Научная статья на тему 'Голос как неотъемлемый атрибут языковой личности'

Голос как неотъемлемый атрибут языковой личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
385
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / LINGUISTIC PERSONALITY / РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ / LINGUISTIC PORTRAIT / ГОЛОС / VOICE / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / SEMANTIC STRUCTURE / СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / SYNTAGMATIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Назарчук Елизавета Викторовна

Проводится анализ лексемы «голос» на материале толковых словарей современного русского литературного языка. Выделяются те ключевые аспекты, которые позволяют считать голос неотъемлемым атрибутом языковой личности. При изучении семантической структуры существительного «голос» внимание уделяется синтагматическим связям данной лексемы. Полученные результаты при­водят к следующему выводу: голос характеризует языковую личность, позволяя опи­сать её физические, умственные, моральные и душевные качества. Их сочетание уникально для каждого говорящего. На примере языковой личности педагога доказывается, что умение применить голос в процессе коммуникации во многом оп­ре­де­ляет успешность последнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Voice as an essential attribute of linguistic personality

The article analyzes the lexeme “voice” [golos] on the basis of dictionaries of the modern literary Russian language. The author specifies the key aspects which enable to consider voice as an essential attribute of linguistic personality. Making a close study of the semantic structure of the noun “voice” the author pays attention to the syntagmatic relations of the lexeme. The results obtained allow the author to conclude that voice defines the linguistic personality and describes his/her physical, intellectual and moral traits with their combination being unique for each speaker. The author considers linguistic personality of a professor as an example to prove that the ability to use voice in the process of communication determines its success.

Текст научной работы на тему «Голос как неотъемлемый атрибут языковой личности»

Коммуникативные исследования. 2014. № 1. С. 134-141.

УДК 81.373:811.161.1

Е.В. Назарчук Москва, Россия

ГОЛОС КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ АТРИБУТ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Проводится анализ лексемы «голос» на материале толковых словарей современного русского литературного языка. Выделяются те ключевые аспекты, которые позволяют считать голос неотъемлемым атрибутом языковой личности. При изучении семантической структуры существительного «голос» внимание уделяется синтагматическим связям данной лексемы. Полученные результаты приводят к следующему выводу: голос характеризует языковую личность, позволяя описать её физические, умственные, моральные и душевные качества. Их сочетание уникально для каждого говорящего. На примере языковой личности педагога доказывается, что умение применить голос в процессе коммуникации во многом определяет успешность последнего.

Ключевые слова: языковая личность, речевой портрет, голос, коммуникация, семантическая структура, синтагматические связи.

Общая антропологическая направленность научных исследований воспринимается в настоящее время как очевидная необходимость. В языкознании это проявляется в том числе в неугасающем интересе к изучению языковой личности (ЯЛ], начало теоретическому обоснованию которой было положено в работах В.В. Виноградова, Ю.Н. Караулова, Г.И. Богина. Разработка подобного рода идей привела к возникновению особой области языкознания - лингвоперсонологии, в центре внимания которой «homo loquens, homo audiens, homo legens - человек говорящий, человек слушающий, человек читающий» [Силантьева 2012: 3]. Объектом данного исследования является понятие и лексема «голос», а предметом характеристики - те ключевые аспекты, которые позволяют считать голос неотъемлемым атрибутом ЯЛ. Таким образом, в настоящей работе нас интересует именно человек говорящий как лицо, использующее свой голос для порождения устных высказываний.

Как правило, под ЯЛ подразумевается носитель языка, охарактеризованный на основе производимых им текстов (дискурсов] [Силантьева 2012: 9]. Наряду с данным понятием учёными используется также термин «речевой портрет», который понимается как актуализация речевой стратегии говорящего в конкретных обстоятельствах [Силантьева 2012: 10]. Мы утверждаем, что понятие «голос» можно расценивать не только как

© Е.В. Назарчук, 2014

Е.В. Назарчук

135

один из основных атрибутов ЯЛ, но и как важный аспект характеристики речевого портрета личности. Логичность данного заключения можно подтвердить, обратившись к «Русскому идеографическому словарю» под редакцией Н.Ю. Шведовой. Согласно этому источнику, единица «голос» входит в ближайшее лексическое окружение концепта РЕЧЬ, который в свою очередь является частью сегмента «Мысль. Язык», наряду с такими концептами, как МОЛИТВА, МЫСЛЬ, СНОВИДЕНИЕ, ПЕСНЯ, МОЛВА, КЛЕВЕТА. Все вместе они являются частью раздела «Мир, создаваемый человеком как высшее обобщение деятельности его ума и духа». Концепция словаря такого типа опирается на идеи, исходящие от самого языка [Шведова], а значит, цепочка «голос - речь - язык» отражает естественную связь понятий.

Мы намерены рассмотреть лексему «голос», которая благодаря развитой семантической структуре даёт богатый материал для выявления закономерностей и особенностей её употребления. Лексикографическую базу настоящего исследования составили толковые словари современного русского языка под редакцией В.И. Чернышева, С.П. Обнорского, В.В. Виноградова [БАС 1954: 230-238]; А.П. Евгеньевой [МАС 1999: 327328]; С.А. Кузнецова [Кузнецов 1998]; Т.Ф. Ефремовой [Ефремова 2000]. Следует отметить, что данные о количестве лексико-семантических вариантов (ЛСВ) данной единицы и их формулировках разнятся в использованных нами источниках. Так, Большой академический словарь указывает 5 основных значений лексемы «голос», а в словаре под редакцией Т.Ф. Ефремовой семантическая структура данного существительного шире и насчитывает в общей сложности 15 значений. В настоящей работе мы постараемся систематизировать собранные данные и представить значения лексемы «голос» и их оттенки в обобщенном виде.

Как было установлено, полисемант «голос» в узусе несёт 8 основных значений:

1. Звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, пении и отличающиеся высотой, характером звучания и т. п. - Вы уже уходите? - взволнованным голосом спросил он (В.М. Гаршин. Происшествие].

2. Звучание голосовых связок при пении, качество такого звучания; способность петь. Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности (А.С. Пушкин. Дубровский]. || О звучании музыкального инструмента. Г. трубы. Г. виолончели.

3. Отдельная самостоятельная партия в вокальном или инструментальном музыкальном произведении. Романс для двух голосов. //устар. Мотив, мелодия (песни). Голос песен грузинских приятен. Мне перевели одну из них слово в слово (А.С. Пушкин. Путешествие в Арзрум].

4. Звуки, сопровождающие какое-либо явление, действие, работу каких-либо устройств, предметов. Г. ракеты. Удалившись несколько от

136

Раздел II. Современные дискурсивные практики

города, юноша остановился, долго слушал исчезающий, раздробленный голос города и величественный единый голос моря (А.И. Герцен. Легенда].

5. Веление, зов, внутреннее побуждение, осознание чего-либо. Но сегодня впервые в жизни тайный голос подсказывал Быкову: лететь не следует (В.М. Саянов. Небо и земля). Г. рассудка. Г. совести. Г. крови (чувство, осознание родства с кем-либо].

6. Мнение, суждение, высказывание. Г. читателя, критика. Г. толпы, общества, народа. Г. протеста (выражение протеста). Подать г. (высказать своё мнение). Поднять г. в защиту кого-л. (высказать своё мнение в защиту кого-л.).

7. Право заявлять своё мнение при решении вопросов в государственных и общественных учреждениях; само такое мнение. Голоса избирателей. Голоса судей разделились. Подсчитать голоса. Право голоса (право принимать участие в решении каких-л. вопросов). Решающий г. (право выражать мнение, которое обязательно учитывается при решении како-го-л. вопроса). Совещательный г. (право выражать мнение, которое может и не учитываться при окончательном решении какого-л. вопроса). Подавать г. за кого-л. (принимать участие в выборах, в голосовании; голосовать за кого-л.).

8. Обычно мн.: голоса, -сов. Разг. В СССР: о радиостанциях буржуазных стран, ведущих внешнеполитическую пропаганду.

Любопытно отметить, что в словаре под редакцией Т.Ф. Ефремовой как одно из дополнительных значений выделяется следующий ЛСВ по-лисеманта «голос»: «стиль писателя, художника и т. п., определяющий его творческую индивидуальность». В рамках настоящей работы мы не можем не упомянуть об этом значении, так как его наличие напрямую связано с понятием ЯЛ и подтверждает существование выдающихся её образцов, на что указывает, кроме того, существование словарей языка отдельных писателей, политиков и других деятелей культуры и общественности.

Изучаемая нами лексическая единица характеризуется значительным синтагматическим потенциалом, что находит отражение во всех лексикографических источниках, в которых указано большое количество словосочетаний с компонентом «голос». Как было упомянуто выше, наше внимание в большей мере сосредоточено на ключевых аспектах, позволяющих считать голос неотъемлемым атрибутом ЯЛ. Видится правомерным остановиться сначала на тех словосочетаниях и выражениях, которые связаны с первым ЛСВ: «звуки, образуемые в полости рта дрожанием голосовых связок при выдыхании воздуха из лёгких и слышимые при разговоре, крике, пении». Его синтагматические связи отличаются наибольшей разнообразностью, и он имеет самое непосредственное отношение к речи как таковой, а поэтому может дать необходимые сведения для характеристики речевого портрета личности. В настоящей работе мы постараемся представить интересующие нас словосочетания в обоб-

Е.В. Назарчук

137

щенно-систематизированном виде, выделив, где возможно, те смысловые доминанты, которые были осознаны нами в качестве базовых для проведения классификации.

Прежде всего, голос, являясь звуком, имеет следующие физические характеристики: громкость, силу, высоту и тембр. Каждая из них отражена в соответствующих словосочетаниях, представленных ниже.

A. Громкость: ◊ понижать, повышать и т. п. голос - говорить тише или громче обычного; ◊ в голос, голосом, на голос кричать - очень громко, во всю мочь (в просторечии]; ◊ в голос, голосом плакать, рыдать, вопить, выть - громко. Голосом завывает, а сердце кутьи поджидает [плакуша] Посл.; ◊ Полным голосом, во весь, в полный голос говорить, сказать -громко; ◊ не своим голосом кричать - громко и отчаянно; ◊ дурным голосом кричать - истерично, исступленно, истошно.

Б. Сила: ◊ голос громовой, тихий, слабый и т. п.

B. Высота: ◊ голос высокий, низкий.

Г. Тембр: ◊ голос звонкий, певучий, глухой, хриплый и т. п. ◊ Говорить, спрашивать хриплым, раздражённым, вкрадчивым голосом. ◊ Г. сел -стал хриплым, сиплым из-за простуды, волнения и т. п. ◊ Г. ломается (об изменении тембра и диапазона у мальчика в переходном возрасте].

Кроме того, голос человека характеризуется определённым диапазоном, что отражено в словосочетаниях «мужской, женский голос», «детские голоса».

Несмотря на возможность виртуозного копирования и пародирования, можно утверждать, что голос каждого человека, а значит, и речь уникальны. Это отражено и в семантической структуре лексемы «голос» в оттенке первого ЛСВ: особенности произношения, свойства чьей-либо речи. Именно поэтому мы можем узнать по голосу. Вообще общение между людьми как отдельными ЯЛ возможно благодаря наличию такого инструмента, как голос. При этом он расценивается как неотъемлемый атрибут не только ЯЛ, но и человека как такового. Нам достаточно подать голос, т. е. отозваться, откликнуться, обнаружить своё присутствие звуками голоса, чтобы дать о себе вести.

Если продолжить ряд «человек говорящий, человек слушающий, человек читающий», то можно в рамках нашего анализа выделить человека поющего и человека декламирующего. Возможность выделения двух последних «разновидностей» вытекает из анализа полисеманта «голос». Кроме ЛСВ «звучание голосовых связок при пении, качество такого звучания; способность петь» и «отдельная самостоятельная партия в вокальном или инструментальном музыкальном произведении», в семантической структуре изучаемой лексемы нами было выделено большое количество словосочетаний с соответствующими значениями. Так как многие из них характеризуют одновременно и пение, и ораторскую речь, мы их объединяем в одну группу под заголовком «Вокальное искусство, декламация»;

138

Раздел II. Современные дискурсивные практики

◊ иметь голос; ◊ учить с голоса - учить на слух (в отличие от обучения пению по нотам, произнесению стихов, речей и т. п. - по книге];

◊ быть в голосе (чаще с отрицанием] - владеть в данное время звучностью, гибкостью, чистотой тембра (голоса], необходимыми для пения, художественной и ораторской речи; ◊ ставить, поставить голос (в обучении пению и декламации] - научить правильно владеть своим голосом.

◊ Первый, второй, третий голос - первый и второй дисканты и альт (в хоре]. Первый голос - хорист, участник ансамбля, исполняющий основную, ведущую партию, обычно в высоком регистре. Второй голос - хорист, участник ансамбля, исполняющий вспомогательную партию, обычно в более низком регистре; ◊ певческий голос.

Обладание голосом само по себе делает возможным воплощение ЯЛ в производимых ею текстах, представленных в устной форме. Следовательно, выражение «потерять голос» говорит не только «об утрате, потере способности говорить или петь обычным, нормальным голосом», но и о временном или полном прекращении реализации носителя языка как человека говорящего, человека поющего и человека декламирующего.

Безусловно, для ЯЛ иметь голос значит не только обладать необходимыми для совершения определённых речевых, певческих и другого рода действий физическими данными, но и «иметь право высказать своё мнение по какому-либо вопросу». Так, можно в голос, в один голос говорить, решать и т. п., т. е. «единогласно, единодушно». Кто-то решается поднимать и т. п. свой голос, давать, подавать голос («выражать своё мнение, высказываться по какому-либо вопросу»], при этом говорить полным голосом, во весь, в полный голос, т. е. «уверенно, убежденно». Другой же способен только петь, говорить с чьего-либо голоса, с чужого голоса, не своим голосом и т. п., иными словами, «выражать, повторять чужие мысли». Но в определённой ситуации человек волен говорить, заговорить, петь, запеть, другим, иным голосом - изменить обращение, поведение и т. п. В связи с вышесказанным нам кажется абсолютно логичным наличие в семантической структуре лексемы «голос» ЛСВ «мнение, суждение, высказывание» и «право заявлять своё мнение при решении вопросов в государственных и общественных учреждениях; само такое мнение».

Непосредственное отношение к ЯЛ лексемы «голос» можно обосновать также возможностью последней быть использованной при выражении эмоций, чувств и переживаний. Это демонстрирует ЛСВ «веление, зов, внутреннее побуждение, осознание чего-либо», а также словосочетание «кричать не своим, нечеловеческим голосом» (от страха, гнева и т. п.]. Ту же закономерность подтверждает наличие у единицы «голос» синтагматических партнёров, использующихся «при выражении чувства, настроения», например, прилагательных «нежный», «ласковый», «вкрадчивый», «грозный» и т. п.

Присутствие в семантической структуре лексемы «голос» последнего из отмеченных нами выше ЛСВ косвенно подтверждает главную

Е.В. Назарчук

139

мысль настоящей работы. Смысловая наполненность вещания радиостанций базируется на совместной работе различных ЯЛ. В силу того что голос как неотъемлемый атрибут ЯЛ обладает мощным потенциалом для разновекторного влияния на слушателя, сама по себе лексема «голос» уже способна обозначать радиостанции, ведущие внешнеполитическую пропаганду, став, тем самым, идеологическим клише.

В зависимости от коммуникативной роли могут быть выделены различные типы ЯЛ. Нам бы хотелось применить полученные в настоящей работе результаты к анализу ЯЛ педагога. Отличительной чертой его профессиональной деятельности являются частые устные публичные выступления. Участники такого рода профессиональной коммуникации, к которым относятся и преподаватели высшей школы, должны учитывать особенности речевой культуры и стремиться к овладению элитарным типом речевого поведения. Последнее подразумевает и обладание культурой голоса. В целях исключения коммуникативных неудач преподавателю необходимо обладать полным, звонким голосом, по которому его можно будет легко узнать. Возможно, для этого педагогу будет необходимо поставить голос. Безусловно, такого рода коммуниканту необходимо следить за тем, чтобы быть всегда в голосе, не потерять его. Педагог должен уметь подать голос, не просто обозначив своё присутствие, но и выразив мнение по тому или иному вопросу. Совершенно недопустимо преподавателю кричать не своим голосом, хотя при определённых обстоятельствах грозный голос может оказать положительное воздействие на реципиентов. Однако об элитарном речевом поведении ЯЛ свидетельствует владение ею всеми оттенками голоса для выражения целой палитры чувств и эмоций. Всё вышеперечисленное позволит педагогу осуществлять процесс коммуникации наиболее эффективно при использовании своего потенциала как ЯЛ.

Таким образом, в рамках настоящего исследования нам удалось доказать, что голос является неотъемлемым атрибутом ЯЛ, который характеризует наличие у неё определённого набора не только физических, но и умственных, моральных, а также душевных качеств. Их неповторимое сочетание объясняет уникальность речевого портрета каждого говорящего. Сама способность устного текстопроизводства детерминируется обладанием голосом и равным образом умением ЯЛ его применить в рамках того или иного коммуникативного акта.

Список литературы

1. БАС - Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. / под ред. В.И. Чернышева, С.П. Обнорского, В.В. Виноградова [и др.]. М.; Л.: АН СССР, 1950-1965. Т. 3. 1954. 1341 с.

2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. URL: http://www.efremova.info/word/golos.html#. U4KOf-WMewg (дата обращения: 10.04.2014).

140

Раздел II. Современные дискурсивные практики

3. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд. СПб.: Норинт, 1998. URL: http://enc-dic.com/kuzhecov/Golos-986.html (дата обращения: 10.04.2014).

4. МАС - Словарь русского языка: в 4 т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М.: Русский язык: Полиграфре-сурсы, 1999. Т. 1: А-Й. 702 с.

5. Силантьева М. С. Элитарная языковая личность в профессиональном дискурсе: автореф. дис ... канд. фил. наук. Пермь, 2012. 24 с.

6. Шведова Н.Ю. Русский идеографический словарь. URL: http://www. slovari.ru/default.aspx?s=0&p=5486 (дата обращения: 10.04.2014).

References

1. Slovar sovremennogo russkogo literaturnogo yazyka. V17 t. T. 3 [The Dictionary of the Modern Literary Russian Language in 17 vol. Vol. 3], ed. by V.I. Chernyshev, S.P. Obnorsky, V.V. Vinogradov and etc. Moscow, Leningrad, AN SSSR, 1954. 1341 p.

2. Efremova T.F. Novyi slovar russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatelnyi [A New Dictionary of the Russian Language. Definition and word-formation explanatory dictionary]. Moscow, Russkiy yazyk, 2000, available at: http://www.efremova.info/ word/golos.htmI#.U4KOf-WMewg (10.04.2014).

3. Kuznetsov S.A. Bolshoi tolkovyi slovar russkogo yazyka [Explanatory Dictionary of the Russian Language]. 1st ed. Saint Petersburg, Norint, 1998, available at: http://enc-dic.com/kuzhecov/Golos-986.html (10.04.2014).

4. Slovar russkogo yazyka. V 4 t. T. 1 [The Dictionary of the Russian Language in 4 vol. Vol. 1], Russian Academy of Sciences, Institute of linguistic research; ed. by A.P. Evgenjeva. 4th stereotype ed. Moscow, Russkiy yazyk, Poligrafresursy, 1999. 702 p.

5. Silantjeva M.S. Elitarnaya yazykovaya lichnost v professionalnom diskurse [The Elite Linguistic Personality in Professional Discourse], abstract of dissertation candidate of philological sciences. Perm, 2012. 24 p.

6. Shvedova N.Yu. Russkiy ideograficheskiy slovar [Russian thesaurus], available at: http://www.slovari.ru/default.aspx?s=0&p=5486 (10.04.2014).

E.V. Nazarchuk Moscow, Russia

VOICE AS AN ESSENTIAL ATTRIBUTE OF LINGUISTIC PERSONALITY

The article analyzes the lexeme “voice” [golos] on the basis of dictionaries of the modern literary Russian language. The author specifies the key aspects which enable to consider voice as an essential attribute of linguistic personality. Making a close study of the semantic structure of the noun “voice” the author pays attention to the syntagmatic relations of the lexeme. The results obtained allow the author to conclude that voice defines the linguistic personality and describes his/her physical, intellectual and moral traits with their combination being unique for each speaker. The author considers linguistic personality of a professor as an example to prove that the ability to use voice in the process of communication determines its success.

Е.В. Назарчук

141

Key words: linguistic personality, mantic structure, syntagmatic relations.

Сведения об авторе:

Назарчук Елизавета Викторовна,

аспирант кафедры славянской филологии

Московский государственный областной университет 141014, Россия, Московская область, Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24 E-mail: nazarchuk-elizaveta@mail.ru

linguistic portrait, voice, communication, se-

About the author:

Nazarchuk Elizaveta Viktorovna,

postgraduate student of the Chair of Slavic Philology

Moskow State Regional University 24 Very Voloshinoi ul., Mytishchi, 141014, Russia

E-mail: nazarchuk-elizaveta@mail.ru

Дата поступления статьи 25.06.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.