© Н.В. Арестова, 2009
УДК 551.4(5-011) ББК 28.08
ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ТЕРРИТОРИЮ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ПРИКАСПИЯ
Н.В. Арестова
Дана краткая геоэкологическая оценка антропогенного воздействия на территорию северозападного Прикаспия. Выделены основные факторы антропогенного преобразования и виды хозяйственного использования территории. В заключении даны рекомендации по сохранению ландшафтного разнообразия на основе создания природно-экологического каркаса.
Ключевые слова: антропогенный ландшафт, агроландшафт, классификация антропогенных ландшафтов, природно-экологический каркас.
Территория северо-западного Прикаспия занимает северо-восточную часть Волгоградской области. На западе регион ограничен долиной Волги и крутыми, глубоко расчлененными склонами Приволжской возвышенности. Южная граница проходит по Волго-Ахту-бинской пойме, в северное обрамление входят увалистые равнины Сыртового Заволжья и высокие (до 200-250 м абсолютной высоты) склоны Общего Сырта.
Территория северо-западного Прикаспия имеет вид плоской безводной и бессточной равнины с абсолютными высотами, изменяющимися от 45-50 м на севере и снижающимися к юго-востоку до 18 м (побережье соленых озер). На общем равнинном фоне лишь на отдельных участках возвышаются сложенные коренными породами поднятия солянокупольного происхождения, размытые и абра-дированные древними морями. Поднятия сопровождаются крупными озерами, также соляно-купольного происхождения [6]. Большую часть территории северо-западного Прикас-пия занимают равнинные степные и полупустынные ландшафты, сформированные на позднечетвертичных морских засоленных поро-
дах с полынно-типчаково-ковыльной растительностью на светло-каштановых сильносолонцеватых и солончаковых почвах.
В настоящее время все более усиливающееся антропогенное воздействие на территорию северо-западного Прикаспия оказывает значительное влияние на свойства всех ландшафтных компонентов и ландшафтов в целом, а в некоторых случаях обусловливает возникновение новых антропогенных модификаций. Можно отметить, что практически все современные ландшафты региона в той или иной степени антропогенно преобразованы и потеряли свой первоначальный облик.
О ведущей роли антропогенного фактора в формировании новых и изменении существующих природных комплексов писал еще Ф.Н. Мильков. По его мнению, антропогенными ландшафтами следует считать как заново созданные человеком, так и те природные комплексы, в которых коренному изменению под влиянием человека подвергся любой из компонентов, в том числе растительный и животный мир [4].
Существует много вариантов классификации антропогенных ландшафтов, построенных на основе учета степени антропогенного преобразования природного ландшафта, генезиса, целей использования, хозяйственной ценности и др. Например, А.Г. Исаченко выделяет четыре группы ландшафтов по степени из-
менения их хозяйственной деятельностью:
1) условно измененные, или первобытные;
2) слабо измененные; 3) нарушенные (сильно измененные); 4) собственно культурные, или рационально преобразованные, ландшафты [3]. Классификация современных ландшафтов по характеру хозяйственного воздействия включает в себя природные ландшафты (коренные и вторичные), антропогенные модификации природных ландшафтов (рекреационные, пастбищные и др.) и техногенные комплексы (водохозяйственные, промышленные, селитебные) [1].
Многолетняя хозяйственная деятельность на территории северо-западного Прикаспия внесла заметные изменения в окружающую природную среду, коренным образом преобразив ландшафты на всей территории. В настоящее время 71,7 % территории региона приходится на сельхозугодья, 3,0 % занято населенными пунктами, около 4 % приходится на земли промышленности и транспорта, менее 1,4 % на леса и только 2,8 % составляют нетронутые целинные земли. В результате антропогенного воздействия на территории региона сформировалась единая природнотехногенная система регионального уровня, состоящая из подсистем более низкого ранга: сельскохозяйственной, промышленной, селитебной, транспортной, беллигеративной и рекреационной.
Проведенные исследования показали, что наибольшее распространение на территории северо-западного Прикаспия получили агроландшафты, на долю которых приходится более 71,7 % территории. В общей структуре земельного фонда сельскохозяйственные угодья занимают 2 000,2 тыс. га. Из них на пашню приходится 42,0 %, а на долю пастбищ около 23,2 %. За последние годы произошло общее увеличение доли пашни на 32 тыс. га, сенокосов на 12 тыс. га, пастбищ на 129 тыс. га при сохраняющихся темпах сокращения площади орошаемых земель.
В силу того что сельское хозяйство связано с природными условиями, агроландшаф-тные системы достаточно хорошо коррелиру-ются с ландшафтной структурой региона, что в первую очередь проявляется в территориальной организации сельскохозяйственных
угодий. Наибольший процент (более 60 %) распаханных земель отмечен в районе Приволжской песчаной гряды с каштановыми почвами супесчаного и песчаного состава, а также к северной части Прикаспийской низменности с почвенным покровом из каштановых и светло-каштановых солонцеватых почв в комплексе с солонцами. Сплошной массив в районе Приволжской гряды распаханные земли образуют только в западной части региона, протягиваясь широкой полосой вдоль Волгоградского водохранилища. На пологом восточном склоне земли распаханы хаотично, поля не образуют единой структуры и часто расположены по многочисленным падинам. На космических снимках значительные участки пашни на западе Приволжской песчаной гряды имеют осветленный фототон, что связано с ветровой эрозией, вызванной распашкой легких супесчаных почв.
Биологическая продуктивность этих территорий незначительная, часто требуется дополнительное увлажнение и внесение удобрений. Для этого на территории региона был создан ряд оросительных систем. Всего общая площадь орошаемых земель северо-западного Прикаспия составила к 2005 г. 116,7 тыс. га. В последние годы наметилась тенденция ухудшения мелиоративного состояния земель и снижение их продуктивности при нарастающих темпах сокращения их общей площади и переводе в богарную пашню. В первую очередь негативные процессы связаны с тем, что при строительстве оросительных систем в заволжских районах не был предусмотрен дренаж, что привело к засолению значительных площадей. Поступление воды на поверхность почвы в пределах орошаемых земель привело к нарушению природного равновесия, вызвало подъем грунтовых вод, а в ряде мест к появлению переувлажненных, заболоченных и вторично засоленных почв. Такие процессы отмечались в зонах действия ряда оросительных систем: Кисловской, Среднеахтубинской, Большой Волгоградской, Палласовской. Кроме того, в последнее время не выдерживаются режимы полива сельскохозяйственных культур, нарушаются севообороты, в связи с этим произошло значительное сокращение продуктивности орошаемых земель.
Поскольку на значительной части территории почвообразующими породами являются шоколадные глины, богатые сульфатами и хлоридами, большое развитие на территории северо-западного Прикаспия получили процессы вторичного засоления почв. Так, в Палласовском районе 156,1 тыс. га пашни засолены легкорастворимыми солями, из них
14.8 тыс. га в сильной степени.
Процессы эрозии на территории региона
исследования выражены незначительно, в основном выделяют два вида - ветровую и водную. Наличие почв с легким механическим составом и активная хозяйственная деятельность на них привели к развитию ветровой эрозии (дефляции). Так, в Николаевском районе, в основном в пределах Приволжской песчаной гряды, она заняла 13,4 тыс. га сельхозугодий, из них 10 тыс. га пришлось на пашню. Водная эрозия не получила широкого распространения в связи с общей равнинностью территории, ее незначительной расчлененностью - менее 0,1 км/км2 и небольшой площадью территорий с уклоном более 2°.
В связи с высоким содержанием солонцов в почвах на большей части территории Прикаспийской низменности использование их под пашни неэффективно. Поэтому в настоящее время на территории северо-западного Прикаспия широкое распространение получили пастбища, на долю которых приходится
34.9 % от общей площади земель сельскохозяйственного назначения.
Поскольку продуктивность сухостепных и полупустынных комплексов низкая, часто перевыпас скота ведет к скотосбою и выпадению из растительных группировок ценных злаков и преобладанию полыни, что особенно характерно для прилегающих к животноводческим фермам территорий. Располагаясь отдельными участками, пастбища сосредоточены в основном на востоке и юго-востоке региона. На остальной территории пастбища приурочены к прибрежной полосе водохранилища, долинам рек, оврагам и балкам. На отдельных участках района наблюдаются процессы пастбищной дигрессии, что привело к выпадению из травостоя ценных видов трав и доминированию сорняков. В основном это территории вокруг населенных пунктов и животноводческих ферм.
Таким образом, в результате длительного сельскохозяйственного освоения территории северо-западного Прикаспия произошло упрощение ландшафтной структуры и уменьшение разнообразия агроландшафтов. Отметим, что сухостепные и полупустынные экосистемы часто отличаются неустойчивостью и высокой степенью деградации при нерациональной хозяйственной деятельности, при этом развитие негативных процессов часто носит зональный характер. Так, если на Приволжской песчаной гряде вдоль берега Волгоградского водохранилища в основном развита ветровая и водная эрозия, то для территории Прикаспийской низменности характерны процессы вторичного засоления.
Значительно меньшую долю на территории северо-западного Прикаспия составляют техногенные ландшафты, возникающие в результате разработки полезных ископаемых.
Территория региона исследования относится к Прикаспийской нефтегазоносной провинции, которая приурочена к одноименной впадине, занимающей площадь более 500 тыс. км2. Часть Прикаспийской впадины, входящая в пределы Волгоградской области, особенно в зоне берегового уступа, стала объектом пристального внимания со стороны нефтяников. В этом районе приняты на баланс Малышевское и Левчуновское нефтяные месторождения, получены промышленные притоки еще на двух структурах - Центральной и Юрьевской. Все известные здесь притоки нефти связаны с нижнепермскими и среднекаменноугольными отложениями.
Южнее этой зоны получен приток нефти на Ново-Никольской площади из песчаников нижнего отдела карбона и из известняков тур-нейского яруса. Здесь же открыты газовые месторождения Лободинское, Комсомольское, Солдатско-Степновское, Южно-Кисловское в каменноугольно-пермской толще, но из-за высокого содержания сероводорода (более 1 %) они законсервированы. В настоящее время на территории северо-западного Прикаспия эксплуатируется ряд месторождений, в первую очередь, это Центральное и Малышевское.
Разработка этих и других нефтегазовых месторождений сопровождается нанесением непреднамеренного ущерба природной среде. К наиболее техногенно уязвимым компонентам
относятся атмосферный воздух и почвенный покров. Загрязнение почвенного покрова, грунтов, грунтовых вод, атмосферного воздуха нефтью и попутно добываемой высокоминерализованной пластовой водой возможно на всех этапах разработки месторождения (при ее добыче, подготовке и транспортировке) [2]. Проведенный анализ устойчивости компонентов окружающей природной среды при разработке месторождений показывает, что при существующей техногенной нагрузке природные компоненты региона способны к саморегуляции. При этом особое внимание при разработке природоохранных мероприятий следует обратить на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и на снижение техногенной нагрузки на почвенно-растительный покров.
В промышленном отношении территория региона развита слабо. Здесь нет больших промышленных центров и отдельных крупных предприятий, за исключением г. Волжского. Промышленное производство на большей части территории представлено предприятиями местной промышленности, в основном специализирующимися на переработке сельскохозяйственной продукции. Главная отрасль - пищевая (60 % всей продукции промышленности района), в структуре которой ведущее место занимают маслобойная и мукомольно-крупяная отрасли.
На юго-востоке территории региона расположены земли военного полигона. Поскольку большая часть природных комплексов полигона не испытывает прямого хозяйственного воздействия, эти участки стали резерватами для сохранения многих видов животных и растений и расселения их на прилегающие территории, подверженные интенсивной антропогенной нагрузке.
Регион северо-западного Прикаспия отличается от остальной территории области низким развитием дорожной сети. Площадь существующей транспортной сети дорог района с твердым покрытием составляет 38,59 км2 и не оказывает значительного влияния на загрязнение окружающей среды.
Проведенные исследования позволили выявить территории, наиболее подверженные антропогенной нагрузке, и показали нарушение баланса между отдельными компонентами природной среды.
В связи с этим возникает необходимость разработки плана действий по изменению настоящей ситуации к лучшему и рациональному планированию в будущем хозяйственной деятельности. При этом основным методом восстановления устойчивости природных экосистем региона является создание регионального природно-экологического каркаса, направленного на ослабление хозяйственного воздействия на территорию. Формируется такой каркас на основе ландшафтного подхода с учетом антропогенного воздействия. Для сохранения всего разнообразия ландшафтов в каждом из них необходимо такое соотношение природных и природно-антропогенных геосистем, которое составило бы не менее 30 % от его площади.
В связи с этим существующая сеть особо охраняемых природных территорий северо-западного Прикаспия должна быть дополнена новыми особо охраняемыми природными территориями (ООПТ), основной целью создания которых должно стать сохранение ландшафтнорепрезентативного ряда зональных и интразо-нальных природных комплексов. К таким территориям можно отнести лиманные комплексы: Пришибо-Могутинский, Тажинский, Еруслано-Торгунские разливы и др. [5]. Возникает также необходимость изменения статуса уже существующих ООПТ, например перевод ряда памятников природы в ботанические заказники, существующих охотничьих заказников «Дрофиный» и «Степной» и зон покоя охотхозяйств «Череба-евское» и «Бережновское» в государственные комплексные заказники.
При планировании необходимо также включить в структуру создаваемого каркаса земли ранее трансформированные, но в настоящее время выведенные из хозяйственного оборота, на которых развиваются процессы сукцессии. Они составляют важный резервный фонд природоохранной сети. Функциональным ядром природно-экологического каркаса северо-западного Прикаспия должен стать природный парк «Эльтонский».
Таким образом, изучение современной антропогенной динамики ландшафтов северозападного Прикаспия является ведущим методом разработки природоохранных мероприятий и организации эффективного управления природно-хозяйственными геосистемами, на-
правленного на поддержание экологического баланса в регионе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глушко, Е. В. Геоэкологическая оценка антропогенного воздействия на современные ландшафты по космическим снимкам / Е. В. Глушко, Ю. Г. Ермаков // Природа и ресурсы. - 1988. -Т. XXIV, №> 2-4. - С. 32-44.
2. Доклад о состоянии окружающей среды Волгоградской области в 2005 г. - Волгоград : Альянс, 2006. - 288 с.
3. Исаченко, А. Г. Ресурсный потенциал ландшафта и природно-ресурсное районирование / А. Г. Исаченко // Изв. рус. геогр. о-ва. - 1992. -Т. 124, вып. 3. - С. 94-115.
4. Мильков, Ф. Н. Геоэкология и экография: их содержание и перспективы развития / Ф. Н. Мильков // Изв. РАН. Серия географическая. - 1997. -№3. - С. 31-41.
5. Особо охраняемые природные территории Волгоградской области / В. А. Брылев, Н. О. Ряби-нина [и др.]. - Волгоград : Альянс, 2006. - 256 с.
6. Природные условия и ресурсы Волгоградской области / под ред. В. А. Брылева. - Волгоград : Перемена, 1996. - 264 с.
GEO-ECOLOGICAL EVALUATION OF ANTHROPOGENIC IMPACT IN THE NORTH-WESTERN CASPIAN SEA REGION
N.V Arestova
The author presents a brief geo-ecological evaluation of the anthropogenic impact on the territory of the north-western Caspian Sea region. Basic factors of anthropogenic transformation and ways of economic management of the territory are described. The conclusion contains recommendations on preservation of landscape diversity on the basis of natural-ecological frame creation.
Keywords: anthropogenic landscape, agro-landscape, classification of anthropogenic landscapes, natural-ecological frame.