Научная статья на тему 'Генеративная прагматика композитных перформативов'

Генеративная прагматика композитных перформативов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
200
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
перформатив / композитный перформативный конструкт / регулятив / перформативная дискурсивная практика / я-дискурс / перформативное поведение / performative / composite performative construction / regulative / performative discursive practice / self-discourse / performative behaviour

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Романова Лариса Алексеевна

В статье предлагается новый подход к неизученному явлению в лингвистической прагматике композитным перформативным конструктам, основанный на идеях регулятивной деятельности (системы регулятивов) коммуникативного конструкционизма с использованием методов «качественного анализа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with a new approach to the unstudied phenomenon in linguistic pragmatics based on the ideas of regulating practice (a system of regulatives) of communicative constructionism using the "qualitative analysis" methods.

Текст научной работы на тему «Генеративная прагматика композитных перформативов»

Л. А. Романова

ГЕНЕРАТИВНАЯ ПРАГМАТИКА КОМПОЗИТНЫХ ПЕРФОРМАТИВОВ

Работа представлена кафедрой общего и классического языкознания Тверского государственного университета.

В статье предлагается новый подход к неизученному явлению в лингвистической прагматике - композитным перформативным конструктам, основанный на идеях регулятивной деятельности (системы регулятивов) коммуникативного конструкционизма с использованием методов «качественного анализа».

Ключевые слова: перформатив, композитный перформативный конструкт, регулятив, перформативная дискурсивная практика, Я-дискурс, перфор-мативное поведение.

L. Romanova

GENERATIVE PRAGMATICS OF COMPOSITE PERFORMATIVES

The article deals with a new approach to the unstudied phenomenon in linguistic pragmatics based on the ideas of regulating practice (a system of regulatives) of communicative constructionism using the "qualitative analysis " methods.

Key words: performative, composite performative construction, regulative, performative discursive practice, self-discourse, performative behaviour.

К числу явлений, получивших широкую известность в гуманитарном дискурсе, но не вполне изученных в коммуникативной лингвистике, относятся композитные перформа-тивные образования, которые в отличие от канонических перформативных высказываний содержат в своей организационной структуре дополнительные строевые компоненты или модальные модификаторы в виде модальных и вспомогательных глаголов, включенных предикатных конструкций, пре-

дикатов мнения, намерения, оценки, разрешения, позволения, эмоционального состояния и др.

Перформативность каноническую или «классическую», в трактовке идей Дж. Л. Остина [2], и композитную перформативность можно отнести к тем категориям, которые уже более пятидесяти лет являются неотъемлемой частью научных изысканий разных наук - философии, социологии, литературоведения, культурологии и лингвистиски, обес-

печивающих контекст значимых изменений современной научной мысли в коммуникативно-функциональной парадигме языка.

Достижения коммуникативно-функциональной парадигмы современ-ной науки о языке позволили выявить особенности взаимоотношений языка и homo loquer (человека говорящего). Антропоцентрический подход к функционированию языка дает возможность использовать достижения различных наук для всесторонней оценки речевого поведения языковой личности, в том числе и перформа-тивного в рамках социального обмена речевыми (дискурсивными) действиями. Становится вполне очевидным, что для этих целей требуется разработка иной теоретической базы, чтобы в русле нового подхода сделать попытку найти ответы для решения заявленного круга проблем.

Предлагаемый коммуникативно-прагматический подход к описанию композитных перформативных конструкций позволяет вскрыть лингвистические приемы, выявить следствия разновидностей дискурсивного «архива» композитных перформативных конструкций, реализуемых говорящим субъектом в системе жизненных сценариев социальной интеракции и описать коммуникативный статус таких перформативных конструктов, а главное - ответить на вопрос: что собой представляет композитный перформа-тивный конструкт и в чем заключается его коммуникативно-прагматическое предназначение в дискурсивном обмене перформатив-ными практиками (действиями). Была установлена когнитивно-коммуникативная специфика перформативных конструктов, а также были определены принципы образования композитных перформативных конструкций (композитных перформативов, перформативных дискурсов). Кроме того, было выявлено их предназначение в конструировании совместного коммуникативного пространства (как новой коммуникативной реальности или новой, сконструированной языковой картинны мира реальности) для участников социальной интеракции.

В функционально-когнитивном плане любой перформативно-композитный ком-

плекс (дискурс) характеризуется определенным набором признаков и свойств, а именно:

• цельнооформленностью в конструктивном, содержательном и функциональном планах;

• хранением («размещением») в ментальном пространстве носителей одного и того же языка в готовом виде (т. е. в определенной комбинации);

• созданием у носителей одного и того же языка в процессе своей реализации определенной ассоциации или образа;

• восстановлением какой-либо ситуации;

• каузацией (являться первопричиной, отправной точкой возникновения) определенных, пусть и не всегда одинаковых, эмоций у носителей одного и того же языка;

• близостью в интерпретации и инфе-ренции как когнитивных процессов, связанных с обработкой информации, хранящейся (закрепленной) в том или ином перформа-тивно-композитном комплексе у разных индивидов;

• экспонированием на языковом уровне в виде комбинированной единицы (перфор-мативного дискурса-композита), построенной по определенной модели и соответствующей как свободным, так и несвободным сочетаниям ее составляющих компонентов -выражений, речевых действий, речевых / дискурсивных практик в виде микро- и макроконтекстов [3; 4; 5].

Эмпирический языковой материал в виде микро- и макроконтекстов валентной сопряженности перформативных имен (пер-формативных элементов - от глаголов до их субститутов) с дополнительными строевыми компонентами показал, что на базе элементарного (базового) предикативного признака, категоризующего множество создаваемых перформативных коммуникативных событий и разбиение этого множества на классы (типы, разряды), были выявлены определенные типовые композитные структурные образования, где в качестве категоризующей основы выступает базовая связка перформативно-го элемента (индекса, терма) и дополнительного строевого компонента (компонентов) как акциональный признак характеризуемой

интерактивной (событийной) ситуации, которые в своей совокупности составляют обычную свернутую пропозицию по принципу схематичного представления абстрактного речевого акта [подробнее см.: 5].

Категориальная основа такой базовой связки (композитной схемы универсума), опирающаяся на функциональную сущность множества перформативных имен-термов, характеризуется базовыми предикативными признаками - действиями такой композитной схемы: Я говорю и в то же самое время Я называю имя - терм событийной интеракции, значит, тем самым Я выделяю его из множества жизненных сценариев существующих в мире социальной коммуникации, тем самым Я создаю новый уровень отношений с интерактантами в выделенном жизненном сценарии, тем самым создаю новую реальность коммуникативных отношений, устанавливая (закрепляя) тем самым этот уровень отношений с участниками социально-коммуникативной интеракции и тем самым Я репрезентирую уровень познания (новой, коммуникативной) действительности, в которую уже входит этот уровень, являясь частью такой новой коммуникативно-социальной действительности, отраженной в виде обыкновенной пропозициональной свертки в когнитивной системе ментального пространства индивида для актуализации этого признака в момент его использования), которые в своей совокупности позволяют прийти к соответствующему разбиению этого множества.

Указанная последовательность реализации (актуализации в речи) перформативных признаков (характеристик) имени-терма событийной интеракции отражает механизм действий, в ходе которых «что-то» становится социальным объектом, и именно она (актуализация имени-терма событийной интеракции, т. е. перформативного поведения) являет собой социальное конструирование взаимоотношений между субъектами интеракции или «конструктивное событие». В определенных обстоятельствах актуализации названных перформативных признаков такое конструирование не является вопросом строгого соответствия термина реальному миру как он

есть, а, скорее, является вопросом специфических отношений, в которых задействованы участники социально-коммуникативной интеракции.

В процессе актуализации говорящим субъектом названных признаков композитной перформативности в пространстве типовых жизненных сценариев социальной коммуникации в Я-форме (композитном Я-дис-курсе) определяющую роль играет принцип дуального (двунаправленного) взаимодействия человека с окружающим миром: а) человек воздействует на мир вещей (явлений, событий) и взаимодействует с ним, познавая их свойства и характеристики, и б) мир вещей воздействует на человека, закрепляя в его объективной и языковой картинах мира характеристики и свойства таких взаимодействий. Обозначенный принцип дуального взаимодействия говорящего субъекта и мира реализуется в композитном перформативном Я-дискурсе в виде структурированной диспозиции модальностей Я говорящего субъекта (говорящих индивидов), в которой отражены формы социального конструирования мира и собственного Я как описание и объяснение реальности (действительной и коммуника-тивно-перформативной) посредством языковых выражений (или дискурсивных Я-прак-тик) социально-коммуникативных отношений между участниками интеракции. Диспозиция модальности (модальностей) Я как говорящего субъекта представляет собой то, что создается в процессе и посредством речевой интеракции по ходу и мере реализации ее условий, когда говорящие и слушающие выявляют (идентифицируют) себя как личности. В этом плане диспозиция становится действенным элементом (действием-практикой) социально-коммуникативной интеракции и жизненного пространства.

В терминах коммуникативного конст-рукционизма предлагаемая концепция пер-формативного Я-дискурса отличается от традиционной точки зрения, согласно которой Я-дискурс - это устойчивая индивидуальная когнитивная структура, и интерпретируется как «сфера публичного дискурса», по К. Джерджену [1], в которой говорящий Я

является субъектом социального обмена (ролевых исполнений и экспектаций) в рамках культуры данных жизненных сценариев.

В структуре диспозиций модальностей Я любого перформатитвного композита (перформативного Я-дискурса) выявляются следующие ком-поненты: 1) конструкт,

2) модальности Я когнитивного агента как говорящего субъекта с системой отношений к участникам социальной интеракции и

3) представители социального окружения, как их воспринимает говорящий субъект как когнитивный агент. Как таковая, диспозиция модальностей Я обычно не осознается человеком. Каждый раз человек сталкивается с некоторым интегральным фоном (гешталь-том), в котором временами могут более отчетливо выступать отдельные модальности Я когнитивного агента как говорящего субъекта. Этот интегральный фон самовосприятия может оставаться постоянным или меняться в зависимости от местоположения (сценария типового взаимодействия) аспектов Я на континууме типового конструкта.

Каждая диспозиция имеет тенденцию проявляться в когнитивном, обыденном и перформативном поведении вполне определенным образом в виде той или иной пер-формативной практики. Причем внешний рисунок (манифестационная конструктивность) и вербального, и невербального поведения достаточно точно отражает взаиморасположение модальностей Я когнитивного агента: приказ - обязательное следование приказу по определенному сценарию, а совет -не обязательное следование совету и не обязательно придерживаться ритуальной специфике совета; ср. также и с предметным миром и их оценкой: гранит - камень твердый, а малахит - камень мягкий и т. п. Достаточно одной из модальностей изменить свое местоположение на континууме конструкта, как поведение и эмоции резко меняются [подробнее см.: 7]. Поскольку каждая диспозиция жестко при-вязана к определенному композитному конструкту, то появляется возможность проинтерпретировать связи диспозиций, осуществив тем самым переход от анализа индивидуального сознания к анализу

композитного Я-дискурса когнитивного агента в перформативном поведении. Интерпретация связей диспозиции отличается от интерпретации корреляционной связи между конструктами. Понятие положительной и отрицательной кор-реляционной связи теряет свое непосредственное значение, трансформируясь в понятие противоречивого или непротиворечивого самовосприятия по условям перформативного характера проявления (в виде перформативной дискурсивной практики) модальности - Я.

Механизм интерпретации связей диспозиции обусловлен, по А. Анастази, конструкт-ной валидностью постепенного накопления информации из разных источников, когда в дело идут любые данные, бросающие свет на природу рассматриваемого свойства или действия, на условия, от которых зависит его развитие и проявление. Другими словами, прямое доказательство конструктной валидности требует накопления информации и теоретического обобщения результатов описания рефлективной деятельности когнитивного агента при использовании им своего истолкования связей между участниками социально-коммуникативной интеракции, вещами мира в их целостном восприятии. Выявив основные позиции конструктивной деятельности говорящего субъекта как когнитивного агента, важно фиксировать определенные изменения, произошедшие и происходящие в рассматриваемом криптоклас-се перформативных композитных образований в течение временного периода реализации их типовых иллокутивных потенциалов. Эти изменения связаны с условиями результативности вхождения интерактантами в сферу действия перформативной ситуации. И тогда не условия истинности / ложности станут определять перформативный характер актов социальной интеракции, а условие результативности, демонстрирующее смену ролевых отношений между интерактантами в рамках того или иного объема потенциала иллокутивных функций будет играть основную роль в описании социального поведения говорящего субъекта в жизненных сценариях.

Функциональная специфика дискурсивных перформативных практик, осуществ-

ляющихся в действии, призвана при успешном выполнении действия (а в случае пер-формансных практик - успешного образа или подражания действия) конструировать новую модель поведения, реализующуюся в новых социальных отношениях между участниками новой коммуникативной реальности, в то время как перформансные практики приводят к конструированию своего рода фиктивной действительности отношений по принципу «как если бы». Создаваемая говорящим при помощи Я-дискурса новая коммуникативная реальность или реальность второго порядка есть реальность, которая выражена в языке и посредством языка и является элементом дискурса, так как оперирование языком, или «совокупностью осмысленных значений», по К. Джерджену [6], суть всегда коммуникация, взаимодействие индивидов, вступивших в отношение социальной взаимозависимости, т. е. совместного созидания смыслосодержащего дискурса», без которой не было бы ни «объектов», ни «действий», ни способов сомневаться в их реальности, так как в конечном счете все, что обладает значением, произрастает из сферы отношений». Сказанное означает, что отправной точкой познания («локусом познания», в терминологии К. Джерджена) - вместо индивида в когнитивной парадигме - становится сфера его отношений» через свое (свои) действие (действия) к другому участнику как со-творцу реальности второго порядка или новой коммуникативной реальности.

Из этого следует, что перформативная Я -форма композитных образований (Я-дис-курсов) как нерасчлененных компонентов, функционирующих в рамках только единого конструкта и значение которых выводится только из значения целого, призвана в функциональном плане отражать социально-коммуникативные отношения участников социальной интеракции, конструирующих - при помощи языка - новую повседневную реальность своего бытия и наделяющих ее смыслом и значением в рамках сложившихся социальных отношений. Поэтому в фокусе перформа-тивного Я-дискурса оказывается природа языка как средство социально-коммуникатив-

ных представлений о мире и способ отображения, отражения, сохранения, передачи и хранения объективного знания и его роль в социальной практике. В этом плане разрабатываемая в работе модель перформативного поведения интерактантов позволяет исследовать и описывать социальное поведение индивида с позиций предложенных принципов порождающей прагматики и, очевидно, может рассматриваться в виде комплексного метода, позволяющего «считывать» соответствующую информацию с картины мира и лингвистической картины мира, сопоставляя их вместе или актуализируя каждую из них по отдельности для каждого интерактанта в рамках изучаемых типов дискурса.

Использование композитных перформа-тивных конструкций в социальной интеракции в виде особого криптокласса социального се-миозиса обусловлено необходимостью и важностью создания новой реальности (или коммуникативной метареальности) в процессе интерактивного обмена, в которой отношения между интерактантами приобретают (получают) большее значение, чем само содержание передаваемого в перформативном высказывании. Использование композитных перформа-тивных конструкций в социальной коммуникации предоставляет возможность «играть» с реальностью и с опытом (когнитивной базой, «запасом знания», по А. Шютцу) собеседника, перестраивая ее в соответствии с личностными установками, ожидаемыми откликами и социальными потребностями. Функционирование композитных перформативных конструкций в социальной коммуникации раскрывает специфику действий коммуникативного субъекта по созданию новой реальности (коммуникативной метареальности), обозначая ее границы и «зоны приложимости» таких конструкций к ней и к системе социально-личностных отношений интерактантов.

Специфика функционирования композитных перформативных конструкций в социальной коммуникации и особенности формирования характера дуальных отношений миров говорящих субъектов, а также механизм реализации этого принципа в перформативных композитных практиках структурирования мира

вещей и отношений представлены в типологии согласованных и противодействующих регулятивных действий-практик, которые призваны координировать коммуникативное взаимодействие участников перформативной ситуации. Как только интерактанты вступают через перформативные композиты в координированное взаимодействие друг с другом, то мир (мир новой коммуникативной действительности) становится «значимым» для них и они обретают идентичность как конкретные люди со своими интересами, целями, идеалами, пристрастиями и установками. Через коммуникативные взаимоотношения, сформированные перформативными конструктами, интерактанты могут генерировать новую упорядоченность значений, которые порождают новые формы действий.

В русле следования изложенных взглядов и наблюдений [см.: 8] перспективы проведенного исследования можно свести к следующему:

• дальнейшая разработка и формирование основ генеративной прагматики для создания (описания) «архива» коммуникативно-значимых дискурсивных практик в разных лингвокультурах;

• дальнейшее развитие принципов модели перформативного поведения в разносис-темных языках;

• исследование особенностей проявления перформативного поведения в различных условиях институциональной интеракции;

• в приложимости модели перформативного поведения к исследованию интерактивных процессов современного социокультурного, в том числе и медийного пространства;

• выявление полоролевых (феминность / маскулинность) и возрастных особенностей перформативного поведения говорящего субъекта;

• систематизация вербальных и авер-бальных семиотических маркеров перформа-тивного поведения коммуникантов в социальной интеракции;

• выявление и описание системы дополнительных компонентов, модифицирующих прагматическую функцию типовых композитных конструктов;

• уточнение возможностей прагматического транспонирования иллокутивных функций прагматических типов композитных перформативов;

• классификация ситуаций социальной интеракции, отображающих презентационную сущность современного «общества пер-форманса или спектакля»;

• экспликация в рамках исторической прагматики системы отношений между композитными перформативными практиками и формами их диахронической репрезентации;

• создание коммуникативного атласа говорящей личности в лексикографическом описании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Джерджен К. Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика. Минск: Изд-во БГУ, 2003. 218 с.

2. Остин Дж. Философия языка. М.: Едиторал УРСС, 2004. 208 с.

3. Романова Л. А. Перформативный дискурс в парадигме социального конструкционизма // Культура как текст. М.; Смоленск: Ин-т языкознания РАН, СГУ, 2007. Вып. 7. С. 81-96.

4. Романова Л. А. О трактовке перформативности и перформанса в социальной коммуникации // Языковой дискурс в социальной практике. Тверь: ТвГУ, 2008. С. 336-340.

5. Романова Л. А. Категориальный статус перформативности в современном гуманитарном дискурсе // Науков1 записки Луганського нацюналь-ного ушверситету. Вип. 7. Т. 3. Сер1я «Фшолопчт науки»: Зб. наук. праць [Пред'явлення свггу в гуматтарних дискурсах ХХ1 столггтя]. Луганськ. нац. ун-т ¡м Тараса Шевченка. Луганськ: Альма-матер, 2008. С. 138-143.

6. Романова Л. А. Конструктивная семантика криптокласса английских прилагательных размера в диахронии и синхронии. М.: Ин-т языкознания РАН, 2007. 120 с.

7. Романова Л. А. Прагматические свойства композитных перформативов // Современные технологии производства: мат. Межд. научно-практич. конф. Тверь: Агросфера, 2009. С. 193-199.

8. Романов А. А., Романова Л. А. Притяжение перформатива. Очерки по теории перформативно-сти от Дж. Л. Остина до наших дней. М.: Ин-т языкознания РАН, 2009. 156 с.

REFERENCES

1. Dzherdzhen K. Dzh. Sotsial'ny konstruktsionizm: znaniye i praktika. Minsk: Izd-vo BGU, 2003. 218 s.

2. Ostin Dzh. Filosofiya yazyka. M.: Editoral URSS, 2004. 208 s.

3. RomanovaL. A. Performativny diskurs v paradigme sotsial'nogo konstruktsionizma // Kul'tura kak tekst. M.; Smolensk: In-t yazykoznaniya RAN, SGU, 2007. Vyp. 7. S. 81-96.

4. Romanova L. A. O traktovke performativnosti i performansa v sotsial'noy kommunikatsii // Yazykovoy diskurs v sotsial'noy praktike. Tver': TvGU, 2008. S. 336-340.

5. Romanova L. A. Kategorial'ny status performativnosti v sovremennom gumanitarnom diskurse // Naukovi zapiski Lugans'kogo natsional'-nogo universitetu. Vip. 7. T. 3. Seriya «Filologichni nauki»: Zb. nauk. prats' [Pred'yavlennya svitu v gumanitarnikh diskursakh XXI stoletitya]. Lugans'k. nats. un-t im Tarasa Shevchenka. Lugans'k: Al'ma-mater, 2008. S. 138-143.

6. Romanova L. A. Konstruktivnaya semantika kriptoklassa angliyskikh prilagatel'nykh razmera v diakhronii i sinkhronii. M.: In-t yazykoznaniya RAN, 2007. 120 s.

7. Romanova L. A. Pragmaticheskiye svoystva kompozitnykh performativov // Sovremennye tekhnologii proizvodstva: mat. Mezhd. nauchno-praktich. konf. Tver': Agrosfera, 2009. S. 193-199.

8. Romanov A. A., Romanova L. A. Prityazheniye performativa. Ocherki po teorii performativnosti ot Dzh. L. Ostina do nashikh dney. M.: In-t yazykoznaniya RAN, 2009. 156 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.