Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка шумового фактора крупного города'

Гигиеническая оценка шумового фактора крупного города Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1028
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Ключевые слова
ШУМ / ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ЭКВИВАЛЕНТНЫЙ И МАКСИМАЛЬНЫЙ УРОВНИ ЗВУКА / NOISE / NOISE POLLUTION / EQUIVALENT AND MAXIMUM SOUND LEVELS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Чубирко Михаил Иванович, Степкин Ю.И., Середенко О.В.

Статья посвящена проблеме негативного воздействия транспортного шума на здоровье и условия проживания населения в условиях крупного города. С каждым днем на улицах города появляется все больше и больше различных видов транспорта, и на сегодняшний день практически вся транспортная сеть достигла предела своей пропускной способности. Увеличение транспортного шума, несомненно, оказывает воздействие на организм человека. Наиболее интенсивный и распространенный шум вызывает движение городского автомобильного и электрического транспорта. Это объясняется наличием интенсивных транспортных потоков (2-3 тыс экипажей/ч) практически на всех основных транспортных магистралях в исторически сложившихся частях города. Кроме того источниками внешнего шума в городе могут являться железные дороги, проходящие в селитебной зоне, подъездные пути, промышленные предприятия, размещенные в непосредственной близости к жилой застройке и на границах селитебной зоны, самолеты военной и гражданской авиации. Для оценки различных шумов измерялись уровни звука с помощью шумомеров. Самым распространенным параметром оценки шума, создаваемого автотранспортными средствами на территории жилой застройки и используемым для шумовой характеристики транспортных потоков, является эквивалентный уровень звука /А экв дБ. Этот параметр используется в большинстве нормативно-технической документации как гигиенический норматив шума. С целью оценки шумового воздействия было выбрано 122 контрольные точки на перекрестках автодорог различной пропускной способности, в которых проведены инструментальные измерения эквивалентного уровня звука с последующим его сравнением с допустимыми уровнями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Чубирко Михаил Иванович, Степкин Ю.И., Середенко О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hygienic assessment of noise factor of the large city

The article is devoted to the problem of the negative impact of traffic noise on the health and living conditions of the population in conditions of the large city. Every day on the streets there are appeared more and more different modes of transport, and to date almost all transportation network has reached his traffic performance. The increase in traffic noise certainly has an impact on the human body. The most common and intense noise is caused by the traffic of urban automobile and electric transport. This is explained by the existence of the heavy traffic (2-3 thousand crews/h) on almost all main roads in historically emerged parts of the city. In addition, sources of external noise in the city can be a railway running in residential zone, access roads, industrial enterprises, located in close proximity to residential areas and on the borders of residential zones, planes of military and civil aviation. For the evaluation of the different noises sound levels were measured with the use of sound level meters. The most common parameter for the assessment of the noise generatedfrom motor vehicles on residential areas and usedfor the noise characteristics of the traffic flows, is the equivalent sound level /A EQ dB. This parameter is used in the majority of normative-technical documentation as hygienic noise standard. With the aim of the assessment of noise exposure there were selected 122 control points at intersections of roads of different traffic performance where there were made instrumental measurements the equivalent sound level, followed by its comparison with permissible levels.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка шумового фактора крупного города»

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 614.78:613.164

Чубирко М.И.1, Степкин Ю.И.', Середенко О.В.2

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ШУМОВОГО ФАКТОРА КРУПНОГО ГОРОДА

1ГБОУ ВПО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко Министерства здравоохранения Российской Федерации», 394036, Воронеж, Россия; 2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области», 394038, Воронеж, Россия

Статья посвящена проблеме негативного воздействия транспортного шума на здоровье и условия проживания населения в условиях крупного города. С каждым днем на улицах города появляется все больше и больше различных видов транспорта, и на сегодняшний день практически вся транспортная сеть достигла предела своей пропускной способности. Увеличение транспортного шума, несомненно, оказывает воздействие на организм человека. Наиболее интенсивный и распространенный шум вызывает движение городского автомобильного и электрического транспорта. Это объясняется наличием интенсивных транспортных потоков (2-3 тыс экипажей/ч) практически на всех основных транспортных магистралях в исторически сложившихся частях города. Кроме того источниками внешнего шума в городе могут являться железные дороги, проходящие в селитебной зоне, подъездные пути, промышленные предприятия, размещенные в непосредственной близости к жилой застройке и на границах селитебной зоны, самолеты военной и гражданской авиации. Для оценки различных шумов измерялись уровни звука с помощью шумомеров. Самым распространенным параметром оценки шума, создаваемого автотранспортными средствами на территории жилой застройки и используемым для шумовой характеристики транспортных потоков, является эквивалентный уровень звука /Аэкв. дБ. Этот параметр используется в большинстве нормативно-технической документации как гигиенический норматив шума. С целью оценки шумового воздействия было выбрано 122 контрольные точки на перекрестках автодорог различной пропускной способности, в которых проведены инструментальные измерения эквивалентного уровня звука с последующим его сравнением с допустимыми уровнями.

Ключевые слова: шум; шумовое загрязнение; эквивалентный и максимальный уровни звука. Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(9): 37-38.

Chubirko M.I. 1, Stepkin Yu.I. 1, Seredenko O.V.2 HYGIENIC ASSESSMENT OF NOISE FACTOR OF THE LARGE CITY

1 Voronezh State Medical University named after N. N. Burdenko, Voronezh, Russian Federation, 394036; 2Center of Hygiene and Epidemiology in the Voronezh region, Voronezh, Russian Federation, 394038

The article is devoted to the problem of the negative impact of traffic noise on the health and living conditions of the population in conditions of the large city. Every day on the streets there are appeared more and more different modes of transport, and to date almost all transportation network has reached his traffic performance. The increase in traffic noise certainly has an impact on the human body. The most common and intense noise is caused by the traffic of urban automobile and electric transport. This is explained by the existence of the heavy traffic (2-3 thousand crews/h) on almost all main roads in historically emerged parts of the city. In addition, sources of external noise in the city can be a railway running in residential zone, access roads, industrial enterprises, located in close proximity to residential areas and on the borders of residential zones, planes of military and civil aviation. For the evaluation of the different noises sound levels were measured with the use of sound level meters. The most common parameter for the assessment of the noise generatedfrom motor vehicles on residential areas and usedfor the noise characteristics of the traffic flows, is the equivalent sound level /А EQ dB. This parameter is used in the majority of normative-technical documentation as hygienic noise standard. With the aim of the assessment of noise exposure there were selected 122 control points at intersections of roads of different traffic performance where there were made instrumental measurements the equivalent sound level, followed by its comparison with permissible levels.

Key words: noise; noise pollution; equivalent and maximum sound levels. For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(9): 37-38. (In Russ.) For correspondence: Chubirko Mihail, E-mail: san@sanep.vrn.ru Received 15.06.15

В течение последних десятилетий в Воронеже резко возросло количество различных видов транспорта, и на сегодняшний день практически вся транспортная сеть достигла предела своей пропускной способности. За десять лет, с 2002 по 2013 г, количество транспорта с 174,9 единиц на 1000 человек населения увеличилось до 283,7 единиц. Увеличение транспортного шума, несомненно, оказывает воздействие на организм человека. Кроме того, источниками внешнего шума в городе являются железные дороги, подъездные пути, троллейбусные депо, промышленные предприятия, размещенные в непосредственной близости к жилой застройке и на границах селитебной зоны, самолеты военной и гражданской авиации. Шумовая характеристика источников, генерирующих шум в городе, классифициру-

Для корреспонденции: Чубирко Михаил Иванович, E-mail: san@sanep.vrn.ru

ется по физическим признакам на стационарные и находящиеся в движении, излучающие шум постоянного уровня (разница до 5 дБ), изменяющегося уровня (с разбросом более 5 дБ) и прерывистый шум (чередующийся с паузами фоновый шум более 1 с).

Источниками более ограниченного шума, действующего внутри жилой застройки (в кварталах и микрорайонах), являются разгрузочные площадки магазинов и предприятий общественного питания, площадки для мусорных контейнеров, культурно-развлекательные мероприятия парковой зоны, местные трансформаторные подстанции и котельные, автовокзалы и др.

Наиболее интенсивный и распространенный шум вызывает движение городского автомобильного и электрического транспорта. Это объясняется наличием интенсивных транспортных потоков (2-3 тыс. экипажей/ч) практически на всех основных транспортных магистралях в исторически сложившихся частях города.

[гиена и санитария 9/2015

Материалы и методы

Для оценки различных шумов измеряли уровни звука с помощью шумомеров по ГОСТ 17187-2010. Для оценки физического воздействия шума на человека используют громкость и уровень громкости. Порог слышимости для человека изменяется с частотой, уменьшается при увеличении частоты звука от 16 до 4000 Гц, затем растет с увеличением частоты до 20 000 Гц. Так, например, звук создающий уровень звукового давления в 20 дБ на частоте 1000 Гц, будет иметь такую же громкость, как и звук в 50 дБ на частоте 125 Гц. Поэтому звук одного уровня громкости при разных частотах имеет различную интенсивность.

Для характеристики постоянного шума установлена характеристика - уровень звука, измеренный по шкале А шумомера в дБА.

Непостоянные во времени шумы характеризуются эквивалентным (по энергии) уровнем звука в дБА, определяется по ГОСТ 12.1.050-86.

Результаты и обсуждение

Шумовая характеристика источников, генерирующих шум в городе, классифицируется по физическим признакам на стационарные и находящиеся в движении, излучающие шум постоянного уровня (разница до 5 дБ), изменяющегося уровня (с разбросом более 5 дБ) и прерывистый шум (чередующийся с паузами фоновый шум более 1 с).

Самым распространенным параметром оценки шума, создаваемого автотранспортными средствами на территории жилой застройки и используемым для шумовой характеристики транспортных потоков, является эквивалентный уровень звука / Аэкв дБ (п. 1.2 ГОСТ 20444-85 ШУМ. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики). Этот параметр используют в большинстве нормативно-технической документации как гигиенический норматив шума. Необходимо отметить, что измерение шумовой характеристики транспортных потоков проводят на расстоянии 7,5 м от первой (ближайшей) полосы движения проезжей части в отличие от определения эквивалентного и максимального уровней шума на территории жилой застройки (т.е. в 2-х метрах от ограждающих конструкций первого эшелона жилых зданий, зданий гостиниц и общежитий, согласно требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»). На это следует обращать особое внимание при установлении конкретной связи полученных уровней шума с гигиеническими нормативами и дозой шума в долях от допустимой ПДУ, что особенно важно для целей социально-гигиенического мониторинга. Это объясняется различными подходами к нормированию допустимого эквивалентного уровня шума на территории жилой застройки и требованиям к шумовой характеристике транспортных магистралей, которые допускают поправку + 10 дБА к ПДУ (55 дБ /Аэкв.) для шума, создаваемого на территории средствами автомобильного и железнодорожного транспорта.

Наибольшему воздействию транспортного шума подвергаются продавцы объектов мелкорозничной торговли и торговых точек, расположенных в непосредственной близости от полосы движения проезжей части, причем воздействие транспортного шума длится до 12 ч в сутки.

Для проведения измерений с целью оценки шумового воздействия мы выбрали 122 контрольные точки на перекрестках автодорог различной пропускной способности. Для нормативно-заданного уровня 65 дБ /Аэкв доза шума в долях от допустимой в 50% из 122 обследованных точек на основных автомагистралях нашего города составляет в диапазоне от 1 до 8 ч, в течение которых гарантируются безопасные для здоровья условия работы, связанные с воздействием повышенных уровней автотранспортного шума.

Временное нахождение людей на территории жилой застройки, прилегающей к основным автомагистралям, в 85% случаев связана с воздействием автотранспортного шума, превышающего ПДУ (55 дБ), при этом время пребывания в условиях повышенного уровня шума, безопасное для здоровья, составляет в среднем 1,5 ч, а в отдельных случаях - 6-10 мин.

Эквивалентный уровень звука, создаваемый при движении городского автомобильного и электротранспорта в жилых комнатах квартир зависит от интенсивности дорожно-транспортного движения, расстояния первого эшелона жилых зданий от проезжей части и степени звукоизоляции наружных ограждающих

конструкций жилых помещений в режиме естественного проветривания и его вида - форточка или фрамуга (узкая створка окон).

Необходимо отметить, что звукоизолирующая способность наружных ограждающих конструкций жилых зданий не шумо-защитного типа в режиме организованного естественного проветривания, дает снижение уровня внешнего шума не более 10-12 дБ (А), чем и объясняется наличие превышения ПДУ шума в жилых комнатах квартир в дневное время даже при незначительной величине его превышения на территории жилой застройки (разница в ПДУ между внешним и внутренним уровнем шума составляет 15 дБ А). Этими же причинами объясняется превышение ПДУ максимального уровня шума в жилых комнатах квартир в ночное время, несмотря на то что эквивалентный уровень шума может оставаться в норме из-за резкого снижения интенсивности дорожно-транспортного движения.

Заключение

Согласно шумовой карте города с учетом интерполяции можно считать, что в условиях неблагоприятного воздействия автотранспортного шума в Воронеже проживает и работает более 150 тыс. человек из приблизительно 1 млн жителей.

Для устранения вредного воздействия автотранспортного шума необходимо четкое зонирование территории вдоль магистральных улиц по назначению застройки и этажности зданий. Основной принцип - размещение в непосредственной близости от магистралей по красным линиям застройки зданий нежилого назначения, торгово-бытового обслуживания и административно-управленческого профиля, что должно решаться при комплексном отводе под строительство земельных участков.

Снижение автотранспортного шума, проникающего в жилые комнаты квартир возможно при строительстве шумозащитных типов жилых домов, в которых наряду с тройным остеклением (или наличием вентиляционных клапанов - глушителей), на шумный фасад ориентируют подсобные помещения - лестничные клетки, лифтовые узлы, кухни, отдельные жилые комнаты общего назначения, а на противоположный фасад (двор) - жилые, спальные комнаты, а также балконы и лоджии для нормального отдыха.

Перетрассировка транспортных потоков в обход жилых районов, создание многоуровневых развязок и всевозможное разобщение транспортных потоков, а также строительство вдоль наиболее загруженных транспортных магистралей экранирующих шум препятствий являются наиболее эффективными строительно-конструктивными средствами шумозащиты.

Л итер атур а

1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52 от 30.03.1999 г. М.; 1999.

2. СанПиН 2.1.2.2645-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». М.; 2010.

3. МУК 4.3.2194-07. «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях». М.; 2007.

4. ГОСТ 31296.1-2005 (ИСО 1996-1:2003). Межгосударственный стандарт «Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности». М.; 2005.

5. ГОСТ 20444-85 ШУМ. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики. М.; 1986.

6. Чубирко М.И., Савенкова Н.Е., Овсянникова Н.В. Гигиеническая оценка качества атмосферного воздуха. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2014; 57: 75-8.

References

1. Federal Law «On sanitary and epidemiological welfare of population» № 52 dated 30.03.1999. Moscow; 1999. (in Russian)

2. SanPin 2.1.2.2645-10. «Sanitary requirements for living conditions in residential buildings and premises.» Moscow; 2010. (in Russian)

3. MUK 4.3.2194-07. «Control of noise in residential areas, in public buildings and premises .» Moscow; 2007. (in Russian)

4. GOST 31296.1-2005 (ISO 1996-1: 2003). Interstate standard «noise. Description of measurement and evaluation of the noise on the ground. « Moscow; 2005. (in Russian)

5. GOST 20444-85 Noise. Traffic flows. Methods of measurement of the noise characteristics. Moscow; 1986. (in Russian)

6. Chubirko M.I., Savenkova N.E., Ovsyannikova N.V. Hygienic assessment of air quality. Nauchno-meditsinskiy vestnik Tsentral'nogo Chernozem'ya. 2014; 57: 75-8. (in Russian)

Поступила 15.06.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.