Научная статья на тему 'Гендерный подход в связи поколений при формировании брачно-семейных отношений'

Гендерный подход в связи поколений при формировании брачно-семейных отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
351
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЁЖИ / БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / GENDER APPROACH / SOCIAL INTEGRATION OF YOUTH / MARRIAGE AND FAMILY VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фаизова Виктория Борисовна

В статье рассматривается проблема подготовки молодёжи к созданию семьи, обусловленная возникшей ситуацией нестабильности в обществе, отсутствием единой системы ценностей, что в итоге привело к кризису семьи как социального института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender Approach in Generations Connection While Marriage and Family Relations Forming

The article considers the problem of the young people’s training for family life due to the unstable situation in the society, the lack of the unified value system, which eventually led to the family crisis as a social institution.

Текст научной работы на тему «Гендерный подход в связи поколений при формировании брачно-семейных отношений»

УДК73.941 ББК 625.9

Фаизова Виктория Борисовна

аспирант кафедра педагогики Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

г. Ульяновск Faizova Viktoriya Borisovna Post-graduate Chair of Pedagogy Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Ulyanovsk

Г ендерный подход в связи поколений при формировании брачно-семейных

отношений

Gender Approach in Generations Connection While Marriage and Family Relations Forming

В статье рассматривается проблема подготовки молодёжи к созданию семьи, обусловленная возникшей ситуацией нестабильности в обществе, отсутствием единой системы ценностей, что в итоге привело к кризису семьи как социального института.

The article considers the problem of the young people’s training for family life due to the unstable situation in the society, the lack of the unified value system, which eventually led to the family crisis as a social institution.

Ключевые слова: гендерный подход, социальная адаптация молодёжи, брачносемейные ценности.

Key words: gender approach, social integration of youth, marriage and family values.

Г ендер - это понятие, отражающее различные ролевые социальные ожидания мужчин и женщин друг от друга. Впервые об этом понятии заговорили в 1968 году, когда был опубликован научный труд Роберта Столлера «Пол и гендер». Он описывал гендер с психологической и культурной точек зрения, то есть не нужно напрямую связывать биологический пол мужчины с понятием -мужественность и соответственно биологический пол женщины с понятием женственности. В дальнейшем это понятие стало трактоваться как гендер, а исследования в этой области получили название как гендерные. [1, с. 137]

Педагогика как наука занимается изучением гендера, но доступ широких масс исследователей к этому вопросу о гендерных знаниях ограничен. Это ведёт за собой неадекватное понимание характеристик и понятий, связанных с упоминанием слова гендер. Гендер - это сложный социокультурный аспект, ко-

торый повествует о различии между мужчиной и женщиной, об их ментальных и эмоциональных отличиях друг от друга, и включающий в себя взаимоотношения, он имеет двойственную природу - его можно отнести и к женщине, и к мужчине. Гендер является базовой мерой социальной конструкции общества. Различие между мужчиной и женщиной обуславливается их гендерной разницей в различии распределения власти между ними. Структура гендера одновременно представляет собой продукт и процесс представления, как о других, так и о самом себе. [2, с.221]

В социальной адаптации молодёжи весомую роль играют гендерные стереотипы, которые сформировались в свете представлений о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Гендерные стереотипы обязаны своим возникновением исторической цепочке построения гендерных отношений, то есть изначально половые различия доминировали над индивидуальными различиями женщины и мужчины. Стереотипы в обществе существуют, тогда, когда сложный процесс упрощается в привычный образец, известный из чужого примера, исторической памяти и т.д.

Одновременно стереотип может выступать как инструкция к действию, то есть люди не только могут отличать привычные образцы, но и стараться следовать им, чтобы быть понятными другим и себе самому. Приведем примеры стереотипов массового сознания: 1. Дело женщины - домашнее хозяйство и воспитание детей,2. Принятие решений - мужское дело,

3. Женщина без мужчины - неполноценный член общества,4. Мужчина во всех отношениях сильнее и более приспособленный к жизни. [3, с.247] Определяющую роль в создании и развитии гендерных стереотипов играют телевидение и маркетинговые пиар-акции. Средствами массовой информации постоянно называются стремление к успеху любой ценой, принцип “деньги не пахнут”, модель так называемой “жизнеспособной личности”, расталкивающей крепкими локтями окружающих и исповедующей социальный расизм. Прагматики предлагают пожертвовать “слабыми и неприспособленными к жизни людьми, чтобы смогли выжить наиболее сильные и продвинутые”. В то же время часто Вестник ЧГПУ 102012 182

можно услышать, что нынешней молодежи жить непросто: надо учиться, добиваться новых ступеней развития в условиях “новой” России. Ценностные установки и духовный мир молодого человека формируются в семье и в обществе в процессе образования и воспитания.

Разумеется, ценности могут усваиваться человеком осознанно и неосознанно. В последнем случае он не всегда может понять и объяснить, почему отдано предпочтение тем или другим ценностям, тем более - ложным и безнравственным. Они сегодня активно внедряются в сознание подрастающего поколения российскими СМИ. Причем этим же ценностям стараются придать привлекательный вид, чтобы люди легче усваивали их на образно -эмоциональном уровне.

При формировании собственной системы ценностей молодые люди ориентируются не только на общественную аксиологическую систему, но и на выбранные ими самими образцы для подражания. Еще недавно молодое поколение стремилось быть похожим на космонавтов и геологов, воспитывалось на благородных поступках литературных героев. Сейчас же в качестве примеров для подражания подростки зачастую выбирают далеко не самых «правильных» героев телевизионных сериалов.

В процессе получения образования студенты получают знания и навыки, которые формируют их профессиональную деятельность, но они остаются практически не просвещёнными в вопросе выяснения и изучения гендерного аспекта их социализации и преодоления гендерных стереотипов. Существуют различные традиции и нравы, принятые в обществе, которые закрепляются в подсознании молодёжи. Жёсткие гендерные стереотипы оказывают негативное воздействие, как на мужчин, так и на женщин, препятствуя развитию свободной гармоничной личности, ограничивая реализацию потенциальных возможностей индивида определёнными рамками. [4, с.93]

Гендерные стереотипы влияют на массовое сознание, так как они очень длительное время формируются в обществе и демонстрируют поразительную устойчивость. Таким образом, возникает противоречие между ролью и актив-

ностью женщины в различных социальных сферах и традиционно предписываемым им стереотипам (зависимость от мужчин, слабость и т.д.). Социальные особенности молодёжи определяются её позицией, которую она занимает в процессе функционирования как социальной группы. Под социальным развитием молодёжи понимается соотношение преемственности и новаторства на разных стадиях становления молодого поколения. [1, с.140] Изучение процесса формирования гендерных стереотипов у современной молодёжи даст возможность прогнозировать будущее развитие нашего общества. На современном этапе развития российского общества, когда степень неопределённости жизни достаточно высока, а традиционные представления о семейных ценностях претерпевают серьёзные трансформации, молодые люди испытывают затруднения в определении путей планирования будущей семейной жизни.

В современном обществе процесс социализации молодежи осложняется трудностями, которые возникают вследствие переоценки традиций, норм и ценностей. Если раньше молодежь в значительной степени опиралась на опыт предыдущих поколений, то теперь молодые люди осваивают и создают новый социальный опыт, полагаясь преимущественно на себя, что в значительной степени предопределяет наличие противоречивых тенденций в сознании и поведении современной молодежи.

Как следствие, в студенческой среде функционирует немало различных моделей самореализации: для многих студентов основными ценностями являются «найти себя в этой жизни», «оставаться человеком», «материальное обеспечение».

Итак, современные студенты задумываются и о материальном благосостоянии, и о духовных ценностях в противовес своим предшественникам, которые в меньшей степени ощущали материальные трудности, но и меньше думали о смысле жизни, которое в значительной степени было определено. Одновременно возросла ценность личностной свободы, которая обеспечивает человеку свободный выбор, который, правда, не всегда является системно-образовательным компонентом позитивных,

общественно принимаемых моделей жизненной ориентации. В условиях, когда она становится для человека свободой от любых ограничений, это может привести к формированию асоциальных моделей социализации. В современном обществе, подготовки молодежи к браку и семейной жизни обозначаются как актуальные социальные проблемы. Это связано с кризисом процессы, влияющие на институт семьи и выражающиеся в продолжающемся росте разводов, брошенных детей, насилия в семье, и девальвация конструктивного семейных ценностей. Подготовка молодежи к браку и семейной жизни, как к процессу формирования определенных брачно-семейных отношений и ценностей может быть осуществлена: во-первых, под влиянием массовой культуры, семьи и/или близкими, а во-вторых, навыками, которым их обучили педагоги в период получения ими образования. В этом случае, процесс воспитания личности человека в семье, как и любой другой социальной группе, представляет собой процесс определённого образовательного взаимодействия. Хотя некоторые взаимодействия могут быть представлены таким образом, например, студент - учитель, ученик - учитель или формироваться под «влиянием улицы».

В таком случае в обыденном сознании возникает стереотип, согласно которому молодые люди определенного возраста уже полностью подготовлены для создания семьи. Подготовка молодежи к браку, по мнению сторонников этой точки зрения должна осуществляться под лозунгом: «Молодые люди за время получения образования так ничему и не научились, но их семьи были правильными и сильными, поэтому и они смогут построить крепкую семью», но такой подход является упрощенным и неправильным. В настоящее время формирование ценностей в культуре молодёжи заметно ухудшилось, в обществе уже морально принято раннее добрачное сожительство, но понятия брак и семья часто не сопоставимы; число детей, рожденных вне брака возрастает, и пока это воспринимается как нормальное явление.

Несомненной проблемой является то, что молодые люди получают основную информацию о браке и семейных отношениях в своей собственной се-

мье, от своих сверстников, телевидения, а не из лекций в институтах, в которых должны это обучение профессионально организовать. Лекториев, проводимых в школах, медицинских и социальных общественных организациях явно недостаточно, чтобы сгладить недостатки, которые могут возникнуть у юных слушателей, хотя эти учреждения занимают важное место в социальной системе формирования личности и семейных отношений, необходимо сознательно или стихийно обеспечить подготовку молодых людей к браку и семье. Было бы наивно полагать, что сверстники, старшее поколение, и в целом развлекательные ток-шоу на телевидении способны предоставить молодёжи полный спектр информации по данному вопросу, их влияние не всегда положительно и регулировать его достаточно сложно. Они являются основным источником информации о половых различиях и сексуальном поведении, но часто эта информация является неточной и откровенно опошленной.

Подготовка молодых людей к браку должна быть сосредоточенной и серьёзной, и выйти за пределы повседневного обучения, но педагоги в таком случае должны иметь необходимую квалификацию для удовлетворения индивидуальных потребностей и общественных интересов. Необходимо обратить внимание на тот факт, что специальная добрачная подготовка это не обучение определенным навыкам о браке и основам семейных взаимодействий, брак и семья не могут преподаваться как обычные учебные дисциплины. Необходимо способствовать развитию процесса, направленного через весь спектр социальных и личностных характеристик и вносимому вклад в понимание истоков ценности брака и семейных отношений, в сохранение семьи, основанной на браке, ее настоящего и будущего. Например, важно знание о законах, касающихся брака и семьи, государственной политики в области брачно-семейных отношений и демографии, а также наиболее существенные положения Закона о семье содержащем знания, касающиеся обязанностей супругов по отношению друг к другу, детям и родственникам с точки зрения права и морали. При подготовке добрачного поведения молодежи необходимо привить положительные морально-этические и нравственные качества: уважение к родителям, важность Вестник ЧГПУ102012 186

воспитания детей, формирование чувства ответственности, чувства долга перед своей женой (мужем), культуру интимных чувств. Другим важным фактором в становлении семейного будущего являются экономические навыки, то есть, вооружившись знаниями о бюджете семьи, культуре, образе жизни, молодые люди будут способны поддерживать домашнее хозяйство. Добрачная подготовка молодежи должна быть интегрирована, уровень образования родителей должен быть поддержан за счет участия в системе образования. Конечно, основная тема, подготовки молодежи к браку, была и остается ориентация построения своей собственной семьи со своими традициями и ценностями. Хорошо это или плохо, на этот вопрос невозможно ответить. Семья является основной социальной структурой, в которой дети просто и естественно привязаны к жизни, учатся социальным нормам и культурным традициям общества. Но в нынешних условиях трансформации интересов, взглядов и ожиданий в семье может возникнуть конфликт с нормами и ожиданиями общества в целом. К сожалению, в наше время, уровень добрачной подготовки, который дает семья, явно недостаточный, и не все семьи в состоянии полностью обеспечить конструктивную подготовку молодого поколения к браку. В связи с появлением «новых правил» жизни, принятый во многих отношениях образец семьи часто не может быть использован молодыми людьми без какой-либо дополнительной профессиональной помощи. Кроме того, многие молодые люди наиболее важный период в их жизни проводят вне дома - в общежитии, на съемной квартире, и такое познание брачно-семейных отношений формирует очень разные правила поведения до брака.

Таким образом, подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что прямое влияние семьи и родителей на формирование добрачного поведения молодых людей является первичным и основным на сегодняшний день, те морально-нравственные и этические качества будущих брачных партнеров не прививаются профессиональными педагогами, поэтому успешность брака и стабильность семьи ничем не гарантирована. Под влиянием поиска жизненных идеалов у студентов формируются противоречивые тенденции в добрачном по-

ведении. Эти тенденции проявляются в широко распространяющемся равенстве между мужчинами и женщинами, терпимости к мужским и женским качествам и характеристикам, проявлении социальной активности в общении с противоположным полом, четко независимую позицию по вопросу о создании семьи и брака. Это свидетельствует о необходимости эффективной государственно -общественной системы подготовки молодежи к браку и семейной жизни, как целенаправленному процессу с участием многих агентов социализации (семьи, школы, вуза и т.д.), необходимых для полноценного развития личностно-ориентированных конструктивных семейных ценностей.

Должное внимание к проблеме добрачной подготовки подрастающего поколения, безусловно, создаёт условия для формирования личности с высокой культурой чувств и достойным нравственным поведением. Расширение знаний молодежи о браке и семье и других социальных аспектах жизни, несомненно, окажет положительное влияние на формирование положительных качеств будущего семьянина.

Библиографический список

1. Кон. И.С. Введение в сексологию [Текст]. М.: Медицина, 1988. - 319 с.

2. Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь [Текст] \ И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько \\ Москва, 1990. - 189с.

3. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика [Текст] \ И.С. Клецина. - Санкт - Петербург, 2004. - 315с.

4. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей [Текст]\ М.Р. Битянова - Учебное пособие. М.: ЭКСМО-пресс, 2001. -563с.

Bibliography

1. Con, I.S. Introduction to Sexology [Text]. - M.: Medicine, 1988. - 319 p.

2. Bityanova, M.R. Social Psychology: Science, Practice and Thoughtway: Study

Guide [Text] / M.R. Bityanova. - Moscow: Eksmo-Press, 2001. - 563 p.

3. Grebennikov, I.V., Kovinko, L.V. Family Education: Concise Dictionary [Text]

/ I.V. Grebennikov, L.V. Kovinko. - Moscow, 1990. - 189 p.

4. Kletsina, I.S. Psychology of Gender Relations: Theory and Practice [Text] / I.S. Kletsina. - St.-Petersburg, 2004. - 315 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.