Научная статья на тему 'Германия как локомотив европейской интеграции'

Германия как локомотив европейской интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3591
455
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ГЕРМАНИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РАСШИРЕНИЕ ЕС / EUROPEAN UNION / GERMANY / INTEGRATION PROCESSES / REGIONAL ECONOMIC POLICY / EU EXTENSIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жарикова Мария Викторовна

В статье ставится задача исследовать место и роль Германии в европейском интеграционном процессе. Автор анализирует вклад страны в доходную и расходную статьи бюджета Европейского союза, а также операционные бюджетные балансы стран-участниц и приходит к выводу о лидирующем положении ФРГ в региональной политике ЕС. Автор отмечает превалирующую долю европейских партнеров в структуре немецкого экспорта и импорта, в связи с чем подчеркивается высокая степень зависимости Германии от тесного сотрудничества со странами ЕС. В статье также рассматривается позиция Германии по вопросам расширения Союза на примере восточного расширения в 2004 г. В качестве определяющих факторов для ФРГ названы единый рынок интеграционного сообщества и более низкий курс евро в сравнении с дорогой немецкой маркой. Взвесив все преимущества и недостатки для ФРГ от участия в ЕС, автор приходит к заключению о выгодном для Германии положении, вследствие чего страна может нести все затраты на поддержание интеграционной группировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERMANY AS A LOCOMOTIVE OF THE EUROPEAN INTEGRATION

The article aims to explore the role of Germany in the European integration process. The author analyzes the country’s contribution to the revenues and expenditures of the European Union budget, as well as the operating budget balances of the participating countries, and concludes the leading position of Germany in the EU regional policy. The author points out the prevailing share of European partners in the structure of German exports and imports, and therefore emphasizes a high dependence of Germany on a close cooperation with the EU-countries. The article examines the Germany’s position on the enlargement of the Union on the example of the eastern enlargement in 2004. As a determining factor for Germany serves the single market of the integration community and a lower rate of euro compared to the expensive Deutsche mark. Taking into consideration all the advantages and disadvantages for Germany, the author comes to the conclusion of a profitable position for Germany in the EU, so that all the costs of maintaining the integration grouping the country is capable to bear.

Текст научной работы на тему «Германия как локомотив европейской интеграции»

ГЕРМАНИЯ КАК ЛОКОМОТИВ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

М.В. Жарикова

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье ставится задача исследовать место и роль Германии в европейском интеграционном процессе. Автор анализирует вклад страны в доходную и расходную статьи бюджета Европейского союза, а также операционные бюджетные балансы стран-участниц и приходит к выводу о лидирующем положении ФРГ в региональной политике ЕС. Автор отмечает превалирующую долю европейских партнеров в структуре немецкого экспорта и импорта, в связи с чем подчеркивается высокая степень зависимости Германии от тесного сотрудничества со странами ЕС. В статье также рассматривается позиция Германии по вопросам расширения Союза на примере восточного расширения в 2004 г. В качестве определяющих факторов для ФРГ названы единый рынок интеграционного сообщества и более низкий курс евро в сравнении с дорогой немецкой маркой. Взвесив все преимущества и недостатки для ФРГ от участия в ЕС, автор приходит к заключению о выгодном для Германии положении, вследствие чего страна может нести все затраты на поддержание интеграционной группировки.

Ключевые слова: Европейский союз, Германия, интеграционные процессы, региональная экономическая политика, расширение ЕС

Спустя четверть века с момента падения берлинской стены Германия стала безоговорочным центром континента как в экономическом, так и в политическом контексте. Сегодня Германия прочно стоит во главе Европейского союза, являясь Chief Facilitating Officer, как определил германский министр иностранных дел Ф.-В. Штайнмайер [1]. Однако в последнее время роль Германии в Европе все чаще подвергается противоречивым оценкам: одни считают, что Германия выигрывает от присутствия в ЕС [2], другие полагают, что ФРГ фактически «тянет» на себе Европейский союз [3]. Рассмотрим, какие экономические выгоды имеет ФРГ и каковы издержки от участия в интеграции для ФРГ, оценим их совокупный экономический эффект.

Место ФРГ в региональной политике ЕС

За весь период реализации региональной политики Европейского союза Германия не только стояла у истоков ее формирования, но и активно принимала в ней участие. Говоря о региональной политике ЕС, нельзя не затронуть бюджетные отношения, поскольку это затрагивает их напрямую. Годовой бюджет Европейского союза за 2015 г. составил почти 145,3 млрд евро. Рассмотрим структуру доходов и расходов Европейского союза и какую роль играет в них ФРГ (таблица).

Анализ бюджета Европейского союза показал, что Германия безусловно является основным вкладчиком в европейскую казну и получает при этом несравнимо меньшие денежные трансферты из бюджета. Данный факт свидетельствует о том, что ФРГ является основным донором европейской экономики. Возникает вполне обоснованный вопрос: зачем все это нужно самой Германии?

Таблица

Германия в структуре доходов и расходов ЕС

Источники формирования доходов ЕС Процентная доля ВНД уплачивается каждой страной ЕС (около 0,7%). Процентная доля от ВНД формирует около 69% совокупного дохода ЕС. Доля Германии в формировании взносов от стран-участниц составляет 22%, что является абсолютным и процентным большинством среди стран ЕС. Таким образом, являясь крупнейшим вкладчиком, Германия официально закрепляет за собой статус главного интегратора.

Процентная доля от доходов стран от НДС (около 0,3%) составляет 12% от совокупного дохода ЕС. Одна пятая часть (21%) всех доходов ЕС от НДС формируется за счет усилий ФРГ, что вполне объясняет ее сильную экспортную направленность. Являясь ведущим экспортером Европы, Германия просто не оставляет шансов другим странам ЕС превысить эту долю, за исключением Великобритании. И хотя в абсолютном выражении Великобритания опережает ФРГ всего на 64,3 млн евро, следует отметить, что НДС в Великобритании выше, чем в Германии (20 и 19% соответственно), что создает для ФРГ некоторое преимущество. В данном контексте ФРГ выигрывает на фоне многих других стран ЕС, поскольку НДС у них значительно выше: 27% у Венгрии, 25% у Швеции, у Польши — 23%, у Бельгии, Италии, Нидерландов и Испании — 21%, во Франции — 19,6%.

Доход от импортных пошлин (традиционные бюджетные ресурсы). Данная доходная статья формирует чуть более 11% совокупного дохода ЕС, и пятая часть всех пошлин приходится на Германию, что объясняет высокий торговый оборот страны как внутри ЕС, так и за его пределами. Другие источники дохода: почти 8% от совокупного дохода ЕС

Направления расходов ЕС Устойчивый рост. Развитие конкуренции для экономического роста и занятости: на данную цель уходит 9% от средств бюджета ЕС, и Германия тратит от этой суммы 12%, однако Франция опережает — более 18%. Экономическое, социальное и территориальное сплочение — 35,6% средств бюджета, среди которых на долю Германии приходится только 6,5% от средств, отведенных на данную статью расходов. Ряд стран превосходят ФРГ в тратах по данному разделу, а именно: Греция, Испания, Италия, Венгрия, Польша и Румыния; Управление природными ресурсами: 42,5% средств бюджета ЕС. Из данного пула расходов доля ФРГ составляет чуть более 11%, однако и в этом разделе Испания и Франция опережают Германию по данным расходам. Безопасность, гражданственность, свобода, правосудие: составляют 1,3% расходов из бюджета, от которых Германия получает значительно меньше остальных членов ЕС: только 6% от суммы, выделяемой на данную цель.

Действия ЕС на международной арене: по данному разделу ФРГ средств не расходует. Большая часть средств по данному разделу распределяется между Хорватией и Румынией.

Администрирование: составляет 5,8% средств бюджета, где ФРГ расходует менее 3% от данного объема средств. Для сравнения: в Люксембурге данная доля составляет 18%. Компенсации: временные выплаты, предназначенные для Хорватии, присоединившейся к ЕС в июле 2013 (0,1% средств бюджета)

Источник: составлено и рассчитано автором на основе [4].

Первым и основным фактором для ФРГ является единый рынок интеграционного сообщества. Свобода перемещения товаров, услуг, рабочей силы и капитала позволила германским продуктам быстро и свободно перемещаться на территории Европейского союза. Полагаем, что германская экономика не была бы столь успешна в отсутствие доступа к единому рынку на территории 28 государств, поскольку на территории Евросоюза Германия сбывает более половины своей продукции.

Германии также удается извлекать выгоду из более низкого курса евро в сравнении с дорогой немецкой маркой, поскольку германские товары стали более конкурентоспособными. Здесь кризисное состояние стран Южной Европы играет Германии на руку, поскольку в значительной степени ослабляет курс евро.

На основе данных о взносе каждой страны в бюджет ЕС и обратном финансировании данных стран из общесоюзного бюджета рассчитывается операционный бюджетный баланс. Важно подчеркнуть, что данный расчет показывает опре-

деленные финансовые затраты и выгоды, получаемые от участия в ЕС каждым государством-членом, однако не позволяет отразить всех реальных выгод от участия в ЕС, таких как единый рынок и экономическая интеграция, не говоря уже о политической стабильности и безопасности [5]. Можно выделить три зоны:

— страны-доноры или «Старая Европа»: Германия, Франция, Нидерланды, Италия, Автрия;

— страны-реципиенты (получатели): Испания, Португалия, Греция, Ирландия;

— «Новая Европа»: страны Центральной и Восточной Европы, являющиеся основными конкурентами стран-реципиентов.

Германия является основным вкладчиком в региональную политику ЕС.

Позиция ФРГ по вопросам расширения ЕС за счет стран Центральной и Восточной Европы и постсоветских государств

В 2004 году к Союзу присоединилось сразу 10 государств Центральной и Восточной Европы, 8 из которых являлись постсоциалистическими государствами, чье присутствие развернуло ход экономического развития интеграционной группировки на новый этап, характеризующийся объединением западной и восточной Европы. Данное расширение характеризуется не только своей массовостью, но прежде всего разноуровневым экономическим и политическим развитием вступающих государств.

Стремление стран-кандидатов как можно скорее присоединиться к ЕС было обусловлено желанием обеспечить себе безопасное положение, избегая роли смежных между Западом и Востоком государств. Опасность быть исключенными из западноевропейского интеграционного сообщества также стимулировала их к более решительным действиям. С экономической точки зрения вхождение в европейскую структуру гарантировало рост уровня благосостояния стран ЦВЕ. Также страны рассчитывали на получение финансовой помощи от ЕС на осуществление преобразовательных реформ с целью реструктуризации планово-административной модели в рыночный механизм.

Если все расширения до 2004 г. в той или иной степени имеют сходства (относительное схожее увеличение территории, численности населения), то показатели уровня ВВП различаются существенным образом. ВВП на душу населения сократился на 16%, а средний показатель по ЕС упал до 75% от момента учреждения ЕС в 1957 г. [6].

Жизненный цикл Европейского союза можно сопоставить с жизненным циклом товара, у которого, согласно теории Р. Вернона, существуют следующие стадии жизни: зарождение (внедрение) — рост — зрелость — упадок [12]. Судя по всему, первые три стадии ЕС уже прошел и можно в некоторой степени констатировать вступление в последнюю.

Жизненные циклы ЕС обратно пропорциональны его размерам, а именно: чем больше новых участников ЕС принимает в свои ряды, тем хуже становится его экономическое положение в целом ввиду того, что в него вступают все более слабые в экономическом плане игроки. Это в очередной раз подчеркивает приоритет принятия политических решений над экономическими в вопросах расширения ЕС.

Германия выступила самым главным инициатором восточного расширения ЕС и с тех пор прочно укрепила за собой статус локомотива европейских интеграционных процессов. Каковы же были ее мотивы? Основными стимулирующими факторами для Германии послужили амбиции усилить роль в регионе за счет государств Восточного блока. Торгово-экономические отношения этих стран были довольно тесно связаны с ФРГ. По оценкам некоторых экспертов, экспорт Германии в страны Центральной и Восточной Европы за период 1993—2000 г. вырос почти в 3 раза (с 39,9 млрд немецких марок до 112,6); импорт из этих стран вырос также почти в 3 раза (с 34 до 102 млрд марок) [8]. Включение вышеупомянутых стран в интеграционное объединение напрямую соответствовало немецким интересам и наращивало германский экономический потенциал. Германия также выступала крупным инвестиционным партнером для стран ЦВЕ, и данное расширение потенциально способствовало активизации инвестиционной деятельности.

Германия активно поддерживала усиление политической структуры ЕС, другие страны — партнеры по ЕС не поддерживали в связи с их опасениями потерять политическое и экономическое влияние в ЕС. ФРГ удалось добиться сохранения за собой большинства голосов в Парламенте ЕС, объясняя это демографическими причинами. Возможно, именно в этот момент и произошло окончательное закрепление за Германией статуса лидера европейской интеграционной группировки [9. С. 28].

Таким образом, политические интересы как со стороны стран-кандидатов, так и со стороны стран — членов ЕС превалировали над экономическими при принятии решения о расширении Европейского союза. Если на ранних этапах интеграции, когда страны-участницы имели приблизительно одинаковый уровень социально-экономического развития, евроинтеграция приносила свои плоды, то позднее интеграционное объединение получило расширение уже за счет не совсем экономически равных участников. Политический фактор при приеме новых членов в ЕС стал превалировать над экономическим, и экономическая интеграция, в свою очередь, приняла подчиненную роль. Поэтому и появились осложнения в европейской экономике и ускорение в развитие евроскептицизма.

Зависимость германской экономики от тесного сотрудничества

со странами ЕС

Германия в наши дни является крупнейшей экономикой в Европе и одним из лидеров мировой торговли. Следует отметить, что торговля играет важнейшую роль в экономике Германии: в 2015 г. доля внешнеторгового оборота в ВВП страны составила 86% (1), что свидетельствует о высокой степени зависимости экономики ФРГ от внешних рынков и относительно высокой интегрированности в мировое хозяйство. Проследим тенденцию роста данного индикатора во времени. В период между 2000 и 2006 гг. данный индикатор существенно изменился в сторону увеличения, это свидетельствует о том, что самое масштабное расширение ЕС в 2004 г. оказало положительный эффект на торгово-экономические показатели ФРГ.

Немецкая экономика в значительной степени является экспортно-ориентированной. На рисунке представлена информация об объеме экспорта внутри ЕС каждой страны-участницы в 2015 г. Лидером является ФРГ (691,5 млрд евро), у которой объем экспорта внутри интеграционной группировки является наибольшим. Наименьшим экспортером внутри ЕС является Кипр (855 млн евро). Девять стран ЕС, чей экспорт другим странам — участницам ЕС превысил 100 млрд евро в 2015 г., составили почти 80% от совокупного экспорта внутри Союза (2).

800000 700000 600000 500000 400000 300000 200000 100000 0

Рис. Экспорт товаров внутри ЕС, 2015 (млрд евро) Источник: составлено автором на основе [10].

Германия располагает крупнейшей в ЕС долей внутренней торговли: в 2015 г. отправки и поставки внутри ЕС составили 22,6 и 20,9% соответственно, это означает, что каждый пятый продукт, произведенный в Европе, производится для ФРГ, а почти каждый четвертый продукт на территории ЕС был экспортирован из Германии в другие европейские государства [10].

Среди важнейших стран — партнеров Германии в 2015 г. по линии экспорта стали США, Франция и Великобритания, по линии импорта — Китай, Нидерланды и Франция, однако доля европейских партнеров превалирует в структуре немецкого экспорта и импорта, в связи с чем можно сделать вывод о высокой степени зависимости Германии от европейских партнеров. Россия более не присутствует в перечне важнейших торговых партнеров ввиду осложнений экономических отношений из-за введения двухсторонних санкций. Основными рынками сбыта германских экспортеров за пределами Европейского союза в 2015 г. являлись США (8,5%), Китай (6%) и Швейцария (4,1%). Самыми крупными поставщиками в ФРГ за пределами ЕС оказались Китай (9,7%), США (6,3%) и Швейцария (4,5%) [11].

Постоянно увеличивающийся германский экспорт внутри ЕС заставляет другие страны наращивать импорт. Страны вынуждены искать за пределами интеграционной группировки другой рынок сбыта в условиях высокого курса евро,

поскольку свой собственный рынок они для себя теряют. Как результат, финансовое состояние других стран увеличивается медленнее, чем могло бы быть, при условии расширения импорта ФРГ и отрицательного внешнеторгового сальдо.

Модель экономического роста Германии, основанная на экспорте, безусловно срабатывает для самой Германии, однако в рамках европейского сообщества не может работать для всех, так как данная модель успешна в условиях отсутствия подражателей. Если условно торговля сводится к взаимодействию стран между собой, то общемировое сальдо по умолчанию будет приравниваться к нулю. Стоит отметить, что данная модель является упрощенной, поскольку в реальных условиях участники торговых взаимоотношений не могут найти все необходимые товары на внутреннем интегрированном рынке, точно также как и реализовать все товары собственного производства на нем. Однако стремление к расширению сотрудничества на внутреннем европейском рынке представляется целесообразным, возвращая к первоначальным истокам его формирования.

В результате анализа места и роли ФРГ в интеграционных процессах Европейского союза удалось обнаружить следующее: несмотря на то, что Германия является важнейшим источником формирования европейского бюджета, страна в явном виде выигрывает за счет соотношения других факторов: единый рынок ЕС и беспрепятственный выход на него, положительный платежный баланс, развитие инвестиционного сотрудничества, увеличение объемов торговли, низкий курс евро. Суммируя сказанное, сделаем вывод, что все перечисленные преимущества пересиливают затраты на поддержание интеграционной группировки и Германии по силам их оплатить.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Данный показатель рассчитывается как отношение суммы экспорта и импорта товаров и услуг в текущих ценах к ВВП страны.

(2) Расчет на основе [10].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ischinger W. What is Germany's role within the EU? World Economic Forum, 2015. URL: www. weforum.org/what-is-germanys-role-within-the-eu

[2] Knuf T. Bertelsmann-Studie: Deutschland profitiert von der EU. 2014. URL: http://www.berliner-zeitung.de/wirtschaft/deutschland-profitiert-von-der-eu

[3] Deutsches Institut für Wirtschaftsforschung. In Deutschland hohe und stabile Solidaritätsbereitschaft mit notleidenden EU-Ländern. Press Release Information 28.09.2016. URL: https://www.diw. de

[4] European Comission. EU budget, Financial report URL: http://ec.europa.eu/budget/ financialreport/2014.pdf

[5] Baldwin R., Wyplosz C. The Economics of European Integration. McGraw Hill, New York. 2012, no 4.

[6] Ангелов И. Расширение Европейского союза на восток: проблемы интеграции Болгарии // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 1. С. 116.

[7] Официальный сайт Всемирного банка www.worldbank.org

[8] Баторшина И.А. Пятая волна расширения Европейского союза: pro et contra // Балтийский регион. 2011. № 3. С. 49.

[9] Борко Ю.А. Расширение и углубление европейской интеграции // МЭ и МО. 2004. № 7. С. 28.

[10] Официальный сайт Евростат URL: http://ec.europa.eu/eurostat

[11] Официальный сайт германского статистического агентства www.destatis.de

[12] Vernon R. International investment and international trade in the product cycle // The Quarterly Journal of Economics. 1966. Vol. 80, no 2. P. 190—207.

GERMANY AS A LOCOMOTIVE OF THE EUROPEAN INTEGRATION

M.V. Zharikova

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article aims to explore the role of Germany in the European integration process. The author analyzes the country's contribution to the revenues and expenditures of the European Union budget, as well as the operating budget balances of the participating countries, and concludes the leading position of Germany in the EU regional policy. The author points out the prevailing share of European partners in the structure of German exports and imports, and therefore emphasizes a high dependence of Germany on a close cooperation with the EU-countries. The article examines the Germany's position on the enlargement of the Union on the example of the eastern enlargement in 2004. As a determining factor for Germany serves the single market of the integration community and a lower rate of euro compared to the expensive Deutsche mark. Taking into consideration all the advantages and disadvantages for Germany, the author comes to the conclusion of a profitable position for Germany in the EU, so that all the costs of maintaining the integration grouping the country is capable to bear.

Key words: European Union, Germany, integration processes, regional economic policy, EU extensions

REFERENCES

[1] Ischinger W. What is Germany's role within the EU? — World Economic Forum, 2015. www. weforum.org/what-is-germanys-role-within-the-eu

[2] KnufT. Bertelsmann-Studie: Deutschland profitiert von der EU. 2014. URL: http://www.berliner-zeitung.de/wirtschaft/deutschland-profitiert-von-der-eu

[3] Deutsches Institut für Wirtschaftsforschung. In Deutschland hohe und stabile Solidaritätsbereitschaft mit notleidenden EU-Ländern. Press Release Information 28.09.2016. URL: https://www.diw. de

[4] European Comission. EU budget, Financial report URL: http://ec.europa.eu/budget/ financialreport/2014.pdf

[5] Baldwin R., Wyplosz C. The Economics of European Integration. McGraw Hill, New York. 2012, no. 4.

[6] Angelov I. Rashirenie Evropeyskogo Soyuza na vostok: problemy integratsii Bolgarii [European Union extension to the East: Bulgarian integration issues]. Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2003, no. 1. P. 116.

[7] Official web page the World Bank www.worldbank.org

[8] Batorshina I.A. Pyataya volna rasshireniya Evropeyskogo Soyuza: pro et contra [The fifth wave of European Union extension: pro and contra]. Baltiyskiy region. 2011, no. 3. P. 49.

[9] Borko U.A. Rasshirenie i uglublenie evropeyskoy integratsii [Extension and intensification of the European integration]. MEIMO. 2004, no. 7. P. 28.

BecTHHK PynH, cepua Экономика, 2016, № 3

[10] Official web page of the European statistics http://ec.europa.eu/eurostat

[11] Official web page of the German statistic agency www.destatis.de/ForeignTradingPartners.pdf

[12] Vernon R. International investment and international trade in the product cycle. The Quarterly Journal of Economics. 1966. Vol. 80, no. 2. Pp. 190—207.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.