Научная статья на тему 'География и туризм: различие и общность интересов'

География и туризм: различие и общность интересов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2385
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЯ / ТУРИЗМ / ПЛАНИРОВАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЙ / ТЕХНОЛОГИЯ ТУРИЗМА / GEOGRAPHY / TOURISM / TRAVEL PLANNING / TOURISM TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зырянов Александр Иванович

Рассматриваются взаимоотношения географии и туризма. При взаимообусловленности этих сфер, каждая обладает своим видением территории. Описываются типичные случаи их взаимонепонимания. Объясняются различия в подходах по отношению к пространственной информации, при постановке исследовательских задач, в маршрутном планировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geography and tourism: difference and common interests

The relationship of geography and tourism are considered. With interelations of these spheres each of them has its own views. Typical cases of there misunderstanding are described. The differences in approaches with respect to the spatial information, in formulation in research problems and in the travel planning are explained.

Текст научной работы на тему «География и туризм: различие и общность интересов»

География и туризм: различие и общность интересов

Зырянов А.И.

Рассматриваются взаимоотношения географии и туризма. При взаимообусловленности этих сфер, каждая обладает своим видением территории. Описываются типичные случаи их взаимонепонимания. Объясняются различия в подходах по отношению к пространственной информации, при постановке исследовательских задач, в маршрутном планировании.

Ключевые слова: география, туризм, планирование путешествий, технология туризма

The relationship of geography and tourism are considered. With interelations of these spheres each of them has its own views. Typical cases of there misunderstanding are described. The differences in approaches with respect to the spatial information, in formulation in research problems and in the travel planning are explained.

Keywords: geography, tourism, travel planning, tourism technology

География — основа туризма, туризм — выражение географии

Без географии туризм не возможен. В туризме нужны все географические знания. «География» и «туризм» — тесно взаимодействующие понятия, их связь многогранна. Они во многом дополняют иобогащают друг друга. В туризме географические знания составляют один из важнейших блоков, играют базовую роль, поскольку туризм по своей сущности географичен и картографичен. Туристский продукт, туристский маршрут — это такие процессы, в которые география включается в технологию основной дея-

тельности. География составляет обязательное условие туризма.

География питает туризм сведениями о туристских районах, ресурсах, о благоприятных и неблагоприятных факторах среды, информацией для разработки туристских маршрутов. Благодаря географии совершенствуется техника и технология туризма, формируется понимание и выстраивание территориальной организации туризма, идет поиск путей его развития в регионе. География способствует развитию международных туристских процессов, повышению интереса и уважения в обществе к другим народам и культурам. Физическая география, социально-экономическая география, картография и все их дочерние науки разнообразно используются в туризме, подпитывают туризм.

Туризм — одна из немногих сфер современной профессиональной деятельности, таких как образование, экология и некоторые другие, где географу пригодятся все его географические знания. Туризм является одной из областей практического интереса людей, где осознается важность географии. В этом отношении туризм способствует развитию географических наук и системы географического образования, росту в обществе интереса к географическим сведениям. Предприятия туризма и рекреации часто по сути своей географичны, органично вписаны в территорию, отражают ее особенности.

Взаимосвязь туризма и географии очевидна, но развивать эту тему в статье мы не будем. О взаимной обусловленности географии и туризма известно многое, и нам

хотелось бы поговорить о географии и туризме как о разных мирах, где не всегда понимают друг друга и часто смотрят на одни и те же вещи разными глазами.

География и туризм как параллельные миры

В туризме успешно работают не только географы, и в этой сфере трудно рассчитывать на приоритет. Попробуйте эксперимент, отправьте проводить экскурсии по городу географа, филолога и историка. Как вы думаете, кто проиграет, проведет экскурсию менее интересно. Может быть и географ. Научная география скучна для туризма. Хрестоматийность географии, комплексные географические характеристики по шаблону здесь не выигрышны.

Географ рассматривает территорию всесторонне, не упуская ничего из того, что эту территорию характеризует. Его интересует и все привлекательное для туризма, и не сильно привлекательное (почвы, отрасли производства, рынки труда и т. д.). Не все компоненты территории одинаково интересны для туризма. Почва, ее горизонты не сильно аттрактивны и могут быть востребованы только узко специализированным туризмом (научным и т. д.). Однако именно почва и ее знание помогли вырастить лучшего сомелье Москвы. Расскажу об этом.

Наш выпускник на студенческой полевой практике по почвоведению «брал монолиты». Это обычная процедура изучения почвы. Почвенные горизонты сыпались на лицо. Он буквально пробовал их на вкус и понял, что вкус почвы разный и передается растениям. Затем, когда он увлекся винной географией, студенческие наблюдения оказались необходимыми для работы. Как сомелье он достиг на поприще этого туристского сервиса больших успехов.

Это говорит о том, что буквально все географические сведения и наблюдения востребованы в туризме, но они играют очень разную роль. Часть их требуется везде и всюду, а вторая часть очень редко, но, тем не ме-

нее, используется. Поэтому в учебном плане туристских образовательных направлений должны присутствовать классические географические курсы, не адаптированные под направление. Будущим специалистам в туризме надо изучать закономерности геологии, рельефа, климата, гидросферы, почв и биосферы, закономерности социально-экономической и гуманитарной географии, теоретико-географические модели, так как это делают обычные географы.

При этом, работая в туризме, характеризуя территорию, мы, как правило, выстраиваем повествование в последовательности, отличной от классической географической характеристики, акцентируем внимание на отдельных разделах и сознательно исключаем другие. Это иной подход, отличающийся от академического. Отметим, что если в географической науке существует общепринятая последовательность географической характеристики, то в туризме единой логической последовательности характеристики страны или региона не выработано, а классическая здесь не подходит. Уже в этом проявляется различие в понимании необходимого круга знаний с позиции географии как академической отрасли и туризма как прикладной.

Как относятся географы и туристы к географическим объектам, положим к городам. Географу интересны все города территории. Он первым делом откроет общегеографическую карту и изучит положение всех городов интересуемого региона. Турист же, даже очень опытный, ограничится выяснением списка только исторических городов, городов с явными рекреационными достоинствами, транспортными, деловыми функциями и конечно центральных пунктов. Для понимания, расскажу о трех моих коллегах.

Московский географ Б.Б. Родоман побывал практически во всех городах Европейской части России, но книгу о них не написал, поскольку не считает этот факт верным, и не имеет права писать, пока не увидит их

своими глазами: «Что это я буду писать с чужих слов?». Санкт-Петербургский географ А.И. Чистобаев много лет изучает города отечества и зарубежных стран. Список посещенных им городов насчитывает тысячи. Пермский географ А.Н. Черных посвящает свои путешествия тому, что изучает все города на территории СССР и родившихся ныне новых независимых государств. Он отправляется, скажем, в Вологодскую или Магаданскую области и посещает по возможности все города. Здесь видна разница интересов географа и туриста по отношению к объектам посещения и выбора пути.

Географ в отличие от туриста негеографа интересуется любой территорией (Камчаткой, Исландией, Липецкой областью, горами, озерами, болотами, моренами). Ему не понятно, как один населенный пункт может посещаться массово, а другой, который находится недалеко, не иметь посетителей, только потому, что в первом сформирована соответствующая инфраструктура и есть коммерческие предложения. Географ видит территорию, а турист дестинацию. Поясним это конкретно. В провинциях Онтарио и Манитоба (Канада) к северу от населенной полосы простираются рельефно монотонные равнины до Гудзонова залива, которые вряд ли заинтересуют простого туриста. С географической точки зрения — это уникальное пространство. Здесь благодаря близости холодного залива природные зоны очень узкие и, следуя на север, например по пути на городок Черчилл, можно наблюдать очень быструю смену ландшафтов от умеренного пояса к субарктическому. Туристы этот феномен не выделяют. Они интересуются только самим городком Черчилл лишь две недели октября, поскольку в этот городок и окрестности наведываются белые медведи, перемещающиеся с континента на замерзающий в этот период залив.

Различие в подходах географии и туризма проявляется и в том, что география — наука, туризм — творчество. Одной из попу-

лярных в географии научных задач является оценка ресурсного туристского потенциала территории. Географ обладает методами туристско-рекреационной оценки и ранжирует территории по возможностям, выделяя, районы с высоким и с низким потенциалом. Географ определяет объективные преимущества места для развития туризма, но туризм — это еще и обязательное творчество, при этом территории с низким расчетным ресурсным потенциалом могут выйти вперед по темпам и уровню туристского развития за счет идей и энтузиазма даже одного человека. Нетрудно назвать много примеров высокой роли личности в туризме, важности творчества и таланта в развитии, как отдельных туристских объектов, их систем, так и городов, регионов и даже целых стран.

Даже в самостоятельных путешествиях турист и географ по-разному планируют маршруты и программы поездки [1].

Рассмотрим это на примере Сербии как страны, не только находящейся вне процессов массового туризма, но и очень мало известной самостоятельным путешественникам. Как при планировании путешествия поступит опытный турист? Он просмотрит туристские сайты, пообщается на профессиональных форумах с теми, кто уже посещал Сербию, посмотрит коммерческие предложения и выстроит маршрут исходя из рекомендаций и собственного опыта путешествий по европейским странам. В его нитку маршрута попадут курорты Сербии, поскольку именно курорты остались наиболее конкурентно-способным феноменом страны и именно они представлены в источниках информации и коммерческих предложениях. В этом отношении сами действия планирующего бессистемны.

Как поступит географ? Он откроет общегеографическую карту Сербии, посмотрит на территорию в целом и сделает акцент на наиболее характерные и редкостные географические свойства страны, на поиск мест, где они наиболее выражены. Именно

географ способен, сравнивая с другими территориями, выделить особенности места. Географ, понимает, что Дунай — наибольшая река в зарубежной Европе, имеет такое место в нижнем течении, где, собрав основные притоки, разрезает горы, разделяя Караты и Балканы. Он заинтересуется этим участком долины реки, который называют «Железные Ворота» и найдет тот пункт, где долина Дуная имеет наиболее горный вид. Редкость явления в том, что большие реки, как правило, горные только в верховьях, а в основном текут по равнинам, далеко обходя горы, но Дунай имеет такой участок и он уникальный в мировом масштабе. Карта и география дают большую обоснованность планирования и логику маршрута.

Туристское путешествие должно быть логично, а логика маршрута — географическая задача [2].

Если не принимаются в учет географические закономерности, туристский маршрут не будет иметь концепции, хорошего обоснования. Географические закономерности позволяют определить ключевые пункты путешествия и выстроить путь более аргументировано.

Приведем одну из таких туристско-географических закономерностей.

Начинать поездку по стране следует с ее главного города. Если путешественник располагает небольшим временем, то маршрут разумно планировать по территориям, близким к столице. Поясним этот тезис, поскольку его можно считать туристским законом. Дело в том, что именно в близи главного города страны располагаются не только наиболее важные и интересные культурные и социально-экономические объекты, но и как не странно наиболее уникальные и разнообразные объекты природного наследия. Как правило, главный город страны располагается в наиболее контрастном в ландшафтном отношении месте.

Так, в Норвегии столица Осло располагается на самом большом фиорде страны, у

самой большой равнины, недалеко от самых высоких вершин Скандинавских гор, от наибольших покровных ледников и самых аттрактивных фиордовых пейзажей мира (Не-рофиорд, Лиссефиорд, скала Прекестулен). В этом районе находятся и наибольшее озеро, и крупнейшая река страны и многие другие достопримечательности. Главный город имеет обычно и наилучшее географическое положение в своей стране, что также способствует лучшей организации полноценного туристского маршрута. Осло располагается именно таком географически особом месте, там, где Скандинавия делится заливом на два полуострова — Готию и Южную Норвегию.

Общеизвестно, что туризме важна не только уникальность, но и типичность, например, может представлять интерес типичный участок классической тайги, или типичный для страны город. Как раз географ этого не забывает. На побережье Хорватии для него будет интересен любой из островков или полуостровков, поскольку они отражают уникальный ландшафт «далматинский тип морского побережья». Для него почти не будет иметь значение, создана ли в этом месте курортная инфраструктура.

Для географа природный и культурный ландшафт важен больше аттракций. Этот фактор выделяют в туризме и специалисты туристской сферы. По мнению И.О. Ще-петковой самое сильное впечатление на иностранных посетителей в Пермском крае оказывают не города и отдельные достопримечательности, а бескрайние леса. Гостей поражает то обстоятельство, что на протяжении десятков километров нет ни одного населенного пункта, а только красивые темнохвойные леса до горизонта. Вспомним фразу А.С. Пушкина о Прикамьи в «Борисе Годунове»: «Вот, пермские дремучие леса!». Великий поэт никогда не был в этих местах, но подметил особенность территории точнее всех и современный туризм это потверждает.

Туризм требует и производит большие объемы информации, в том числе и геогра-

фической. Географическая информация специально для туристских проектов не готовится, а в основном выбирается негеографами из доступного для них справочного материала. В связи с этим географическая часть описания района путешествия или пунктов маршрута, как правило, получается неинтересная и неточная. Часто для повышения привлекательности места его климат искаженно подается как наиболее благозвучный «субтропический» вместо тропического или субэкваториального. Наиболее распространенные ошибки в туристских буклетах появляются при желании оттенить уникальность, и объекту приписываются свойства самого-самого. Географ сразу видит ошибки, искажения и негодует по поводу вала неточной туристской информации.

Еще удручает географа вольное обращение с географическими названиями в отечественной туротрасли. Так остров Ивиса давно именуется в турсправочниках Ибицей, будто нельзя посмотреть, как этот остров называется на географических картах по-русски.

Во взаимоотношении географии и туризма следует сказать и о традиционно невнимательном отношении географов к самой туристской деятельности.

Географическая наука, как в нашей стране, так и за рубежом, в странах-родона-чальниках современного туризма, рассматривала туризм как тему не очень серьезную, которая связана далеко не с основными отраслями, а с чем-то развлекательным. Географ свысока относился к туризму как научной теме и деятельности. Экспедиции — важно, а туризм — легкомысленно.

О том, что географы рассматривают туризм как несущественное поле исследования, говорили автору многие выдающиеся географы. Среди них С.Б. Лавров, возглавлявший Русское Географическое Общество с 1992 по 2000 годы и Дж. Паллоу доктор географии университета Оксфорда, руководившая университетом в 1994 году.

Географы-полевики в СССР часто презирали самодеятельных и спортивных туристов, которые путешествовали и даже преодолевали сложные естественные препятствия не для пользы науки и хозяйства. Б.Б. Родоман говорил автору о том, что в СССР широкое развитие самодеятельного туризма обязано в основном активности физиков, математиков и технической интеллигенции, а не представителям естественных наук — географам, геологам и биологам. Видимо поэтому, в частности, происходило быстрое развитие туристской техники и качества снаряжения в 50-80-е гг. В связи с этим сейчас в географической научной среде порой трудно найти ученого с опытом сложных спортивных туристских путешествий и невероятно трудно найти, например, мастера спорта по туризму.

Такое положение приводит к тому, что ученые-географы во многом не понимают туристский мир, не чувствуют его изнутри. Взгляд на прошлую и современную тематику и содержание географических научных работ по туризму и рекреации свидетельствуют о том, что географическая наука часто подходит к изучению туризма не с позиции его сущности, а копирует сложившиеся подходы к анализу других хозяйственных отраслей. Так, экономико-географов интересует туристский ресурсный потенциал территории, география и размеры потоков, объемы деятельности и затраты, районирование. Физико-географы предпочитают темы экологического и ландшафтного направления, например, о предельной туристской емкости территории и рекреационной оценке ландшафта.

Географы в СССР в период бурного развития самодеятельного туризма не чувствовали «мир» активных туристов, их мотивов. Этим можно объяснить тот факт, что основное мастерство географа, а именно способность к районированию территории не реализовалось для туристской деятельности. Географы не понимали туристских

районов, не видели их. Ярким примером служат Фанские и Матчинские горы на Па-миро-Алае. Большинство из тысяч горных туристов СССР знали эти районы и мечтали их посетить, но даже названия этих районов в географических учебниках или научных монографиях не упоминались. Географы их просто не знали или не обращали внимания, понимая, что есть система хребтов Памиро-Алая, а что там в его пределах интересно для туристов — это не их дело. Все туристское районирование Памира проведено самими туристами (Северозападный Памир, Центральный Памир). Географы не выделяли туристские районы, которые складывались в горном, пешеходном или лыжном туризме на особенных в туристском отношении горных массивах (Центральный Саян), не учитывали привлекательность и удобство маршрутов при выделении отдельных горных хребтов [3].

В связи с некоторым непониманием туристской деятельности географами, их научные работы не всегда были интересны опытным туристам и работникам этой сферы. Может быть, поэтому в туризме географию нечасто рассматривают как существенную составляющую.

Туризм географичен по своей сущности и технологии. Технология туризма имеет маршрутный характер [4], поэтому ключевые вопросы туризма связаны с туро-перейтингом, технологией туризма, с идеологией и логикой путешествия, концепцией, конфигурацией маршрута, программой тура. Однако географы редко включаются в решение этих вопросов, ограничиваясь

Литература:

1. Зырянов А.И., Зырянова И.С. Технология планирования самостоятельного путешествия / «Географический вестник», № 2 (25) 2013, С. 99-103/

2. Зырянов А.И., Королев А.Ю. Логика туристского путешествия и разработка эталонных маршрутов // Географический вестник, 2009. №2. С. 78-88.

традиционными задачами. В сфере туристского бизнеса роль географической науки понимается еще проще. Географам порой отводится лишь вспомогательная роль поставщиков региональной информации.

В завершение разговора стоит сказать о том, как готовить географа к работе в туристской сфере. Для того, чтобы географ, классически подготовленный и профессиональный, был интересен еще и как эксперт в туризме, он должен, по нашему мнению, иметь опыт участия в активных путешествиях, а лучше и руководства путешествиями низких и высоких категорий сложности нескольких видов туризма. Географ должен иметь опыт организации и проведения самостоятельных поездок для себя и группы по различным странам. Преимущественно он не должен быть потребителем массового туристского продукта. Его понимание туристской деятельности будет расти по мере посещения новых стран и районов. Географ должен участвовать и даже курировать разработку стратегий и программ развития туризма территорий разного масштаба. Кроме этого географ должен включаться в процесс туристско-рекреационного девелопмента, в проектирование туристских объектов. Также следует получить опыт преподавания и тренинга персонала туристской отрасли и администраций территорий. Приобретая такой опыт, классический географ станет хорошо востребованным специалистом. В этом направлении следует выстраивать учебные планы по туристским образовательным направлениям на географических факультетах университетов.

3. Зырянов А.И., Королев А.Ю. Туристское районирование горных территорий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2009. С. 19-25.

4. Мышлявцева С.Э. Активный туризм в регионах Урала (маршрутный принцип территориальной организации): автореф. дис. канд. геогр. наук. Пермь, 2007 — 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.