Научная статья на тему 'Географические особенности культурного пространства Дагестана'

Географические особенности культурного пространства Дагестана Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
612
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДАГЕСТАН / КУЛЬТУРНО-ЛАНДШАФТНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ / КУЛЬТУРНОЕ И ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Набиева Умукусум Набиевна

В статье дается характеристика геокультурного пространства Дагестана и описываются меры по сохранению его культурного и природного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Географические особенности культурного пространства Дагестана»

УДК 911.3.001(471.67)

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ДАГЕСТАНА

© 2009 Набиева У.Н.

Дагестанского государственного университета

В статье дается характеристика геокультурного пространства Дагестана и описываются меры по сохранению его культурного и природного наследия.

The author of the article characterizes the geocultural space of Daghestan and describes the measures for saving of its cultural and natural heritage.

Ключевые слова: геокультурное пространство, Дагестан, культурно-ландшафтное районирование, культурное и природное наследие.

Keywords: geocultural space, Daghestan, cultural-landscape division into districts, cultural and natural heritage.

Проблема изучения

пространственного разнообразия

культуры - актуальная задача географической науки. В последние годы в связи с быстро набирающими темпы процессами глобализации заметно ослабевает роль традиционных культур. Некоторые из них уже исчезли с карты Земли, другие находятся на грани исчезновения. Мировое сообщество начинает осознавать глубину и масштаб надвигающейся опасности. В настоящее время в ЮНЕСКО заканчивается разработка нового документа, посвящённого сохранению культурного разнообразия как важного условия для дальнейшего развития стран и народов Земли.

Степень подобного разнообразия, как известно, повышается на рубежах, в зонах контактов и конфликтов крупнейших мировых культур (цивилизаций) [1, 6, 7]. Особый интерес в этой связи представляют полиэтнические регионы, где на небольшой территории

сконцентрировано множество

этнических групп и народов,

являющихся носителями различных культурных традиций, языков, религий, этических принципов и т.д. Такие

регионы играют особую роль в формировании современной

геополитической и геокультурной ситуации. С одной стороны, они являются, местом возникновения острейших конфликтных ситуаций, ослабляющих стабильность не только в самом регионе, но и за его пределами. С другой стороны, именно эти регионы характеризуются наиболее

разнообразной культурой, богатым

наследием, в том числе включенным в Список Всемирного наследия. Кроме того, полиэтнические регионы представляют собой чрезвычайно

интересные исследовательские

полигоны, где проявляются многие общемировые процессы, еще слабо изученные и не до конца осознанные. Поэтому их изучение имеет значение, выходящее за узкие региональные рамки.

Дагестан в этом отношении является уникальным, ярко выраженным

полиэтническим регионом,

расположенным на стыке мировых культур и прошедшим сложный путь политического, социального и культурного развития. Он отличается неповторимым природно-ландшафтным, а также этнокультурным разнообразием

и мозаичностью. Это делает его важным объектом исследования для многих географических наук. Особый интерес он представляет с позиций культурной географии - науки о пространственном разнообразии культуры и ее распространении по земной

поверхности.

Многоуровенность культуры делает геокультурное пространство

многослойным, связанным с объектами исследования различных наук на стыке их с культурологией. К настоящему времени уже сформировались концепции культурных ландшафтов,

геоэтнокультурных и социокультурных систем, историко-культурных и

природно-культурных комплексов,

хозяйственно-культурных ареалов и др.

[14].

В рамках территориального подхода особое внимание уделено проблеме изучения культурного ландшафта как результата сотворчества человека и природы. Культурный ландшафт -природно-культурный территориальный комплекс, сформировавшийся в

результате взаимодействия природы и человека, его социокультурной и хозяйственной деятельности. Он состоит из характерных устойчивых сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Специфика геокультурного

пространства Дагестана предопределяет необходимость использования

комплексного (исторического,

отраслевого, территориального) подхода к его изучению. Исследованиями составляющих геокультурного

пространства Дагестана занимались Г. М. Абдурахманов, З. В. Атаев, С. В. Зонн, М.-Р. Д. Магомедов, М. М. Эльдаров (природные условия

Дагестана, характеристика его животного и растительного мира), Л. И. Лавров, Р. М. Магомедов, В. Ф. Минорский, П. М. Полян, К. П. Сергеева, М.-С. К. Умаханов, Х.-М. О Хашаев. (история Дагестана, в том числе

- история расселения), Н. Г. Волкова, А. Г. Гаджиев, Г. Ф. Дебец, А. В. Комаров,

А. Р. Магомедов (этническое

разнообразие и этногенез на территории Дагестана), С. С. Агаширинова, А. Г. Булатова, Н. И. Воронов, С. Ш. Гаджиева, М.-Р. А. Ибрагимов, А. И. Исламмагомедов, П. И. Кушнер, Г. А. Сергеева (этнография), Е. А. Бокарев, Г. Г. Гамзатов, Н. С. Джидалаев, Ш. И. Микаилов (языковедение), А. Р. Шихсаидов, В. В. Бартольд, А. Н. Генко, И. Ю. Крачковский (религиоведение и этноконфессиональные отношения), А. М. Аджиев, Э. Г. Аствацатурян, А. А. Ахлаков, А. С. Башкиров, П. М. Дебиров, Э. В. Кильчевская, М. М. Маммаев, М. Р. Халидова, Х. М. Халилов, Е. М. Шиллинг (фольклор, художественные промыслы и

декоративно-прикладное искусство), М. А. Агларов, М. Г.-А. Гаджиев, М.-З. О. Османов (земледелие и животноводство в специфических условиях), Х. А. Амирханов, Г. Я. Мовчан, Р. М. Мунчаев, С. О. Хан-Магомедов (природное и культурное наследие и культурный ландшафт Дагестана) и др.

В основе изучения геокультурного пространства Дагестана лежит комплексный подход, который позволяет: 1) охарактеризовать

территориальную организацию

культурной деятельности, а также определяющие ее факторы; 2) дать

анализ территориально

дифференцированных комплексов:

культурных районов, этнокультурных ландшафтов и т.д.

Одним из наиболее важных инструментов изучения геокультурного пространства служит культурно-ландшафтное районирование [6]. Культурноландшафтное районирование в пределах стран (краев, земель) строится на выделении территорий со

специфическим сочетанием

социокультурных и природных особенностей. Для таких сложных регионов, как Дагестан, определяющими должны стать этнические,

лингвистические, конфессиональные и природные компоненты. Достаточным основанием для выделения культурного ландшафта может быть наличие особых

субэтнических, субконфессиональных, диалектных групп, а также

выраженность природно-зональных особенностей. Г раницы между субэтносами, диалектами или

природными зонами имеют

существенное значение для выделения геокультурных ареалов. Политикоисторические границы важны для разграничения ландшафтов,

отличительные особенности которых сложились при длительном развитии в рамках разных государственных образований.

Синтезирование оценок отдельных «слоев» пространства придает районированию интегральный характер. Что же касается территориальной дифференциации пространств

профессионального и народного искусства, бытовой, хозяйственной и политической культуры, равно как и административных границ, то они служат для уточнения границ культурных ландшафтов. Следует отметить, что единственно верной, автоматически получаемой схемы культурно-ландшафтного районирования не существует. В каждом конкретном случае используется своя система признаков, характеристик, факторов, позволяющих выйти на решение вполне определённых задач.

Фундаментальную роль в организации культурного пространства Дагестана играют природные факторы, в первую очередь рельеф и высотная поясность. Высота над уровнем моря, экспозиция и крутизна склонов, густота и глубина расчленения поверхности являются определяющими в формировании и пространственной дифференциации

культурно-ландшафтного пространства горного Дагестана. Не менее важные факторы - макроэкспозиция горных склонов, характер и степень расчленённости рельефа. С увеличением густоты и глубины расчленения рельефа возрастает разнообразие культурнотерриториальных комплексов и сложность их морфологической структуры.

Система полузамкнутых глубоких котловин и отдельных участков долин,

разделенных труднопроходимыми

ущельями и высокими хребтами, определила высокую степень

мозаичности расселения и

изолированность мест обитания

отдельных этнических групп. При сравнительно небольшой территории

Дагестан является одним из самых полиэтничных регионов в мире.

Этнические ареалы, разрастаясь вдоль путей сообщения, в долинах рек, неизбежно взаимодействовали между собой. В процессе длительного совместного проживания происходило взаимопроникновение и взаимовлияние культур. В многонациональных районах в обычаях, языке и верованиях местного населения сложно переплетаются этнические признаки, присущие разным национальностям. Наиболее активно это проявляется в полосе этнических границ и вызывает обоюдное заимствование или создание переходных форм (смешанные говоры, схожий быт, унификация материальной культуры).

Хозяйственно-культурные ареалы Дагестана имеют надэтническую природу. Об этом свидетельствует то, что в пределах равнинного хозяйственно-культурного ареала

проживают кумыки, азербайджанцы, табасаранцы, лезгины, даргинцы; в среднегорье - аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы; а в высокогорье - аварцы, арчинцы, лезгины, лакцы, андо-цезы, рутулы, цахуры.

Элементы традиционных форм материальной культуры и хозяйственной деятельности народов Дагестана развивались в рамках общей культуры Закавказья, Анатолии и Переднего Востока, обнаруживая при этом и характерные индивидуальные черты. Традиционная экономика Дагестана в целом базировалась на скотоводстве, земледелии, кустарных промыслах, отходничестве и обменно-торговых операциях.

Особую роль в формировании культурно-географического пространства Дагестана играет и такой фактор, как духовная культура, прежде всего -

религия, язык, письменность, разные виды творческой деятельности. Именно они определяют его целостность и одновременно - высокую степень разнообразия.

В процессе совместного проживания происходило взаимопроникновение и взаимовлияние, выражавшееся в нивелировании отдельных элементов этнических культур и формировании общих культурных черт и регионального самосознания населения.

Перемещение населения с гор на равнину, образование новых населённых пунктов и быстрый рост численности городского населения способствовали разрушению традиционных устоев прежних этнических культур

конкретных селений, постепенной нивелировке традиционного

культурного уклада, а нередко - и культурно-бытовой ассимиляции

переселенцев.

Наибольшим изменениям в новых условиях подвергались те сферы образа жизни, которые непосредственно

связаны с природной средой: хозяйственно-бытовой уклад, устройство поселения и жилища, одежда. С ростом хозяйственных и культурных контактов, взаимопомощи, расширения сферы межнационального общения

вырабатывались интернациональные черты, развивались процессы межэтнической интеграции.

Территориальное смешение народностей на равнине способствовало широкому распространению русского языка как языка межнационального общения.

Обе эти тенденции - стремление к сохранению разнообразия и стремлению к достижению целостности -проявляются на протяжении всей истории развития Дагестана. Эти же тенденции находят отражение в развитии устной и письменной культуры, в образовании и литературе, в самых разнообразных проявлениях культурной жизни республики.

Конфессиональный фактор всегда являлся одним из важнейших в создании геокультурного пространства Дагестана, где начиная с эпохи бронзы

складывались самые разнообразные

языческие культы и верования.

Структура геокультурного

пространства Дагестана определяется, прежде всего, положением

разнообразных культурных центров. В настоящее время большая часть культурных процессов

(профессиональное художественное творчество, образование, наука)

концентрируется в крупных городах, в первую очередь - в столице республики Махачкале.

Бывшие культурно-религиозные

центры, долгое время определявшие структуру культурного пространства Дагестана, утратили свое прежнее значение, хотя именно в них сосредоточена большая часть объектов культурного наследия республики. Их современное состояние вызывает

большую тревогу. Основной задачей сохранения геокультурного

пространства должно стать возрождение наследия во всем многообразии его традиционных форм. Наибольший интерес в этом отношении представляют те сельские поселения, которые сохранили свою планировочную структуру и архитектурный облик, а также традиционные виды

землепользования (террасированные поля, летние и зимние пастбища с системой специализированных хуторов), водопользования (традиционные

оросительные системы), технологии

народных промыслов. В этом плане обращают на себя внимание отдельные территории Дагестана, где наблюдается высокая концентрация памятников истории и культуры (например, часть Дахадаевского района - селения Калакорейш, Амузги, Сулевкент, Харбук и др.). Особый интерес представляют участки древних исторических путей: «Бол-нух» - «Дорога воина»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Шелковый путь». Такие территории позволяют сохранить всю совокупность наследия, включая естественную и историко-культурную среду обитания человека, материальные и духовные ценности, многообразные формы природопользования.

Во всем мире объекты исторического, архитектурного и эстетического значения, представляющие научный и образовательный интерес, считаются невозобновимыми ценностями. Для Дагестана, полиэтнического региона, сохранение природно-историко-

культурного наследия имеет особую значимость, поскольку республика весьма насыщена историческими памятниками и памятными местами и является территорией пересечения и взаимодействия множества цивилизаций и культур.

Опираясь на научные разработки Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия по выделению особо ценных территорий, при разработке комплекса мер по сохранению геокультурного

пространства необходимо в первую очередь паспортизировать все памятники истории и культуры, уточнить места, где запечатлены следы предыдущих поколений (исторические поселения, места военных действий, старинные торговые пути и т.д.) по всей территории Дагестана, а также выработать программу по их охране.

Важнейшими задачами в сфере сохранения особо ценных исторических, этнокультурных и природных территорий являются:

- разработка концепции сохранения

естественноисторической среды

обитания малочисленных этносов, уклада их жизни и традиционных методов хозяйствования;

- разработка специальной

социокультурной программы,

направленной на улучшение условий жизни коренного населения, изучение его культуры и языка;

- создание системы охраняемых

территорий разного типа: музеи-

заповедники на базе исторических поселений (Гоор, Ицари, Калакорейш, Каракюре, Кахиб, Кочхюр, Кубачи, Чох, Шиназ и др.) и мест сражений (природно-историко-культурный комплекс «Ахульго», Хициб, Рича, Гимры и др.), биосферные заповедники

на базе уникальных природных комплексов (Аграханский полуостров, Богосский хребет, Ногайские степи), национальные парки (Тарки-Тау, Верхний Гуниб, природно-культовая гора Шалбуздаг);

- выработка предложений по использованию уникальных природноисторико-культурных комплексов в рекреационных целях (развитие индустрии туризма).

В последние годы культурное пространство республики претерпевает значительные изменения. Благодаря возрождению в Дагестане многих религиозных исламских институтов роль некоторых традиционных центров духовной культуры (Анди, Акуша, Аракани, Аркас, Губден, Карабудахкент, Хаджалмахи, Хунзах, Хуштада и др.) вновь становится значительной. Однако доминирующая роль остается за городами - Махачкалой, Дербентом, Буйнакском, Кизилюртом, Хасавюртом, Избербашем.

Формирование эффективной системы сохранения и использования

культурного и природного наследия невозможно без создания

географизированной (прежде всего, картографической) научно-

информационной базы об объектах наследия, которая призвана выполнять важнейшие функции банка данных, инструмента научных исследований, практических разработок, источника формирования социокультурного и государственно ориентированного

сознания граждан.

В системе различных мер по созданию соответствующей научно-инфор-

мационной базы особое место занимает «Атлас историко-культурного и природного наследия Дагестана» как комплексное научно-справочное

фундаментальное картографическое

произведение.

Концепция атласа базируется на методологии культурного ландшафта, что позволяет рассматривать культурногеографическое пространство как совокупность взаимосвязанных

территориальных культурно-природных

комплексов, обеспечивающих развитие, воспроизводство и сохранение объектов и явлений как инновационной, так и традиционной культур. Концепция выражает закономерности и особенности эволюции культур малочисленных этносов, пути взаимодействия традиций и инноваций в различных сферах деятельности (социокультурной,

экологической и экономической), исходит из необходимости решения острых современных проблем.

Основу концепции составили следующие положения: формирование исторической среды как необходимого условия гармонизации отношений между человеком и пространством его обитания; организация системы особо охраняемых историко-культурных и природных территорий как каркаса культурного ландшафта; формирование целостного информационного

пространства о наследии.

Атлас подготовлен под руководством автора настоящей работы силами учёных Дагестана и Москвы под эгидой Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Наследие». Он является логическим обобщением накопленного материала, а создание серии карт сложного культурногеографического и этнокультурного пространства Дагестана позволило осуществить пространственный анализ роли природных, социокультурных и социоэкономических факторов и сформировать базу данных, необходимых для осуществления региональной социокультурной политики.

Картографический материал Атласа является основой для выделения уникальных историко-культурных

территорий (этнокультурных и природных комплексов) и эффективного планирования социокультурного

развития на районном (местном) уровне управления.

Примечания

1. Набиева У.Н. Культурная география Дагестана. М. : Институт наследия, 2002. 209 с. 2. Набиева У.Н. Современное состояние и перспективы развития рекреации в Дагестане // Материалы XXIII Междунар. конгресса. М., 1976. С. 15-17. 3. Набиева У.Н. Типология этнокультурных районов // Труды Географического общества Дагестана. Вып. XXI. Махачкала, 1993. С. 17-23. 4. Набиева У.Н. Формирование и современная география религии в Дагестане // Известия АН СССР. Сер. Географ. 1994. №6. С. 91-95. 5. Набиева У.Н. Основные аспекты возрождения культурного ландшафта Дагестана. Труды Географического общества Дагестана. Вып. XXIII. Махачкала, 1995. С. 6-10. 6. Набиева У.Н. Этнокультурный ландшафт Дагестана // Труды Фонда Шамиля. Махачкала, 1998. №5. С.9-17. 7. Набиева У.Н. Этнокультурные территории Дагестана // Труды Фонда Шамиля. Махачкала, 1999. №7. С.52-58. 8. Набиева У.Н. Концепция Атласа культурного наследия Дагестана // Известия АН. Сер. Геогр. 2000. №4. С.103-105. 9. Набиева У.Н. Вопросы изучения и сохранения культурных ландшафтов Дагестана // Труды Географического общества Дагестана. Вып. XXX. Махачкала, 2002. С. 146-149. 10. Набиева У.Н. Территориальная структура традиционных промыслов Дагестана // Известия РАН. Серия Геогр. 2005. №6. С. 58-68. 11. Набиева У.Н., Шахабасов С.М. К вопросу комплексного изучения горных территорий Дагестана в целях рекреации // Материалы Всесоюз. науч.-практ. конф. молодых ученых Дагестана. Махачкала, 1981. С. 37-45. 12. Набиева У.Н., Шахабасов С.М. Культурно-ландшафтное районирование Дагестана // Труды Географического общества Дагестана. Вып. XXXI. Махачкала, 2003. С. 49-58. 13. Набиева У.Н., Шахабасов С.М. Памятники истории и культуры Дагестана как фактор развития туризма и отдыха // Труды XXXII Междунар. конфер. «Информационные технологии в науке, социологии, экономике и бизнесе». Ялта, 2005. С. 24-32. 14. Набиева У.Н., Эльдаров Э.М. Предпосылки формирования территориальной рекреационной системы в Приморском районе Дагестана // Рекреационные ресурсы Каспийского моря (Проблемы использования и охраны). М., 1989. С. 41-52. 15. Набиева У.Н., Шахабасов С.М. Социально-экономические и историко-культурные аспекты развития рекреации в Дагестане // География и туризм : Сб. науч. тр. Вып.1. Пермь, 2005. С. 172-184.

Статья поступила в редакцию 15.04.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.