Научная статья на тему 'Гендерный ролевой порядок мусульманских молодежных субкультур КЧР'

Гендерный ролевой порядок мусульманских молодежных субкультур КЧР Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
361
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНЫЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ СУБКУЛЬТУРЫ В КЧР / YOUTH MUSLIM SUBCULTURES IN KCHR / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / GENDER STEREOTYPES / ГЕНДЕРНЫЙ РОЛЕВОЙ ПОРЯДОК / GENDER ROLE ORDER / ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА / GENDER CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Батчаева М.Д.

В рамках социальной системы складывается определенная гендерная культура, отражающая основные ролевые предписания, регламентирующие социальное поведение. Гендерные контракты являются частью нормативноценностной системы. В рамках традиционной культуры Карачаево-Черкесии выделяются молодежные мусульманские субкультуры для которых характерны особенные модели поведения, своя нормативно-ценностная система. В рамках данных сообществ сложились несколько отличные от норм доминирующей культуры гендерные отношения, ориентированные на исламскую модель социальных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender role order of the Muslim youth subcultures of KChR

Within the limits of social system there is the certain gender culture reflecting the basic role instructions, regulating social behaviour. Gender contracts are a part of a standard-value system. Within the traditional culture of Karachaevo-Circassia there are youth Muslim subcultures for which especial models of behaviour, their own standard-value system are characteristic. Within the given communities there have emerged gender relations a little different from the norms of dominating culture, focused on Islamic model of social relations.

Текст научной работы на тему «Гендерный ролевой порядок мусульманских молодежных субкультур КЧР»

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012

и заслуженных деятелей науки и образования, так и смелых, наивных, молодых и талантливых учёных и педагогов.

Литература

1. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории [Текст] /А.Тойнби. - М.: Айрис-пресс.- 2003. - 592 с.

2. Яворук О.А. Знание. Дидактические перспективы решения знаниевой проблемы. Монография [ Текст] / О. А .Яворук. - Ханты-Мансийск: ЮГУ!- 2009. - 170 с.

Современные проблемы культурологии

Батчаева М.Д.

Гендерный ролевой порядок мусульманских молодежных

субкультур КЧР1

Различие между двумя полами - одно из важнейших условий, лежащих в основе многих разновидностей культуры, которые придают людям чувство собственного достоинства и положения в обществе. [7,28]

Важнейшим условием развития и функционирования социальной системы является демографическое воспроизводство. Эта необходимость сформировала определенный гендерный порядок, определенное распределение ролей, связанное с распределением труда, семейными отношениями, воспитанием детей. В общественных науках гендерные отношения рассматриваются как нормативная основа конструирования социального поведения со второй половины прошлого века. Термин «гендер» впервые был введен в научный оборот на Западе в конце 60-х годов для анализа социальных отношений. Смысл понятия «гендер» в социальных науках заключается в идее социального моделирования пола в различных ситуациях взаимодействия в социуме. Гендер - это социокультурная маска пола. [5,19]

Важным элементов любого общества выступает гендерная культура как система регулирования отношений между полами, ценностно-осознанная совокупность правил и норм социального взаимодействия индивидов в соответствии с половой принадлежностью, воплощенных в принципах и традициях общественной жизнедеятельности. [8,40]

Гендерная культура как система включает в себя следующие компоненты: гендерные стереотипы, гендерные роли, гендерные контракты, гендерную

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Гендерная ролевая композиция мусульманских молодежных субкультур КЧР») проект N° 11-13-09002 а\ Ю

35

ISNN 1029-3388

ассиметрию.

В рамках любой культуры формируется гендерная композиция-соотношение ролей мужчин и женщин, определяющая гендерный баланс. В основе гендерного баланса культуры лежит гендерный контракт. Под термином гендерный контракт понимается доминирующий тип гендерных отношений, как практических, так и символически репрезентируемых на каждом данном этапе развития гендерной системы. В сфере гендерных отношений изменения статусных позиций различных социальных групп приводят к таким явлениям, как изменение структуры семьи, изменение системы социальных гарантий, изменение положение женщин и мужчин в сфере экономики и политики. Изменение гендерных режимов или так называемых гендерных контрактов, является результатом множественных изменений на уровне повседневных взаимодействий. Гендерные роли наиболее четко проявляются в семейно-брачных отношениях, экономической активности и распределении труда, гендерной ассиметрии, то есть, отношении к власти. В рамках гендерной культуры складываются определенные образы маскулинности и феминности, то есть, мужественности и женственности. Образы эти складываются исторически под влиянием множества факторов, становятся частью самой культуры.

Трансформации в современном российском обществе привели к изменению социальных институтов, статусно - ролевой системы, норм и ценностей, в том числе гендерных стереотипов. Изменению подверглись и гендерные отношения в, так называемых, «традиционных» регионах, в таких как Карачаево-Черкесия. Исторически в регионе сложилась патриархальная гендерная культура, в рамках которой верховенство мужчин сопровождалось ответственностью, роли женщины сводились к роли матери, домохозяйки, тогда как мужчина был ответственен не только за экономическое благополучие, но и за честь женщины- матери, жены, сестры, дочери, выполнял роль защитника. Женщина, будь то жена, мать, дочь или сестра, воспринималась как хранительница очага. Более трепетного и ревностного отношения к женщине, чем на Кавказе сложно представить. Образ мужественности ассоциируется со смелостью, активной общественной позицией, умением рисковать и зарабатывать. Образ женственности традиционно сопровождался скромностью, умением вести хозяйство, добротой, сдержанностью. В то же время, в социальной действительности образы маскулинности и феминности сохраняются скорее внешне, внутреннее содержание гендерных образов в регионе претерпело значительное изменение.

Глобализационные процессы внесли существеннее изменения в сферу семейных отношений, распределению власти, экономическую систему. В доминирующей культуре региона гендерная схема обусловлена двумя составляющими: традиционными образцами и новыми гендерными порядками. Особенно остро ощущаются противоречия в гендерных отношениях среди молодежи, потому что эти противоречия являются следствием противоборства старой традиционной системы и нового модернизированного порядка

36

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012

определяющегося глобальными процессами. В рамках проведенного исследования выявлено, что большая часть опрошенных склонна считать, что изменения в экономической системе привели к изменению существующих гендерных отношений. В последние десятилетия существенно возросла экономическая активность женщин, появилось множество женщин занимающихся успешным бизнесом, соответственно самостоятельных в экономическом отношении. Массовая безработица, в первую очередь мужская, привели к необходимости выживания и адаптации к условиям новой экономической системы. В основном женщины занимались торговлей, изготовлением трикотажных изделий -занятиями согласно традиционным стереотипам «чисто женскими». Женская экономическая активность сопровождалась изменениями в сфере семейных отношений. Эмансипированные женщины, особенно молодые, более не желали сохранять брак только для сохранения приличий. Увеличилось число разводов, уменьшилась рождаемость. Несомненно, данные процессы имели множество других причин, но пересмотр традиционных гендерных ролей способствовал развитию данных тенденций. Гендерная ассиметрия в семье стала сменяться гендерным равенством, так как многие девушки до вступления в брак имели стабильный доход, собственное жилье, хорошее образование. Наблюдается тенденция стремления молодых девушек к экономической независимости, многие из них получают хорошее образование, устраиваются на престижную работу, покупают собственное жилье и только потом вступают в брак, что, несомненно, влияет впоследствии на гендерные отношения в семье. Экономические реформы привели к деформации статуса личности по признаку пола: статус женщины стал еще более полифункциональным, признаются три ее основные роли: хозяйки дома, матери, работницы. В то же время устойчиво формируется монофункциональность мужчины: основная роль- работа в общественном производстве. [3,70]

Экономическая активность и независимость не снимают с женщины роль матери и хозяйки, что значительно осложняет ее роль. Она вынуждена работать и дома, и вне дома, так как в большинстве случаев мужчины не берут на себя роль воспитателя детей и ведения домашнего хозяйства. Молодые девушки претендуют не только на экономическое превосходство, но и профессиональную самореализацию в сфере традиционно «мужских профессий», таких как руководящие должности, сфера госслужбы, политика и т.д. Девушка за рулем в последнее время в регионе воспринимается как норма Разрушению гендерных традиционных практик способствует и трансляция современных западных ценностей, в которых образ женщины предстает как самодостаточный и независимый, в то же время женщина предстает как предмет потребления, а не как предмет уважения. Это обстоятельство также осложняет женскую роль.в то же время меняются и мужские роли. Мужчина не всегда оказывается «добытчиком», экономически часто зависит от женщины, что приводит к трансформации гендерных стереотипов. Внешне поддерживая образ защитника, главного, активного начала, в то же время мужчины все чаще теряют свои позиции как в семье, так и в социуме.

37

ISNN 1029-3388

Социально-экономические и политические трансформации в России на рубеже веков сформировали мультикультурное общество, насыщенное множеством пестрых и разнообразных элементов- субкультур. Социальное пространство современной России располагает всем разнообразием молодежных субкультур, в том числе и религиозного характера. Восстановление социальных позиций ислама в России и на Северном Кавказе способствует формированию молодежных мусульманских субкультур в регионе. Эти образования располагают определенными нормами, ценностями, правилами и установками, регламентирующими социальное поведение и выделяющими их внутри доминирующей культуры. При конструировании социальной действительности носители субкультурных ценностей ориентируются также на определенную гендерную композицию, отличающуюся от гендерной схемы доминирующей культуры, которая в современных условиях подвергается значительному изменению.

Сравнительный анализ гендерных практик молодежных мусульманских субкультур региона показал, что в рамках данных сообществ формируется и функционирует несколько другая схема гендерных отношений. Гендерная композиция религиозных субкультур здесь представляет собой систему структурных возможностей для старых и новых гендерных практик, влияние которых, прежде всего, проявляется в сфере экономики и семейных отношений. Комбинация определенных гендерных взаимодействий в этих сферах образует особый режим, определяющим компонентом которого выступает исламская концепция социального устройства общества. Гендерные роли четко регламентируют социальное поведение, распределение обязанностей, семейные отношения. Патриархальная модель отношений, предполагающая не только верховенство мужчин при принятии решений, но и предписывающие мужчине полное обеспечение женщины, уважительное к ней отношение во многом облегчают женскую роль, что становиться привлекательным для многих молодых девушек. Согласно канонам ислама, женщина может заниматься экономической деятельностью, работать. В отличие от мужчины, который обязан обеспечивать женщину и свои доходы тратить на семью, женщина вправе самостоятельно распоряжаться своим капиталом и тратить его исключительно на себя. Исполняя традиционную роль матери и хозяйки, женщина, в то же время, может получать хорошее образование, работать, заниматься бизнесом. Женщина не отвечает за поступки мужчины, мужчина же несет полную ответственность за жену, мать, сестер, дочерей.

Гендерные роли предопределяют и важный субкультурный признак-внешний вид. Женский хиджаб остается основным внешним субкультурным признаком, включающим в себя не только платок, но и свободное платье с длинными рукавами, обувь без или на низком каблуке, ограниченное использование косметики. Одежда должна полностью закрывать голову и тело, кроме лица и кистей рук. Это означает, что шея, предплечья, уши и вдетые в них серьги должны быть закрыты. Сама по себе одежда не должна служить украшением

38

Научно-практический журнал “Гуманизация образования” №1/2012

- с тем, чтобы не привлекать внимание мужчин к женской красоте. Одежда должна быть достаточно плотной, чтобы скрывать цвет кожи: просвечивающиеся или прозрачные ткани в этом случае неприемлемы. Одежда должна быть достаточно свободной, чтобы скрыть очертания тела: неприемлема облегающая, обтягивающая тело одежда, подчеркивающая его форма. Отношение к одежде мусульманской женщины двойственно. С одной стороны, хиджаб в представлении немусульман свидетельствует о покорности, ограничениях, наложенных на женщин, о сегрегации и затворничестве, а с другой - он воспринимается ими как символ фанатизма и мусульманской воинственности. Для некоторых современных мусульманок хиджаб есть форма защиты и самозащиты перед лицом греховного мира, протекций, данной Аллахом женской половине уммы. Молодые мусульманки считают, что хиджаб делает их более назависимыми, потому что он препятствует восприятию женщины как предмета потребления, вызывает более уважительное отношение в противовес тиражированию женского тела в западной культуре, которое можно рассматривать как унизительное.

Субкультурной особенностью молодых мусульман является отношение к труду. Добросовестность и ответственность в выполнении работы, трудолюбие, экономическая активность, коммерческая предприимчивость молодых мусульман в совокупности с тем, что они не отказываются от физической работы, оперируя принципом - «истинный» мусульманин должен трудиться, чтобы содержать себя и свою семью, приводят к материальному благополучию [1,28].

В отличие от норм доминирующей культуры, где мужчины неохотно занимаются «непрестижной» деятельностью, в рамках субкультур всякий добросовестный труд не считают зазорным. Предпочитают молодые мусульмане работать в сфере личного мелкого и среднего бизнеса, в качестве наемных рабочих для ремонтных работ, редко - в государственных учреждениях. Экономическая активность и взаимопомощь в джамаате приводили и в недалеком прошлом к материальному достатку, что укрепляет гендерный порядок и главенствующую роль мужчины.

Гендерная культура мусульманских молодежных субкультур влияет на семейно-брачные отношения. Патриархальная система гендерных практик в сфере семейно-брачных отношений определяет ряд социальных процессов. Во-первых, в семьях молодых мусульман уровень рождаемости выше, чем в рамках доминирующей культуры. Воспитание детей становиться основным занятием женщины. В области семейно-брачных отношений также наблюдается распространение вторичных браков. Так, если в рамках доминирующей культуры, разведенная женщина или вдова редко вступает во вторичный брак, в рамках мусульманских субкультур наблюдается противоположная тенденция. Чаще встречаются вторичные браки не только среди мужчин, но и среди женщин. Особое место в системе гендерных семейных практик занимает полигамия. Официально разрешенная в исламе, полигамия встречается у молодых мусульман, но, в то же время достаточно редко, что является следствием экономических и культурных особенностей региона. Женская половина джамаатов не совсем готова

39

ISNN 1029-3388

к столь несвойственному для региона семейному укладу, в то же время открыто об этом не заявляет. Необходимость равного экономического обеспечения всех жен и детей при полигамии сдерживает большинство молодых мусульман. В то же время все чаще наблюдается ситуация при которой у мусульманина две официальные семьи, но даже сами мусульмане не готовы к множенству, многие указывают на то что, это не обязательное, а разрешенное. В регионе у полигамии нет традиции - несмотря на исламский уклад социальной жизни у карачаевцев, полигамия встречалась в прошлом редко.

Гендерный ролевой порядок мусульманских молодежных субкультур имеет сходство с традиционной кавказской гендерной культурой, что, несомненно, способствует его укреплению в среде молодых мусульман. Новая ролевая гендерная композиция молодых мусульман КЧР наслаиваясь на старые, не совсем забытые гендерные практики легко усваивается подрастающим поколением, гендерная социализация молодежных мусульманских субкультур все больше ориентируется на патриархальную систему отношений. В рамках доминирующей культуры все большую силу набирает биархат - гендерное равенство или партнерство.

Литература

1. Батчаева М.Д., Узденов Т.А. Особенности формирования мусульманских молодежных субкультур на Северном Кавказе: аксиологический аспект // Толерантное пространство современности: экономика-право-мораль. Материалы первого международного научного форума. Кисловодск, Издательство «Мир» .- 2008. - 105 с.

2. Бобровников В.О., Ярлыкапов А. А. Ваххабиты Северного Кавказа// Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Том 1, Москва.- 2006.-180с.

3. Бутаева М.А. Социальные проблемы женщины в этнокультуре. Махачкала.:Издательство «Наука ДНЦ».-2009.-104с.

4. Гилмор Дэвид. Становление мужественности: Культурные концепты маскулинности/Перевод с англ. М.: М.:Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН).- 2005.-264 с.

5. Гредновская Е.В.Кризис идентичности: дискурсы и практики: монография.Челябинск.:Издательский центр ЮурГУ- 2009.-97 с.

6. Клецина И.С. Гендерная социализация. Спб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена.- 1998.-92 с.

7. Мид Маргерет. Мужское и женское: исследования полового вопроса в меняющемся мире. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН).-2004.-416 с.

8. Сажина Л.В. Современная гендерная культура: кросскультурный анализ брачно-семейного сегмента. Ростов-на- Дону :ИПО ПИ ЮФУ.- 2008.-204 с.

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.