Научная статья на тему 'Горизонты и границы современного образования'

Горизонты и границы современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATION / TRAINING / COMPETENCE / READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF THE YOUTH / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЁЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адольф Владимир Александрович, Адольф Кондратий Владимирович

В статье предложен вариант проектирования горизонтов и границ современного образования через выявление социально-педагогических проблем, связанных с реализацией компетентностного подхода. Определяется роль образования в профессиональной социализации молодежи. Предлагается перейти к междисциплинарному конвергентному обучению на основе реализации субъектно-ориентированного подхода. В основу него положена идея уточнения профессиональных задач, заданных характеристикой профессиональной деятельности выпускников в соответствии с ФГОС ВО через содержание трудовых действий и функций. По мнению авторов, предложенный вариант позволяет проводить содержательную конкретизацию теоретико-методологической, психолого-педагогической, практической, социокультурной подготовки обучающихся при освоении соответствующих программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Адольф Владимир Александрович, Адольф Кондратий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HORIZONS AND BORDERS OF CONTEMPORARY EDUCATION

The article suggests a variant of constructing the horizons and boundaries of modem education by means of the identification of social and pedagogical problems associated with the implementation of the competence approach. It defines the role of education in the professional socialization of young people. It is proposed to accept interdisciplinary convergent learning based on the implementation of a subject-oriented approach. It is based on the idea of clarifying the professional tasks arising from the characteristics of the graduates’ professional activities in accordance with Higher Education Federal State Educational Standards through the content of labor activities and functions. The authors suggest the presented option makes it possible to carry out a substantive concretization of the theoretical-methodological, psychological-pedagogical, practical, socio-cultural training of students during learning the appropriate programs.

Текст научной работы на тему «Горизонты и границы современного образования»

4. Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and methodology: a teaching aid for stud.of ling. un-s and fact. for. lang. depart-s in pedag. inst-s/ N.D. Gal'skova, N.I. Gez. 5- th ed., stereot. Moscow: "Academy" Publishing Center, 2008. 336 p. (in Russian)

5. Zimnyaya I.A. (2006). Key competences - a new paradigm of the education result // [Electronic resource]. - 2006.- URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (reference date: 10.05.2018). (in Russian)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

УДК 378.14.015.62

ББК 74.58

А317

Адольф Владимир Александрович

Доктор педагогических наук, профессор, директор Института Физической Культуры, Спорта и Здоровья им. И. С. Ярыгина, заведующий кафедрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьев. Красноярск, Россия.

Адольф Кондратий Владимирович

Студент четвёртого курса Института Экономики, Управления и Природопользования Сибирского федерального университета. Красноярск, Россия.

ГОРИЗОНТЫ И ГРАНИЦЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье предложен вариант проектирования горизонтов и границ современного образования через выявление социально-педагогических проблем, связанных с реализацией компе-тентностного подхода. Определяется роль образования в профессиональной социализации молодежи. Предлагается перейти к междисциплинарному - конвергентному обучению на основе реализации субъектно-ориентированного подхода. В основу него положена идея уточнения профессиональных задач, заданных характеристикой профессиональной деятельности выпускников в соответствии с ФГОС ВО через содержание трудовых действий и функ-

ций. По мнению авторов, предложенный вариант позволяет проводить содержательную конкретизацию теоретико-методологической, психолого-педагогической, практической, социокультурной подготовки обучающихся при освоении соответствующих программ.

Ключевые слова: воспитание, обучение, компетентность, готовность к профессиональной деятельности, профессиональная социализация молодёжи.

V. A. Adolf

Krasnoyarsk, Russia

K.V. Adolf

Krasnoyarsk, Russia

HORIZONS AND BORDERS OF CONTEMPORARY EDUCATION

The article suggests a variant of constructing the horizons and boundaries of modern education by means of the identification of social and pedagogical problems associated with the implementation of the competence approach. It defines the role of education in the professional socialization of young people. It is proposed to accept interdisciplinary - convergent learning based on the implementation of a subject-oriented approach. It is based on the idea of clarifying the professional tasks arising from the characteristics of the graduates' professional activities in accordance with Higher Education Federal State Educational Standards through the content of labor activities and functions. The authors suggest the presented option makes it possible to carry out a substantive concretization of the theoretical-methodological, psychological-pedagogical, practical, socio-cultural training of students during learning the appropriate programs.

Key words: education, training, competence, readiness for professional activity, professional socialization of the youth.

Складывающиеся общественные отношения порождают противоречие между профессиональным знанием в целом и индивидуальным приобретением квалификации. Актуальность данного противоречия становится значимой, если его рассматривать с позиции конкуренции предприятий, государств, как общественных систем. Наверное, можно говорить о новом

укладе в общественной жизни, в котором необходимо новое мышление, новые технологии, новые вложения в человека. Проектирование будущего и управление им становится ключевой задачей развития современного общества и, как следствие, обновления образовательных систем. Все эти изменения инициируют общественные изменения, социальные отношения, новые установки по отношению к труду и образованию. При этом все изменения приспосабливаются к условиям реально существующей среды. Формируется новое социальное сознание, которое определяет общественные отношения и опредмечивает общественные потребности. При этом созданные новые технологии сужают горизонт прогноза, так как многие явления обусловлены хаосом и происходят в соответствии с теорией катастроф. Востребованность интеллектуальной деятельности возрастает. Всё это порождает и развивает мир профессий и обуславливает появление новых видов деятельности. Проектирование новых видов деятельности позволит соединить активность и ответственность в общественном сознании и обозначить маршруты формирования общественного и индивидуального сознания. Однако никто из нас не застрахован от манипуляции общественным и индивидуальным сознанием. Выгодное индивидуальное и личное поведение является прибыльным делом. В этой связи необходимо разработать механизм гибкого взаимодействия общественных потребностей в воспроизводстве востребованных кадров и индивидуальных в профессиональном самоопределении и самореализации. Основная задача - изучить механизмы вовлечения человека в новые виды деятельности и использовать выявленные закономерности для прогнозирования новых профессий и формирования общественного образа профессионального будущего. Какого человека требует и ожидает общество на данном этапе его исторического развития? Способно ли образование такого человека воспитать?

Перед образованием поставлена задача обеспечения соответствия содержания и технологий обучения требованиям современной экономики, разработки гибких образовательных программ, учитывающих особенности личности и профессии (См. Государственную программу Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»). Совершенно ясно, что основным инструментом для решения данной задачи является не организационный,

а педагогический (методы и содержание) подход, отсутствующий в системе российских образовательных реформ, что в свое время отмечал А. И. Дулов [Дулов, 1999]. Именно этот подход, в ближайшей перспективе, будет диктовать разумные формы образовательной когерентности. Результатами образования призваны стать базовые компетенции - когнитивные, социальные и эмоциональные, которые обеспечивают достижение постоянной востребованности личности («sustainable employability») в обществе знаний. В этой связи, для определения места, роли, значения, особенностей социализации личности в современных условиях требуется выработка общего понимания наших реальных возможностей, как в науке, так и в области практической деятельности, связанной с решением задач, стоящих перед человеком в напряженной социальной ситуации. Особую сложность приобретают вопросы, связанные с ранней профессионализацией молодежи в условиях информационного общества. Непо-знанность и недостаточная осознанность сущности современной жизни усложняет данный процесс. Молодые люди, учащиеся, студенты зачастую становятся успешными работниками только в информационной среде, и смело заполняют современный рынок труда. Данное явление стало носить системный характер и может превратиться в норму. Современный рынок профессий заполнится молодыми кадрами, не имеющими должного профессионального образования. Такое явление наблюдалось в промышленности на рубеже 19-20 веков. Не задумываясь о социальных и личностных последствиях, на производстве начался широко использоваться детский труд. Воспитание человека, его социализация, профессиональная социализация являются важнейшими задачами всего профессионального сообщества, и тем более образования. При этом возникает необходимость «нового понимания» по поводу объекта и субъекта образования. Что выступает объектом образования? Вся окружающая нас действительность или только ее отдельные явления и процессы? На что делать акценты, вычленяя субъект образования? С каких позиций смотреть на образовательный процесс: как процесс профессиональной социализации, как феномен? Может быть, субъект образования нужно связать с окружающей нас деятельностью, не зависимо от того, где она проходит в окружающем социуме? Представляется, что сейчас становится актуальной роль педагогики

(профессиональной педагогики) не как науки самой по себе, а как области знаний и вырабатывающих эти знания стратегий, которые позволят находить ответы на острые проблемы личности, растущего человека в реальной жизни. На первый план призван выйти процесс воспитания профессионально-личностных качеств у будущего работника любой сферы. Компетентностный подход в этом смысле можно рассматривать, как некую попытку сочетать творчество и технологии, как процесс воспитания в профессии и как потенциальную готовность к смене своей деятельности. Использование компетентностного подхода призвано осуществить «антропологизацию дидактики», перевести внимание с проблем обучения на проблемы воспитания личности, человека, профессионала, на механизмы (подходы), гармонизирующие их взаимодействие. Это предполагает переход от репрезентативной дидактики, опирающейся на соответствие результатов обучения образовательным стандартам, к генеративной, использующей механизмы актуализации продуктивности и созидательности в процессе познания, отражающих не только соответствие знаний стандартам, но и то, как обучающийся эти знания присваивал и как эти знания у него воспитывались [Адольф, Фоминых, 2017].0днако понимание компетенции как просто способности к применению знания в учебной или «живой» среде является абсолютно недостаточным. Знания из пограничных областей, например, никак не задействуются так узко в рамках формируемой компетенции. Однако они совершенно необходимы для работы любого уважающего себя профессионала [Адольф, 2013; Адольф, Степанова, 2007; Адольф, Велегжанина, 2017]. Следовательно, то, что востребованность знаний диктует компетенциям, совсем не обещает им подлинной конкурентоспособности. В конечном счете, именно структура и содержание индивидуальных знаний в культуросообразной, профессионально-ориентированной аранжировке, понятных, в том числе и как «знание - деятельность», составляют фундаментальный базис конкурентоспособности и, конечно, востребованности личности. Расширение границ профессиональной компетентности специалиста обеспечит его готовность осуществлять деятельность на практике, в конкретном образовательном учреждении, организации, на конкретном производстве. Расширение горизонтов образования позволит обеспечить развитие профессио-

нальной компетентности, тем самым реализуется тезис «повышение уровня профессиональной готовности (расширение границ) обеспечивает развитие профессиональной компетентности, а развитие профессиональной компетентности (расширение горизонтов) обеспечивает готовность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в реальной практике [Адольф, Фоминых, 2017]. Все это может быть обеспечено за счет включения в учебно-воспитательный процесс интерактивных методов обучения, ориентированных на продуцирование обучающимися ментальных карт (Т. Бьюзена, причинных диаграмм Иши-кавы (Fishbone Diagram)), денотатных графов, матриц SWOT-анализа, кластеров, проектов, моделей и др. интеллектуальных продуктов. Генеративное познание обеспечивается имитационным моделированием профессиональной проблемно-насыщенной среды, в которой обучающиеся решают трансдисциплинарные задачи высокого уровня неопределенности и проблемности. Такой средой может являться среда сетевого взаимодействия различных субъектов образования, обеспечивающая их сотрудничество в совместном использовании ресурсов, разработке и внедрении методических и дидактических материалов. Связи между обучающимися осуществляются в двух формах. Формальной - выполнение совместных заданий, коллективной разработки проектов, программ, методических материалов и других интеллектуальных продуктов при обучении по дополнительным профессиональным программам. Неформальной - общение в форме проблемных семинаров, мастер-классов, мастерских и пр. Обе эти формы оказывают опосредованное, непрерывное и объемное влияние на развитие профессиональной компетентности и воспитание профессионально значимых качеств личности. Социокультурное взаимодействие обеспечивается посредством включения всех субъектов образования в контур профессиональных сообществ, общественных объединений, организаций и др. Тем самым происходит ассимиляции разнообразных форм социальной деятельности (политической, экономической, общественной) в учебно-воспитательный процесс образовательных организаций. Нам представляется, что в современных условиях развития экономики требуется поворот к осознанному поиску группового субъекта, обладающего способностью осуществлять целенаправленный поиск, находить выход для разрешения складывающихся в образовательной практике противоречий в текущий момент.

Выход видится в создании региональных научно-образовательных центров подготовки, повышении квалификации и переподготовке профессионально кадров. Назначение таких центров - постоянное формирование, воспитание и поиск людей, способных разрешать жизненно важные проблемы образования в контексте современного культурного этапа общественного развития. Центрам нужно предоставить возможность проектного управления своей деятельностью. Это позволит не создавать новых административно-хозяйственных структур, а собирать группы людей под выполнение конкретных проектов в заданный интервал времени. Проектирование целостных явлений требует от специалиста концепутали-зации мышления, интегративного знания, междисциплинарного синтеза, конструирования идеальных образов практико ориентированной направленности. Изменения, происходящие с человеком, с его пониманием самого себя, не могут не отражаться в том, как он выстраивает (понимает) процесс образования - свой и себе подобных. Однако проблема эта требует более пристального внимания и обсуждения не только педагогической, философской, но и научно-образовательной общественности в целом. Философы сегодня определяют нашу эпоху, как «постантропологическую», «постиндустриальную» и размышляют о возможной трансформации человека в «постчеловека» (в нечто, человеком не являющееся, по крайней мере, в традиционном смысле). Человек рассматривается, как «уходящая натура 21 века» -то, с таким же успехом можно предположить, что педагогика в целом подошла к своей критической точке. Тогда образовательный процесс начинает трансформироваться в нечто, образованием уже не являющееся, а являющееся, скорее всего, производством в котором место педагога занимает полноценный управленец, инженер-технолог учебно-воспитательного процесса. Однако я все-таки надеюсь, что педагогика не превратится со временем в еще одну оккультную науку, «изучающую» магию превращения ребенка во взрослого человека. Наш опыт преподавательской и научной деятельности позволяет нам сделать следующее умозаключение: что многими процессами интеллектуального и нравственного развития обучающегося можно управлять. При этом не следует забывать о главном. Что наука, призванная открывать и исследовать закономерности обучения и воспитания, не увлекаясь приставкой

«само (саморазвитие, самовоспитание, самообучение)», обращаясь к традиционным педагогическим понятиям (развитие, воспитание, обучение) применительно к современным условиям. Мы практически отказалась от изучения личности ученика, полагаясь на внутренние спонтанные процессы, которые в специально сконструированной образовательной среде могут, а может быть, и нет, привести к достижению педагогических целей. От веры в чудо спонтанного саморазвития недалеко и до веры в чудеса, как основу педагогики. Заметим, что изучать личность ученика, конечно, надо, но не так как Базаров - лягушку изучал, потому что разные предметы диктуют разные методы исследования. В рамках субъектно-ориентированного образования, у обучающихся воспитываются такие качества, как целеустремленность, самосознание. Наличие данных качеств позволяет им быть прагматичными на существующем рынке труда (что не всегда оправданно), а не проектировать свою профессиональную деятельность [Степанова, Адольф, 2017]. Как показал позитивный опыт, предлагаемый подход может выступить концептуально-технологической рамкой разработки проектов реализации основных образовательных программ. Например, придавая различные разноуровневые (бакалавриат, магистратура, аспирантура) контексты (образовательные, воспитательные, организационные, управленческие и пр.) учебно-профессиональным задачам, можно осуществить преемственность по овладению содержанием образования для разного уровня подготовки. Процесс формирования универсальных (ключевых) и общепрофессиональных (базовых) компетенций приобретает целостный характер. Различные смыслы (контексты) учебно-профессиональным задачам позволяют формировать перечень учебно-познавательных задач для конкретной учебной дисциплины (модуля), решение которых обеспечивает формирование профессиональных и специальных компетенций, соответствующих стандарту. Организация целенаправленного педагогического процесса, в котором студенты осваивают обобщенные способы решения профессиональных задач, технологии педагогического проектирования, имеют возможность моделировать будущую профессиональную деятельность, существенно влияет на их адаптацию в реальной практике. Для этого нужно учесть специфику образовательных учреждений и организаций региона, создать условия для

освоения студентами обобщенных способов профессиональной деятельности, опыта профессиональной деятельности, развития положительного мотивационно-ценностного отношения к профессиональной деятельности. В итоге формирование профессиональной компетентности как результат единого процесса подготовки по направлению будет приведено в соответствие с требованиями ФГОС [Адольф, 2017; Степанова, Адольф, 2017]. Конечно, при этом не следует забывать о главном, о студенте, так как специфика и особенности профессиональной подготовки в вузе заключаются в высоких интеллектуальных нагрузках, нерациональной интенсификации учебной деятельности, неблагоприятной социально-образовательной среде, негативных экологических нагрузках, связанных с профессиональной деятельностью. Гиподинамия, эмоциональные нагрузки, несоблюдение требований здорового образа жизни, недостаточная осведомленность в вопросах поддержания профессионального здоровья и безопасности существенно затрудняет нам организацию процесса подготовки. Не достаточная мотивация к ценности профессии и образованию затрудняет процесс вхождения студентов в профессию и удержания его в профессии. Не секрет, что вхождение в новую социально-профессиональную среду, наличие эмоциональных, экологических и производственных стрессоген-ных факторов влияет на здоровье и работоспособность студентов. Эти задачи невозможно решить без формирования профессионально-ценностного отношения к профессиональной деятельности на основе интегрирования профессиональных, гуманитарных и здоровьесберега-ющих знаний, позволяющих воспитывать общечеловеческие и профессионально-значимые качества у выпускника и успешно реализовывать адаптивные возможности организма без вреда для собственного здоровья. Социализация, профессиональная социализация человека к будущей профессиональной деятельности - это целостный процесс воспитания зрелой личности будущего специалиста-профессионала, включающий накопление научно-профессиональных знаний, развитие коммуникативных навыков и способов взаимодействия в профессиональной среде. Формирование социально-нравственного отношения к профессиональному здоровью и безопасности призвано обеспечить ценностную ориентацию выпускника на самореализацию в будущей профессиональной деятельности. Следовательно, комплексная готовность специалиста к будущей профессиональной деятельности воспитывается в

профессионально-образовательной среде. Она включает физическое, психическое, психофизиологическое благополучие, достаточную профессиональную работоспособность и навыки безопасного взаимодействия в условиях быстро меняющейся социально-профессиональной сфере, тем самым определяет горизонты и границы будущей деятельности. Библиографический список

1. Адольф В. А. Вызовы времени - становление профессионально-образовательного сообщества // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 9-13.

2. Адольф В. А. Конкурентоспособность выпускника современного вуза: монография / В. А. Адольф, А.

B. Фоминых. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2017. 280 с.

3. Адольф В. А. Перспектива использования технологии управления знаниями при подготовке кадров для транспортной области / В. А. Адольф, И. С. Велегжанина // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 3А.

C. 157-171.

4. Адольф В. А. Конкурентоспособность как показатель качества высшего профессионального образования / В. А. Адольф, И. Ю. Степанова // Высшее образование в России. 2007. № 6. С. 77-79.

5. Дулов А. И. Научно-педагогическая школа (25-летний опыт). Иркутск, 1999. 241 с.

6. Степанова И. Ю. Профессиональная социализация в вузе как условие формирования конкурентоспособности выпускник / И. Ю. Степанова, В. А. Адольф // Высшее образование в России. 2017. .№ 4. С. 104-110.

References

1. Adolf W. A. (2013). The calls of the time - the formation of professional and educational community // Siberian pedagogical magazine. 2013. No. 3. Page 9-13. (in Russian)

2. Adolf W.A. (2017). The competitiveness of a modern higher education institution graduate: monograph / W.A. Adolf, A. V. Fominykh. Krasnoyarsk: V.P. Astafyev's Krasnoyarsk State Pedagogical University, 2017. 280 p. (in Russian)

3. Adolf W. A. (2017). The perspective of using of knowledge technology management in training staff for transport field / W.A. Adolf, I. S. Velegzhanina// Pedagogical magazine. 2017. T. 7. No. 3A. Pp. 157-171. (in Russian)

4. Adolf W. A. (2007).Competitiveness as an indicator of the quality of higher professional education / W.A. Adolf, I. Yu. Stepanova // Higher education in Russia. 2007. No. 6. Pp. 77-79. (in Russian)

5. Dulov A. I. (1999). Scientific and pedagogical school (25 year experience). Irkutsk, 1999. 241 p. (in Russian)

6. Stepanova I.Yu. (2017). Professional socialization in higher education institution as a condition for the competitive graduate formation/ I. Yu. Stepanova, W.A. Adolf //Higher education in Russia. 2017. № 4. Pp. 104-110. (in Russian)

УДК 378

ББК 221

М615

Миндеева Светлана Вильсуровна

Старший преподаватель кафедры математики Иркутского государственного университета путей сообщения. Иркутск, Россия

Бердник Лидия Олеговна

Бакалавр Иркутского государственного университета путей сообщения. Иркутск, Россия.

МЕТОД КОРРЕЛЯЦИОННЫХ ПЛЕЯД КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрен пример совершенствования образовательного процесса в техническом вузе на примере дисциплины «Эконометрика». Авторами представлен метод корреляционных плеяд, который не достаточно широко применим в данной дисциплине. Рассмотрен пример применения метода корреляционных плеяд для выявления взаимосвязи между восемью параметрами. Изучена связь между параметрами, для этого введено пороговое ограничение, которое дает возможность разбить плеяду на более тривиальные.

Ключевые слова: образовательный процесс, эконометрика, корреляционная плеяда, коэффициент корреляции, цепь, звезда, сеть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.