Научная статья на тему 'Глобализация и международные экономические организации'

Глобализация и международные экономические организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3329
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Глобализация и международные экономические организации»

ВЕСТН. МОСК УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2005. № 1

Е.К. Мазурова

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Современное мировое хозяйство представляет собой сложную общественную систему, которая отличается не только значительно возросшими масштабами, но и новыми качественными параметрами, более многогранными взаимосвязями и взаимозависимостями. Эти изменения происходят под воздействием глобализации, представляющей собой новое качество и новый масштаб интернационализации хозяйственной жизни.

Глобальная экономика характеризуется появлением новых глобальных рынков — потребительских и капитальных товаров, рынка услуг и мирового финансового рынка, новых субъектов этих рынков, новых форм их рыночного поведения, новых интересов и противоречий между ними, которые, в свою очередь, вызывают необходимость нового институционального обустройства глобализирующейся хозяйственной жизни.

Формирование глобальной экономики происходило под напором нарастающей интернационализации. Опережающие темпы роста обрабатывающей промышленности и в индустриальных странах, и на периферии мирового хозяйства, неуклонная дифференциация изготовляемых продуктов позволяли бесконечно диверсифицировать производство, дробить его на многочисленные подотрасли и стимулировать более узкую специализацию внутри национальных хозяйств и между ними. Более того, само разделение труда приобретало качественно новые характеристики, так как перерастало уже в разделение собственно производственного процесса. Он расчленялся на отдельные операции, которые в свою очередь выделялись в самостоятельные производства. Все это породило новый тип межотраслевого обмена — внутриотраслевую торговлю, которая многократно увеличила международные товаропотоки. У некоторых стран появилась возможность экономии за счет масштабов производства, ставшей важным фактором их международной специализации.

В результате изменилась структура международной торговли: ускорился рост мирового экспорта готовых изделий по сравнению с экспортом минерального сырья и агропродукции. С 1950 по 2000 г. реальный объем мирового производства и экспорта обрабатывающей промышленности вырос соответственно в 10 и 42

раза, продукции добывающей промышленности — в 4 и 8 раз, продукции сельского хозяйства — в 3 и 6 раз1.

Мировой товарный рынок сегодня представляет собой сложную систему: на ее нижнем ярусе располагается продукция сельского хозяйства и добывающих отраслей, на среднем — трудоин-тенсивные готовые изделия и полупродукты, верхний же ярус представлен высокотехнологичной продукцией. При этом последние два яруса рынка расширяются наиболее динамично, определяя тем самым более высокие темпы роста мировой торговли в последнее десятилетие минувшего века. Их доля в мировом производстве и экспорте неуклонно увеличивается.

Специфика реализуемой на мировом рынке продукции предопределяет характер конкуренции на всех его ярусах. В торговле базовыми товарами преобладающей формой соперничества выступает ценовая конкуренция, ее основой на рынках готовых изделий является не столько цена, сколько потребительские свойства продукции, которые сильно дифференцированы и постоянно совершенствуются. Характер конкуренции закономерно влечет за собой отличия в торговой политике различных стран: в зависимости от избранной экономической стратегии и конкретных хозяйственных задач национальные правительства избирают меру сочетания в ней открытости и протекционизма, экономических и административных инструментов регулирования, дифференциации уровней защиты внутреннего рынка.

По мере обретения все большей частью товарных потоков международного характера заметно активизировались попытки большинства стран выйти на новые рынки сбыта за пределами национальных границ. Эти попытки сопровождались последовательным переходом многих суверенных стран от относительно самодостаточных национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку. Сегодня ни одна из стран не в состоянии сохранить, а тем более повысить достигнутый уровень, качество и образ жизни, социальную и политическую стабильность, место и значимость в системе мирохозяйственных связей, не участвуя в глобальных процессах. Конечно, возможны исключительные случаи прогресса отдельных стран, в особенности в условиях кризиса внешней среды, и, напротив, их застоя и упадка даже при устойчивой динамике остального мира или региона. Однако практика подтверждает: для абсолютного большинства экономик развитие становится возможным и достижимым только через их включенность в мировой процесс.

1 Рассчитано по: International Trade Statistics 2001. Geneva: WTO. 2001. P. 29.

5 ВМУ, экономика, № 1

65

Заметную роль в формировании открытой экономики сыграло государство. Оно взяло на себя функции поддержки национального экспорта, стимулируя вывоз товаров и услуг, страхования рискованных сделок, производственной кооперации с зарубежными фирмами. Именно государство создавало правовую основу, облегчавшую перемещение капитала, технологий, рабочей силы, информации.

Ускоренное вовлечение стран в мирохозяйственные связи и, прежде всего, в мировую торговлю стало одним из базовых факторов самого длительного в истории периода стабильного состояния мировой экономики. В течение 1980—1990-х гг. на долю внешней торговли пришлось почти четверть прироста ВВП2.

Переход многих стран к экономике открытого типа сопровождался активной деятельностью ТНК и ТНБ. Осуществляя товарную экспансию на зарубежные рынки, ТНК обходили протекционистские барьеры других государств, интернационализируя международный экономический обмен. Кроме того, факторы ценовой и неценовой конкуренции заставляли их перемещать производство в те страны, где при достаточной квалификации персонала стоимость труда ниже. Именно это привело к созданию там многочисленных филиалов и дочерних компаний, следовательно, к транснационализации производства, масштабы которой неуклонно нарастают. Так, в 1990 г. ее доля в мировом промышленном производстве составляла 15%, а в начале XXI в. — почти 30%. У многих крупных ТНК она давно перевалила за 50%, а у некоторых достигает 80%3.

Транснационализация производства порождает новые формы и приемы конкурентной борьбы. Для поддержания своей конкурентоспособности ТНК постоянно обновляют производство продукции с более совершенными потребительскими свойствами на основе быстрого обновления производственных мощностей, внедрения новейших технологий и инновационных разработок. С этой же целью совершенствуются управленческие технологии, благодаря использованию которых возрастает эффективность многих операций. Фирменные стратегии конкурентной борьбы большинства компаний направлены не только на укрепление и расширение их рыночных позиций, но и на простое сохранение своей доли национального и внешнего рынка. Оперативный и эффективный доступ к зарубежным активам, внедрение и закреп-

2 Business Week. 1999. December 13.

3 The NBER Digest . National Bureau of Economic Research. Cambrige, 1996. P. 2—3.; World Investment Report 2002: Transnational Corporations and Export Competitiveness. N.Y.; Geneva, 2002. P. 6.

ление на рынке, расширение и диверсификацию хозяйственной деятельности, получение эффекта экономии на масштабах все чаще обеспечивает механизм слияний и поглощений.

Масштабная транснационализация предпринимательской деятельности неизбежно должна была привести к глобализации финансовых рынков. Активная экспансия ТНК и быстрый рост международного товарооборота требовали соответствующего расширения кредитных ресурсов и легкого доступа к ним в любой точке мирового экономического пространства. Именно эта потребность породила вненациональные рынки капитала. Основными операторами на международных денежных и инвестиционных рынках стали ТНБ, владеющие филиальной сетью во многих странах мира. Они прекрасно дополняли производственные ТНК, ставшие для них удобными клиентами.

Ведущим сектором глобального финансового рынка и главным механизмом перераспределения финансовых потоков становится фондовый рынок. Количество его участников постоянно увеличивается: сегодня это — ТНК и национальные компании, эмитирующие корпоративные ценные бумаги, ТНБ и все национальные банки, и даже индивиды, приобретающие акции в качестве доходных активов. Высокий уровень доходности спекулятивных операций на этом и других сегментах финансового рынка (валютном, кредитном, страховом) привел к появлению значительных потоков "горячих" денег в виде краткосрочных кредитов и вложений в ценные бумаги. Эти высоколиквидные, оторванные от своей материальной основы финансовые ресурсы быстро перемещаются в больших объемах между странами, придавая неустойчивость местным финансовым рынкам и порождая финансовые кризисы и эффект "кризисных инфекций"4.

В свою очередь, появление этих и других новых тенденций в финансовой сфере стало возможным вследствие прогресса информационных технологий. Информационная революция последних десятилетий обеспечила переворот не только в средствах коммуникаций, облегчила организацию международного инвестирования капитала, кооперирования производства и маркетинга на фирменном уровне, но и способствовала усилению взаимоприспособления макроэкономической политики разных государств. Благодаря ей формируется, в сущности, новая мировая экономика, в которой неизбежно размываются государственные границы, а конкуренция резко обостряется.

4 Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России. М., 2002. С. 50.

Действительно, многообразные субъекты мировой экономики функционируют сегодня как составные части общей хозяйственной системы. Иными словами, сами элементы современной мировой экономики являются реальными внутренними составляющими национальных экономик. В результате объективно складывается ситуация, когда происходит органическое соединение внешних и внутренних факторов производства, обмена, распределения и потребления.

Механизмы мирохозяйственных связей (торгово-экономических, валютно-финансовых и др.) связывают национальные экономики и интегрируют их в мировое экономическое пространство с международным производством, глобальными рынками капитала, рабочей силы, инвестиций и знаний. Сегодня интеграция в современную мировую экономику определяется не столько отношением экспорта к ВВП и импорта к конечному потреблению, сколько все возрастающим участием страны в международном производстве (едином технологическом, организационно-управленческом процессах мирового кооперирования и специализации, комбинирования факторов производства), которое в то же время становится органической частью воспроизводства национального общественного продукта и капитала.

Многообразие субъектов современных международных экономических отношений и наличие у них столь же многообразных экономических интересов предполагает определенную систему многоуровневого регулирования, которая характеризуется сосуществованием национальных, региональных, транснациональных и глобальных форм управления мирохозяйственных связей.

На национальном уровне это широкий арсенал инструментов государственной внешнеэкономической политики, который обычно определяется как торгово-политический механизм. Он нацелен прежде всего на достижение оптимального участия страны в международном разделении труда, защиту национальной экономики от негативных явлений мирового хозяйства, а также на содействие национальным производителям, росту их международной конкурентоспособности. Инструментами и методами регулирования в таком случае служат таможенные тарифы, нетарифное регулирование, различные меры поддержки и стимулирования национальных экспортеров, государственные общенациональные, отраслевые и региональные программы развития, законодательство, поощряющее или сдерживающее международное движение капиталов и др. Упомянутые инструменты имеют одну общую особенность: их использование не только непосредственно влияет на экономику страны, но и влечет за собой ответную реакцию партнеров. Именно поэтому использование таких инструментов требует согласованных действий многих стран.

Системы регулирования на региональном уровне, в рамках интеграционных объединений, отличаются более сложной структурой управления и более продвинутыми инструментами регулирования в зависимости от степени интеграции. Сотрудничество, сближение, а затем и сращивание национальных экономик в ходе интеграции приводит к потребности выработки скоординированной экономической политики, отвечающей общим интересам стран-участниц. Эта потребность реализуется посредством усиления регулирования межгосударственных хозяйственных связей путем ограничения суверенитета каждого государства и создания наднациональных органов управления.

Другими субъектами мирового хозяйства, использующими специфические механизмы регулирования, являются транснациональные структуры — крупнейшие мировые компании (ТНК), транснациональные банки (ТНБ) и различные институциональные инвесторы, а также международные финансовые центры (МФЦ). Механизм воздействия и регулирования мирохозяйственных связей со стороны этих структур многообразен и адаптирован как в географическом, так и отраслевом отношении и к тому же постоянно модифицируется. Организационно-управленческие подходы, складывающиеся на уровне ТНК, ТНБ и МФЦ, как бы воспроизводятся на уровне мирового хозяйства, становятся своего рода прототипами алгоритмов управления глобальной экономикой. Опираясь на свои уже накопленные преимущества и мощь, транснациональный капитал формирует новые центры власти, создает правила будущей рыночной игры на глобальном уровне.

Регулирование мирохозяйственных связей на глобальном уровне осуществляют международные экономические организации (МЭО). Организационно-управленческие подходы, методы и инструменты многостороннего регулирования в рамках МЭО постоянно совершенствуются путем постепенной трансформации. Их регулирующая функция проявляется в принятии решений, достижении соглашений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств — членов организаций. Такие соглашения устанавливают и юридически закрепляют фундаментальные положения международной торговой, валютной и кредитно-финансовой систем. Тем самым обеспечиваются благоприятные условия для многообразного товарообмена, международного перемещения капитала, содействия модернизации и развитию экономик членов мирового сообщества на основе достижений НТР. Таким образом, деятельность международных организаций по сути "расчищает" дорогу процессам глобализации на национальном и меж-страновом уровнях.

Выстраивание многоуровневой системы управления мирохозяйственных связей происходило под воздействием глобалистско-го подхода к регулированию, главные постулаты которого активно претворялись в жизнь на протяжении последнего двадцатилетия не только большинством государств, но и глобальными МЭО. Идеологи западного мира усиленно пропагандировали его неолиберальный вариант, согласно которому стихийный рыночный механизм провозглашается главным регулятором развития, а частичная утрата суверенитета национальными государствами, усиление либерализации и дерегулирования — настоятельной необходимостью.

Последствия внедрения неолиберальной модели регулирования были двоякими. С одной стороны, в мире произошли кардинальные сдвиги, выразившиеся в ослаблении барьеров на пути товаров и услуг, увеличении масштабности международного движения капиталов, глобальном росте финансовых рынков, распространении унифицированных и согласованных на многостороннем уровне норм и правил регулирования отдельных сегментов рынка, с другой — неолиберальная глобализация не только стала немаловажным фактором экономического подъема ряда стран, но и привела к синхронизации экономического спада и к усилению развития кризисных тенденций в мировой экономике. Применение неолиберальной модели на практике привело к дальнейшей диспропорции развития отдельных стран и регионов, нарастанию социального неравенства, обострению конкурентной борьбы на мировых рынках и межгосударственных противоречий в сфере мирохозяйственных связей, к усилению конфликтности, неустойчивости и непредсказуемости экономических процессов.

Выяснилось, что вовлечение в глобальные процессы стран с очень разными экономическими, технологическими и экспортно-импортными возможностями на условиях одинаковой институциональной открытости приводит к неравным результатам, когда благами и преимуществами глобализации пользуются экономически развитые страны, а негативные последствия в основном испытывают на себе бедные и слаборазвитые государства.

По небезосновательному мнению представителей ряда развивающихся стран, постиндустриальные государства признают только ту либерализацию, которая им выгодна в данный момент. Например, в области внешнеэкономической деятельности Запад предпринимает усилия по ликвидации таких традиционных торговых барьеров, как таможенно-тарифные ограничения, которые затрудняют доступ их товаров на рынки других стран. Однако одновременно все чаще используются другие протекционистские средства, направленные на повышение конкурентоспособности

национальных экономик. В частности делаются попытки расширить сферу торговых ограничений за счет принятия международных трудовых и экологических стандартов, несоблюдение которых той или иной страной дает основания ограничить и даже запретить импорт из них.

Критика неолиберальных подходов к решению острейших проблем развивающихся стран вынуждает правительства западных государств и международные организации пересматривать многие постулаты модели, сглаживать наиболее одиозные из них. В результате поиска компромиссов и более гибких подходов были видоизменены некоторые инструменты неолиберальной политики. В частности, изменились рекомендации: о финансовой стабилизации путем подавления инфляции, о приватизации госсобственности, либерализации торговли и финансовых рынков, реструктуризации внешнего долга и др.

В сложившихся условиях становится очевидным, что современный глобальный рынок требует все более квалифицированного и искусного международного регулирования, согласования микро-и макропропорций, увязки текущих взаимосвязей с масштабными структурными сдвигами, с охраной природной среды и решения острейших социальных проблем. Необходимым условием мирового развития, использования выгод глобализации и сглаживания ее конфликтности являются согласование интересов государств, их интеграционных объединений, транснациональных структур, выработка более эффективных механизмов нахождения компромиссов по ключевым противоречиям развития и взаимодействия субъектов мирохозяйственных связей.

Активное участие в разработке таких механизмов принимают международные экономические организации — институт многосторонних межгосударственных отношений, имеющий согласованные его участниками цели, компетенцию и свои постоянные органы, а также другие специфические политико-организационные нормы, в числе которых устав, процедура, членство, порядок принятия решений и др.

Переход от традиционной модели регулирования международных экономических и других общественных отношений к новой начался сразу после завершения Второй мировой войны. В этот период была создана целая сеть международных организаций, уже автономных от конкретных государств и правительств, с передачей им части полномочий по управлению отдельными сторонами политической и экономической жизни.

Масштаб и интенсивность процесса перемещения полномочий с государственного на межгосударственный уровень постоянно нарастали: с середины прошлого века до настоящего времени возникло около 3 тыс. межправительственных организаций

(МПО), регулирующих самые различные сферы экономики, политики, экологии, культуры. Их дополняют почти 20 тыс. разнообразных неправительственных международных организаций (МНПО), из которых примерно 2 тыс. имеют статус наблюдателя при ООН.

Все МПО выполняют, по сути, одинаковые функции, подразделяющиеся на регулирующие, нормотворческие, контрольные и информационно-аналитические. Регулирующая деятельность МЭО базируется на нормах международного экономического права (МЭП), которые регулируют международные экономические отношения, главным образом на уровне макроэкономики (т.е. отношения между хозяйственными системами). В то же время в условиях глобализации МЭП не ограничивается только ими. Например, новое международное торговое право, на основе которого функционирует ВТО, охватывает и интеллектуальную собственность, и действия инвесторов, и предоставление услуг, т.е. выходит за рамки чисто макроэкономического взаимодействия.

Международные организации и государства-члены сотрудничают на основе многосторонних соглашений. С помощью заключения международных договоров создаются определенные общие правила, позволяющие избегать конфронтации. В настоящее время четко обозначилась тенденция к объединению правовых режимов во многих областях экономической деятельности, особенно в таких важных, как торговля и допуск на национальную территорию иностранных лиц. В ряде стран ратифицированные многосторонние соглашения автоматически становятся частью национального законодательства и в случае расхождения имеют преимущественную силу.

Одной из важнейших функций МЭО является их нормотвор-ческая деятельность. Нормы и правила создаются при разработке и заключении международных соглашений и договоров между странами и содержат четкие и конкретные формулировки. В зависимости от круга участников они могут быть двусторонними и многосторонними (универсальными), их выполнение юридически обязательно, а нарушение влечет за собой международно-правовую ответственность.

В последние годы не только укрепляется дисциплина членов многих МЭО по соблюдению разработанных рекомендаций, но и ужесточается режим контроля за их выполнением со стороны самих организаций (прежде всего, МВФ, МБРР и ВТО). Подобный контроль гарантирует практически полное соблюдение принципов и норм как обязательного, так и рекомендательного характера. Для обеспечения выполнения своих решений некоторые МЭО могут применять санкции — приостановление прав и приви-

легий, вытекающих из членства в организации. Главная цель их применения не наказать за нарушение как таковое, а способствовать возврату в правовое поле в сфере международных экономических отношений того, кто на какое-то время отступил от норм МЭП.

Наряду с нормотворчеством, регулирующей и контрольной функциями важнейшая задача МЭО — информационно-аналитическая деятельность. Они ведут большую работу по сбору, обобщению и анализу экономических материалов, которая выражается в разнообразных формах: издание статистических бюллетеней, ежегодных справочников, сборников статей и монографий, а также составлению прогнозов.

Несомненно, функции МЭО по регулированию МХС имеют свои ограничения, которые детерминированы, с одной стороны, объективными условиями современной системы международных отношений, а с другой — положениями устава организаций. Однако в последние годы эти функции трансформируются, инструменты регулирования модифицируются, а их применение расширяется. Таково следствие объективных глобальных процессов, нуждающихся в новых, адекватных механизмах мирохозяйственного регулирования.

МЭО функционируют свыше пятидесяти лет и пережили в своей истории несколько этапов. На каждом из них под воздействием изменений в геополитической и геоэкономической обстановке происходила эволюционная трансформация структуры и функций организаций, совершенствовались механизмы межгосударственного регулирования тех или иных сфер взаимодействия стран и хозяйствующих субъектов.

Сегодня со всей уверенностью можно говорить о том, что за этот период в мире сложилась достаточно стройная система международных организаций. В центре этой системы располагается наиболее универсальная и представительная по охвату участвующих в ней стран Организация Объединенных Наций (ООН). Восемнадцать специализированных учреждений, ряд автономных организаций и органов ООН координируют деятельность 185 государств в различных сферах политики и экономики.

Работу экономических организаций в рамках ООН направляет Экономический и социальный совет (ЭКОСОС). Его деятельность охватывает широкий круг экономических и социальных вопросов и проблем, таких как состояние и развитие международной торговли, охрана окружающей среды, различные аспекты демографической и продовольственной ситуации, мобилизация и использование финансовых ресурсов, региональное сотрудничество, подготовка фундаментальных обзоров и аналитических ма-

териалов. Важным направлением деятельности является подготовка программных социально-экономических документов — международных стратегий развития ООН на десятилетние периоды, а также анализ их выполнения.

Под руководством ЭКОСОС функционируют региональные экономические комиссии, Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД), Программы развития (ПРООН), Организация по промышленному развитию (ЮНИДО), Международная организация труда (МОТ), Международная продовольственная организация (ФАО) и др.

Кроме того, ряд экономических организаций функционирует на региональном уровне. Важнейшими среди них являются различные региональные банки и фонды развития, такие как Межамериканский банк развития (МБР), Азиатский банк развития (АзБР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Среди перечисленных МЭО системы ООН наиболее активно в области нормообразования действует ЮНКТАД. Со времени создания в 1964 г. она охватила практически все актуальные экономические и правовые аспекты современной международной торговли и связанного с ней экономического развития. Например, именно в ЮНКТАД разрабатывались основные концепции и принципы развития мировой торговли (соглашения о всеобщей системе преференций, о принципах и правилах для контроля за ограничительной деловой практикой), различные меры по регулированию мировых товарных рынков, в частности Интегрированная программа для сырьевых товаров (ИПСТ), а также соглашение о создании Общего фонда для финансирования буферных запасов сырья. Сегодня организация проводит глубокие исследования новых направлений устойчивого развития в условиях глобализации и либерализации мировой экономики, принимает специальные практические рекомендации для развивающихся стран.

Весьма инициативна в вопросах осмысления глобализации и порождаемых ею проблем оказалась ПРООН, фактически выполняющая во многих странах функции координатора большинства международных проектов развития. Именно ПРООН подготовила доклад о влиянии глобализации на потребление в мире и преодоление неравенства в этой сфере, доклад, посвященный правам человека и необходимости создания международной системы защиты этих прав. Важным вкладом в гуманизацию глобальных процессов явилась концепция человеческого развития, представленная в докладе "Глобализация с человеческим лицом". В разное время организация выступала с предложениями по созданию масшгабных программ для развивающихся стран, а также новых

институциональных структур, таких как Глобальный фонд гуманитарной помощи, Совет экономической безопасности и др.

Вместе с тем при общей позитивной роли всей системы экономических органов и организаций ООН реальным инструментом регулирования мирохозяйственных связей ПРООН не стала. При всей своей универсальности организация всегда была в большей степени местом политических дискуссий, принятия деклараций, выдвижения политических требований (в том числе в экономике), нежели конкретным инструментом согласования экономических позиций различных стран и принятия предметных решений.

Важное место в системе МЭО занимают финансовые институты — Международный валютный фонд (МВФ), группа Всемирного банка и Всемирная торговая организация (ВТО). Международные валютно-финансовые организации (МВФ и МБРР) располагают большими полномочиями и финансовыми ресурсами и непосредственно участвуют в управлении трансграничным движением капитала, разрабатывают рекомендации по валютной и кредитно-финансовой политике, обеспечивают сбор и распространение информации по актуальным проблемам валютно-финансовых отношений. Обе организации являются крупнейшими учреждениями, выдающими кредиты на поддержку экономических реформ и структурной оптимизации. ВТО создает организационно-правовую основу современной международной торговой системы, контролирует выполнение пакета многосторонних торговых соглашений стран-членов и регулирует их торговые отношения. Благодаря деятельности ВТО достигается максимальная совместимость национальных торгово-политических режимов, что ведет к общей унификации системы многостороннего регулирования мировой торговли.

Экономическая политика промышленно развитых стран координируется Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Эта организация в последние годы играет все более заметную роль в упорядочении отношений не только стран-членов (их 29), но и во всем мире. Из структуры, выполняющей преимущественно информационные и исследовательские функции, она постепенно превратилась в крупнейший центр согласования экономической стратегии государств-членов по широкому кругу как внутренних, так и внешних проблем их хозяйственного развития. Нормативно-правовой базой ОЭСР являются Кодекс либерализации движения капитала, Кодекс либерализации невидимых операций, а также нормы, касающиеся режима иностранных инвестиций, налоговой и социальной политики. Сегодня ОЭСР располагает четкими механизмами взаимных консульта-

ций, соответствующими институциональными структурами, отлаженными процедурами взаимодействия.

Важнейшей особенностью функционирования системы МЭО стала начавшаяся в ней в последнее десятилетие энергичная перегруппировка сил.

Активизация глобальных процессов сопровождалась сильнейшей фрагментацией государственной структуры мирового сообщества: в начале 1960-х гг. функционировало менее 100 государств, а к концу 1990-х гг. их число удвоилось. Распад социалистической системы, а вслед за ней и СССР вывел на международную арену новых "игроков" с серьезными экономическими проблемами. Усилилась поляризация, расслоение различных групп стран по уровням развития. Глобализация дала старт формированию нового миропорядка, в котором "полюс", представленный группой индустриальных стран при лидировании США, определяет место и роль других государств и регионов в рамках отвечающей его интересам геополитической стратегии.

Сегодня становится все более очевидным, что глобализация мирового хозяйства несет с собой социальные и экологические опасности в форме сокращения занятости, снижения уровня заработной платы, разрушения традиционного образа жизни, нанесения ущерба окружающей среде. Существует потенциальная угроза, что управление глобализацией, способное в принципе принести большие выгоды всем странам за счет интенсификации международных экономических отношений, может оказаться фактически монополизированным сравнительно узким кругом экономически сильных стран и наиболее могущественными ТНК и ТНБ.

Естественно, что МЭО не могли не отреагировать на глобальные вызовы. Однако, сталкиваясь с реалиями глобальных процессов, многие из них оказывались неподготовленными к деятельности в новых условиях, а их эффективность, особенно в кризисные периоды, часто была незначительной. Во-первых, потому, что реализация их решений ограничивалась материальными и финансовыми ресурсами. Во-вторых, консенсус достигался крайне сложно из-за различных идеологических и политических установок с далеко не совпадающими интересами. Совместные позиции вырабатывались иногда годами, а принимаемые решения оказывались часто столь обтекаемыми, что их конструктивное содержание сводилось к минимуму. В-третьих, в силу узкой специализации большинства МЭО их решения и действия касались лишь некоторых фрагментов мирохозяйственных отношений, тогда как во время кризиса требуется принятие уже комплексных решений.

В этой связи МЭО вносят серьезные коррективы в свою деятельность в целях оптимизации международного регулирования некоторых экономических сфер, связанных с научно-техническим прогрессом, транснациональным предпринимательством, международными финансами и торговлей. Сегодня их место в международном регулировании мирохозяйственных связей определяется прежде всего степенью воздействия на международные экономические отношения в целом и на отдельные их сегменты.

С этих позиций современную структуру МЭО можно представить в виде пирамиды: в ее основании находятся многочисленные специализированные институты системы ООН, отдельные внесистемные и региональные организации. Более высокую ступень занимают глобальные организации — МВФ, Всемирный банк, ВТО и ОЭСР. Наконец, на вершине пирамиды располагается полуформальная с позиций международного права, но реально влиятельная организация — "Большая восьмерка".

Последняя занимает особое место в общей системе МЭО. В правовом смысле "Большая восьмерка" не оформлена в качестве международной организации, поскольку не основана на международном договоре и не имеет постоянных органов. Однако эта структура постепенно трансформировалась из неофициального института в организованную систему, включающую комплекс органов, функционирующих на различных политических и административных уровнях в разных областях экономики и политики, но замкнутых на обеспечение ежегодных встреч лидеров семи государств.

Созданная в 1975 г. на гребне первого послевоенного кризиса тогда еще "Большая семерка" стала своеобразным оперативным штабом по чрезвычайным мерам. Ее появление было вполне закономерным: внутренняя логика все усложняющегося развития мировой экономической системы вела к образованию "сил быстрого реагирования" в лице лидеров ведущих промышленно развитых стран. Сегодня эта узкая группа стран оказывает решающее воздействие на состояние мировой валютной и кредитно-финансовой системы, мировой торговли, инвестиционного процесса, на темпы и направления глобального технического прогресса, определяет уровень мировых стандартов на большинство новых готовых изделий и, следовательно, на характер и остроту конкуренции на рынках таких изделий.

Семь ведущих экономических держав — одновременно влиятельные члены МВФ, Всемирного банка, ВТО и ОЭСР, т.е. фактически образуют неофициальное ядро важнейших международных организаций и способны направлять их деятельность в необходимое русло. Таким образом, наработки "Большой семер-

ки" реализуются и проводятся в жизнь либо непосредственно самими участниками, либо опосредованно, через многочисленные международные организации или специально созываемые многосторонние форумы.

Таким образом, можно говорить о корректировке сложившейся модели многостороннего регулирования и об изменении соотношения сил в системе международных организационно-управленческих структур. Она выражается в последовательном смещении центра управления и координации мирохозяйственных связей от широкосоставных, но узкоспециализированных международных организаций, регулирующих отдельные аспекты хозяйственной жизни, к глобальным институтам, перешедшим к разработке и координации общей экономической стратегии стран рыночной экономики и способным принимать комплексные решения.

Речь идет, прежде всего, о финансировании развития нуждающихся стран, прогнозировании и проработке долгосрочных тенденций социального и экономического развития, усилении их мониторинга, содействии разрешению кризиса внешней задолженности государств, формировании фундамента универсальной торговой системы, совершенствовании техники осуществления коммерческих операций.

Решение подобных задач под силу лишь глобальным организациям — МВФ, МБРР, ВТО и ОЭСР, которые постепенно превращаются в мощные центры принятия все более обязательных для государств текущих решений, более того, в центры по формированию институционально-правового каркаса современного мирового экономического порядка.

И в то же время деятельность именно этих организаций все чаще вызывает справедливую критику мирового сообщества, а недовольство регулированием ими глобальных процессов становится все более обоснованным. Упреки в адрес ВТО в основном сводятся к тому, что провозглашенная ею либерализация внешнеторговых операций часто формальна и не снимает возникающих между ее членами противоречий, которые нередко выливаются в непрекращающиеся "торговые войны". Деятельность ВТО все больше вызывает нарекания со стороны менее развитых стран, так как все очевиднее, что ее функционирование мало отвечает интересам "периферии" глобальной экономики. Возникла необходимость и в реконструкции основных МФО, деятельность которых перестала удовлетворять требованиям стран как заемщиц, так и кредиторов. Неудивительно поэтому, что в последние годы высказано много предложений по реформированию МЭО, модификации старых и созданию новых инструментов многостороннего регулирования.

В ряду таких изменений можно назвать совершенствование правового механизма ВТО. Действующие нормы постоянно уточняются, некоторые термины получают более четкое правовое наполнение, при выяснении спорных вопросов и разрешении конфликтных ситуаций создаются прецеденты, которые закладывают новые направления правовой деятельности организации. Некоторые из них уже оформлены в виде Соглашений ВТО, однако пока являются всего лишь рамочными договорами, которые еще предстоит наполнить конкретным содержанием на будущих многосторонних переговорах. Другие уже стали обязательными нормами национального права стран — членов организации. С их помощью ВТО создает инфраструктуру внешнеторговой политики своих участников.

Совершенствуют свою работу и МФО, регулирующие мировую финансовую систему при помощи достаточно широкого набора как апробированных, так и совершенно новых финансовых инструментов. Среди них — многочисленные кредитные механизмы МВФ, инвестиционные и бюджетозамещающие займы МБРР, нормы и правила регулирования банковской деятельности, создающиеся в недрах БМР и т.п. Активно разворачивается поиск мер, предупреждающих возникновение финансовых кризисов на развивающихся рынках: ужесточается надзор и контроль за соблюдением финансовой дисциплины странами-реципиентами, за проведением реформ их кредитно-финансового сектора, внедряются международные стандарты счетоводства, аудита, оценки активов. Большое значение придается обеспечению доступности и прозрачности финансовой информации.

В условиях неустойчивости глобальной финансовой системы выработкой новых направлений деятельности МФО занялись политические, деловые и научные круги ведущих регионов мира. Глобализация повысила их заинтересованность в создании новых правил, норм и стандартов, отвечающих современным реалиям мирового хозяйства, и при участии возможно большего числа стран. Усиление коллективной борьбы с финансированием терроризма, незаконным оборотом наркотиков, продажей оружия, работорговлей, отмыванием денег криминальными структурами привело к созданию новых МЭО. В частности, в 1989 г. по инициативе "Большой семерки" создана Международная организация по борьбе с незаконными валютными операциями (ФАТФ). МФО ужесточают порядок предоставления кредитов, что способствует ограничению коррупции бюрократических структур стран-реципиентов.

Несомненно, подобные меры должны оказать стабилизирующее влияние на международные финансовые рынки, однако они явно недостаточны для того, чтобы спрогнозировать и, главное, урегулировать кризисные ситуации на них. При всей значимости уже происходящих в деятельности МФО изменений можно констатировать, что они скорее представляют собой попытки частичного усовершенствования мировой финансовой системы путем модификации достаточно известного набора инструментов и некоторого изменения их функций, чем кардинального ее реформирования.

Существенно трансформируются подходы и стратегии в урегулировании долговой проблемы. Характерными ее чертами стали: дифференцированный подход в зависимости от уровня развития страны и тяжести бремени внешней задолженности; стремление обеспечить условия не только для погашения задолженности, но и для дальнейшего экономического роста должника; замена разовых стабилизационных мер регулярной финансовой помощью, увязанной с экономическими программами должников; перенесение центра тяжести соглашений в финансовой области с отсрочек по выплате долга на сокращение основного долга и стоимости его обслуживания путем использования широкого набора мер, среди которых важную роль стали играть рыночные инструменты; усиление роли МФО, политика которых также активно менялась с учетом опыта разрешения очередных долговых кризисов; сочетание многосторонних официальных и коммерческих механизмов урегулирования долговых проблем.

Таким образом, сегодня можно говорить о том, что эволюция сформировавшейся в конце ХХ в. системы многосторонних экономических организаций продолжается. Несмотря на то что создание межгосударственных институтов во многом диктовалось необходимостью решения формально различных задач, сегодня они функционируют в тесном взаимодействии друг с другом. В настоящее время деятельность МЭО охватывает почти все основные области и виды внешнеэкономических связей, в том числе новые, сложившиеся под влиянием НТП, расширения поставок услуг и результатов творческой деятельности на мировой рынок. Повышение роли МЭО в функционировании национальных экономик и всего мирового хозяйства в целом закономерно и необратимо, так как объективно обусловлено нарастанием потребностей межгосударственного регулирования в условиях глобализации.

Пока преждевременно говорить о завершенности трансформации старых и апробации новых инструментов международного

регулирования в рамках МЭО. Продолжается поиск принципиально новых, более тонких подходов к нахождению необходимого баланса интересов стран-участниц, усилению гибкости и уменьшению политизированности этих организаций. Подобные модификации могут стать залогом жизнеспособности МЭО в будущем. При этом главное здесь не столько поиск годных на все случаи жизни решений, сколько отработка эффективных механизмов нахождения компромиссов по ключевым вопросам мировой экономики, которые максимально гармонизировали бы интересы всех ее субъектов.

6 ВМУ, экономика, № 1

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.