Научная статья на тему 'Гибридный жанровый стиль джаз-мугам'

Гибридный жанровый стиль джаз-мугам Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
498
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
AZERBAIJAN JAZZ CULTURE / HYBRID GENRE / JAZZ-MUGAM / IMPROVISATION / STYLE / АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ДЖАЗОВОЕ ИСКУССТВО / ГИБРИДНЫЙ ЖАНРОВЫЙ СТИЛЬ / ДЖАЗ-МУГАМ / ИМПРОВИЗАЦИЯ / СТИЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамедов Р.Т.О.

В статье исследуется специфика взаимодействия джазового и мугамного жанрового стиля. В результате данного синтеза азербайджанскими джазовыми музыкантами был создан гибридный микст джаз-мугам. Все образцы этого уникального жанра обусловлены спецификой творческого мышления и художественно-эстетического восприятия джазовых музыкантов. В работе используется основная литература по джаз-мугаму (Р Фархадов, Т. Мамедалиева), показывается история его становления в Азербайджане, начиная с инициатив В. Мустафазаде. В отношении музыкального языка рассматриваются лад, гармония, метроритмика, мелодика, инструментарий. Важным положением является разграничение сочинений на два типа: с преобладанием джаза или мугама. От этой доминантности зависит характер импровизации и выбор других музыкальных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A HYBRID GENRE OF JAZZ-MUGHAM

In the article the author investigates specifics of the interaction between jazz and mugham genres. Jazz-mugham, a new hybrid genre, was created by Azerbaijani composers as the result of such synthesis. All images of this mixed genre are specified by creative intellect and artistic spirit of jazz performers. The researcher uses the basic literature in the jazz-mugam (R. Farkhadov, V. Mamedaliyev), which shows the story of its formation in Azerbaijan, starting with V. Mustafazadeh’s initiatives. In respect to musical language harmony, metrorythm, melody and instrumentation are considered. Important idea of the research is the separation of works into two types: with a prevalence of jazz and with a prevalence of mugham. This dominance depends on the nature of improvisation and a selection of other musical means.

Текст научной работы на тему «Гибридный жанровый стиль джаз-мугам»

Благополучное становление взрослеющего ребенка возможно при наличии самостоятельной устойчивой картины мира учащегося, которая определяется всем накопленным опытом жизни человека, его общественной и индивидуальной практики. В этой логике, нам видится, что включение культурно-художественного аспекта, «отражающего эмоционально переживаемый ценностно-смысловой мир» культуры общества в творческой деятельности конкретного индивида, будет формировать художественную картину мира, как необходимого механизма для благополучного развития и самоопределения подростка, его когнитивных способностей, эмоционального компонента личности, развития ценностно-смысловых ориентаций.

Рассматривая разные стороны проблемы формирования художественной картины мира подростков, необходимо иметь в виду мир эмоций и переживаний [4]. О подростковом возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, возбудимости, частой смене настроений и т.п. Конечно, некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Однако эмоциональные реакции подростков и их поведение зависят также от социальных факторов и условий воспитания. Поэтому необходимо заботиться о повышении их самоуважения и чувства собственного достоинства, видеть трудности и противоречия возраста и тактично помогать их разрешению в коллективе единомышленников. Поэтому, мы полагаем, что формирование художественной картины мира посредством апелляции к творческой деятельности подростков может стать важной частью для выстраивания целостной картины мира.

Таким образом, нами выявлены следующие компоненты художественной картины мира подростка: аксиологический или ценностный компонент, эмоционально-чувственный, когнитивный, творческо-деятельностный компонент и рефлексивный.

1. Аксиологический или ценностный компонент - творческое отношение к человеческой личности как ценности, потребность в творческой деятельности.

2. Эмоционально-чувственный компонент включает в себя чувство собственного достоинства, гордость за свой коллектив, чувство защищенности, чувство внутреннего спокойствия, уверенности в себе, взаимопонимания, солидарности, сопереживания.

Библиографический список

3. Когнитивный - способность к творческому взаимодействию; умение творчески использовать отобранную информацию и выстраивать её как систему творческих задач.

4. Творческо-деятельностный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

5. Рефлексивный компонент - внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и её результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве.

Мы считаем, что, выделив компоненты художественной картины мира, определив критерии, показатели её формирования, с помощью специальных методик можно фиксировать и формировать в дальнейшем развитие данного образования личности.

Таким образом, расширение и усложнение потребностей современного общества обусловило повышение роли художественной картины мира человека, призванной расширять творческий потенциал личности, содействовать сохранению многообразия культуры, отбору мировоззренческих идей, наиболее соответствующих направленности развития каждой личности и социума в целом.

Становление личности современного подростка в виду глобализации мира не может происходить в изоляции от окружающего среды и людей. Именно в этот возрастной период подросток хочет реализовать свой индивидуальный потенциал и начинает искать смысл жизни, проверять свои силы: интеллектуальные, физические, духовные. Эта проверка ведется широким фронтом, но, в основном, в неформальной деятельности и общении. Педагог, организуя разнообразную деятельность подростка посредством творчества, помогает учащемуся создать «условия успеха», помочь обрести уверенность в своих силах, сформировать потребности в творческом стиле жизнедеятельности, удовлетворить потребность в установлении дружеских и деловых отношений с другими людьми.

Нам видится, что значительный потенциал в расширении и обогащении образовательного пространства заложен в активном системном взаимодействии с социокультурными институтами, в частности с театром, как одном из древнейших социокультурных институтов. Именно партнерские отношения школы с театром позволят наиболее полно реализовать учебно-воспитательные задачи образовательного учреждения.

1. Доклад ЮНИСЕФ «Положение детей в мире». Available at: http://www.unicef.org/sowc/

2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: ВЛАДОС, 2002.

3. Силкина И.А. Генезис педагогического знания о целостном образе мира современного подростка. Вестник ОГУ. 2011; 11 (130): 230 - 236.

4. Кирьякова А.В. Развитие аксиологического потенциала личности в условиях университетского образования. Вестник ОГУ. Москва: Гуманитарные науки, 2006; Т. 1.

References

1. Doklad YuNISEF «Polozhenie detej vmire». Available at: http://www.unicef.org/sowc/

2. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Obschaya pedagogika: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. Moskva: VLADOS, 2002.

3. Silkina I.A. Genezis pedagogicheskogo znaniya o celostnom obraze mira sovremennogo podrostka. Vestnik OGU. 2011; 11 (130): 230 - 236.

4. Kir'yakova A.V. Razvitie aksiologicheskogo potenciala lichnosti v usloviyah universitetskogo obrazovaniya. Vestnik OGU. Moskva: Gumanitarnye nauki, 2006; T. 1.

Статья поступила в редакцию 31.03.16

УДК 378

Mamedov R.T.O., postgraduate, Moscow State Conservatory n. a. P. I. Tchaikovsky (Moscow, Russia),

E-mail: riad.mammadov@gmail.com

A HYBRID GENRE OF JAZZ-MUGHAM. In the article the author investigates specifics of the interaction between jazz and mugham genres. Jazz-mugham, a new hybrid genre, was created by Azerbaijani composers as the result of such synthesis. All images of this mixed genre are specified by creative intellect and artistic spirit of jazz performers. The researcher uses the basic literature in the jazz-mugam (R. Farkhadov, V. Mamedaliyev), which shows the story of its formation in Azerbaijan, starting with V. Mustafaza-deh's initiatives. In respect to musical language harmony, metrorythm, melody and instrumentation are considered. Important idea of the research is the separation of works into two types: with a prevalence of jazz and with a prevalence of mugham. This dominance depends on the nature of improvisation and a selection of other musical means.

Key words: Azerbaijan jazz culture, hybrid genre, jazz-mugam, improvisation, style.

Р.Т.О. Мамедов, аспирант, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, г. Москва, Е-mail: riad.mammadov@gmail.com

ГИБРИДНЫЙ ЖАНРОВЫЙ СТИЛЬ ДЖАЗ-МУГАМ

В статье исследуется специфика взаимодействия джазового и мугамного жанрового стиля. В результате данного синтеза азербайджанскими джазовыми музыкантами был создан гибридный микст - джаз-мугам. Все образцы этого уникального жанра обусловлены спецификой творческого мышления и художественно-эстетического восприятия джазовых музыкантов. В работе используется основная литература по джаз-мугаму (Р Фархадов, Т. Мамедалиева), показывается история его становления в Азербайджане, начиная с инициатив В. Мустафазаде. В отношении музыкального языка рассматриваются лад, гармония, метроритмика, мелодика, инструментарий. Важным положением является разграничение сочинений на два типа: с преобладанием джаза или мугама. От этой доминантности зависит характер импровизации и выбор других музыкальных средств.

Ключевые слова: азербайджанское джазовое искусство, гибридный жанровый стиль, джаз-мугам, импровизация, стилистика.

Профессиональный жанр устной традиции мугам активно взаимодействует не только с жанрами западноевропейской классической музыки, но и с американским джазом, и рассмотрение этих связей составляет актуальную проблему. В процессе этого уникального и, безусловно, весьма перспективного направления в развитии не только жанровой гибридизации мугама, но и всей музыкальной культуры Азербайджана, мы становимся свидетелями появления нового жанрового гибрида - «джаз-мугам».

Исследование этого явления в современном отечественном музыкознании только набирает силу и здесь необходимо, прежде всего, отметить монографии Р Фархадова. Первая из них, «Вагиф Мустафазаде» (1986), посвящена творчеству выдающегося музыканта, одному из основоположников стиля «джаз-му-гам» Вагифу Мустафазаде, вторая, «Рафик Бабаев от темы к импровизу» (2010), созданная в соавторстве с Фаризой Бабаевой, раскрывает творческий облик другого талантливого джазового исполнителя, Рафика Бабаева, и его вклад в развитие азербайджанского джаза. В монографии «Вагиф Мустафазаде» Р. Фархадов в научно-художественной форме обобщил краткий, и вместе с тем, необыкновенно яркий художественно-творческий путь музыканта, подтвердив его новаторство в истории как азербайджанской, так и мировой музыкальной культуры. Его обобщение таково:

«Вагиф Мустафазаде создатель стиля джаз-мугам. Его значение для музыкального искусства видится в следующем:

1. Создание в советском джазе самостоятельно-самобытной ветви - азербайджанский джаз.

2. Создание в советском джазе нового направления - мугам-ный джаз (джаз-мугам).

3. Расширение границ джазового искусства.

4. Расширение границ национального, границ мугамного искусства.

5. Соединение национального и джазового» [1, с. 84].

Книга о Рафике Бабаеве исследует его новаторство в джазовом искусстве Азербайджана, и авторы отмечают, что Рафик Бабаев:

«сделал узнаваемым лицо, почерк, манеру национального джаза;

один из тех, кто стоял у истоков нового стиля джаз-мугам;

человек, привнёсший в азербайджанскую джазовую традицию полифонический элемент и тембровый контрапункт;

музыкант, подчинивший джазовую стихийность закономерностям композиционного мышления и формы;

учитель, по крайней мере, двух поколений азербайджанских джазистов» [2, с. 281].

Крупным научным исследованием является кандидатская диссертация Т. Мамедалиевой «Джазовая гармония в творчестве азербайджанских композиторов» (2007) [3], в которой исследуется проблема использования джазовых гармоний в произведениях азербайджанских композиторов, таких как К. Караев, Т. Кулиев, Р. Гаджиев, В. Мустафазаде и Р. Бабаев. Автор исследует специфику джазовых гармоний в песенном и в симфоническом творчестве, а также формирование джазовых гармонических моделей на национальной музыкальной основе, с опорой на образцы джазовых композиций В. Мустафазаде и Р. Бабаева.

История развития джазового искусства в Азербайджане начинается с организации в 1939 году Государственного джазового оркестра (три трубы, три тромбона, пять саксофонов, рояль, гитара, ударник) маэстро Ниязи и композитором Тофиком Кулиевым. И уже в программе первого выступления оркестра, наря-

ду с классическими джазовыми композициями, пьесами Ниязи и Т. Кулиева, саксофонистом была исполнена импровизация в мугаме «Чаргях». Это были первые творческие исполнения в поиске своего национального джаза.

Деятельность первых джазовых музыкантов заключалась в широкой пропаганде джазового искусства в Азербайджане. Их имена вошли в историю не только азербайджанского, но и советского джаза: Тофик Кулиев, Пярвиз Рустамбеков, Рауф Гаджиев, Тофик Ахмедов, Рашид Бейбутов, вокально-инструментальный квартет «Гая», Тофик Шабанов, Назим Гулиев и многие другие. «Эти музыканты заложили основу для возникновения подлинно азербайджанского джаза, явились одними из основоположников азербайджанской эстрадной музыки» [1, с. 11].

Яркими представителями азербайджанского джазового искусства были народный артист Азербайджана, пианист Рафик Бабаев (1936-1994) и заслуженный артист Азербайджана пианист Вагиф Мустафазаде (1940-1979). С их именами связано создание глубоко национального джазового стиля, которые в своих джазовых композициях смогли соединить две импровизационные стихии - джаза и мугама, став музыкантами-новаторами и создав национальный джазовый стиль, который стал интенсивно развиваться, распространяться, подтверждая свою эстетическую уникальность в мировом джазовом искусстве.

Т. Мамедалиева в своей диссертации, раскрывая генетику музыкального мышления В. Мустафазаде и Р. Бабаева, приводит последовательность из трёх важных факторов, обусловивших для каждого них специфику их творческого стиля. Для В. Муста-фазаде - это, прежде всего, мугам, затем классическая музыка и, наконец, джазовое искусство. Для Р. Бабаева - это классическая музыка, затем джазовое искусство и в завершение - мугам. В целом, анализируя и изучая их творчество, мы видим, что именно начальное звено в данной последовательности играет ведущую роль в процессе гибридизации их жанрового стиля джаз-мугам. Её доминантность ощущается в их джазовых композициях, аранжировках и произведениях.

Тот же исследователь отмечает, что анализ джазовых композиций Р. Бабаева констатирует развитый ладогармонический язык, в котором в качестве ладового приоритета выступает взаимодействие традиционной европейской ладовой диатоники и национальной. В формировании его гармонического языка ведущую роль играли три фактора: европейская гармоническая система эпохи романтизма, джазовая музыка, в основном, гармония в стиле cul, и азербайджанская народно-ладовая система (на основе ладов Раст и Сейгях-забул - полиаккорд и другие сложные вертикальные комплексы) [3, с. 21].

Анализ джазовых композиций В. Мустафазаде свидетельствует о ярком индивидуальном стиле, причина создания которого кроется в органичном синтезе азербайджанской народной, джазовой и европейской музыки. Из этих трёх фундаментальных музыкальных пластов, взаимодействие национальной и джазовой, играет наиболее ведущую роль, так как музыкант, раскрывая черты общности, создаёт их неповторимый синтез. Опираясь на основу ладов Шур и Сейгях, Мустафазаде соединяет их с ладо-востью, близкой блюзу. Возникшая музыкальная структура, как результат взаимодействия трёх ладовых сфер, обусловливает своеобразную гармоническую и мелодическую многослойность.

Различную качественную значимость мугама для каждого музыканта раскрывает Р.Фархадов: «Мугам для Вагифа - само существо и естество музыки. Мугам для Рафика - один из методов, посредством которого познаются звучности, гармонии,

структуры. Мугам для Мустафазаде - сакральный пульс, эзотерический язык искусства. Мугам для Бабаева - рационально используемый музыкальный материл. Для одного мугам - речь эмоций и чувств, для другого - разума и осознаний» [2, с. 45].

Истоки созданного в творчестве В. Мустафазаде и Р. Бабаева синтеза джаза и мугама, обусловившего самостоятельное направление в джазе и сформировавшего явление азербайджанского джаза, безусловно, напрямую связаны с органичным синтезом этих музыкальных традиций в их художественно-эстетическом мировоззрении.

В настоящее время джазовое искусство Азербайджана является одним из ведущих и наиболее распространённых видов музыкального исполнительства и композиторского творчества. Современный джазмен Р. Султанов считает, что многие музыканты, продолжая творческие поиски Вагифа Мустафазаде, Рафика Бабаева, создают различные гибридные образцы джаза с муга-мом, и активно работают в бесконечных поисках идеального синтеза внутри данного музыкального явления. Сегодня национальное джазовое исполнительское искусство представлено разными поколениями музыкантов и среди них много ярко одарённых, получивших признание на международных аренах, на престижных музыкальных фестивалях, конкурсах и смотрах. При этом необходимо отметить, что среди профессиональных джазменов можно встретить не только исполнителей, получивших классическое музыкальное образование (пианисты, струнники, духовики, вокалисты), но и исполнителей на народных инструментах (таристы, кеманчисты, дудукисты, ханенде). Явление азербайджанского джаза, несмотря на свою молодость, по своей значимости приравнивается к подлинным достижениям национальной культуры. Джазовый музыкант пианист Даниил Крамер из Москвы, побывавший на джазовом фестивале в Баку, был поражён услышанным на джем-сейшне исполнением мугамов. «... Я впервые на джем-сейшне услышал, как бакинцы играют мугамы. Одно дело слушать записи и другое услышать это вживую. Это что-то отличное от того, что играешь ты, совершенно иной стиль, как будто музыка из другой цивилизации. Я уехал в полном восторге от Азербайджанской джазовой музыки. Это великолепный профессионализм и при этом удивительное и не всегда свойственное джазу серьёзное и вдумчивое отношение к материалу» [4, с. 58].

Процесс гибридизации джаза и мугама обусловлен родственностью джазовых и других инонациональных музыкальных традиций. Рассматривая проблему джаза и фольклора, то есть проблему интеграции джаза с музыкой народов мира, эстонский композитор Уно Найссоо отмечает: «Проблема «национального» в джазе является очень сложной, но вместе с тем решающей. От неё в первую очередь зависит подлинная оригинальность и своеобразие музыкального языка. Отсутствие в музыке национальных черт неизбежно приводит к эклектике. Только национальный художник может внести весомый вклад в мировую музыку.

Национальный джаз, конечно, связан с джазом мировым -общностью стиля, музыкальных средств и форм (оркестровка, гармония, структура в широком смысле, хотя и здесь могут проявляться национальные черты). Современная музыка может значительно активнее, смелее, чем раньше, соединить общие джазовые элементы с элементами национального языка» [5, с. 160].

Таким образом, в процессе гибридизации традиционно му-гамного и джазового исполнительства создаются совершенно разные, индивидуально самобытные синтетические стили, в которых наблюдается различная степень доминантности либо мугамного, либо джазового. Эта доминантность полностью обусловлена творческой индивидуальностью джазмена, его художественно-эстетическими ценностями и характером музыкального мышления. Свободно импровизируя, в стиле мугам-джаза, он может утверждать в своей композиции мугамное начало, прежде всего, ладовость. метроритмику, композиционную структуру или, наоборот, один из стилей традиционного джаза. Иногда достигается полная гармония между двумя музыкальными жанрами,

Библиографический список

которая предстаёт как уникальный гибридный феномен: мелодическая речитация, лирически-медитативная статичность, поэтично-созерцательная драматургия мугама гармонирует с экспрессивным напором джазовой стихии, накалом её острой, неожиданной, обнажённой гармонии.

В сущности понятия гибридный жанровый стиль «джаз-му-гам» проявляется слияние жанрово-стилистического. Широкая практика в данной области исполнительского искусства, показывает, что опираясь на общую для обоих жанров импровизационную основу, процесс интеграции между джазовым и мугам-ным исполнительством представляет собой взаимодействие не только жанровости, как «музыкального рода», но и стиля, как «системы, средств музыкальной выразительности». Опираясь на теоретические положения, выдвинутые А.Сохором, явление «джаз-мугам» можно назвать «жанровым стилем» [б, с. 266], так как мугам и джаз, представляя собой разные жанровые роды профессиональной устной музыкальной традиции, принадлежат разным национальным культурам. Они, как образцы сугубо устного, письменно незафиксированного музыкального творчества, существуют лишь в виде исполнительского искусства и потому склонны рассматриваться как разные исполнительские стили: два разных жанровых вида (мугам и джаз), обусловливают и два разных исполнительских стиля: мугамный и джазовый. Следовательно, в музыкальном феномене «джаз-мугам» проявляется синтез жанровой стилистики, который и указывает на жанро-во-стилистическую содержательность данного понятия.

Р. Фархадов, подчёркивая стилистическую сущность джаз-мугама, формулирует данное понятие так: «Джаз-мугам -стиль, представляющий сплав мугамной лирики и джазовой динамики, синтез традиционного мугамного мелоса и ладовости с разнообразными джазовыми гармониями и ритмами» [2, с. 63].

Все азербайджанские джазовые исполнители, своим искусством представляют в целом единую национальную джазовую культуру Азербайджана. Однако, исполнительское искусство каждого из них представляет собой уникальный «звук», из которого складывается яркий красочный фонизм всего общего «аккорда» азербайджанского джаза, как особого явления в мировом джазовом искусстве. Его своеобразие связано, прежде всего, с тем, что азербайджанские джазмены используют в своём искусстве богатейшие потенциалы классического жанра устной музыкально-профессиональной традиции - мугама. Каждый черпает из этого богатейшего музыкального источника творческую энергию, каждый исполнитель в соответствии со своими собственными, индивидуально-эстетическими критериями создаёт свой исполнительский стиль, в котором каждый раз осуществляется совершенно неповторимый синтез джаза и мугама. Всё это стилистическое исполнительское многообразие даёт основание говорить о существовании гибридного жанрового стиля «джаз-мугам».

Таким образом, анализ жанрового стиля «джаз-мугам» свидетельствует о совершенно различной степени гибридизации в нём мугамных и джазовых принципов развития и о самобытно-индивидуальном подходе к осуществлению жанрово-стили-стического синтеза.

Изучение такого гибридного жанра, как джаз-мугам, указывает очевидные перспективы для развития современного музыкального искусства, и не только в указанном синтезе, но и для развития каждой составляющей в отдельности в условиях мощных глобальных тенденций современной культуры. Данная статья, хотя согласуется с существующими исследованиями по проблеме, содержит научные положения, впервые высказываемые автором: о внутренних процессах гибридизации столь далеких компонентов, о преобладании того или другого из них, о соотношении друг с другом музыкальных элементов (инструментарий, тембр, лады, метроритмика, процессы во времени и т. д.), о разнообразии в решении вопросов национальной музыки, о конкретных культурологических результатах возникающего комплекса.

1. Фархадов Р.Я. Вагиф Мустафазаде. Баку: Ишыг, 1986.

2. Фархадов Р.Я., Бабаева Ф.Р. Рафик Бабаев от темы к импровизу. Баку, 2010.

3. Msmmsdsliyeva T.V. Azsrbaycan bestskarlannm yaradiciliginda caz harmoniyasi. Ssnst^ünasliq namizsdi alimlik dsracssini almaq ü9ün dissertasiyanin avtoreferati. 17.00.02. - musiqi ssnsti. Baki, 2007.

4. Jazz dünyasi. 2013; 04/16. Available at: www.jazzdunyasi.jazz.az

5. Баташев А.Н. Советский джаз. Москва: Музыка, 1972.

6. Сохор А.Н. Эстетическая природа жанра в музыке. Вопросы социологии и эстетики музыки. Ленинград: Советский композитор, 1981; Т. 2: 231 - 293.

References

1. Farhadov R.Ya. Vagif Mustafazade. Baku: Ishyg, 1986.

2. Farhadov R.Ya., Babaeva F.R. Rafik Babaev ot temy k improvizu. Baku, 2010.

3. Msmmsdsliyeva T.V. Azsrbaycan bsstskarlannin yaradiciliginda caz harmoniyasi. Ssnst^unasliq namizsdi alimlik dsrscssini almaq u9un dissertasiyanin avtoreferati. 17.00.02. - musiqi ssnsti. Baki, 2007.

4. Jazz dunyasi. 2013; 04/16. Available at: www.jazzdunyasi.jazz.az

5. Batashev A.N. Sovetskij dzhaz. Moskva: Muzyka, 1972.

6. Sohor A.N. 'Esteticheskaya priroda zhanra v muzyke. Voprosy sociologii i 'estetiki muzyki. Leningrad: Sovetskij kompozitor, 1981; T. 2: 231 - 293.

Статья поступила в редакцию 24.03.16

УДК 378.14

Zavrazhnov V.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Social Work, Service and Tourism, Arzamas branch UNN (Arzamas, Russia), E-mail: zavr 1982@yandex.ru

Zinina G.M., senior laboratory assistant, Department of General Pedagogy and Pedagogy of Vocational Training, Arzamas branch UNN (Arzamas, Russia), E-mail: zavr 1982@yandex.ru

FORMING BASE COMPETENCES OF BACHELORS WITH MAJOR IN "PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION" IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION. The paper studies problems of professional self-determination of students with reference to the specialization in "Psychological and pedagogical education". The question of the research is very topical in modern pedagogy. In the article the authors make an attempt to open the main reasons for problems of professional self-determination of BA students, and to offer what solutions may be used to help students to determine their professional position. The research reveals an idea that the professional self-determination of BA students has its own distinctive features that require new approaches to its study. Particular attention is paid to the analysis of the essential characteristics of professional self-determination and the competences caused by it. The authors come to a conclusion about existence of communication between various aspects of professional self-determination and the corresponding type of competences of a bachelor student.

Key words: undergraduate students, basic competence, professional self-determination, professional training.

В.В. Завражнов, канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы, сервиса и туризма Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас, E-mail: zavr 1982@yandex.ru

Г.М. Зинина, ст. лаборант каф. общей педагогики и педагогики профессионального образования Арзамасского филиала ННГУ, г. Арзамас, E-mail: zavr 1982@yandex.ru

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме профессионального самоопределения студентов-бакалавров на примере направления «Психолого-педагогическое образование». В данной статье предпринята попытка раскрыть основные причины проблем профессионального самоопределения студентов-бакалавров, а также наметить пути решения этих проблем. Обосновывается мысль о том, что профессиональное самоопределение студентов-бакалавров имеет свои отличительные особенности, требующие поиска новых подходов к его изучению. Особое внимание уделено анализу сущностной характеристики профессионального самоопределения и обуславливаемых ею компетенций. Авторы приходят к выводу о наличии связи между различными аспектами профессионального самоопределения и соответствующим видом компетенций бакалавра.

Ключевые слова: студенты-бакалавры, базовые компетенции, профессиональное самоопределение, профессиональная подготовка.

Проблема профессионального самоопределения студентов, проходящих подготовку по направлениям бакалавриата, в настоящее время рассматривается через её соотнесение с такой же проблемой у студентов, обучающихся по аналогичным специальностям. Однако анализ публикаций, посвящённых данному вопросу, показывает, что нередко подобное сравнение оказывается поверхностным и не способствует осмыслению данной проблемы, о чем также говорит и тот факт, что большинство рассуждений строится вокруг оценочных категорий «хорошо» и «плохо». Результатом такого поверхностного понимания проблемы становятся однозначные выводы о том, что система подготовки бакалавров является безусловно продуктивной и в полной мере отвечает современным социально-экономическим реалиям [1]. Однако данная проблема требует более подробного изучения, поскольку качественные отличия подготовки по направлениям бакалавриата не позволяют рассматривать такое обучение как более интенсивный вариант подготовки специалистов [2].

На наш взгляд, проблема профессионального самоопределения студентов-бакалавров должна рассматриваться с нескольких точек зрения: во-первых, определение готовности студентов к обучению по направлениям бакалавриата; во-вторых, рассмотрение конкретных требований рынка труда, с которыми могут столкнуться выпускники-бакалавры после окончания учебы; в-третьих, выявление того круга компетенций, которые могли

бы стать фундаментом для успешного профессионального самоопределения студентов-бакалавров.

Многочисленные исследования проблем профессиональной подготовки (С.Л. Лесникова, П.Ф. Кравчук, В.Э. Чудновский и др.) показывают, что готовность студентов к будущей профессиональной деятельности неуклонно снижается. Точно так же постоянно понижается уровень осведомленности студентов о будущей профессии. Так, согласно результатам исследований, уровень профессионального самоопределения, достаточный для освоения выбранной специальности, отмечается только у 5% студентов. Выбор профессии определяется в подавляющем большинстве случаев внешними факторами: материальное благополучие, возможность карьерного роста, престижность профессии. Достаточно часто решающим фактором выбора сферы будущей профессиональной деятельности становится статус учебного заведения [3].

Неготовность студентов к выполнению будущей профессиональной деятельности определяется следующими обстоятельствами: во-первых, отсутствие чётких представлений о своем профессиональном будущем, индивидуалистическая направленность ценностных ориентаций; во-вторых, невысокий уровень осознания собственных личностных качеств; в-третьих, недостаток личностных (интерес, призвание) и социальных (помощь людям) мотивов выбора профессии [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.