Научная статья на тему 'Глобальный образовательный вызов, брошенный России (Россия и «Экономика познаний»: роль высшей школы инновации через образование)'

Глобальный образовательный вызов, брошенный России (Россия и «Экономика познаний»: роль высшей школы инновации через образование) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«KNOWLEDGE ECONOMY» / "НОВАЯ" ЭКОНОМИКА / «ЭКОНОМИКА ПОЗНАНИЙ» / ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / БЕСПЛАТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАБИЛЬНОСТЬ / АССОЦИАТИВНОСТЬ / СОЛИДАРНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / KNOWLEDGE ECONOMY / NEW ECONOMY / COGNITION ECONOMY / EDUCATION / INNOVATION / INVESTMENT / QUALITY OF EDUCATION / HUMAN CAPITAL / NATIONAL HIGHER EDUCATION FREE OF CHARGE / STABILITY / UNIFICATION / SOLIDARITY OF CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Е. А.

В настоящее время происходит глобальный процесс продвижения идей «knowledge economy» («экономики познаний»). Для того, чтобы качественно преобразовать социально-экономическую систему страны и обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие нации необходимо наличие основ, то есть того стратегически главного, на чём будет строиться «экономика познаний», и что является её сущностью. К числу существенных базовых признаков реальности осуществления перемен относится именно состояние национальной образовательной системы. В предлагаемой статье автор приводит комплексный перечень мер по возрождению российской высшей школы и базовые принципы для приведения её в соответствие с требованиями «экономики познаний».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Global educational challenge for Russia (Russia and «The Knowledge Economy»: the Role of Higher Education System Innovation Through Education)

Nowadays we have the global process of moving ahead the ideas of the «Knowledge Economy». The aim of the Russian Federation is to move the economy from one based upon natural resources to one based upon the creation and application of knowledge. The condition in the National Higher Education System is one of the main basic signs of real realization of changes. This article is about the complex list of measures to take and about the basic principles necessary to correspond to the demands of the «Knowledge Economy».

Текст научной работы на тему «Глобальный образовательный вызов, брошенный России (Россия и «Экономика познаний»: роль высшей школы инновации через образование)»

15.11. ГЛОБАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЫЗОВ, БРОШЕННЫЙ РОССИИ (РОССИЯ И «ЭКОНОМИКА ПОЗНАНИЙ»: РОЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ - ИННОВАЦИИ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАНИЕ)

Кузнецова Е. А., ст. преподаватель, Российский государственный социальный университет, Москва.

Luxsi2005.63@mail.ru

Аннотация: В настоящее время происходит глобальный процесс продвижения идей «knowledge economy» («экономики познаний». Для того, чтобы качественно преобразовать социально-экономическую систему страны и обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие нации необходимо наличие основ, то есть того стратегически главного, на чём будет строиться «экономика познаний», и что является её сущностью. К числу существенных базовых признаков реальности осуществления перемен относится именно состояние национальной образовательной системы. В предлагаемой статье автор приводит комплексный перечень мер по возрождению российской высшей школы и базовые принципы для приведения её в соответствие с требованиями «экономики познаний».

Ключевые слова: «knowledge economy» «новая» экономика, «экономика познаний» образование, инновации, инвестиции, качество образования, человеческий капитал, бесплатное государственное высшее образование, стабильность, ассоциативность, солидарность гражданского общества.

GLOBAL EDUCATIONAL CHALLENGE FOR RUSSIA (RUSSIA AND «THE KNOWLEDGE ECONOMY»: THE ROLE OF HIGHER EDUCATION SYSTEM -INNOVATION THROUGH EDUCATION)

Kouznetsova E. Al., Senior Lecturer, The Russian State Social University, Moscow.

Luxsi2005.63@mail.ru

Annotation: Nowadays we have the global process of moving ahead the ideas of the «Knowledge Economy». Thh aim of the Russian Federation is to move the economy from one based upon natural resources to one based upon the creation and application of knowledge. hhe condition in the National Higher Education System is one of the main basic signs of real realization of changes. This article is about the complex list of measures to take and about the basic principles necessary to correspond to the demands of the «Knowledge Economy».

Keywords: knowledge economy, new economy, cognition economy, education, innovation, investment, quality of education, human capital, national higher education free of charge, stability, unification, solidarity of civil society.

То, что началось, всего лишь, как инициатива, направленная на использование интеллектуального труда нации, превратилось в глобальную тенденцию, насущную повестку дня международного сотрудничества в поисках решения проблем как отдельно взятой локально-национальной, так и глобальной, в целом, политики развития на пути к «новой» экономике, которую обычно называют существующим в английском языке

термином «knowledge economy» («экономика познаний» - перевод с английского автора1).

Осуществление проектов по трансформации экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития невозможно без наличия особого потенциала, а именно: должна присутствовать практическая способность и реальная готовность имеющегося человеческого капитала изменить существующую экономику на экономику, базирующуюся на творческом мышлении (интеллекте) и эффективном применении результатов познаний (профессиональных, специальных знаний). И, безусловно, располагая означенным потенциалом, Российская Федерация в поиске путей развития и проявления этого своего потенциала обязана делать ставку на образование.

Для того, чтобы качественно преобразовать социально-экономическую систему страны и обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие нации необходимо наличие основ, то есть того стратегически главного, на чём будет строиться «экономика познаний», и что является её сущностью. Так вот, к числу существенных базовых признаков реальности осуществления перемен относится именно состояние образовательной системы. При этом инновационный характер высшего профессионального образования является безусловной основой становления «экономики познаний».

Истинно образование является основным фактором

- экономическим элементом, способствующим привлечению иностранных инвестиций, стимулированию предпринимательского управления и использованию возможностей технического прогресса.

Под образованием понимается получение индивидуумом на протяжении всей жизни систематизированных знаний, приобретение практических навыков и опыта в результате просвещения и обучения, что является обязательным условием для «экономики познаний».

Существующей теперь России, развитие которой затруднили, как утрата в постсоветский период мировых позиционных достижений в науке, образовании, медицине, космической, оборонной отраслях промышленности и так далее, так и вырождение всех составляющих человеческого капитала, предстоит постепенно создавать эффективную современную экономику, определив приоритетные направления её модернизации. Однако, «никакая модернизация не возможна без квалифицированных специалистов, талантливых учёных, без качественного образования и постоянного профессионального обучения»2.

1 Примечание автора: идёт активный процесс продвижения идей «knowledge economy» по всему миру. В ходе этого процесса мировое сообщество вырабатывает и осваивает один общий профессиональный язык. По этим причинам национальные терминологические и понятийные аппараты должны быть идентичными категориям и понятиям, принятым в мировом сообществе. По мнению автора, англоязычный термин «knowledge economy» и именно русскоязычный термин «экономика познаний» являются действительно адекватными понятийными терминами. Ёмкое и широкое понятие «экономика познаний» является поглощающим по отношению к более или менее известным (альтернативным вариантам перевода английского понятия «knowledge economy») понятиям: «экономика знаний», «информационная экономика», «инновационная экономика», «инновационно-информационная экономика», «интеллектуальная экономика», «новая экономика», «общество знаний», «экономика, основанная на знаниях».

2 Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 29.06.2010 «О бюджетной политике в

2011- 2013 годах».

Кузнецова Е. А.

ГЛОБАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЫЗОВ, БРОШЕННЫЙ РОССИИ

В этих нынешних условиях, когда, по словам Президента РФ, «нужно использовать всё, что есть, и создавать то, чего нет»3, роль образовательных учреждений высшего профессионального образования, как инновационных учреждений и ведущих научных центров, в обеспечении социально-экономического и технологического прогресса на этапе становления «экономики познаний», является исключительно важной.

Но, к сожалению, в теперешнем высшем образовании моду по-прежнему определяют не классические и исследовательские университеты, мощные университеты, а сотни третьесортных институтов.

Означенное тяжёлое положение в российском высшем профессиональном образовании (ВПО), которое сложилось на начало 2012 года, глава государства в своём ежегодном Послании Федеральному собранию от 22.12.2011 откровенно оценивает как «крайность», которую «надо исправить».

В современных условиях высшее образование необходимо рассматривать как национальный актив, который предназначен для инноваций и управляется инновациями.

В своих значимых выступлениях последних лет Президент и Председатель Правительства Российской Федерации поименовали по-настоящему системные шаги, которые необходимо совершить для исправления крайне тяжёлого положения в высшей школе на пути к «экономике познаний» и в целях развития инновационного характера профессионального образования как основы становления «экономики познаний».

В настоящей статье для того, чтобы исключить повторений, мы не будем останавливаться на мерах, официально заявленных руководителями государства.

По мнению автора, официальная «дорожная карта» содержит, безусловно, не исчерпывающий комплекс мер по возрождению российской высшей школы для приведения её в соответствие с требованиями «экономики познаний». Означенный перечень мер является открытым, и он обязательно должен дополняться, корректироваться и уточняться в процессе развития.

Более того, по мнению автора, комплекс мер по возрождению российской образовательной системы должен зиждиться на основополагающих твёрдых принципах, как то:

1. Образование (ВПО) должно быть исключительно качественным (здесь и далее выделено мной - примечание автора). Здесь имеется в виду:

- человеческий фактор - основной фактор, от которого зависит качество получаемых знаний.

Преподаватели должны быть квалифицированными и компетентными, причём, должны быть как профессионалы-теоретики, так и профессионалы-практики (соблюдение принципа неразрывного единства теории и практики, как критерия истинности и основы развития). Только это главное. При этом возможность быть педагогом не ставится в зависимость от наличия педагогического образования и учёной степени у «нового поколения» преподавателей. Педагоги должны быть активными публичными людьми: обучая, должны передавать учащимся систематические сведения по учебному предмету, как посредством устного изложения учебного предмета, так и посредством опубликования тематических статей и книг (уровень цитируемо-сти публикаций сотрудников вуза является одним из важнейших показателей его рейтинга);

3 Послание Президента РФ Федеральному собранию от 22.12.2011 «Послание Президента РФ Федеральному собранию»

- категорическая недопустимость коммерциализации системы образования (ВПО).

Вуз не должен быть организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческой организацией), и только. И уж, тем более это требование в полной мере имеет отношение к общественным (не частным) высшим учебным заведениям.

За рубежом многие выдающиеся частные университеты финансируются благотворительными либо иными некоммерческими организациями. Остальное подмножество частных университетов является коммерческими организациями, извлекающими прибыль из своей деятельности. Однако, именно они - частные вузы, основанные предпринимателями и магнатами для поддержания общественного благоденствия и во имя развития человечества и цивилизации, возглавляют существующие рейтинги лучших университетов мира, как в качестве учебных заведений, так и в качестве научных центров. Главной целью вуза в отношении студентов должно быть предоставление им качественного образования, пусть даже и за плату.

Образование же в общественных (государственных, муниципальных) вузах должно быть бесплатным и одинаково доступным для всех на основе способностей каждого, тем более, когда Правительство Российской Федерации на основании Федерального конституционного закона уполномочено «развивать систему бесплатного образования»4. При этом правительством должен быть установлен мораторий на конкурсную основу получения бесплатного образования в общественных вузах.

Бесплатное высшее образование следует рассматривать как долгосрочные бюджетные инвестиции государства в человеческий капитал (в своих граждан), как затратные вложения, произведённые в целях инноваций и создания общественных ценностей, как расходы, которые должны окупиться в будущем, то есть после окончания студентами вузов.

Представляется, что на начальном этапе бесплатное высшее профессиональное образование в общественных вузах должно предоставляться гражданам для обучения специальностям, потребность в которых испытывает общество, а также исходя из индивидуальных способностей граждан к овладению особыми специфическими (например, творческими) специальностями.

2. Высшее образование порождает более высокие ожидания у граждан, поэтому государство должно бороться за интеллектуальное богатство нации.

Для того, чтобы высшее образование создавало общественные ценности, необходима профессиональная подготовка студентов, но также гарантии их последующей занятости и достойной заработной платы, размер которой обеспечивал бы их жизнь. То есть, само по себе высшее образование является недостаточным фактором для этих целей, благоприятными должны быть также политические и социальные факторы. Новые образовательные инициативы должны соответствовать растущим ожиданиям выпускников, связанным с возможностями трудоустройства согласно их навыкам и устремлениям. Проблема создания именно государственных рабочих мест не может быть проигнорирована самим государством, которое стремится к

4 Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» глава III статья 17

успехам в области высшего образования и, безусловно, заинтересовано в них.

Граждане, которые получают бюджетное высшее образование на бесплатной для себя основе, должны полностью отдавать себе отчёт в том, что это вовсе не подарок им от государства. Бесплатное высшее образование - это договорные отношения государства в лице соответствующего общественного вуза и студента, порождающие возникновение взаимных обязательств означенных сторон. Как правило, всё «новое» приходит через архаику. В рассматриваемом нами контексте этим «новым» прекрасно может стать возрождение системы распределения молодых специалистов на рабочие места по профилю обучения после окончания ими вузов, что и позволит во многом решить проблему трудоустройства выпускников. При этом отношения между гражданином и государством никоим образом не должны принимать форму кабальной сделки. Это должна быть двусторонняя взаимовыгодная связь, партнёрский союз.

3. Инвестиции в государственное высшее профессиональное образование должны вестись высокими темпами и в полном соответствии с социальноэкономической динамикой, присущей образованному обществу.

Высшее образование должно опираться, прежде всего, на всестороннее, устойчивое, полноценное федеральное финансирование, а также на финансирование посредством специальных фондов развития. Инвестиционные программы могут также реализовываться и в рамках так называемого частно-государственного партнёрства.

4. Формирование мотивации граждан в пользу получения высшего образования.

Одни только финансовые вливания в российскую образовательную систему не могут принести ожидаемого успеха в деле её возрождения. Необходимой и первостепенной должна быть мотивация людей. Получение образования (ВПО) невозможно без участия самих людей.

В обществе должна появиться новая нравственная парадигма, основанная на высших нравственных ценностях: просвещении, образовании и культуре.

При этом высшее профессиональное образование должно быть модным, престижным, перспективным для граждан занятием, смысл и значимость высшего образования должны быть понятны и поняты гражданами. Высшее профессиональное образование должно стать естественной потребностью каждого индивида.

Из вышеприведённого следует вывод, что Россия только в начале главного преобразования экономики, которое займёт десятилетия.

Для перехода к современной «новой» индустриальной экономике - «экономике познаний», где человеческий фактор является основным фактором развития, безусловно, в первую очередь, требуются стабильность, ассоциативность и солидарность гражданского общества, квалификация и компетенция его граждан.

Архиважно, чтобы правильные государственные ориентиры, приоритетные задачи и стратегические замыслы воплощались не только в словах в качестве заявлений о намерениях, но и воплощались в жизнь (реализовывались на практике). То есть, говоря иначе: слова не должны расходиться с делами. В этих целях государство в обязательном порядке должно располагать технической, правовой и финансовой возможностями.

У Российской Федерации, безусловно, есть потенциальный шанс - построить «экономику познаний». Но для этого и всем нам, и конкретно каждому из нас, ещё нужно очень многое сделать.

Инициатива начинается с отдельного человека, обладающего знанием.

Список литературы:

1. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 29.06.2010 «О бюджетной политике в 2011- 2013 годах».

2. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 22.12.2011 «Послание Президента РФ Федеральному собранию».

3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» глава III статья 17.

Reference list:

1. The budget message of the President of the Russian Federation of the Federal Assembly of 29.06.2010 "On budget policies in 2011 - 2013".

2. Message from the President of the Russian Federation Federal Assembly from the 22.12.2011 "the Message of the President of the Russian Federation Federal Assembly".

3. The Federal constitutional law on "On the Government of 17.12.1997 № 2-FKZ the Russian Federation" Chapter 3 of article 17.

РЕЦЕНЗИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.