Научная статья на тему 'Геометрия приходит на помощь менеджерам'

Геометрия приходит на помощь менеджерам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТИПОЛОГИЯ / ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / HUMAN CAPACITY / TYPOLOGY / AND THE GEOMETRIC ORIENTATION / HUMAN RESOURCEPOLICIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караваев Владимир Александрович

Данная стать рассматривает, актуальный в настоящее время, вопрос управления человеческим потенциалом и его роль в менеджменте организации. В статье выделены типологические аспекты, позволяющие менеджерам предприятий принимать более обоснованные управленческие и кадровые решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geometry comes to the aid managers

This article examines the current at the moment, the question of management of human potential and its role in the management of the organization. The article highlighted the typological aspects, allowing managers of enterprises to make more informed management and personnel decisions

Текст научной работы на тему «Геометрия приходит на помощь менеджерам»

УДК331.446.4 ГЕОМЕТРИЯ ПРИХОДИТ НА ПОМОЩЬ МЕНЕДЖЕРАМ

Караваев Владимир Александрович

Муромский институт (филиал) Владимирского государственного университета имени Александра Г ригорьевича и Николая Г ригорьевича Столетовых Соискатель кафедры менеджмента e-mail: wkaravaev@rambler.ru

Аннотация. Данная стать рассматривает, актуальный в настоящее время, вопрос управления человеческим потенциалом и его роль в менеджменте организации. В статье выделены типологические аспекты, позволяющие менеджерам предприятий принимать более обоснованные управленческие и кадровые решения.

Ключевые слова: человеческий потенциал, типология, геометрическая ориентация, кадровая политика.

Условия современных развивающихся рыночных отношений накладывают свой отпечаток на важнейшую функцию руководителей предприятия -управление человеческим потенциалом.

Управление человеческим ресурсом по-прежнему остается самым слабым звеном в системе общего управления организацией. Это обстоятельство тормозит и не позволяет выстраивать эффективную систему управления предприятием, становится «камнем преткновения» на пути инновационного и стратегического развития.

Управление производством и финансами, маркетинговая политика остается в приоритетных направлениях у руководства большинства отечественных предприятий, при этом недооценивается важнейшая сфера управления предприятия - управление человеческими ресурсами.

Сегодня задачей исследователей становится более глубокий анализ известных способов и нахождение новых подходов влияющих на процессы перестройки общественного сознания и экономического мышления в системе управления организации, определение в области системы эффективного управления методологических и теоретических аспектов принятия результативных кадровых решений.

Исследования делового поведения личности давно являются объектом пристального внимания многих ученых. Труды С. Деллингера представляют зарубежные научные изыскания в этой области. В отечественной практике его методика была адаптирована А.А.Алексеевым и Л.А.Громовой.

Результатом их научного труда стала методика, предложенная в книге «Психогеометрия для менеджеров» [1].

Согласно концепции их методики, каждого человека можно ранжировать по тому, какую фигуру из пяти, он выберет: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг или зигзаг. Каждая фигура определяет индивидуальные особенности индивида, которые характеризуют его типологию. Эффективность этой методики оценивается экспертами очень высоко. Порядка 85% опрашиваемых, выбирая предпочтительные фигуры, точно отражают свой поведенческий тип.

Геометрические предпочтения работника, ориентированные на «квадрат». Такие индивиды предрасположены детально воспринимать задания, вникая во все мелочи и нюансы. Предпочитают планировать свое рабочее время, руководствоваться инструкциями, действовать строго по заданию, заранее определенному руководителем. Их отличает аккуратность, практичность, рациональность, осторожность и трудолюбие. Результат выполненного им задания будет с минимальными отклонениями от ожиданий руководителя.

Руководитель, идентифицированный по «квадратной» геометрической ориентации часто использует выражения, построенные на фразе: «Я должен», демонстрируя дружественный тип коммуникативного поведения.

Геометрические предпочтения работника, ориентированные на «треугольник» идентифицируют предрасположенность к лидерству. Их

отличает честолюбие, заряженность на победу и достижение успеха в любом деле за которое они берутся. Их способности ориентированы на быстрое понимание сути проблемы, уверенные действия и решительность, напористость и энергичность. Наибольший успех достигается в проработке вопросов, предполагающих большой диапазон возможных решений. Такой работник быстро найдет отправные точки правильного решения и выйдет на главное.

Индивида с «треугольной» геометрической ориентацией можно распознать по «запуску решений» в форме волевых заявлений: «Мне надо!», «Я решил!», «Будет так!», определяет подчиняющий тип коммуникативного поведения.

Работник, предпочитающий «прямоугольник», ориентирован на

переживания неопределенности своего положения. Его отличает

переменчивость, непоследовательность действий, неуверенность в себе, нервозность и импульсивность. Сильная сосредоточенность на своих

переживаниях может привести к рассеянности, излишней доверчивости, отсутствию пунктуальности. Все эти признаки показывают, что работника с «прямоугольной» ориентацией, трудно сосредоточить на выполнение задания, если оно не покажется ему интересным в плане познания своих возможностей и приобретения ценного опыта.

Руководитель с «прямоугольной» геометрической ориентацией производит «запуск решения» в зависимости от обстоятельств в форме заявлений: «Я хотел бы...», определяя скептический тип коммуникативного поведения, ориентированный, в большей степени, на исполнение. Руководители такого типа любят детально инструктировать, разъяснять схему возможного развертывания событий, предупреждать о местах возможного отклонения или сбоя.

Работник выбирающий «круг» чаще приятен в общении, легко находит контакты с людьми, могут выслушать и дать правильный совет, так как хорошо понимают других. Их «конек» - это хорошие отношения со всеми, будь-то коллегами и просто окружающими, они всегда могут помочь в нужную минуту. Они естественны в своих поступках, знают и учитывают мнение своих коллег в решении многих вопросов, хорошо справляются с заданиями руководителя.

Руководитель с геометрической ориентацией на «круг» сопровождает свои решения высказываниями: «Мы можем»; «Нам надо»; «Мы должны»,

определяя компромиссный тип коммуникативного поведения.

Индивиды, выбирающие «зигзаг», склонны к частым изменениям, предрасположены к новому повороту событий, могут находить необычные решения проблемы. Очень часто они непрактичны, непостоянны и недисциплинированны, живут, больше опираясь на чувства и интуицию, нежели разум. Они склонны выполнять только то, что их действительно «захватит», в этом случае результат решения поставленной задачи, будет оригинален.

Решения руководителя с «зигзагообразной» геометрической ориентацией носят спонтанный характер, выражаются высказываниями: «Я сам знаю», определяя конфликтный тип коммуникативного поведения.

В передаче управленческого решения он чаще всего ориентирован на работников. Любит обговаривать исполнение решений с сотрудниками, избегая команд, приказов, распоряжений. Решения передает в форме делового совета, просьбы, рекомендации и, как правило, в устной форме. Зная и учитывая мнение сотрудников, может легко, в нужный момент, скорректировать управленческое решение в их интересах.

Все фигурные расшифровки совмещаются, так или иначе, в каждом работнике, являясь факторами делового поведения. Знание руководителем этих факторов будет полезной информацией, для того что бы избежать многих конфликтных ситуаций, которые способны образоваться, к примеру, в противоборстве интересов индивидов с «квадратной» и «зигзагообразной» предрасположенностью. Однако психологическая несовместимость этих факторов может позволить рассмотреть проблемные ситуации с разных сторон, учитывая различные точки зрения и определить оптимальные способы для их разрешения.

Опытный руководитель, прежде всего, пытается создать благожелательное отношение к своим требованиям. Совмещая в своем коммуникативном пространстве все типы геометрической ориентации, старается сформировать процесс передачи управленческого решения таким образом, чтобы не возникало эмоционального и смыслового психологических барьеров и информация была правильно воспринята и служила мотиватором поведения исполнителя.

Исследования геометрической ориентации, проведенные в управляющей компании ЗАО «ТОП-Энерго» и производственном предприятии ЗАО «Боровский электрощит» показали следующие результаты. Из числа всех опрошенных 43,75% оказались ориентированы на «круг», 18,75% - на

«квадрат», 15,63% - на «треугольник» и 12,5% и 9,37% - соответственно на «зигзаг» и «прямоугольник».

Рассмотрение показателей геометрической ориентации по управляющей компании ЗАО «ТОП-Энерго» иллюстрирует подавляющий процент, больше половины, респондентов ориентированных на «круг» - 57,15%, на «квадрат» -21,43%, ориентированных на «зигзаг», «треугольник» и «прямоугольник», оказалось по 7,14%. Показатели исследования экспериментально подтвердили «коммуникативную» ориентацию компании.

Акцентирование внимания на коммуникативных особенностях показано не случайно. Все чаще в практике современного предпринимательства и представлениях об организации нового типа обозначаются вопросы универсализма сотрудников компаний, которые, в общем и целом, рассматриваются как единый живой организм, где каждый обеспечивает автономность и универсальность системы. В таких организациях, где постоянное организационное обновление на основе инновационной информации, высокого качества коммуникации, полной осведомленности всех членов команды, о том, что происходит в организации и высокой компоненты достижения цели, приводит к тому, что вовлеченные внешние контрагенты могут образовать целую сеть профессиональных контактов. Так как они при обращении к любому из членов команды организации могут обладать полной необходимой и достоверной информацией. Это чрезвычайно позитивно отразится на результатах деятельности компании. Среди сотрудников и контрагентов, вовлеченных в дело компании, возникает и распространяется добровольческий дух, их поведение становится основанным на совместных ценностях.

Результаты исследования на производственном предприятии ЗАО «Боровский электрощит» значительно отличаются от показателей респондентов ЗАО «ТОП-Энерго». Хотя значение показателя геометрической ориентации на «круг» - 33,33%, также велико, но все же ориентация на «треугольник» -22,23%, показывает значительное присутствие компоненты управления, без которой трудно добиться на предприятии необходимой организации производственного процесса, контроля и порядка. Наличие числа респондентов, ориентированных на «квадрат» - 16,67% и на «зигзаг» - 16,66% , показывает наличие аналитического и творческого потенциала производственной компании. Показатель ориентации на «прямоугольник» - 11,11%, указывает на то, что есть незначительное число респондентов, пока четко не определивших свое правильное положение по отношению к организации.

Адаптированный вариант поведенческого типа, предложенный российским психологом Ю.Красовским, позволяет более детально пояснить показатели проведенного исследования.

Первый тип — «аналитик». Этот тип, прежде всего, имеет ориентацию на детальное рассмотрение и восприятие информации. Если он — руководитель, предпочитает рассматривать подробную информацию, основанную на официальных источниках и нормативных документах. Представленная ему информация, должна быть логичной, доказательной, убедительной,

насыщенной расчетами, графиками, выводами. Рациональная переработка информации является отличительной чертой характера (квадрат).

Второй тип - «деловик». Этот тип хорошо ориентируется в потоке информации, быстро определяя, необходимую и отбрасываю ненужную. Стиль его работы основан на умении сконцентрироваться на главном, что называется на информации «без воды» (треугольник).

Третий тип - «эгоцентрист». Остро воспринимает информацию, лично значимую для него. Его реакция на представленную информацию может иметь разнонаправленный характер, в зависимости от того, несет она угрозу или предоставляет преимущества. Отличительной чертой служит импульсивное поведение при переработке информации (прямоугольник).

Четвертый тип - «коммуникатор». Доверяет живым источникам информации в общении с теми людьми, с которыми имеет доверительные отношения. Приоритетом служит та информация, которая имеет оценку группового или общественного мнения. Отличительной чертой является эмоциональная переработка информации (круг).

Пятый тип - «инноватор». Фокус ориентации направлен на инновационную информацию. Такой тип может доверять больше внутреннему чутью и интуиции, чем информации, обработанной программно-аппаратными средствами. Хорошо генерирует новые идеи, но может критиковать и отбрасывать информацию, которая не вписывается в его замыслы. Интуитивная переработка информации является его характерной чертой (зигзаг).

По критерию предрасположенности принятия управленческих решений ученые выделяют пять адаптированных типов.

Рассудочный тип. Формирование решения происходит в процессе детальной проработки и выбора наилучшего варианта из всех возможных с помощью глубокой интеллектуальной работы (квадрат).

Прагматический тип. Быстрое и точное «попадание в цель» происходит благодаря принятию волевых решений и преобладанию в решениях здравого смысла (треугольник).

Комплексивный тип. Переживания и личные проблемы могут накладывать отпечаток на быстроту и эффективность принятия решений этого типа (прямоугольник).

Посреднический тип. Старается принимать последовательные и «мягкие» решения, основанные на взвешивании результатов по принципу позитивности или негативности последствий (круг).

Эвристический тип. Сильная вера в новую идею может затруднить процесс принятия решения или сформировать неправильный прогноз в оценке последствий от вырабатываемых решений (зигзаг).

На рис. 3 структурная схема ориентации геометрических типов.

Рис. 3 Структурная схема геометрической ориентации.

Интересным моментом является анализ средних значений мотивационных типов Герчикова в мотивационном профиле, респондентов с различной геометрической ориентацией.

Проведенное исследование показало, что самым распространенным мотивационным типом сотрудников управляющей компании ЗАО «ТОП-Энерго» и производственного предприятия ЗАО «Боровский электрощит» является профессиональный (ПР), он присутствует у 56,25% работников. Вторым по охвату является инструментальный тип (ИН), зафиксированный у 18,75% работников, третьим идет хозяйский тип (ХО) - охватывающий 12,5% работников, патриотический (ПА) - 6,25% и люмпенизированный (ЛЮ)-6,25%. Нежелательными мотивационными типами охвачена четверть работников - 25%. В таблице 1 представлены данные мотивационных типов работников управляющей компании ЗАО «ТОП-ЭНЕРГО» и ЗАО «Боровский электрощит», разложенных по группам.

______________________Таблица 1. Данные по мотивационным типам________________

Представительские группы Доля персонала (в %) с преобладанием данного мотивационного типа

ИН ПР ПА ХО ЛЮ

Рабочие 25 58,33 0 0 16,67

Менеджеры и инженерно-технические работники 25 37,5 12,5 25 0

Руководители предприятия и управляющей компании 8,33 66,67 8,33 16,67 0

Так на рис.6 представлена диаграмма распределения мотивационных типов респондентов с геометрической ориентацией на «квадрат»

11,23

14,64

13,3

28,86

□ ИН

□ ПР

□ ПА

□ ХО

□ ЛЮ

31,91

Рис. 6 Распределение мотивационных типов с геометрической ориентацией на

«квадрат»

На диаграмме рис.6 можно заметить, что из числа респондентов, геометрически ориентированных на «квадрат», наибольшие средние значения показателей профессионального и инструментального мотивационных типов, равные соответственно - 31,91% и 28,86%. Средние значения хозяйского типа -14,64%, патриотического типа - 13,37%, люмпенизированного типа - 11,23%. Это объясняет тот момент, что данная категория респондентов, несомненно, обладает всем необходимым набором профессиональных качеств, но склонна к реализации тезиса: “от каждого по способностям, каждому по труду”.

На рис.7 представлена диаграмма распределения мотивационных типов респондентов с геометрической ориентацией на «треугольник»

Из диаграммы нужно заметить незначительное превосходство над остальными профессиональных качеств, выраженных в показателе профессиональный тип - 26,36%, а также наличие значения - 24,9% хозяйского типа, который идентифицирует лидерские качества респондентов рассматриваемой группы геометрической ориентации, проявляющиеся у руководителей, готовых брать на себя обязательства и нести за них полную ответственность. Также весомые значения имеют патриотический тип - 18,7% и инструментальный тип - 18,55%. Показатель люмпенизированного типа значительно меньше - 11,48%.

□ ИН

□ ПР

□ ПА

□ ХО

□ ЛЮ

Рис. 7 Распределение мотивационных типов с геометрической ориентацией на

«треугольник»

Диаграмма, представленная на рис.8, заметно отличается от остальных представленных, в силу относительного равенства некоторых своих значений. Так, максимальное значение имеет показатель инструментального типа -26,24%. Значения патриотического типа - 20,91%, люмпенизированного -20,61%, профессионального 19,21%, практически равны, несколько меньше значение хозяйского типа - 13,03%. Диаграмма позволяет рассуждать о некоторой нестабильности самоопределения респондентов этой группы, в тоже время их готовности к развитию и трансформации имеющихся у них в наличии психологических качеств.

□ ИН

□ ПР

□ ПА

□ ХО

□ ЛЮ

Рис. 8 Распределение мотивационных типов с геометрической ориентацией на

«прямоугольник»

Из диаграммы, представленной на рис.9, для группы респондентов с геометрической ориентацией на «круг», заметно значительное превосходство среднего значения показателя профессионального типа - 33,54%. Значение этого показателя оказалось самым большим в сравнении с аналогичным показателем других групп. Меньше - 20,22% среднее значение показателя патриотического типа, имеющего тоже большое значение в сравнении с аналогичным показателем других групп. Показатель инструментального типа этой группы имеет значение 19,19%, хозяйского типа -14,63% и люмпенизированного - 12,44%. Стоит отметить для этой группы, относительно большое значение патриотического типа, что характеризует данную группу с позиции носителей элементов идеологии и философии компании. Они могут произвести изменения в организационной культуре организации, как в позитивную, так и в негативную стороны. Поэтому на этапе отбора кандидатов на вакантные должности необходимо особое внимание уделять представителям этой группы, выявлять антисоциальные личности и отсеивать их на этапах собеседования и тестирования при приеме на работу.

Эффективность и качество работы во многом зависят от моральнопсихологического климата в коллективе, который формируют люди с геометрической ориентацией на «круг». Успех организации во многом зависит от настроения сотрудников, от их заряженности на хорошую работу [3]

□ ИН

□ ПР

□ ПА

□ ХО

□ ЛЮ

Рис. 9 Распределение мотивационных типов с геометрической ориентацией на «круг»

По группе респондентов ориентированных на «зигзаг», рис.10, необходимо отметить высокое значение профессионального типа - 29,14% и люмпенизированного 23,53%. Значение инструментального типа - 20,85%, патриотического - 15,62%, хозяйского - 10,87%. Эмпирические данные этой группы характеризуют людей, несомненно, профессионалов своего дела. Однако наличие большого значения показателя люмпенизированного типа, говорит о том, что их трудно организовать, если выполняемая работа будет идти вразрез с их интересами. Наличие однообразной работы, без элементов проявления творчества и возможностей нестандартного подхода к решению задач, будет вызывать у них отторжение.

15,62

Рис.10 Распределение мотивационных типов с геометрической ориентацией на

«зигзаг»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотренные показатели мотивационных типов, разложенные по группам геометрической ориентации, будут иметь важное информационное значение о кандидатах на вакантные должности на этапах профессионального и психологического тестирования кадровой службой предприятия [2]. Позволит адекватно оценить возможности кандидатов и отсеивать неподходящих на этапах тестирования, поможет вести более правильную и рациональную кадровую политику и в целом приведет к повышению эффективности управляемости предприятием.

Только благодаря комплексному анализу, можно принять взвешенное решение.

Список литературы:

1.Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. - Л.: Общество «Знание», 1991.

2.Павлова В.В. Уроки толерантности на рабочем месте// Кадровая служба и управление персоналом.- 2008.- №12.

3.Хавричева Е. Заряженность на хорошую работу// Кадровик. Кадровый менеджмент.-2007.-№5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.