Научная статья на тему 'Городские соседские сообщества в процессе трансформации'

Городские соседские сообщества в процессе трансформации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1202
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСЕДСКИЕ СООБЩЕСТВА / МИКРОГРУППЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / СОБАКОВОДОВ И АВТОМОБИЛИСТОВ / АНОМИЯ / НИЗОВАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / NEIGHBOUR COMMUNITIES / CHILDREN / TEENAGERS / DOG OWNERS / MOTORISTS / ANOMY / LOCAL SELF-MANAGEMENT / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ивлева Ирина Владимировна

Данная статья представляет собой первый набросок, посвященный изучению городских соседских сообществ. Осознавая рост интереса общественности к реформам в сфере ЖКХ, авторы обращают внимание на потребность в более широкой постановке проблемы соседских сообществ и необходимость изучения дворовых микрогрупп (например, собаководов и автомобилистов) в контексте соседских связей. Однако главная цель данной статьи состоит в том, чтобы определить теоретические рамки исследования, обсудить основные понятия и тенденции развития соседских сообществ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urban neighbour communities in transition

This paper presents the first draft devoted to the study of neighbor communities. Because of an increasing interest of the public to the reforms in the area of housing and communal services, the author tried to define urban local communities more widely and to study ordinary neighbor micro-groups (for example, dog breeders and motorists). This paper aims to describe the conceptual framework for the study of contemporary neighbor communities. Key words: neighbor communities, dog breeders and motorists, anomy, local self-organization, civil society.

Текст научной работы на тему «Городские соседские сообщества в процессе трансформации»

И. В. Ивлева

ГОРОДСКИЕ СОСЕДСКИЕ СООБЩЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ*

В последние годы реформы в сфере ЖКХ все больше волнуют жителей российских городов, то и дело способствуя возникновению общественной дискуссии. Обсуждения внутри семьи, круга друзей и знакомых переходят на уровень масс-медиа, а также научного осмысления отдельных проблем жилищной сферы1. В то же время эта тематика, несмотря на ее растущую актуальность, проработана в недостаточной мере. Существует потребность в понимании более общих изменений, произошедших в соседских сообществах в контексте перехода нашей страны к рыночной экономике. В данной статье мы попытаемся обрисовать контуры теоретической дискуссии, чтобы определить рамки исследования и прояснить некоторые центральные понятия, а затем перейти к обсуждению гипотез и основных тенденций развития соседских сообществ.

Определение понятий

Со времен Ф. Тённиса в социологии утвердилось противопоставление общности и общества. При этом под обществом подразумевалось сосуществование независимых друг от друга лиц, возникающее с расцветом городской культуры, в то время как общность ассоциировалась с доверительностью и сокровенностью сельской жизни [32, с. 10-12]. Вероятно, для многих эта дихотомия еще не утратила своей силы. Но в современных условиях все же возникают вопросы о ее применимости [40, S. 18]. В отличие от социологии, в области антропологии противопоставление Gemeinschaft—Gesellschaft не играет слишком существенной роли. Понятия «общности», «общины» и «общества» подчас оказываются взаимозаменяемыми, что, видимо, следует объяснять небольшой численностью первобытных народов. Более того, на определенном этапе произошел переход к использованию аналитических категорий и методов антропологии в современных городских исследованиях, проводимых социологами. Наиболее известные работы в городском контексте делались с применением метода участвующего наблюдения [35; 38; 39; 41; 45]. Возникло особое направление — community studies2. В качестве объекта изучения при этом, как правило, выбирались малые города. Но не только они. Исследованию подвергались сельские и городские сообщества. В работах представителей Чикагской школы акцент был сделан на иммигрантских и этнорасовых сообществах, соседствах, подростковых компаниях [25; 26; 45]. Крупный город фактически рассматривался как совокупность локальных сообществ и институтов. Действительно, не вызывает сомнения, что и в городах возникают образования, для которых характерны тесные взаимоотношения. Именно это обстоятельство дало возможность говорить о су-

* Данная статья подготовлена по проекту НИР «Трансформация локальных сообществ в условиях глобализации» (научно-исследовательская тема 10.0.128.2009), осуществляемому на факультете социологии СПбГУ под руководством д-ра социол. наук, проф. А.И.Куропятника.

1 См., например, статью, посвященную изменениям в системе теплоснабжения и отношению к ним жителей [30].

2См. об этом статью обобщающего характера [5].

© И. В. Ивлева, 2010

ществовании в одном из кварталов Бостона так называемых «городских деревенских жителей» [39] или назвать вслед за информантами одну из жилых зон в индустриальном пригороде Уинстон Парва «деревней» [38]. Важный вопрос теоретического и практического характера состоит, таким образом, в том, как следует определять соседское сообщество и правомерно ли ассоциировать его исключительно с сельской жизнью. М. Вебер отмечал, что соседское сообщество чисто внешне может выглядеть самым разным образом [44, S.215]. В этом смысле возможно говорить об отдельных дворах, деревне, городских улицах или густонаселенном доме. Соседское сообщество основано на близости фактического места проживания, зависимости индивидов друг от друга в случае беды, на аморфном периодическом взаимодействии [44, S. 216-217]. Иными словами, его можно рассматривать как структуру связей, формирующихся между людьми в рамках отдельного дома, двора, квартала в связи с необходимостью разрешения хозяйственных проблем. Но в таком случае возникает проблема с тем, что весьма трудно установить пространственные границы соседских сообществ. Хотя Ф. Тённис и М. Вебер пытались превратить понятие «сообщества» в инструмент анализа конкретной действительности, как отмечает Гётце [40, S. 13-14], оно все же остается абстрактным конструктом.

Для практических целей нашего исследования соседское сообщество определяется как конфигурация дворовых микрогрупп, по отношению к которым их члены обладают устойчивой самоидентификацией. Эти группы разделяются по гендерному и возрастному признаку, а также по интересам. Среди них, как правило, выделяются женщины с грудными и малолетними детьми, группы детей, подростков и молодежи, собаководов и автомобилистов, мужские компании. Именно через членство в таких группах соседское сообщество приобретает свою реальность для многих индивидов, в то время как связи с ближайшими соседями, которые, несомненно, существуют, могут носить неоднозначный характер — от дружеского и почти семейного общения до серьезных конфликтов. Основной проблемой в случае с дворовыми группами является то, что они нередко рассматриваются лишь отрывочно, независимо от соседского окружения. Практически по каждой из этих групп имеется специальная социологическая и социально-антропологическая литература. Наибольший интерес привлекают дворовые группы детей, подростков и молодежи. Признание получила работа М. В. Осориной об освоении детьми окружающего дворового пространства и детской субкультуре Санкт-Петербурга и Ленинградской области [24]. Можно упомянуть статьи о компаниях дворовых пацанов и территориальных молодежных группировках в Москве [31], Санкт-Петербурге [4] и провинциальных городах [12]. Менее исследованными являются группы женщин, ежедневно гуляющие во дворе со своими малолетними детьми. Вместе с тем в одной из статей на тему материнства обращается внимание на существование дворового сообщества матерей [36]. К менее изученным соседским образованиям, видимо, следует относить группы автомобилистов и собаководов, которые, однако, в последнее время становятся все более заметными. Каждую из указанных дворовых групп не всегда, но при определенных условиях можно рассматривать как отдельное микросообщество, в рамках которого индивиды приобретают устойчивый круг общения и идентичность. В то же время следует исходить из того, что границы соседского сообщества являются довольно условными и во многом зависят от того, как их определяют сами жители.

Большая часть эмпирических исследований о соседях, как отмечает А.-М.Сальми, выполнена в США [42, р. 149]. В нашей стране соседские сообщества как целостные конфигурации изучаются не так уж часто. Между тем некоторые шаги в этом направ-

лении предпринимались. В частности, заслуживает внимания работа А. М.Пиир [28], посвященная изучению дворового быта, групп детей и взрослых и их взаимодействия в советский период (1920-1950). Также стоит особо отметить исследование мужских соседских сообществ Е. Ю. Захаровой [8]. Автор детально рассматривает квартальные собрания подростков и молодых мужчин в Тбилиси. Достоинством этого исследования является то, что они рассматриваются в общем контексте соседских связей как особая «школа жизни», через которую обязан пройти каждый мужчина. Кроме того, стоит отметить книгу И. Е. Кокарева под названием «Соседские сообщества», в которой предлагается заимствовать опыт западных стран для усиления самоорганизации населения по месту жительства в сегодняшней России [11]. Проблемой самоуправления комьюнити в западных странах также занимается в своей статье Р. Патнэм [27]. В указанных работах устанавливается связь между развитием структур гражданского общества и низовой самоорганизацией на уровне соседских сообществ.

Данные и методы

В рамках нашего исследования были собраны материалы городской прессы за 20082009 гг. В центре внимания находились газеты, которые регулярно читают или хотя бы просматривают жители Санкт-Петербурга. Среди них можно выделить такие, как «Мой район», «Metro Санкт-Петербург», «Петровский курьер», «Санкт-Петербургский курьер» и некоторые другие. В их числе также была одна газета общероссийского значения. В случае с газетой «Мой район» речь идет о выпусках, сделанных по разным районам города. Газеты просматривались в печатной и электронной версиях. Преимущество использования Интернет-версий состоит в том, что читатели нередко добавляют к статьям свои комментарии. По острым темам, связанным, к примеру, с нападением собак на ребенка в Курортном районе Санкт-Петербурга в 2009 г., дискуссия на форуме газеты «Мой район» была довольно бурной. Количество комментариев доходило до отметки 109 и 363. Как правило, на форуме складывается группа активных участников, используются псевдонимы. В обсуждении указанного выше случая с нападением собак на ребенка в дискуссии участвовали люди под следующими красноречивыми псевдонимами, отражающими их позицию, — «Аноним», «Житель СПб», «Горожанец», «Бурбуль», «Greenpeace», «Отец» и др.3

Использование газет при изучении процессов самоорганизации соседских сообществ объясняется той ролью, которую играет локальная пресса в повседневной городской жизни. Например, в работе Роберта и Хелен Линд «Мидлтаун» периодически упоминается имя локального авторитета и активистки Дороти Дикс, колонка которой в местной газете пользовалась популярностью у женской половины населения [41]. Многие женщины в Мидлтаун при знакомстве с новым номером газеты регулярно или даже в первую очередь читали ее советы, а другие, кроме них, не читали ничего больше. Затем высказывания Дороти Дикс цитировали на воскресной проповеди и обсуждали в женских клубах [41, p. 116]. Значимость газет для формирования воображаемых сообществ подчеркивает в своей работе Б. Андерсон [1, с. 58]. Во всяком случае, локальная пресса способна служить эффективным средством обратной связи между властью и населением. Кроме того, в газетах содержится информация о локальных городских практиках и повседневной жизни соседских сообществ.

Наряду с газетными данными были проанализированы эссе студентов на тему «Мой двор», «Социальная жизнь моего двора», «Соседские отношения», сделанные в 2008 г.

3См. комментарии к Интернет-версиям статей [21; 22].

и 2009 г. в рамках курсов «Социология» и «Антропология города». Основное внимание было направлено на соседские группы, вопросы хозяйствования и безопасности. Среди студентов были социологи и антропологи, а также несколько групп студентов, обучающихся на факультете филологии и искусств и факультете политологии. Дополнительно к этому автор, будучи включенным с 1994 по 2004 г. в сообщество собаководов, попытался эксплицировать и собственное знание по данной проблеме. Однако в рамках данной статьи мы лишь попытаемся обрисовать наиболее общие тенденции развития соседских сообществ.

Изменения социально-экономического контекста

На основании собранных данных можно утверждать, что, несмотря на высокий уровень анонимности, соседские сообщества в Санкт-Петербурге существуют. В то же время соседские связи между жителями российских городов в 1990-е годы существенно ослабли, взаимодействия с соседями стали менее интенсивными и тесными. В постсоветский период наиболее острой стала проблема безопасности. Она была обусловлена общим социально-экономическим кризисом, но также явлением, обозначаемым в социологии как аномия, или состояние дезорганизации [6, с. 238]. Проявления аномии на практике выявляют в зависимости от численности самоубийств и других деструктивных практик. Продолжая изучение аномии, Р. Мертон убедительно доказал применимость этой категории при анализе преступности [18]. При этом он несколько изменил саму трактовку этого понятия и стал определять аномию как состояние общества, возникающее вследствие несогласованности целей и социально дозволенных средств их достижения.

Применительно к России понятие аномии стали широко использовать в начале рыночных реформ. Принято считать, что в первой половине 1990-х годов существенно повысился ее уровень. В. В. Волков [3] указывает на аномию как одну из возможностей объяснения силового предпринимательства. В нашей стране это время сейчас нередко обозначают как «лихие 90-е» и, возможно, еще долго будут вспоминать подобно тому, как в США говорят о временах Великой депрессии. Сходное положение дел наблюдалось и в бывших советских республиках и социалистических странах. Известный польский социолог П. Штомпка [43] диагностировал так называемый «синдром недоверия» в бывших странах реального социализма. В частности, он обратил внимание на все большее распространение прочных дверей, сигнализаций в квартирах и машинах, моду на газовые пистолеты и воспитание собак охранных пород в посткоммунистиче-ских странах начала 1990-х годов [43, S.265]. Действительно, в этот период в России тоже стали пользоваться успехом курсы дрессировки собак на злобу, в многоквартирных домах Санкт-Петербурга почти повсюду появились двойные двери, а на входных дверях подъездов — кодовые замки. И эта тенденция до сих пор не утратила свою силу. Очередным веянием времени стало установление домофонов в конце 1990-х — начале 2000-х годов. В настоящее время, как и в начале переходного периода, по-прежнему можно услышать предостережения различных специалистов, советующих не открывать двери незнакомцам и быть более осмотрительными. Советы и предостережения на этот счет содержатся в различных статьях [20; 23; 29]. Очевидно, эта реакция вызвана утратой чувства безопасности и ростом преступности. Но при этом также существенно возрос уровень информированности населения на тему криминала, что можно объяснять растущей в современных условиях потребностью в саморефлексии [37, S. 5]. Определенное влияние здесь оказывают пресса и телевидение. Возможно, что в Со-

ветском союзе уверенность в завтрашнем дне во многом была иллюзорной. Разумеется, тогда в распоряжении горожан не было такого количества газет и телеканалов, освещающих проблему насилия. Хотя грабежи и изнасилования случались и в советское время, их все же было меньше4. В постсоветский период отмечается общий рост преступности [17].

В позднесоветские и постсоветские годы появились новые виды преступлений, о которых в прежние десятилетия фактически ничего не знали. Это, например, похищение детей с целью выкупа — так называемый киднэпинг, шантаж и рэкет по отношению к обеспеченным людям, успешным предпринимателям. Широко распространенным явлением стала наркомания. Во дворах уже вполне привычно воспринимаются разбитые бутылки и шприцы, выброшенные наркоманами. К следствиям этого положения дел можно отнести и то, что пространство дома в восприятии людей стало резко сжиматься и ассоциироваться во многих случаях только с собственной квартирой. В благоприятной ситуации, как мы предполагаем, понятие дома может существенно расширяться и охватывать весь дом, в котором живет человек, независимо от того, идет ли речь о частных владениях или многоэтажном здании, заселенном большим количеством людей. Метафора дома в таком случае подразумевает также пространство двора, улицы или района, которое можно определять как домашнюю территорию. В самом широком значении дом — это родина, место, где родился и вырос человек. Не случайно И. Е.Кокарев [11, с. 31, 83] повторяет мысль о том, что соседское сообщество является символом малой родины. Однако в постсоветский период этот тезис определенно утратил свою силу. Сужение пространства дома в восприятии населения привело к тому, что территория, выходящая за пределы собственной квартиры, в 1990-е годы стала рассматриваться как чужая, никому не нужная. Она перестала быть объектом постоянной заботы. Именно на этой территории становились ярко выраженными симптомы аномии. В рамках дворового пространства стало происходить больше правонарушений, практически повсюду появились компании алкоголиков, кое-где — бездомные. В целом повысился уровень загрязненности дворовых территорий.

Между тем нельзя сказать, что за годы, истекшие с начала рыночных реформ, ситуация никак не менялась. Несмотря на негативные тенденции, А.-М. Сальми [42, р. 147], исследовавшая отношения с соседями в 1990-х и начале 2000-х годов, отмечает парадоксальность ситуации. С одной стороны, специалисты сетуют, что соседские институты в России отмирают, хотя, с другой стороны, взаимопомощь и обмен с соседями остаются значимыми [42, р. 148-149]. Мы в свою очередь предполагаем, что в 2000-е годы вновь усилилось взаимодействие людей по месту жительства. Это связано с тем, что в этот период на первый план стали выходить вопросы повышения стоимости жилья и коммунальных услуг, совместного хозяйствования и отстаивания прав на свою территорию. Появляется необходимость решать совместными усилиями различные проблемы, связанные с отказом государства от патернализма, что можно рассматривать как одно из наиболее существенных изменений по сравнению с советским периодом, когда квартирная плата и коммунальные услуги носили символический характер. В последнее время, к примеру, стала открыто обсуждаться проблема задолженностей некоторых жильцов по квартплате. В 2005 г. принят новый жилищный кодекс, согласно которому возможно выселение тех, кто систематически не оплачивает жилищно-коммунальные услуги или совершает хулиганские действия в отношении соседей [10]. При советской системе обсуждение этой темы было бы совершенно невозможным. Ныне же все чаще заходит

4 В то же время тема насилия над женщинами в советском обществе становилась своего рода табу. См. об этом [7].

речь о развитии добровольных некоммерческих объединений. Например, в одной из газетных статей говорится о проекте «Добрые соседи», реализуемом некоммерческим объединением людей разных профессий [2]. В рамках проекта была предпринята попытка путем организации дворовых конкурсов и чаепития укрепить связи соседей друг с другом. Хотя такая инициатива на первый взгляд может показаться несколько искусственной, реакция людей была положительной. При этом попытки самоорганизации, проявления гражданской инициативы можно встретить не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах страны. Возможно, в Москве этот процесс идет даже более активно, чем где-либо. Нередко случаи самоорганизации связаны с проявлениями протеста. Например, о сносе домов в Бутово и сопротивлении местных жителей стало известно на всю страну. Неоднократно обсуждались случаи протеста обманутых дольщиков, некоторые из которых остались без жилья. Но также существуют и менее конфликтные поводы для самоорганизации. С некоторых пор в Москве создано объединение городских экспертов «Соседи», информация о деятельности которого представлена на сайте www.my-sosedi.ru. Его целью является предоставление возможностей консультирования соседей и решения тех или иных проблем.

Скорее всего, реформы, продолжающиеся в сфере ЖКХ, приведут к очередным трансформациям на уровне соседских сообществ и будут способствовать усилению инициативы городских жителей, тем более что различных ее проявлений в последние годы становится больше. При этом возможны усиление и рост протестных настроений. Во избежание крайностей властям придется прислушиваться к чаяниям населения и согласовывать с ним свои действия, но и от самих горожан потребуется больше инициативы. Несмотря на то, что активисты являются важным ресурсом соседских сообществ, их деятельность пока что воспринимается противоречиво. В то же время уже сейчас видны положительные результаты деятельности товариществ собственников жилья, занимающихся обустройством дворовых территорий.

Что касается взаимодействия различных соседских групп, то между ними нередко возникает напряжение из-за необходимости делить друг с другом общую территорию. Зачастую выдвигаются претензии в адрес автомобилистов и собаководов, которых обвиняют в загрязнении газонов. На этот счет регулярно возникает обсуждение в газетах [14; 19; 33; 34]. Становится понятно, что эта тема волнует жителей города. Это подтверждают и материалы студенческих эссе. Однако проблема поддержания домов и прилегающих к ним территорий в порядке затрагивает всех жителей, потому что на бытовом уровне имеются и другие нецивилизованные практики пользования мусоропроводом и контейнерами для отходов, расположенными на улицах. Таким образом, довольно существенной является проблема утилизации мусора и поддержания порядка в целом. Для ее разрешения в некоторых многоквартирных домах с советских времен практикуется организация субботников. Локальные газеты тоже призывают граждан проводить субботники [13; 15; 16]. Однако мнения горожан на этот счет разнятся. Противоположная точка зрения состоит в том, что заниматься уборкой должны коммунальные службы, потому что жильцы и без того оплачивают квартплату. Это мнение представлено в обсуждении на форуме газеты «Мой район»5.

В контексте имеющихся проблем соседское сообщество предстает как довольно сложное единство, не лишенное противоречий. Для его устойчивого развития требуется достижение консенсуса на основе согласования периодически возникающих конфликтных ситуаций.

5См. комментарии к статье [9].

1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001.

2. Бирилов Ю. В Шушарах прошло дворовое чаепитие // Metro Санкт-Петербург. № 135.

24.07.09.

3. Волков В. В. Силовое предпринимательство. СПб.; М., 2002.

4. Головин В. В., Лурье М. Л. Идеологические и территориальные сообщества молодежи // Этнографическое обозрение. 2008. №1. С. 56-69.

5. Добрякова М. С. Исследования локальных сообществ в социологической традиции // Социологические исследования. 1999. №7. С. 125-133.

6. Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1994.

7. Забелина Т.Ю. Российские будни // Как создать кризисный центр для женщин. М., 1995. С. 19-28.

8. Захарова Е. Ю. Квартал и мужские соседские сообщества в Тбилиси (вторая половина 70-х — конец 90-х годов XX в.) // Радловский сборник. СПб., 2009. С. 166-173.

9. Клименко Е. А Вы пойдете на субботник? // Мой район. 13.10.09. URL: www.mr7.ru/opinions/blognot/story_18990.html.

10. Козлова Н. Квадратный метр раздора // Российская газета. 16.07.09.

11. Кокарев И. Е. Соседские сообщества. М., 2001.

12. Костерина И. В. Конструкты и практики маскулинности в провинциальном городе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. XI, №4. С. 122-140.

13. Краева Е. Приводят в чувство после зимы // Мой район. Красногвардейский. №13.

10.04.09.

14. Крылова А. Как бороться с незаконными парковками? // Мой район. Пушкинский. 16.12.08.

15. Кузнецов М. Завтра — День благоустройства в Адмиралтейском районе // Мой район. Адмиралтейский. 16.04.09. URL: www.mr7.ru/news/society/story_11654.html.

16. Куликова Н. Василеостровцев зовут на субботник // Мой район. Василеостровский.

13.10.09.

17. Лунеев В. Постсоветский кризис преступности // Демоскоп Weekly. №239-240. 20.032.04.06. URL: http://demoscope.ru/weekly/2006/0239/tema08.php.

18. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности. М., 1966. С. 299-313.

19. Морозова Т. Каждому собаководу по «тюльпану» // Мой район. Приморский. 22.04.09.

20. Невинная И. Рога и копыта. Во время кризиса прибавилось мошенников, зарабатывающих на чужой доверчивости, беспечности, любопытстве // Российская газета. 16.07.09.

21. Немов А. В Курортном районе собаки разорвали ребенка // Мой район. Курортный.

30.06.09. URL: www.mr7.ru/news/incident/story_14807.html?curPos=100.

22. Немов А. В Петербурге хотят защитить людей от собак // Мой район. Курортный.

9.07.09. URL: www.mr7.ru/news/society/story_15204.html#Comments.

23. Никольская Е. Азбука комфорта. Включите сигнализацию! // Петровский курьер.

11.06.09.

24. Осорина М. В. Секретный мир детей. СПб., 2008.

25. Парк Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2, №3. С. 1-10.

26. Парк Р. Организация сообщества и романтический характер // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2, №3. С. 13-18.

27. Патнэм Р. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь // Мировая экономика и международные отношения. 1995. №4. С. 77-86.

28. Пиир А. М. Для чего нужен двор? // Антропологический форум. 2006. №5. С. 345-378.

29. Полянский Д. Работа на вынос // Санкт-Петербургский курьер. № 25. 25.06.-1.07.09.

30. Рогозин Д. Некоммуникативные порядки в разговорах о теплоснабжении // Телескоп. 2009. №3. С. 40-47.

31. Стивенсон С. А. «Обычные пацаны»: уличные подростково-молодежные компании Москвы // Этнографическое обозрение. 2008. №1. С. 30-41.

32. Тённис Ф. Общность и общество. СПб., 2002.

33. Тихонова Н. На Петроградке выставили позорный столб // Мой район. Петроградский.

15.01.09.

34. «Убитые» городские газоны отдадут под парковки // Metro Санкт-Петербург. № 53.

27.03.09.

35. Уорнер Л. Социальный класс и социальная структура // Рубеж. 1999. Т. 10-11. С. 42-57.

36. Щепанская Т. Б. Сокровенное материнство // Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996. С. 395-443.

37. Beck U. Der clevere Bürger Bemerkungen zu Anthony Giddens’ Konzeption «reflexiver Modernisierung» // Soziologische Revue. 1996. Jg. 19.

38. Elias N., Scotson J. Etablierte und Außenseiter. Baden-Baden, 1993.

39. Gans H. J. The Urban Villagers. New York, 1962.

40. Goetze D. Gemeinschaftsbegriffe in der Soziologie und Sozialanthropologie // Gemeinschaften in einer entgrenzten Welt. Berlin, 1999.

41. Lynd R. S., Lynd H. M. Middletown. London, 1929.

42. Salmi A.-M. Neighbours and the Everyday Economy // Everyday Economy in Russia, Poland and Latvia. Südertorn Academic Studies 16. Stockholm, 2003. P. 147-170.

43. Sztompka P. Vertrauen: Die fehlende Ressource in der postkommunistischen Gesellschaft // Kölner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1995. Sonderheft 35. S. 254-276.

44. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Tubingen, 1980.

45. White W. F. Street Corner Society. Chicago, 1993.

Статья поступила в редакцию 26 июля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.