Научная статья на тему 'Глобальные цепочки добавленной стоимости как новый элемент международной торговли'

Глобальные цепочки добавленной стоимости как новый элемент международной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5568
1087
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ ЦЕПОЧКА ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ / МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ / GLOBAL VALUE ADDED CHAINS / GLOBALIZATION / INTERNATIONAL TRADE / VALUE ADDED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лубская Елена Владимировна

В статье представлен анализ развития концепций глобальных цепочек добавленной стоимости, которые выступают основным элементом мировой торговли в настоящее время. Рассматриваются теоретические основы, а также практическая и методологическая составляющие данной концепции. Акцентируется внимание на актуальности и важности рассматриваемого вопроса. Указаны перспективные направления развития теории глобальных цепочек добавленной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GLOBAL VALUE ADDED CHAINS AS A NEW ELEMENT OF INTERNATIONAL TRADE

The article presents the analysis of concepts of global value chains, which is the main element of international trade at the moment. It considers the theoretical framework as well as practical and methodological components of the concept. The attention is focused on the relevance and importance of the issue. Shows perspective directions of development of the theory of global value chains.

Текст научной работы на тему «Глобальные цепочки добавленной стоимости как новый элемент международной торговли»

ГЛОБАЛЬНЫЕ ЦЕПОЧКИ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ КАК НОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация. В статье представлен анализ развития концепций глобальных цепочек добавленной стоимости, которые выступают основным элементом мировой торговли в настоящее время. Рассматриваются теоретические основы, а также практическая и методологическая составляющие данной концепции. Акцентируется внимание на актуальности и важности рассматриваемого вопроса. Указаны перспективные направления развития теории глобальных цепочек добавленной стоимости.

Ключевые слова. Глобализация, глобальная цепочка добавленной стоимости, мировая торговля.

Lubskaia E.V.

GLOBAL VALUE ADDED CHAINS AS A NEW ELEMENT OF INTERNATIONAL TRADE

Abstract. The article presents the analysis of concepts of global value chains, which is the main element of international trade at the moment. It considers the theoretical framework as well as practical and methodological components of the concept. The attention is focused on the relevance and importance of the issue. Shows perspective directions of development of the theory of global value chains.

Keywords. Global value added chains, globalization, international trade, value added.

Термин «цепочка добавленной стоимости» (ЦДС) появился в научной литературе сравнительно недавно, но довольно скоро концепция цепочек добавленной стоимости получила широкое распространение в научной и практической литературе и стала применяться для выявления конкурентных преимуществ компании и оценки эффективности их деятельности на мировом рынке.

Впервые термин «цепочка добавленной стоимости» был предложен в 1960-1970 годы. Этот вопрос подробно рассмотрен М. Портером в его работе «Конкурентное преимущество» [2]. Под такой цепочкой М. Портер понимал «совокупность различных видов деятельности компании, направленных на разработку, производство, маркетинг, доставку и обслуживание своих продуктов» [2, с. 73]. Единицей исследования здесь выступает отдельная компания в отрасли. Данная концепция была направлена на анализ внутреннего строения фирмы, она раскрывала и разделяла структуру фирмы и производственного процесса на взаимозависимые стадии и механизмы для последующего выявления конкурентных преимуществ фирмы. ЦДС в концепции М. Портера состоит из основных (производство, логистика, маркетинг, продажи и обслуживание) и вспомогательных видов деятельности (инфраструктура, управление персоналом, ИТ, материально-техническое обеспечение).

Также М. Портер вводит понятие «системы создания стоимости», описывающее взаимосвязи и набор видов деятельности, в которых участвует предприятие определенной отрасли (см. рис. 1). Автор концепции отмечает: «Чтобы достичь конкурентных преимуществ и удержать их, надо хорошо понимать как устройство цепи создания стоимости, так и положение предприятия в общей стоимостной

ГРНТИ 06.51.02 © Лубская Е.В., 2017

Елена Владимировна Лубская - аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 981 964-70-89. Е-mail: e.lubskaia@gmail.com.

системе». Предприятие может создать конкурентное преимущество за счет оптимизации этих связей, находящихся за пределами своего бизнеса.

ЦДС предпри ятия

ЦДС

каналов сбыта

И

Ст

N

Стоимость, созданная предприятием

ЦДС потреби теля

Нижний уровень стоимости

Рис. 1. Система создания стоимости [2, с. 69]

Стоит отметить, что ЦДС, выступая в качестве системы создания стоимости, рассматривает деятельность компании на нескольких уровнях. На микроуровне или на уровне предприятия ЦДС описывает совокупность видов деятельность, их взаимосвязи и механизмы, происходящие в рамках одной компании, а на стратегическом или макроуровне анализ ЦДС отрасли или всего производственного процесса продукта является одним из средств определения местоположения предприятия на рынке и стратегического планирования.

Подобную концепцию можно встретить у французских ученых Дж. Вомака и Д. Джонса. В своих работах конца 1970-х - начала 1980-х гг.они разрабатывали концепцию «filière» [8], что в переводе означает «цепочка». Главным отличием от теории Портера является то, что рассмотрение filière начиналось с сырья, в то время как исследование ЦДС - с производства продукта.

С начала 1990-х гг. теория ЦДС получила развитие в работах других иностранных ученых. Как теоретические, так и эмпирические исследования проводились главным образом сотрудниками Института исследований развития (Великобритания). Гэри Джереффи, профессор социологии и директор Центра по проблемам глобализации, управления и конкурентоспособности при Университете Дьюка, в 1994 г. ввел в научный оборот термин «глобальная цепочка производства товаров», подчеркнув его масштабность и участие в производственном процессе нескольких стран. Глобальные цепочки добавленной стоимости (ГЦДС), по определению Г. Джереффи, представляют собой набор внутриоргани-зационных сетей, направленных на производство определенного товара и связывающих между собой в мировой экономике домохозяйства, предприятия и государства [5].

М.В. Мейер, профессор менеджмента Бизнес-школы Уортон в Университете Пенсильвания, видоизменил концепцию «цепочки стоимости» для последующего использования ее при оценке эффективности бизнеса на основе процессно-ориентированного анализа рентабельности (ABPA - Activity Based Performance Analyses). М.В. Мейер развивает идеи Портера, но добавляет к цепочке Портера еще и затраты. Цепочка эффективности начинается с бизнес-процессов и заканчивается затратами, добавленной стоимостью для потребителя, выручкой за вычетом затрат и оценкой компании на финансовых рынках [1]. Так же, как и Джереффи, Мейер применяет свою концепцию для анализа деятельности международных и транснациональных корпораций (МНК и ТНК, соответственно).

В настоящее время существуют два основные направления исследования концепции ГЦДС: интернациональное и индустриальное. Первый подход представлен исследователями из США и в первую очередь Г. Джереффи, а также некоторыми европейскими учеными, такими как Рафаэль Кап-лински, профессор Департамента по вопросам политики и практики Открытого университета (Эссекс, Великобритания), и Питер Гиббон, научный сотрудник Датского института международных исследований. Индустриальный подход представлен исследователями из Института исследований развития Университета Сассекса (Джон Хамфри и Хуберт Шмитц).

Интернационалисты проводят анализ в основном на макроуровне, в то время как представители индустриального направления рассматривают вопросы ГЦДС на микроуровне, анализируя более ло-

кальный опыт конкретных отраслей, кластеров и компаний. Тем не менее, это разделение весьма условную, поскольку представленные подходы дополняют друг друга, что подтверждается рядом совместных работ. Российское направление исследования ГЦДС представляет Центр по взаимодействию с Организацией экономического сотрудничества и развития Высшей школы экономики, работы исследователей которого больше соответствуют индустриальному подходу.

Несмотря на то, что в той или иной степени цепи поставок и разделение производства на определенные стадии существовали с момента появления промышленного производства, актуальность концепции ГЦДС и активизация исследований в данной области начались в конце XX в. Американский ученый Р. Болдуин видит причины этого явления в усилении второй волны глобализации, которая характеризуется технологическим прогрессом и снижением затрат на транспортировку [7].

ГЦДС достигли значительного развития, когда к процессу присоединились страны Азии, обладающие дешевой рабочей силой и неиспользованными ресурсами производства, что позволило МНК вынести большую часть своего производства в эти страны. С этого момента ЦДС, существуя преимущественно между секторами машиностроения развитых стран, стали называться глобальными. Т. Фридман назвал глобальные цепи поставок, которые являются основой ГЦДС, одной из 10 сил, «выравнивающих» мир, вместе с прогрессом в цифровой, мобильной, персональной и виртуальной коммуникациях, оффшорингом, аутсорсингом и др. [7].

Позднее, по мере углубления исследований и усложнений отношений контрагентов, появилось необходимость в расширении понятия ГЦДС. Так, Н. Коу предложил термин «глобальные производственные сети», которые, по сути, представляли собой ГЦДС, однако, имели нелинейное строение, а также помимо компаний в них входят и другие участники - государства, международные организации и др. [4]. Однако впоследствии в научной литературе эти термины стали употреблять как синонимы. В целом концепция глобальных цепочек добавленной стоимости выявляет роль и функции участников ГЦДС во взаимоотношениях между собой и со внешней средой (поставщиками и потребителями) в процессе преобразования потока входящих ресурсов и создания конечного продукта для потребителя.

Анализ цепочки добавленной стоимости показывает, как деятельность предприятия добавляет стоимость к конечной цене продукта, то есть она раскрывает, из каких элементов формируется стоимость продукта для конечного потребителя. В настоящее время существуют различные классификации цепочек создания стоимости, но наибольший интерес при анализе деятельности предприятия и глобальных ЦДС в целом представляет классификация, предложенная Г. Джереффи [6, с. 32].

Этот ученый выделил два вида ЦДС: цепочки, управляемые производителями (producer-driven chains) и цепочки, управляемые потребителями (buyer-driven chains). Цепочки, управляемые потребителями, характерны для трудоемких отраслей промышленности, таких как мебельное производство, производство одежды, обуви и игрушек. Второй вид включает в себя цепочки, в которых ключевую роль играют производители, обладающие необходимыми технологиями для производства. В более поздних работах Г. Джереффи отмечает, что для цепочек, управляемых производителями, более характерны прямые иностранные инвестиции, чем в случае цепочек, управляемых потребителями.

Широкое распространение ГЦДС в мировой торговле требует не только теоретических знаний, но и практических и методологических разработок для анализа существующих процессов. Согласно данным ЮНКТАД, около 80% мировой торговли связано с производственными процессами в глобальных ЦДС, а 60% всей торговли составляет непосредственно торговля промежуточными товарами [9]. Несмотря на это, расчет импорта и экспорта стран в международных базах данных производится по валовым показателям. Такая оценка, по мнению автора, искажает ситуацию и не позволяет провести детальный анализ.

Ярким примером такой ситуация является производство продукции компании Apple. Основные компоненты для данной продукции производятся в Японии, Германии и Южной Корее. Далее комплектующие доставляют в Китай, где и происходит финальная сборка. Г. Линден и Дж. Дедрик [3] подсчитали, что каждый экспортируемый в США продукт компании увеличивает дефицит торгового баланса США с Китаем в среднем на 200 долларов США. Однако это не отражает реальной картины, так как в Китае производится только финальная сборка, затраты на которую составляют около 10 долларов.

Данную проблему призвана решить совместная инициатива ВТО и ОЭСР по созданию единой базы данных «Trade in Value Added» (TiVA) на основе модели «Затраты-Выпуск», позволяющей оцени-

вать торговлю промежуточными товарами между странам-членам ОЭСР, а также другими крупнейшими экономиками мира. Стоит отметить, что данная инициатива все еще находится на стадии разработки. Так, сбор, обработка и систематизация данных требует значительных временных ресурсов, что приводит к временному лагу в 5-6 лет при публикации собранных данных. Вторым существенным недостатком является то, что данные по значительному количеству стран не включены в TiVA (особенно это ситуация видна в случае стран бывшего СССР), что затрудняет процесс и сужает возможности для исследований.

Оценка ГЦДС и международных торговых потоков необходима для выбора компанией стратегии участия в ГЦДС, а на государственном уровне - для формирования эффективной политики и создания условий ведения бизнеса. Так, индекс участия России в ГЦДС в 2011 году составил 51,8%, что выше среднего значения как для развивающихся (48,6%), так и для развитых стран (48,0%). Однако большую часть экспорта страны составляет экспорт сырьевых товаров и товаров без глубокой переработки, и, соответственно, большая часть связей, в которые вовлечена страна в процессе создания глобальной добавленной стоимости, носит восходящий характер за счет экспорта товаров без глубокой переработки, не участвуя при этом в основных процессах создания стоимости. Такой характер участия не создает высокую добавленную стоимость, и сырье, которое было экспортировано российскими компаниями, вновь возвращается в страну в виде переработанных товаров, но уже с соответствующей наценкой.

Г. Джереффи разработал два пути вхождения и продвижения по цепочке создания стоимости: продвижение «сверху вниз» и «снизу вверх» [7]. Первый подход описывает деятельность МНК и ТНК в процессе вертикальной интеграции производства, когда происходит освоение нижних, первоначальных этапов производства. Второй путь представляет собой увеличение роли внутри ГЦДС и состоит из нескольких стадий: на первой стадии предприятие выполняет сборку, на второй осуществляет производство «под ключ», на третьей участвует на стадии исследования и проектирования, на последней стадии выступает производителем собственных брендов. Этот процесс наглядно демонстрирует так называемая диаграмма-«улыбка» («smile» curve), характеризующая степени доходности различных этапов производственного процесса. (см. рис. 2).

S н о о S S о н

о «

о и и

(D

ч

ю о ч а

(D

СЗ Рч

Процесс добавления стоимости

Рис. 2. Диаграмма-«улыбка», характеризующая степени доходности различных этапов производственного процесса [6, с. 214]

Процесс создания стоимости состоит из трех стадий: предпроизводственная, производственная и постпроизводственная. Участие в первой и третьей стадии приносит компаниям наибольшую прибыль.

Стоит отметить, что данная диаграмма применяется для описания производственных процессов, происходящих в XXI в. В 70-х гг. XX в. диаграмма представляла собой практически прямую линию.

Подводя итог, можно отметить, что, несмотря на то, что вопросы функционирования и развития ГЦДС остаются малоизученными, глобальные цепочки добавленной стоимости описывают реальные процессы, происходящие в мировой торговле, процессы, набирающие оборот в последние десятилетия и позволяющие дать реальную оценку конкурентоспособности стран. Дальнейшее развитие исследований в области ГЦДС, как в теоретической, так и в практической сфере, позволит составить полноценную и углубленную картину мировых торговых потоков, поможет сформировать правильные приоритеты в экономической политике стран, а также более точно оценивать последствия принимаемых инвестиционных решений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мейер М. Оценка эффективности бизнеса. М.: Вершина, 2004. 272 с.

2. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Паблишер, 2016. 716 с.

3. Capturing Value in Global Networks: Apple's iPad and iPhone. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pcic.merage.uci.edu/papers/2011/value_ipad_iphone.pdf (дата обращения 07.12.2016).

4. Coe N., Dicken P., Hess M. Global Production Networks: realizing the potential // Journal of Economic Geography. 2008. № 8. P. 271-295.

5. Gereffi G. The Organization of Buyer-Driven Global Commodity Chains and Global Capitalism. L.: Praeger, 1994.

6. Kaplinsky R., MorrisM. Handbook for Value Chain Research. IDS, 2003.

7. Interconnected Economies: Benefiting from Global Value Chains. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org/publications/interconnected-economies-9789264189560-en.htm (дата обращения 10.09.2016).

8. Womack J., Jones D. Lean Thinking: Banish Waste and Create Wealth in Your Corporation. N.Y.: Simon & Schuster, 1996.

9. World Investment Report 2013: Global Value Chains. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2013_en.pdf (дата обращения 30.04.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.