Научная статья на тему 'Глобальная информатизация общества'

Глобальная информатизация общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1531
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Информационная экономика / технология владения знаниями / рынки информации / порог знаний / цифровое неравенство (разрыв)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касаткина Мария Олеговна

Доминирующей тенденцией мирового экономического развития становится формирование информационной экономики. Она обусловливает кардинальные изменения практически во всех сферах и секторах народного хозяйства. Все большая часть ВВП обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Касаткина Мария Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобальная информатизация общества»

ГЛОБАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Глобализация экономики неразрывно связана с усилением роли информации, знаний и информационно-коммуникационных технологий в экономической деятельности. Технико-научные коммуникации представляют одну из наиболее успешных форм бизнеса в информационной экономике, основанную на использовании современных технологий для организации потоков информации и создания знаний.

Интернет-экономика (сетевая экономика, электронная экономика) представляет «глобальную сетевую, сложно организованную, многоуровневую структуру взаимоотношений между экономическими агентами, осуществляемых через Интернет и другие телекоммуникационные сети»1. Значительная часть информационного сектора экономики ориентирована на удовлетворение потребностей сетевой экономики. К сетевой экономике относятся такие сегменты информационного сектора, как создание новых информационнокоммуникационных технологий, программных продуктов, оказание телекоммуникационных и провайдерских услуг, а также электронный бизнес, электронные рынки и биржи, электронные платежные системы.

Неслучайно технологическая составляющая стоит на первом месте, поскольку именно она позволяет странам и отдельным компаниям получать существенные доходы в информационной экономике, носящей инновационный характер. «Технология — это сумма знаний (технических или в области менеджмента), используемых в производстве и маркетинге. Часть этих знаний воплощена в разработке проектов технологических линий, оборудования, машин. Однако большая часть проявляется в форме человеческих навыков, эффективных методов управления, организационных структур и методов организации деятельности»2. Таким образом, в понятие «технология», раскрытое в докладе экспертов Организации Объединенных Наций, наряду со знаниями, воплощенными в машинах, оборудовании (средствах производства), включаются знания, существующие в форме документации, программ, а также знания специалистов, работников в различных сферах хозяйственной деятельности — от разработки до послепродажного обслуживания продукта.

Именно постоянное развитие технологий способствует снижению зависимости от невоспроизводимых ресурсов, повышению общественного богатства и эффективности экономики в целом. Новые знания открывают новые возможности использования ресурсов, материалов, неизвестные источники сырья, что создает предпосылки для экономии ресурсов, создания эффективных ресурсосберегающих технологий с пониженным негативным воздействием на окружающую среду. Так, последствия нефтяных кризисов

привели к активизации исследований и разработок в области ресурсосберегающих технологий, что позволило снизить потребление нефти до15%3.

Для активного технологического развития необходима эффективная система накопления и использования информации и знаний, поскольку именно она обеспечивает ученых теоретической и практической базой для успешной деятельности в области создания и развития технологий. «Не менее значимым представляется наличие качественных человеческих ресурсов, активно участвующих в экономической деятельности. При этом отметим, что даже некачественные характеристики работников, занятых разработкой технологий, являются определяющими в современной экономике. Единственное сравнительное преимущество развитых стран — большое число работников, владеющих знанием»4. При этом необходимо обеспечить переход данного количественного преимущества в качественное развитием системы управления инновационной деятельностью, разработкой эффективных методов отбора перспективных идей и проектов, созданием благоприятного инвестиционного климата для инновационной деятельности.

Наличие капитала как фактор конкурентоспособности имеет не столь существенное значение по сравнению со знаниями. Это объясняется тем, что при наличии технологий, качественных человеческих ресурсов наряду с возможностями выхода на высокотехнологичные рынки и рынки информации, знаний приток капитала будет обеспечен. Инвесторы стремятся вкладывать средства именно в компании и страны, где экономический рост основан на технологических инновациях, эффективном использовании информации и качественных человеческих ресурсах.

Одним из основных факторов, определяющих инновационные возможности и их развитие, являются накопленные базы знаний. Порог знаний характеризуется тремя составляющими5:

• общенаучным заделом. Это опубликованные результаты фундаментальных исследований, плюс собственные накопленные наработки, еще практически не апробированные;

• специальным научным заделом, образующимся из результатов прикладных исследований и разработок и оформляемых правами на интеллектуальную собственность;

• научным фоном в областях общенаучных и специальных знаний, в которых заинтересована данная страна (компания).

Порог знаний определяет потенциальную способность страны (фирмы) самостоятельно организовывать целевые НИОКР, следовательно, эффективно удовлетворять потребности рынка, а также создавать принципиально новые товары и услуги. Технические и технологические достижения, основанные на накопленных и эффективно используемых знаниях, наряду с оптимальным использованием информационных ресурсов — ключевой фактор улучшения качества товаров и услуг, экономии ресурсов, повышения произ-

водительности труда, а также совершенствования подходов в области управления и бизнеса.

Информационная экономика на данном этапе больше развита в отдельных странах. Между тем представление об информационной экономике, как о новой ступени развития общества размыто и противоречиво.

С нарастанием коренных изменений в социально-экономической сфере проявляются негативные последствия, связанные с повышением значимости информационных факторов, развитием информационных технологий. В частности, следует выделить усиление цифрового неравенства, а также рост информационного давления на членов общества. Наряду с экономическим, социальным, культурным неравенством все более заметным становится так называемое цифровое неравенство (разрыв), которое существует внутри отдельных стран и на мировом уровне. Под цифровым неравенством понимают неодинаковые возможности использования информационно-коммуникационных технологий, доступа к сети Интернет, другие технические и технологические проблемы. Однако даже повсеместное распространение компьютеров и информационно-коммуникационных технологий не обеспечивает эффективность национальных экономик, поскольку главная причина цифрового разрыва заключается в экономическом неравенстве.

Примечания

1 Гасанов Э.А. Факторы, условия и закономерности информационного типа экономического роста. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2000. С. 107.

2 Антонов В.Г., Крылов В.В., Кузмичев А.Ю. и др. Корпоративное управление / Под ред. В.Г. Антонова. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 45.

3 Попов Л.В., Седов А.Е., Чудов С.В. Развитие концепций информации. Поиски междисциплинарной методологии: история и современность. http://rusnauka.narod.ru/lib/ biology/infbio/infoinbio.htm

4 Зуб А.Г. Стратегический менеджмент. М., 2004. С. 8.

5 Цвылев Р.И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России. М.: Наука, 1996.

С. 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.