Научная статья на тему 'Глеб Успенский и “деревенский очерк” середины XX В. (к 170-летию со дня рождения Г. И. Успенского)'

Глеб Успенский и “деревенский очерк” середины XX В. (к 170-летию со дня рождения Г. И. Успенского) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
768
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНЫЙ ОЧЕРК / PROBLEM ESSAY / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ОЧЕРК / ARTISTIC-PUBLICISTIC ESSAY / ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА / COUNTRY PROSE / ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ / LITERARY TRADITION / НАРОДНАЯ РЕЧЬ / FOLK SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бельчиков Юлий Абрамович

В статье раскрывается значение творчества Г.И. Успенского как основателя литературной традиции художественно-публицистического изображения жизни русского крестьянства в очерковой прозе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gleb Uspensky and the “Village Sketch” of the Mid 20th Century (on the Occasion of the 170th Anniversary of G. Uspensky)

The article reveals the significance of the work of Gleb Uspensky as the founder of literary tradition of artistic-publicistic representation of Russian peasantry life in prose essay.

Текст научной работы на тему «Глеб Успенский и “деревенский очерк” середины XX В. (к 170-летию со дня рождения Г. И. Успенского)»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 1

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Ю.А. Бельчиков

ГЛЕБ УСПЕНСКИЙ И "ДЕРЕВЕНСКИЙ ОЧЕРК"

СЕРЕДИНЫ XX в.

(К 170-летию со дня рождения Г.И. Успенского)

В статье раскрывается значение творчества Г.И. Успенского как основателя литературной традиции художественно-публицистического изображения жизни русского крестьянства в очерковой прозе.

Ключевые слова: проблемный очерк, художественно-публицистический очерк, деревенская проза, литературная традиция, народная речь.

The article reveals the significance of the work of Gleb Uspensky as the founder of literary tradition of artistic-publicistic representation of Russian peasantry life in prose essay.

Key words: problem essay, artistic-publicistic essay, country prose, literary tradition, folk speech.

Глеб Успенский в истории русской литературы и публицистики — явление самобытное и сложное.

Уже одно то, что сочинения Глеба Успенского отличает глубоко своеобразное переплетение публицистического и художественно-беллетристического начал в интерпретации действительности, определяет его особое место в русской литературе. Он серьезно способствовал разнообразию стилей литературного выражения в рамках художественной реалистической прозы, окончательно и авторитетно утвердив права публицистичности в идейно-образной и композиционно-стилистической структуре малых форм реалистической литературы.

Творческая разработка поэтики и стилистики очерковой литературы, стоящей на грани художественной прозы и публицистики, дает все основания считать Глеба Успенского одним из основателей в русской литературе жанра проблемного очерка, и прежде всего такой его разновидности, как очерк художественно-публицистический.

Глеб Успенский был признанным художником слова. Такие авторитетные ценители литературного творчества, как И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, высоко оценивали его

Бельчиков Юлий Абрамович — докт. филол. наук, проф. кафедры лексикографии и теории перевода факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-499-243-94-48, e-mail: flex@ffl.msu.ru

художественное мастерство. Тургенев, одобрительно относившийся к циклу "Крестьянин и крестьянский труд", восторженно отзывался об очерке "Мишка". «С особенным удовольствием, — писал он Г. Успенскому в январе 1881 г., — прочел я Ваши последние этюды в "Отечественных записках". Они прекрасны. Тут не одно знание деревенского быта, которым Вы всегда обладали, — но проникновение в самую его глубь — художественное схватывание характерных черт и типов»1. Великий писатель отмечал и художественные достоинства "Книжки чеков". Известен отзыв Салтыкова-Щедрина о "Неизлечимой". "Повесть Успенского, — писал он Н.А. Некрасову в 1875 г., — прелесть"2. Л.Н. Толстой, доброжелательно относившийся к Глебу Успенскому с самого начала его литературного пути, высоко ценил рассказ "Паровой цыпленок".

Вместе с тем Г. Успенский принадлежит и русской публицистике. Он имеет несомненные заслуги в постановке острых, "больных" вопросов пореформенной России, в их социологическом исследовании и философско-публицистической интерпретации с позиций страстного, неутомимого защитника крестьянских масс, в смелой и глубокой постановке ключевых проблем духовного, идейного развития русского общества той поры.

Критика 80-х гг. XIX в. писала также и о публицистическом таланте Г. Успенского, отмечая громадный общественный резонанс его выступлений в печати. Так, в отзыве на "Власть земли" в журнале "Дело" подчеркивалось, что только Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский могли "будить, можно сказать, раздражать мысль читателя так, как Г. Успенский", который "больше чем художник", он — мыслитель в полном смысле этого слова3.

Г. Успенский в последней трети XIX в., особенно в 80-е гг., был, пожалуй, одним из наиболее читаемых авторов, вокруг него разгорались ожесточенные споры, в первую очередь, конечно, по поводу идейного и жизненного содержания его очерков, а также и в связи с оригинальностью творческой манеры выдающегося публициста.

В случае с Г. Успенским особенно очевидно, что "задеть за живое" читателя, поднять в нем общественное самосознание может не только свежая мысль, смелая идея, острая постановка насущных проблем современности. Для этого большого дела важно и то, как все это изложено, как высказано, на чем основывается автор — на досужих домыслах верхогляда или на убедительном жизненном материале, богато, широко представленном в данном сочинении

1 Литературный архив. Т. 3. М.; Л., 1951. С. 227.

2 Салтыков-Щедрин М.Е. Полн. собр. соч. Т. 18. Кн. 1. М., 1957. С. 310.

3 Успенский Г.И. Полн. собр. соч. Т. 8. М., 1949. С. 602. (Отзывы критики о "Власти земли".)

вдумчивым наблюдателем, исследователем окружающей действительности.

На современников и последующие поколения производили неизгладимое впечатление та страстность, пылкость, с какой Г. Успенский исследовал русскую жизнь, та неустанность поисков "подлинной правды жизни", с какой писатель-демократ добивался разгадки "механики" народной жизни, с тем чтобы найти выход для народа из "всеобщего расстройства", та горячая любовь к простому человеку, сердечная боль писателя, когда он писал о несправедливости жизни, о бедственном положении крестьян, наконец, та предельная честность художника и исследователя и откровенность с читателем, субъективность изложения, которые создавали атмосферу доверительной беседы, эффект присутствия читателя при "рождении" и развитии мысли публициста, передавали его кровную заинтересованность в судьбе народа, сердечную боль и нервную импульсивность авторской речи. Эту исключительную горячность, страстность Г. Успенского, выделявших его среди современников, писавших о народе, с особой силой подчеркивал М. Горький. «Казалось он, — читаем в "Беседах о ремесле" о Г. Успенском, — вошел в литературу раньше всех писателей этого ряда и все они шли или от него, или за ним, говорили его голосом, только не так горячо и страстно, всегда тоном-двумя ниже»4.

Эту сторону сочинений Г. Успенского особенно ценили русские марксисты, для которых чрезвычайную важность имели точные факты действительности в целях подлинно научного изучения социально-экономических тенденций развития России в конце XIX — начале XX в. Г.Б. Плеханов настаивал: "Таких писателей, как Успенский, надо изучать так же внимательно, как статистические данные"5.

Известно, какой неослабевающий интерес к Г. Успенскому через всю жизнь пронес В.И. Ленин. А.В. Луначарский писал: "...к Успенскому Ленин относился с особенной любовью"6. Известно указание Ленина относительно того, что именно произведения Г. Успенского "и нужно давать широким массам, именно это и необходимо широко издавать"7.

Трудно переоценить значимость литературно-творческого опыта Г. Успенского для русской литературы и публицистики XX в. М. Горький настоятельно рекомендовал молодым писателям наряду с другими классиками учиться у Г. Успенского.

4 Горький М. О литературе. М., 1937. С. 275.

5 Плеханов Г.В. Искусство и литература. М., 1948. С. 510.

6 Г.И. Успенский в русской критике. М.; Л., 1961. С. 422.

7 Ленин В.И. О литературе и искусстве. М., 1969. С. 705.

Называя его "мастером очерка"8, особо указывая на глубокое знание им народной жизни ("отличный знаток крестьянства"9), Горький обращает внимание писателей, в первую очередь тех, кто пишет о деревне, что Г. Успенский особенно глубоко понял и изобразил стихийную "власть земли", которой питается "мужицкая сила", т.е. нравственную основу жизни и труда крестьянина10.

Переходя к вопросам литературного мастерства Г. Успенского, Горький выделяет прежде всего высокие качества стиля его очерков, отмечает богатство и разнообразие "лексикона" писателя11, подчеркивает афористичность и меткость его языка. Горький говорил, что "словечки" Г. Успенского "стали пословицами". Он любил вставлять в свою речь такие "словечки". Вот только один поучительный пример. В "Письмах начинающим литераторам", обращая внимание одного из "крестьянских" писателей на действительно актуальные, жизненные проблемы деревни, Горький писал: «Дело это не Ваше и совершенно зря "взбрело в башку" Вам, как говорил... писатель Глеб Успенский»12.

Авторство "крылатого слова" — всегда неопровержимое свидетельство незаурядного литературного, публицистического мастерства. В емких афористических выражениях Г. Успенского, как в своего рода формулах, сконцентрирована сущность того или иного явления русской жизни конца XIX — начала XX в.: "ловля рубля", "власть земли", "господин Купон", "живая дробь"...

Горький специально останавливается на народности языка Г. Успенского, на удивительно точной мере в передаче речи крестьян. Необходимо подчеркнуть в связи с данным утверждением Горького, что именно "деревенская проза" 50—70-х гг. XX в. (в том числе и очерковая) "в значительной степени утвердила в литературе отношение к языку как богатству народному"13. В этом, несомненно, сказываются крепкие традиционные связи "деревенской прозы" середины XX в. с литературой классической, и не в последнюю очередь — с творчеством Г. Успенского.

Следует отметить, что в разработке языка персонажей из народа очеркисты середины XX в. обнаруживают типологическое сходство с принципами воспроизведения народной речи, нашедшими и свое наиболее отчетливое выражение именно в творчестве Г. Успенского. Так, речь героев В. Овечкина не столько индивидуализирована, сколько социально обобщена.

8 Горький М. О литературе. С. 57.

9 Там же. С. 303.

10 См.: Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 27. М., 1954. С. 148.

11 Там же. С. 139.

12 Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 25. М., 1953. С. 137.

13 Кузнецов Ф. Самая кровная связь. М., 1977. С. 5.

Знакомство с очерками Е. Дороша ("Деревенский дневник", "Дождь пополам с солнцем") убеждает в общности его подхода к включению народно-разговорных слов в авторскую речь с теми принципами и приемами обработки народной речи, которые представлены в творчестве Г. Успенского.

Больше всего на Горького производила впечатление сила эмоционального воздействия очерков Г. Успенского, его гневное разоблачение несправедливости окружающей жизни. В "Беседах о ремесле" автор признается: «Глеба Успенского я читал так же, как некоторые — по их рассказам — читают Достоевского: изумляясь, раздражаясь, чувствуя, что автор "одолевает" меня, отталкиваясь от него, трепет его гнева и отвращение пред "повсеместным душегубством" ощущался мною так же, как — читая Достоевского — ощущаешь неизбывный страх перед темной глубиною его же собственной души»14.

Тема деревни — одна из вечных тем русской литературы и публицистики, она занимала одно из главных мест в русском искусстве, в русской культуре прошлого. И в XX в., особенно в публицистической прозе, проблемы земли, крестьянского труда, возрождения "власти земли" в душе сельского труженика — словом, большие и малые проблемы деревенского "житья-бытья" остаются злободневными, животрепещущими.

"Хотя наша страна давно перестала быть по преимуществу крестьянской, — писал Е. Дорош в 60-х гг., — русский художник еще долго будет испытывать потребность изображать жизнь деревни. Любое событие, происходящее в деревне, тотчас же отзывается в городе. О деревне и раньше писали — по-разному, но кровная заинтересованность в ее судьбах, искреннее сочувствие к ее людям объединяет русских писателей"15.

Эта живая связь писателя с родной землей, с родной деревней в очень искренних словах была передана А. Яшиным: "Я есть сын крестьянский. Жизнь моя и поныне целиком зависит от того, как складывается жизнь моей родной деревни. Трудно моим землякам — и мне трудно. Хорошо у них идут дела — и мне легко живется и пишется. Меня касается все, что делается на той земле, на которой я не одну тропку босыми пятками выбил на полях, которые еще плугом пахал, на пожнях, которые исходил с косой и где метал сено в стога"16.

Каждый серьезный литератор четко осознает свою связь с традициями классической литературы. То же следует сказать и об авторах деревенской темы середины XX в., в первую очередь о В. Овеч-

14 Горький М. О литературе. С. 275.

15 Дорош Е. Естественность прозы // Вопр. литературы. 1967. № 2. С. 126—127.

16 Яшин А. Книга прозы. М., 1974. С. 8.

кине, Г. Троепольском, В. Тендрякове, А. Калинине, Е. Дороше. В осмыслении своего творческого опыта сами "деревенщики" (и критика о них) обращаются к неисчерпаемому опыту русской литературы XIX в. Следуя заветам М. Горького, они творчески осваивают наследие Г. Успенского, во многом отталкиваясь от него. Авторы деревенской темы осознавали и признавали преемственные связи своего творчества с творчеством Г. Успенского, видя в нем один из главных источников литературной традиции, называют писателя-демократа близким себе автором, влияние которого на них было плодотворным.

Так, С. Залыгин в письме к М.В. Нехаю от 10 октября 1968 г. писал: «Думаю, что объективно советский очерк, особенно в пору его значительного развития, "овечкинского" периода, конечно же, несет традиции тех же шестидесятников, затем Г. Успенского, затем — Короленко»17. Е. Дорош, перечисляя тех писателей, которые ему "всегда близки", называет и Глеба Успенского18.

На внутреннее родство очерков В. Овечкина с творчеством Г. Успенского не раз указывала критика. Произведения классика покорили В. Овечкина беспощадной правдой жизни, точным и глубоким анализом деревенской действительности, безграничной любовью их автора к простому сельскому труженику. Этому умению в повседневном, примелькавшемся видеть важное, порой определяющее, современные публицисты учились и у Г. Успенского. С большой убежденностью говорил В. Овечкин на Всесоюзном совещании литераторов, пишущих на колхозные темы (1955), о плодотворности обращения к замечательным русским очеркистам и, в частности, назвал как примеры выдающихся обобщений в литературе образы Прохора Порфирыча и Ивана Босых из произведений Г. Успенского.

Внутренняя творческая связь очеркистов середины XX в. с наследием Г. Успенского находит выражение в том, что в их "деревенских" очерках определенно ощущается влияние творческих принципов великого писателя и публициста в исследовании народной жизни.

Размышления наших публицистов, их наблюдения над деревенской жизнью "соседствуют" с художественными картинами, в образное изображение действительности "равноправной" деталью органически включается цифра, документ. Важно также отметить принципиально общий подход к факту на основе исследования публицистом окружающей действительности у авторов середины XX в. и в сочинениях Г. Успенского. Здесь наблюдается очевидное развитие традиции писателя-демократа. В. Овечкин, анализируя

17 Цит. по: Нехай М.В. Русский демократический очерк 60-х годов XIX столетия. Минск, 1971. С. 6.

18 Там же. С. 5.

ставшую основной для очеркового жанра такую его разновидность, как очерк-исследование, писал: "В таком очерке фактическая точность лишь в самом существе явления, которое описывается, а во всем остальном руки автора так же развязаны, как и в любом другом жанре. Можно и не давать адреса, и вводить в действие вымышленные персонажи, и прибегать к домыслу, к обобщениям"19.

Одна из основных проблем деревенской темы — нравственные начала, нравственное содержание крестьянского труда. Например, В. Солоухин в "Лирических записках" в конце описания сцены покоса, когда в прошлом отличный косарь, а теперь уже старый человек Кунин самозабвенно косит траву, обходя молодых и сильных, пишет: "...я шел впереди и думал: что же такое таится в ней, в извечной работе земледельца, что и самая тяжелая она и не самая-самая благородная, но вот привораживает к себе человека так, что, и на ладан дыша, берет он ту самую косу, которой кашивал в молодости, и идет, и косит, да еще и плачет от радости?"

Примечательно, что в ходе обсуждения данной проблемы обратились к Г. Успенскому20, к его поискам "механики" народной жизни, ответа на вопрос: "Что же держит крестьянина на земле?" — к его опыту художественно-публицистического освещения и исследования этого вопроса.

Конкретное творческое воплощение этой моральной проблемы и подходы к ней у разных авторов могут быть разными.

Опыт творческого решения этой проблемы Г. Успенским подсказывает оптимальный путь — через раскрытие неразрывной связи труда, его характера с нравственными устоями личности, семьи, всего ее жизненного уклада.

Исходная позиция автора, общий его подход к воспроизведению действительности определяют многие стороны "качества" (если можно так сказать) и "ракурсы" литературного мастерства: расстановку идейных и художественно-образных акцентов произведения, отбор жизненного материала, группировку фактов, работу автора с деталью и сам характер деталей, их композиционную и идейно-образную функцию, конструктивную роль персонажей, рассказчика, "образа автора", их идейно-образную структуру и речевую характерологию. Во всем этом, особенно в работе с фактами, с деталями, исключительную важность имеет умение (или желание) автора дать по возможности полную картину описываемого им "куска" или "пласта" реальной действительности, то "проникновение в самую глубь деревенского быта" — "художественное схватывание характерных черт и типов", которое ставил в громад-

19 Овечкин В. Колхозная жизнь и литература // Новый мир. 1955. № 12. С. 130.

20 См., например: КалашниковаЛ.И. И мораль, и экономика (о проблемах сельского очерка) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1969. № 2.

ную заслугу Г. Успенскому Тургенев и которое вполне закономерно отличает наиболее социально острые и значительные в литературном отношении произведения "деревенской прозы" середины XX столетия.

И через полтора столетия близки и дороги нашим современникам тот могучий демократизм, та страстная и бескомпромиссная борьба за интересы труженика, то непреклонное стремление к правде жизни, которые столь определенно, полновесно, с такой кровной заинтересованностью воплощены Г. Успенским в его сочинениях.

Список литературы

Г.И. Успенский в русской критике. М.; Л., 1961. Горький М. О литературе. М., 1937.

Горький М. Собр. соч.: В 30 т. Т. 25. М., 1953; Т. 27. М., 1954. Дорош Е. Естественность прозы // Вопр. литературы. 1967. № 2. Калашникова Л.И. И мораль, и экономика (о проблемах сельского

очерка) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1969. № 2. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М., 1969. Кузнецов Ф. Самая кровная связь. М., 1977. Литературный архив. Т. 3. М.; Л., 1951.

Нехай М.В. Русский демократический очерк 60-х годов XIX столетия. Минск, 1971.

Овечкин В. Колхозная жизнь и литература // Новый мир. 1955. № 12. Плеханов Г.В. Искусство и литература. М., 1948. Салтыков-Щедрин М.Е. Полн. собр. соч. Т. 18. Кн. 1. М., 1957. Успенский Г.И. Полн. собр. соч. Т. 8. М., 1949. Яшин А. Книга прозы. М., 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.