявились другие проблемы: слабая загруженность, к сети было подключено лишь 100 зданий. Вследствие этого, а также ограниченных транспортных возможностей городского хозяйства значительная часть нечистот оставалась не вывезенной и зарытой на территории города [1, с. 1012].

Докладная записка констатировала, что жилищный фонд города сильно изношен. Дело дошло до того, что ряд жилых домов «начал выходить из эксплуатации» [1, с. 1012].

В документе также отмечалось, что город внешне не благоустроен. Но об этом власти вели речь и в предвоенные годы. В годы войны и без того немногочисленные мощеные улицы и тротуары подверглись еще большему разрушению в связи с частым пе-

редвижением через город танковых частей [1; 2].

Ситуация с городским транспортом в докладной записке констатировалась достаточно ясно: «Внутригородского транспорта в городе нет, что при протяженности города в 10 км и расположения промышленных предприятий на окраинах города создает для населения ряд затруднений по связи с центром города и промышленными предприятиями. Значительная часть рабочих и служащих затрачивают на эту связь ежедневно от 2 до 4 часов» [1, с. 1012]. Но и эта проблема имела корни в предвоенном периоде, когда пассажирский транспорт в Тамбове только-только начинал появляться [6].

Наверное, не совсем удивительным, как может показаться на первый взгляд, является тот подход, который избрали тамбовские руководители в записке, направленной в ЦК ВКП(б) и СНК СССР. Характеризуя проблемы городского хозяйства Тамбова, они связывали их не только с трудностями военного времени, но и с недостаточной помощью молодому областному центру в предвоенные годы [1, с. 1012-1014].

Опять-таки кажущейся необычной для того времени выглядит и категоричность исполкома Тамбовского областного совета и обкома ВКП(б), которые в рассматриваемой докладной записке «настоятельно просят» высшие органы власти СССР об оказании помощи городскому хозяйству Тамбова [1, с. 1012-1014]. Вероятно, в вопросах коммунального хозяйства была тогда напористость региональных властей в отношениях с союзным центром.

Далее в документе предлагались конкретные меры. Для наращивания энергетических возможностей города намечалось строительство городской коммунальной электростанции мощностью 6 тыс. кВт (с последующим расширением до 12 тыс. кВт) на местном топливе - торфе [1, с. 1012-1014]. Эти планы были вполне умеренными на фоне грандиозных планов предвоенных лет, когда в Тамбове при вновь строящемся заводе СК-5 было предусмотрено строительство ТЭЦ мощностью в 50 тыс. кВт. Но еще до войны строительство электростанции было приостановлено [2, с. 184].

Из текста докладной записки января 1945 г. видно, что почти все работы по обес-

печению города электроэнергией были направлены на поддержку работы промышленных предприятий, что также было продолжением довоенной политики местных властей [1, С. 1013].

Для улучшения водоснабжения города в записке предлагались разнообразные работы по строительству насосной станции на действующей артезианской скважине, строительству новой скважины, по замене старых и прокладке новых водопроводных труб [1, с. 1013]. Понятно, что при таких планах речь не могла идти о каком-то существенном увеличении протяженности городского водопровода. Но все-таки насосная станция в 1945 г. была построена. Это позволило увеличить подачу воды в город [7].

Примерно также складывалась ситуация с канализацией. В этой отрасли коммунального хозяйства в начале 1945 г. предполагалось строить новые ветки. Но здесь намечалась сравнительно большая протяженность -свыше 4 км. Но и этот планируемый прирост, даже если поверить в его точную реализацию, не соответствовал цифрам, опубликованным тамбовскими статистиками 60 лет спустя. По их данным, к концу 1945 г. протяженность канализационных линий в Тамбове в сравнении с 1940 г. выросла на 15 с лишним км [8, с. 156]. Скорее всего, эта цифра является результатом каких-то других подсчетов и менее соответствует реалиям Тамбова конца войны, чем цифры того времени. Еще одной, скажем так, необычной строкой докладной записки января 1945 г. было предложение построить очистные сооружения тамбовской канализации [1, с. 1013]. В реальность претворения в жизнь такого решения поверить трудно, поскольку в действительности такие сооружения появились в Тамбове только в 1960-е гг. [1; 9].

В рассматриваемой записке намечалось строительство в 1945-1946 гг. трамвая в Тамбове [1, с. 1013]. Но опять-таки, как и 30 лет назад, эта идея не была реализована.

В целях благоустройства города задумывалось перемостить проезжие части улиц Тамбова общей площадью 10 тыс. кв. м [1, с. 1014]. Задача эта представляется слишком амбициозной для военного времени, поскольку такая площадь составила бы четверть того, чтобы было замощено за многие предвоенные десятилетия [3, с. 21].

Наконец, в докладной записке января 1945 г. тамбовское руководство просило центральные органы в целях обеспечения вывозки из города мусора и нечистот, а также подвозки в город топлива выделить 11 автомашин [1, с. 1014]. В реальность выполнения этой просьбы трудно поверить, учитывая очень малую обеспеченность Тамбова коммунальным транспортом в предвоенные годы, а также вставшую уже весной 1945 г. задачу возвращения автомобилей в сельское хозяйство аграрной Тамбовской области, что считалось важнее удовлетворения нужд областного города [10].

Особо подчеркнем, что рассмотренные документы партийных и советских органов Тамбова даже не допускали мысли о решении коммунальных вопросов хозрасчетными мерами с привлечением «частника». Главный упор делался на выпрашивание у союзного руководства бюджетных средств, патриотический настрой населения. Местные власти не считали зазорными и совершенно антигуманные методы привлечения к «грязным» работам сумасшедших людей.

В итоге можно сказать, что проблемы, возникавшие в городском хозяйстве Тамбова в годы Великой Отечественной войны, были порождены не только чрезвычайными обстоятельствами, но и состоянием этой отрасли городской жизни в предвоенные годы. Конечно, Тамбов только в 1937 г. стал областным центром и, соответственно, только начал получать более-менее крупные средства на ведение городского хозяйства. Но до этого, в 1920-1930-е гг., городское хозяйство Тамбова, так сказать, утратило некоторые позиции, достигнутые до революции 1917 г.

Другими словами, военное время не породило, а лишь усилило деурбанизационные процессы в городском хозяйстве, проявившиеся еще в революционный период и последующие два десятилетия. Командно-административные методы управления городским хозяйством при полном отрицании частной инициативы в очередной раз показали свою хозяйственную неэффективность.

1. Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: сборник документов. Тамбов, 2008. Т. 2.

2. Муравьева И.И. Город Тамбов в 1930-е гг. (по материалам Государственного архива соци-

ально-политической истории Тамбовской области) // Город Тамбов в прошлом, настоящем и будущем. Тамбов, 2011.

3. Города и районы Тамбовской области (Экономико-статистический справочник). Тамбов, 1940.

4. ГАТО (Государственный архив Тамбовской области). Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 121. Л. 101-102

5. ГАТО. Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 1277. Л. 1; Д. 1354. Л. 3.

6. Ильин А.Ю. Коммунальное хозяйство Тамбова в 1930-е гг.// Социально-политические явления и процессы. 2013. № 6. С. 28-35.

7. ГАТО. Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 1354. Л. 3, 19.

8. Тамбову - 370: юбилейный историко-ста-тистический сборник. Тамбов, 2006.

9. Ильин А.Ю. Городское хозяйство Тамбова в 70-80 гг. ХХ в.: рассказывают руководители. Тамбов, 2013.

10. Аврех А.Л., Канищев В.В. «Зеленая революция» или напасть?» Очерки по истории Сталинского плана преобразования природы в Тамбовской области. Тамбов, 2011.

Поступила в редакцию 1.10.2013 г.

UDC 947.085

TAMBOV CITY ECONOMY DURING GREAT PATRIOTIC WAR

Aleksey Yuryevich ILYIN, Russian Academy of National Economy and Public Administration under President of Russian Federation, Tambov Branch, Tambov, Russian Federation, Candidate of History, Professor, Director, e-mail: auilyin@yandex.ru

The problems of organizing of Tambov urban management in extreme life conditions of the rear city during the Great Patriotic War are considered. The priorities of public utilities' operation and the ways of their solutions within the existing management system are characterized in details.

The documents of local wartime, as well as statistical materials of prewar and postwar years served as the sources for the preparation for this article.

The resolution of the urban management problems was difficult even for experienced managers. Admitting the general state of the regional center as unsatisfactory one, they are not only noted the plight in all areas of municipal services before the end of the war, but also suggested a number of concrete measures to resolve the crisis.

The papers of Soviet party and Soviet government of Tambov didn't even consider the decision of communal problems with self-supporting measures involving "private traders". The main emphasis was on the request for assistance to the country's leadership and patriotic mood of the population.

Wartime didn't produce, but only strengthened de-urbanization processes in the urban economy, manifested even in the revolutionary period and the subsequent two decades. The command-administrative methods of urban management in complete denial of private initiative showed its economic inefficiency.

Key words: urban economy; extreme conditions; war period; municipal sphere; state of crisis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.