Научная статья на тему 'Городские попечительства о бедных в Северо-Западном крае'

Городские попечительства о бедных в Северо-Западном крае Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
346
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА О БЕДНЫХ / СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ КРАЙ / ОРГАНЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / URBAN TRUSTEESHIP FOR THE POOR / THE NORTH-WEST REGION MUNICIPAL GOVERNMENT'S INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Моторова Надежда Сергеевна

В статье освещается процесс создания городских попечительств о бедных на территории Северо-Западного края. Основное внимание уделено характеристике полномочий и структуры наиболее значительного и успешно работавшего Вилен-ского попечительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

URBAN TRUSTEESHIP FOR THE POOR IN THE NORTH-WEST REGION

The article highlights the creational process of the urban trusteeship for the poor in the North-Western Region of Russia. The article focusses on the characteristics and structure of the most signifcant authorities involved and on the successful guardianship of Vilna.

Текст научной работы на тему «Городские попечительства о бедных в Северо-Западном крае»

УДК 94(470):352.071(1-21):364.662

Н. С. Мотороеа

ГОРОДСКИЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА О БЕДНЫХ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ КРАЕ

В статье освещается процесс создания городских попечителъсте о бедных на территории Северо-Западного края. Основное внимание уделено характеристике полномочий и структуры наиболее значительного и успешно работавшего Вилен-ского попечительства.

Ключевые слова: городские попечительства о бедных, Северо-Западный край, органы городского самоуправления.

В конце XIX в. на фоне активизации урбанизационных процессов в Российской империи оформилась потребность более активно привлекать органы городского самоуправления к организации помощи малообеспеченным горожанам. В Городовом положении 1892 г. указывалось, что в ведении городских властей находилось попечение о призрении бедных и о прекращении нищенства, устройство благотворительных учреждений [1, с. 433]. Деятельность органов городского самоуправления по оказанию помощи малообеспеченных горожанам осуществлялась в трех основных формах: содержание благотворительных учреждений, или закрытая форма помощи; помощь вне заведений, или открытая форма; выплата пособий и субсидий благотворительным обществам и учреждениям, не состоявшим в ведении городов [2, Деятельность Городских управлений по общественному призрению, с. 139-140]. На рубеже Х1Х-ХХ вв. начала оформляться четвертая форма помощи, которая представляла собой систему профилактических мероприятий, направленных на ликвидацию причин, порождавшихся нищету.

В советский период изучение этих вопросов осталось без внимания исследователей в связи с негативной оценкой деятельности городского самоуправления в целом. В настоящее время данный комплекс проблем частичного рассматривается в работах как российских исследователей (например, М. В. Фирсо-ва [3], Е. Д. Холостовой [4]), так и белорусских (А. Д. Григорьева [5], С. Ф. Шиму-ковича [6]). В их монографических исследования и учебных пособиях указывалось на роль органов городского самоуправления в борьбе с профессиональным нищенством и детской безнадзорностью. Но в работах вышеперечисленных авторов не освещается вопрос создания городских попечительств о призрении бедных.

Открытие попечительств о бедных было связано с циркулярным предложением министра внутренних дел И. Л. Горемыкина от 3 марта 1899 г. В нем отмечалось, что «одним из важнейших условий развития дела призрения и правильной его постановки справедливо признается участие в нем возможно большего числа местных деятелей, непосредственно входящих в исследование нужд каждого лица требующего общественного о себе попечения, и прилагающих старания к изысканию и увеличению необходимых для сего средств. Лучшим способом для привлечения таких деятелей к участию в призрении бедных оказывается организация местных, небольших по размерам, попечительств о бедных» [7, л. 13]. Первые попечительства были учреждены в Москве по ходатайству местной Городской думы в конце 1894 г. Таких

Серия «Социально-гуманитарные науки». 2/2015

попечительств изначально насчитывалось 40, каждое из них состояло из попечителя, его товарища, 4-10 членов. Все попечители под председательством городского головы входили в состав общего городского попечительства. По мнению Министерства внутренних дел, такие попечительства располагали огромным внутренним потенциалом для организации помощи малоимущим жителям, а при определенном руководстве со стороны городских властей могли оказать существенную помощь горожанам. Потому на основании статьи 103 Городового положения 1892 г. открытие таких попечительств было признано крайне желательным и полезным. Для их учреждения были разработаны «Примерные правила» в двух редакциях — для крупных городов и для небольших уездных центров [7, л. 13-13 об.].

Согласно этим «Правилам» при городских управах могли учреждаться городские попечительства о бедных или городские комиссии по призрению. Обязанности городских попечительств были обширными и включали наблюдение за состоянием общественного призрения, изыскание средств для его потребностей, заведование всеми городскими благотворительными заведениями, предоставление пособий, рассмотрение и утверждение смет, отчетов и докладов участковых попечительств и т. п. Для сбора средств для бедных горожан и постоянного наблюдения за ними город разделялся на участки, в каждый из которых приглашался участковый попечитель. Обязанности участковых попечительств заключались в сборе взносов и пожертвований на дело призрения бедных и нищих, в привлечении новых сотрудников, в наведении справок о неимущих, в наблюдении и оказании помощи всем нуждающимся лицам, в учреждении и содержании благотворительных учреждений по установленным правилам. Участковые попечительства могли оказывать временную помощь и постоянную. Временная помощь выражалась в размещении нуждавшихся в больницах, в обеспечении квартирой, топливом, одеждой, едой или средствами на питание, в предоставлении краткосрочных беспроцентных ссуд, в предоставлении рабочих мест. Постоянная помощь предполагала размещение малолетних детей, стариков и лиц, неспособных к физическому труду, в соответствующих благотворительных учреждениях, назначение им пособий и «вообще в прочном обеспечении их судьбы» [7, л. 14-16].

В 1899 г. это распоряжение Министерства внутренних дел поступило губернаторам Северо-Западного края (в его состав входило шесть губерний: Виленскую, Витебскую, Гродненскую, Ковенекую, Минскую и Могилевскую). На этом основании были подготовлены и разосланы циркуляры городским головам и городским старостам с предложением учредить городские попечительства о бедных. Эта инициатива вызвала неоднозначную реакцию органов местного самоуправления. Например, обсудив этот вопрос на одном из заседаний в 1899 г., Минская городская дума, возглавляемая К. Э. Чапским, пришла к следующему заключению: «...Ввиду особенностей Северо-Западного края, составляющего центр еврейской оседлости, обособленного к тому же специальными средствами для производства пособий бедным иудейского вероисповедания (коробочный сбор), и невозможности поэтому привлечения всех евреев к участию в материальных средствах участковых попечительств, Дума находит желательным для большей обеспеченности призрения бедных установить ... особый сбор в размере 10 коп. с каждого жителя города без различия звания и вероисповедания». Соответствующее ходатайство было направлено минскому губернатору Н. Н. Трубецкому для последующего представления в Министерство внутренних

дел [8, л. 3-3 об.]. Но Министерство не посчитало возможным разрешить введение дополнительного денежного сбора [9, л. 24], в связи с чем попечительство не было открыто. На заседании 26 марта 1901 г. Минская городская дума повторно рассмотрела предложение о его учреждении, создала комиссию под председательством В. К. Яновского для детальной разработки этого вопроса [ 10, л. 69]. Однако попечительство так и не было создано.

В некоторых случаях городские думы и собрания уполномоченных сразу отказывались открывать попечительства. Например, в Гомеле, Пружанах и Слониме такой отказ мотивировали тем, что в городах существовали благотворительные общества, оказывавшие помощь малообеспеченным горожанам [11, л. 11, 77 об.; 7, л. 28, 29 об.; 12, л. 40-40 об.]. В Мозыре при рассмотрении этого вопроса Дума постановила принять к сведению циркуляр Министерства внутренних дел и сообщить, что в городе существовали две богадельни (христианская и еврейская), а потому не было потребности в открытии попечительства [13, л. 63-63 об.]. Полоцкая городская дума дважды рассматривала этот вопрос — на заседаниях 20 апреля 1900 г. и 15 января 1902 г. — ив итоге отказалась от учреждения городского попечительства. Взамен было решено выплачивать местным городским обществам ежегодную денежную субсидию [14, л. 7-8].

В то же время нужно отметить случаи, когда местные органы самоуправления практически сразу же приступали к созданию городских попечительств. Например, соответствующие решения были приняты в Игумене и Слуцке. Однако городские власти предварительно возбудили ходатайства о разрешении вводить в их состав представителей всех вероисповеданий (не придерживаясь статьи 116 Городового положения 1892 г.), на что были получены соответствующие разрешения. В результате городское попечительство в Слуцке начало функционировать в 1901 г., а в Игумене — в 1902 г. [15, л. 391-392 об.; 16, л. 8-8 об., 25; 17, Минская губерния, с. 10, 16]. Попечительство было учреждено и в Борисове [17, Минская губерния, с. 9]. В Пинске функционировала Городская комиссия по призрению бедных [18, л. 12, 16]. Невельская городская дума на заседании 31 мая 1899 г. приняла решение об учреждении попечительства, а его председателем избрала настоятеля местного Успенского собора отца Дмитрия Гнедовского [19, л. 143]. Также попечительство было создано и в Режице в 1899 г. В его состав были избраны Г. В. Беляев, В. К. Гелвоновский, Егор Сергеев и Бейнус За-хер [20, л. 142-142 об.]. В основном все выше перечисленные попечительства оказывали помощь горожанам в виде предоставления денежных пособий.

Одно из самых крупных городских попечительств о бедных на территории Северо-Западного края было создано в Вильно. В циркуляре виленского губернатора К. К. Палена от 25 марта 1903 г. № 541 уведомлялось о том, что министр внутренних дел В. К. Плеве согласился на учреждение в городе попечительства о бедных, но рекомендовал внести изменения в проект положения, разработанный Думой в 1902 г. [21, с. 132].

Городские власти внесли все требуемые коррективы, и уже на заседании 16 октября 1903 г. Виленская дума обсуждала вопрос об организации работы попечительства. Согласно § 2 Положения главная цель городского попечительства о бедных заключалась в оказании помощи нуждавшимся жителям г. Вильно: в удовлетворении «насущных нужд» и предоставлении средств для улучшения их материального положения и нравственного состояния, в прекращении в городе нищенства. Эта помощь, как видно из § 3, могла выражаться в следующих формах: обеспечение нуждавшихся

Серия «Социально-гуманитарные науки». 2/2015

одеждой, пищей, квартирой, топливом; предоставление денежных пособий или краткосрочных беспроцентных ссуд; содействие в трудоустройстве и приобретении необходимых для работ материалов, инструментов, а также в выгодном сбыте изделий; организация медицинской помощи на дому и помещение больных за счет попечительства в больницы, содействие погребению умерших; направление малолетних, престарелых и совершенно не способных к труду лиц в соответствующие учреждения; организация призрения и воспитания сирот и детей неимущих родителей; выделении неимущим средств для возвращения на родину. Однако изначально городские власти Вильно ориентировались на предоставление краткосрочных денежных пособий сроком на 14 дней, которые могли при необходимости выделяться повторно. В целом все решения об оказании помощи должны приниматься после общего обсуждения кроме исключительных случаев, когда требовалось принять экстренные меры [22, с. 106-107].

На заседании 16 октября 1903 г. Виленекая городская дума избрала первый состав Городского попечительства. Его председателем стал И. С. Монтвилл, товарищем — А. Ф. Подъяконов. В состав попечительства на правах членов вошли членами К. А. Дмоховский, М. С. Струмилло, К. А. Понятовский, К. П. Гружевский, П. А. Ба-генский, В. О. Лукашевич [22, с. 105-108]. Затем 5 ноября 1903 г. Попечительство было пополнено представителями еврейского населения города: были избраны А. М. Гордон и Л. С. Стембо [22, с. 119, 128]. На заседании 20 ноября 1903 г. Городская дума избрала семь председателей окружных попечительств и семь товарищей к ним [22, с. 131, 140].

С самого начала деятельности Городского попечительства о бедных Виленская дума оказывала ему содействие. Так, в 1906 г. ему было предоставлен дом Алышев-ского с прилегающим участком земли (925 кв. саженей) для устройства убежища для детей [23, с. 220]. На заседании 3 августа 1906 г. Виленская городская дума постановила представить Попечительству помещение в здании бывшего францисканского монастыря для устройства образцового дневного убежища для бедных детей и помещение в доме № 31 по Вилькомирской улице для устройства приюта-убежища для детей [24, с. 35, 37, 42]. В 1909 г. Дума признала целесообразным устроить приют для неизлечимых больных при городском попечительстве о бедных [24, с. 99].

Таким образом, на рубеже Х1Х-ХХ вв. в городах Северо-Западного края начала распространяться новая форма организации общественного призрения в виде создания городских попечительств о бедных. Изначально это инициатива исходила от городских властей Москвы и была поддержана Министерством внутренних дел. Однако на территории Северо-Западного края она не получила широкого распространения. Ряд городов отказался от учреждений городских попечительств. Эти отказы мотивировались либо ограниченностью местных бюджетных средств либо функционированием благотворительных учреждений и обществ, которым городские власти выплачивали пособия. Тем не менее такие города, как Борисов, Игумен, Не-вель, Пинск, Режица, Слуцк учредили собственные попечительства о бедных. Наиболее значительное и активно работавшее попечительство было создано в крупнейшем административном центре Северо-Западного края — Вильно. Несмотря на ограниченное распространение таких попечительств на территории региона, они сыграли важную роль в оформлении самостоятельной муниципальной системы оказания помощи малообеспеченным горожанам.

Литература

1. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. Том 12: 1892. СПб., 1895.

2. Благотворительность в России. Том 1. СПб., [1907].

3. Фирсов М. В. История социальной работы в России. М., 2001.

4. Холостова Е. Д. Социальная политика и социальная работа. М., 2007.

5. Григорьев А. Д. Становление и развитие социальной работы на Беларуси (Х-ХХ вв.). Минск, 2000.

6. Шимукович С. Ф. Благотворительность в Беларуси в конце XIX начале XX века. Минск, 2006.

7. Национальный исторический архив (НИАБ) в Гродно, ф. 17, on. 1, д. 194.

8. НИАБ, ф. 24, он. 1,д. 3602.

9. НИАБ, ф. 24, он. 1,д. 3600.

10. НИАБ, ф. 24, он. 1,д. 3604.

11. НИАБ, ф. 2912, он. 1,д. 25.

12. НИАБ в Гродно, ф. 288, он. 3, д. 1.

13. НИАБ, ф. 22, он. 1, д. 604.

14. НИАБ, ф. 2508, он. 1, д. 1986.

15. НИАБ, ф. 22, он. 1, д. 637.

16. НИАБ, ф. 22, он. 1, д. 656.

17. Благотворительность в России. Том 2, часть 1. СПб., [1907].

18. НИАБ, ф. 712, он. 1,д. 186.

19. НИАБ, ф. 1430, on. 1, д. 44240.

20. НИАБ, ф. 1430, он. 1, д. 44241.

21. Журналы Виленской городской думы за первое полугодие 1903 года. Вильно, 1903.

22. Журналы Виленской городской думы за второе полугодие 1903 года. Вильно, 1903.

23. Журналы Виленской городской думы за второе полугодие 1906 года. Вильно, 1909.

24. Журналы Виленской городской думы за второе полугодие 1909 года. Вильно, 1912.

Об авторе

Моторова Надежда Сергеевна — кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и мировой культуры, Витебский государственный университет имени П. М. Машерова, Беларусь. E-mail: motorova@ro.ru

N. S. Motorova

URBAN TRUSTEESHIP FOR THE POOR IN THE NORTH-WEST REGION

The article highlights the creational process of the urban trusteeship for the poor in the North-Western Region of Russia. The article focus ses on the characteristics and structure of the most significant authorities involved and on the successful guardianship ofVilna.

Key words: urban trusteeship for the poor, the North-West Region municipal government 's institutions.

About the author

Nadezhda Motorova — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of World History and World Culture, Vitebsk State University Named after P.M. Masherov, Belarus.

E-mail: motorova@ro.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.