Научная статья на тему 'Генеративная грамматика и концепция «Врожденных идей»'

Генеративная грамматика и концепция «Врожденных идей» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1835
310
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТСУТСТВИЕ МОТИВАЦИИ / ВРОЖДЕННАЯ / СПОСОБНОСТЬ / ЗНАНИЕ ЯЗЫКА / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNATE LANGUAGE FACULTY / POVERTY OF THE STIMULUS / COMPETENCE / PERFORMANCE / PRINCIPLES AND PARAMETERS THEORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдурахманова Н.Г.

Статья рассказывает об одной из теорий современного языкознания, генеративной грамматике или теории врожденных идей. А также рассматривает более широко вопросы, концепции и принципы, решаемые генеративной грамматикой, уточняет теоретические сведения об особенностях формирования лингвистической компетенции, закономерностях усвоения системы языка в онтогенезе, связи когнитивного и языкового развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генеративная грамматика и концепция «Врожденных идей»»

Абдурахманова Н.Г. ©

Аспирант, кафедра межкультурной коммуникации РГПУ им. А.И. Г ерцена ГЕНЕРАТИВНАЯ ГРАММАТИКА И КОНЦЕПЦИЯ «ВРОЖДЕННЫХ ИДЕЙ»

Аннотация

Статья рассказывает об одной из теорий современного языкознания, генеративной грамматике или теории врожденных идей. А также рассматривает более широко вопросы, концепции и принципы, решаемые генеративной грамматикой, уточняет теоретические сведения об особенностях формирования лингвистической компетенции, закономерностях усвоения системы языка в онтогенезе, связи когнитивного и языкового развития.

Ключевые слова: отсутствие мотивации, врожденная, способность, знание языка, речевая деятельность

Keywords: poverty of the stimulus, innate language faculty, competence, performance, Principles and Parameters Theory

Лингвистика как наука начала складываться ещё в античности, на протяжении всей истории ученые по крупицам вносили новые данные в развитие языкознания. Генеративная лингвистика - наиболее распространенная в современном мире лингвистическая теория.

В «Философском словаре» под редакцией Фролова врождённые идеи - это «понятия и положения, которые согласно представлениям идеализма присущи человеческому мышлению изначально и не зависят от опыта. К Врожденным идеям относили аксиомы математики и логики, исходные философские принципы. Родоначальником учения о Врожденных идеях был Платон. По мнению одних философов, Врожденные идеи даны от бога (Декарт); другие считали их склонностями или задатками ума, развитию которых способствует чувственный опыт (Лейбниц). В рационалистических теориях интеллектуальной интуиции (Непосредственное знание) признавалось, что некоторые положения не изначально присущи нашему уму, а постигаются в умственном акте усмотрения истин. Несмотря на различие указанных теорий, всем им свойственны элементы априоризма, т. е. признается существование таких знаний, которые предшествуют опыту и не зависят от него. Кант, отвергнув теории Врожденных идей, тем не менее не преодолел их, о чем говорит его учение об априорных формах чувственности и рассудка, которые упорядочивают содержание нашего опыта. Теории Врожденных идей имели своей гносеологической основой неисторический, недиалектический подход к вопросу о происхождении общих понятий и принципов, к соотношению непосредственного и опосредствованного, чувственного и рационального элементов в познании, индивидуального и общественно-исторического опыта».

Основоположником генеративной грамматики является американский лингвист Ноам Хомский. Она получила распространение с конца 1950-х годов, и оказывает влияние на мировое языкознание последние пять десятилетий. Повествует генеративная грамматика о врожденной способности человека говорить, пытается объяснить на удивление быстрое усвоение родного языка ребенком при, казалось бы, полном отсутствии мотивации (poverty of the stimulus). Процесс овладения родным языком Хомский сравнивает с процессом роста живых организмов. Человеческая способность использовать язык, по мнению ученого, заложена в человеческом интеллекте, является врожденной способностью (innate language faculty), одной из особенностей человеческого мозга, которая

© Абдурахманова Н.Г., 2015 г.

и отличает человека от животного как биологический вид. Главная цель теории грамматики, по Хомскому, — понять, каким образом человек усваивает язык, объяснить загадочную способность человека носить в себе внутреннюю структуру языка, использовать ее и передавать следующим поколениям. Основной аргумент в пользу существования врожденных структур можно суммировать в виде утверждения, сделанного Хомским: «В конце концов, даже глупые люди обучаются говорить, а самые умные обезьяны - нет».

Главное положение, которое определяет подход к изучению процесса овладения языком по Хомскому, заключается в том, что каждый человек, говорящий на определенном языке обладает специальной структурой (mental structure), свойственной носителям того или иного языка. То есть, такая структура, свойственная носителям английского языка, отличается от структуры носителей французского или китайского.

С утверждения о том, что у языка есть «особая психическая реальность», начался переворот в лингвистике, произведенный представителями генеративной (порождающей) грамматики.

Психическая реальность языка — это его универсальная, для всех языков Земли одинаковая внутренняя структура, заложенная в человеке от рождения; различаются от одного языка к другому только детали внешней структуры. Именно поэтому, усваивая язык, ребенок делает не все мыслимые, а лишь вполне определенные виды ошибок. И ему достаточно немного поэкспериментировать со словами, чтобы установить параметры родного языка.

Генеративизм — это подход в лингвистике, рассматривающий язык прежде всего в качестве инстинкта, объясняющий способность человека производить и понимать бесконечное число грамматически правильных предложений, опираясь на конечное и довольно ограниченное множество

высказываний, с которыми он уже встречался на протяжении жизни. Высказывания производятся путем рекурсивного применения к уже известным словам и выражениям некоторого конечного числа правил. Предполагается, что эти правила являются врожденными, в том смысле, что они биологически закодированы и их реализация является естественной функцией головного мозга. В ранних версиях генеративной грамматики речь шла именно о правилах, в более поздних — о некоторых универсальных принципах, однако суть сохранилась: конечное число принципов применяется к конечному множеству высказываний на входе и дает бесконечное число высказываний (а значит, и смыслов) на выходе. Основная задача порождающей грамматики — формальное описание этих принципов, в связи с чем, ее рассматривают как разновидность формальной лингвистики, в отличие от лингвистики функциональной, желающей понять зависимость языковых форм от целей и контекста речевой деятельности. Хомский, не связывая эволюцию языка с функцией передачи информации, исходит из существования врожденной человеческой способности к рекурсии, рассматривает язык как некий механизм, создающий правильные фразы.

В основе генеративной грамматики лежат идеи трансформационной методики Зелига Харриса: синтаксическая система языка может быть разбита на ряд подсистем, из которых одна является ядерной, исходной, а все другие производные от нее. С этими положениями генеративисты связывают способность детей развивать речевые навыки и утрату таковых вследствие речевых дисфункций. Можно сказать, что генеративная грамматика - это не теория языка, а теория усвоения языка.

Генеративная грамматика одна из ветвей формального направления в лингвистике, основывающаяся на описании языка в виде формальных моделей определённого типа. Исходным и базовым для генеративной лингвистики типом формальных моделей являются трансформационные порождающие грамматики, иногда сокращённо называемые порождающими грамматиками или трансформационными грамматиками. Генеративная лингвистика выдвинула несколько фундаментальных противопоставлений: чётко различаются «компетенция» — знание языка (competence) и «употребление» —

использование языка в речевой деятельности (performance). Трансформационная порождающая грамматика описывает, прежде всего, компетенцию говорящего.

Синтаксис содержит базовый и трансформационный субкомпоненты. База — система элементарных правил, предположительно близких для различных языков, — исчисляет ограниченное множество глубинных структур, прототипов будущих предложений. Первое правило базы S = NP + VP разлагает исходный символ предложения S на последовательность составляющих: NP —именную группу (являющуюся группой

подлежащего) и VP — глагольную группу. Каждому из разложимых далее (т. е. нетерминальных) символов соответствует некоторое правило базы.

Грамматика языка - это сложная система с многочисленными и разнообразными связями между её частями. Врожденная языковая способность, единая для всех

представителей человеческого рода, независимо от этнической принадлежности, в генеративной лингвистике представлена как универсальная грамматика.

Лингвистический уровень есть метод представления высказываний. Он имеет конечный словарь символов, который могут располагаться в линейной последовательности, образуя цепочки символов посредством операции, называемой сцеплением. Трансформация определяется структурным разложением цепочек, к которым она применима, и

структурными изменениями, которые она производит в этих цепочках.

Г енеративная грамматика как одна из ветвей формального направления в лингвистике породила ряд генеративных теорий.

1. Стандартная теория трансформационных порождающих грамматик.

2. Расширенная стандартная теория

3. Теория управления и связывания (GB-теория)

4. Теория принципов и параметров

5. Минималистская программа

Теории параметров и принципов (Теории управления и связывания) постулирует принципы Универсальной Грамматики, действующие во всех человеческих языках, состоит из модулей, каждый из которых посвящен нескольким принципам. Основными считаются следующие модули: 1.Х-штрих теория, описывающая базовую структуру предложения; теория ограничивания, описывающая возможности перемещения элементов внутри предложения; 2. теория управления, описывающая отношения зависимости между

элементами предложения; 3. теория падежа относится к абстрактному и морфологическому падежному управлению; 4. тета-теория, описывает тематические отношения между

глаголами и их аргументами; 5. теория связывания, описывающая отношения прономиналов, анафоров и имен с их референтами.

Грамматика каждого конкретного языка образуется, согласно этой теории, путем выбора того или иного параметра, допускаемого универсальными принципами. Ребенок от рождения владеет Универсальной Грамматикой и в ходе усвоения родного языка постепенно настраивается на его параметры.

Модульный подход является дальнейшим шагом на пути обобщения порождающих грамматических правил: число действующих

принципов сокращается; вводится запрет на факультативные, то есть не объясняемые никакими принципами перемещения элементов предложения; вводится принцип полной интерпретации всех элементов предложения. Вместе с тем некоторые особенности конкретных грамматик объясняются спецификой лексикона, который выводится за пределы Универсальной грамматики. Что касается теории перемещения, то основные ограничения на альфа -передвижение можно изложить следующим образом:

1.передвижению могут подвергаться либо вершины, либо полные составляющие, но не промежуточные категории типа Х'. 2. Вершины могут передвигаться только в позицию вершин, а полные составляющие - только в позицию полных составляющих. 3. За один этап перемещения не дозволяется пересекать границ более чем одной максимальной проекции,

перемещаемые элементы оставляют после себя особый вид пустой категории - следы. 4. Передвижение может происходить только в незанятые позиции. 5. Существует два типа перемещений - субституция и адъюнкция. Субституция - это передвижение в изначально порожденные позиции, а адъюнкция -в позиции, непосредственно порождаемые при деривации (образовании) данного выражения.

Язык как лексическая и грамматическая система существует в сознании человека независимо от его желания. Индивиды принадлежащие одной языковой общности говорят на одном языке. Г оворят, как правило, с детства. Будучи ребенком, носитель того или иного языка не задумывается над тем, как он говорит, он производит речевые операции, не задумываясь, использует модели производства речи. Генеративная лингвистика дает подробные описания процессов изменения согласных и гласных звуков, происходящих с ними в процессе речи, озвученные носителями языка. Чтобы ребенок мог овладеть языком, у него должно быть «...врожденное предрасположение... выучить язык определенного типа...».

Пытаясь дать как можно более широкое представление о вопросах, решаемых генеративной грамматикой, ученые проводят обзор Х-штрих-теории, вводят базовую схему любой группы XP, описываются основные типы групп (NP, VP и т.д.), подключение адъюнктов и построение деревьев сложных предложений. Также приводят обзор

последовательно возникавших теорий генеративизма: расширенная теория генеративной грамматики, включающая в рассмотрение и семантический компонент (1970-ые годы), теория управления и связывания (1980-ые годы), теория принципов и параметров (1990-ые год), наиболее современная минималистская программа, предложенная Ноамом Хомским в конце 1990-ых годов.

Ноам Хомский разработал трансформационную грамматику. По мнению Хомского, язык — это не набор единиц языка и их классов, а механизм, создающий правильные фразы. Существует система правил, с помощью которой мы можем порождать и понимать бесконечное число предложений. При этом бывают предложения, хотя и бессмысленные, но грамматически правильные, а бывают неправильные и по смыслу, и грамматически. Понимание речи подразумевает извлечения смысла слова из замысла. Речевые сигналы обрабатываются логично и последовательно. Восприятие речи нуждается в лингвистических знаниях и законах. Если словосочетание ошибочно построено, но напоминает адресанту знакомые ему слова, то они воспринимаются как известные. При восприятии слова или предложения главную роль играет многозначность. Слово соотносится с похожими словами своего семантического поля. В рамках трансформации-онного анализа существует представление о поверхностной и глубинной структуре предложений. Поверхностная структура — та, которую мы слышим или читаем. Глубинная структура связана со смыслом. Трансформационный анализ — это анализ синтаксических структур путём их преобразования из поверхностных в глубинные. Для того, чтобы построить пассивную конструкцию (The book was read by me), надо знать, как устроена активная (I read the book). Это предложение уже не ядерное, оно получено путем операции трансформации, которая Хомским названа операцией пассивизации (из ядерной активной структуры). Хомский приводит ряд правил перехода глубиной структуры в поверхностную (правила подстановки, перестановки, произвольного включения одних элементов, исключения других элементов), а также предлагает правила трансформации (пассивизация, субституция, негация, адъюнкция, эллипс и др.). Всё это представляет врождённую способность к производству языка.

Литература

1. Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003.- 232 с.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов. М.: Высшая школа, 1988. - 320 с.

3. Гумбольдт В. фон Избранные труды по языкознанию -2-е изд - М.: Прогресс, 2000 г.- 400 с.

4. Исакадзе Н.В. Отражение морфологии и референциальной семантики именной группы в формальном синтаксисе : дис. ...канд. фил.х наук. М., 1998.

5. Сериков А.Е. Проблема порождения смысла и современный генеративизм. Журнал. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология Выпуск№ 2 / 2007 http://cyberleninka.rU/article/n/problema-porozhdeniya-smysla-i-sovremennyy-generativizm

6. Хомский Н. Синтаксические структуры. — Новое в лингвистике. Вып. 2. М., 1960.

7. Хомский Н. Логические основы лингвистической теории. — Новое в лингвистике. Вып. 4. М., 1965.

8. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса. М., 1972.

9. Цейтлин С. Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000.- 240 с.

10. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

11. Andrew Radford, Martin Atkinson, David Britain, Harald Clahsen and Andrew Spencer Linguistics. An Introduction. // Second edition. - CAMBRIDGE UNIVERSITY PRESS, 2009. - 433p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.