Научная статья на тему 'Генезис гражданского общества как экономической категории'

Генезис гражданского общества как экономической категории Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
672
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГРАЖДАНИН / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / CIVIL SOCIETY / CITIZEN / INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY / INFLUENCE OF GOVERNMENT / ECONOMIC PROCESSES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Субботин В. О.

Рассматривается становление понятия «гражданское общество» в его историческом, экономическом и социальном развитии. Изучаются происходящие в нем процессы. Обозначены основные позиции и подходы к пониманию вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis of civil society as economic category

Formation of concept "civil society" in its historical, economical and social development is observed. Running in it processes are viewed. Main positions and approaches to the understanding of the question are identified

Текст научной работы на тему «Генезис гражданского общества как экономической категории»

В.О. СУББОТИН

Генезис гражданского общества как экономической категории

Рассматривается становление понятия «гражданское общество» в его историческом, экономическом и социальном развитии. Изучаются происходящие в нем процессы. Обозначены основные позиции и подходы к пониманию вопроса.

Ключевые слова: гражданское общество, гражданин, институты гражданского общества, влияние государства, экономические процессы.

Genesis of civil society as economic category. V.O. SUBBOTIN.

Formation of concept “civil society ” in its historical, economical and social development is observed. Running in it processes are viewed. Main positions and approaches to the understanding of the question are identified.

Key Terms: civil society, citizen, institutes of civil society, influence of government, economic processes.

Одной из наиболее популярных сфер политических реформ было и остается гражданское общество. Величайшие политики, экономисты, философы, социологи и реформаторы на протяжении длительного времени боролись за создание идеального, по их мнению, гражданского общества, однако представления о нем, равно как и реформистские пути построения твердого и устойчивого гражданского общества, были совершенно различны.

Чтобы вести речь о гражданском обществе в системе экономических отношений, требуется четкое осмысление данного понятия «гражданское общество» именно в экономическом контексте. Необходимо выявить принципы, формирующие гражданское общество, его деление на институты, механизмы внутреннего межинституционального взаимодействия. От полноты критериев и принципов будет зависеть точность установления зон, на которые гражданское общество способно влиять в экономической системе государства.

Впервые выражение «гражданское общество» употребляет в своих трудах античный философ Аристотель, который называл таковым сообщество свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства (государство-полис) [2].

Сфера экономики в античном обществе представляла собой общинный быт, основанный на натуральном хозяйстве и ориентированный на самодостаточность и поддержание стабильного личного и общественного благосостояния. Античный полис сменился в средневековье вольным городом-коммуной и средневековым цехом.

Средневековому обществу были присущи особые отличительные признаки, такие как корпоративность и доминирующая роль религии и церкви. Строго соблюдалась сословная иерархия - два высших сословия (духовенство, феодалы-землевладельцы), далее купечество, ремесленники, крестьяне («третье сословие»). Человек с рождения принадлежал одному из сословий, практически не имея возможности перейти в другое.

Развитие капитализма обусловило модернизацию средневекового гражданского общества и в связи с этим снижение на него тотального влияния церкви и государства. К XVII в. гражданское общество достигло такой степени самодостаточности, что как бы отделилось от государственной оболочки и заявило свои приоритеты господствовавшему над ним феодальному государству посредством идеи верховенства права над властью и договорной (гражданской) теорией происхождения государства. Их отношения вступили в фазу открытой борьбы, которую повели классы-лидеры - аристократия и буржуазия. Победившая буржуазия закрепила победу гражданского общества в конституционно-правовых документах. Таким образом, эпоха буржуазных революций обозначила исходный рубеж Нового времени, когда утвердился либеральный взгляд на государство, обслуживающее гражданское общество [8].

Понятие «гражданское общество» появилось в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и получило развитие в трудах Ш. Монтескье, Т. Пейна, Г. Гегеля, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, К. Маркса, Ф. Энгельса и других философов.

Т. Гоббс в середине XVII в. изложил в своих трудах «О гражданине» (1642 г.) [7, т. 1, с. 270-506] и «Левиафан» (1651 г.) [6] принципиально новое понимание гражданского общества, зарождающегося при переходе от природного естественного состояния всеобщей вражды людей друг с другом и страха к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства. То есть разобщенные люди объединяются в государство для препятствования вражды между собой.

Приблизительно в то же время изучением гражданского общества занимается английский философ, теоретик естественно-правовой школы Дж. Локк. В труде «Опыт о человеческом разумении» [12, т. 1, с. 78-582] при обосновании социально-политической концепции он опирается на естественное право и теорию общественного договора, считая, что основу гражданского общества составляет частная собственность, которая является священной и неприкосновенной [13, с. 129]. По Локку, государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно должно быть организовано так, чтобы не посягать на эти права, надежно их гарантировать. Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властных полномочий.

Видный американский представитель политической и правовой идеологии второй половины XVIII в. Т. Пейн, являющийся наиболее радикальным представителем демократических сил, в непростой исторический период войны американских колоний против метрополии - Англии - считал, что человеку присущи естественные и гражданские права. Пейн был согласен с Локком в том, что с образованием общества и государства часть естественных прав людей перешла в «общий фонд». Так возникли гражданские права, принадлежащие человеку как члену общества. Это те права, которые человек не способен защитить своей властью. «Общество создается нашими потребностями, а правительство - нашими пороками: первое способствует нашему счастью, положительно объединяя наши благие порывы, второе же действует отрицательно, обуздывая наши пороки; одно поощряет сближение, другое поощряет рознь» [11, с. 354]. Иными словами, Томас Пейн выявляет закономерность: чем гражданское общество ближе к идеалу, тем меньше оно нуждается в регулировании со стороны государства.

Г. Гегель, разделяя точку зрения Аристотеля о первичности государства во взаимоотношениях с обществом, писал: «Гражданское общество есть диффе-

ренция, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства, ибо в качестве дифференции оно предполагает государство, которое, чтобы пребывать, должно иметь перед собой как нечто самостоятельное» [5, с. 228]. Гегель первым всесторонне и основательно изучил гражданское общество, его взаимосвязь и систему отношений с семьей и государством. По его мнению, гражданское общество-это особая область одностороннего развития разобщенных людей, конкуренции индивидуальных и групповых эгоизмов. Люди становятся друг для друга не целью, а средством. Без нравственной воли и правового регулирования государства гражданское общество ожидала бы неминуемая гибель в пламени гражданской войны [5, с. 228].

Французский философ Ж.Ж. Руссо свои резкие социально-политические суждения противопоставил всем традиционным взглядам эпохи Просвещения, чем положил начало политическому радикализму. В работах Руссо преобразования в обществе рассматриваются с позиций интересов простолюдин и бедноты.

И. Кант, разделяя и пропагандируя либеральные взгляды на политическое устройство государства, сформулировал основные идеи и принципы современных учений о правовом государстве. В своей работе «Метафизика нравов» он определяет государство как соединение множества людей, подчиненных правовым законам. В качестве его важнейшего признака было названо верховенство закона. Кант при этом подчеркивал, что рассматривает не существующие в действительности государства, а «государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права» [11, с. 307-308].

Идеи французских социалистов оказали влияние на формирование политико-правовой теории немецких философов, социологов и экономистов. Карл Маркс характеризует гражданское общество как продукт только лишь буржуазной системы («Bürgerliche» означает и «гражданский», и «буржуазный» [1]). Буржуазное общество понимается как последняя, высшая стадия развития гражданского общества, являющегося составной частью всеобщей истории. По мнению Маркса и Энгельса, «гражданское общество» складывается полностью лишь с созданием современного буржуазного общества и первично относительно государства. Взаимоотношения гражданского общества и государства проявляются как отношения между индивидуальной свободой и публичной властью. Основоположники марксизма считали, что при осуществлении социальной революции именно в рамках гражданского общества происходят кардинальные изменения - вытеснение частной собственности и господствующих классов, - которые затем, после формирования новых органов государственной власти, закрепляются в политической сфере. Следовательно, сразу после перехода к социализму начинается процесс сужения политической сферы, сферы государственной регламентации.

Говоря о русском феодальном государстве, можно утверждать, что на рубеже XVII—XVIII вв. оно уже отчетливо оформляется как абсолютная монархия со всеми неотъемлемыми стремлениями к промышленному, культурному и военному совершенствованию, которым дала толчок активная реформистская политика Петра I, и преодолению отсталости государства в целом. Особенности экономических идей в это время в России можно проследить в работе И.Т. Посошкова «Книга о скудности и богатстве» [15]. В своем трактате, основываясь на опыте западных ученых, он, как один из первых представителей отечественной экономической школы меркантилизма, изложил свои мыс-

ли по вопросам экономического устройства государства и общества. Гражданское общество в области экономики представлялось Посошкову не равным, а разделенным на классы. Будучи представителем купечества, он говорил о необходимости полного, тотального государственного контроля над деятельностью данного класса общества и об одновременном установлении полного надзора купечеством за крепостными как за основной экономической силой общества того времени.

На рубеже XIX и XX вв. происходят кардинальные изменения как политического устройства Российского государства, так и социальных, экономических, этических и других устоев, сложившихся в обществе к тому времени. Переосмысливая труды К. Маркса и Ф. Энгельса по вопросу понимания гражданского общества и раскрытия его экономической составляющей, выдающиеся русские экономисты М.И. Туган-Барановский и С.Н. Булгаков пытались выявить этическую составляющую марксистской политэкономии. Туган-Барановский видел ее в идее Канта о верховной ценности человеческой личности. Булгаков пытался сопоставить постулаты Маркса и Энгельса с отечественной действительностью и полагал, что марксизм был силен не научными, а утопическими элементами, являясь самой яркой разновидностью религии прогресса для гражданского общества. Практическое значение политэкономии он усматривал в указании путей роста народного богатства как условия духовного развития общества и личности, а следствием этого - экономического развития. Социально-экономическую политику, подчиненную этой цели, Булгаков назвал идеализмом.

Основатель Советского государства В.И. Ульянов (Ленин) не пользовался понятием «гражданское общество». Он утверждал, что в отсутствие твердого и отделенного от самодержавного государства гражданского общества олицетворяющая собой государство революционная партия, в которой он видел средство осуществления исторических и цивилизаторских задач, будет играть роль творца, устраняющего варварство варварскими методами. Ленин подразделял общество на классы и полагал, что каждый класс проводит в жизнь свою мораль, свои нравственные ценности. Мораль пролетариата заключается в следующем: нравственно то, что отвечает интересам пролетариата [4].

Советский ученый второй половины XX в. A.A. Зиновьев по вопросу о происхождении гражданского общества разделял точку зрения И. Канта и полагал, что государство создается как орган формирующегося общества, а общество развивается как человейник с таким управляющим органом, каким является государство [10]. Заинтересованность общества в политике и государственном устройстве - необходимый признак общества, но не достаточный.

С течением времени процессы дифференциации различных сфер общественной жизни ускорились: произошло их высвобождение из-под пристального контроля государственной власти, характерного для сталинского тоталитаризма. Лишение собственности непосредственных производителей, внедрение экономически не обоснованных, принудительных методов организации труда; уравнивание интересов всех работников, противопоставление социального и индивидуального в человеке привело к тому, что в нашей стране утвердилась авторитарно-бюрократическая система экономических отношений [3, с. 23], которая просуществовала до 80-х гг. XX в. - бюрократизация государственных и партийных структур, подавление самоуправления, произвол партийно-государ-ственной власти. Человеку в этой политике отводилась роль средства достижения цели, поставленной тоталитарным государством.

Переломный момент в формировании новой системы мировых экономических отношений с типичной для экономик разных стран иерархией в международном разделении труда наступил в постперестроечной России в конце XX -начале XXI в.

С этого времени в России постепенно возрастает роль самостоятельного и свободного отдельного человека с его неотчуждаемыми правами и свободами. Усиливается внимание к его резервам и возможностям, полезным и значимым для развития страны, а именно к кадровому потенциалу, знанию и применению точных наук, владению технической грамотой и инженерным способностям, а также предпринимательским и управленческим способностям, профессионализму. Словосочетанием «гражданское общество» подчеркивалось все многообразие неполитических (частных) отношений, складывающихся без контроля государства.

Рассмотрение гражданского общества сквозь призму экономических отношений правомерно и актуально, т. к. сами экономические отношения динамически изменяются и зависят в том числе и от изменений в обществе. Общество и отдельные его представители постоянно подстраиваются под существующую экономическую ситуацию, как на микро-, так и на макроуровне, и тем самым совершенствуют и подталкивают к изменению саму экономическую систему. Собственно говоря, отдельный представитель одновременно и участвует в деятельности гражданского общества, отвечая требованиям, предъявляемым к нему как к гражданину государства, обладая правами и неся свои обязанности, и функционирует в системе национальных экономических отношений, выполняя определенный вид работ или оказывая услуги, занимая определенную экономическую нишу и попросту зарабатывая средства к существованию. Таким образом, обусловливается взаимное влияние и проникновение гражданского общества и экономики.

Подчеркивая то, что сфера влияния гражданского общества неоднозначна с точки зрения либеральной классической концепции социального пространства и не ограничивается одной лишь экономикой, а распространяется на политические, социальные и другие отношения, можно легко проследить, например, воздействие гражданского общества, а именно его индивидов - субъектов государственной власти, на политику и на публичную сферу жизнедеятельности.

Институты современного цивилизованного гражданского общества можно разделить на три основные сферы:

- экономическая сфера - представляет собой совокупность структурных элементов: индивидуальные формы экономической активности; коллективные хозяйства, кооперативы, частные предприятия и акционерные общества; отраслевые союзы и ассоциации - все формы и виды предприятий и организаций, созданные гражданами без участия государства, в соответствии с законами свободной рыночной экономики на основе добровольного объединения (за исключением государственных унитарных предприятий);

- социально-политическая сфера: общественные, политические организации и движения; различные формы общественно-политической активности граждан; органы общественного самоуправления; негосударственные средства массовой информации. Базисными элементами здесь являются семья, социальные группы и общности, в которых важные функции гражданского общества реализуются без вмешательства государства; самоорганизация социальных общностей; оказание взаимопомощи на основе солидарности граждан;

- духовно-нравственная сфера - напрямую связана с нравственным и духовным развитием людей, их научным и художественным творчеством, культурой. К элементам гражданского общества в этой сфере мы можем отнести наличие таких важнейших прав и свобод, как свобода совести и слова, реализация которых выражается в деятельности самостоятельных и независимых от политической власти и чрезмерного контроля государственных органов творческих союзов.

Большое значение для развития гражданского общества имеет такой институт, как средства массовой информации, формирующие представление граждан о стране. Важнейшей тенденцией развития российских СМИ последних лет стал стремительный рост Интернет-аудитории.

Доля россиян, выходящих в Интернет ежедневно, с 2006 г. выросла в 4,5 раза - с 5 до 23 % на начало 2011 г.; месячных пользователей за этот же период также стало больше - 38 % вместо 22 %. За последние четыре года удвоилось количество россиян, использующих Интернет для общения (чаты, форумы и т. п.), - с 20 до 39 %. По официальным данным российская сфера блогов увеличилась в 2 раза только с 2008 по 2009 г. [9, с. 27].

Интернет - это еще одна огромная площадка для объединения людей в различные сообщества, кроме того, Интернет является одним из альтернативных средств массовой информации, и доверие к нему у населения зачастую больше, чем к обычным теле-, радио- или печатным СМИ.

Вмешательство государства в гражданское общество Российской Федерации на практике четко прослеживается в реформах, касающихся модернизации данного общества в целях формирования конкурентоспособной инновационной экономики, призванной обеспечить России лидирующие позиции в мире. Исходя из указанной цели ставятся стратегические задачи: диверсифицировать преимущественно сырьевую экономику, модернизируя при этом ускоренными темпами ее реальный сектор; осуществить ускоренный переход экономики к технологиям шестого уклада в соответствии с теми приоритетами, которые определены президентом Российской Федерации (создание национальной инновационной системы, включающей систему генерации новых знаний, компетенций и инноваций, а также инфраструктуру, обеспечивающую быстрое внедрение инноваций в серийное производство; формирование нового инженерно-техничес-кого и рабочего поколения, способного обеспечить инновационное развитие российской экономики) [9, с. 37-38].

Несмотря на приватизационные программы периода 90-х гг. XX в., государственные предприятия продолжают играть существенную роль в экономике России. Минимум в пяти важных секторах российской экономики доминируют государственные предприятия: инфраструктура, добыча полезных ископаемых, военно-промышленный комплекс, финансовые услуги и масс-медиа [14]. Доля государства в экономической жизни Российской Федерации остается по-прежне-му высокой. В 2007 г. по данным Минфина половина российской экономики либо принадлежала государству, либо непосредственно контролировалась им.

В настоящее время в списках стратегических государственных предприятий и отраслей производства в России находится более 1 тыс. компаний, играющих решающую роль в формировании ВВП страны (на топливный сектор приходится более 50 % рыночной капитализации)1.

*Для сравнения: Великобритания еще в 1970-х гг. добилась снижения доли государственных компаний в ВВП с 12 до 2 %.

Влияние государства на экономические процессы в обществе базируется на сочетании рыночного и государственного регулирования. Государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов. За последнее десятилетие значительно активизировался процесс создания государственных предприятий в перспективных экономических направлениях, усилилась доля государственного влияния на высоком экономическом уровне, в уже ставших традиционными для Российской Федерации крупнейших компаниях - «лидерах экономики». В действиях государственных органов и руководства страны наблюдается тенденция усиления контроля экономического сектора как одной из фундаментальных институциональных составляющих гражданского общества: направленность на выявление, поддержку, укрепление и выведение на высокий экономический уровень вновь создаваемых инновационных, нанотехнологических, телекоммуникационных, медийных и прочих наиболее значимых проектов, создание на их базе компаний или государственных предприятий с последующим увеличением доли государства в них.

Подводя итог, следует отметить, что гражданское общество - особое понятие, не заменяющее и не подменяющее понятий «рынок» (экономика) и «государство» (политические отношения), а напротив, находящееся с ними в связке. Взаимодействуя, эти три сферы дополняют друг друга, одновременно осуществляя функцию контроля, способствуют развитию отстающей сферы до необходимого уровня. Только при этом условии, основываясь на четко прописанной и справедливой законодательной базе, можно вести речь о социальном порядке, свободе как удовлетворении материальных и духовных потребностей личности, и о человеке как высшей гражданской ценности.

Литература

1. Большой немецко-русский словарь: в 3 т. Т. 1 / авт.-сост. Е.И. Лепинг, Н.И. Фи-личева, М.Я. Цвиллинг и др.; под общ. рук. О.И. Москальской. Изд. 11-е, сте-

реотип. - М.: Рус. яз.: Медиа, 2008. - 760 с.

2. Большой энциклопедический словарь. 2000. - Режим доступа: tfile.org / books / 28632 / details. [Дата обращения декабрь, 2011 г.].

3. Виноградов В.В. Экономика России. - М., 2002.

4. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: учеб. для вузов. Изд. 2-е, пере-

работ. и доп. - М.: Издат. корпорация «Логос», 1999. - 544 с.

5. Гегель Г.В. Философия права. - М.: Мысль, 1990.

6. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / ред. А. Ческис. - М.: Соцэкгиз, 1936. - 503 с.

7. Гоббс Т. О гражданине / Сочинения: в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1989. (Философское наследие; т. 107).

8. Гребенник Г.П., Узун Ю.В. Идея гражданского общества и ее реализация в античном мире // Ринкова економіка. Сучасна теорія і практика управління. 2003. Т. 6, вып. 7.

9. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2010 год. - М.: Обществ, палата Российской Федерации, 2010.

10. Зиновьев A.A. На пути к сверхобществу. Ч. 1-3. М.: Центрполиграф, 2000.

11. История политических и правовых учений: учеб. / под ред. О.Э. Лейста. -М.: Юридическая литература, 1997.

12. Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Т. 1. Опыт о человеческом разумении. - М.: Мысль, 1985. (Философское наследие; т. 93).

13. Локк Дж. Избранные философские произведения: в 2 т. - М.: Паука, 1980.

14. Нещадин А., Кузнецов О., Кашин В., Анисимов В. Российская экономика: тенденции огосударствления // Общество и экономика. 2007. № 8.

15. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. -204 с.

Ш Субботин В.О., 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.