Научная статья на тему 'Глобализация: угроза и вызов для национальной безопасности России'

Глобализация: угроза и вызов для национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
6401
747
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЛОБАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / GLOBALIZATION / NATIONAL SECURITY / GLOBAL SOCIETY / GLOBAL DOMINATION / NATION-STATES / MASS CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Волох О. В., Васильева Н. Н.

Рассматривается процесс глобализации в контексте национальной безопасности страны. Изучается влияние глобализации на мировое сообщество и последствия, которым подвергаются национальные государства. Выделяются сферы, наиболее незащищенные от процессов глобализации, и анализируются попытки внедрения политики «массовой культуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Globalization: threats and challenges to national security of Russia

The process of globalization in the context of national security is considered. The effect of globalization on the world community and the consequences faced by nation-states is explored. The most vulnerable areas of the processes of globalization are stood out and the attempts to introduce a policy of «mass culture» are analyzed.

Текст научной работы на тему «Глобализация: угроза и вызов для национальной безопасности России»

ПОЛИТОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 306-310. УДК 327.2

О.В. Волох, Н.Н. Васильева

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: УГРОЗА И ВЫЗОВ

ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Рассматривается процесс глобализации в контексте национальной безопасности страны. Изучается влияние глобализации на мировое сообщество и последствия, которым подвергаются национальные государства. Выделяются сферы, наиболее незащищенные от процессов глобализации, и анализируются попытки внедрения политики «массовой культуры».

Ключевые слова: процесс глобализации, национальная безопасность, глобальное общество, мировое господство, национальные государства, массовая культура.

Сегодня Россия сталкивается с уникальными по своей сущности угрозой и вызовом, которые непосредственно и целенаправленно влияют на национальную безопасность страны. В настоящее время в мире происходит процесс глобализации, который определяет будущее развитие человечества.

На смену старым проблемам международной безопасности приходят новые, к которым государство и другие субъекты международной политики оказались не вполне готовы. К таким проблемам относится, например, угроза международного терроризма. До недавнего времени понятие «международный терроризм» больше подчеркивало международную опасность такого явления, чем обозначало реальный очевидный фактор в международных отношениях. Проблема терроризма порождена наряду с другими причинами и социальными последствиями глобализации.

В современном мире глобализация реализуется в соответствии с неолиберальными экономическими принципами, что неизбежно ведет к нарастанию разрыва между богатыми и бедными странами, усиливает социальную дифференциацию во всем мире. Нынешний вариант глобализации выгоден наиболее развитым в экономическом и технологическом отношении странам, стремящимся сохранить и обеспечить свое доминирование также и в политической сфере. Однако глобализация порождает серьезные социальные проблемы и внутри развитых стран.

Вместе с тем только сегодня появилась реальная возможность для формирования международного глобального общества не на словах, а на деле. Новые средства коммуникации и информационные технологии позволяют неправительственным организациям и движениям, отдельным индивидам более тесно взаимодействовать между собой, вырабатывать общие позиции и в конечном счете оказывать воздействия на экономические и политические процессы.

До сих пор экономическая глобализация основывалась на неолиберальных принципах и осуществлялась быстрее, чем процессы политических изменений. Настало время привести политику в соответствие с экономикой, сделать так, чтобы в процессе глобализации находили свое решение гуманитарные и социальные проблемы, чтобы всем народам обеспечивалось право на достойную жизнь, на культурную и цивилизацион-ную самобытность.

В условиях глобализации - расширения и увеличения протяженности и интенсивности экономических, культурных и финансовых связей во всем мире - мы живем все больше не в «пространстве мест», а в «пространстве потоков»; пространство сокращается, время исчезает, мир сжимается и, казалось бы, становится все более единым.

© О.В. Волох, Н.Н. Васильева, 2012

Однако человечество вступило в крайне сложную эпоху своего существования, когда мир одновременно организуется и хаотизи-руется, глобализируется и локализуется, объединяется и разделяется.

Политологи предупреждают: в мире уже идет война, война без стрельбы, но речь идет о выживании. Это новый вид войны -психологическо-экономическая война за глобальное руководство. Конкуренция в мире стала универсальным кредо, идеологией; транснациональные компании рассматривают всю планету как один глобальный рынок. Глобализация создает опасность нарастания разрыва в благосостоянии между государствами - в этих условиях могут утвердиться только те из них, которые имеют в своем распоряжении новейшие технологии и дешевую, но квалифицированную и гибкую рабочую силу.

Существует широко распространенное мнение, что глобализация ведет к утрате политической власти и влияния национальными государствами. При этом Запад - не только колыбель глобализации, но и ее испытательная площадка, где раньше всего проявляются глобальные тенденции: от попыток национального строительства до «демонтажа» национальных государств.

Действительно, некоторые барьеры, и прежде всего географические, разрушаются. Интенсивность финансовых, культурных и инновационных обменов, многократно усиленная новейшими средствами коммуникации, делает малоэффективными попытки автаркии, самоизоляции и сохранения «единой национальной культуры».

Усиливается беспокойство в связи с возрастающим культурным и политическим прессингом США, а также динамизмом экономического развития Азиатско-Тихоокеанского региона, растет стремление отгородиться от Восточной Европы и России. Отсюда тенденции к росту протекционизма в экономике и национализма в политике.

Под влиянием глобализации фундаментальные процессы дифференциации сегодня уже затрагивают не только индивидов, корпорации, классы, но и целые государства и регионы.

«Парадокс современной глобализации заключается в том, что, отнюдь не размывая идентичности... она их заново проявляет и ужесточает до такой степени, что они принимают форму этнического национального и религиозного фундаментализма», -пишет французский политолог Ж.-Л. Ам-селль [1].

Глобализация и связанные с ней феномены и процессы ведут к глубинной трансформации самих бытийных основ жизни, мироведения, парадигмально-мировоззрен-ческих составляющих современного мира. В этом смысле ее главное предназначение состоит в формировании инфраструктуры но-

вого полицентрического мироустройства. Поэтому нет и не может быть какой бы то ни было неолиберальной или же неоконсервативной, марксистской, американской, европейской или какой-либо иной глобализации.

Глобализацию можно охарактеризовать

как:

- всеобщность таких универсальных процессов как технологическая трансформация;

- все более возрастающую взаимозависимость, вызванную средствами массовой коммуникации, торговлей и потоками капиталов;

- гомогенизацию и стандартизацию производства и потребления;

- расширение и углубление взаимосвязей различных национальных институтов, культур, стилей жизни и т. д.

Другими словами, глобализация предполагает, что множество социальных, экономических, культурных, политических и иных отношений и связей приобретают всемирный характер. В то же время она подразумевает возрастание уровней взаимодействия как в пределах отдельных государств, так и между государствами. Новым для современных процессов глобализации является распространение социальных связей на такие сферы деятельности, как технологическая, информационно-телекоммуникационная, организационная, административная, правовая и др.

Причем, если раньше развитие взаимосвязей между народами и странами протекало в форме экспансии Европы, а затем Запада в целом, то ныне эти процессы в той или иной степени охватили весь земной шар. Все превратилось в как бы закрытую, завершенную и взаимосвязанную целостность, в единое силовое поле, отдельные части которого могут быть поняты лишь в их связи друг с другом.

Особенность современного этапа мирового развития состоит в том, что процесс изменений и сдвигов наряду со сферой экономики глубоко затронул политическую, социокультурную и духовную сферы, идеи и образы мысли, сферы экологии, эпидемиологии (связанной с распространением вирусных заболеваний) и др.

Происходящие глубокие изменения в геополитических инфраструктурах мирового сообщества и трансформации социально-политических систем дают основание говорить о завершении одного исторического периода и вступлении современного мира в качественно новую фазу своего развития.

При таком положении вещей орудиями прогресса могут стать не только войны и конфликты в традиционном понимании, но и противоречия и конкурентная борьба на стезе научно-технологического прогресса, который одних может сделать хозяевами жизни, а других - вытолкнуть на ее обочину.

Также сейчас много говорят о так называемой «макдональдизации», или гомогенизации, культур, которая происходит под флагом модернизации, вестернизации, европеизации. В связи с этим о единении культур не может быть и речи. Дело в том, что информационные технологии способствуют, с одной стороны, дальнейшей диверсификации культур, что противоречит доводам относительно поглощения разнообразных культур некоей универсальной «глобальной культурой».

С другой стороны, элементы общемирового масштаба сосуществуют с такими фрагментированными элементами, как эт-нонациональные общности и культуры, кланы, корпорации, классы и т. д. Новые элементы глобального масштаба не заменяют, а дополняют эти вторые. Глобализация не ведет к полному разрушению традиционных составляющих современного мира, не элиминирует связи между ними и новыми структурами, а модифицирует и в какой-то степени скрепляет ранее разъединенные элементы единого и взаимосвязанного мира.

Можно сказать, что мы переживаем неопределенный период между старой и новой системами, в течение которого факторы каждой из этих систем проникают и конкурируют друг с другом, в итоге приводя к изменениям в глобальном порядке. Здесь мы сталкиваемся с взаимодействием широкого круга факторов - геостратегических, инвайоронменталистских, антропологических, политических, экономических, социальных, технических и организационных.

Иначе говоря, глобализация представляет собой весьма сложный феномен, включающий в себя как общее, так и различия, как универсализм, так и партикуляризм, как единение всего мира, так и его фрагментацию.

Глобальные средства массовой информации, особенно интернет, существенно сокращают значение традиционных промежуточных институтов и субъектов во всех важнейших сферах жизни людей. В этой связи интерес представляет тот факт, что имеют место процессы глобализации не только по горизонтали, но и по вертикали -интеграция и конвергенция. По горизонтали имеет место интеграция на основе каких-либо общих оснований, например новейших информационных, телекоммуникационных и иных технологий, а по вертикали - конвергенция, предполагающая единение на основе синтеза важнейших социокультурных, этнонациональных, духовных и иных составляющих различных стран, народов, регионов. Здесь имеется в виду конвергенция экономики с политикой, политики с экономикой.

Культура становится инструментом дальнейшего распространения и утверждения во всех уголках земного шара политиче-

ских институтов, ценностей, установок. Для культуры политика играет аналогичную роль. Демографические и миграционные процессы способствуют изменению этнона-циональной картины мира. В этом смысле комплекс происходящих в мировом масштабе процессов и явлений можно рассматривать как двуединый процесс частичной вестернизации Востока в экономической и технологической сферах и частичной ори-ентализации самого Запада в социокультурной, конфессиональной, демографической и иных сферах [2].

В.К. Левашов выделяет несколько доминирующих глобальных цивилизационных стратегий:

- североамериканская стратегия - экспансия интересов и ценностей США с помощью военного, информационного, культурного доминирования;

- европейская стратегия - экспансия интересов и ценностей европейской цивилизации с помощью политической и экономической интеграции;

- китайская стратегия - экспансия интересов и ценностей китайской цивилизации с помощью социально-экономической мобилизации и этнической миграции, формирования и контроля национальных общностей;

- арабская стратегия - экспансия интересов и ценностей арабской цивилизации с помощью демографического роста и распространения исламских религиозных ценностей;

- еврейско-израильская стратегия -экспансия интересов и ценностей еврейской цивилизации на основе привлечения человеческих и материальных ресурсов в Израиль [3].

Многие исследователи утверждают, что сценарии глобализации можно подразделить также по социокультурному критерию, и выделяют:

- вестернизацию (культурная ассимиляция «центральной цивилизацией» немодер-низированных территорий, формирование гомогенизированной культуры на основе ценностей либерализма и универсализма);

- фрагмеграцию (комбинация фрагментации и интеграции, то есть переформатирование и укрепление блоков и союзов национальных государств);

- локализацию (консолидация этнических и цивилизационных общностей на основе фундаменталистских идеологий, проводящих политику культурной изоляции как суррогатной формы социальной и культурной толерантности);

- глокализацию (синтез модернизации локальных культур, с достижениями формирующейся глобальной мультикультурной цивилизации, который происходит при взаимообогащении культур).

Ряд ученых считает, что в сценариях будущего мира важное место занимает культурный аспект, который имеет несколько составляющих. Анализируя культурное разнообразие в современном мире, известный социолог П. Бергер выделяет четыре слоя культурной глобализации:

- международная деловая элита, названная им «давосской культурой» по периодическому экономическому форуму европейских лидеров в Швейцарии;

- международная интеллектуальная элита, обозначенная им как «клубная культура интеллектуалов»;

- массовая культура, обозначаемая им как мак-мир (МсШогЫ);

- любое широкомасштабное общественное (в т. ч. религиозное) движение [4].

По мнению академика И.Т. Фролова, «глобализация - это наведение мостов между Западом и Востоком; западная активность и динамичность в сочетании с восточной гармоничностью и пластичностью -путь к новому типу мышления и развития, соответствующего парадигме ХХ1 века» [5].

Процессы глобализации приводят к поляризации стран: один полюс - стремление к глобализации на основе своих цивилиза-ционных ценностей, другой - стремление к глобализации через диалог между различными системами и слоями общества, который характеризуется накоплением совокупных материальных и духовных ценностей как необходимого условия для прогресса человечества. Поэтому следует найти оптимальный компромисс между полюсами, который позволил бы гармонично развиваться всей планете, а не ряду отдельных стран [6].

Во главе процесса глобализации в том виде, в котором он происходит сегодня, стоит Западный мир. Поэтому весьма актуальна проблема культурно-информационной экспансии Запада (в том числе США). Данная политика является следствием стремления Запада (в частности, США) упрочить свое военно-политическое и экономическое доминирование. С этой точки зрения процесс глобализации в современном мире обусловлен материальными интересами власть имущих. Они и определяют характер фактически-реальных, а не декларируемых целей [7].

Сегодняшние процессы глобализации и трансформации, наблюдающиеся в России, нарушают традиционные формы идентичности, ставят под сомнение субъективные ощущения самоидентичности человека и этносов, сформированные в рамках прежних традиций.

Исходные уровни идентичности связаны с традиционной культурой, и их устойчивость нередко ведет к противостоянию с современными обновлениями эпохи. Глобализация и современные процессы в России являются настоящим испытанием для на-

циональной и культурной идентичности. Основным средством его преодоления призваны выступать диалог и преемственность культур. Специфика культуры единой России обязана определяться единством социальных, политических, экономических, духовных интересов и ценностей народов, проживающих в ней. Без универсализации ценностей российскому обществу не избежать мировоззренческого тупика, преодоление которого связано с ориентацией человека не только на альтернативные идеи, но и на инварианты, к которым относится уважение к перспективе другого лица, другой нации [8].

Итак, в процессе глобализации ведущая роль принадлежит Западу, который изобрел пригодную для повседневного потребления форму культуры - массовую культуру. Технические средства способны на сегодняшний день глобализировать все: науку, культуру, искусство, спорт, туризм, моду и т. д. Массовая культура становится глобальной и универсальной, универсальность строится на обращении к базовым институтам, к потребностям релаксации, отдыха, развлечения. Универсализм же русской культуры изначально тяготеет к глобальным проблемам духа, установкам на возвышенное, все-ленскость, соборность, на принципы человеколюбия и единения в сфере духовного совершенствования человека. И в этом смысле процесс глобализации в отечественной культуре, осуществляющийся через внедрение массовой культуры, ведет к смене идентичности в России. Процесс глобализации способствует смене самоидентичности, но без универсальных параметров вклада в глобальную культуру она теряет значимость для других [9].

И поэтому на рубеже тысячелетий становится все более очевидным, что человечество развивается по пути усиления взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и культур. Этот процесс, охвативший различные сферы общественной жизни всех стран мира, в современной науке получил название глобализации. Одним из наиболее значимых аспектов данного процесса является культурная глобализация - процесс нарастания взаимосвязи и взаимодействия культур, протекающий во всемирном масштабе. Развитие процессов глобализации связано с интенсификацией межкультурных коммуникаций, охватывающих весь мир и превращающих его в единое коммуникативное пространство.

Современная глобализация по своим масштабам и последствиям представляет собой абсолютно уникальное явление. Во-первых, являясь результатом экспансии западноевропейской цивилизации, она охватывает всю обитаемую часть планеты, приобретает всемирный характер. Во-вторых, покоряя пространство и время при помощи

новейших технологических средств, она максимально сближает различные страны и культуры. В-третьих, она имеет системный характер, поскольку охватывает практически все - экономические, технологические, политические, социокультурные - аспекты жизнедеятельности современных обществ.

Наиболее сложным и противоречивым процессом в развитии современного мира является социокультурная глобализация, затрагивающая такие сферы, как наука, образование, культура, этика, идеология и т. д., и порождающая не только взаимопроникновение, но и взаимоотталкивание культур. Глобализация ведет к серьезным изменениям в культуре - изменениям, имеющим как позитивный, так и негативный характер. С одной стороны, глобализация способствует небывалому прежде ускорению социокультурной динамики, значительному увеличению объема информации, потребляемой индивидом. Она преодолевает казавшиеся незыблемыми в течение многих веков политические границы и идеологические барьеры, формируя единое духовное пространство, в котором представлены ценности всех народов и цивилизаций. С другой стороны, глобализация создает и новые опасности, особенно угрожающие человечеству в долгосрочном плане. Превратив массовую культуру в главное средство духовной экспансии, глобализация приводит к унификации, разрушению культурной идентичности и традиционных ценностей самобытных культур. Реакцией на культурную экспансию западной цивилизации становится рост национализма и экстремизма, шовинизма и ксенофобии, усиление противоречий и конфликтов во всем мире [10].

Таким образом, глобализацию необходимо рассматривать как основную угрозу и вызов для национальной безопасности, которая поражает все сферы государственного строительства и подрывает суверенность и целостность страны. Она, как бомба с часовым механизмом, может привести к необратимым негативным процессам как в развитии государства, так и в сохранении уже устоявшихся ценностей и принципов

общественной жизни. Поэтому необходимо уделять больше внимания проблемам, которые постепенно проникают в нашу жизнь под видом безобидных элементов и тенденций и вследствие обратятся в катастрофу для государства и особенно для общества. Данное явление угрожает подрывом суверенности, размыванием государственных границ, затрагивает ценности и интересы общества и государства попытками проведения политики «массовой культуры» и внедрения концепции «глобального общества», что является прямой угрозой и серьезным вызовом национальной безопасности страны.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Политология: учебник / под ред. В. А. Ачкасо-ва, В. А. Гуторова. М. : Юрайт, 2010. С. 630648.

[2] Гаджиев К. С. Политология : учебник для студентов высш. учеб. заведений. 2-е изд., пере-раб. и доп. М. : Логос, 2011. 432 с.: ил. (Новая университетская библиотека). С. 400-404.

[3] Левашов В. К. Морально-политическая консолидация российского общества в условиях неолиберальных трансформаций // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 27-45.

[4] Бергер П. Культурная динамика глобализации // Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. М., 2000.

[5] Введение в философию : учеб. пособие для вузов / авт. колл. : Фролов И. Т. и др. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Республика, 2003. С. 354.

[6] Бурзалова А. А. К вопросу о глобализации экспансия или диалог // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2010. Вып. 6. С. 121-125.

[7] Алексеева А. В., Юрченко А. В. Некоторые современные аспекты проблемы глобализации мира // Известия Таганрог. гос. радиотех-нич. ун-та. 2005. № 9.

[8] Салихов Г. Г. Проблема идентичности в условиях Глобализации // Век глобализации. 2011. № 1. С. 124-125.

[9] Суслова Т. И. Глобализация: к вопросу идентичности русской культуры // Век глобализации. 2010. № 2. С. 154-155.

[10] Мухамеджанова Н. М. Межкультурные коммуникации в условиях Глобализации // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2010. №7 (113). С. 67-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.