Научная статья на тему 'Глубина внутриличностного конфликта и зрелость совладающего поведения личности'

Глубина внутриличностного конфликта и зрелость совладающего поведения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1020
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ / СТРЕСС-ИНДУЦИРОВАННЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЖИЗНИ / COPING BEHAVIOR / DIFFICULT REAL-LIFE SITUATIONS / STRESS-INDUCED PERSONAL GROWTH / INTRAPERSONAL CONFLICT / PSYCHOLOGICAL LIFETIME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Суркова Елена Германовна, Гурова Елена Васильевна

Анализируется связь между глубиной внутреннего конфликта и особенностями совладающего поведения личности. Доказывается, что осознание и преодоление внутриличностного конфликта способствует развитию адекватной психологической организации человеком времени его жизни и зрелого совладающего поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Depth of the Intrapersonal Conflict and the Maturity of the Personality’s Coping Behavior

A relationship between the depth of inner conflict and the features of the person’s coping behavior is analyzed. It is suggested that the awareness and coping of an intrapersonal conflict promote the development of an adequate person’s psychological management of his/her lifetime and mature coping behavior.

Текст научной работы на тему «Глубина внутриличностного конфликта и зрелость совладающего поведения личности»

Глубина внутриличностного конфликта и зрелость совладающего поведения личности

Е. Г. Суркова, Е. В. Гурова (Московский гуманитарный университет)

Анализируется связь между глубиной внутреннего конфликта и особенностями совладающего поведения личности. Доказывается, что осознание и преодоление внутриличностного конфликта способствует развитию адекватной психологической организации человеком времени его жизни и зрелого совладающего поведения.

Ключевые слова: совладающее поведение, трудные жизненные ситуации, стресс-индуцированный личностный рост, внутриличностный конфликт, психологическое время жизни.

Множеством авторов подчеркивается значимость жизненных трудностей в контексте реализации личностью собственных «базовых» ценностей, возникновения новых личностных образований, таких как обретение иных жизненных перспектив, появление ощущения осмысленности жизни и пр. (Анцы-ферова, 1994: 4; Прохоров, 2005: 147; Смирнов, Долгополова, 2007: 95). В частности, модель посттравматического роста — одна из новейших теоретических моделей совладающего поведения (поведения, направленного на преодоление и переживание трудных жизненных ситуаций) строится на предположении, что под воздействием жизненных кризисов могут возникать положительные психологические изменения как результат борьбы с травмирующим событием (Tedeschi, Calhoun, 2004: 3). Достижение более высокого уровня функционирования в определенных областях, в ситуации переживания глубоко травмирующего со-

бытия, обретение новых ресурсов, использование травматической ситуации как возможности для дальнейшего развития в современной литературе принято называть посттрав-матическим или стресс-индуцированным личностным ростом. Трудная жизненная ситуация позволяет субъекту совладания, относясь к ней как к препятствию на пути самореализации, актуальной проблеме, испытанию или угрозе, изменяясь под воздействием ситуации и изменяя ее своим воздействием, наряду с разрешением ситуации, в качестве награды за «мужество быть» (термин Пауля Тиллиха), ощутить субъективно иное качество жизни (Суркова, 2011: 225).

Очевидно, что изменение убеждений, ценностей, переосмысление жизненного опыта в процессе преодоления трудной жизненной ситуации является результатом осознания и разрешения внутреннего конфликта, спровоцированного жизненной проблемой. На

наш взгляд, необходимость справляться с негативными обстоятельствами или адаптироваться к меняющимся условиям жизни, осознание и преодоление связанного с ними вну-триличностного конфликта является одним из механизмов стресс-индуцированного личностного роста, в результате которого формируется новый взгляд на проблему, новый подход к ее разрешению и используются более эффективные стратегии совладания. Данное предположение соотносится с мнением психологов гуманистической школы, постулирующих, что внутренний конфликт возникает тогда, когда внутри системы взглядов и ценностей человека появляются противоречия или когда эта система перестает соответствовать реальному опыту человека. Он может быть также результатом фрустрации стремления личности к саморазвитию, самоактуализации и осуществлению определенной жизненной цели.

Основываясь на представлениях Е. И. Голо-вахи и А. А. Кроника, понимающих психологический возраст как субъективно переживаемую меру реализованности психологического времени (Головаха, Кроник, 2008: 30; Кроник, Головаха, 2000: 252), мы предполагаем, что отсутствие значимого рассогласования между психологическим и хронологическим возрастом жизни, наряду с использованием конструктивных стратегий преодоления жизненных трудностей, в большей степени свойственно зрелой личности, способной к внутренней работе по осознанию и разрешению внутреннего конфликта, спровоцированного как внешней ситуацией, так и внутренним стремлением к саморазвитию и самореализации. При этом серьезное несоответствие между психологическим и паспортным возрастом, являясь, по сути, результатом рассогласования образов «Я-прошлого», «Я-настоящего» и «Я-будуще-го», может оцениваться как основной фактор социально-психологической дезадаптации, причина личностных нарушений, один из параметров низкой самоактуализации личности и источник психических расстройств (Белинская, 1999: 44). В контексте темы нашего исследования такое рассогласование — результат плохой способности к осознанию и соответственно разрешению внутриличностных

конфликтов, спровоцированных жизненными ситуациями, и выбора инфантильных стратегий преодоления жизненных трудностей.

В этой связи мы предположили, что зрелой личности, способной к конструктивной самореализации и активному творческому преодолению жизненных трудностей, свойственно более осознанное переживание внутрилично-стных конфликтов ценностей «значимость — доступность», более осознанное, активное и независимое копинг-поведение, а также более близкий к хронологическому психологический возраст.

Для проверки нашей гипотезы мы использовали опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» — SACS (Hobfoll, 1996); методику «Психологический возраст» (Кроник, Головаха, 2000); тест «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» — УСЦД (Фанталова, 2001). Статистическая обработка данных проводилась с использованием программы Статистика 6.0.

В исследовании приняли участие 144 студента факультета психологии и социальной работы Московского гуманитарного университета, среди которых юношей — 50, девушек — 94.

На первом этапе нашего исследования мы выясняли особенности внутриличностного конфликта, психологический возраст и характерные стратегии преодоления стресса у сту-дентов-психологов.

Выявлено, что для студентов-психологов наиболее значимыми ценностями являются «счастливая семейная жизнь» «любовь», «наличие хороших и верных друзей» и «здоровье», наименее значимыми — «красота природы и искусства», «творчество» и «активная деятельная жизнь».

При сравнении наиболее значимых ценностей у юношей и девушек выявлены некоторые различия. Наиболее важными ценностями для девушек в порядке значимости являются «счастливая семейная жизнь», «любовь», «здоровье» и «наличие хороших и верных друзей», наименее значимы — «переживание прекрасного в природе и искусстве» и «творчество».

Для юношей наиболее значимыми являются следующие ценности: «наличие хороших и верных друзей», «любовь», «свобода», «счастли-

вая семейная жизнь», наименее значимой ценностью — «красота природы и искусства».

Следует отметить, что при сходстве значимых ценностей для девушек наиболее важны здоровье и счастливая семейная жизнь, а для юношей — свобода.

Можно утверждать, что для студентов-пси-хологов ценностями, провоцирующими наибольший внутренний конфликт, являются «счастли-

Существует положительная корреляция между возрастом и уровнем внутреннего конфликта ценностей (r = 0,284, при р < 0,05). Чем старше исследуемый, тем сильнее выражен внутренний конфликт. Зрелые люди более склонны к осознаванию собственных конфликтов и предпринимают более активные усилия для их разрешения. Ниже будет показана аналогичная взаимосвязь между возрастом и конструктивностью избираемых стратегий совладания.

Анализ результатов выполнения студентами методики «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» С. Хобфолла позволяет отметить: несмотря на то что структура совладаю-щего поведения студентов-психологов включает в себя сочетание разных стратегий, более предпочитаемыми копинг-стратегиями для них являются просоциальные (табл. 2, с. 254).

Выявлены различия в предпочтении ко-пинг-стратегий у юношей и девушек. Для девушек более характерны просоциальные стратегии, юноши чаще используют манипулятивные и асоциальные стратегии.

вая семейная жизнь» (разница рангов = -10), «любовь» (разница рангов = -6), «здоровье» (разница рангов = -5) и «материально обеспеченная жизнь» (разница рангов = -4).

Обнаружены статистически значимые различия в уровне выраженности внутреннего конфликта у юношей и девушек. Для юношей характерен более высокий показатель внутреннего конфликта ценностей (табл. 1).

Для студентов заочного отделения характерен выбор более конструктивного совлада-ющего поведения, выражающегося в частом использовании просоциальных стратегий и более редком — пассивной и асоциальной стратегий (табл. З, с. 254). Это может объясняться тем, что на заочном отделении обучаются студенты старшего возраста, как правило, находящиеся в качественно иной по сравнению со студентами дневного отделения социальной и профессиональной жизненной ситуации, предполагающей зрелое копинг-по-ведение. Данные результаты подтверждаются результатами корреляционного анализа, проведенного по всей выборке, позволившего выявить корреляционные связи между возрастом исследуемых и избираемыми копинг-стратегиями. У студентов старшего возраста более выражено предпочтение просоциаль-ных копинг-стратегий («вступление в контакт» (r = 0,З08, р < 0,05), «поиск социальной поддержки» (r = 0,264, р < 0,05) и «осторожные действия» (r = 0,24З, р < 0,05). Для них, в отличие от студентов младшего возрас-

Таблица 1

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫРАЖЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК (МЕТОДИКА «УСЦД», N = 123)

Показатель Среднее значение (дебушки) Стандартное отклонение (дебушки) Среднее значение (юноши) Стандартное отклонение (юноши)

Индекс расщепления 38,62 17,54 39,25 17,14

Внутренний конфликт 18 ,40 11 ,36 27,67 16 ,53

Внутренний вакуум 18,55 12,41 18,40 12,03

Зона незначимости 63,05 22,56 63,19 23,56

Здесь и далее различия, выделенные жирным шрифтом, достоверны при р < 0,05.

Таблица 2

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

(ТЕСТ ХОБФОЛЛА, N = 77)

Стратегия Среднее значение (девушки) Стандартное отклонение (девушки) Среднее значение (юноши) Стандартное отклонение (юноши)

Уверенные действия 19,70 3,27 20,67 3,21

Вступление в социальный контакт 22,00 3,93 21,58 2,96

Поиск социальной поддержки 22,72 4,82 20,58 4,17

Осторожные действия 19,87 4,22 20,21 3,66

Импульсивные действия 17,98 3,41 17,50 3,24

Избегание 16,34 4,02 16,50 3,48

Манипулятивные действия 18,79 4,92 21,75 4,01

Асоциальные действия 15,36 5,08 19,63 5,42

Агрессивные действия 19,55 4,83 20,08 6,20

Таблица 3

АНАЛИЗ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ВЫБОРЕ СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА СТУДЕНТАМИ ДНЕВНОГО И ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЙ ^ = 144)

Стратегия Среднее значение (дневное) Стандартное отклонение (дневное) Среднее значение (заочное) Стандартное отклонение (заочное)

Уверенные действия 20,29 3,30 19,24 3,11

Вступление в социальный контакт 21,20 3,46 23,67 3,57

Поиск социальной поддержки 21,14 4,66 24,48 4,00

Осторожные действия 19,63 4,09 20,90 3,79

Импульсивные действия 17,95 3,40 17,52 3,23

Избегание 16,88 3,53 15,10 4,39

Манипулятивные действия 20,11 5,02 18,67 4,21

Асоциальные действия 17,86 5,59 13,57 3,98

Агрессивные действия 20,38 5,03 17,95 5,57

та, менее характерны стратегии «избегание» (г = -0,259, р < 0,05) и «агрессивные действия» ( г= -0,256, р < 0,05). Наши данные подтверждают результаты, полученные М. Петроски и Дж. Беркимер (Ре^озку, В1гк1шег, 1991: 343), согласно которым в использовании ко-пинг-стратегий существует определенная возрастная динамика. С возрастом повышается вероятность использования активных пробле-мосовладающих поведенческих стратегий.

В ходе анализа меры реализованности психологического времени жизни по методике А. А. Кроника и Е. И. Головахи не было выявлено достоверных различий в уровне соответствия психологического возраста хронологическому у юношей и девушек студентов дневного, заочного отделений. Среднее расхождение составило 3 года у юношей и 3,5 года — у девушек. У тех и других психологический возраст в среднем был меньше хронологического.

На втором этапе исследования с помощью корреляционного анализа нами была выявлена взаимосвязь между выраженностью внутреннего конфликта, избираемыми стратегиями преодоления стресса и субъективно переживаемой мерой реализованности психологического времени жизни у студентов.

Обнаружена корреляционная связь между несоответствием психологического возраста хронологическому и выраженностью внутреннего конфликта ценностей у студентов-психо-логов (г = -0,253, р < 0,05). Чем менее адекватен психологический возраст хронологическому, тем менее выражен внутриличностный конфликт. Таким образом, вероятно, речь идет о более низком уровне чувства реализо-ванности своего психологического времени или несформированности жизненных перспектив у личности, не осознающей собственных внутренних конфликтов. Это можно сопоставить с установленным нами фактом, согласно которому чем больше разница между хронологическим и психологическим возрастом, тем чаще используется пассивная стратегия «избегание» (г = 0,258, р < 0,05) и стратегия «импульсивные действия» (г = 0,298, р < 0,05).

Еще одна интересная корреляционная связь касается силы выраженности психологического конфликта и склонности к использованию стратегии «осторожные действия». Чем выше уровень внутриличностного конфликта, тем чаще исследуемые выбирают копинг-стратегию «осторожные действия» (г = 0,258, р < 0,05). Этому факту можно предложить следующее объяснение. Стратегия «осторожные действия» предполагает и осознание проблемы, оценку проблемы как достаточно серьезной — «надо действовать осторожно», и сознательное стремление испытуемого совершать действия, совладать с проблемой. В такой интерпретации данная стратегия представляется даже более сложной, чем стратегия «активные независимые действия», следуя которой человек не обязательно может осознавать проблемность ситуации.

Таким образом, испытуемые, продемонстрировавшие наименее низкий уровень внутреннего конфликта, в среднем имеют менее соответствующий хронологическому психологиче-

ский возраст, большую склонность к защитному поведению, предполагающему «избегание» и «импульсивные действия».

Проведенное нами эмпирическое исследование позволило сформулировать следующие выводы.

1. Глубина внутриличностного конфликта связана со зрелостью копинг-поведения и мерой реализованности психологического времени жизни. Лицам с минимальным уровнем внутриличностного конфликта свойственно менее зрелое копинг-поведение и более низкий уровень субъективного ощущения реали-зованности жизни.

2. Студенты старшего возраста демонстрируют большую психологическую зрелость, выражающуюся в более конструктивном копинг-поведении, более высоком уровне субъективного ощущения реализованности жизни и большей (но находящейся в пределах тестовых норм) глубине внутриличностного конфликта.

3. Наиболее значимыми ценностями для студентов-психологов являются «счастливая семейная жизнь», «любовь», «наличие хороших и верных друзей», «здоровье»; наименее значимыми — «переживание красоты природы и искусства», «творчество», «активная деятельная жизнь». Ценностями, провоцирующими наиболее выраженный внутренний конфликт, являются «счастливая семейная жизнь», «любовь», «здоровье» и «материально обеспеченная жизнь».

4. Существуют различия в особенностях внутреннего конфликта и предпочтений в выборе стратегий преодоления стресса у юношей и девушек. Наиболее значимыми ценностями для девушек в порядке убывания значимости являются «счастливая семейная жизнь», «любовь», «здоровье» и «наличие хороших и верных друзей»; наиболее востребованы по сравнению с юношами просоциальные стратегии совладания со стрессом. Для юношей наиболее значимыми являются ценности «наличие хороших и верных друзей», «любовь», «свобода», «счастливая семейная жизнь» при более высоком уровне внутриличностного конфликта; наиболее востребованы по сравнению с девушками асоциальные стратегии преодоления стресса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анцыферова, Л. И. (1994) Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. Т. 15. № 1. С. 3-19.

Белинская, Е. П. (1999) Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. № 3. C. 40-46.

Головаха, Е. И., Кроник А. А. (2008) Психологическое время личности. М. : Смысл.

Кроник, А. А., Головаха, Е. И. (2000) Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л. В. Куликов. СПб. : Питер. С. 246-256.

Прохоров, А. О. (2005) Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М. : ПЕР СЭ.

Смирнов, Б. А., Долгополова, Е. В. (2007) Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Харьков : Гуманитарный центр.

Суркова, Е. Г. (2011) Творческая парадигма процесса совладания с трудными жизненными ситуациями // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 222-228.

Фанталова, Е. Б. (2001) Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара : Изд. дом «Бахрах-М».

Hobfoll, S. E. (1996) Social Support: Will You Be There when I Need You? // A Lifetime of Relationships / ed. by N. Vanzetti and S. Duck. Monterey, CA : Brooks/Cole Publishing Co. P. 46-74.

Petrosky, M. J., Birkimer, J. C. (1991) The Relationship among Locus of Control, Coping Styles and Psychological Symptom Reporting // Journal of Clinical Psychology. Vol. 47. № 3. P. 336-345.

Tedeschi, R. G., Calhoun, L. G. (2004) Posttraumatic Growth: Conceptual Foundations and Empirical Evidence // Psychological Inquiry. Vol. 15. № 1. P. 1-18.

THE DEPTH OF THE INTRAPERSONAL CONFLICT AND THE MATURITY OF THE PERSONALITY’S COPING BEHAVIOR E. G. Surkova, E. V. Gurova (Moscow University for the Humanities)

A relationship between the depth of inner conflict and the features ofthe person’s coping behavior is analyzed. It is suggested that the awareness and

coping of an intrapersonal conflict promote the development of an adequate person’s psychological management of his/her lifetime and mature coping behavior.

Keywords: coping behavior, difficult real-life situations, stress-induced personal growth, intrapersonal conflict, psychological lifetime.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Antsyferova, L. I. (1994) Lichnost’ v trudnykh zhiznennykh usloviiakh: pereosmyslivanie, preobra-zovanie zhiznennykh situatsii i psikhologicheskaia zashchita // Psikhologicheskii zhurnal. T. 15. № 1. S. 3-19.

Belinskaia, E. P. (1999) Vremennye aspekty Ia-kontseptsii i identichnosti // Mir psikhologii. № 3. C. 40-46.

Golovakha, E. I., Kronik A. A. (2008) Psikholo-gicheskoe vremia lichnosti. M. : Smysl.

Kronik, A. A., Golovakha, E. I. (2000) Psikho-logicheskii vozrast lichnosti // Psikhologiia lichnos-ti v trudakh otechestvennykh psikhologov / sost. L. V. Kulikov. SPb. : Piter. S. 246-256.

Prokhorov, A. O. (2005) Samoreguliatsiia psikhicheskikh sostoianii: fenomenologiia, mekha-nizmy, zakonomernosti. M. : PER SE.

Smirnov, B. A., Dolgopolova E. V. (2007) Psikho-logiia deiatel’nosti v ekstremal’nykh situatsiiakh. Khar’kov : Gumanitarnyi tsentr.

Surkova, E. G. (2011) Tvorcheskaia paradigma protsessa sovladaniia s trudnymi zhiznennymi situatsiiami // Znanie. Ponimanie. Umenie. №2.

S. 222-228.

Fantalova, E. B. (2001) Diagnostika i psikhotera-piia vnutrennego konflikta. Samara : Izd. dom «Bakhrakh-M».

Hobfoll, S. E. (1996) Social Support: Will You Be There when I Need You? // A Lifetime of Relationships / ed. by N. Vanzetti and S. Duck. Monterey, CA : Brooks/Cole Publishing Co. P. 46-74.

Petrosky, M. J., Birkimer, J. C. (1991) The Relationship among Locus of Control, Coping Styles and Psychological Symptom Reporting // Journal of Clinical Psychology. Vol. 47. № 3. P. 336-345.

Tedeschi, R. G., Calhoun, L. G. (2004) Posttraumatic Growth: Conceptual Foundations and Empirical Evidence // Psychological Inquiry. Vol. 15. № 1. P. 1-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.