Научная статья на тему 'Гендерный подход в воспитании дошкольников (на материале изготовления игрушек из бросового материала)'

Гендерный подход в воспитании дошкольников (на материале изготовления игрушек из бросового материала) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1719
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕР / ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГЕНДЕРНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ ИГРА / РУКОТВОРНАЯ ИГРУШКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Е.И.

Вопрос гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста рассматривается автором в русле тесной связи с наиболее адекватным для дошкольного возраста видом детской деятельности игре. Особое внимание уделено роли рукотворной игрушки в развитии игры ребенка и формировании гендерного сознания мальчиков и девочек. Даны рекомендации по организации совместной деятельности взрослых и детей по изготовлению игрушек, игрового оборудования для развития сюжетно-ролевой игры мальчиков и девочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гендерный подход в воспитании дошкольников (на материале изготовления игрушек из бросового материала)»

Тендерный подход в воспитании дошкольников (на материале изготовления игрушек из бросового материала)

Касаткина Е. И. к.п.н., засл. учитель РФ, зав. лабораторией дошкольного образования. АОУВО ДПО «Вологодский институт развития образования»

Вологда, Россия

Аннотация: Вопрос гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста рассматривается автором в русле тесной связи с наиболее адекватным для дошкольного возраста видом детской деятельности - игре. Особое внимание уделено роли рукотворной игрушки в развитии игры ребенка и формировании гендерного сознания мальчиков и девочек. Даны рекомендации по организации совместной деятельности взрослых и детей по изготовлению игрушек, игрового оборудования для развития сюжетно-ролевой игры мальчиков и девочек.

Ключевые слова: гендер, гендерное воспитание, гендерная устойчивость, информационно-методическая поддержка, самодеятельная игра, рукотворная игрушка.

Проблема полового воспитания подрастающего поколения - одна из самых сложных и противоречивых. От ее решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества. В настоящее время особенно актуальным становится проведение гендерных исследований, что нашло свое отражение в проекте концепции Российской академии образования «Половое воспитание российских школьников» (1998г.) и Гендерной стратегии Российской Федерации (2003 г.).

Дошкольное детство-это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущество своего пола.

Гендер - социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). Это система культурных и социальных норм, предписываемых современным обществом для выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом, вместе с тем, важно заметить, что психологические качества человека, устойчивые модели его поведения и предпочитаемые виды профессиональной деятельности определяются

преимущественно не биологическим полом, а социокультурными нормами, принятыми в данном обществе. Таким образом, гендер трактуется как социальный пол человека, который включает в себя психологические и социокультурные отличия между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Биологический пол является врожденным признаком, а гендер формируется в процессе воспитания и образования человека.

Гендерное воспитание - это относительно социально контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации - воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, овладение умениями и навыками соответствующего поведения.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают

способность выполнять правильную роль в браке, из «добытчиков» постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.

В последние десятилетия гендерные аспекты детства привлекают самое пристальное внимание ученых, (Ш.Берн, В.Е.Каган, И.С.Кон, В.А. Крутецкий, Т.А.Репина Т.В. Бендас, С.А. Марутян, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина, Л.Г. Таранникова, С.В. Шаповалова и др.). Они утверждают, что содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по их мнению, приводят к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки -нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов.

В нашем стремлении к равенству полов необходимо помнить, что существуют биологические детерминанты, которые определяют социальные и психологические характеристики. Природа заложила не только половое различие между женщиной и мужчиной. Это два разных вида человека, которые отличаются психофизиологически друг от друга, требуют применения различных педагогических подходов в воспитании, как в детском саду, так и в семье. Отношение к ребенку как существу без пола порождает в дальнейшем эмоциональные, социальные, сексуальные патологии. Окружающая среда требует от девочек женских, а от мальчиков определенных мужских качеств. Чрезмерная фиксация на этом или попустительское отношение приводит к различным отклонениям, как в детском возрасте, так и во взрослом.

Общеизвестно, что одним из определяющих индексов развития образования является индекс гендерного равенства, потому что недискриминационное образование приносит пользу, как девочкам, так и мальчикам и тем самым в конечном итоге способствует развитию равноправных отношений между мужчинами и женщинами.

Решение этой задачи осложняется тем, что, начиная с рождения, отмечается более раннее созревание девочек, и в настоящее время учеными накоплен ряд интересных факторов о половых различиях в анатомо-физиологическом плане, (здоровье, моторике, в развитии зрительной системы), речевых способностей детей,- проявления эмоций; интеллектуальном развитии; в игровой деятельности; отношении к деятельности и оценке взрослого

Причиной этих различий являются как биологические, так и социальные факторы.

Для организации оптимального процесса обучения и воспитания девочек и мальчиков, воспитателю необходимо четко представлять эти различия Н: Интеллектуальное развитие: Девочки лучше выполняют типовые задания; тщательно прорабатывают детали; легче усваивают правила: быстро включаются в занятие; больше объем внимания

У мальчиков - развито пространственное мышление; они лучше выполняют поисковые задачи; выдвигают новые идеи; не любят однообразия; труднее выполняют многоэтапные задания; испытывают затруднения в решении нескольких задач одновременно; пик работоспособности приходится на конец занятия.

В «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», которые наряду с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении являются основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования, в

образовательной области «Социализация» впервые поставлена задача - формирования у детей гендерной принадлежности.

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. Система дошкольного образования во всем мире по сей день преимущественно «бесполая», за редким исключением. Доказательством этого являются следующие факты:

- в программно методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности, в результате этого, содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых, различаются: в физическом развитии и социальном поведении; в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений; в проявлении агрессии и во многом другом на потребности, интересы, уровни активности мальчиков и девочек;

.- в самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в ДОУ (8-12 часов) находятся исключительно под женским вниманием, в результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин;

в дошкольном учреждении гендерные игровые стили не могут быть реализованы в полной мере хотя бы по той причине, что воспитатели -женщины и в основном поощряют спокойные игры девочек и , напротив ограничивают и даже пресекают шумные активные игры мальчиков;

- стратегия обучения, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек и др.

- единый режим дня не учитывает различную потребность в движении, чередование активности / отдыха у мальчиков и девочек);

- гигиенические, спальные, игровые комнаты и раздевалки являются общими для всех детей;

- - уравнительная педагогика, игнорирующая гендерную специфику, тормозит самоактуализацию личности и развитие индивидуальности ребенка.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, проблем практики ДОУ, профессиональной компетентности педагогов в вопросах гендерного подхода в воспитании, обучении, развитии детей дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что: основная проблема реализации гендерного подхода в воспитании дошкольников заключается в поиске условий, обеспечивающих эффективность процесса гендерного воспитания детей. Такими условиями можно считать:

1.Создание гендерно-сбалансированного воспитательного пространства

- реализация парциальных программ гендерного воспитания

- разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс методик гендерного воспитания

- создание дополнительных пространств самореализации мальчиков/ девочек

- организация опыта сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности на равных правах

- снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств

- создание у девочек опыта самопоощрения и повышения самооценки

-создание условий для тренировки гендерной чувствительности (через тренинговые упражнения и игры, театрализацию, обмен ролями)

2.Профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности

3.Информационно-методическая поддержка педагогов и родителей по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика и девочки.

4.Взаимодействие с родителями того и другого пола в реализации проблемы гендерного воспитания детей.

Одним из основных условий педагогической поддержки гендерного воспитания дошкольников является построение дифференцированной предметно -пространственной и игровой среды и вовлечение детей в свободную игровую деятельность.

Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.д., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей.

При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Не следует забывать, что мальчикам требуется больше пространства, чем девочкам, развивающие, игровые пособия для девочек должны быть привлекательны.

Для девочек и мальчиков она должна быть разной и на каждом возрастном этапе претерпевать изменения, процент игрового оборудования, ориентированный на детей обоего пола не должен уменьшаться

Роль педагога состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Анализ состояния данной проблемы и практический опыт показывает, что особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые и практики отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы в силу того, что воспитателям - женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены.

В результате мальчики лишены «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

Принимая во внимание важность данной проблемы и недостаточную ее разработанность, особое внимание мы уделили роли самодеятельных игр и рукотворных игрушек в становлении гендерного сознания старших дошкольников.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует всё новых и новых игрушек.

Ценность игрушки заключается в следующем: - дети видят в них такую же несомненную для себя действительность, какой для взрослых являются законы, машины, ежедневные заботы и предрассудки;

- создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности;

- она делает действия детей реальными, что связано с психологической особенностью игры: в ней много воображаемого, условного, но переживания играющих всегда искренние, настоящие и действия их реальны;

- даёт возможность активно действовать, выражать свои мысли и чувства;

- помогает воспитанию у детей интереса к труду, даёт представление о людях разных профессий;

- является важным фактором поэтапного движения психического развития ребёнка, обеспечивая для него возможность осуществления различных видов деятельности на всё более высоком уровне, так как игрушка несёт эмоциональную и смысловую нагрузку, знакомит с окружающим миром, облегчает понимание связи между разными явлениями

жизни, служит опорой для творческого воображения, удовлетворяет потребность в активном общении;

- объединяет детей.

Рукотворная игрушка - это предмет для игры, созданный ребенком самостоятельно или в сотворчестве с другими детьми и взрослыми. Рукотворная игрушка реально и объективно отображает личный опыт ребенка, его интересы, потребности, вкусы, желания.

В самодельной игрушке и в игровой деятельности с ее участием ребенок максимально реализует свое «Я», включающее гендерные представления «я - мальчик», «я - девочка»

Но возникает вопрос - к чему мастерить игрушки из бросового материала, когда это такой недолговечный материал?

Ответ на вопрос раскрывается значением этих игрушек:

- сделанная своими руками игрушка несёт детям радость (каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в неё душу), а взрослым удовлетворение от хорошо выполненной работы и экономии в бюджете;

- действия с покупными игрушками зачастую сводятся к монотонному повторению одних и тех же игровых действий, проигрыванию одних и тех же сюжетов. Игра в таких случаях быстро угасает, ведь хорошие и яркие покупные игрушки сделаны чужими дядями и тётями. А игрушки-самоделки длительное время побуждают детей к играм, т.к. они не спешат расставаться с делом своих рук и рук тех, кто им очень дорог, и долго находятся под впечатлением созданного;

- условия проживания в разных регионах и местностях имеет свою специфику отражения трудовых действия взрослых, а требуемую игрушку не всегда можно найти на прилавках магазина. Игрушка-самоделка легко решает эту проблему - если папа ребёнка работает электрогазосварщиком, и он видел, как тот умело действует со своим аппаратом, то естественно у малыша возникает потребность подражать отцу в игре, а в магазине не продают игрушечных сварочных аппаратов, вот тогда и выручит игрушка-самоделка;

- процесс изготовления объединяет между собой всех: детский коллектив, взрослых; помогает последним лучше понять своих малышей, их интересы, желания, возможности;

- всегда есть подручный материал для изготовления игрушек, они легко трансформируются для хранения, просто ремонтируются и доступны для игр, как в помещении, так и на улице;

- рукотворная предметно-игровая среда позволяет моделировать пространство в соответствии с замыслами и накопленным социальным опытом;

- действуя с игрушками из бросового материала, дети не только создают воображаемые игровые образы, но и видят то, чем действуют;

- в ходе совместного с детьми создания игрушечных образов формируется духовный и эмоциональный мир через придание красоты и гармонии привычным вещам;; повышается сенсомоторное развитие, которое в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития; происходит обогащение кругозора, т.к. игрушка облегчает ребёнку понимание связи между разными явлениями жизни.; рукоделие развивает дисциплинированность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственности.

- позволяет удовлетворить интересы и потребности ребенка по мере их возникновения;

- сохраняются природные ресурсы и уже ненужные вещи и материалы получают новую жизнь;

Таким образом, игрушки оживляют детские представления, вызывают различные ассоциации, пробуждают настоящие чувства, активизируют деятельность.

Но для того, чтобы ребёнок мог перенести накопленный социальный опыт в игру, к игрушке предъявляются определённые требования. Она должна:

1.Отвечать как внутренним замыслам детей, так и идее о достоверном отражении окружающего мира.

2.«Обслуживать» разнообразные игры, включаться в разнообразное тематическое содержание.

3.Как можно больше походить на настоящую вещь для воссоздания разных событий из жизни.

4.Соответствовать объёму личного и игрового опыта.

Главной задачей взрослого является умение заинтересовать детей игрушкой, сделанной из бросового материала, открыть с её помощью сердца для восприятия окружающего мира, пробудить в каждом ребёнке творческую активность, индивидуальность, веру в то, что он пришёл в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Несколько советов взрослым по изготовлению рукотворных игрушек вместе с детьми.

Используя бросовый материал для изготовления игрушек в первую очередь необходимо обратить внимание на заготовку сырья

Сырье для игрушек-самоделок не купишь в специализированном магазине - его надо найти. Занятие это очень увлекательное - похоже и на охоту, и на игру. Если обычно, покупая в магазине товар, упаковку и тару выбрасывают, то для того, чтобы сделать атрибут для игры, её надо сохранить, внимательно рассмотреть и придумать, на что она похожа, и какую игрушку можно сделать.

Запастись сырьём можно, не выходя из дома - не выбрасывайте коробки, бутылочки, баночки, детали от игрушек, пришедших в негодность - они потребуются, когда вы займётесь рукоделием.

Бросовый материал предоставляемый детям в самостоятельное пользование должен быть: безопасным (не токсичный, не вызывающий аллергию, без острых углов, не режущий руки); тщательно промытый и высушенный); доступен обработке (сгибаться, вырезаться, протыкаться, склеиваться и т.д.); не вызывать чувство брезгливости, соответствовать моральным нормам - нельзя использовать пачки из-под сигарет, бутылки из-под пива и т.д.).

Прежде чем приступить к работе, сырьё или бросовый материал надо обработать. Пластик промойте в тёплой воде с моющим средством и хорошо просушите. Картонные коробки обработайте тряпочкой, смоченной в растворе пищевой соды (таким образом, вы их обезжирите и удалите грязь).

2. Отведите место для постоянного хранения бросового материала. Разложите его в картонные коробки по сортам: баночки, пробки, бутылки, трубочки, футляры от чупа-чупс и т.д. Обклейте коробки и нарисуйте на каждой эмблему того, что будет в них хранится. Это сделает тару забавной, на которую любо-дорого смотреть, и полезной, так как не надо долго думать, что в какой коробке можно взять.

3. Сформируйте у ребёнка положительную мотивацию на изготовление игрушек из бросового материала. Для этого нужно чтобы:

- конечный результат был привлекателен для обыгрывания, а процесс изготовления посилен;

- соблюдался принцип «пошагового обучения»;

- неудачи не отпугивали, а самостоятельная работа над изделием укрепляла уверенность в своих силах и развивала навыки трудовой деятельности;

- взрослый помогал, но не подменял в работе ребёнка.

4. Обеспечьте доброжелательное взаимодействие взрослых и детей. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок красиво писал, рисовал, мастерил красивые вещи, займитесь с ним рукоделием - возьмите бросовый материал, сядьте вместе с ним и попробуйте сделать

игрушку. Вы не заметите, как сами втянетесь в это увлекательное занятие, а у ребёнка разовьёте ручную умелость.

Не ругайте детей за испачканную одежду, стол (всё это вполне устранимо), ведь полученные умения и навыки, эстетическое удовлетворение от сделанной игрушки стоят неизмеримо дороже.

Познакомьте ребёнка с особенностями различных материалов, инструментами, способами действия с ними, покажите, как оформить и сохранить сделанные игрушки. Все игрушки, должны быть интересны и нужны ребёнку для игры, должны быть связаны с жизнью, поэтому расскажите детям о прототипе игрушки, почитайте художественную литературу, сходите на экскурсию, если это возможно, дайте настоящий инструмент в руки ребёнка для рассматривания или даже действий с ним. На первых порах сделайте игрушку сами, рассказывая и показывая способы действий. Затем привлекайте ребёнка для изготовления несложных деталей. Если ваш ребёнок освоил технику работы с материалом, дайте ему возможность самостоятельно сделать игрушку, проявив максимум творчества.

Интерес к работе поддерживайте, поощряя каждое действие ребёнка и создавая ситуацию поиска, эксперимента (посоветоваться - «А как лучше?», попросить помощи -«Покажи, как сделать», создать проблемную ситуацию - «Я забыла...»). Седланную игрушку не оставляйте без внимания - обратите на конечный результат, вспомните, кто что делал, покажите важность вклада каждого участника (особенно самых маленьких). Найдите в игрушке что-то интересное, неповторимое, отличающее её от других и обратите на это внимание ребёнка.

Организуйте настоящую семейную мастерскую, в которую войдут мама и папа, бабушка и дедушка, братья и сестры: покажите детям, что трудиться вместе намного веселее: вся семья собирается за большим столом, раскладываются заранее приготовленные материалы и придумываются новые, необычные игрушки; да и работа пойдёт значительно быстрее - несколько пар рук сделают за один вечер то, что в одиночку пришлось бы мастерить целую неделю; возникшие во время работы затруднения могут оказаться непреодолимой преградой, тогда на помощь придут взрослые, которые окажут своевременную помощь.

Если вы видите, что у ребёнка есть потребность сделать ещё одну такую же игрушку, которую он смастерил только что - пусть делает. Вы подарите её друзьям, знакомым, родственникам.

Уважаемые воспитатели активно включайте игрушки-самоделки в игровую деятельность детей. Сделанная игрушка должна быть обязательно обыграна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.