Научная статья на тему 'Героические годы. . . '

Героические годы. . . Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Героические годы. . . »

ОБЩЕСТВУ «ДИНАМО» - 90 ЛЕТ

Б.А. БАЗУНОВ

ГЕРОИЧЕСКИЕ ГОДЫ...*

Утром субботнего дня в Бресте открылась армейская спартакиада. Среди первых ее чемпионов были и спортсмены-динамовцы 17-го пограничного отряда. Им пришлось давать интервью журналистам газеты Брестского гарнизона. И те обещали рассказать читателям о победах бойцов и командиров погранотряда. Но воскресный номер газеты со спартакиадным репортажем не увидел свет.

Ранним утром 22 июня 1941 г. фашисты обрушили на Брест смертоносный огонь. Под прикрытием авиации и артиллерии на крепость двинулся авангард 12-го армейского пехотного корпуса противника, который не сомневался в быстром успехе. Позже в полевой сумке немецкого офицера была обнаружена карта, на которой значилось время захвата одной из застав на подступах к Бресту: 4 часа 30 минут 22 июня. Всего за полчаса враги рассчитывали сломить сопротивление пограничников. Они просчитались.

Более месяца сдерживали непрерывные атаки бойцы и командиры 17-го погранотряда, защищавшие и свои заставы, и саму цитадель.

22 июня 1941 г. известный всей стране радиокомментатор Вадим Синявский передал из Киева уникальный репортаж. Притом не из комментаторской кабины только-только отстроенного в столице Украины стадиона, а из номера гостиницы. И не о поединке местных динамовцев с московскими армейцами.

В середине того трагичного для страны дня капитан футбольной команды киевского «Динамо» Константин Щегоцкий ворвался в гостиничный номер Синявского, чтобы сообщить московскому гостю о нападении фашистов и начавшейся войне. А тот стоял у окна и кричал в телефонную трубку:

- Попали!.. Мимо... Кажется, опять попали...

Так Синявский рассказывал радиослушателям страны о поединке зенитчиков Киева с фашистскими летчиками, прилетевшими бомбить город.

Намеченный на тот день матч чемпионата страны «Динамо» - ЦСКА не состоялся.

И в этот же день на московском стадионе «Динамо» началось формирование первых отрядов Отдельной мотострелковой бригады особого назначения - прославленного в первые годы войны ОМСБОНа.

Шли записываться добровольцы из школ пограничников и НКВД, опытные чекисты и студенты, комсомольцы и политэмигранты-антифашисты. В списках значились имена известных стране спортсменов-динамовцев - дискобола Леонида Митропольского, штангиста Николая Шатова, борцов Григория Пыльнова и Алексея Кату-лина, прыгуна в воду Георгия Мазурова, легкоатлета Ивана Степанченка, велосипедистов Федора Тарачкова и Всеволода Дайреджиева, конькобежца Константина Кудрявцева.

Патриотический порыв поддержали чемпионы и рекордсмены других спортобществ - братья-бегуны Георгий и Серафим Знаменские, боксеры Николай Королев и Сергей Щербаков, конькобежец Анатолий Капчинский, альпинист Евгений Иванов, гребец Александр Долгушин, лыжница Любовь Кулакова. Записались защищать Отечество студенты и преподаватели московского инфиз-культа и спортсмены предприятий столицы.

Все они в последующие дни получали на стадионе «Динамо» обмундирование и оружие - и направлялись на Ярославский вокзал. Оттуда - в Мытищи. Там, на динамовском стрельбище, омсбоновцам предстояло готовиться к войне в тылу врага.

7 ноября 1941 г. на Красной площади в Москве состоялся военный парад в честь 24-й годовщины Октября.

По брусчатке главной площади страны прошел сводный полк ОМСБОНа - в полном боевом снаряжении и под командованием майора С. Иванова. В парадном строю было немало известных спортсменов, а футбольная команда минского «Динамо» - в полном составе.

Некоторые омсбоновские подразделения прямо с парада направились на передовые позиции в районе Клина и Солнечногорска, где держали оборону части 16-й армии Константина Рокоссовского.

О подвигах динамовцев в годы Великой Отечественной войны рассказано немало. Приведем лишь несколько эпизодов.

В начале 1942 г. командование поручило лыжному отряду чекистов-динамовцев старшего лейтенанта Лаз-нюка ночью выбить фашистов из деревни Хлуднево. И лыжники предприняли ночной налет. Ворвавшись в деревню, они забросали гранатами несколько домов с находившимися в них гитлеровцами.

Продолжение. Начало см. в № 2/2013.

ФНЦ ВНИИФК

72

Обществу «Динамо» - 90 лет

В неравном бою окруженный отряд потерял командира, а затем сменившего его комиссара. Горстку бойцов возглавил заместитель комиссара Лазарь Паперник. Один за другим гибли омсбоновцы. В живых остался лишь Паперник. Немцы ринулись на него, пытаясь захватить живым.

- Чекисты не сдаются!.. - крикнул он и взорвал себя и немцев гранатой.

В память о павших в деревне Хлуднево установлен обелиск. Подвиг 22 динамовцев увековечен художниками П. Соколовым-Скаля и А. Плотновым в картине «Герои-лыжники», которая экспонируется в музее пограничных войск в Москве.

В блокадном Ленинграде 6 мая 1942 г. ровно в полдень раздалась трель свистка судьи всесоюзной категории Николая Усова - и на поле ленинградского стадиона «Динамо» появились две команды - бело-голубые динамовские мастера и игроки сборной Ленинградского военного гарнизона. И в 242-й день блокады начался матч, который впоследствии назвали легендарным.

За динамовцев выступали вратарь Виктор Набутов (командир бронекатера на Невской Дубровке), Борис Орешкин (главстаршина, командир сторожевого катера в Кронштадте), Павел Сычев, Дмитрий Федоров (рядовой милиционер), Аркадий Алов, Анатолий Викторов (замполит воинской части), Евгений Архангельский и Георгий Московцев (рядовой из окопов), Константин Сазонов (милиционер), Георгий Шорец (снайпер на Ораниенбаумском пятачке). Армейцам тоже удалось собрать лучших игроков, разбросанных по всей линии обороны.

Едва ли не с первым свистком судьи прогремели взрывы снарядов. Фашисты начали обстрел города. О дне и часе матча они знали. Тяжелые снаряды рвались подле стадиона. Порой совсем близко - на тренировочном поле. И после окончания блокадного поединка, когда футболисты и зрители покидали «Динамо», в небе появились вражеские бомбардировщики, которым удалось прорваться сквозь заградительный огонь зениток.

Небывалый радиорепортаж вели и на немецком языке. Его слушали не только в городе, но и на передовых позициях. Страстный поклонник футбола, композитор-блокадник Дмитрий Шостакович назвал матч фантастическим. Он рассказывал позже: «Футбол в полумертвом городе... Он воспринимался, как вызов судьбе, брошенный ленинградскими героями. Он рождал радость, ощущение силы и прочности. Он давал нам всем самое нужное, самое необходимое в те минуты - новую порцию веры».

Спустя 13 недель в том же блокадном городе-герое состоялась премьера 7-й (Ленинградской) симфонии 35-летнего гения музыки.

А три месяца спустя, 9 августа 1942 г. в оккупированном фашистами Киеве состоялся последний (или один из последних) матч беспримерной серии футбольных поединков.

Оккупанты заставили футболистов знаменитого довоенного «Динамо», оставшихся в городе, сыграть с победителями. Они рассчитывали на большой пропагандистский выигрыш: измученные и полуголодные игроки окажутся несильным соперником для сытых «сверхчеловеков». От имени товарищей капитан дина-

мовцев Алексей Клименко дал согласие. Но при одном условии: киевляне будут играть в красных футболках. И динамовцы поклялись друг другу не уступить ни одного сражения в такой форме.

С разгромным счетом обыграли одну, затем другую и третью команды фашистов, собранных из игроков разных воинских частей. Наконец, против красного «Динамо», названного в афише «Старт», выставили сборную люфтваффе под названием «Flakelf». Многие из состава летчиков прежде выступали за сборную Германии.

О том противостоянии позже написал один из динамовцев - Макар Гончаренко:

«До матча нас “обрабатывали”, запугивали, говоря, что победа над сборной люфтваффе чревата для нас крайними неприятностями. Перед самым выходом на поле к нам в раздевалку зашел судья-гестаповец, владевший русским языком. Он сразу потребовал от нас: при построении в центральном круге вытянуться перед господами в нацистском приветствии. Никто из динамовцев судье не ответил, а он, видимо, принял молчание за согласие. И ошибся. Приветствия не было.

Сборная люфтваффе оказалась намного сильнее тех команд, которых мы обыгрывали накануне... Гитлеровские футболисты повели “охоту” на нашего вратаря Трусевича. Один из форвардов открыто ударил Николая ногой в лицо. Трусевич потерял сознание. Судья тотчас же потребовал замены. У нас не было такой возможности, и несколько минут, пока наш вратарь не поднялся с земли, мы обливали его водой... Но он вновь занял место в воротах, сказав нам: “Все в порядке, ребята. Пошли вперед”».

Матч закончился победой киевлян - 5:3. После поединка арестовали Николая Коротких. Осенью 1942-го он погиб в застенках гестапо. Других динамовцев отправили в Сырецкий концлагерь. Трое из них - Алексей Клименко, Николай Трусевич и Иван Кузьменко - там же были расстреляны. Остальных обреченных спасло наступление 38-й армии генерала Кирилла Москаленко, 6 ноября 1943-го освободившей Киев от 789-дневной оккупации.

О подвиге футболистов страна узнала 17 ноября того же года, когда газета «Киевская правда» опубликовала подробности о легендарном матче.

Президиум Верховного Совета СССР наградил участников схватки с фашистами на футбольном поле медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Многих посмертно. В память о погибших футболистах на стадионе «Старт», где проходил «матч смерти», установили обелиск. Скульптор А. Харченко и архитектор А. Игнащенко вознесли на высокую колонну атакующего динамовца с мячом над фашистским орлом. На открытие монумента 24 ноября 1943 г. пришли те, кому удалось выжить.

Нет, не на ринге, а в схватке с фашистами провел свой последний бой 15 июля 1944 г. Борис Галушкин -комсомольский вожак московского инфизкульта, темпераментный и разносторонний боксер, ставший добро-вольцем-омсбоновцем в начале войны.

Боевому отряду Галушкина командование поставило исключительную задачу - прорвать кольцо окружения под Борисовом, в котором оказались два десятка партизанских бригад. В бой пошел и отряд другого омсбо-новца - Федора Озмителя. Группа прорыва спасла

ФНЦ ВНИИФК

Обществу «Динамо» - 90 лет

73

обреченных партизан. Смертью храбрых пали оба командира.

Студенту и боксеру, который тренировался у заслуженных мастеров спорта Константина Градополова и Льва Темуряна, бойцу ОМСБОНа, уже награжденному орденом Красной Звезды, посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Впоследствии военные историки отметили все победы отряда омсбоновцев: сколько уничтожили фашистских солдат и офицеров и сколько истребили вражеской техники. Однако и потери были велики. Война унесла жизнь почти половины добровольцев особой бригады. В их числе - 16-кратный рекордсмен Союза штангист Владимир Крылов из Астрахани, который сражался в партизанском отряде «Грозный». Весной 1942-го погибла трехкратная чемпионка СССР в лыжном спринте москвичка Любовь Кулакова. Блистательный скороход из Саратова Анатолий Капчинский, воевавший в отряде «Победитель», пал в 1943-м. А в июле того же года в перестрелке с врагами погиб связной партизанского отряда «Батя» 8-кратный чемпион по академической гребле Александр Долгушин. В рукопашном бою пуля оборвала жизнь выдающегося

борца Григория Пыльнова... Двадцати четырем омсбонов-цам присвоено звание Героя Советского Союза.

12 августа 1945 г. На Красной площади в Москве состоялся спортивный парад, посвященный завершению Великой Отечественной войны и победе в ней советского народа. Праздник прошел по сценарию и протоколу Парада Победы 24 июня.

На трибуне Мавзолея - Иосиф Сталин, Георгий Жуков, Михаил Калинин, Вячеслав Молотов, Георгий Маленков, другие военачальники, деятели партии и должностные лица государства, а также почетные гости - союзники по антигитлеровской коалиции генерал Дуайт Эйзенхауэр, посол США в СССР Аверелл Гарри-ман, фельдмаршал Бернард Монтгомери.

Принимали парад секретарь ЦК комсомола Николай Михайлов и председатель Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта Николай Романов. Командовал парадом генерал-лейтенант Константин Синилов. Спортивно-гимнастическая демонстрация продолжалась 4 часа 20 минут. В параде приняли участие 25 000 физкультурников и спортсменов из 16 союзных республик и 17 спортобществ. Победно реяли и динамовские стяги.

ФНЦ ВНИИФК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.