Научная статья на тему 'Геополитические интересы мировых держав в кавказском макрорегионе'

Геополитические интересы мировых держав в кавказском макрорегионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4237
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геополитические интересы мировых держав в кавказском макрорегионе»

Следует отметить, что цивилизационный подход имеет не только перспективы в условиях российской действительности, но у него значительное число сторонников в рамках развивающегося (незападного) мира. Развитие цивилизационной парадигмы не только позволяет восстановить оригинальные подходы в отечественной политической мысли, найти значительное число партнеров среди политологов развивающихся стран, но и обеспечить интерес к российской политологии как оппоненту со стороны западной политологии. В то же время развитие прикладных политических исследований в рамках цивилизационной парадигмы позволяет создать новые концептуальные заделы для принятия адекватных политических решений и политических действий, обеспечивающих сильные позиции России в современном мире.

Добаев И. П., д.ф.н., проф.

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ МИРОВЫХ ДЕРЖАВ В КАВКАЗСКОМ МАКРОРЕГИОНЕ1

Спецификой Кавказа является то, что он представляет собой единую геополитическую систему, состоящую из сложной комбинации народов, религий и культур. Практически нигде (или почти нигде) на Кавказе административные границы не совпадают с зонами проживания этносов, однородными конфессиональными и культурными сообществами.

Разнообразие этносов и культур, расположенных на небольшой территории, делает Кавказ уязвимым с точки зрения безопасности тех государственных образований, которые там расположены. Внешние силы при определенных условиях способны легко дестабилизировать ситуацию. Из этого проистекает фундаментальный вызов российской государственности: Кавказ наиболее уязвимая зона в системе безопасности России.

В трудах американских стратегов и геополитиков часть кавказского макрорегиона - Северный Кавказ - однозначно рассматривается как та зона, с которой вероятнее всего начнется распад России. С решением кавказской проблемы в общественном сознании многих россиян связана легитимность нынешней российской власти.

Распад СССР и социалистической системы, став крупнейшей мировой геополитической катастрофой новейшего времени, привели к воссозданию Восточного и Кавказского вопросов в качестве важнейших геополитических проблем современности в условиях наметившейся тенденции построения многополярного мира. Балканы, Кавказ, Крым вновь пре-

1 Работа выполнена в рамках проекта «Стратегические интересы мировых держав в кавказском макрорегионе (история и современность)» Подпрограммы фундаментальных исследований Президиума РАН по Югу России «Анализ и моделирование геополитических, социальных и экономических процессов в полиэтничном макрорегионе».

вратились в дугу нестабильности, которая в геополитическом плане означает противостояние атлантической и континентальной моделей развития, а в цивилизационно-культурном - столкновение дехристианизиро-ванного Запада, исламской и православной цивилизаций1.

В отличие от ХУ!!!-Х!Х вв., когда Кавказский вопрос был решен в пользу России, динамика процесса в конце ХХ в. приобрела противоположный вектор. На Южном Кавказе возникли три суверенных (Азербайджан, Армения и Грузия), а также три непризнанных государства (Абхазия, Нагорный Карабах и Южная Осетия). Северный Кавказ получил статус приграничного региона на южном направлении внешних интересов России, которое ныне можно рассматривать в качестве главного источника потенциальной угрозы безопасности страны в связи с активизацией в макрорегионе геополитических усилий мировых центров силы, региональных государств, негосударственных и неправительственных акторов геополитики. Государства Южного Кавказа, как и прежде, выступают, скорее, не как субъекты, но в качестве объектов геополитики более мощных внешних сил. Другим фактором, повлиявшим на повышение роли Кавказа для безопасности России, является его выгодное географическое положение как района добычи и транспортировки нефти и газа из новых месторождений на Каспийском море и в Центральной Азии.

В целом, развал Советского Союза и отход России на север привели к нарушению исторически сложившегося в Х1Х-ХХ вв. геополитического и стратегического равновесия в Кавказском регионе. Здесь возникла во многом качественно новая геополитическая ситуация, неблагоприятная по ряду параметров для национальных интересов и безопасности России. Государства Южного Кавказа - Азербайджан, Армения и Грузия - перешли в сферу внешней геополитики России, республики Северного Кавказа остались в лоне внутренней, региональной геополитики Москвы.

Северный Кавказ выступает сложившимся социальноэкономическим и историко-культурным регионом в течение уже более ста лет. Он включен в систему трансрегиональных этнополитических отношений, происходящие здесь процессы оказывают воздействие не только на региональную, но и общероссийскую и кавказскую социальнополитическую ситуацию, включая проблему национальной безопасности.

Северо-Кавказский регион представляет собой наиболее полиэт-ничный район России со сложным этноконфессиональным составом населения, различными по типу субъектами Российской Федерации: 7 республик, 2 края, 1 область. Этнизация политического пространства и государственного аппарата республик на Северном Кавказе, обострение борьбы религиозного традиционализма, фундаментализма и модерниза-ционных процессов, ослабление федеральной власти в 90-е гг. обострили проблемы национальной безопасности. Резкая актуализация в этот

период конфликтного потенциала в регионе (прежде всего, чеченский кризис) усилила здесь позиции сепаратистских сил. Ситуацию осложняют многочисленные конфликтогенные факторы. Они усиливаются геополитическим положением Северного Кавказа и фактором внешнего влияния. США и их союзники в Европе выступают за ограничение российского суверенитета и введение международных контингентов в Чечню и другие республики Северного Кавказа, проблемы которых созданы якобы самим правительством РФ1. Крайне обостряет ситуацию на Северном Кавказе деятельность международных экстремистских групп, нацеленная на выведение отдельных регионов из-под юрисдикции России с целью получения доступа к природным ресурсам и транспортным коридорам.

Частичный уход России с Кавказа (из Южного Кавказа) не стал благом для народов региона. Истекшее пятнадцатилетие отмечено кровопролитными междуусобицами и войнами, посеявшими на Южном Кавказе семена раздора и вражды на многие годы вперед. Сорваны с обжитых мест десятки и сотни тысяч людей, превратившихся в беженцев, мигрантов или вынужденных переселенцев; оказались разрушенными наработанные экономические связи.

Среди мировых центров силы, определяющих новый вектор развития геополитического процесса в регионе, прежде всего, следует назвать исторических геополитических соперников: Россию и Запад (США, Евросоюз, НАТО). Однако главными акторами кавказской геополитики сегодня, безусловно, выступают Россия и Соединенные Штаты. Для Америки определение стратегической инициативы в этом регионе мира означает сохранение своего глобального лидерства. Для России участие в ближневосточно-каспийских проектах является шансом сохранения себя в Истории: если не в статусе великой империи, то хотя бы в качестве ведущей региональной державы. Роль Евросоюза, хотя и становится здесь все более значимой, все же значительно ниже возможностей РФ и США. Что касается НАТО, то эта организация по-прежнему выступает в качестве военно-политической связки между Европой и Америкой, где главную роль играет Вашингтон (попутно отметим, что большинство европейских членов НАТО одновременно входят в ЕС). В этой связи ситуацию на Кавказе, как и в период после завершения Второй мировой войны, можно рассматривать с точки зрения геополитического противоборства двух главных субъектов - России и США.

Растущая вовлеченность Запада в политические процессы на Южном Кавказе не может не вызывать обоснованного беспокойства России. Речь идет о том, что его присутствие стимулирует конфликтность и процессы милитаризации в регионе. Усиление военного присутствия США, ведение разведки с сопредельных территорий Южного Кавказа (ЮК) сопровождаются разыгрыванием «политических карт» - в Чечне и ряде других регионов РФ.

В списке американских внешнеполитических приоритетов Кавказ занимает весомое, но далеко не самое важное место. Значительно актуальнее для США проблема ближневосточного урегулирования, сердцевиной которого выступает палестино-израильский конфликт, ситуация в Ираке и Афганистане. Поэтому коренное переустройство Кавказа может начаться лишь после претворения в жизнь американского проекта «Большого Ближнего Востока». Хотя после оккупации Ирака США получили больше возможностей вмешиваться в ситуацию на Кавказе, американцы пока не могут проявлять большую активность на кавказском направлении. Администрация Буша слишком связана решением иракской и иранской проблем, других вопросов, чтобы пойти, к примеру, на прямое военное вмешательство в Абхазии и Южной Осетии, что означало бы неминуемую конфронтацию с Россией. Поэтому официальный Вашингтон пока избегает прямой конфронтации с Россией в данном регионе. Для ограничения роли России и ее последующего полного вытеснения с Кавказа американское руководство использует своих местных союзников, которым оказывается политическая и финансовая поддержка.

Контуры будущего переустройства Кавказа по-американски уже отчетливо вырисовались. Главной задачей США и их союзников по НАТО является интеграция трех южнокавказских республик в евроатлантическое сообщество и, таким образом, полное прекращение сохраняющихся рудиментов «российской монополии» на Кавказе. При этом вступление государств ЮК в состав ЕС не предусматривается даже теоретически и главным инструментом такой интеграции должен стать военный блок НАТО. По мнению администрации США, Кавказ должен стать следующим этапом расширения альянса, и наилучшим вариантом считается одновременное вступление в НАТО Азербайджана, Армении и Грузии. Подобная перспектива горячо поддерживается официальным Тбилиси и с определенными оговорками Баку, который требует до этого обеспечить вывод войск Армении из Нагорного Карабаха и других «оккупированных» территорий и возвратить их под контроль азербайджанского правительства. России при этом отводится весьма скромная роль в грядущем переустройстве Кавказа. Как подчеркивают американские политики и эксперты, решение имеющихся проблем ЮК при посредничестве Российской Федерации невозможно в принципе, так как РФ все еще больна авторитаризмом и имперскими амбициями. По мнению некоторых отечественных экспертов, подобная позиция диктуется не заботой о демократии, а негативным отношением Запада к нежелательному с его точки зрения усилению России1.

Глобальная политика США подкрепляется концептуально важными документами. Так, в новой «Стратегии национальной безопасности США», одобренной американским конгрессом в 2006 г., целью политики Соединенных Штатов провозглашается «обеспечение безопасного досту-

1 Крылов А.Б. Проблема не в Саакашвили // http://www.novopol.ru/article 11895.html

па к ключевым районам мира, стратегическим коммуникациям и глобальным ресурсам», а средством обеспечения такого доступа могут служить превентивные удары по любой стране мира. Впечатляют суммы, выделяемые военному ведомству США (млрд. долл.): 2005 г. - 400,1; 2006 -419,3; 2007 - 443,1; 2008 - 462,4; 2009 - 482,0; 2010 - 492, 1; 2011 -502,3.

Соединенные Штаты обеспечили себе центральную роль в строительстве вооруженных сил Грузии, запустив в мае 2002 г. программу по их оснащению и обучению стоимостью в 64 миллиона долларов, призванную усилить возможности грузинских военных, как было заявлено, по борьбе с терроризмом и снять напряженность между Тбилиси и Москвой в связи с присутствием чеченских боевиков в Панкисском ущелье. При этом рост военных расходов в Грузии в последние годы носит беспрецедентный характер.

21 марта 2003 г. грузинский парламент ратифицировал соглашение о сотрудничестве в военной области. Оно предусматривает, что на территории Грузии американским военным предоставляются следующие права и привилегии:

- беспаспортный и безвизовый режим пребывания на территории Грузии, освобождение от всех видов налогов и сборов, свободное ношение оружия;

- полный дипломатический иммунитет для всех военнослужащих: в случае совершения преступлений военнослужащие США не подпадают под грузинскую юрисдикцию, не могут быть переданы ни в международный трибунал, ни в какую-либо другую международную организацию или страну, а будут отвечать за содеянное у себя дома по американским законам;

- контракты на приобретение товаров, услуг и на строительство объектов Пентагон заключает в Грузии в соответствии с американским законодательством. Ввоз и вывоз домашних вещей и других товаров военным и гражданским персоналом ВС США не облагается таможенной пошлиной;

- переброска любой американской военной техники на грузинскую территорию осуществляется по первому требованию командования вооруженных сил США, которое пользуется полной свободой в ее дальнейшей передислокации1.

Данное соглашение позволяет США разместить в Грузии оружие любого типа, что серьезно нарушает баланс сил в регионе и создает угрозу международной безопасности. Оно заложило правовую базу для развертывания в случае необходимости на территории Грузии вооруженных сил США. Американские специалисты уже активно изучают возможность использования военно-воздушных баз в Вазиани и Марнеули в во-

енных целях. Иными словами, частью общей стратегии Вашингтона в регионе стал курс на превращение Грузии в «кавказский авианосец США»1.

В настоящее время Грузия превращена собственным правительством в государство с ограниченным суверенитетом и в заложника трудно прогнозируемых глобальных политических изменений. В ближайшей перспективе рассчитывать на изменение нынешнего антироссийского курса Тбилиси не приходится, так как умеренные (а тем более - пророссийские) силы в грузинской политической элите практически отсутствуют. Во многом благодаря отказу тбилисского руководства от самостоятельной внутренней и внешней политики перспективы развития ситуации в Грузии и на Кавказе в целом теперь во многом зависят от политики внешних по отношению к региону игроков - прежде всего США.

На территории Азербайджана американцы намерены использовать авиабазы «Насосная» и «Кюрдамир», а также международный аэропорт в Баку. Вашингтон пообещал выделить этой республике 10 миллионов долларов для усиления охраны границ, совершенствования инфраструктуры связи и помощи его правительству в проведении операций, направленных на борьбу с «распространением оружия массового поражения»2. Кроме того, администрация Буша стала инициатором проведения серии совместных учений в Каспийском море, призванных подготовить азербайджанские ВМС к защите морских нефтепромыслов. Представители Пентагона начали с Баку переговоры о разработке масштабной совместной программы в области обучения войск и подняли вопрос о возможно-

о

сти создания военных баз в этой стране3.

В настоящее время США настойчиво стремятся реализовать в Азербайджане программу «Каспийский страж». Согласно ей планируется формирование отрядов специального назначения и сети полицейских сил, способных оперативно реагировать как на атаки террористов на нефтепроводы, так и на любые чрезвычайные обстоятельства в прикаспийских странах. Командный центр программы «Страж», оснащенный новейшими радарными установками, предполагается разместить в Баку, и в ареал его ответственности будет входить вся каспийская зона4.

США также предполагают разместить воинский контингент в 15 тыс. военнослужащих для охраны нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. При этом игнорируется тот факт, что в Азербайджане принят закон о национальной безопасности, который запрещает размещение на территории страны иностранных военных баз. Поэтому будущие базы называют термином «временно размещенные мобильные силы». При этом под угрозой закрытия оказывается единственный оставшийся в стране российский военный объект - Габалинская РЛС. В то же время, на севере и юге

1 Там же. С. 15.

Берман И. Центральная Азия и Кавказ: новое поле боя // http://www.inosmi.ru. 2005. 28 марта.

3 Там же.

4 Гордиенко А., Мамедов С., Иванов В., Мухин В. Застолбили Каспий // Независимая газета. 2005. 15 апр.

Азербайджана в 2006 г. построены и уже действуют две американские РЛС.

Для возможного нанесения воздушных ударов по Ирану с территории Азербайджана могут быть использованы аэродромы: Гала (Апше-рон), Баку-Бина, Сумгаит (Насосный), Гарачала (Сальян), Лянкяран, Кур-дамир, Евлах, Гянджа, Далляр, Нахиджеван, которые реконструированы американцами.

В сфере международной политики Армения, в отличие от соседней Грузии, отказалась проводить однозначно проамериканскую политику. Принцип комплиментаризма предусматривает обеспечение «равновесного положения» между различными военно-политическими блоками, чьи интересы непосредственно касаются кавказского макрорегиона. В реальности же Ереван проводит пророссийскую политику, так как она в наибольшей степени отвечает государственным интересам Армении на современном этапе. Вашингтон демонстрирует все возрастающее раздражение тесным сотрудничеством между Арменией и Россией, сотрудничеством Армении с Белоруссией в военно-технической области, а также интенсивным развитием армяно-иранских отношений.

По информации посольства США в Ереване, за годы независимости США предоставили Армении в качестве финансовой помощи около полутора миллиардов долларов. Еще недавно Армения была второй после Израиля страной, получающей от Америки наибольшую помощь на душу населения. Однако в настоящее время Вашингтон демонстрирует свое охлаждение к Еревану и дает понять, что перспектива отношений зависит от степени поддержки, которую готова оказать Армения американской политики в регионе1.

Тем не менее, Соединенные Штаты пытаются наладить контакт с Арменией. В апреле 2004 г. администрация Буша заключила с Ереваном соглашение о развитии военного сотрудничества, а затем представители американского правительства начали предварительные переговоры о возможности проведения совместных учений2.

Главным недостатком политики России на Кавказе в постсоветский период является ее очевидная вялость и пассивность. По мнению некоторых западных политологов, Россия все еще находится на распутье, пытаясь определить свое место в мире и свои интересы, «российские действия в регионе нельзя рассматривать как политику, потому что они непоследовательны и инициированы разными политическими силами»3. Действительно, зачастую реагирование на проблемы и угрозы происходило уже после того, как они появлялись (часто его не было вовсе). В результате у внешних по отношению к региону игроков и их местных союзников была возможность проводить здесь политику, которая противоречит государственным интересам России и направлена на ее вытеснение

1 Крылов А.Б. Нагорный Карабах в геополитическом контексте XXI века. С. 52

2 “Armenia, U.S. Discuss Military Cooperation”, RFE/RL Newsline. 2004. April 27.

3 Фредерик Кунэ. НАТО и Южный Кавказ. Тбилиси, 2003. С. 25.

не только с Южного, но и с Северного Кавказа. Забюрократизированный механизм российской власти и недостаточная координация действий различных ведомств не позволяют быстро и адекватно реагировать на действия внешних сил, которые имеют по отношению к России скоординированный, наступательный и разнообразный по своим формам характер.

Между Российской Федерацией и Азербайджаном дипломатические отношения были установлены 4 апреля 1992 г., и с того времени двустороннее сотрудничество обрело прочную правовую основу. Оно базируется на более чем 80 межгосударственных и межправительственных договорах и соглашениях. Так, в январе в Баку была подписана декларация о принципах обеспечения безопасности и развития сотрудничества на Кавказе.

Важным направлением взаимодействия двух стран является и экономическое сотрудничество. В частности, в январе 2002 г. в Москве был заключен Договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 г. Россия занимает лидирующие позиции во внешней торговле Азербайджана, предприятия которого осуществляют прямые торгово-экономические связи с 79 регионами Российской Федерации. Благодаря развитию межрегиональных связей в последнее время почти в четыре раза увеличился экспорт из России в Азербайджан автомобильной продукции, более чем в два раза расширились поставки нефтепромыслового оборудования и строительной продукции. В Азербайджане работает более 300 российских компаний. Среди них - Международная группа компаний «Итера» и «Газэкспорт», которые занимаются поставками природного газа в Азербайджан. Особо перспективным направлением российско-азербайджанского экономического сотрудничества выступает нефтяной сектор, в азербайджанскую нефтегазовую промышленность плотно интегрированы некоторые российские нефтяные компании, прежде всего «Лукойл», не уступающий таким зарубежным компаниям, как ВР и «Амо-ко». Важным моментом в вопросах освоения нефтяных ресурсов Каспия стало подписание 23 сентября 2002 г. двустороннего соглашения «О разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря»1.

После прихода к власти в Азербайджане в 2003 г. Ильхама Алиева были созданы особо комфортные условия для российских инвестиций в экономику Азербайджана. Товарооборот между двумя странами заметно вырос: в 2003 г. он составил 531,8 млн. долл., в 2004 г. - около 8000 млн. долл. В течение двух-трех лет стороны намерены довести уровень товарооборота до 1 млрд. долларов2.

Кроме того, к экономическим факторам российско-азербайджанских отношений можно отнести и наличие в России многочисленной азербайджанской диаспоры (до 1,5 млн. человек), вносящей весомый вклад в бюджет Азербайджана (до 1/3) благодаря переводам денег из России.

1 Малышева Д.Б. Пределы влияния России в Закавказье // Южный фланг СНГ. Центральная Азия - Каспий - Кавказ: энергетика и политика / Под ред. А.В.Малыгина, М.М.Наринского. Вып.2. М., 2005. С. 300-301.

2 Крылов А.Б. Нагорный Карабах в геополитическом контексте XXI века. С. 37.

В области военно-технического сотрудничества решен вопрос о статусе Габалинской радиолокационной станции (РЛС «Дарьял»). Соглашение было подписано в январе 2002 г. В декабре 2003 г. стороны подписали меморандум о сотрудничестве в сфере высоких технологий, в частности в области освоения космоса.

Однако единственным реальным союзником России в регионе, безусловно, является Армения. Отношения между Россией и Арменией имеют характер взаимовыгодного стратегического партнерства. Россия стремится сохранить свое присутствие в Закавказье, для нее Армения является одним из важнейших звеньев обеспечения безопасности и единственным реальным союзником (за исключением непризнанных государств региона - Абхазии, Нагорного Карабаха и Южной Осетии - И.Д.) в данном регионе. Для находящейся в окружении недружественных Армении государств Россия остается главным гарантом национальной безопасности1.

Российско-армянские отношения строятся на прочном правовом фундаменте. Еще в 1991 г. с Арменией был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности, который был обновлен 29 августа 1997 г. и стал называться так: Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопонимании. В его рамках стороны обязались оказывать друг другу помощь в случае вооруженной агрессии третьих государств. Кроме того, существенно расширены связи в сферах экономики и культуры. Так, страны заключили Договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 г.

Россия занимает ведущее место по инвестициям в армянскую экономику. В республике действует около 600 предприятий с участием российского капитала - предприятия металлургии, химической промышленности, обработки алмазов, банки. Растет торговый оборот, хотя в общем объеме внешней торговли Армении Россия находится не на первом месте (его занимают страны Евросоюза). Армения практически полностью зависит от российских поставок энергоресурсов. Эта зависимость углубилась после того, как в марте 2003 г. Ереван передал России финансовое управление Мецаморской АЭС. Вместе с перешедшими во владение РАО «ЕЭС» 6 гидроэлектростанциями Армении (ГЭС Севано-Разданского каскада, Разданской тЭс и др.) Россия контролирует 90% энергетических мощностей Армении.

Важным фактором активизации российско-армянского торговоэкономического сотрудничества стало соглашение «имущество в счет долга»: в счет списания своего 100-миллионного долга республика передала ряд крупных государственных предприятий России, прежде всего в сфере энергетики и ВПК. В результате осуществления этого соглашения Россия превратилась в главного инвестора армянской экономики и обеспечивает до трети иностранных инвестиций2.

1 Крылов А.Б. Армения в современном мире. Рязань, 2004. С. 26.

2 Там же. С. 28.

Расположенная в Армении 102-я база российской армии продолжает оставаться самым крупным военным объектом РФ в Закавказье и позволяет гарантировать как государственную безопасность Армении, так и российское влияние в регионе. Кроме того, Ереван и Москва создали совместную систему ПВО и договорились о формировании коалиционных сил самообороны. Была создана группа «Армения» Федеральной погранслужбы РФ, которая обеспечивала охрану внешних границ республики с Ираном и Турцией. Постоянные совместные учения с дислоцированными на территории РА подразделениями ВС России играют важную роль в поддержании высокого уровня боевой подготовки армянской армии. Благодаря военному присутствию в Армении Россия получила определенную возможность влиять на политическую обстановку в этой стране и на многие политические и геополитические процессы на всем Кавказе.

В политической сфере обе страны продолжали развивать многосторонние и двусторонние связи в рамках СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности и в Евразийском экономическом сообществе (в этой организации РА имеет статус наблюдателя). Россия продолжает посреднические усилия по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха.

Грузия остается для России самым проблемным, неудобным и неоднозначным партнером на Южном Кавказе, наиболее антироссийски ориентированным государством в регионе, взявшем курс на всемерное укрепление отношений с Западом, интеграцию в его структуры.

В первой половине 90-х гг. российско-грузинские отношения развивались относительно благоприятно. В этот период Грузия подписала с Российской Федерацией ряд договоров и соглашений, дававших России широкие экономические и политические преимущества. Так, 3 февраля 1994 г. в Тбилиси вместе с договором о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (ратифицирован парламентом Грузии, чего так и не сделала Государственная Дума РФ) были подписаны документы, определявшие статус российских военнослужащих в Грузии: договор о сотрудничестве в военной области и соглашение о правовом статусе и финансовом обеспечении воинских формирований Вооруженных сил РФ, находящихся на территории Республики Грузия. Эти соглашения были дополнены подписанным 15 сентября 1995 г. российско-грузинским договором о размещении российских военных баз на грузинской территории. В соответствии с договором, Россия получила право иметь в Грузии четыре военные базы сроком на 25 лет: в Батуми, Гудауте, Вазиани и Ахалкалаки (район Джавахетии на грузино-армянской границе). Кроме того, российские пограничники брали на себя охрану грузино-турецкой границы. В Южной Осетии и Кодорском ущелье Абхазии находились подразделения российского миротворческого контингента1.

Однако постепенно межгосударственные отношения стали ухудшаться. Уже в 1996 г. в Тбилиси был принят закон об охране границы, согласно которому российские пограничники должны были покинуть рес-

1 Малышева Д.Б. Пределы влияния России в Закавказье. С. 304.

публику в течение 1997-1998 гг. 3 ноября 1998 г. Россия и Грузия подписывают межправительственное соглашение, предусматривавшее передачу охраны грузино-турецкой границы грузинским войскам, а в ноябре 1999 г. российские пограничники покинули Грузию.

В 1998 г. в России случился дефолт. С этого времени Запад резко активизировался в Грузии и во всем закавказском регионе. 17 ноября 1999 г. на саммите ОБСЕ в Стамбуле было подписано «Совместное соглашение Российской Федерации и Грузии». Оно стало официальным приложением к Договору о сокращении обычных вооружений в Европе. Соглашение установило дату вывода (до 1 июля 2001 г.) российских военных баз из Гудауты и Вазиани. К этому сроку они и были ликвидированы Россией. С тех пор камнем преткновения в российско-грузинских отношениях стали две другие базы России - в Батуми и Ахалкалаки. После падения пророссийского режима А.Абашидзе в Аджарии судьба базы в Батуми представляется решенной. Весьма вероятна досрочная ликвидация базы и в Ахалкалаки, особенно на фоне антироссийской истерии, взвинченной в Грузии осенью 2006 г.

Ситуацию осложняют и нерешенные конфликты Грузии с Абхазией и Южной Осетией. Несмотря на прежние широкие российско-грузинские экономические контакты, официальный Тбилиси надеется решить внутриполитические проблемы страны (прежде всего абхазскую и южноосетинскую) при помощи США и НАТО, от которых поступает масштабная поддержка в обучении и перевооружении частей грузинской армии и полиции.

Ставка на военно-силовые методы решения проблемы непризнанных государств, гонка вооружений и политика конфронтации с Россией обострили социально-экономическое проблемы Грузии. Согласно данным ООН и Всемирного банка, бывшая процветавшая советская Грузия превратилась в одно из беднейших государств, и по доходам на душу населения соседствует с самыми бедными странами третьего мира. В настоящее время 17% населения Грузии не имеет работы, причем за годы правления Саакашвили эта проблема еще более усугубилась. В результате усилился отток работоспособного населения. По официальным данным, население сократилось на 1,1 млн. человек, по данным оппозиции -более чем на 1,5 млн. Причем из Грузии уехала наиболее трудоспособная и активная часть граждан. Значительная часть населения страны продолжает выживать за счет своих родственников, которые работают в России. Объем ежегодных переводов из РФ в Грузию составляет не менее 1 миллиарда долларов, что вполне сравнимо с совокупной финансовой помощью со стороны США и стран ЕС1.

Как отмечалось, серьезно осложняют ситуацию «замороженные» конфликты между Грузией, с одной стороны, Абхазией и Южной Осетией, с другой. Нынешнее грузинское руководство стремится осложнить роль России как гаранта безопасности в зонах этих конфликтов. Данная роль

предполагает сохранение российского военного присутствия, что входит в противоречие с целями Вашингтона и Брюсселя, так как препятствует вытеснению России и наращиванию собственного, в том числе и военного присутствия на Кавказе.

Вместе с тем следует отметить, что и сама Россия в регионе ведет себя порой, в том числе и в настоящее время, вяло и непоследовательно. Пассивность российской политики на Южном Кавказе и делавшиеся грузинскому режиму уступки однозначно рассматриваются в регионе как проявление слабости России. Чем больше мягкости по отношению к Тбилиси проявляла Москва, тем более вызывающей и подчеркнуто антироссийской становилась грузинская политика. В результате Саакашвили и его покровителям удалось укрепить свою власть и возвратить контроль над Аджарией, добиться ускоренного вывода военных баз из Батуми и Ахалкалаки. После этого следует ожидать активизации действий с целью замены российских миротворческих сил в Абхазии и Южной Осетии войсками НАТО или союзных блоку государств, что создаст благоприятные условия для наращивания военного присутствия США и их союзников в регионе и для возврата непризнанных республик под власть Тбилиси силовым путем.

Бережной С.Е., сотрудник департамента по внутренней политике аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, к. полит. н.

ИСЛАМСКИЙ РАДИКАЛИЗМ НА СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ:

НА ПРИМЕРЕ МУСУЛЬМАНСКОГО СООБЩЕСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Первые объединения радикальных исламских фундаменталистов, появились на волне “исламского возрождения“ и практически сразу попали под плотную опеку со стороны международных исламистских организаций, многие из которых исповедовали достаточно радикальные взгляды и были связаны с террористическими структурами. Для жителей Чечни, где исламский фундаментализм активно навязывался как основа сепаратистской идеологии, иллюзии “шариатского правления“ рассеялись в 1996 - 1999 гг., во время существования так называемой Чеченской Республики Ичкерия. Однако к началу контртеррористической операции 1999 г. “джин уже был выпущен из бутылки“ и с середины 90 гг. эксперты с тревогой отмечали прогрессирующее распространение духа религиозной нетерпимости и радикализма среди верующих мусульман в большинстве регионов Южного федерального округа. Была замечена опасная тенденция к оформлению надэтнической ультрарадикальной идеологии, становящейся центром притяжения различных деструктивных сил, цели которых были неприемлемы для российской государственности. Массового

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.