Научная статья на тему 'Генезис феномена духовности в педагогическом и психологическом аспектах воспитания личности'

Генезис феномена духовности в педагогическом и психологическом аспектах воспитания личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1220
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ЦЕННОСТИ / АКСИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шагардинова Е.

В статье осуществлен анализ осмысления понятий «духовность» с педагогической и психологической точки зрения. Представлено определение термина «духовность», раскрываются его основные компоненты и показатели. Автор приходит к выводу о том, что в педагогическом образовательном процессе «духовность» определяется как способность личности оперировать истинными нравственными ценностями, выстраивая образ жизни ʙ соответствии с ними. Духовность есть проявление высших психических способностей человеческого сознания, заложенных природой, но требующих развитие по средством периодических усилий и воли. В результате данного процесса, происходит расширение границ сознания и осознанного восприятие жизни, преображается характер и душа человека. Материалы статьи могут быть использованы в качестве аксиологического аспекта образовательно-воспитательной подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис феномена духовности в педагогическом и психологическом аспектах воспитания личности»

УДК 378

ГЕНЕЗИС ФЕНОМЕНА ДУХОВНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье осуществлен анализ осмысления понятий «духовность» с педагогической и психологической точки зрения. Представлено определение термина «духовность», раскрываются его основные компоненты и показатели. Автор приходит к выводу о том, что в педагогическом образовательном процессе «духовность» определяется как способность личности оперировать истинными нравственными ценностями, выстраивая образ жизни в соответствии с ними. Духовность есть проявление высших психических способностей человеческого сознания, заложенных природой, но требующих развитие посредством периодических усилий и воли. В результате данного процесса, происходит расширение границ сознания и осознанного восприятие жизни, преображается характер и душа человека. Материалы статьи могут быть использованы в качестве аксиологического аспекта образовательно-воспитательной подготовки студентов.

Ключевые слова: духовность, воспитание, нравственность, ценности, аксиология.

Введение

Различные научные направления неоднозначно трактуют феномен духовности. По своему происхождению понятия «дух» и «духовность» являются древними и имеют богатые традиции в истории, науке и культуре. Начиная с 1990-х гг. XX в., изменилась научная трактовка данных феноменов. В период существования СССР данные категории были лишены самостоятельного статуса в связи с высокой степенью акцентиро-ванности отечественной науки на светский гуманизм и научную методологию в понимании развития человека.

Содержание понятий «духовность», «духовно-нравственное воспитание» на сегодняшний день используются авторами во многих сферах образования, зачастую приравнивая их к религиозности. Это связано с тем, что феномены духовности в своем историческом развитии долгое время был неразделимы. В свою очередь, в большинстве стран мира на протяжении многих веков религиозные структуры были неразрывно связаны с государственной деятельностью, которая и имела непосредственное влияние на развитие и ход исторических, политических процессов, науки, культуры, образования.

Научные представления о духовности, духовно-нравственном

воспитании в педагогике

Рассматривая категорию духовности, с точки зрения педагогики, необходимо отметить, что в данной науке не сложилось однозначного понимания феномена духовности. Определение духовности в педагогике рассматривается как в религиозном, так и в светском миропонимании и значении. В светской педагогике не сложилось однозначного понимания духовности. В педагогическом сознании существует стереотип, что духовное воспитание является, прежде всего, воспитанием нравственным. Данный стереотип основополагается на представлении о том, что духовная сфера человека это исключительно сфера нравственных чувств. Бытует мнение, что уровень нравственной культуры и развития является базисным, а то и единственным показателем воспитания, а высоконравственный человек автоматически наделяется в сознании педагога всеми другими достоинствами, в том числе и духовностью. Это обусловлено тем, что в методологических науках, например в философии, по отношению к педагогике, кате-

Е. Шагардинова

Московский

государственный

институт

международных

отношений (университет)

Министерства

иностранных дел РФ

e-mail:

eldezmata@mail.ru

гория духовности четко не определена. В светском понимании духовно-нравственное воспитание рассматривается в контексте этических взглядов.

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский под духовно воспитанным человеком понимал высоконравственную, физически и гуманистически развитую личность, сочувствующую другим людям. Ученый уделял большое значение воспитанию молодежи, воспитательный и педагогический труд которого организовывался посредством формирования духовных ценностей обучающихся. Таким способом у молодежи воспитывалось трудолюбие, творчество, обязательность, самоуправление. Они познавали путь к счастью. В. А. Сухомлинский считал, что счастье юного поколения -это радость, полнота духовной жизни, отдача моральных и духовных сил для созидания гармонии и радости окружающей действительности [10, с. 177].

Суть программы воспитания выдающегося советского педагога-новатора В. А. Сухомлинского заключалась в формировании морального идеала личности, который вырабатывается в активной деятельности, а деятельность одухотворяется идеей, мечтой. Он считал, что именно реальная мечта может подталкивать личность к самосовершенствованию, обогащению духовного мира для осознания величия духа. Духовность, по его мнению, является одним из составляющих элементов ядра личности и его потенциала, без которого не возможна целостность человеческого бытия; духовность - это стремление человека к вечным, истинным для всех народов и времен ценностям.

Как отмечает Л. В. Вершинина, возможность разной направленности духовного становления может раскрываться через триаду базисных аксиологических абсолютных ценностей: истина, добро и красота [3, с. 13].

По ее мнению, аксиологический стержень духовности строится на основе особого типа мировоззрения и мироотношения, который принято называть духовным. Духовность выражается в соблюдении моральных ценностей и традиций. Невозможно изучить и описать духовность с помощью научных методов. Прекращение следования моральным ценностям приводит к потере духовности и самого человека. Аналогично в структуре этической позиции, духовность является вершиной треугольника, в основании которого находятся моральность и нравственность человека. Лишь посредством наблюдения за поступками можно зафиксировать проявление духовности в личности.

В статье другого ученого Н. М. Борытко феномен духовности трактуется как стремление человека возвыситься к личным целям и ценностям ради поиска высшего смысла своего существования. Духовность - это сила характера и следование нравственным принципам, это внутренний волевой стержень, без которого человек не может полностью реализоваться в жизни [2, с. 28].

Светская педагогика, исключая из состава религиозный компонент, не может игнорировать опыт духовного воспитания, выработанный религиозными и духовными деятелями. М. Б. Беляев утверждает, что до 1917 года главным принципом российской педагогики было учение о человеке как «образе и подобии Божием». В этом имеется благодатное поле для педагогов-практиков и ученых-исследователей. Данный тезис не получил полного освещения, глубокого осмысления и использования в педагогической практике, что порождает безрезультативность и недейственность многих воспитательных практик. Современные методики педагогического образования нацелены больше на инновации, чем на традиционные методы воспитания, которые постепенно обесцениваются и забываются. Вследствие этого формируется «свободная личность», не желающая оценивать себя с духовной и нравственной позиции [1, с. 19]. Это приводит к тому, что человек перестает быть готовым к принятию на себя полной ответственности за свои слова и поступки, обязательства по отношению к совести.

По мнению Н. М. Романенко, «содержательно система высших ценностей не может существенно отличаться от ценностей непосредственной жизни индивида, поскольку внешне, человек ориентированный духовно, совершает те же действия, что и

остальные. Различие заключается лишь в их направленности, в том, что образует смысл жизни личности. Говоря о высших ценностях, философская мысль обращается к тем же ценностям земной жизни: любовь, милосердие, добро, верность, надежда, совесть и т. д. Вопрос заключается лишь в том, каково назначение указанных духовных интенций, ради какой цели человек творит добро, проявляет любовь, на что надеется, во что верит» [8, с. 126 - 128].

Нельзя отрицать, что формирование духовных ценностей в православной педагогике представляется возможным путем воссоединения чувственной души с Божественным святым духом. С православной точки зрения, А.И. Осипов характеризует понятие «духовность» как способ приближения к Абсолютной Истине, путем нахождения человека в состоянии «раскаяного сердца», слушая голос своей совести, анализируя поведение и поступки [6, с. 26].

Это подтверждает факт о том, что в православной педагогике воплощением абсолютных ценностей выступает Бог. Духовное становление человека есть результат его волевых усилий, направленных на саморазвитие для преображения человека. В свою очередь, нравственность и духовность раскрываются в человеке по мере его духовного совершенствования.

Вместе с тем, в педагогическом образовательном процессе «духовность» определяется как способность выбирать истинные нравственные ценности и выстраивать образ жизни в соответствии с ними. В статье С. И. Хохлова «К понятию о духовности» данный феномен раскрывается через активную деятельность человека, направленную на самосовершенствование и расширение границ сознания в духовном плане, благодаря простым действиям, поступкам, поведению, которое проявляется в образе жизни [11, с. 34].

Когда человек работает над своим характером и воспитывает в себе добродетели, его духовная воля становится сильнее и крепче. Когда речь, мысли и поступки человека направлены во вред, качества духовности человека ослабевают. Это также происходит, если у человека есть множество пороков. Поэтому важно работать над искоренением пороков и избегать безнравственных поступков, поскольку они вредят душе, отягощая судьбу.

Духовное воспитание общества требует обращения к духовно-нравственным традициям образования. Единственное возражение, считает С. И. Хохлов, среди ученых и педагогов может относиться к включению в содержание духовности среди других нравственных ценностей вершины истинных нравственных ценностей - веру в Бога [11, с. 37]. В педагогическом воспитании важно обучать студентов не проявлять своих дурных наклонностей по отношению к другим, а добрые дела и свои полезные качества использовать во благо. Если применять таланты только для собственного продвижения, а дурные качества использовать для унижения других, этот путь ведет к падению.

С. И. Хохлов выделяет следующие компоненты и показатели духовности:

- стремление к высшим и вечным ценностям человеческого бытия и побуждение к гармоничному развитию;

- наличие таких качеств личности, как: доброта, искренность, воля, любовь к людям, сострадание;

- развитые познавательные качества: мышление, память, речь, внимание;

- потребность в созидательной творческой деятельности, широта интересов, ощущение счастья, положительный энергетический потенциал;

- присутствие внутренней свободы: избавление от страхов, миролюбивость во взаимодействии, жизнь по законам природы [11, с. 36].

Степень развития своей духовности можно определить наличием (отсутствием) у себя следующих добродетелей и достоинств:

- потребность в проявлении своей любви к близким, воспитанникам, людям, природе, животным;

- проявление улыбчивости, благосклонности;

- умение наслаждаться каждым мгновением жизни;

- отсутствие желания идти на конфликты;

- отсутствие интереса к оскорблению других людей;

- непринужденность во внешних обстоятельств;

- способность мыслить и поступать в соответствии с нравственными принципами;

- умение прощать;

- отсутствие проявления зла, обиды, зависти [10, с. 38].

Феномен духовности в психологии

По мнению М.П. Данилковой, какое бы идеальное общество не пыталось выстроить гармоничное развитие и воспитание человечества, в его основу должны быть положены этические и духовные основания. Основным фактором, определяющим формирование новой ценностной системы личности является духовная деятельность человека, его нравственные идеалы и потребности. Мир ценностей личности отражается в мире его культуре общения и манере поведения. Сфера формирования в себе истинных человеческих ценностей включает в себя процесс духовной деятельности человека, выработку нравственного сознания и поведения, привязанностей, тех оценок, в которых отражается мир духовного богатства [4, с. 58]. При этом автор подчеркивает, что духовная личность созидает духовный мир, ценности, идеалы, смысл жизни самостоятельно, корректируя их с учетом личного опыта, постоянно находясь в процессе духовного поиска. Сфера его активности охватывает мышление, волю, память, чувства, эмоции. Индивид испытывает потребность в самореализации духовной и практической деятельности в отношениях с другими. Бездуховность индивида выражается в отказе от свободного выбора в силу лени, безразличия к духовным ценностям, перед ответственностью за выбор и поступки в силу конформизма, стремления жить как все. Бездуховная личность не имеет индивидуального духовного мира, её внутренний мир полон чужими идеями, мнениями, ценностями и нормами, которые господствуют и подчиняют личность себе.

В научной психологии категория развития души, духа, бытия, представленной в философии, религии, этики и других науках, рассматривается относительно недавно. Касаясь феномена духовности с точки зрения психологии, необходимо подчеркнуть, что длительное время вопросы духовности не считались проблемами научной психологии вследствие идеологического контроля, которому была подчинена отечественная психологическая наука в советское время. По словам Г.Е. Пазековой, основной постулат «бытие определяет сознание», игнорировал силу и реальность обратного, когда сознание определяет бытие» [7, с. 77].

Духовное бытие в психологии рассматривается как одно из состояний ума, нацеленного на приоритет духовных ценностей, свободного от соблазна, желаний и пристрастий. Духовное бытие подразумевает под собой процесс непрерывного формирования духовных потребностей и процесс их удовлетворения. Духовные потребности, отмечает Г. Е. Пазекова, присущи каждому человеку. Но острота этих потребностей и ощущение «духовного голода» у всех различна [7, с. 78].

По своей сути, анализ духовных состояний в психологии связан с поисками корней духовности в глубинах бессознательного «я» человека. Мотивационной основой психологической готовности являются духовные влечения субъекта. Духовными влечениями В.В. Знаков называл «стремление к постижению определенного состояния сознания и к посвящению себя этому состоянию, проявляющемуся в нравственных ценностях - религиозных, эстетических, этических» [5, с. 45]. Духовные влечения отражают сложную психическую реальность, существование фундаментального переживания, проистекающего из преданности человека духовным ценностям; это инстинктивная тоска по ним, когда их не хватает, и ни с чем не сравнимое наслаждение от их удовлетворения. Автор описывает духовное состояние, как психологический фе-

номен, характеризующийся особым состоянием сознания, когда человек «не замечает» внешнего мира, не ощущает своей телесности, а состедотачивается на осмыслении и переживании духовных ценностей, этических и эстетических аспектов человеческого бытия. Отсюда следует, что связь человека с божественным основывается на глубинных уровнях подсознательного опыта человеческой души.

Аналогичную характеристику данного феномена мы встречаем у С.П. Штумпф. В статье «Творческая составляющая духовности» автором делается вывод о том, что духовность открывает перед человеком безграничные возможности для деятельност-ного применения в жизни, создавая цели, смыслы, формируя творческие задачи. Духовность есть проявление высших психических способностей человеческого сознания, заложенных природой, но требующих развитие посредством периодических усилий и воли. В результате данного процесса, происходит расширение границ сознания и осознанного восприятие жизни [12, с. 201].

Таким образом, духовность играет роль своеобразного проводника для указания на то, что есть ценно и подлинно, способствует раскрытию талантов. В ней концентрируется сила и потенция, относящаяся к высшему уровню состояния сознания. Духовность - скорее практическая наука, чем теоретическая. Исходя из приведенных педагогических определений и показателей духовности, можно обобщить, что все содержание духовности сводится к руководствованию нравственным поведением для спасения человечества от безнравственности. Человечество не сможет гармонично развиваться и продолжать существовать, если в основе социально-экономического развития будут превалировать зависть, ложь, алчность. По этой причине человек должен двигаться на пути самосовершенствования в духовном плане, отталкиваясь от простых действий, переходящих в более сложные - образ жизни [9].

Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям. Нравственность есть одно из измерений духовности человека. Без нравственности бесполезны все ученые степени. Духовность — это специфическое человеческое качество, которое формируется в процессе осознания и восприятия определенных общественных норм и ценностей. Данная категория представляет собой способы и методы приобретения качеств, свойств и возможностей личности, которые не появляются просто так, а формируются путём волевых, периодических, целенаправленных усилий.

Необходимо подчеркнуть, что духовное развитие молодого поколения является одним из важнейших и актуальных проблем педагогики. Создается благодатное поле для изучения основ формирования и становления социокультурного феномена духовности, которое требует глубокого осмысления. На сегодняшний день, задачей педагогов является передача знаний высших нравственных ценностей, с целью трансформации качеств личности обучающегося в переживания высокого духовного порядка. Система образования и воспитания на основе усвоения нравственно-этических ценностей призвана формировать духовно-нравственные качества развивающейся личности, создавать необходимые условия для воспитания высоконравственной личности студента. Важно уделять больше внимания повышению культурного, нравственного, этического, религиозного уровней в процессе воспитания. Но для этого важно создать необходимые условия, направленные на формирование духовной сферы молодежи. Общество не нуждается в различных видах информации, оно нуждается в трансформации сознания. В этом и заключается разница между светским и духовным образованием.

Поскольку главнейшим субъектом воспроизводства духовной жизни выступает молодежь, то задача обучающихся заключается в унаследовании культурных образцов и ее ценностей, созданных на основе тех, что ценились в более чем двухтысячной истории развития человеческой культуры. Как результат, это внесет огромный вклад в развитие культуры и формирование общественного сознания на основе духовных идеалов и образцов. Задача юного поколения состоит в наполнении собственной жизни

духовными качествами, постепенно меняясь как внешне, так и внутренне, применяя на практике методы, формы и средства, способствующие росту уровня сознания, формируя духовно-нравственные ценности будущих поколений. Долг студентов состоит в том, чтобы развивать в себе духовное начало и восстанавливать забытые ценности.

Заключение

Духовное развитие личности требует серьезной научной подготовки и технической грамотности. Современный подход к рассмотрению системного подхода воспитания духовных ценностей студентов необходимо сформировать через внедрение знаний, формирующих нравственные принципы. В связи с этим встает вопрос о поиске новых ценностей, которые могли бы стать достойной основой для формирования нравственного поведения молодежи.

Все религии и учения, стремящиеся к улучшению человеческого поведения, пытаются решать эту проблему, призывая к почитанию таких принципов, как истина, сострадание, доброжелательность, преданность возвышенному, стойкость и всепрощение. Однако для того, чтобы применять эти принципы, человеку необходимы практические методы. Одно только понимание таких идеалов отнюдь не делает человека духовно-нравственным. Решение проблемы повышения уровня сознания для выстраивания достойной жизни возможно благодаря восприятию духовных общечеловеческих ценностей, которые являются альтернативными по отношению к потребительским.

Таким образом, необходим переход к выстраиванию прикладного использования идеи осмысления духовных принципов, методик, технологий на язык светской педагогики для их практического использования в учебном процессе.

Список литературы

1. Беляев М. Б. Личность в системе духовно-нравственного воспитания / Известия ВолгГТУ. 2004. - № 5 . - С. 19 - 21.

2. Борытко Н. М. Этическая концепция духовно-нравственного воспитания / Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». Волгоград, 2012. -№ 3 (17). - С. 29 - 32.

3. Вершинина Л. В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя: / моногр. Самара, 2003. - С. 148.

4. Данилкова М. П. К вопросу о проблемах духовного обновления общества / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. №1. - С.57-60.

5. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры [Текст] / Вопр.психологии 1988. - № 3. - С. 104 - 114.

6. Осипов А. И. Православие и духовная безопасность / - Минск: Белорусская Православная Церковь, 2013. - С. 224.

7. Пазекова Г. Е. Духовность личности как психологический феномен акмеологии / 2005. - № 2. - С. 112 - 118.

8. Романенко Н. М. Духовность как специфика национального менталитета // Вопросы гуманитарных наук. - 2009. - №6. - С. 126 - 128.

9. Романенко Н.М. Воспитание духовной культуры старших школьников: дисс...доктор....пед... наук - М.: 2003. - 320 с.

10. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / Избранные произведения: в 5-ти т. / редкол.: А. Г. Дзеверин (пред.) и др. — Киев : Рад. шк., 2001

11. Хохлов С.И. К понятию о духовности / Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова Педагогика и психология. 2010. № 4. - С. 34 - 39.

12. Штумпф С. П. Творческая составляющая духовности / Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. №4. - С. 199 - 203.

GENESIS OF SPIRITUALITY PHENOMENON IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF EDUCATION

The article presents the analysis of understanding the concepts of "spirituality" with pedagogical and psychological point of view. Presented by the definition of the term "spirituality", reveals its main components and indicators. The author concludes that in teaching education "spirituality" is defined as a person's ability to operate with true moral values, building a life in accordance with them. Spirituality is a manifestation of the higher mental faculties of the human mind embodied nature, but require development through periodic efforts and will. As a result of this process, there is expansion of the boundaries of consciousness and conscious perception of life is transforming the nature and the soul of a man. Article Submissions may be used as the axiological aspect of students educational-training base.

E. Shagardinova

Moscow State Institute of International Relations (University), Ministry of Foreign Affairs

e-mail:

eldezmata@mail.ru

Keywords: spirituality, education, morals, values, axiology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.