Бруцкая Л. А., Субботин Д. М.
(МБОУ ДОД "Верхнегородковский детский центр народных ремесел" Верхнечусовские Городки)
"ГОРНОЗАВОДСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ УРАЛА” В ИЗЛОЖЕНИИ А. В. ИВАНОВА - НОВЫЙ МИФ О БИАРМИИ
Ключевые слова: «Горнозаводская цивилизация» Урала, миф А. Иванова
Резюме: актуально локальное наполнение понятия «цивилизация». Уральские горные заводы при всём их своеобразии входят в состав техногенной цивилизации Европы. А. Иванов подгоняет факты под концепцию.
Brutskaya L.A., Subbotin D.M. (Verkhnechusovskie Gorodki) “GORNOZAVODSKAYA CIVILIZATION” AS INTERPRETED BY A.V. IVANOV - A NEW MYTH OF BJARMIA
Key words: Gornozavodskaya civilization of the Urals, A. Ivanov’s myth
Local interpretation of the concept of “civilization” is of importance. Ural mountain metallurgical plants in all their originality are part of the technological civilization of Europe. Alexey Ivanov slants facts in favour of his own conception.
Тенденция выделять Урал как особый регион появилась одновременно с возникновением его историографии. В первой трети XIX в. В. Н. Берх блестяще доказал мифологичность соотнесения территории Биармии скандинавских саг с землями Перми Великой. Сложное понятие "цивилизация" формировалось в исторической науке XVIII в., когда переосмысливалось латинское - civilis -гражданский, общественный, государственный. Понятие трактовалось
историками в контексте противопоставления дикости.
Писатель А.В. Иванов представляет "горнозаводскую цивилизацию Урала" как "самодостаточную сущность истории". Но эта сущность в его изложении, например, в "Железных караванах" сводится к модному ныне брендированию территорий. Он обещает вскрытие уральской матрицы, но сущность её достаточно аргументировано не определяет. Приведём несколько противоречивых цитат из приложения к "Железным караванам", которое так и называется "Горнозаводская цивилизация":
S Река Чусовая "была тем проливом, по которому Русь перетекала в
Сибирь. Поэтому оказалась становой жилой уникального организма горнозаводской цивилизации" (Иванов, 2006, с. 195).
Триста лет назад понятие "Русь" сменила "Россия". А.В. Иванов использует логику - после этого, значит вследствие этого. При этом забывается о северных путях освоения Сибири поморами. Заселение Сибири имеет огромную историографию, полную противоречий. Для чего же не прояснять, а углублять их?
S "Триста лет назад цивилизация горных заводов чугунной цепью
оковала Уральский хребет. Нынешние города и деревни - осколки этой цепи" (Иванов, 2006, с. 195).
Начало "горнозаводской цивилизации Урала" относится к петровской эпохе, когда Руси уже не было, к 1713 г. Уже в 1700 г. учреждён приказ рудокопных дел.
"Это была подлинная цивилизация, где всё было увязано со всем: умение сделать дело зависело от древних языческих треб, нравы народа зависели от глухоты лесов и неприступности гор, выплавка чугуна зависела от количества снега в узких скалистых долинах. ... Эта цивилизация начала формироваться задолго до появления собственно горных заводов, а наследие её не исчерпано и доныне, уже много позже её исчезновения" (Иванов, 2006, с. 196).
Подлинность цивилизации - в повязанности всего со всем. Плавки металлургов триста лет назад явно не зависели от языческих треб. Они определялись особенностями вне национальных технологий. А. Иванов явно помнит, хотя бы из сказов обожаемого им П. Бажова (напрасно причисленного им к певцам "горнозаводской цивилизации Урала"), что на горных заводах работали многочисленные немцы. Не столько пейзаж, сколько культура определяла нравы народа. И о каком из уральских народов тут идёт речь?
Начало и конец цивилизации не указываются.
Чусовая ". ныне стала прекрасным туристским маршрутом, непризнанным ещё национальным парком горнозаводской природы, истории и культуры" (Иванов, 2006, с. 197).
Здесь перепутаны понятия исторического и геологического времени, осмысление их в образах культуры, чем собственно и занимается А. Иванов. Но даже историческая беллетристика должна иметь доказательную фактографическую базу. Мы же не выдвигаем претензии к образу Е. Пугачева в "Золоте бунта". Но возражаем против искажения фактов в фото книге "Увидеть русский бунт".
"Горнозаводская культура оказалась немыслимым сплавом православной крестьянской культуры с принципами позитивистской философии индустриальной цивилизации Европы. Этот сплав "легировался" добавленной в него потаённой культурой раскольников, маргинальной субкультурой каторжников и беглых, обрывками диковатых верований вогулов. И лучшее своё отражение горнозаводская культура обрела в сказах Бажова. Бажов совершил чудо: на глазах изумлённых читателей горнозаводская цивилизация, как новая Атлантида, выплыла из пучины забвения" (Иванов, 2006, с. 198).
А. Иванов красноречиво путает два понятия "цивилизация" и "культура". Сравнение "горнозаводской цивилизации Урала" с Атлантидой очень кстати! П. Бажов о цивилизации не писал. Индустриальная цивилизация Европы (европейская цивилизация?) имела не только философские, но и религиозные корни. Раскол между католиками и протестантами имеет слишком большую историографию, решающие последствия для судеб Европы, чтобы им можно так легко пренебречь.
^ "Горнозаводская цивилизация лежала на Уральском хребте как сед-
ло на лошади - на оба бока. Да и начиналась она задолго до величия Невьянска и Каменска и эпохи Демидовых. Она начиналась у нас - с Пыскорского завода 1633 года и Чердынского завода 1637 года" (Иванов, 2006, с. 199).
Пыскорский медеплавильный завод был основан в 1633 г. Про Чердынский завод историкам не известно.
^ "Горнозаводская цивилизация своим существованием обязана была
приписке крестьян к горным заводам. . И время существования цивилизации закономерно взято в рамки восстаний крепостных крестьян. ... А пик, понятно,
пришёлся на 1774 год, когда бушевал пугачёвский бунт. ... отмена крепостного права нанесла горнозаводской цивилизации смертельный удар" (Иванов, 2QQ6, с. 2QQ).
Не ясно, как существовала "горнозаводская цивилизация Урала", когда крестьян тут ещё не было? Опять - Атлантида! О перепутанице в датах описания пугачёвщины А. Ивановым мы уже писали (Баша, Бруцкая, 2Q13, с.259-261).
Суть и 1Q признаков "горнозаводской цивилизации Урала" по А. Иванову так же не выдерживают критики. Нельзя согласиться с группировкой этих признаков по значимости. Первый и четвёртый открывают одну и ту же суть. К ним примыкают третий и шестой. Слипаются седьмой с восьмым и десятым (Иванов, 2QQ6, с. 2Q1-215). Увлечённость писателя определёнными сюжетами становится признаком цивилизации, о которой автор имеет смутное представление.
Но и в следующей книге 2QQ7 г. А. Иванов возвращается к любимой теме: снова про Чусовую как пролив, к удивлению географов; снова про осколки чугунной цепи и т. д. - почти дословное самоцитирование (Иванов, 2QQ7, с. 7-8). И снова повторяются 1Q признаков "горнозаводской цивилизации Урала" (с. 235-24б). Мы здесь не разбираем фильм и книгу "Хребет России". Остаётся только сожалеть, что А. Иванов не последовал примеру Е. Ястребова, а повторил его ошибку (Ястребов, 1983, с. 143 -145).
Мы не против глобальной и локальной исследовательской оптики, но продуктивность таких исследований должна обосновываться точностью образов, построенных на фактах. Иначе мы никогда не приблизимся к передовой исторической науке, к высоким образцам исторической беллетристики, останемся в хвосте современной гуманитаристики. Конечно, антропологический поворот в российских гуманитарных науках предусматривает разные интерпретации, но они должны быть обоснованы. Ведь хронотопы сложны и многообразны. Они противостоят "офейкованию" знаний о прошлом. "Если научная мысль
выдерживает пробный камень критики, то она остаётся звеном в золотой цепи Знания" (Тойнби, 1991, с. 41).
Литература:
Баша, Бруцкая, 2Q13 - Баша Ж. А., Бруцкая Л. А. Кунгурское гражданство против пагубной самонадеянности пугачевщины // Пермский край в контексте истории России: материалы тринадцатой научно-практической конференции (3 июня 2Q13 г.) "Смышляевские чтения". - Пермь, 2Q13. - С. 91-95.
Иванов, 2QQ6 - Иванов А. Железные караваны. - Пермь: Книжный мир. 2QQ6. - 215 с.
Иванов, 2QQ7 - Иванов А. Message: Чусовая. - СПб.: Издательский дом "Азбука - классика", 2QQ7. - 48Q с.
Иванов, 2Q12 - Иванов А. Увидеть русский бунт. - М.: ЗАО "ОЛМА Медиа групп", 2Q12. - 32Q с.: ил.
Тойнби, 1991 - Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991. -
73б с.
Ястребов, 1983 - Ястребов Е. Письмо в редакцию. История одного досадного недоразумения // Урал. - 1983. - № 1. - С. 143-145.