Научная статья на тему 'Генерация бизнес-идей (управление инновациями) – основная технология повышения инновационного потенциала банка'

Генерация бизнес-идей (управление инновациями) – основная технология повышения инновационного потенциала банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИОННЫЙ КЛИМАТ / НОВАТОРСТВО / ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ / БРОКЕРИНГ ЗНАНИЙ / INNOVATIVE CULTURE / INNOVATIVE CLIMATE / KNOWLEDGE BROKERING / INNOVATING / TIPS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цой Ю.В.

В статье рассмотрены основные аспекты повышения конкурентоспособности банковских продуктов, обусловленные современными условиями рыночной экономики. Автором в качестве ключевых инструментов получения преимуществ над конкурентами рассмотрены – повышение инновационной культуры, обучение основам ТРИЗ профильных подразделений банка, брокеринг знаний, стимулирование новаторства и создание инновационного климата. Рассмотрены основные коэффициенты оценки инновационной стратегии и механизм оценки инновационной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERATION OF BUSINESS IDEAS (MANAGEMENT INNOVATION) IS THE BASIC TECHNOLOGY OF IMPROVEMENT OF INNOVATIVE BANK''S POTENTIAL

The author stydied the basic aspects of increase of competitiveness of the bank products, caused by modern conditions of market economy. The key tools of reception of advantages over competitors are increase of innovative culture, training to bases of TIPS the profile divisions of bank, knowledge brokering, stimulation of innovation and creation of an innovative climate. The basic factors of an estimation of innovative strategy and the mechanism of an estimation of innovative activity are considered in this research.

Текст научной работы на тему «Генерация бизнес-идей (управление инновациями) – основная технология повышения инновационного потенциала банка»

Проблемы экономики и менеджмента

List of references:

1. The federal law «About bases of state regulation of trading activity in the Russian Federation» from December, 28th, 2009 № 381.

2. The governmental order of the Russian Federation from May, 4th, 2010 №305 «About the statement of a design procedure of volume of all articles of food realized in borders of the subject of the Russian Federa-tion».

3. The governmental order of the Russian Federation from September, 24th, 2010 №754 «About the statement of Rules of an establishment of specifications of the minimum security of the population the area of trading objects».

4. Methodical recommendations about working out of regional programs of development of the trade, Minpromtorga of Russia Confirmed by the order from July, 28th, 2010 №637.

5. The order of Minpromtorga of the Russian Federation from July, 16th, 2010 №602 «About the statement of Formation of the trading register, the Order of formation of the trading register and the Order of granting of the information containing in the trading register».

6. Regions of Russia: the statistical collection: in 2 t./Goskomstat of Russia. - М, 2009.

7. Russia in figures: the short statistical collection / Rosstat. - М, 2009.

8. The Russian statistical year-book: the statistical collection / Goskomtstat of Russia. - М, 2009.

9. Strategy of development of trade in the Russian Federation on 2010 - 2015 and the period till 2020. The PROJECT. The ministry of the industry and trade of the Russian Federation, 2010. -http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/9.

Ю.В. Цой

аспирант, ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»

ГЕНЕРАЦИЯ БИЗНЕС-ИДЕИ (УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ) -ОСНОВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО

ПОТЕНЦИАЛА БАНКА

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты повышения конкурентоспособности банковских продуктов, обусловленные современными условиями рыночной экономики. Автором в качестве ключевых инструментов получения преимуществ над конкурентами рассмотрены - повышение инновационной культуры, обучение основам ТРИЗ профильных подразделений банка, брокеринг знаний, стимулирование новаторства и создание инновационного климата. Рассмотрены основные коэффициенты оценки инновационной стратегии и механизм оценки инновационной активности.

Ключевые слова: инновационная культура, инновационный климат, новаторство, теория решения изобретательских задач, брокеринг знаний.

Yu.V. Tsoy, Russian State Social University

ENERATION OF BUSINESS IDEAS (MANAGEMENT INNOVATION) IS THE BASIC TECHNOLOGY OF IMPROVEMENT OF INNOVATIVE BANK'S POTENTIAL

Abstract. The author stydied the basic aspects of increase of competitiveness of the bank products, caused by modern conditions of market economy. The key tools of reception of advantages over competitors are increase of innovative culture, training to bases of TIPS the profile divisions of bank, knowledge brokering, stimulation of innovation and creation of an innovative climate. The basic factors of an estimation of innovative strategy and the mechanism of an estimation of innovative activity are considered in this research.

Keywords: Innovative culture, innovative climate, innovating, TIPS, knowledge brokering.

Цель инноваций (результаты новаторской деятельности) - получение конку-

74

№ 2 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

рентного преимущества, завоевание нового клиентского сегмента, сокращение текущих затрат. По мнению П. Друкера, новаторство - это «... это одна из функций в уже существующей коммерческой компании, государственной организации или в новом предприятии, которое человек еще только создает у себя на кухне. Это функция, связанная с созданием новых источников прибыли или расширением потенциала уже существующих" [2, С.67].

В настоящее время существует целый арсенал инструментов для развития инноваций, однако, как показывает практика, знание и материально-техническое обеспечение не всегда приводит к новому познанию "...те, кто лучше всего оснащен для осуществления изобретений и внедрения инноваций имеют тенденцию к застою; те же, у кого меньше возможностей, становятся самыми известными инноваторами в мире» [3, С. 67].

В диссертационном исследовании Муравьевой А. В. «Банковские инновации: мировой опыт и российская практика» установлено, что многие проблемы в сфере инноваций «.лежат в иной плоскости, нежели финансовая» [10, С. 20].

Английский журнал «The Banker» публикует независимый рейтинг инноваций в банковской сфере. Итоги рейтинга за 2010 г. «Innovation in Banking Technology Awards 2010» отмечают, что «. среди победителей нет ни одного решения, которое не было бы ранее использовано в какой-то другой индустрии. Так что банки как отрасль в области инноваций, безусловно, отстают» [5]. Таким образом, основным направлением инновационного развития банковского сообщества является адаптация инноваций из различных отраслей науки и техники для нужд финансово-кредитных учреждений. Старший вице-президент, руководитель блока информационных технологий ОАО "Сбербанка России" (инновационная стратегия которого вызывает оживленный интерес в банковском сообществе) В. Орловский следующим образом характеризует инновационную маркетинговую стратегию банка «. не смотрите на конкурентов, смотрите на то, что происходит за пределами вашего рынка - и новые идеи, и потенциальные угрозы лежат именно там. Think out of the box» [5].

Повышение эффективности технологии разработки и внедрения инновационных банковских продуктов неразрывно связано с развитием инновационного потенциала банка, в том числе инновационной культуры. В своей статье "Инновационное развитие и инновационная культура" А. Николаев, директор Института стратегических инноваций, констатирует "Через инновационную культуру можно добиться существенного влияния на всю культуру профессиональной деятельности и производственных отношений людей" [9, С. 63].

Рассмотрим ядро разработки инноваций в банке - это определенная организационная единица, которая является бизнес-владельцем данного процесса, а именно сотрудник банка, который выполняет поиск инновационных решений "...с его практическим опытом, теоретическими знаниями, профессиональным уровнем, личностными качествами, интеллектуальными способностями является в определенном смысле са-

№ 2 - 2011

75

Проблемы экономики и менеджмента

мым ценным его ресурсом" [6]. Руководство банка заинтересовано в объективной оценке эффективности работы данного подразделения. О качестве инновационной культуры в банке можно судить по технологиям поиска и применения наиболее эффективных решений для возникающих производственных задач. Основное количество процессов в банке формализовано, но творческая инновационная составляющая также имеет место быть. Основной вопрос управления данного процесса заключается в том, каким образом наиболее эффективно организовать использование изобретательских, творческих ресурсов сотрудников банка.

В настоящее время процесс генерации бизнес-идей и совершенствования творческого процесса в бизнесе, в том числе в банковском, находятся на начальной стадии разработки. Существующий порядок дел имеет логическое объяснение, т. к. процесс генерации бизнес-идей относится к творческому процессу, а творческий процесс достаточно сложно поддается исследованию и детализации, тем не менее, предпринимаются попытки подобных исследований. Например, в исследовании Г. Альтшуллера "Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач" в качестве основных технологий решения изобретательских задач рассмотрены:

- морфологический метод;

- метод мозгового штурма;

- синектика.

Г. Альтшуллер критикует описанные выше методы, т. к. они лишь ускоряют процесс переработки вариантов решения задачи, а современной организации требуется точная наука - современная теория решения изобретательских задач (далее - ТРИЗ). Главной особенностью этой теории является выработка универсальных принципов поиска решений для задач любой сложности, автор также подчеркивает, что, как правило, в процессе разработки инновации существует одна центральная проблема - изобретательская ситуация, которая представляет собой "... максимальную и минимальную задачи. Схема макси-задачи: требуется принципиально новая техническая система для такой-то цели. У мини-задачи иная схема: необходимо сохранить существующую систему, но обеспечить недостающее полезное действие (или убрать имеющееся вредное свойство)" [1, С. 53-54]. По мнению автора, важным качеством данной теории являются с одной стороны простота логических построений, с другой стороны - возможность обучения, т. е. автор подчеркивает, что каждый может научиться решению сложных задач. ТРИЗ не стала оформленной научной доктриной, но в настоящее время существует Фонд Г. С. Альтшуллера, который проводит активную работу по развитию данной теории. Наука изобретать может стать полезным конкурентным преимуществом для банков, т. к. создает уникальную платформу знаний и творчества для поиска нестандартных решений и получения конкурентных преимуществ. Таким образом, целесообразно рекомендовать обучение основам ТРИЗ для профильных подразделений банка, которые занимаются непосредственно бизнес-проектированием.

76

№ 2 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

В качестве альтернативного источника генерации идей для повышения инновационного потенциала банка рекомендуется использовать разработки Э. Харгадона и

Р. Саттона, рассмотренные в труде "Построение фабрики инноваций", а именно - бро-керинг знаний. Основная новизна данной работы заключается в формировании технологии использования ранее известных научных разработок для создания инноваций на их базе, как подчеркивают сами авторы "Лучшие новаторы в качестве сырья для новых идей используют старые" [7, С. 67]. Процесс брокеринга знаний представляет собой цикл, который включает в себя следующие этапы:

- отбор лучших идей;

- поддержание жизнеспособности данных идей;

- использование отобранных идей для решения поставленных задач;

- "... превращение творческой идеи в реальную услугу, продукт, процесс или бизнес-модель - заключительная стадия цикла брокеринга" [7, С. 79].

Отсутствует статистика эффективности применения ТРИЗ и брокеринга знаний относительно отраслей экономики, но знание цикла брокеринга может стать дополнительным методом разработки инноваций.

Для реализации рассмотренных подходов к разработке бизнес-идей требуется административная и экономическая поддержка со стороны руководства банка, которая выражается в инновационной стратегии банка. Для оценки реализации данной стратегии необходимо проводить непрерывный мониторинг эффективности инновационной деятельности. Зверев О. А. в исследовании "Банки и организационно-управленческие инновации" для оценки эффективности инновационной стратегии предлагает использовать показатели, представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Индикаторы эффективности инновационной деятельности, предлагаемые Зверевым О. А. [4, С. 65]

Показатель Формула для расчета Обозначение показателей

1 2 3

Кзо Кзо = Зо/Упр' Кзо - общий уровень затрат; З0 - затраты на инновационную деятельность в целом; Упр' - объем продаж по банку

Кзрп Кзрп = Зп/ Упр' Кзрп - коэффициент эффективности работы персонала; Зп - затраты на содержание персонала, занимающегося инновациями

Крп Крп = Пр/Зо' Крп - общий коэффициент рентабельности инноваций; Пр - суммарная прибыль от продаж новых услуг и технологий

Крл Крл = Прк/Зок' Крл - локальный коэффициент рентабельности; Прк -прибыль от реализации отдельных инновационных проектов; Зок' - затраты на создание и внедрение инновационного проекта

№ 2 - 2011

77

Проблемы экономики и менеджмента

Качество расчета данных показателей во многом зависит от системы бюджетирования и аллокации расходов между подразделениями банка и степени их участия в инновационном процессе.

Зверев О. А. подчеркивает неразрывную связь инновационной составляющий и комплексной оценки деятельности банка, обращая внимание на то, что "...банки используют разные подходы для измерения своей инновационной активности, и лишь некоторые из них имеют целостную систему показателей характеризующих динамику и эффективность процессов, связанных с инновациями" [4, С. 65], а также предлагает общий механизм оценки, представленный на рисунке 1.

Создание инновационного климата в банке является не менее важной составляющей процесса развития. Инновационный климат представляет корпоративную культуру компании и характеризуется как "... сформированная определенным образом обстановка, позволяющая человеку чувствовать себя свободным, мотивированным, готовым к творческой работе" [8, C. 20].

Рисунок 1 - Механизм оценки эффективности внедрения организационно-экономических инноваций.

Таким образом, банки, нацеленные на инновационное развитие, вынуждены искать дополнительные способы повышения качества инновационного климата, анализировать и внедрять в свою деятельность не только передовые достижения технических и экономических наук, а также учитывать социально-культурные и психологические аспекты управления человеческими ресурсами.

Список литературы:

1. Альтшуллер Г. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. - М.: Альпина Паблишерз, 2010 г. - С. 38.

78

№ 2 - 2011

Проблемы экономики и менеджмента

2. Амабайль Т. М., Констанс Х., Крамер С. Инновации в бизнесе. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 г. - С. 96.

3. Боно Э. Создай себе удачу. - Минск: Попурри, 1999. - С. 67.

4. Зверев О. А. Банки и организационно-управленческие инновации // Банковское дело. - 2007 - №2. - С. 65.

5. Инновации на вырост // Банковские технологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banktech.ru/view.php?id=463 (дата обращения 04.05.2011 г.)

6. Инновационный потенциал персонала банка и методы его развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.provsebanki.ru/text/289 (дата обращения 04.05.2011 г.)

7. Кристенсен Клейтон М. Управление инновациями. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008 г. - С. 67.

8. Лебедева Н. М., Ясин Е.Г.Культура и инновации // Форсайт. - 2009. - №2. -

С. 20.

9. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура // Проблемы теории и практики управления. - 2011 - №2 - С. 63.

10. Муравьева А. В. Банковские инновации: мировой опыт и российская практика : дис. ... канд. эконом. наук. - М., 2005. - 20 с.

List of references:

1. Altshuller Find an idea: An Introduction to TRIZ - the theory of solving inventor in consumer applications. - Moscow: Alpina Publishers, 2010 - P. 38.

2. Amabile, TM, Constance H., Kramer S. Innovation in business. - Moscow: Alpina Business Books, 2007 - P. 96.

3. Bono E. Make yourself lucky. - Minsk: Popurri, 1999. - P. 67.

4. Zverev, O. Banks, organizational and managerial innovations / / Banks-parameter case. - 2007 - №

2. - P. 65.

5. Innovation for growth / / Banking technology [electronic resource]. - Re-press access: http://www.banktech.ru/view.php?id=463 (date accessed 05/04/2011 was)

6. Innovative capacity of staff of the bank and its methods of [the electronic resource]. - Mode of access: http://www.provsebanki.ru/text/289 (date accessed 05/04/2011 was)

7. Christensen, Clayton M. Innovation Management. - Moscow: Alpina Business Books, 2008 - P. 67.

8. Lebedeva, NM, Yasin E. Culture and Innovation / / Forsythe. - 2009. - № 2. - P. 20.

9. Nikolaev innovation and innovative culture / / Problems of theory and practice of management. -2011 - № 2 - P. 63.

10. Muraviev AV Banking Innovation: A Global Perspective and Russian practice-ka:

dis. ... cand. economy. Science. - M., 2005. - 20 p.

№ 2 - 2011

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.