Научная статья на тему 'Гипертекстовые технологии в создании электронных учебных материалов'

Гипертекстовые технологии в создании электронных учебных материалов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
451
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Полынцева Т.А., Рукосуева Н.В., Пак Н.И.

Работа посвящена обоснованию рекурсивного подхода к разработке трехмерных текстов в виде динамического алгоритма. Представлены этапы разработки электронных учебников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Полынцева Т.А., Рукосуева Н.В., Пак Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гипертекстовые технологии в создании электронных учебных материалов»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

тогда, когда интересующее их сообщение уже закончилось. Поэтому нужно дважды повторять важные определения, формулы, даты и т. п. - с целью их лучшей запоминаемости.

Поэтому сложные логические аргументы воспринимаются плохо, рассказ должен быть максимально простым и эмоциональным. Эмоциональность речи нужна для того, чтобы между мнимым коммуникатором и слушателем на эмоциональном уровне установился положительный межличностный контакт. Тогда

происходит психологический эффект переноса симпатии к коммуникатору и на то, что он говорит.

Библиографические ссылки

1. Пак Н. И. Информационное моделирование : учеб. пособие ; КГПУ. Красноярск, 2010.

2. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М. : Владос, 1997.

© Лысых Я. А., 2012

УДК 37.022

Т. А. Полынцева, Н. В. Рукосуева Научный руководитель - Н. И. Пак Красноярский государственный педагогический университет имени В. П.Астафьева, Красноярск

ГИПЕРТЕКСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОЗДАНИИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Работа посвящена обоснованию рекурсивного подхода к разработке трехмерных текстов в виде динамического алгоритма. Представлены этапы разработки электронных учебников.

В настоящее время роль электронных учебных материалов в образовательном процессе существенно возрастает. Электронные учебники получили распространение не только в дистанционных, но и в традиционных очно-заочных формах обучения. Если раньше к цифровым образовательным ресурсам относились как к вспомогательным информационным источникам, дополняющим бумажные учебные материалы, то теперь они приобретают характер основных средств обучения и познания. Однако многие из них обладают низкими дидактическими качествами, несмотря на высокий потенциал современных информационно-коммуникационных технологий [1]. Это связано с возникшим противоречием между возможностями компьютерной техники и слабой проработкой теории и практики создания электронных учебников для образовательных целей, что актуализирует проблему поиска способов экранного представления учебных текстов.

В настоящее время актуальным становится проблема разработки электронных учебников с помощью гипертекстовых технологий, обеспечивающих качественное усвоение учебного материала.

Цель настоящей работы - развитие теории трехмерных текстов на основе рекурсивного подхода.

Под рекурсией понимают такой способ организации системы, при котором она в отдельные моменты своего развития, определяемые ее правилами, может создавать (вызывать) собственные измененные копии, взаимодействовать с ними и включать их в свою структуру.

В условиях профессиональной педагогической подготовки, процесс обучения информационным коммуникационными технологиям на основе метода системной динамики [1] целесообразно строить путем моделирования профессиональной деятельности по овладению этими технологиями, организации процесса учебного познания (обучение методам и способам добывания знаний). Получение теоретических знаний

и практических умений при этом основывается на использовании средств ИКТ для создания разнообразных дидактических элементов, которые в дальнейшем используются при изучении курса. Процесс обучения в этом случае приобретает рекурсивный характер. Обучаюсь курсу путем разработки обучающих дидактических элементов (создаю электронный учебник, по которому сам обучаюсь, или использую материалы в создаваемых обучающих системах (электронные учебники, тесты и др.), которые сам изучаю).

Например, разработанный нами электронный учебник позволяет самостоятельно научиться создавать электронный учебник. Для создания электронного учебника основополагающим является проектирование модели понятий, выделение главных частей учебного текста и построение связей между ними. Сама модель также является «меню», по которой пользователь может перемещаться по страницам электронного учебника.

Изучение проходит по алгоритму, который мы определили сами, но пользователю не обязательно ему следовать. Блок «базовые понятия» служит опорой для дальнейшего изучения, данного электронного учебника. В этом блоке находиться теоретическая основа. Главным в нашей модели является блок «этапы построения электронного учебника», где мы выделяем три основных этапа, по которым проходит обязательное изучение, а остальные пользователь выбирает для себя сам.

I ЭТАП. Построение модели понятий.

На этом этапе необходимо выполнение следующих действий:

1. Выделить из общего текста группы понятий в виде ключевых слов, отражающих основной смысл текста;

2. Представить себе некоторый основной путь чтения текста и расставить, соответственно, связи, ведущие читателя от темы к теме по этому основному пути;

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

3. Выделить в тексте понятия или найти ситуации (моменты) в процессе чтения текста, когда пользователь может захотеть перейти от основного пути чтения текста к другим возможным путям чтения;

4. В результате шага 3 могут появиться понятия, для которых еще не написаны соответствующие главы/темы. Такие главы нужно дописать;

5. Связать понятия с существующими темами.

6. С помощью html-редактора визуально оформить html-страницу. Весь материал представить в виде одной страницы.

II ЭТАП. Выделение основных частей.

Все действия нужно производить с html-кодом. Те основные логические фрагменты текста, которые были выделены в предыдущем пункте, теперь необходимо разбить с помощью html. Единый фрагмент текста, который внутри себя может содержать другие фрагменты, будем называть блоком. После того как закончено выделение блоков можно увидеть как разбит текст и изменить его при необходимости.

III ЭТАП. Добавление кнопки сворачивание/разворачивание.

Кнопка сворачивания/разворачивания предназначена для автоматического сворачивания блоков, кото-

рая позволяет раскрыть свёрнутый текст, либо скрыть его при необходимости.

Данный учебник предназначен для учителей и преподавателей, которые могут вести подобный курс в школе на профильном уровне или вузе, а также для студентов, которые хотели бы самостоятельно освоить гипертекстовую технологию.

Таким образом, создание электронного учебника по рекурсивному принципу позволяет обеспечить самостоятельное овладение читателем технологией создания цифровых учебных ресурсов с помощью трехмерного гипертекста.

Библиографические ссылки

1. Пак Н. И. Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации: монография ; КГПУ. Красноярск, 2004. 148 с

2. Пак Н. И., Хегай Л. Б. Разработка трехмерных учебных материалов на основе гипертекстовой технологии // Инновации в непрерывном образовании. 2012. № 4.

© Полынцева Т. А., Рукосуева Н. В., 2012

УДК 629.78.01.018

И. В. Романенко Научный руководитель - Л. П. Назарова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОЗДАНИЕ РАСЧЕТНОЙ МОДЕЛИ МЕХАНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА И СТЕНДОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ

Представлен процесс создания расчетной модели механических устройств космического аппарата. Рассмотрены требования к испытательному оборудованию для проведения наземной экспериментальной отработки.

Космический аппарат (КА) является основным элементом космической системы и состоит из множества приборов, агрегатов, элементов, т. е. является сложной технической системой. Поэтому его проектирование должно осуществляться с использованием методов математического моделирования. Наиболее существенную роль эти методы играют на ранних этапах разработки, когда выбираются принципы построения и работы КА.

Под обтекателем ракетоносителя КА занимает ограниченный объём. Поэтому все основные механические устройства спутника, такие как солнечные батареи и крупногабаритные рефлекторы должны быть сложены. Раскрываются в рабочее положение данные механические устройства на орбите в условиях невесомости. Основное требование к трансформируемым механическим устройствам - высокая надежность, малая масса и минимальное время раскрытия в рабочее положение при минимальных затратах энергетики.

Разработка и внедрение математических средств создания и тестирования конструкции позволяет проводить полное моделирование системы задолго до создания физического прототипа. В связи с повышением

требований к функционированию космических аппаратов в целом и значительным увеличением размеров его отдельных конструктивных элементов (панели солнечной батареи, трансформируемые рефлекторы антенн), возникает необходимость применения средств динамического анализа движения многозвенной механической системы. Определяющим моментом в решении этой задачи является создание расчетной модели, описывающей взаимодействие движущихся звеньев исследуемой механической системы [1].

Математическая модель формируется на основании технического описания исследуемой механической системы. Объект проектирования - многокомпонентная механическая система, представляется как совокупность многозвенных пространственных механизмов, состоящих из определенного количества тел -звеньев, связанных кинематическими связями (шарнирными соединениями), упруго - демпфирующими элементами (формообразующая структура, сетеполот-но, конструктивные жесткости) и приводами, а также элементов контроля и управления (датчики зачековок).

Результаты анализа в первую очередь зависят от детализации описания модели исходной механиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.