Научная статья на тему 'Год культуры как ресурс развития российского государства и общества'

Год культуры как ресурс развития российского государства и общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
186
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОД КУЛЬТУРЫ / YEAR OF CULTURE / КУЛЬТУРА / CULTURE / НЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ТУРИЗМ / TOURISM / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУ РИЗМ / CULTURAL TOURISM / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURAL POLICY / ECONOMIC FACTORS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Алла Владимировна

Статья посвящена Году Культуры в России, который представляется историческим шансом внедрить новый, современный принцип государственной политики в сфере культуры: от поддержки творческих элит к массовому участию граждан в творческих проектах в малых городах, на селе, во всех без исключения регионах России. Произведён мониторинг, в результате которого были приведены яркие примеры посвящённых культуре мероприятий, осуществлённых в различных регионах страны, показаны основные вектора деятельности: создание культурно-познавательного туризма, новых многофункциональных культурных центров, модернизация существующих ДК, проведение юбилейных дат, отмечаемых на государственном уровне. Немаловажно позаботиться о работ ни ках сфе ры культу ры: уве ли чить зара бот ную плату, пре дос та вить льгот ное жи лье, а глав ная стра те ги че ская цель уве ли че ние пре сти жа про фес сии, для при вле че ния но вых кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YEAR OF CULTURE AS A RESOURCE OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN STATE AND SOCIETY

The article is devoted to the Year of Culture in Russia. As it is a historical chance to introduce a new, modern principle of the state policy in the sphere of culture: the support of creative elite to mass participation of citizens is given in creative projects in small towns, in villages, all without the exception deposits regions of Russia. Analyzing the results, which were provided outstanding examples dedicated to the culture of the activities implemented in different regions of the country, shows the main vectors of activity: creation of cultural-cognitive tourism, new multifunctional cultural centers, upgrading of existing DK, holding the jubilee dates from-mechanich on the state level. It is important to take care of workers of sphere ofculture: to increase wages, to provide subsidized housing, and main strategic goal is to increase the prestige of the profession, to attract new personnel.

Текст научной работы на тему «Год культуры как ресурс развития российского государства и общества»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Д КУЛЬ ТУРЫ КАК РЕСУРС РАЗ ВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

УДК 351.85

А . В . Ку з ь м и н а

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Статья посвящена Году Культуры в России, который представляется историческим шансом внедрить новый, современный принцип государственной политики в сфере культуры: от поддержки творческих элит к массовому участию граждан в творческих проектах — в малых городах, на селе, во всех без исключения регионах России. Произведён мониторинг, в результате которого были приведены яркие примеры посвящённых культуре мероприятий, осуществлённых в различных регионах страны, показаны основные вектора деятельности: создание культурно-познавательного туризма, новых многофункциональных культурных центров, модернизация существующих ДК, проведение юбилейных дат, отмечаемых на государственном уровне. Немаловажно позаботиться о работниках сферы культуры: увеличить заработную плату, предоставить льготное жилье, а глав ная стра те ги че ская цель — уве ли че ние пре сти жа про фес сии, для при вле че ния но вых кадров.

Ключевые слова: Год культуры, культура, неэкономический фактор, туризм, культурно-познава-тель ный ту ризм, культур ная по ли ти ка.

A. V. Kuz'mina

The State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation, Okhotny ryad str., 1, Moscow, Russian Federation, 103265

The article is devoted to the Year of Culture in Russia. As it is a historical chance to introduce a new, modern principle of the state policy in the sphere of culture: the support of creative elite to mass participation of citizens is given in creative projects in small towns, in villages, all without the exception deposits regions of Russia. Analyzing the results, which were provided outstanding examples dedicated to the culture of the activities implemented in different regions of the country, shows the main vectors of activity: creation of cultural-cognitive tourism, new multifunctional cultural centers, upgrading of existing DK, holding the jubilee dates from-mechanich on the state level. It is important to take care of workers of sphere of culture: to increase wages, to provide subsidized housing, and main strategic goal is to increase the prestige of the profession, to attract new personnel.

Keywords: Year of culture, culture, economic factors, tourism, cultural tourism, cultural policy.

КУЗЬМИНА АЛЛА ВЛАДИМИРОВНА — депутат Государственной Думы VI созыва, первый заместитель председателя комитета по социальной политике, труду и делам ветеранов, российский учёный, политик, общественный деятель

KUZ'MINA ALLA VLADIMIROVNA — Deputy of The State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation of the VI convocation, first Deputy pre-presidents of the Committee on social policy, labor and veterans Affairs, the russian scientist, politician, public figure

Ф

Ф

YEAR OF CULTURE AS A RESOURCE OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN STATE AND SOCIETY

e-mail: kuzmv@duma.gov.ru © Кузьмина А. В., 2014

^ Год культуры в Российской Федерации: государство и общество

Ф

Год культуры — это исторический шанс внедрить новый, современный принцип государственной политики в сфере культуры: от поддержки творческих элит к массовому участию граждан в творческих проектах — в малых городах, на селе, во всех без исключения регионах России.

Указ Президента Российской Федерации № 375 «О проведении в Российской Феде-ра ции Года культуры» от 22 ап ре ля 2013 года, без со мне ния, стал от прав ным момен том для определения приоритетного значения развития сферы культуры на долгосрочную перспективу. Прежде всего, институты власти, представители творческой интеллигенции, бизнес-сообщества, общественных организаций должны объединить свои усилия в сбережении культурно-исторического наследия России, русского языка, отечественной ис тории.

Культура включает в себя все ценности и нормы, правила и мотивы поведения, отражающие социокультурную специфику общества, которое является носителем культуры. Состояние культуры служит индикатором развития общества.

Культура — это, в первую очередь, совокупность ценностей и верований, существующих в обществе; это не только форма ис кусст ва, это свое образ ная форма жиз ни. В этом смысле она влияет на различные формы деятельности каждого человека.

Если рассматривать культуру в прикладном значении, то в экономике она выполняет целый ряд различных функций, напри мер, уве ли чи вает доход ность бюд же-та путём привлечения туристов (примеры: Краснодарский край, Камчатский край). Не секрет, что за последние двадцать лет в России индустрия культуры, относительно остальных секторов экономики, получила наи боль шее раз ви тие, а во мно гих стра нах мира продукция индустрии культуры составляет большую долю внутреннего национального продукта.

Однако нельзя забывать того, что продукция кинематографа, телевидения, книгоиз-

дания, производство аудио- и видеозаписеи теряют качество, если подчиняются только законам рынка, и поэтому здесь большую роль должно играть государство.

Также можно выделить ещё несколько функций культуры в экономике, в частности за счёт развития туристической деятельности:

• создание новых рабочих мест;

• снижение социальной напряжённости в регионе;

• улучшение инфраструктуры региона;

• улучшение качества жизни.

Каждый регион заинтересован в данном неэкономическом факторе развития, на это существует сразу несколько причин:

1. Субсидии государства на развитие.

2. Поддержка не только государства, но и раз лич ных фон дов.

3. Рост культурного уровня жителей региона (по скольку они яв ляют ся так же потребителями услуг культурной отрасли).

Поэтому государство заинтересовано в сохранении исторического облика малых городов. Потому что именно эти города берегут уклад нашей жизни, исторически опробованные модели мирного сосуществования лю дей раз ных на цио наль но стей.

Есть примеры того, как малые города могут развиваться и преуспевать: восемь городов образовали Ассоциацию малых исторических городов России, которая включает как города Центральной России (Углич, Суздаль, Елабуга), так и города Сибири (Тобольск) и города Юга России (Азов). В этих городах за счёт вовлечения памятников в туристический оборот удалось получить очень высокий поток туристов. На каждого жителя приходится до 7 туристов в год — это выше, чем во многих исторических городках Франции или Италии.

Таков потенциал нашей культуры — ну ясно лишь активнее задействовать музеи, местных краеведов, волонтёров. Для губернаторов малые исторические города — реальный ре сурс разви тия региона.

Также есть другие примеры по созданию

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Ф

так называемого культурно-познавательного туризма. В такой необъятной стране с широкими просторами и множеством удивительных мест, как Россия, это реальный шанс увеличения внутреннего потока туристов.

Отдельное направление — возрождение при поддержке государства детского культурно-познавательного туризма. В Советском союзе каждый ребёнок вместе с классом посещал Москву, Ленинград, областной центр. В Год культуры дети из всех регионов и всех семей, независимо от финансовых возможностей их родителей, должны получить возможность Красную площадь, Троице-Сергиеву лавру, Эрмитаж, Петергоф и т.д.

Надо отметить, что регионы откликаются на активную работу Минкультуры по развитию культурно-познавательного туризма. Сегодня уже не нужно никого агитировать за развитие туризма: все понимают, что ту ризм может дать ре аль ные ин ве сти ции в экономику региона. А лучшие региональные примеры того, как объекты наследия вовлекаются в туристический оборот, — заслуживают поддержки на федеральном уровне, именно в Год культуры. Потому что культура и туризм — две стороны одного процесса: к культуре притягиваются потоки туристов, которые приносят деньги на сохранение и раз ви тие культу ры.

Если ставить задачу сделать Год культуры годом народ ной культу ры, что бы его почувствовали широкие массы людей, надо вспомнить о том, что работ ни ки организаций культуры нуждаются в поддержке государства: в увеличении зарплат, а также в под нятии пре сти жа сво ей про фессии.

Так, в Петербурге в Год учителя (2009) провели социологический опрос: выяснилось, что сами учителя считают подъем пре-сти жа про фес сии да же бо лее важ ной задачей, чем рост заработной платы. Об этом стоит задуматься. Для работников культуры пре стиж про фессии тоже значит очень много.

Рост уровня зарплаты работников культу ры — не обходи мое зве но для при вле че-ния работников в эту сферу. В соответствии с указом Президента РФ соответствующие ведомства работают над повышением показателя зарплат работников культуры в регионах. Согласно «дорожным картам», разработанным в регионах, этот показатель в 2013 году составлял не менее 56,1 процента к уровню средней зарплаты по региону. В год культу ры он дол жен вплот ную при бли зить-ся к отметке 65 процентов.

Яркими примерами являются регионы, среди которых — Тамбовская, Тульская области, Республика Хакасия, где средняя заработная плата работников отрасли в 2014 го ду будет до ве де на до 100% к сред ней зарплате по региону.

Это большая и важная работа. Но, помимо зарплаты, мы должны подумать о другой ост рой про бле ме — о про бле ме жи лья для наших «миссионеров культуры» — работников музеев, библиотек, домов культуры и других учреждений. Важная составляющая для привлечения новых кадров. Безусловно, не ка ж дый ре гион име ет воз мож ность предоставить жилье, но можно разработать схемы льготного предоставления. Хабаровский край стал передовым: с 2014 года там заработала программа предоставления работникам культуры квартир на условиях долевого финансирования, 30% из которых — краевой бюджет, 40% — средства учреждения, в ко тором ра бо та ет специа лист, 30% — день ги работ ни ка. В Год культу ры уме ст но рас простра нить эту практику во всех регионах России. При этом, разумеется, каждый гу бер натор дол жен ис ходить из воз мож но-стей сво его ре гио на.

В экономике любого государства одним из важнейших показателей является число занятых. Оно напрямую зависит от количества людей, имеющих образование, поэтому следует рассмотреть такой неэкономический (культурный) фак тор развития, как образование. Среди факторов, которые наи-бо лее тес но свя за ны с уров нем культур но-

Ф

^ Год культуры в Российской Федерации: государство и общество

Ф

го развития региона, является численность студен тов, от ри цатель ная кор ре ля ция с региональной культу рой наи более харак терна для фак торов кри ми на ли за ции ре гионов [2, с. 12].

Образование — необходимый элемент не толь ко для трудя щих ся в лю бой сфе ре, но для всех граждан в целом. Система образования должна обеспечить гражданское, трудовое и нравственное воспитание людей, действительно осознающих социальные, экономические, юридические и социальные нормы. При помощи образования граждане включаются в общее культурно-цивилиза-ционное пространство, осознают и ощущают себя принадлежащими к политической общности. Благодаря этому у них формируется уважение к государству, усваиваются не обходи мые цен но сти и нормы, а так же осозна ние своих прав и обязан ностей. На вы пол не нии од ной важ ней шей нор мы, закреплённой в Конституции, — выплате налогов, строится целая экономическая сис-те ма стра ны. Без неё не воз мож на ус пеш ная реализация политики в абсолютно любой сфе ре.

Культур ная по ли ти ка как часть обще государственной политики является важной со став ляю щей по ли ти ки на мес тах. В Росси, как объявил 3 февраля 2014 года В. В. Путин на заседании президиума Совета по культуре и искусству, стартует программа «Основы государственной культурной политики». Под этим понимают ся две важ ные составляю щие: первая — сохра не ние по тен ци аль-ного культурного наследия страны и вторая — поддержка творчества, культурных инноваций. Под культурным наследием понимается весь накопленный поколениями нравственный и духовный опыт, который необходимо сохранить и передать последующим поколениям. При этом главная задача состоит в том, чтобы создать прочную связь между сохранением культурного наследия и социально-экономическими стратегиями раз ви тия ре гио на.

Од ним из та ких спо со бов яв ляет ся соз да-

ние домов культуры, культурных центров и т.п. Особенно много внимания следует уделять домам культуры в малых городах и на селе.

Так, например, в Ямало-Ненецком автономном округе будет разработана новая государственная программа «Основные направления развития культуры автономного округа на 2014—2020 годы». В рамках программы запланирована установка 14 сборных модульных конструкций под учреждения культуры в отдалённых сельских посе-ле ни ях Яма ла.

Так же в 2014 году запускают ся первые пять многофунк циональных культурных центров в малых городах (г. Слободской Кировской области, г. Шарыпово Краснодарского края, г. Калачинск Омской области, г. Соль-Илецк Оренбургской области, г. Изобильный Ставропольского края).

Первоначально планировалось создать всего 10 круп ных цен тров, од на ко бы ло решено создавать более дешёвые и компактные, площадью до 1,5 тысяч квадратных мет ров, цен тры-трансформеры, что позволит кратно увеличить количество городов, где будут по строе ны та кие цен тры. Не ма-ловаж но, что рас ходы на содер жа ние та ких центров не лягут тяжким бременем на бюд-же ты регио нов.

Помимо строительства новых домов культуры, необходима модернизация материально-технической базы существующих ДК.

Материально-техническая база сельских учреждений культуры сформировалась в 70—80-е годы прошлого столетия и в 42% этих учреждений не обновлялась за последнюю четверть века, а износ оборудования в среднем составляет 70%. Безусловно, регионы уже принимают меры по модернизации отрасли, но таких примеров единицы. Так, в Ленинградской области на 2014 год запланировано принятие программы, направленной на модернизацию учреждений культур, в рамках которой планируется оснастить современным оборудованием все учрежде-

Ф

Ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 2 (58) март-апрель ^

Ф

ния области.

В Башкортостане из бюджета республики выделено 12,5 млн рублей на оснащение музыкальных и детских школ искусств новыми музыкальными и концертными инструментами. В целом до 2018 года планируется переоснастить 118 школ.

Содержание мест культуры обычно состоит из двух элементов: государственного финансирования из различных уровней бюджета (преимущественно большая часть), а также сборов от проведения культурных мероприятий; доходов организаций культуры и от прочих, в том числе предпринимательских, видов деятельности; общественных пожертвований, спонсорской и меценатской помощи.

Также эффективным механизмом государственного стимулирования профессиональной дея тель но сти в сфе ре культу ры являются премии Правительства Российской Федерации и гранты Президента Российской Федерации. Начиная с 2012 года была проведена работа по организации конкурсов на при су ж де ние пре мии Пра ви тель ст-ва Российской Федерации в области культу ры — пред став лены бо лее 160 про ек тов, лауреаты определены распоряжениями Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 № 2492-р и от 23 декабря 2013 г. № 2493-р. [см.: 3; 4]. На конкурс ежегодно представляются около 600 проектов из более чем 70 субъектов Российской Федерации.

Министерство культуры проводит большую работу по подготовке и проведению мероприя тий, посвя щён ных празд нова нию юбилейных дат, отмечаемых на государственном уровне, а также юбилеев выдающихся деятелей культуры. Прошедшие мероприятия становятся заметными событиями в жизни регионов, служат дополнительным им пуль сом к их раз ви тию в рам ках еди ного культурного пространства России.

Например, в 2012 году проводилась работа по подготовке и проведению мероприятий в рамках празднования более чем 30 юбилей-

ных дат. В числе значимых мероприятий, по-свя щён ных вы дающимся деяте лям ли тера-туры и искусства, духовным просветителям России: 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского; 200-летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова; 250-летие со дня рождения Н.М. Карамзина; 200-летие со дня рождения А. К. Толстого; 200-летие со дня рождения И. А. Гончарова; 175-летие со дня рождения П. И. Чайковского.

Совместно с Минрегионом России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерством культуры Российской Федерации проводится рабо та по под го тов ке празд нова ния юбилеев городов и субъектов Российской Федерации, в том числе: 450-летие основания г. Орла, 1050-летие основания г. Белозерска Вологодской области, 1150-летие основания г. Смоленска, 2000-летие основания г. Дербента Республики Дагестан, 1150-летие основания Изборска, 300-летие основания г. Омска, 100-летие г. Мурманска, 100-летие еди не ния Рос сии и Ту вы и ос но ва ния г. Кызыла, 650-летие со дня основания г. Кирова, 350-летие основания г. Улан-Удэ Республики Бурятия, 800-летие основания г. Ржева Тверской области, 100-летия со дня образования Республики Марий Эл, 100-летия образования Республики Карелия, 650-летие со дня основания г. Калуги, 350-летие основания г. Пензы.

Год культуры даёт нам исторический шанс обратить внимание на состояние культуры в регионах, городах, на селе. Десятилетиями культурный и туристский потенциал регионов оставался недооценённым и малоизве-ст ным для са мих рос си ян.

Год культуры — это возможность формирования в российском обществе нового понимания культуры и всех, кто ей служит. Надо организовать этот год так, чтобы люди признали стратегическую ценность культуры для укрепления единства страны, сбережения и наращивания её человеческого капитала — и повышения конкурентоспособности России в мире.

Ф

Ф

^ Год культуры в Российской Федерации: государство и общество

Примечания

1. Указ Президента Российской Федерации № 375 от 22 апреля 2013 г. «О проведении в Российской Федерации Года культуры».

2. Проскин В. В, Лепехина Т. Л, Фукалова Ю. С. Культурные факторы регионального экономического роста // Вестник Пермского университета. Серия: экономика. 2013. № 2 (17).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.12. 2012 № 2492-р. «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2012 года в области культуры».

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. № 2493-р. «О присуждении премий Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры».

References

1. Presidential Decree number 375 of 22 April 2013 «On holding Russia's Year of Culture» (in Russian, unpublished).

2. Proskin V. V., Lepekhina T. L., Fukalova Yu. S. Kul'turnye faktory re-gional'nogo ekonomicheskogo rosta [Cultural factors of regional economic growth]. Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of the Perm State University. Series: Economy], 2013, № 2 (17).

3. Bylaw of the Government of the Russian Federation 22.12.2012 № 2492-p. «On the prizes of the Russian Government in 2012 in the field of culture» (in Russian, unpublished).

4. Bylaw of the Russian Federation of December 23, 2013 № 2493-p. «On the prizes of the Russian Government in 2013 in the field of culture» (in Russian, unpublished).

# П #

ОС

СОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДАГЕСТАНА НА СО ВРЕМЕННОМ ЭТА ПЕ

УДК 351.85(470.67) З. А. Бутаева

Министр культуры Республики Дагестан

В статье рассматривается современное состояние культуры Республики Дагестан — уникального полиэтнического региона России. Отмечается, что актуальной задачей современности является формирование субъектно-ориентированной культурной политики, учитывающей особенности регионов, являющейся оптимальной в их конкретных условиях. Анализируется функционирование системы государственных учреждений культуры республики. Отмечается, что внимание к национальной традиционной культуре, наследию каждого из дагестанских народов, разнообразному фольклору и декоративно-прикладному искусству всегда было и остаётся важным направлением государственной политики, они сохраняют сегодня свою самобытность и самоценность, несмотря на влияние процессов глобализации и социальное расслоение общества. Децентрализация управленческого регулирования, расширение прав непосредственных руководителей в сфере использования бюджетных средств, при отсутствии достаточной налоговой базы, существенно осложнили положение учреждений культуры на местах. Возможности государственного регулирования здесь осложнены разделением полномочий муниципального района и сельских поселений. Полная передача полномочий на поселенческий уровень с произвольным использованием органа-

БУТАЕВА ЗАРЕМА АЖУЕВНА — кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры Республики Дагестан, Министр культуры Республики Дагестан 43

BUTAEVA ZAREMA AZHUEVNA — Ph.D. (Philology), Honored worker of culture of the Republic of Dagestan, The Minister of culture of the Republic of Dagestan

e-mail: otisdag@yandex.ru © Бутаева З. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.