дебиторской задолженностью организацией (или его кредитной политикой по отношению к покупателям продукции) систематизировать по следующим основным этапам:
• анализ дебиторской задолженности организации в будущем периоде;
• формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям
продукции;
• определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по товарным (коммерческим) и потребительским кредитам;
• формирование системы кредитных условий;
• формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий пре-
доставления кредита;
• формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;
• обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности;
• создание эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности.
УДК 91(084.3)/029:004.9
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ БИЗНЕСА
Е.А. Колупаева,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
Географические информационные системы (синоним — геоинформационные системы (ГИС)) могут быть инструментом для управления бизнес информацией любого типа с точки зрения ее пространственного местоположения. ГИС используются бизнесом для решения задач демографического и маркетингового анализа и планирования, поддержки принятие решений при организации связи с клиентами и партнерами, доставки товаров и маршрутизации, а также выбора и анализа местоположений.
Ключевые слова: информационные системы, бизнес.
Географические информационные системы (синоним — геоинформационные системы (ГИС)) могут быть инструментом для управления бизнес информацией любого типа с точки зрения ее пространственного местоположения (http://www.dataplus.rn). Существует большой выбор приложений для сферы бизнеса, с помощью них можно добиться следующих преимуществ:
• проследить, где проживают ваши клиенты, кто они такие, каковы их потребности и финансовые возможности;
• определить расположение магазинов фирмы и ее конкурентов;
• узнать, как точнее направить маркетинговую активность и как получить от нее наибольшую отдачу, как оптимизировать области продаж и смоделировать последствия принимаемых решений;
• подобрать дом для покупки;
• определить кратчайший маршрут проезда к нужному месту.
ГИС эффективно решает подобные задачи.
ГИС имеет возможность интегрировать данные электронных таблиц и других данных в наглядном формате карты с удобной возможностью оперативно динамически выделить данные, добавить поясняющие диаграммы, графики, таблицы, чертежи и снимки. Вся информация, отображенная на карте, может управляться в интерактивном режиме. Есть возможность выделить из базы данные, связанные с конкретной тематической задачей, и отобразить их на карте и на основе пространственного представления провести полноценный анализ.
ГИС поддерживает принятие решений задач бизнеса, позволяя значительно повышать эффективность их решения. В ГИС можно данные связать с пространственной информацией, чтобы выявить те особенности и взаимосвязи, которые не видны из таблиц, диаграмм и графиков. ГИС помогает превратить статистические и географические данные в картографическую информацию, имеющую глубокий смысл и в то же время простую для восприятия.
Развитые современные ГИС технологии позволяют создавать системы, работающие в Интернет (риэлтерские ГИС, картографические справочные системы — интерактивные атласы дорог).
Для поддержки принятия решений в сфере бизнеса могут успешно применяться ГИС продукты общего назначения, имеющие средства настройки под конкретные задачи и возможности взаимодействия с другими применяемыми в этой области информационными технологиями:
1) технологией управления активами предприятия, например БАР Я/З;
2) технологией генерирования отчетной документации, например Seagate Crystal Reports;
3) системами управления базами данных (СУБД),
4) технологиями инженерного проектирования (САПР);
5) технологией компрессии данных, например MrSID, и др.
Имеются и готовые специализированные ГИС пакеты, обеспечивающие решение типовых бизнес задач.
1. ГИС для демографического анализа. Демографический анализ применяется для принятия решений во многих бизнес-задачах:
• предоставление услуг клиентам,
• подбор мест для строительства,
• следование местным постановлениям,
• маркетинговые исследования
• рекламные компании.
Понимание пространственной демографии населения важно также для составления списков прямой рассылки рекламы по почте, составления подходящих рекламных брошюр, проведения рекламных компаний в средствах массовой информации. За основу берутся привязанные к карте данные об образе жизни, предпочтениях при покупках, душевых доходах и других важных критериях.
2. ГИС для связи с клиентами и партнерами. Одной из обычных задач службы по работе с клиентами является перенаправление клиента к ближайшему магазину или сервисному центру. На основе данных адреса клиента и данных корпоративной базы данных ГИС выдает карту расположения ближайших магазинов и сервисных центров компании. Тем самым повышается качество обслуживания клиентов.
3. ГИС для доставки товаров и маршрутизации. С помощью ГИС можно внедрить функции географического анализа в процесс обслуживания клиентов: от расчета времени и кратчайшего маршрута проезда к клиенту до составления маршрутного листа и расписания движения при обслуживании нескольких клиентов, что ведет к значительной экономии средств. ГИС позволяют отследить движение машин по маршрутам, выделить варианты доставки с учетом времени суток, транспортных нагрузок, наличного числа автомашин и т.д.
4. ГИС для выбора и анализа местоположений. ГИС предоставляет удобные
средства поиска подходящего места для нового магазина, склада или сервисного центра. С
помощью ГИС возможно сопоставить информацию по клиентам с данными переписи
населения, чтобы выяснить степень проникновения товаров данного вида на рынок, свою
99
долю на этом рынке и в данном регионе. При изменении конъюнктуры ГИС поможет составить планы безопасного ухода с данного рынка с учетом распродажи принадлежащей вам собственности. С помощью ГИС можно проанализировать поведение клиентов. Например, с помощью ГИС в сетевой компании заправочных станций можно выявить возможности повышения доходов на имеющихся заправочных станциях и выбрать места для открытия новых заправок. Для этого необходимо использовать данные о том, в какое время и в каких пунктах клиенты останавливаются на заправку горючим, куда они направляются, какие сопутствующие товары и дополнительные услуги они обычно приобретают. Составляются представления о типах клиентов, строятся шаблоны поведения клиентов, на основе которых принимаются соответствующие решения.
5. ГИС для маркетингового анализа и планирования. ГИС инструменты для анализа рынка помогают определить, какие продукты и услуги наилучшим образом соответствуют образу жизни и доходам жителей конкретной местности. ГИС позволяет получить многомерный срез местного рынка для оптимального планирования торговых площадей, прогноза объемов продаж, проведения маркетинговых мероприятий и многого другого.
В настоящее время ГИС используют и многонациональные корпорации, и малые предприятия, магазины, риэлтерские фирмы и транспортные предприятия, страховые общества и предприятия энергетического комплекса, телефонные и телекоммуникационные фирмы. За счет этого они получают преимущество в конкурентной борьбе, т.к. быстрее находят оптимальные решения, выявляют новые рынки и новые перспективные области сбыта своих товаров и услуг, лучше обслуживают заказчиков, точнее направляют рекламные компании, лучше контролируют и оптимально перераспределяют материальные и финансовые ресурсы.
Литература
1. Основы геоинформатики: В 2-х кн. Кн. 1: Учебное пособие. / Е.Г. Капралов, А.В. Кошкарев, B.C. Тикунов и др. Под ред. B.C. Тикунова. М.: Изд. центр «Академия», 2004.
2. Материалы сайта ООО ДАТА+ (представителя компании ESRI): http://www.dataplus.ru
3. Материалы сайта центра системных исследований «Интегро»: http://www.integro.ru
4. Майкл де Мерс. Географические информационные системы. М.: "Дата+", 2000.