Научная статья на тему 'Город удивительной судьбы'

Город удивительной судьбы Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
206
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕКСАНДРОВ / АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА / МУЗЕЙ / ИСТОРИЯ / ТУРИЗМ / ALEKSANDROV / ALEKSANDROVSKY SETTLEMENT / MUSEUM / HISTORY / TOURISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дмитриева Инна Валерьевна

Автор предлагает экскурс в историю города Александрова с целью оценки его историко-культурного потенциала для развития туризма, предложен анализ деятельности трех музеев как основы современных туристических практик в провинциальном городе центральной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Author proposes an insight into the history of Aleksandrov in order to evaluate historic and cultural potential for tourism development. Analysis of three museums activity as the basis of up-to-date touristic practice in provincial town of Central Russia is presented.

Текст научной работы на тему «Город удивительной судьбы»

Город удивительной судьбы

Дмитриева И.В.

Автор предлагает экскурс в историю города Александрова с целью оценки его историко-культурного потенциала для развития туризма, предложен анализ деятельности трех музеев как основы современных туристических практик в провинциальном городе центральной России.

Ключевые слова: Александров, Александровская слобода, музей, история, туризм

Author proposes an insight into the history of Aleksandrov in order to evaluate historic and cultural potential for tourism development. Analysis of three museums activity as the basis of up-to-date touristic practice in provincial town of Central Russia is presented.

Keywords: Aleksandrov, Aleksandrovsky settlement, museum, history, tourism

Старинный путь на Север пролегал через хорошо известные на Руси города — Пере-славль, Ростов, Ярославль, Вологду и другие поселения, раскинувшиеся вдоль древнего тракта. То был важный торговый путь, издревле связывавший Москву и центр Руси с ее северными окраинами.

И как полосатые верстовые столбы отмеряют оставленный позади путь, так и вновь возни-

кавшие селения, отмеченные главками церквей и часовен, становились своеобразными вехами на путях московской колонизации.

И старые, и вновь возникшие на этом важном для Руси тракте города становились крупными центрами общественной, политической и культурной жизни страны. Прославленные своими святынями и древностями, они обладали притягательной силой как для торгово-ремесленного люда, так и для многочисленных паломников [4. С. 6].

Александров, расположенный в ста с небольшим километрах к северу от Москвы, — город совершенно удивительной судьбы. История его парадоксальна и неожиданна. Из небольшого дворцового села, охотничьего стана, он по воле Ивана Грозного превращается едва ли не в столицу Русского государства

г. Апнсандровъ, Влад. г. УспенсюЗ женскШ яовастырь

Успенский женский монастырь. Открытка начала ХХвека. Из фондов музея Цветаевых

Уникальные люди и события Центральной России

15

УНИКАЛЬНЫЕ ЛЮДИ И СОБЫТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ

и так же быстро сходит с арены политической истории России [4. С. 5].

Первое письменное упоминание собственно о городе как вотчине великих князей московских содержится на страницах «Служебника» Троице-Сергиева монастыря и относится к XVI веку: «В лето 7022 (то есть в 1513 году — И. Д.) священна была церковь Покрова Пре-святыя Богородицы в новом селе Александровском... Тогда же князь великий и в двор вошел» [7. С. 10]. Он сообщает о завершении строительства «русского Версаля» — великолепной загородной резиденции Василия III. В создании ее принимали участие итальянские мастера, до этого работавшие в московском Кремле. Именно XVI век, разумеется, — самая яркая страница истории города. Сын Василия III, царь Иван Грозный, на семнадцать лет сделал Александрову Слободу столицей государства. Да, это была опричная столица, «кровопийственный град», место пыток, расправ, казней, место, где царь своей рукой убил сына-престолонаследни-ка, породив тем самым страшную смуту в начале XVII века, едва не погубившую государство. Но это и место, где велось летописание, была прекрасная библиотека, школа знаменного пения, одна из первых в стране типографий.

И после смуты, после польско-литовского разорения Александрова Слобода, лежащая в руинах и «осыпях», все-таки оставалась государевым дворцовым селом. Его посещали государи: и Алексей Михайлович, выделивший средства на восстановление резиденции, а позже передавший часть ее строений девичьему монастырю, и Петр Первый, проводивший в окрестностях села учения «потешных» полков, а позднее сославший в Успенский монастырь свою сестру Марфу. А дочь Петра Елизавета жила здесь в палатах на Царевой горе, где сейчас находится главный собор Рождества Христова, с 1730 года до самого восшествия на престол в 1740 году.

Потом Александров (такое название и статус города Слобода получила в 1778 году по указу Екатерины II) стал обычным провинциальным городком. Но поскольку земля в наших местах плодородием не отличается, крестьянам всегда нужны были дополнительные источники дохода. А потому уезжали они на зиму в большие города, прежде всего в Москву, работали там плотниками и столярами, те, что помоложе, — «мальчиками» в трактирах и приказчиками в магазинах, а со временем, накопив денег, открывали у себя в деревнях «ткацкие светелки», лавочки и т. д. Затем перебирались в уездный город, приписывались к купечеству, заводили мастерские и мануфактуры.

В советское время, благодаря высокой концентрации предприятий науки и высоких технологий (комбинат «Искож», ткацкая фабрика имени рабочего Ф.И. Калинина, завод телевизоров, ВНИИ-СИМС), город Александров стал центром притяжения научной и творческой интеллигенции. Этому способствовало также его географическое положение:

Колокольня Александровской Слободы. Фото Е. Викторова

16

№ 3/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Город удивительной судьбы

один из ближайших к столице городов, находящихся за пределами Московской области [7. С. 105-111; 9. С. 20-21].

Как известно, в советское время не только производство продуктов питания было строго квотировано по регионам: такое же регламентированное распределение, умноженное на хронический дефицит, существовало и для учреждений культуры и искусства. Лучшие театры, концертные залы, художественные галереи и музеи находились в столицах и в весьма ограниченном количестве в областных центрах, а небольшой районный городок с населением менее 100 тысяч человек мог рассчитывать в лучшем случае на краеведческий музей, кинотеатр, библиотеку и дом культуры. Все изменилось в последние годы. В начале 1980-х гг. в Александрове начали проводиться получившие широкую известность и привлекавшие большое количество участников, в том числе из других регионов, ежегодные Цветаевские праздники поэзии, музыкальная школа была преобразована в школу искусств, историко-архитектурный музей приобрел статус заповедника, а дом пионеров получил название — центр детского творчества. Позднее были образованы драматический театр, центр авторской песни, центр художественных ремесел, а также открыты киноконцертный зал «Южный» и два музея: литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых и художественный музей [6. С. 299].

Новые социально-экономические отношения в РФ потребовали специального подхода к развитию индустрии туризма и досуга. В связи с этим особую остроту приобрел вопрос смены отношения к музеям только как к центрам хранения и размещения культурного наследия. Общество стало видеть в них также важнейшее средство организации досуга и туризма, а музеи, являющиеся традиционными основополагающими туристическими центрами, стали не только просвещать, но и развлекать своих посетителей. Экскурсионные программы, благодаря фантазии организаторов, теперь все чаще приобретают анимационный характер. Это новое направление призвано

«вдохнуть душу» в привычные туристические программы [5. С. 317-318].

Многие годы старейший музей города Александрова — музей-заповедник «Александровская Слобода» — выполняет важнейшую миссию, сохраняя и возвращая из небытия уникальные памятники Александровской слободы, открывая широкий доступ к богатейшему историко-культурному наследию, являющемуся частью национального достояния России. Тысячи людей стремятся попасть в этот музей. Их влечет яркая, трагическая история, связанная с именем первого русского царя Ивана IV Грозного, его таинственный дворцово-храмовый ансамбль и, конечно, музейное представление сложнейшей в истории Отечества вехи — эпохи становления России как крупнейшей европейской державы.

Официальной датой основания музея считается 1921 год, хотя работа по охране памятников Александровской слободы и отбору первых музейных предметов, положивших начало фондовым коллекциям, началась еще в 1919 году. Музей пережил разные этапы развития, многочисленные преобразования: в 1928 году был преобразован в филиал Государственного исторического музея и утратил свою юридическую самостоятельность, а также часть коллекций (в 1920 — 1930-е гг. многие столичные музеи активно пополнялись коллекциями из провинциальных музеев России, в том числе и из Александровского). В 1938 г. Александровский музей вновь обрел статус самостоятельного. Задачей музея так же, как и всех музеев страны, стало изучение местной истории, комплектование фондов материалами по строительству социалистического общества. Экспозиции порой напоминали иллюстрации учебников истории, где подлинные предметы терялись среди диаграмм, схем, графиков.

В 1960-1970-е гг. процесс укрупнения производства, создания объединений коснулся не только промышленной, научно-производственной сферы, но и музейной сети. В это время на территории современного заповедника (в прошлом поселок «Заря») находились не только памятники архитектуры, имевшие

Уникальные люди и события Центральной России

17

УНИКАЛЬНЫЕ ЛЮДИ И СОБЫТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ

весьма печальный вид и являвшиеся местом размещения многочисленных учреждений, но и масса одноэтажных домиков, сарайчиков для дров, гаражей. Более двухсот семей проживало в Келейном корпусе, напоминавшем муравейник. Только в конце 1980-х годов начался долгожданный процесс выселений жителей поселка «Заря». За 14 лет в музее были созданы экспозиции «Художественные изделия из металла XVII—XIX вв.», «Александровская республика», «Александров — город современной промышленности и науки», открылся выставочный зал.

Осознание общенационального значения наследия Александровской слободы, необходимость его сохранения, поддержка крупнейшими учеными страны и общественностью способствовали преобразованию ее в музей федерального значения (декабрь 1989 г.), а в 1994 г. музей получил статус заповедника. Начался качественно иной этап в жизни музея [8. С. 5—10].

Сегодня музей-заповедник имеет ряд интересных экспозиций и выставок, дающих полное представление об Александровской слободе времен царя Ивана Грозного — «Государев двор XVI в.» — и возможность увидеть культовые предметы XVII и XIX вв. — «Сокровища трех веков». Если интерьерная экспозиция в Покровской церкви «Сенник постельный XVI в.» — домовом храме с личными покоями и молельней царя Ивана Грозного — позволяет представить жизненный уклад того времени, то «Столовая палата XVI в.» дает посетителям возможность стать «участником царского приема в царских палатах». Открытая в 2003 г. в подклетах келейной части Успенской церкви выставка «Царская квасная» знакомит с традициями приготовления и культурой потребления напитков на Руси в XVI веке.

Экспозиции позволяют проводить не только классические экскурсии, но и разрабатывать оригинальные театрализованные программы: «В крестьянской избе», «Сватовство» [11. С. 60-61].

Впечатляющих размеров достиг ежегодный историко-культурный фестиваль «Александровская Слобода», привлекающий как местных, так и иногородних туристов. В него включается много специфических театрализованных представлений с историческими сюжетами. В ходе фестиваля каждое мероприятие отражает какую-либо сторону самобытной истории Александровского Кремля. Так, дни музыкальной культуры посвящены факту создания первой в России консерватории, а дни литературного творчества связаны с основанием в Слободе первой провинциальной книгопечатни. В рамках фестиваля конкурс-шествие «История в костюмах» способствует изучению истории средневекового костюма [5. С. 319-320]. Анализируя популярность этих мероприятий, а также посещаемость постоянных и временных экспозиций музея, можно сделать вывод, что музей-заповедник «Александровская Слобода» закрепил за собой звание известного и востребованного в стране

Усадьба Первушиных. Фото И. Дмитриевой

18

№ 3/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Город удивительной судьбы

Литературно-художественный музей М. и А. Цветаевых. Фото Э. Калашниковой

историко-культурного и туристического центра.

Одним из красивейших архитектурных памятников в Александрове является ансамбль усадьбы, некогда принадлежавшей семье Алексея Михайловича Первушина, купца II гильдии, члена Совета директоров Барановской мануфактуры, почетного гражданина уездного города Александрова. Старые стены главного здания-особняка хранят воспоминания о людях, некогда населявших этот дом. А познакомиться с ними дают возможность старые фотографии, дневниковые записи самого хозяина и письма. Все эти уникальные источники хранятся в фондах Александровского художественного музея, основанного в 1995 году [3. С. 1, 23].

В основу научной концепции деятельности Александровского художественного музея положено изучение и сохранение творческого наследия и духовной культуры региона. Музей тесно сотрудничает с клубом художников, который был создан в феврале 1979 г. Музей обладает уникальной коллекцией картин художников самых разнообразных стилей и направлений, представителей разных эпох, как XIX века, так и нынешнего. В фондах музея хранятся работы известных российских и зарубежных художников, творчество которых не нуждается в комментариях: Б. Французова, К. Бритова, С. Ан-дрияки, М. Шемякина и др. [11. С. 65].

Театрализованные экскурсии Александровского художественного музея были встречены с повышенным вниманием. Ожили персонажи: хозяин усадьбы, его жена и дети. Их движения, жесты, речь воспроизводят манеры и этикет ушедшей эпохи. «Звонари», «Лавочка-суковаточка», «Садовник» и др. — на усадебном дворе разыгрываются старинные

забавы, а туристы знакомятся с играми, которыми развлекалась детвора XIX века. «Приехал с ярмарки купец» — театрализованная программа для туристов, позволяющая почувствовать жизненный уклад того времени. Несколько другая тональность у программы «В гостях у купца Первушина», также театрализированной. В ней предпочтение отдано деловой стороне, каждодневному быту хозяев усадьбы. Кроме того, проводятся театрализованные праздничные программы: «Новый год в купеческой усадьбе», «Святки-Колядки», «Удалая Масленица, здравствуй!», «Ждем Вас на Пасхальной неделе», «Троица. Зеленые Святки».

Межрегиональная программа патриотического воспитания «Под княжеским стягом», основанная на исторических событиях Смуты начала XVII века, когда в 1609—1610 гг. молодой князь воевода М.В. Скопин-Шуйский совершил освободительный поход с русским ополчением по городам Новгород — Тверь — Калязин — Пе-реславль-Залесский — Александровская слобода — Сергиев Посад — Дмитров — Москва, положила начало ежегодной традиции проведения в середине августа на Каринском поле близ города Александрова историко-патриотического

Уникальные люди и события Центральной России

19

УНИКАЛЬНЫЕ ЛЮДИ И СОБЫТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ

фестиваля «Отчизны верные сыны». Тем самым была открыта еще одна страница в туристической жизни города Александрова [11. С. 64].

История литературно-художественного музея Марины и Анастасии Цветаевых в Александрове — это без преувеличения уникальное явление в советской и российской культуре. Столько энтузиазма, бескорыстия, благородства сотен прекрасных людей было вложено в его создание [11. С. 68].

А начиналось все 30 лет назад... Цветаевское движение зародилось в самые глухие застойные годы — начало восьмидесятых, когда любую «инициативу снизу», а уж особенно связанную с именем полузапретным, принято было «на всякий случай» глушить в зародыше.

В 1982 г. в Александрове состоялся первый Цветаевский праздник поэзии. Основанием для его проведения послужило то обстоятельство, что с осени 1915 г. по май 1917 г. в городе жили Цветаевы, в историю литературы вошел феномен «Александровское лето Марины Цветаевой», как один из наиболее плодотворных периодов в творческой жизни поэта, в 1916 г. в гости к М.И. Цветаевой сюда приезжали

О.Э. Мандельштам и С.Я. Парнок, здесь Анастасия Цветаева написала свою вторую книгу прозы

«Дым, дым и дым...». Цветаевские праздники поэзии, превратившиеся в последующем в недельной продолжительности Цветаевские фестивали поэзии, заняли достойное место в ряду крупнейших событий культурной жизни России.

Логическим продолжением в истории зародившегося в Александрове цветаевского движения стало открытие на территории бывшей городской усадьбы учителя математики А.А. Лебедева, где в начале ХХ века жили Цветаевы, первого в мире цветаевского музея. В последующем еще восемь цветаевских музеев было открыто в России, два частных музея работают в США, несколько — в европейских государствах.

История создания Литературно-художественного музея Марины Цветаевой (г. Александров) в 1991 году восстановила прерванную в начале ХХ века традицию образования российских музеев, когда они организовывались на народные деньги, а затем передавались городу или государству. Так был основан и цветаевский музей в Александрове: ни копейки государственных денег — за счет образованного в 1989 г. Фонда музея М.И. Цветаевой, собравшего народные пожертвования, поступавшие со всех концов СССР.

Являясь единственным литературным музеем во Владимирской области, музей не мог ограничиться исключительно изучением жизни и деятельности Цветаевых. В нем собраны полноценные коллекции и фонды, носящие имя других персонажей местной культуры: сестер Аделаиды и Евгении Гер-цык, писателя С.Я. Ел-патьевского, спасителя

А. И. Солженицына выдающегося земского доктора С.Н. Масленникова, писателя и правозащитника

А.Т. Марченко, класси-

Мемориальная доска М. Цветаевой. Фото Э. Калашниковой

20

№ 3/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

Город удивительной судьбы

ка венгерской литературы ХХ века Йожефа Лендела, венгерского художника Виктора Тоота, священника Андрея Сергеенко и др. Значительное место в работе музея занимает изучение истории г. Александрова как одного из центров так называемого «сто первого километра». Огромная экспозиция, носящая название «Александров — столица 101 километра» и посвященная жизни знаменитых и рядовых мучеников сталинского режима, занимает пространство двух сводчатых залов бывшей фабрики Барановых.

Охватывая огромный круг исследовательских вопросов, музей регулярно проводит научные конференции, активно занимается издательской деятельностью, в свет вышли десятки книг, презентация одной из которых — первого выпуска альманаха «Александровская слобода» — состоялась в Оружейной палате Московского Кремля. По результатам исследований, выполненных сотрудниками музея, опубликованы многочисленные научные работы [1, 2].

В силу различных причин роль основного социокультурного учреждения в Александрове досталась именно Цветаевскому музею. Началось это с Цветаевских праздников поэзии, преобразованных позднее в Цветаевские фестивали поэзии. Это один из старейших и крупнейших поэтических фестивалей России. Согласно регламенту, сроки проведения фестиваля ограничены последней полной неделей июня. В эти дни устраиваются гастроли ведущих театров со спектаклями, как правило, цветаевского репертуара, творческие вечера поэтов, композиторов, моноспектакли актеров-чтецов, музыкальные концерты, вернисажи.

Идея следующего фестивального проекта связана с тем обстоятельством, что в доме учителя математики Сергея Коршункова, расположенном по соседству с «цветаевским домиком», начиная с 1910-х годов прошлого века, практически ежедневно собирались музыканты-любители: учителя и врачи — и музицировали. Эти музыкальные собрания продолжались в течение 70 лет вплоть до смерти их основателя. Сохранились, переданы в фонды музея и отреставри-

рованы музыкальные инструменты, на которых играли александровские музыканты. Это уникальное собрание смычковых инструментов ручной работы известных мастеров XVII—XX вв. В связи с этим при музее в 1994 г. был открыт Зал камерной музыки и начались Коршунковские сезоны камерной музыки. Ежегодно проводится более 40 концертов камерной музыки с участием известных российских и зарубежных музыкантов. Это вполне филармоническая нагрузка. В зале с великолепной акустикой, в котором воссозданы традиции камерного (комнатного, в переводе с итальянского языка) исполнительства, рассчитанном на 50 зрителей, иногда собирается более ста человек. В 1996 г. музеем был основан Международный фестиваль камерной музыки имени С.А. Коршункова. По нашим сведениям, это чуть ли не единственный в мире международный фестиваль камерной музыки, носящий имя музыканта-любителя.

Также в 1996 г. по договору о сотрудничестве между администрацией Большого театра РФ и администрацией округа Александров музеем учрежден фестиваль «Александровские сезоны Большого театра». В его программу входят концерты ведущих исполнителей и коллективов театра. По регламенту фестивальные мероприятия проходят как минимум по одному разу в течение каждого сезона: весна, лето, осень, зима. Летний концерт согласно регламенту совпадает по времени с Цветаевским фестивалем поэзии, и во время этого концерта артисту, получившему наибольшее признание публики и организаторов фестиваля, присуждается фестивальная премия «Признание». Фестиваль «Александровские сезоны Большого театра» — единственный, который Большой театр проводит за пределами Москвы [6. С. 298-306; 8. С. 21-22; 10. С. 311-317; 11. С. 67-70].

Таким образом, музеями города Александрова и его замечательными сотрудниками создана стройная система организации фестивалей, концертов, спектаклей, творческих встреч, выставок и других мероприятий, позволяющая предоставлять горожанам и гостям города про-

Уникальные люди и события Центральной России

21

УНИКАЛЬНЫЕ ЛЮДИ И СОБЫТИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ

фессиональный и высококачественный культурный продукт. В сочетании с деятельностью других учреждений культуры, которые обеспечивают регион культурным продуктом, как правило, собственного производства: спектакли самодеятельных театральных коллективов, дискотеки, концерты хореографических коллективов, выставки местных художников, вы-

Литература

1. Александровская Слобода. Историко-литературное художественное издание. Александров, М., 1998.

2. Александровская Слобода. Историко-литературное художественное издание. Александров, М., 2005.

3. Александровский художественный музей. Александровская жемчужина. Владимир, 2010.

4. Бочаров Г. Н., Выголов В. П. Александровская слобода. М., 1970.

5. Горюшко Л.Ю. Музейный туризм как один из видов организации досуга//Выбор оптимальных стратегий развития современного общества. Материалы межвузовской научнопрактической конференции. Под ред. В.А. Зернова и В.П. Прохорова. Александров, 2005.

6. Готгельф Л. К., Солдатова Ю. В. Возможности музея как важнейшей составляющей социокультурной жизни региона//Выбор оптимальных

ступления местных и приезжих бардов, а также гастрольные концерты исполнителей популярной музыки — в городе образуется социокультурное пространство высокой плотности. Это предоставляет возможность любому горожанину и гостю города удовлетворить культурные потребности в соответствии со своими предпочтениями в течение всего года.

стратегий развития современного общества. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Под ред. В.А. Зернова и В.П. Прохорова. Александров, 2005.

7. Куницын М. Александрова Слобода. Ярославль, 1976.

8. Легенды и были Александровской слободы. Александров, 2008.

9. Садова Н. Наш адрес — округ Александров. Александров, 2004.

10. Садова Н.В. Музей-метафора — один из перспективных путей развития музея и создания качественного туристического продукта//Вы-бор оптимальных стратегий развития современного общества. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Под ред.

В.А. Зернова и В.П. Прохорова. Александров,

2005.

11. Чикин Н., Бредова Ю. Округ Александров.

Часть Великой России. М., 2005.

22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 3/2011

Современные проблемы сервиса и туризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.