Научная статья на тему 'Геополитические аспекты брикс'

Геополитические аспекты брикс Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1873
382
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геополитические аспекты брикс»

54 Подсчеты по данным статистики МВФ «World Economic Outlook Datebase». Oct. 2009. 18.12.2009. World-http://www.imf.org/extemal/pubs/ft/ weo/2009/02/weodata/weorept.aspx?sy=2003&ey=2008&scsm=l&ssd=l&sort=c ountry&ds=.&br=l&c=001&s=NGDPD&grp=l&a=l&pr.x=39&pr.y=7; China -http://www.imf.org/extemal/pubs/ft/weo/2009/02/weodata/weorept. aspx?sy=20 03&ey=2011&scsm=l&ssd=l&sort=country&ds=.&br=l&c=924&s=NGDPD& grp=0&a=&pr.x=29&pr.y= 10.

55 URL: http://russian.people.com.cn/31518/6875182.html.

56 hURL: ttp://russian.people.com.cn/31519/6680077.html.

57 См. напр.: http://russian.people.com.cn/31521/7336372.html; http://russ ian.people.com.cn/95181/6953964.html.

58 http://russian.people.com.cn/95181/7351626.html.

59 Речь Председателя Ху Цзиньтао на встрече руководителей стран БРИК // Жэньминь жибао он-лайн. 17.06.2009 // http://russian.people.com. cn/31519/6680077.html; Ян Цзечи о второй формальной встрече руководителей стран БРИК и участии в ней председателя КНР Ху Цзиньтао // http://russian.people.com.cn/31521/7336372.html.

60 URL: http://russian.people.com.cn/95181/7351626.html.

61 URL: http://russian.people.com.cn/31521/6678069.html.

62 Китай примет активное участие в саммите руководителей стран БРИК // Жэньминь жибао он-лайн. 20.05.2009. // http://russian.people.com. cn/31521/6661359.html; Диалог, сотрудничество и вклад БРИК. 15.06.2009. // http://russian.people.com.cn/95181/6678764.html.

63 Новые державы становятся важной силой, стимулирующей общее развитие мира // Жэньминь жибао он-лайн. 29.06.2009 // http://russian.peo ple.com.cn/95181/6688924.html.

64 Механизм сотрудничества благоприятствует развитию Африки. Министр международных отношений и сотрудничества ЮАР // http://russian. people.com.cn/31520/7354680.html.

65 URL: http://russian.news.cn/cliina/2011-01/03/c_13674522.htm.

С. В. Шарко'

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БРИКС

В настоящее время на мировой арене разворачиваются активные геополитические, геоэкономические и геостратегические процессы перераспределения ролей различных международных акторов. Все больше центр мировой политической активности смещается в АТР, вовлекая в свою орбиту государства других регионов (Латинскую Америку (JIA), Африку). Наиболее яркой иллюстрацией этих процессов служит образование БРИКС. БРИКС — это группа из пяти быстро развивающихся стран: России, Китая, Индии, Бразилии и Южно-Африканской Республики. Название «БРИК» (Бразилия—Россия—Индия—Китай) было впервые предложено Джимом О'Нейлом (Jim O'Neill), анаиитиком крупного американского банка Goldman Sachs в ноябре 2001 г. В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 г. группа стала называться БРИКС. На английском языке аббревиатура «BRIC» созвучна слову «brick» (в переводе — «кирпич»), В Китае слово «БРИКС» произносится как «Цзиньчжуань уго», что означает «золотой кирпич из пяти стран».

Структура БРИКС прошла несколько этапов развития. Налаживание политических взаимосвязей в рамках БРИК началось в сентябре 2006 г., когда во время 61-й сессии ООН в Нью-Йорке состоялась встреча министров иностранных дел че-

* Шарко Сергей Владимирович, к.полит.н., с.н.с. Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН.

тырех стран. Было проведено еще три — на уровне министров иностранных дел, включая полноформатную встречу в Екатеринбурге 16 июня 2009 г.

Первое короткое совещание глав стран БРИК прошло 9 июля 2008 г. в Тояко-Онсэн (Япония, Хоккайдо) после встречи «Большой восьмерки». Стороны договорились о проведении полномасштабного саммита в 2009 г. После этого министры финансов стран БРИК собирались еще дважды: в Сан-Паулу (Бразилия) 7 ноября 2008 г. и в Лондоне 13 марта 2009 г. Президент России Д.А. Медведев 29 мая 2009 г. принимал в Кремле представителей стран группы БРИК по вопросам безопасности (секретаря Совета Безопасности РФ Н. Патрушева, руководителя секретариата по стратегическим вопросам при президенте Федеративной Республики Бразилии Р. Мангабейра Унгера, советника премьер-министра Индии по национальной безопасности М. Келатх Нараянана и члена Госсовета КНР Дай Бинго)1.

Главы стран БРИК собрались на свой первый саммит 16 июня 2009 г. в Екатеринбурге. По итогам саммита было принято два заявления: Совместное заявление лидеров стран БРИК и Совместное заявление стран БРИК по глобаньной продовольственной безопасности.

Второй саммит БРИК прошел в Бразилиа (столице Бразилии) 15—16 апреля 2010 г. По его итогам был подписан ряд договоров, в том числе Меморандум о сотрудничестве между государственными финансовыми институтами развития и поддержки экспорта стран — членов БРИК. Сторонами также были затронуты вопросы преодоления последствий мирового экономического кризиса, создания нового международного финансового порядка.

Третий саммит состоялся 13—14 апреля 2011 г. в г. Санья провинции Хайнань (КНР). «Пятерка» обсуждала вопросы международных финансов и торговли и важнейшие темы мировой политики2. В Совместном заявлении пять стран БРИКС выразили крайнее недовольство действиями западной коалиции в Ливии. В ходе саммита стороны оценили ситуацию в Японии, затронули вопросы ядерной энергии, борьбы с терроризмом, а также проблему на Корейском полуострове.

Важной темой обсуждения стала ситуация в международной финансовой системе, что особенно символично в связи с участием всех пяти стран БРИКС в работе 020 («двадцатки»). На саммите было высказано мнение о необходимости даньнейшего пересмотра баланса голосов в руководящих органах международных финансовых институтов — Международном валютном фонде и Всемирном банке. Участники саммита также проявили готовность поддержать стремление России войти в ВТО.

БРИКС — это не просто механизм взаимодействия крупных государств, но уже и средство межконтинентаньного сотрудничества, охватывающее три континента — Евразию, Латинскую Америку и Африку. БРИКС становится новой общей площадкой дипломатической активности пяти стран-членов. Бразилия и Южно-Африканская Республика начинают играть все более заметную роль в международных отношениях, особенно в свете событий весны 2011 г. в Ливии. Россия, Китай, Индия, Бразилия выступили против войны в Ливии, Южная Африка также может присоединиться к этому общему голосу стран БРИК.

Перспективы БРИК(С) очень широкие, экономический по-тенциан огромен. На долю входящих в БРИК стран приходится 26 % территории Земли, 42 % (2,83 млрд чел.) населения планеты и 14,6 % мирового ВВП3. Вхождение ЮАР в эту структуру имеет не только экономическое, но и политическое значение, поскольку ЮАР — самая развитая на африканском континенте страна. ВВП ЮАР в 2008 г. составил 491 млрд долл. (26-е место в мире). Рост ВВП страны в течение ряда лет держатся на уровне 5 % годовых, но в 2008 г. в связи с кризисом он снизился до 3 %. Страна все еще не входит в число развитых стран мира, несмотря на то, что ее внутренний рынок активно расширяется. По данным МВФ, по паритету покупательной способности ЮАР занимает 78-е место в мире (Россия — 53-е), по данным Всемирного банка — 65-е, по данным ЦРУ — 85-е4.

Экономические успехи БРИКС, несомненно, усилят политический вес стран — членов этой структуры на мировой арене. Общеизвестно, что ЮАР — богатое ресурсами государство, Бразилия славится своей сельскохозяйственной продукцией, Россия является крупнейшим в мире экспортером энергоресурсов,

Индия предлагает дешевые интеллектуальные услуги, Китай обладает недорогими и многочисленными трудовыми ресурсами. На ЮАР приходится треть всего ВВП Африки южнее Сахары. Россия, Китай, Индия, Бразилия производят около 40 % пшеницы, 50 % свинины, более 30 % мяса птицы, 30 % говядины от соответствующих общемировых показателей. В странах БРИК сосредоточено 32 % пахотных земель всего мира5. По мнению Goldman Sachs, к 2050 г. экономики стран группы БРИКС по своему суммарному размеру превысят совокупный объем экономик самых богатых стран мира («Большой восьмерки»).

При этом нельзя отрицать, что в рамках БРИКС ныне складывается новая международная конфигурация, что свидетельствует о мощных внутренних процессах регионализации в АТР, вызревающих по обе стороны Тихого океана, включая JIA, а также затрагивающих африканский континент. В этой связи деятельность БРИКС имеет больше политическое значение. Не случайно руководители стран-участниц фокусируют внимание на важных аспектах мировой политики: так, в частности, они выразили озабоченность неспокойной ситуацией на Ближнем Востоке и в Африке. Члены БРИКС считают необходимым уважать независимость и суверенитет любой страны мира.

Россия и Китай вносят большой вклад в формирование более сбалансированной модели мироустройства. Эта модель многополярного мира предполагает наличие нескольких центров, выступающих в качестве самостоятельных зон развития и влияния. Одним из претендентов на эту роль становится БРИКС, в которой ключевыми игроками, на наш взгляд, выступают три крупнейшие континентаньные державы — Россия, Китай и Индия. На авансцену мировой политики в рамках БРИКС выходят новые государства, а именно: одна из авторитетнейших стран Латинской Америки — Бразилия, за которой стоит солидаризирующаяся с ней Венесуэла и другие развивающиеся латиноамериканские государства, а также одно из наиболее заметных государств африканского континента — ЮАР.

БРИКС, таким образом, становится одним из элементов формирующегося многополярного мира. Очертания евразий-ско-латиноамериканско-южноафриканского аньянса лишь толь-

ко просматриваются, но значимость регионаньных держав в решении глобальных проблем неуклонно растет, что выдвигает Россию, Китай, Индию, Бразилию и ЮАР на авансцену мировой политики. Перспективы нового центра интеграционных процессов обусловлены самостоятельностью политики не только БРИКС, но и ШОС. Обе группы уже сегодня выступают на мировой арене в качестве самоценных международно-правовых субъектов.

«Международное право все более вытесняется произволом политики силы, проводимой США и НАТО. Нет организованной и консолидированной силы, способной эффективно и оперативно сдерживать и нейтрализовать нарастание произвола в международных отношениях. Многие мощные развивающиеся страны занимают позиции самоограничения, отстраненности, надеются сохранить добрые отношения с гегемонистами и сторонниками позиции силы, так как зависят от них. Их собственная экономическая безопасность порождает элемент зависимости этих стран от состояния экономик крупных развивающихся стран (США от КНР)»6. Американские геополитики и стратеги тоже высказывают свое мнение: «Не исключено, что в какой-то момент мы столкнемся с коаницией, более четко направленной на США, возглавляемой Китаем в Восточной Азии и Индией и Россией в Евразии»7.

БРИКС — это расширенный формат БРИК. Екатеринбургский саммит БРИК проходил в преддверии ШОС, а саммит БРИКС в Санья проходил в преддверии БАФ (Боаоского азиатского форума). То есть идут новые интеграционные процессы, геополитические перестановки, что свидетельствует о возрастании роли ШОС, БРИКС, БАФ. В частности, в исследованиях авторитетных российских ученых говорится о перспективах развития этих организаций: «Институциональное усиление и расширение ШОС за счет вступления в постоянные члены Организации одного из ведущих государств — Индии и принятия на освободившееся место Индии в институт наблюдателей или в партнеры по диалогу ШОС Украины. Подобное расширение превратило бы Организацию в одну из самых влиятельных системообразующих структур в мире. Функционаньно и политиче-

ски Организация могла бы стать гарантом глобальной финансово-экономической безопасности, развития, модернизации и стабильности в АТР, Евразии и Южной Азии. В таком формате Организация могла бы проводить свою независимую валютную, энергетическую, гуманитарную политику, не нарушая сложившегося баланса отношений с США и другими крупными державами, не входящими в ШОС и РИК»8.

Екатеринбургский саммит БРИК и ШОС 2009 г. очертил новую конфигурацию многополярного мира, а в 2011 г. совместное проведение встреч БРИКС и БАФ в Китае стало еще одним свидетельством этому. Расширение состава БРИК(С) (с включением ЮАР) в свою очередь имело международно-поли-тический резонанс. К китайской провинции Хайнань было приковано внимание мировой общественности не столько из-за очередной встречи Боаоского азиатского форума, сколько по причине проведения третьего саммита БРИКС.

Можно напомнить, что БАФ создан в 2001 г. и уже прошел 10-летний путь развития. Он играет важную роль в достижении взаимодействия и взаимопонимания в Азии и в усилении ее голоса в мире. В настоящее время форум стал одной из главных площадок обсуждения проблем развития Азиатского континента. Он становится центром внимания крупных мировых держав.

Главная тема БАФ 2011 г. — «Инклюзивное развитие: совместный регламент и новые вызовы». На церемонии открытия БАФ председатель КНР Ху Цзиньтао выступил с речью, в которой подчеркнул, что прошедшие 10 лет ознаменовались для Азии быстрыми темпами экономического развития, интенсивным ростом регионального сотрудничества и укреплением международного авторитета континента. Азиатские страны первыми начали восстанавливаться от удара всемирного экономического кризиса, что стало стимулом для оживления мировой экономики. Председатель КНР подчеркнул, что стимулировать совместное развитие и строить гармоничную Азию сообща — это общая цель государств БАФ. Ху Цзиньтао высказал несколько предложений: во-первых, необходимо уважать многообразие культур и цивилизаций, укреплять дружбу и добрососедство; во-вторых, изменить модель экономического развития, улучшить качество

научных инноваций, стимулировать всестороннее развитие, сбалансировать внутренние и внешние потребности; в-третьих, усилить координацию, совместно искать новые пути развития и отвечать на новые вызовы; в-четвертых, усилить совместную безопасность, находить общее, несмотря на имеющиеся различия, разрешать противоречия путем дианога и координации усилий; в-пятых, углублять региональное сотрудничество согласно принципам взаимной выгоды и обоюдного выигрыша9.

Китай рассматривает Азию как приоритетное направление своей внешней политики, будет продолжать непрерывно укреплять добрососедские отношения, взаимовыгодное сотрудничество и партнерство с азиатскими странами. Поэтому Ху Цзиньтао подчеркнул: «За 10 лет Китай углубил дружбу и добрососедство с азиатскими странами, принял широкое участие в региональном сотрудничестве, почти с каждым государством Азии построил различные по форме партнерские отношения, стал самым крупным партнером многих азиатских стран и крупнейшим экспортным рынком. В 2010 г. общий объем торговли Китая с азиатскими странами достиг 931,6 млрд долларов»10.

Президент России Д.А. Медведев на открытии саммита БАФ особо отметил, что успешное инклюзивное развитие возможно только в условиях демократических и справедливых международных отношений, причем отношений не только политических, но и экономических, а одним из наиболее важных шагов для создания таких условий является реформирование глобальной финансовой системы11.

Президент ЮАР Дж. Зума высказал мысль о том, что экономический подъем развивающихся стран стал очевидным, хотя это вызвано тревогу у некоторых стран. Поэтому развивающиеся страны должны объединить усилия для того, чтобы использовать все открывающиеся возможности и активизировать сотрудничество в таких сферах, как продолжительное развитие, климатические изменения, энергетическая безопасность, торговля и финансы и т. д.12

БРИКС — это дополнительная возможность для развития отношений внутри треугольника «Россия—Китай—Индия». БРИКС носит межконтинентальный характер. Председатель

КНР Ху Цзиньтао в своем выступлении на третьем саммите БРИКС подчеркнул: «Практика свидетельствует, что сотрудничество стран БРИКС не только благоприятно для социально-экономического развития наших пяти государств, но и благоприятно для развития и мира во всем мире. Наше сотрудничество открытое, прозрачное, цель — реанизовать общую выгоду, общее развитие. Мы должны продолжать твердо защищать общие интересы стран БРИКС, усиливать координацию в международной экономической финансовой сфере, укреплять место и роль развивающихся стран и стран с развивающейся экономикой в глобальном экономическом управлении. Мы должны продолжать углублять деловое сотрудничество, активно выявлять потенциал сотрудничества в торгово-экономической сфере, здравоохранении и других сферах, стимулировать результативность, эффективность в каждой сфере сотрудничества, в дальнейшем усиливать социально-экономическую базу сотрудничества стран БРИКС»13. Ху Цзиньтао обрисован контуры новой внешнеполитической концепции Китая: «Китай продолжит высоко держать знамя “мира, развития и сотрудничества”, твердо стоять на мирной дипломатической политике независимости и суверенитета, никогда не сходить с пути мирного развития, открытой стратегии взаимного успеха»14. В последнее время наблюдается эволюция китайских внешнеполитических концепций: от «мирного возвышения» к «гармоничному развитию», от «социальной гармонии» к стратегии мира, развития, сотрудничества.

Но все же пока БРИКС — только символ стремления государств, входящих в него, к интеграции, к созданию противовеса политике НАТО и США. До реального хозяйственного взаимодействия всех, столь экономически разных стран еще далеко. Формирование БРИКС ныне в большей степени способствует повышению политического авторитета пяти стран-участниц в их собственных глазах.

Тем не менее, политический резонанс саммитов БРИКС огромен. В контексте совместного проведения екатеринбургских саммитов ШОС и БРИК в 2009 г. в экспертном сообществе высказываются мнения о возможности интеграции двух структур, подобно слиянию ОЦАС (Организация «Центральноазиатское

сотрудничество») и ЕврАзЭС15, окончательное объединение которых было завершено на саммите ЕврАзЭС в Минске 23 июля 2006 г., где параллельно решался вопрос об укреплении взаимодействия ЕврАзЭС с ОДКБ.

Совместное проведение саммитов БРИКС и БАФ дает дополнительные аргументы в пользу осуществления новых интеграционных слияний. Третий саммит БРИКС, на котором ЮАР официально была принята в члены сообщества, ознаменован новую фазу в мировых геополитических, геоэкономических и геостратегических процессах, прежде всего в АТР. На авансцену мировой политики выходят бурно развивающиеся страны, такие, как Россия, Китай, Индия, Бразилия, ЮАР. В перспективе к БРИКС возможно подключение и других солидаризирующихся с этой структурой стран Евразии, Латинской Америки и Африки.

Примечания

1 URL: http:// archive.kremlm.ru/text/themes2009/05/216980.shtml.

2 Блинов А. Мягкая сила БРИКС // Независимая газета. 25.04.2011 // http://www.ng.ru/courier/2011-04-25/9_briks.html.

3 Страны БРИК намерены увеличить взаимный сельхозтоварооборот между странами // РБК. 26.03.2010. // http://www.rbc.ru/rbcfreenews/201003 26153934.shtml.

4 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.

5 Там же.

6 Титаренко М.Л. О роли и значении отношений между РФ и КНР в контексте основных особенностей современной международной обстановке // Проблемы Дальнего Востока. 2010. № 1. С. 8.

1 Бжезинский Збигнев. Еще один шанс. Три президента и кризис американской сверхдержавы. М.: МО, 2010. С. 182.

8 Лузянин С.Г. ШОС: проблемы безопасности и перспективы сотрудничества в Евразии // Проблемы Дальнего Востока. 2011. № 1. С. 11.

9 Ху Цзиныпао. Содействие общему развитию и совместное построение гармоничной Азии. Боао, Хайнань (КНР). 15.04.2011. // http://www.fmprc. gov.cn/clm/pds/ziliao/zyjh/t815668.htm.

10 Там же.

11 иЯЬ: http://special.kremlin.ru/news/10944.

12 иЯЬ: http://russian.cri.cn/841/2011/04/15/ls378497.htm.

13 Речь Ху Цзиньтао на третьем саммите БРИКС. Санья:, Хайнань (КНР). 14.04.2011 //http://www.fmprc.gov.cn/clm/pds/ziliao/zyjh/t8 15150.htm.

14 Там же.

15 ОЦАС плюс ЕврАзЭС — кто следующий? // Саге1а.къ. 12.10.2005 // http://articles.gazeta.kz/art.asp?aid=65901.

А. В. Болят ко'

ОТНОШЕНИЯ КНР—США: ПЕРЕЛОМНЫЙ ПЕРИОД?

С приходом к власти в США администрации Барака Обамы Вашингтону пришлось пересматривать различные аспекты своей внешней политики, как на восточном, так и на западном направлении. На Востоке действия предыдущей администрации не могли не вызвать острой критики азиатских стран, в первую очередь Китая, который рассматривал их как проявления стратегии окружения и сдерживания Китая. Главным образом это относится к политике Вашингтона в Северо-Восточной Азии в области безопасности, которая заключалась в планах размещения в западной части Тихого океана нескольких дополнительных крупных авианосных групп и постоянного базирования здесь основной части своих подводных ракетоносцев; в создании в регионе системы ПРО ТВД с включением в зону ее действия Тайваня; в согласии Вашингтона на официальное признание ядерного статуса Индии и снятии ограничений на продажу ей ядерных материалов и технологий.

Предложения по внесению изменений во внешнеполитический курс США в Северо-Восточной Азии высказывались многими американскими политологами, в частности 3. Бжезин-ским и Г. Киссинджером, которые призывали руководство Соединенных Штатов к выстраиванию особых отношений все-

* Болятко Анатолий Викторович, д.воен.н, проф., г.н.с. Центра стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС ИДВ РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.