ПОЛИТОЛОГИЯ
Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 3. С. 306-310. УДК 327.2
О.В. Волох, Н.Н. Васильева
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ: УГРОЗА И ВЫЗОВ
ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Рассматривается процесс глобализации в контексте национальной безопасности страны. Изучается влияние глобализации на мировое сообщество и последствия, которым подвергаются национальные государства. Выделяются сферы, наиболее незащищенные от процессов глобализации, и анализируются попытки внедрения политики «массовой культуры».
Ключевые слова: процесс глобализации, национальная безопасность, глобальное общество, мировое господство, национальные государства, массовая культура.
Сегодня Россия сталкивается с уникальными по своей сущности угрозой и вызовом, которые непосредственно и целенаправленно влияют на национальную безопасность страны. В настоящее время в мире происходит процесс глобализации, который определяет будущее развитие человечества.
На смену старым проблемам международной безопасности приходят новые, к которым государство и другие субъекты международной политики оказались не вполне готовы. К таким проблемам относится, например, угроза международного терроризма. До недавнего времени понятие «международный терроризм» больше подчеркивало международную опасность такого явления, чем обозначало реальный очевидный фактор в международных отношениях. Проблема терроризма порождена наряду с другими причинами и социальными последствиями глобализации.
В современном мире глобализация реализуется в соответствии с неолиберальными экономическими принципами, что неизбежно ведет к нарастанию разрыва между богатыми и бедными странами, усиливает социальную дифференциацию во всем мире. Нынешний вариант глобализации выгоден наиболее развитым в экономическом и технологическом отношении странам, стремящимся сохранить и обеспечить свое доминирование также и в политической сфере. Однако глобализация порождает серьезные социальные проблемы и внутри развитых стран.
Вместе с тем только сегодня появилась реальная возможность для формирования международного глобального общества не на словах, а на деле. Новые средства коммуникации и информационные технологии позволяют неправительственным организациям и движениям, отдельным индивидам более тесно взаимодействовать между собой, вырабатывать общие позиции и в конечном счете оказывать воздействия на экономические и политические процессы.
До сих пор экономическая глобализация основывалась на неолиберальных принципах и осуществлялась быстрее, чем процессы политических изменений. Настало время привести политику в соответствие с экономикой, сделать так, чтобы в процессе глобализации находили свое решение гуманитарные и социальные проблемы, чтобы всем народам обеспечивалось право на достойную жизнь, на культурную и цивилизацион-ную самобытность.
В условиях глобализации - расширения и увеличения протяженности и интенсивности экономических, культурных и финансовых связей во всем мире - мы живем все больше не в «пространстве мест», а в «пространстве потоков»; пространство сокращается, время исчезает, мир сжимается и, казалось бы, становится все более единым.
© О.В. Волох, Н.Н. Васильева, 2012
Однако человечество вступило в крайне сложную эпоху своего существования, когда мир одновременно организуется и хаотизи-руется, глобализируется и локализуется, объединяется и разделяется.
Политологи предупреждают: в мире уже идет война, война без стрельбы, но речь идет о выживании. Это новый вид войны -психологическо-экономическая война за глобальное руководство. Конкуренция в мире стала универсальным кредо, идеологией; транснациональные компании рассматривают всю планету как один глобальный рынок. Глобализация создает опасность нарастания разрыва в благосостоянии между государствами - в этих условиях могут утвердиться только те из них, которые имеют в своем распоряжении новейшие технологии и дешевую, но квалифицированную и гибкую рабочую силу.
Существует широко распространенное мнение, что глобализация ведет к утрате политической власти и влияния национальными государствами. При этом Запад - не только колыбель глобализации, но и ее испытательная площадка, где раньше всего проявляются глобальные тенденции: от попыток национального строительства до «демонтажа» национальных государств.
Действительно, некоторые барьеры, и прежде всего географические, разрушаются. Интенсивность финансовых, культурных и инновационных обменов, многократно усиленная новейшими средствами коммуникации, делает малоэффективными попытки автаркии, самоизоляции и сохранения «единой национальной культуры».
Усиливается беспокойство в связи с возрастающим культурным и политическим прессингом США, а также динамизмом экономического развития Азиатско-Тихоокеанского региона, растет стремление отгородиться от Восточной Европы и России. Отсюда тенденции к росту протекционизма в экономике и национализма в политике.
Под влиянием глобализации фундаментальные процессы дифференциации сегодня уже затрагивают не только индивидов, корпорации, классы, но и целые государства и регионы.
«Парадокс современной глобализации заключается в том, что, отнюдь не размывая идентичности... она их заново проявляет и ужесточает до такой степени, что они принимают форму этнического национального и религиозного фундаментализма», -пишет французский политолог Ж.-Л. Ам-селль [1].
Глобализация и связанные с ней феномены и процессы ведут к глубинной трансформации самих бытийных основ жизни, мироведения, парадигмально-мировоззрен-ческих составляющих современного мира. В этом смысле ее главное предназначение состоит в формировании инфраструктуры но-
вого полицентрического мироустройства. Поэтому нет и не может быть какой бы то ни было неолиберальной или же неоконсервативной, марксистской, американской, европейской или какой-либо иной глобализации.
Глобализацию можно охарактеризовать
как:
- всеобщность таких универсальных процессов как технологическая трансформация;
- все более возрастающую взаимозависимость, вызванную средствами массовой коммуникации, торговлей и потоками капиталов;
- гомогенизацию и стандартизацию производства и потребления;
- расширение и углубление взаимосвязей различных национальных институтов, культур, стилей жизни и т. д.
Другими словами, глобализация предполагает, что множество социальных, экономических, культурных, политических и иных отношений и связей приобретают всемирный характер. В то же время она подразумевает возрастание уровней взаимодействия как в пределах отдельных государств, так и между государствами. Новым для современных процессов глобализации является распространение социальных связей на такие сферы деятельности, как технологическая, информационно-телекоммуникационная, организационная, административная, правовая и др.
Причем, если раньше развитие взаимосвязей между народами и странами протекало в форме экспансии Европы, а затем Запада в целом, то ныне эти процессы в той или иной степени охватили весь земной шар. Все превратилось в как бы закрытую, завершенную и взаимосвязанную целостность, в единое силовое поле, отдельные части которого могут быть поняты лишь в их связи друг с другом.
Особенность современного этапа мирового развития состоит в том, что процесс изменений и сдвигов наряду со сферой экономики глубоко затронул политическую, социокультурную и духовную сферы, идеи и образы мысли, сферы экологии, эпидемиологии (связанной с распространением вирусных заболеваний) и др.
Происходящие глубокие изменения в геополитических инфраструктурах мирового сообщества и трансформации социально-политических систем дают основание говорить о завершении одного исторического периода и вступлении современного мира в качественно новую фазу своего развития.
При таком положении вещей орудиями прогресса могут стать не только войны и конфликты в традиционном понимании, но и противоречия и конкурентная борьба на стезе научно-технологического прогресса, который одних может сделать хозяевами жизни, а других - вытолкнуть на ее обочину.
Также сейчас много говорят о так называемой «макдональдизации», или гомогенизации, культур, которая происходит под флагом модернизации, вестернизации, европеизации. В связи с этим о единении культур не может быть и речи. Дело в том, что информационные технологии способствуют, с одной стороны, дальнейшей диверсификации культур, что противоречит доводам относительно поглощения разнообразных культур некоей универсальной «глобальной культурой».
С другой стороны, элементы общемирового масштаба сосуществуют с такими фрагментированными элементами, как эт-нонациональные общности и культуры, кланы, корпорации, классы и т. д. Новые элементы глобального масштаба не заменяют, а дополняют эти вторые. Глобализация не ведет к полному разрушению традиционных составляющих современного мира, не элиминирует связи между ними и новыми структурами, а модифицирует и в какой-то степени скрепляет ранее разъединенные элементы единого и взаимосвязанного мира.
Можно сказать, что мы переживаем неопределенный период между старой и новой системами, в течение которого факторы каждой из этих систем проникают и конкурируют друг с другом, в итоге приводя к изменениям в глобальном порядке. Здесь мы сталкиваемся с взаимодействием широкого круга факторов - геостратегических, инвайоронменталистских, антропологических, политических, экономических, социальных, технических и организационных.
Иначе говоря, глобализация представляет собой весьма сложный феномен, включающий в себя как общее, так и различия, как универсализм, так и партикуляризм, как единение всего мира, так и его фрагментацию.
Глобальные средства массовой информации, особенно интернет, существенно сокращают значение традиционных промежуточных институтов и субъектов во всех важнейших сферах жизни людей. В этой связи интерес представляет тот факт, что имеют место процессы глобализации не только по горизонтали, но и по вертикали -интеграция и конвергенция. По горизонтали имеет место интеграция на основе каких-либо общих оснований, например новейших информационных, телекоммуникационных и иных технологий, а по вертикали - конвергенция, предполагающая единение на основе синтеза важнейших социокультурных, этнонациональных, духовных и иных составляющих различных стран, народов, регионов. Здесь имеется в виду конвергенция экономики с политикой, политики с экономикой.
Культура становится инструментом дальнейшего распространения и утверждения во всех уголках земного шара политиче-
ских институтов, ценностей, установок. Для культуры политика играет аналогичную роль. Демографические и миграционные процессы способствуют изменению этнона-циональной картины мира. В этом смысле комплекс происходящих в мировом масштабе процессов и явлений можно рассматривать как двуединый процесс частичной вестернизации Востока в экономической и технологической сферах и частичной ори-ентализации самого Запада в социокультурной, конфессиональной, демографической и иных сферах [2].
В.К. Левашов выделяет несколько доминирующих глобальных цивилизационных стратегий:
- североамериканская стратегия - экспансия интересов и ценностей США с помощью военного, информационного, культурного доминирования;
- европейская стратегия - экспансия интересов и ценностей европейской цивилизации с помощью политической и экономической интеграции;
- китайская стратегия - экспансия интересов и ценностей китайской цивилизации с помощью социально-экономической мобилизации и этнической миграции, формирования и контроля национальных общностей;
- арабская стратегия - экспансия интересов и ценностей арабской цивилизации с помощью демографического роста и распространения исламских религиозных ценностей;
- еврейско-израильская стратегия -экспансия интересов и ценностей еврейской цивилизации на основе привлечения человеческих и материальных ресурсов в Израиль [3].
Многие исследователи утверждают, что сценарии глобализации можно подразделить также по социокультурному критерию, и выделяют:
- вестернизацию (культурная ассимиляция «центральной цивилизацией» немодер-низированных территорий, формирование гомогенизированной культуры на основе ценностей либерализма и универсализма);
- фрагмеграцию (комбинация фрагментации и интеграции, то есть переформатирование и укрепление блоков и союзов национальных государств);
- локализацию (консолидация этнических и цивилизационных общностей на основе фундаменталистских идеологий, проводящих политику культурной изоляции как суррогатной формы социальной и культурной толерантности);
- глокализацию (синтез модернизации локальных культур, с достижениями формирующейся глобальной мультикультурной цивилизации, который происходит при взаимообогащении культур).
Ряд ученых считает, что в сценариях будущего мира важное место занимает культурный аспект, который имеет несколько составляющих. Анализируя культурное разнообразие в современном мире, известный социолог П. Бергер выделяет четыре слоя культурной глобализации:
- международная деловая элита, названная им «давосской культурой» по периодическому экономическому форуму европейских лидеров в Швейцарии;
- международная интеллектуальная элита, обозначенная им как «клубная культура интеллектуалов»;
- массовая культура, обозначаемая им как мак-мир (МсШогЫ);
- любое широкомасштабное общественное (в т. ч. религиозное) движение [4].
По мнению академика И.Т. Фролова, «глобализация - это наведение мостов между Западом и Востоком; западная активность и динамичность в сочетании с восточной гармоничностью и пластичностью -путь к новому типу мышления и развития, соответствующего парадигме ХХ1 века» [5].
Процессы глобализации приводят к поляризации стран: один полюс - стремление к глобализации на основе своих цивилиза-ционных ценностей, другой - стремление к глобализации через диалог между различными системами и слоями общества, который характеризуется накоплением совокупных материальных и духовных ценностей как необходимого условия для прогресса человечества. Поэтому следует найти оптимальный компромисс между полюсами, который позволил бы гармонично развиваться всей планете, а не ряду отдельных стран [6].
Во главе процесса глобализации в том виде, в котором он происходит сегодня, стоит Западный мир. Поэтому весьма актуальна проблема культурно-информационной экспансии Запада (в том числе США). Данная политика является следствием стремления Запада (в частности, США) упрочить свое военно-политическое и экономическое доминирование. С этой точки зрения процесс глобализации в современном мире обусловлен материальными интересами власть имущих. Они и определяют характер фактически-реальных, а не декларируемых целей [7].
Сегодняшние процессы глобализации и трансформации, наблюдающиеся в России, нарушают традиционные формы идентичности, ставят под сомнение субъективные ощущения самоидентичности человека и этносов, сформированные в рамках прежних традиций.
Исходные уровни идентичности связаны с традиционной культурой, и их устойчивость нередко ведет к противостоянию с современными обновлениями эпохи. Глобализация и современные процессы в России являются настоящим испытанием для на-
циональной и культурной идентичности. Основным средством его преодоления призваны выступать диалог и преемственность культур. Специфика культуры единой России обязана определяться единством социальных, политических, экономических, духовных интересов и ценностей народов, проживающих в ней. Без универсализации ценностей российскому обществу не избежать мировоззренческого тупика, преодоление которого связано с ориентацией человека не только на альтернативные идеи, но и на инварианты, к которым относится уважение к перспективе другого лица, другой нации [8].
Итак, в процессе глобализации ведущая роль принадлежит Западу, который изобрел пригодную для повседневного потребления форму культуры - массовую культуру. Технические средства способны на сегодняшний день глобализировать все: науку, культуру, искусство, спорт, туризм, моду и т. д. Массовая культура становится глобальной и универсальной, универсальность строится на обращении к базовым институтам, к потребностям релаксации, отдыха, развлечения. Универсализм же русской культуры изначально тяготеет к глобальным проблемам духа, установкам на возвышенное, все-ленскость, соборность, на принципы человеколюбия и единения в сфере духовного совершенствования человека. И в этом смысле процесс глобализации в отечественной культуре, осуществляющийся через внедрение массовой культуры, ведет к смене идентичности в России. Процесс глобализации способствует смене самоидентичности, но без универсальных параметров вклада в глобальную культуру она теряет значимость для других [9].
И поэтому на рубеже тысячелетий становится все более очевидным, что человечество развивается по пути усиления взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и культур. Этот процесс, охвативший различные сферы общественной жизни всех стран мира, в современной науке получил название глобализации. Одним из наиболее значимых аспектов данного процесса является культурная глобализация - процесс нарастания взаимосвязи и взаимодействия культур, протекающий во всемирном масштабе. Развитие процессов глобализации связано с интенсификацией межкультурных коммуникаций, охватывающих весь мир и превращающих его в единое коммуникативное пространство.
Современная глобализация по своим масштабам и последствиям представляет собой абсолютно уникальное явление. Во-первых, являясь результатом экспансии западноевропейской цивилизации, она охватывает всю обитаемую часть планеты, приобретает всемирный характер. Во-вторых, покоряя пространство и время при помощи
новейших технологических средств, она максимально сближает различные страны и культуры. В-третьих, она имеет системный характер, поскольку охватывает практически все - экономические, технологические, политические, социокультурные - аспекты жизнедеятельности современных обществ.
Наиболее сложным и противоречивым процессом в развитии современного мира является социокультурная глобализация, затрагивающая такие сферы, как наука, образование, культура, этика, идеология и т. д., и порождающая не только взаимопроникновение, но и взаимоотталкивание культур. Глобализация ведет к серьезным изменениям в культуре - изменениям, имеющим как позитивный, так и негативный характер. С одной стороны, глобализация способствует небывалому прежде ускорению социокультурной динамики, значительному увеличению объема информации, потребляемой индивидом. Она преодолевает казавшиеся незыблемыми в течение многих веков политические границы и идеологические барьеры, формируя единое духовное пространство, в котором представлены ценности всех народов и цивилизаций. С другой стороны, глобализация создает и новые опасности, особенно угрожающие человечеству в долгосрочном плане. Превратив массовую культуру в главное средство духовной экспансии, глобализация приводит к унификации, разрушению культурной идентичности и традиционных ценностей самобытных культур. Реакцией на культурную экспансию западной цивилизации становится рост национализма и экстремизма, шовинизма и ксенофобии, усиление противоречий и конфликтов во всем мире [10].
Таким образом, глобализацию необходимо рассматривать как основную угрозу и вызов для национальной безопасности, которая поражает все сферы государственного строительства и подрывает суверенность и целостность страны. Она, как бомба с часовым механизмом, может привести к необратимым негативным процессам как в развитии государства, так и в сохранении уже устоявшихся ценностей и принципов
общественной жизни. Поэтому необходимо уделять больше внимания проблемам, которые постепенно проникают в нашу жизнь под видом безобидных элементов и тенденций и вследствие обратятся в катастрофу для государства и особенно для общества. Данное явление угрожает подрывом суверенности, размыванием государственных границ, затрагивает ценности и интересы общества и государства попытками проведения политики «массовой культуры» и внедрения концепции «глобального общества», что является прямой угрозой и серьезным вызовом национальной безопасности страны.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Политология: учебник / под ред. В. А. Ачкасо-ва, В. А. Гуторова. М. : Юрайт, 2010. С. 630648.
[2] Гаджиев К. С. Политология : учебник для студентов высш. учеб. заведений. 2-е изд., пере-раб. и доп. М. : Логос, 2011. 432 с.: ил. (Новая университетская библиотека). С. 400-404.
[3] Левашов В. К. Морально-политическая консолидация российского общества в условиях неолиберальных трансформаций // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 27-45.
[4] Бергер П. Культурная динамика глобализации // Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. М., 2000.
[5] Введение в философию : учеб. пособие для вузов / авт. колл. : Фролов И. Т. и др. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Республика, 2003. С. 354.
[6] Бурзалова А. А. К вопросу о глобализации экспансия или диалог // Вестн. Бурят. гос. ун-та. 2010. Вып. 6. С. 121-125.
[7] Алексеева А. В., Юрченко А. В. Некоторые современные аспекты проблемы глобализации мира // Известия Таганрог. гос. радиотех-нич. ун-та. 2005. № 9.
[8] Салихов Г. Г. Проблема идентичности в условиях Глобализации // Век глобализации. 2011. № 1. С. 124-125.
[9] Суслова Т. И. Глобализация: к вопросу идентичности русской культуры // Век глобализации. 2010. № 2. С. 154-155.
[10] Мухамеджанова Н. М. Межкультурные коммуникации в условиях Глобализации // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2010. №7 (113). С. 67-68.