Научная статья на тему 'География для студентов-негеографов: значение, специфика содержания и место в образовательном процессе (на примере Забайкальского государственного университета)'

География для студентов-негеографов: значение, специфика содержания и место в образовательном процессе (на примере Забайкальского государственного университета) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КАФЕДРА ГЕОГРАФИИ / ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / GEOGRAPHICAL DISCIPLINES / GEOGRAPHICAL EDUCATION / TRANSBAIKAL STATE UNIVERSITY / GEOGRAPHY / THEORY AND METHODOLOGY OF GEOGRAPHY TRAINING DEPARTMENT / TEACHERS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новиков Александр Николаевич

Географическая наука относится как к системе естественных, так и общественных наук, что затрудняет восприятие её положения и значения для подготовки студентов негеографических профилей. Ведущим методом исследования выступает позиционирование, как выявление позиций географии в учебных планах и предложение мер по их изменению. География в учебных планах на негеографических направленностях (профилях) занимает различное положение, входя в различные блоки: базовые (у направления «Экология и природопользование»), обязательные (у направления «Сервис») и дисциплины по выбору (у профиля «Технология и экономика»). Для одних профилей географические дисциплины это реализация территориального подхода своеобразная инвентаризация какого-либо явления на поверхности Земли, а для других это географические концепции и теории, которые выступают инструментом познания окружающего мира. Именно этим значением и объясняется различное положение географических дисциплин в учебных планах различных профилей. Нацеленность географии как межфакультетского предмета не в универсальности знаний для всех специальностей, а в уникальности для каждой направленности (профиля). У каждого профиля должна быть своя, только ему понятная и на него ориентированная география. Перспективным для географии является продвижение на негеографических направленностях (профилях) как дисциплины по выбору, что позволит не только дополнить базовые и обязательные дисциплины, так как при территориализации естественные, общественные и экологические процессы получают новые свойства, «выпадающие из поля зрения» профильных дисциплин, но и помочь профессиональной самореализации географов, работающих на негеографических кафедрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новиков Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geography for Non-Geographic Students: Meaning, Specific Content and Place in the Educational Process (on the Example of the Transbaikal State University)

Geographical science refers both to the system of natural and social sciences, which makes it difficult to perceive its position and significance for the preparation of students of non-geographic profiles. The leading method of research is positioning, as revealing the positions of geography in the curricula and proposing measures to change them. Geography in curriculums on non-geographic dimensions (profiles) occupies a different position, entering into various blocks: basic (in the direction "Ecology and Nature Management"), compulsory (for the direction "Service") and disciplines of choice (profile "Technology and Economics"). For some profiles, geographic disciplines are the realization of a territorial approach, a kind of inventory of a phenomenon on the surface of the Earth, and for others, these are geographic concepts and theories act as an instrument for understanding the world around them. It is this value that explains the different position of geographical disciplines in the curricula of various profiles. The orientation of geography, as an inter-departmental subject, is not in the universality of knowledge for all specialties, but in uniqueness for each direction (profile). Each profile should have its own geography, only understandable for it, and geography oriented on it. Promising for geography is the promotion of non-geographic directions (profiles) as a discipline of choice, which will allow not only to supplement basic and compulsory disciplines, since in its territorialization natural, social and ecological processes receive new properties "falling out of view" of profile disciplines, but help professional self-realization of geographers working in non-geographic departments.

Текст научной работы на тему «География для студентов-негеографов: значение, специфика содержания и место в образовательном процессе (на примере Забайкальского государственного университета)»

http://www.uchzap.com ISSN 2308-8796 ISSN 2542-0070 (Online)

УДК 378.1

DOI: 10.21209/2308-8796-2018-13-6-111-117

Александр Николаевич Новиков,

доктор географических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: geonov77@mail.ru

География для студентов-негеографов: значение, специфика содержания и место в образовательном процессе (на примере Забайкальского государственного университета)

Географическая наука относится как к системе естественных, так и общественных наук, что затрудняет восприятие её положения и значения для подготовки студентов негеографических профилей. Ведущим методом исследования выступает позиционирование, как выявление позиций географии в учебных планах и предложение мер по их изменению. География в учебных планах на негеографических направленностях (профилях) занимает различное положение, входя в различные блоки: базовые (у направления «Экология и природопользование»), обязательные (у направления «Сервис») и дисциплины по выбору (у профиля «Технология и экономика»). Для одних профилей географические дисциплины - это реализация территориального подхода - своеобразная инвентаризация какого-либо явления на поверхности Земли, а для других - это географические концепции и теории, которые выступают инструментом познания окружающего мира. Именно этим значением и объясняется различное положение географических дисциплин в учебных планах различных профилей. Нацеленность географии как межфакультетского предмета не в универсальности знаний для всех специальностей, а в уникальности для каждой направленности (профиля). У каждого профиля должна быть своя, только ему понятная и на него ориентированная география. Перспективным для географии является продвижение на негеографических направленностях (профилях) как дисциплины по выбору, что позволит не только дополнить базовые и обязательные дисциплины, так как при территориализации естественные, общественные и экологические процессы получают новые свойства, «выпадающие из поля зрения» профильных дисциплин, но и помочь профессиональной самореализации географов, работающих на негеографических кафедрах.

Ключевые слова: географические дисциплины, географическое образование, Забайкальский государственный университет, кафедра географии, теории и методики обучения географии, преподаватели, студенты

Введение. Осмыслить позиции географии в университете как науки и как учебной дисциплины на негеографических направленностях (профилях) очень сложно, что объясняется её двойственным характером. Советский географ Н. Н. Баранский дал образное сравнение географической науки с птицей, у которой одно крыло естественное, представленное физической географией, а другое - общественное, представленное экономической географией [1].

В современной России сложилось парадоксальное несовпадение между вузовским и школьным образованием в трактовке места географии среди учебных дисциплин. География в вузах отнесена к укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки «Науки о Земле» и, как правило, кон-

центрируется в естественно-научных институтах и факультетах (за исключением крупных университетов, где существуют обособленные географические факультеты). География в школах по действующим ФГОС отнесена к гуманитарным дисциплинам наряду с об-ществознанием и историей, то есть получается, что по вузовской системе образования мы придерживаемся советской традиции, по школьной - традиций Франции и других европейских государств. Всё чаще специалисты высказывают мнения о выделении географии в особую группу междисциплинарных дисциплин в силу её уникальности: органичного сочетания естественно-научных и гуманитарных знаний; формирования целостного мировоззрения о единой картине мира; высокого воспитательного потенциала [9, с. 72-73].

© Новиков А. Н., 2018

111

В Забайкальском государственном университете географическое образование осуществляется на факультете естественных наук, математики и технологий. Однако позиции общественной географии, которая в западной науке называется географией человека (human geography) более сильные. В настоящее время все кандидаты и доктора географических наук кафедры географии, теории и методики обучения географии (ГТиМОГ) Забайкальского государственного университета (ЗабГУ) принадлежат специальности «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география», то есть они все географы-обществоведы. На кафедре нет физико-географов.

Данные противоречия, безусловно, влияют на позиции географии в ЗабГУ.

У заведующих кафедрами ЗабГУ, которые предоставляют географам возможность преподавания у своих студентов, восприятие географии либо как естественной науки, либо как общественной. От этого зависит понимание значения её для данного профиля. А иногда встречается понимание географии как свода энциклопедических данных, который даёт ответы на два вопроса: «Что?» и «Где?». Именно такие заведующие пытаются «отлучить» географию от образовательного процесса, выводя её из учебного плана. Автор статьи ведёт осторожный и ненавязчивый диалог со всеми заведующими, на чьих кафедрах преподаётся или может преподаваться география, пытаясь объяснить специфику своей науки для каждого конкретного профиля.

Цель статьи - переосмыслить позиции географии в университетском образовании как непрофильного предмета и её значение для студентов и преподавателей ЗабГУ.

Учитывая, что автор является географом-обществоведом, география будет рассматриваться как общественная (гуманитарная) дисциплина.

Методология и методы исследования. Ведущим методом исследования выступает позиционирование как выявление позиций географии в учебных планах и предложение мер по их изменению.

Понятие «позиционирование» широко используется в современной науке и практике и как метод определения позиции, и как стратегия по изменению позиции.

Позиционирование как метод получил распространение в географической науке

в виде изучения географического положения. Позиционный принцип в географии был сформулирован Б. Б. Родоманом [7].

Позиционирование как стратегия применяется в маркетинге, где выявляют реальную позицию товара на рынке и с помощью уже известных методик изменяют её. В настоящее время позиционируют регионы на туристических рынках и кандидатов в депутаты в электоральном пространстве.

В маркетинге образовательных услуг чаще встречаются работы по позиционированию университетов в национальном образовательном пространстве [2; 3], работ по вопросам позиционирования кафедр или отдельных предметов в образовательном пространстве вуза автором не обнаружено.

Конечно, если рассматривать в качестве целевой группы данной статьи преподавателей и заведующих кафедрами ЗабГУ, то можно воспринимать её как авторский маркетинговый ход - стратегию по продвижению образовательной услуги (в данном случае своего предмета) в учебные планы. Однако в условиях сокращения аудиторной нагрузки и увеличения доли самостоятельной работы это изначально провальная стратегия. Обмен дисциплинами, а соответственно и часами (кредитами), должен преследовать иные цели, а не увеличение нагрузки для кафедры ГТиМОГ.

Вторым методом исследования является анализ учебных планов различных направлений, которые получили развитие в ЗабГУ. Анализируя планы, автор старался определить межпредметные связи, выявить возможную полезность географического знания для каждой конкретной направленности (профиля). Необходимо отметить, что в настоящее время в отношении своих предметов подобный анализ могут дать все преподаватели, которые занимались в 20172018 гг. составлением фондов оценочных средств (ФОС). ФОСы позволили определить связи между отдельными предметами и выявить вклад (пусть и достаточно условно) своей дисциплины в формирование отдельных компетенций.

Результаты исследования. В одной из предыдущих своих статей [5] на страницах данного журнала автор уже обращался к проблеме конвергенции предметов двух профилей «Безопасности жизнедеятельности» и «Географического образования», где рассматривал значение географических дисциплин

для смежного профиля. Представленная статья рассматривает значение географии для несмежных профилей.

География в учебных планах на негеографических направленностях (профилях) занимает различное положение.

У направления «Экология и природопользование» (профиль «Экология») дисциплина «География» изучается на первом курсе и входит в блок «Базовые дисциплины» наряду с философией, историей, математикой, физикой, геологией и др.

У направления «Сервис» (профиль «Социально-культурный сервис») «География» находится в разделе «Обязательные дисциплины» вариативной части. А в перечне дисциплин по выбору присутствуют «Страноведение» и «География сервиса». У профиля «Сервис в индустрии моды и красоты» наряду с «Географией» в списке обязательных дисциплин, в перечне дисциплин по выбору, рядом с «Географией сервиса», непродолжительное время была дисциплина «География индустрии моды и красоты».

У направления «Педагогическое образование» (профиль «Технология и экономика») «Экономическая география» входит в перечень дисциплин по выбору.

Как показывает представленный обзор, географические дисциплины занимают различное место в учебных планах. Конечно, можно попытаться доказать, что знания географии - это необходимый элемент в перечне общекультурных компетенций и её необходимо ввести в базовую часть. Однако автор статьи считает, что позиции географии адекватно отражают её значение для указанных направлений. Нацеленность географии как межфакультетского предмета не в универсальности знаний для всех специальностей, а в уникальности для каждой направленности (профиля). У каждого профиля должна быть своя, только ему понятная и на него ориентированная география. Например, у студентов, обучающихся по направлению «Историческое образование» - историческая география; у студентов «Биологического образования» - биогеография и т. д. Такой подход позволит студентам негеографических направленностей произвести территориализацию их знаний, «включиться» в контекст общей географической культуры, переосмыслить свои знания, полученные при изучении специальных (профильных) дисциплин под географическим «углом зрения». Проблема в том, что многие обще-

ственные, естественные и экологические процессы, приобретая пространственные формы (территориализируясь), обретают новые свойства, которые и «выпадают» из «поля зрения» специальных дисциплин. Именно в направлении специализации должна внедряться география (где это возможно и необходимо) и занимать место в списке как обязательных, так и дисциплин по выбору.

Гзографические дисциплины для студентов-экологов

География для экологов - это фундаментальная дисциплина. В отличие от других профилей для них не нужно разрабатывать особой «экологической географии» или «геоэкологии». Здесь иная задача - вооружить экологов географическими теориями, концепциями и сформировать у них географическую картину мира.

Для экологов география является очень важным предметом, она позволяет им шире взглянуть на уже известные им вещи. Дело в том, что географические системы (геосистемы), являющиеся объектом изучения географии, и экологические системы (экосистемы), являющиеся объектом изучения экологии, полностью совпадают по компонентному составу. Однако в экосистемах один компонент является главным, его экологи считают центральным, а остальные воспринимают как среду для этого центрального элемента.

Отметим ещё одну особенность экологии, на которую обращали внимание классики отечественной географии В. С. Преображенский [6] и А. Г. Исаченко [4]: экологические системы, в отличие от географических, не отражают связей между элементами среды. Конечно, экологи не отрицают их наличие, но они их не интересуют. В. Б. Сочава [8] выявил взаимосвязь экосистем и геосистем. По компонентному составу экосистема и геосистема могут совпадать, но в плане связей геосистема гораздо богаче.

Экосистемы, в отличие от геосистем, не картируются, а у экологов есть постоянная необходимость обращаться к географическим картам. По сути, экологи, изучая географические карты, вычленяют экосистемы из геосистем, а для этого им, конечно же, нужно иметь хорошие представления о географических системах.

Отмечу, что были случаи, когда студенты переводились с профиля «Экология» на «Географическое образование» и успешно «вливались» в образовательный процесс.

Гзографические дисциплины для студентов направления «Сервис» Если оценивать количество географических дисциплин, то самые тесные связи у кафедры ГТиМОГ с кафедрой теории и методики профессионального образования, сервиса и технологий. Причём, несколько лет назад автор предложил для студентов профиля «Индустрия моды и красоты» направления «Сервис» дисциплину «География индустрии моды и красоты».

Географические дисциплины для студентов-историков На взаимодействие с историками автора подтолкнуло несколько лет назад желание помочь им. Историки на занятиях активно используют историко-географические карты. Однако знания картографии у студентов остаются на школьном уровне, что не позволяет им иметь правильное представление об искажениях на картах и современных способах картографирования. Кроме того, на практику по археологии студенты выезжали без знаний топографии и без умений пользоваться нивелиром и теодолитом. Кафедра истории согласилась, что знания и умения по картографии и топографии студентам нужны, но терять нагрузку, отдавая несколько кредитов на кафедру ГТиМОГ, было невыгодно, так как это обостряло проблему нагрузки для преподавателей-историков. Было принято решение об обмене часами. Кафедра ГТиМОГ, получив курс «Картографические основы исторических исследований», отдала историкам часы для «Исторической географии» для студентов-географов. Коллеги-историки с позиций единого исторического процесса рассмотрели в этом курсе вопросы расширения и «закрытия» ойкумены; формирования политической карты мира; формирование историко-географического образа России. Таким образом, студенты-географы тоже выиграли от проведённого обмена часами между кафедрами.

Так как курсы по выбору предполагают альтернативу, историкам предлагается ещё один курс «Физико-географические факторы исторического процесса». Однако автор, разработав программу и ФОСы, так ни разу не провёл этот курс. Историки изначально мотивированы на изучение «Картографических основ исторических исследований». Подобные курсы, которые создаются для формальной альтернативы, существенно осложняют

жизнь преподавателям университета, так как требуют много времени на разработку и создание ФОСов без дальнейшей отдачи.

Для одних профилей географические дисциплины - это реализация территориального подхода - своеобразная инвентаризация какого-либо явления на поверхности Земли и территориализация их знаний, а для других это географические концепции и теории, которые выступают инструментом познания окружающего мира. Именно этим значением и объясняется различное положение географических дисциплин в учебных планах различных профилей.

Обсуждение результатов исследования. Отмеченное присутствие географических дисциплин в планах подготовки негеографических профилей не отражает всех возможностей кафедры ГТиМОГ в образовательном процессе ЗабГУ.

Если кафедра будет получать нагрузку на других (негеографических) профилях в обмен на предоставление нагрузки у студентов-географов, как это было отмечено с историками, то она потеряет контроль над обучением своих студентов.

Введение географических дисциплин на негеографических профилях решило бы ещё одну проблему. В ЗабГУ вне кафедры ГТиМОГ работает целая группа кандидатов географических наук, которые «мимикрируют»: под экономистов и осваивают экономические дисциплины; под статистиков, осваивая статистику и т. д. Удивляет тот факт, что эти люди не пытаются найти «точки соприкосновения» географической науки и той среды, в которую они были вынуждены трудоустроиться. Автор статьи, как председатель Координационного совета Забайкальского отделения Ассоциации российских географов-обществоведов, выражает озабоченность, что люди «уходят из географии», но в другие науки, судя по их публикационной активности, «не приходят». Отмеченный подход адаптации в других науках (и коллективах негеографических кафедр) позволил бы им не терять профессиональной - географической идентичности. Более того, найти свой индивидуальный путь развития. Не обязательно географические дисциплины должны принадлежать кафедре ГТиМОГ. Если на других кафедрах имеется кадровый потенциал, то возможно развитие географии и на негеографической кафедре. Другое дело, когда географические дисциплины имеются

на негеографической кафедре, но кадрового потенциала для их преподавания у неё нет. Такие случаи тоже имеются в университете.

Перевод некоторых дисциплин в ранг межфакультетских предметов имеет большое значение как для организации образовательного процесса, так и для интеграции преподавателей в рамках научных проектов.

На уровне учебной части должна осуществляться политика, направленная на поощрение обмена нагрузкой между кафедрами, которые не имеют статуса межфакультетских. А докторов наук выпускающих кафедр просто необходимо нацеливать на работу со студентами других кафедр, предлагая им разрабатывать курсы по выбору, которые ориентированы на студентов иных направлений.

При работе над обновлением списков литературы к учебным программам автор обратил внимание, что некоторые профессора - представители технической площадки ЗабГУ, выпускают учебники и учебные пособия, которые при умелой адаптации могут стать, без всякого преувеличения, ценным учебным фондом для «Географического образования».

В настоящее время кафедру ГТиМОГ, как и все другие кафедры ЗабГУ, понуждают выделять определённый процент нагрузки для работодателей. В рамках университета для кафедр можно установить небольшую долю для обмена, но так, чтобы в пределах кафедры баланс сводился к нулю, чтобы не было проигрывающих и выигрывающих кафедр.

Конечно, разработка курса по географии для негеографов требует от преподавателя гибкости мышления, умения адаптировать географические знания для конкретной аудитории. В последние годы высшее образование переживает переход на международные стандарты: внедрение ступеней бакалавриата и магистратуры; компетентностного подхода с его сложной системой оценивания деятельности студента и необходимостью в большом количестве документации. Однако это только изменение внешних форм, которые пока не касаются содержательной стороны предмета (в данном случае географии). В зарубежном западном мире уже обсуждается проблема интеграции географии в учебную программу, ориентированную на интернационализацию. На страницах «Журнала географии в высшем образовании» (Journal of Geography in Higher Education) Пол. Ф. Хад-

сон (Paul F. Hudson) и Сара Хинман (Sarah E. Hinman) [10] высказывают озабоченность, связанную с интернационализацией университетского географического образования в Нидерландах. Пересмотр принадлежности географии к естественным или общественным дисциплинам может изменить положение географических коллективов в структуре университета. За переходом к единым внешним формам образовательного процесса следует переход к единству содержания. Например, типизация почв должна применяться единая во всех университетах США и Европы. Возможно, у географов (как и у всех других преподавателей) России впереди новое испытание - переход на единое с западными странами содержание. А это может, среди большого круга проблем, обострить и проблемы преподавания географии студентам-негеографам и взаимопонимания с коллегами негеографических кафедр.

Выводы:

1. Двойственное положение географии в системах естественных и общественных наук создаёт неоднозначное её восприятие, что препятствует её продвижению в учебные планы негеографических направленностей (профилей).

2. Географические дисциплины присутствуют во многих учебных планах негеографических направленностей (профилей), занимая там различные позиции: базовых, обязательных и дисциплин по выбору.

3. Перспективным для географии является продвижение на негеографических направленностях (профилях) как дисциплины по выбору, что позволит не только дополнить базовые и обязательные дисциплины, так как при территориализации естественные, общественные и экологические процессы получают новые свойства, «выпадающие» из «поля зрения» профильных дисциплин, но и помочь профессиональной самореализации географов, работающих на негеографических кафедрах.

4. В свою очередь, кафедре ГТиМОГ необходимо провести работу по выявлению внешних ресурсов развития: составить список ценных учебных пособий, которые выпустили преподаватели других кафедр ЗабГУ, адаптировать их к образовательному процессу географов и, возможно, привлечь некоторых их авторов к обучению студентов-географов.

5. Учитывая кадровый географический потенциал ЗабГУ, география могла бы стать межфакультетским предметом, не обязательно прикреплённым к кафедре ГТиМОГ.

Список литературы

1. Баранский Н. Н., Анучин В. А. Становление советской экономической географии: избр. тр. М.: Мысль, 1980. 287 с.

2. Беляшова М. Л. Сайт вуза как инструмент позиционирования в образовательном пространстве: жанровый анализ // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 5. С. 8.

3. Герасименко Н. М., Зайцева В. А. Позиционирование вузов // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2017. № 2. С. 101 —112.

4. Исаченко А. Г. География в современном мире. М.: Просвещение, 1998. 160 с.

5. Новиков А. Н. Конвергенция образовательных программ бакалавриата в университетском образовании (на примере направленности «Безопасность жизнедеятельности и география» образовательной программы «Педагогическое образование» в ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет») // Учёные записки ЗабГУ Сер. Педагогические науки. 2017. Т. 12, № 5. С. 20-26. DOI: 10.21209/25420089-2017-12-5-20-26.

6. Преображенский В. С. Поиск в географии. М.: Просвещение, 1986. 224 с.

7. Родоман Б. Б. География, районирование, картоиды. Смоленск: Ойкумена, 2007. 367 с.

8. Сочава В. Б. Введение в учение о геосистемах. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1978. 319 с.

9. Шульгина О. В., Воронова Т. С., Грушина Т. П. Бенчмаркинговое исследование высшего географического образования в вузах России и зарубежных стран // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Естественные науки. 2018. № 2. С. 66-80.

10. Hudson Paul F., Hinman Sarah E. The integration of geography in a curriculum focused to internationalization: an interdisciplinary liberal arts perspective from the Netherlands // Journal of Geography in Higher Education (J GEOGR HIGHER EDUC). 2017. 13 Jun. P. 549-561. DOI: 10.1080/03098265.2017.1337089.

Статья поступила в редакцию 10.09.2018; принята к публикации 28.10.2018

Библиографическое описание статьи

Новиков А. Н. География для студентов-негеографов: значение, специфика содержания и место в образовательном процессе (на примере Забайкальского государственного университета) // Ученые записки ЗабГУ Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 6. С. 111-117. DOI: 10.21209/2308-8796-2018-136-111-117.

Aleksandr N. Novikov,

Doctor of Geography, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),

e-mail: geonov77@mail.ru

Geography for Non-Geographic Students: Meaning, Specific Content and Place in the Educational Process (on the Example of the Transbaikal State University)

Geographical science refers both to the system of natural and social sciences, which makes it difficult to perceive its position and significance for the preparation of students of non-geographic profiles. The leading method of research is positioning, as revealing the positions of geography in the curricula and proposing measures to change them. Geography in curriculums on non-geographic dimensions (profiles) occupies a different position, entering into various blocks: basic (in the direction "Ecology and Nature Management"), compulsory (for the direction "Service") and disciplines of choice (profile "Technology and Economics"). For some profiles, geographic disciplines are the realization of a territorial approach, a kind of inventory of a phenomenon on the surface of the Earth, and for others, these are geographic concepts and theories act as an instrument for understanding the world around them. It is this value that explains the different position of geographical disciplines in the curricula of various profiles. The orientation of geography, as an inter-departmental subject, is not in the universality of knowledge for all specialties, but in uniqueness for each direction (profile). Each profile should have its own geography, only understandable for it, and geography oriented on it. Promising for geography is the promotion of non-geographic directions (profiles) as a discipline of choice, which will allow not only to supplement basic and compulsory disciplines, since in its territorialization natural, social and ecological processes receive new properties "falling out of view" of profile disciplines, but help professional self-realization of geographers working in non-geographic departments.

Keywords: geographical disciplines, geographical education, Transbaikal State University, Geography, Theory and Methodology of Geography Training department, teachers, students

References

1. Baranskij N. N., Anuchin V. A. Stanovlenie sovetskoj ekonomicheskoj geografii: izbr. tr. M.: Mysl', 1980. 287 s.

2. Belyashova M. L. Sajt vuza kak instrument pozicionirovaniya v obrazovatel'nom prostranstve: zhanrovyj analiz // Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2018. № 5. S. 8.

3. Gerasimenko N. M., Zajceva V. A. Pozicionirovanie vuzov // Vestnik Habarovskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava. 2017. № 2. S. 101-112.

4. Isachenko A. G. Geografiya v sovremennom mire. M.: Prosveshchenie, 1998. 160 s.

5. Novikov A. N. Konvergenciya obrazovatel'nyh programm bakalavriata v universitetskom obrazovanii (na primere napravlennosti «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti i geografiya» obrazovatel'noj programmy «Pedagogicheskoe obrazovanie» v FGBOU VO «Zabajkal'skij gosudarstvennyj universitet») // Uchyonye zapiski ZabGU. Ser. Pedagogicheskie nauki. 2017. T. 12, № 5. S. 20-26. DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-5-20-26.

6. Preobrazhenskij V. S. Poisk v geografii. M.: Prosveshchenie, 1986. 224 s.

7. Rodoman B. B. Geografiya, rajonirovanie, kartoidy. Smolensk: Ojkumena, 2007. 367 s.

8. Sochava V. B. Vvedenie v uchenie o geosistemah. Novosibirsk: Nauka, Sib. otd-nie, 1978. 319 s.

9. Shul'gina O. V., Voronova T. S., Grushina T. P. Benchmarkingovoe issledovanie vysshego geograficheskogo obrazovaniya v vuzah Rossii i zarubezhnyh stran // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Ser. Estestvennye nauki. 2018. № 2. S. 66-80.

10. Hudson Paul F., Hinman Sarah E. The integration of geography in a curriculum focused to internationalization: an interdisciplinary liberal arts perspective from the Netherlands // Journal of Geography in Higher Education (J GEOGR HIGHER EDUC). 2017. 13 Jun. P. 549-561. DOI: 10.1080/03098265.2017.1337089.

Received: September 10, 2018; accepted for publication October 28, 2018

Reference to the article

Novikov A. N. Geography for Non-Geographic Students: Meaning, Specific Content and Place in the Educational Process (on the Example of the Transbaikal State University) // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 6. PP. 111-117. DOI: 10.21209/2308-87962018-13-6-111-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.