Научная статья на тему 'Герценовские ярмарки вакансий в контексте инновационной системы подготовки специалистов'

Герценовские ярмарки вакансий в контексте инновационной системы подготовки специалистов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
238
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / ЯРМАРКА ВАКАНСИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Герценовские ярмарки вакансий в контексте инновационной системы подготовки специалистов»

ВЕСТИ

С. В. Владимирова,

директор центра содействия трудоустройству выпускников «Мост»

А. Л. Мальчукова,

маркетолог центра содействия трудоустройству выпускников «Мост»

ГЕРЦЕНОВСКИЕ ЯРМАРКИ ВАКАНСИЙ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Одной из задач, решаемых в рамках инновационной образовательной программы, является оптимизация взаимодействия университета с работодателями и социальными партнерами, которые заинтересованы в инновационной системе подготовки специалистов и результатах ее реализации.

Решение данной задачи зависит от эффективности включения университета в систему деловых и партнерских отношений с внешней средой, с представителями бизнеса и общества на условиях взаимного интереса и равного партнерства. Одним из путей реализации этой задачи является партнерство вуза с рынком труда. В университете такое взаимодействие осуществляется факультетами и учебными институтами с помощью центра содействия трудоустройству, который сотрудничает с работодателями с целью эффективного трудоустройства выпускников РГПУ им. А. И. Герцена. Одна из форм взаимодействия вуза и представителей рынка труда — вузовские ярмарки вакансий.

Эффективность ярмарок трудно переоценить, так как именно здесь устанавливаются контакты с большим количество работодателей, представляющих разные сферы деятельности, выясняется их потребность в специалистах разного профиля, в том числе специалистов в области гуманитарных технологий. Для студентов и выпускников вуза ярмарка вакансий — это реальная возможность ознакомиться с предложениями рынка труда, оперативно подобрать необходимую вакансию, скорректировать свои требования к работе и зарплатные ожидания, а также свои образовательные маршруты в связи с требованиями рынка труда для будущего эффективного трудоустройства.

Результаты проведения ярмарок вакансий анализируются центром содействия трудоустройст-

ву. В ярмарке, которая состоялась 29 марта 2007 г., принимали участие 100 организаций-

работодателей, среди которых 56 государственных и частных образовательных учреждений города и области, детские оздоровительные лагеря, Комитет по занятости населения Санкт-Петербурга, городские службы занятости, общественные организации, волонтерская служба, коммерческие организации и фирмы — рекламные агентства, кадровые агентства города, торговые центры, предприятия общественного питания, маркетинговые агентства, охранные предприятия, представители гостиничного бизнеса, банковской системы. На ярмарке вакансий был представлен широкий спектр работодателей из различных сфер деятельности.

Ярмарку вакансий посетило более 600 студентов и выпускников РГПУ им. А. И. Герцена. Наибольшее количество студентов, посетивших ярмарку, учатся в институте естествознания, на факультетах биологии, безопасности жизнедеятельности, философии человека, коррекционной педагогики, иностранных языков, юридическом, информационных технологий. Они оценили организацию ярмарки вакансий как удовлетворительную, отметив широкий спектр представленных на мероприятии работодателей и сфер деятельности, которые соответствовали запросам и ожиданиям студентов и выпускников вуза.

Работодатели высоко оценили уровень организации ярмарки вакансий. При этом 30% опрошенных участников-работодателей отметили, что мероприятие посетило недостаточное количество выпускников и студентов старших курсов, тогда как вакансии этих организаций предполагали работу не с частичной, а полной занятостью; 19% работодателей в полной мере были удовлетворены посещаемостью ярмарки. Для большинства работодателей оказалось непринципиальным,

студенты каких специальностей приходят на ярмарку, важно их гуманитарное образование. Некоторая часть работодателей (около 30%), представляющих образовательные учреждения, отмечает острую нехватку преподавателей математики, иностранного языка, психологов, социальных работников, учителей начальных классов, физкультуры, а также юристов, менеджеров.

Эффективность проведения ярмарок вакансий определяется по такому показателю, как набор персонала в организации: так, 32% опрошенных работодателей подобрали в свои организации сотрудников из числа студентов университета, 43% из числа участников не приняли окончательного решения о подборе сотрудников, хотя наметили кандидатуры на вакантные должности. По сравнению с предыдущими ярмарками вакансий, прошедшими в мае и октябре 2006 г., данный показатель несколько снизился: тогда в свои учреждения подобрали персонал соответственно 55% и 65% работодателей. Это может быть связано с тем, что на ярмарку 2007 г. пришли целенаправленно студенты младших курсов, которые искали в основном временную работу или хотели просто ознакомиться с предложениями на рынке труда.

С другой стороны, 45% студентов, посетивших ярмарку, подобрали для себя необходимые рабочие места, соответствующие их запросам.

Можно отметить достаточно высокую заинтересованность организаций-работодателей в выпускниках РГПУ им. А. И. Герцена как будущих сотрудниках. В большинстве организаций (86%) работают выпускники Герценовского университета. Работодатели (57% опрошенных) удовлетворены качеством подготовки студентов и выпускников университета. Наравне с этим работодатели отмечают, что нашим выпускникам для эффективной трудовой деятельности иногда недостает необходимых деловых

качеств (19%), коммуникативных умений (17%), профессиональных умений (14%), дополнительных навыков (6%) — владения компьютером, иностранными языками. Участники ярмарки особо отметили важные качества, которые отличают студентов и выпускников Герценовского университета и помогают им в профессиональной деятельности: трудолюбие и целеустремленность, стремление к профессиональному росту, ответственность, обучаемость, доброжелательность, активность, творческое начало. В целом работодатели высоко оценивают качество подготовки выпускников университета, что, несомнен-

но, укрепляет их конкурентные способности на рынке труда города и области.

В 42% организаций, представленных на ярмарке, кадровая политика рассчитана на набор именно молодых специалистов, которые отличаются нестандартным подходом в решении проблем организации, творческим началом, обучаемостью и креативностью. Обращает на себя внимание тот факт, что большинство работодателей при приеме на работу молодого специалиста считают самым важным его развитые коммуникативные навыки, особенности мотивационной сферы (цель прихода в организацию на предлагаемую вакансию), уровень культуры, умение подать себя. В связи с этим большинство выпускников РГПУ им. А. И. Герцена имеют высокие шансы при трудоустройстве на престижные должности как в образовательные учреждения, так и в организации других сфер деятельности. Приятно отметить, что около 90% работодателей, которые уже сотрудничают с РГПУ им. А. И. Герцена, хотят продолжить совместную работу с вузом по трудоустройству выпускников и студентов.

В свою очередь студенты и выпускники университета стремятся активно позиционировать себя на рынке труда, хотя и не всегда по тем специальностям, которые они приобрели в вузе. Так, 23,8% опрошенных студентов РГПУ им. А. И. Герцена хотели бы работать в сфере образования, 15% — в социальной сфере, 10,6% — в сфере менеджмента, управления, 9% — в сфере компьютерных технологий, телекоммуникации. Однако 31% опрошенных студентов не знает, по какой специальности они хотели бы работать. Среди тех, кто определился с будущей сферой деятельности, 24,6% видят себя учителями, 10%

— экологами, 7% хотят работать юристами, 4%

— менеджерами, 2% — психологами, 2% — переводчиками, 1% — в сфере туризма и такое же число студентов — в сфере шоу-бизнеса. Многие студенты (22% от числа опрошенных) не задумывались над вопросом, почему они хотят работать по выбранной специальности; для 19,3% опрошенных важен интерес к работе; 8,9% студентов считают, что хотят работать именно по выбранной специальности, но за высокую оплату труда; 2,5% хотят самореализоваться.

Эти данные говорят о недостаточном уровне профориетации и о неопределенности карьерных планов. Отметим, что на выбор будущей профессии влияет полученный опыт работы. Не работают всего 33% от числа опрошенных, имеют опыт работы к концу обучения 65% выпускников, при

этом 47% имеют опыт работы в другой сфере, не связанной с полученной специальностью. Именно неработавшие студенты имеют завышенные зарплатные ожидания: до 30 тыс. рублей при временной занятости, а на постоянной работе — от 40 тыс. рублей. Полученный опыт влияет на профориентацию студентов, желаемую профессию, адекватность зарплатных ожиданий, в целом повышает конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

В ходе опроса посетителей ярмарки выяснилось, по каким критериям студенты и выпускники выбирают для себя интересующие их вакансии. Основными критериями являются: интерес к работе (30%), высокая оплата работы (28%), удобное время работы (22%), место работы, близкое от дома (8%), быстрый карьерный рост (6%), оформление по Трудовому кодексу РФ (4%). Кроме этого, по мнению студентов, работа должна быть простой, творческой, предполагающей общение с людьми, желательно в известной крупной фирме.

Многие опрошенные студенты (более 50%) испытывают трудности при поиске работы: 23% опрошенных знают, где и как искать вакансии, которые соответствуют их требованиям, 20% не могут определиться со сферой будущей деятельности, поэтому и не ищут конкретные вакансии, 14% не доверяют и не обращаются в агентства по подбору персонала. В разрешении проблем с поиском работы, несомненно, помогают вузовские ярмарки вакансий. Оценивая эффективность проведения подобных мероприятий на территории университета, основная часть

студентов (более 55%) считает, что они получили полезную информацию о рынке труда, смогли ознакомиться со спектром вакансий,

которые предлагают работодатели, а также по-другому оценить свои возможности и скорректировать требования к месту работы и зарплате, получили навыки собеседования, поняли, в какой сфере они хотят работать. По мнению студентов, проведение подобных мероприятий положительным образом влияет на эффективность трудоустройства выпускников РГПУ им. А. И. Герцена.

По итогам проведения ярмарки вакансий «Молодость. Занятость. Карьера» можно отметить, что представители рынка труда проявляют интерес к сотрудничеству с университетом, в том числе к проведению совместных мероприятий — ярмарок вакансий и т. д. Проведение вузовских ярмарок вакансий является, несомненно, полезным и для работодателей и для студентов, поскольку, с одной стороны, имеется явная заинтересованность работодателей в выпускниках Гер-ценовского университета как в специалистах с качественным гуманитарным образованием, а с другой — высок интерес студентов к подобным мероприятиям, которые позволяют решить проблемы с поиском вакансий и дают возможность лучше ориентироваться на рынке труда. Ярмарка вакансий является одной из форм профориентации студентов, средством повышения мотивации к работе в определенной сфере деятельности, а также предоставляет студентам возможность более адекватно оценивать свои профессиональные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.